Применение нетрадиционных материалов – как защита экологии или новые способы использования мусора для всеобщего блага.
методическая разработка по технологии на тему
Привлекать внимание к проблемам охраны окружающей среды, овладевать умениями преобразовывать и создавать новые вещи из бывших в употреблении материалов. Менять отношение людей к мусору.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Города нашей страны буквально задыхаются от мусора. Наши свалки занимают уже 2 тыс. кв. км — это две территории Москвы — и каждый год требуют еще 100 кв. км земли.
Мы уже привыкли к печальным пейзажам, украшенным пластиковыми бутылками и обрывками полиэтиленовых пакетов. Больно видеть замусоренную природу, ведь она от этого страдает. Все чаще мы употребляем термин “экологическая проблема”, говоря о загрязнении окружающей среды промышленными и бытовыми отходами.
Мы не привыкли задумываться о том, как уменьшить количество мусора и как его можно использовать вторично хотя бы на бытовом уровне, в условиях своего дома, квартиры.
Нужно менять отношение людей к мусору. Так у меня появилась идея предложить детям по-другому, более креативно взглянуть на мусор, который люди выбрасывают ежедневно, воодушевить их на использование его в своём творчестве на уроках технологии, кружках прикладного творчества, превратив ненужное в нечто прекрасное.
Изучив статьи в периодической печати, проанализировав опыт работы педагогов, я пришла к выводу, что на уроках технологии применяются в основном традиционные художественные материалы и техники и не достаточно широко используются нетрадиционные, так называемый «бросовый материал», недостаточно разработаны художественно – творческие задачи на вариацию, импровизацию с таким материалом. Желание использовать ненужный «бросовый» материал, так же как и желание экономить свои расходы, совсем не свидетельствует о нашей жадности и скупости. Это естественное желание любого нормального, рационально мыслящего человека.
Бросовый материал - это все, что можно было без жалости выкинуть, а можно и использовать, дав волю своей безграничной фантазии. Такие материалы давно используются в изготовлении самых разных изделии. В ход идет все: старые газеты, остатки строительного материала, флаконы от шампуня или крема, трубочки, пробки, пластиковые бутылки, тюбики от помады, коробочки от сока. И все это можно использовать в работе с детьми на уроках технологии и в кружках прикладного творчества.
Бросовый материал даёт детям чувство независимости от взрослых, так как его можно использовать по своему усмотрению, а главное - этот материал всегда можно найти. Он разнообразен, развивает детскую фантазию и воображение.
Использование «бытового мусора» приучает ребёнка к бережливости, он никогда не сломает игрушку, сделанную своими руками, к изготовлению которой приложил усилия и старание. А значит, такой ребенок в дальнейшем станет уважать и труд других людей.
Применение на уроках «мусора» как художественного материала имеет ряд положительных аспектов:
- экологический аспект: изготовление изделий из бросового материала конечно же полностью не решает глобальную проблему утилизации мусора, но как превращение обычного бытового мусора в оригинальные предметы обихода имеет место быть. Создавая работы под лозунгом «вторая жизнь вещей», ребята приучаются к практичности использования уже имеющего материала.
- социальный аспект: применение на занятиях «бросового материала» дает возможность привлечь для совместного творчества детей и родителей. Неравнодушие, заинтересованность родителей радует и вдохновляет детей. Очень важно вовлекать взрослых в мир ребенка, привлекать к активному участию в школьной творческой жизни ребенка и радоваться его успехам.
- экономический аспект: ребенок учится понимать, что использование вторичного сырья позволяет в какой-то мере экономить природные ресурсы. Бросовый материал является доступным по материальным затратам для большинства семей.
Но применение нетрадиционных материалов – это не только защита экологии или новые способы использования мусора для всеобщего блага. Такие занятия несут в себе огромную радость, которую доставляют детям игра, творчество, рукоделие, общение, решение общей задачи, проблемы. Радость оттого, что, на первый взгляд, ненужный предмет он превратил в полезную вещь, которая может пригодиться в быту или послужит хорошим подарком кому-либо. Экспериментируя разнообразием материала и способами его выражения, дети погружаются в состояние вдохновения и творческого порыва. Они очень гордятся своими шедеврами.
Занятия с применением бросового материала я планирую и провожу с детьми разного возраста: и с младшими школьниками, и ребятами среднего звена, и со старшими, ориентируясь на возрастные особенности учеников, даю мастер-классы для желающих.
Для реализации любого проекта необходимо создавать материальную базу. Для этого в начале года провожу беседы с родителями, раздаю им памятки, с указанием материалов, пригодных для творчества, знакомлю их с работами учеников. И в течение года собирается ненужный в доме хлам, но нужным нам отличный материал для творчества, в который нужно вдохнуть «вторую жизнь». Дальше работа строится следующим образом:
- знакомство детей с различными техниками: «плетение из газет», «кинусайга», «канзаши», лепка из «папье-маше» и др.;
- ребята продумывают свои произведения, делают эскизы, определяются с техникой;
- изготавливают свои поделки с моей помощью и помощью родителей.
Сегодня тенденция мирового сообщества к защите окружающей среды, являет на свет увлечения, и даже новые направления в искусстве. Молодые художники и дизайнеры творят необыкновенные картины, скульптуры, предметы интерьера и даже детали гардероба из обычного мусора.
Я знакомлю ребят с новым направлением современного искусства – Трэш (англ.) - мусор - искусство, где задействован старый хлам, который люди отправляют на свалку. Дети с удивлением и восторгом рассматривают произведения художников, работающих с «мусором».
Я не ставлю целью сделать из учащихся специалистов в той или иной области изобразительного искусства, а пытаюсь почувствовать, как происходит процесс творчества, дать понимание свободы творчества, свободы от стереотипов мышления, развивать у ребенка чувство свободы в процессе поиска вариантов создаваемых образов. Я уверена, что кем бы ни стали мои ученики в дальнейшем, все это обязательно пригодиться им в жизни.
Одной из форм результативности являются выставки детских работ. Творческие работы детей с успехом принимают участие в выставках, конкурсах различного уровня.
Мастер-класс по изготовлению декоративной вазы из бумажных трубочек с использованием техники «канзаши»
Коллективные работы учеников 6 А,7А классов. Работы в технике «Кинусайга»
Работы в технике «папье- маше» представляет ученица 5 Б класса Долнер Александра:
Мне очень нравится эта техника, так как материалы для нее абсолютно доступны и бесплатны - это ненужные бумаги, салфетки, обрабатываемые определенным способом. Мне также нравится украшать в этой технике разные вазочки, кашпо и т.д.
Мы получаем газеты, после чтения их выбрасываем. Я подумала, что можно использовать бумагу в качестве «бумажной лозы» и дети с удовольствием занимаются плетением.
Ученица 7С класса Киселева Катя. Техника-плетение из «бумажных трубочек».
«Эту корзинку я сплела из бумажных трубочек в преддверии Светлой Пасхи».
На празднике Масленицы мы не отступили от нашего правила: все в дело. Чучело тоже было из бросового материала-это старые ненужные вещи, бумага и деревянная крестовина.
Я очень надеюсь, что наши работы с использованием бросового материала понравятся. И многих вдохновят использовать подходящие для творчества отходы, и от этого наша планета станет чуть-чуть чище!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...
НОД по использованию нетрадиционных материалов для мелкой моторики
Автор: Гурылина Л.В., воспитатель МДОУ-детский сад «Ручеёк» г.Серпухов,Московская обл.Тема :"Мои пальцы все расскажут, все сумеют, все покажут\'\'Цель: повышение педагогич...
Презентация к уроку экологии на тему Люди и мусор: кто кого?
Внеклассное мероприятие...
Методическая разработка "Создание художественного образа с использованием нетрадиционных материалов"
Техника коллажа для выполнения серии работ была выбрана мной не случайно, коллаж предоставляет новые возможности экспериментирования с самой материей, с предварительно вырезанными формами объект...
«Использование нетрадиционных материалов в графике»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по проведению уроков графики...
Маркировки и способы утилизации мусора
Одной из актуальных задач, с которой встречаются школьники, в т.ч. на уроках биологии и в рамках факультативов по экологии, является практическое применение полученных знаний. Данная работа представля...