Использование метода творческих проектов на занятиях по внеурочной деятельности художественно-эстетического направления
статья по технологии на тему
Описание опыта работы использования метода творческих проектов на занятиях по внеурочной деятельности художественно-эстетического направления
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_tvorcheskih_proektov_na_vneur._deyat.docx | 23.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новороссийская средняя школа»
Использование метода творческих проектов
на занятиях по внеурочной деятельности
художественно-эстетического направления
Автор:
Лышко Наталья Геннадьевна
учитель ИЗО и технологии
МБОУ «Новороссийская СШ»
Алтайского района
2016 год
«Истоки творческих способностей и дарование детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли…. И чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В.А. Сухомлинский.
Одной из педагогических задач сегодня является внедрение в образовательный процесс таких развивающих технологий, которые помогают детям не только овладевать определенными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и развивать их творческий потенциал. Важная роль при выполнении этих задач отводится занятиям по внеурочной деятельности.
Практика показывает, что для учителя задача развития творческих способностей учащихся является наиболее сложной и трудно реализуемой. С одной стороны, нужно для каждого ученика создать такие условия, которые позволят ему творчески подойти к решению различных проблем, с другой стороны, это должно происходить в рамках программы. Именно поэтому правильно выбранные технологии образования помогают учителю определить ту возможную меру включенности учащихся в творческую деятельность, которая делает обучение интересным в рамках внеурочной деятельности. Т.к. внеурочная деятельность призвана развивать творческий потенциал ребенка, хотелось бы определить само понятие творчества.
Как известно, творчество - это деятельность человека, направленная на создание какого-либо нового, оригинального продукта в сфере науки, искусства, техники и производства
Исходя из этого, творческая деятельность - деятельность, способствующая развитию целого комплекса качеств творческой личности; стремления добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы; самостоятельность в выборе и решении задачи; трудолюбие; способность видеть главное.
Значит, творческая личность - это человек, овладевший подобной деятельностью. Творческая личность рождается тогда, когда учащиеся учатся самостоятельно применять свои ранее полученные знания, умеют представить себе объект, о котором идет речь, сравнить с другими, сделать выводы, выразить свое отношение к объекту.
И тут как нельзя, кстати, подходят слова Михаила Николаевича Скаткина:
«Начинать целенаправленное развитие творческого мышления надо как можно раньше, чтобы не упустить весьма богатые возможности детского возраста»
Поэтому одной из приоритетных проблем в современном образовании является проблема раннего выявления творческих способностей обучающихся.
Задача педагога состоит в том, чтобы выстроить свою педагогическую деятельность так, чтобы создать условия, при которых любой ребёнок мог продвигаться по пути к собственному совершенству, умел мыслить самостоятельно, нестандартно.
Система дополнительного образования имеет все возможности для того, чтобы, учитывая индивидуальные особенности и интересы детей, учить всех по-разному, причем содержание и методы обучения могут быть рассчитаны на разные уровни умственного развития детей и корректироваться в зависимости от конкретных
возможностей, способностей и запросов ребенка. Выявлять и развивать творческие способности можно через кружки.
При выявлении творческих способностей на занятиях по внеурочной деятельности объединения «Фантазия» я уделяю особое внимание креативности, работоспособности и трудолюбию, и стараюсь развивать эти качества.
На занятиях по внеурочной деятельности , наблюдая за работой учащихся, стараюсь создать условия для заинтересованности детьми декоративно-прикладным творчеством.
Чтобы раскрыть дарование, способности к творчеству у ребенка, существует много путей, но я остановилась на методе творческих проектов.
Работая над проектом, каждый ученик проявляет активность, самостоятельность, вносит свой вклад в общее дело, несет ответственность за конечный результат, получает удовольствие от чувства уверенности в себе, от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание, у учащихся формируются исследовательские и коммуникативные умения.
Творческий проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению значимой для учащихся проблемы, завершающихся созданием продукта. Особенность проекта в том, что при его реализации не задается порядок действий, проектировщики сами определяют весь набор необходимых средств, материалов и действий, с помощью которых будет достигнут результат. В основе такой деятельности лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие их критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.
Особенность системы выполнения проектов – совместная творческая работа учителя и учащегося.
При организации работы учащихся по методу проектов использую не только индивидуальную самостоятельную работу учащихся, но и групповую. Групповая работа привлекает участников своей деловой направленностью, общением, возможностью лучше узнать одноклассников, сравнить себя с ними, и расширить зону для самооценки.
Работа над проектом ведётся поэтапно.
Подготовительный этап
На этом этапе важным является погружение в проект: мотивация деятельности учащихся, определение темы, проблемы и целей. Тема проекта должна быть не только близка и интересна, но и доступна ученику.
На этом этапе происходит разработка проекта: выбор конструкции, материала, технологии изготовления, инструментов; организуется деятельность школьников, определяются группы по направлениям деятельности, выделяются цели и задачи каждой группы, определяются роли каждого участника. Планируется работа.
Практический
Учащиеся сами создают то, что они разработали. На этой стадии они могут внести изменения в проект.
В процессе реализации проекта учащиеся выполняют упражнения, которые способствуют закреплению определенных знаний, умений и навыков:
- коммуникативных;
- навыков по преобразованию материалов;
- навыков работы с информацией.
Презентационный
Особое внимание требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита проекта), где учащиеся докладывают о проделанной ими работе.
При защите своего проекта учащиеся учатся убеждать своих одноклассников, учителя в значимости работы, показывают свою компетентность в специальных вопросах, касающихся проекта, старательность, добросовестность при выполнении задания, уровень творчества.
После защиты проекта можно изделие подарить, оформить выставку проектных работ. Важно, чтобы дети ощутили потребность в изготовленных изделиях. Почувствовали атмосферу праздника за доставленную людям радость.
Суть работы над проектом можно уложить в формулу «пять П»:
Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт - Презентация.
Шестое «П» проекта - его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта (эскизы, схемы, рисунки и т.д.)
Приведу примеры творческих проектов, выполненных учащимися на занятиях по внеурочной деятельности объединения «Фантазия».
И эта работа принесла свои плоды, которые приятны и мне, и детям, потому что их оценили по достоинству, похвалили:
1. Творческий проект «Сувенирные куклы в национальных костюмах»- II Республиканская выставка-конкурс «Куклы в национальных костюмах» - I место;
2. Творческий проект «Народная кукла - оберег»- Районная НПК- II место;
3. Творческий проект «Подарок маме своими руками» - Республиканский конкурс учебных проектов по технологии - I место;
4. Творческий проект «Кружевное яблоко» - Районная олимпиада-призер;
5. Творческий проект «Плетение из бумажной лозы» - Районная НПК- I место;
6. Творческий проект «Часы - солнце» - Районная Олимпиада по технологии – призер;
7. Творческий проект «Хозяйка медной горы» - Районная Олимпиада по технологии – призер;
8. Творческий проект «Сказочная птица» - Районная Олимпиада по технологии – I место;
9. Творческий проект «Птица Хыс - хылых» - Республиканская НПК «Диалог культур – культура диалога» - I место, Республиканская выставка – конкурс «Мир детской фантазии» в номинации «Декоративное панно» - диплом I степени, Республиканский конкурс «»Моя малая родина: природа, культура, этнос», Районная Олимпиада по технологии - II место.
Это наши, так сказать крупные работы, которые принесли ощутимые, значимые результаты. Но есть еще много работ в различных техниках, участвовавших в различных конкурсах, выставках и просто подаренных родным и близким оригинальные, единственные в своем роде изделия, которые спроектированы и сделаны детьми, посещающими объединение.
Результаты показывают, что использование на занятиях кружка метода творческих проектов способствует развитию знаний, умений, навыков для решения физиологических, эмоциональных, интеллектуальных, социальных потребностей, формированию мотива к творческой деятельности.
И, как показывает мой опыт работы, метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться во внеурочной деятельности художественно-эстетического направления.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ:
- https://sites.google.com/site/nellistepanenko/home/metodiceskaa-rabota/proektnaa-deatelnost-aprel-2011
- http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2014/08/13/sozdanie-usloviy-dlya-ispolzovaniya-sovremennykh
- http://www.pandia.ru/text/77/302/27268.php
- http://pedsovet.su/load/145-1-0-2265
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование метода творческих проектов на уроках технологии
В обучении технологии важное место отводится методу проектов. Под проектом понимается самостоятельная творческая работа учащихся, выполненная от идеи до ее воплощения в жизнь под контролем и при консу...
Программа внеурочной деятельности художественно-эстетической направленности "Юный художник" 5 класс (ФГОС)
Программа внеурочной деятельности по изобразительному искусству 5 класс (ФГОС)...
Программа внеурочной деятельности художественно-эстетического направления «Восхождение к истокам» (для учащихся возраста от 12 до 15 лет)
Приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям и традициям родного края, к эстетическим и нравственным ценностям своего народа должно осуществляться на всех ст...
Рабочая программа внеурочной деятельности художественно-эстетического направления "Экология рукоделия" 6 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности художественно-эстетического направления "Экология рукоделия" 6 класс. Работа в кружке «Экология рукоделия» - прекрасное средство развития творчества, эко...
Мастер-класс по теме «Использование творческого проекта на уроках и внеурочной деятельности»
В своей практике я давно использую проектное обучение. Этот метод позволяет отойти от авторитарности в обучении, всегда ориентирован на самостоятельную работу учащихся. С помощью творческого проекта у...
Рабочая программа внеурочной деятельности художественно – эстетического направления "Волшебный карандаш" 2-3 классы
Цель данной программы — раскрыть и развить потенциальные способности, заложенные в ребенке. Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности. Знакомить детей с различными видами изобразите...