Применение ПД на уроках технологии
статья по технологии (5 класс) на тему

Каюмов Рамиль Рафикович

   Выполняя проекты, учащиеся на собственном опыте составляют представление о жизненном цикле изделий – от зарождения замысла до материальной реализации и использования на практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primenenie_pd_na_urokah_tehnologii.docx19.6 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы учителя технологии Каюмова Р. Р.

«Применение проектного метода обучения на уроках технологии»


Чем больше мастерства в детской руке,

тем умнее ребёнок.

Силы ума крепнут по мере того,

как совершенствуется мастерство,

но и мастерство черпает

свои силы в разуме.

В.А.Сухомлинский

      Говорят любая профессия – врач, шахтёр, инженер, артист и т.д. – начинается с учителя. Я думаю, что ориентировать в мир профессий, проявлять фантазию и индивидуальность, подготовить к самостоятельной трудовой деятельности может только учитель технологии. Вот уже 1 год я преподаю технологию в школе.

Много было радости, огорчения, промахов и неудач. Всё пережитое и передуманное приобрело определённое название – опыт и мастерство. Предмет «Технология» - особенный. Он знакомит детей с современными технологиями, помогает ориентироваться в мире профессий, проявлять свою фантазию и индивидуальность, подготавливает их к самостоятельной трудовой деятельности. Данный предмет создаёт атмосферу здорового соперничества и учит сотрудничеству.
   За 1 год работы в школе на собственном опыте убедился, какими большими возможностями обладает наш предмет для развития у детей творческого начала.
На своих уроках я стараюсь научить школьников думать, анализировать, выдвигать идеи, творчески подходить к решению любых задач, ценить прекрасное. 
  Обучение технологии в национальной школе имеет свои особенности. Роль школы состоит в том, чтобы, учитывая интересы, способности и потребности, поддерживать в учениках естественную любознательность, не потерять навыки труда, заложенные семьёй. Что я как учитель технологии могу сделать, чтобы у детей возник интерес к предмету, к самому процессу добывания знаний? Как при этом учитывать особенности ребенка? Вот, пожалуй, главные вопросы, волновавшие меня, когда обдумывались новые формы работы. Одной из таких удачных находок и стали творческие проекты.

    Поэтому, начав свою трудовую деятельность в сельской школе, я начал работать над созданием творческих проектов на уроках технологии с целью развить у учащихся желание учиться и творчески мыслить, сформировать основы креативного мышления и толерантного поведения. Это позволило бы местным школьникам уже сегодня повышать уровень социализации, обеспечивать каждому учащемуся возможность достойной и полноценной жизни в обществе.

Еще А.С. Макаренко говорил: «Нет методов заведомо плохих, либо хороших, только в системе педагогических средств может быть дана их объективная оценка, проверенная опытом».

   Выполняя проекты, учащиеся на собственном опыте составляют представление о жизненном цикле изделий – от зарождения замысла до материальной реализации и использования на практике.

Организуя работу над проектами, всегда начинаю с изучения интересов учащихся, выбора и обосновании тематики проектов и подготовки учеников к работе по этим  проектам.

     При выборе тем проектов в среднем звене максимально учитываю их мнения и  пожелания. Это повышает у них уверенность в своих силах, развивает мышление и фантазию, учит соизмерять свои силы и возможности, стимулирует волю к обучению.

Рекомендуя темы творческих проектов, стараюсь учитывать возможность реализации межпредметных связей, преемственности в обучении.

Учащиеся должны выбрать для себя объект проектирования – изделие, которое они действительно хотели бы усовершенствовать, предложить для конкретного использования, чтобы удовлетворить реальные потребности людей.

Ребята, которым очень тяжело дается выполнение творческих проектных работ, получают задание на изготовление конкретного изделия.

 Приведу тематику некоторых реализованных моими учениками проектов: «Набор разделочных досок», «Скалка», «Подставка», «Скамейка» и др.

   Выполнение творческого проекта обязательно завершается его защитой перед всем классом. Защита проектов проводится  в форме лекций, презентаций или выступлений. Для выступления каждому учащемуся дается 5-7 минут. Это мероприятие стимулирует формирование у детей чувства ответственности и вносит дух здоровой состязательности.

При защите своего проекта ученик представляет своё изделие и аргументирует выбор данной темы проекта, предоставляет экономические расчёты, перечень используемых материалов и вспомогательной литературы.

По окончанию защиты ставится итоговая оценка творческого проекта, которая не только подводит итог труда учащегося, но имеет большое воспитательное значение. При оценке защиты творческого проекта учитывается также качество доклада, деловые и волевые качества выступающего. При этом я считаю, что и при выполнении работы по проекту на каждом занятии нужно выставлять текущие оценки, которые подтягивают, дисциплинируют ребят, и учитывать их при подведении итогов работы. В течение учебного года проводим с учащимися конкурсы на лучшую работу.      В обсуждении работ принимают участие ученики, администрация школы и педагоги. На заключительном этапе работы над проектами подводим итоги, устраиваем отчетные выставки. Эти выставки нужны детям, так как для них это радостное, волнующее событие, своеобразный отчет о результатах творческой деятельности.

     Опыт использования метода проектов на моих уроках дает возможность сделать вывод о том, что у учащихся сформирован устойчивый познавательный интерес к предмету. У детей раскрылись способности, о наличии которых я даже и не подозревал, они успешно стали управляться с тем, что было недоступно им ранее. Дети с интересом берутся за выполнение самых сложных проектов и часто находят интересные способы их решения. 
   Улучшился и общий психологический климат на уроках: ребята не боятся ошибок, помогают друг другу, с удовольствием участвуют в различных мероприятиях, проводимых как в школе, так и на районном уровне. Мои ученики были награждены

   Применение на уроках метода проектной деятельности даёт положительный результат, о чём можно судить по позитивной динамике успеваемости в классах, в которых я преподаю технологию. Средний качественный показатель ЗУН учащихся стабильный, 100% . Прелесть детских изделий – в их неповторимости. Их фантазия, настойчивость в достижении поставленной цели безграничны. Они изо всех сил стараются, чтобы было красиво. И это прекрасно уже само по себе. Ведь любое изделие надо не только создать своими руками и украсить её неповторимыми узорами, но прежде всего, придумать его в воображении. Таким образом, в свои работы дети вкладывают и фантазию, и вкус, и умения. А это и есть процесс воплощения творческого замысла. При создании проекта работает все – от фантазии до логики. Ведь работа над проектом опирается на другие школьные дисциплины: физику и математику, химию и биологию, а также на историю и литературу. Подумать здесь всегда есть о чём. Свобода выбора, индивидуальность и самостоятельность – неотъемлемая часть процесса обучения проектной деятельности. Практическая значимость разработанных и выполненных проектов неоспорима, так как они продолжают жить, приносить пользу, пополняют и обновляют материальную базу кабинета и школы. Изготовив реальный предмет его можно использовать в играх, развлечениях, в быту, также в качестве подарков и сувениров. Знания, умения и навыки, полученные учащимися при выполнении проекта, активно используются на других предметах и всегда могут пригодиться в жизни.

  Применяя проектный метод на уроках технологии, я с полной уверенностью могу сказать, что каждый урок технологии – это урок творческого вдохновения и радости, которое будет многократно воспроизведено детьми во взрослой жизни. Пусть это будет жизнь, полная красоты и духовности. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет: Применение ИКТ на уроках Технологии (обслуживающий труд)

Использование информационных технологий на уроках раскрывает огромные возможности компьютера как средства обучения. [[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"3816106","attribute...

Особенности применения ИКТ на уроках технологии

Данная статья знакомит читателей с методикой примения ИКТ на уроках технологии повышение эффективности учебного процесса....

применение ИКТ на уроках технологии

Уровень современного учителя не должен отставать от уровня современного ученика. Для этого педагогу необходимо:умение пользоваться компьютером и другими цифровыми средствами;умение пользоваться ...

Эффективные методы применения технологии проблемного обучения и технологии применения ИКТ на уроках математики

Статья о б Эффективных методах применения технологии проблемного обучения и технологии применения ИКТ на уроках математики...

Применение ИКТ на уроках технологии

Одной из главных целевых установок образовательной области «Технология» является развитие и воспитание широкообразованной, культурной, творческой, инициативной и предприимчивой личности. Поэтому на уч...

Применение ИКТ на уроках технологии

Культура общения, правила коммуникации являются важной компетенцией современности. Практикум правила разрешения конфликта, развитие умений анализировать конфликтные ситуации и разрешать конфликты....

«Применение ЦОР на уроках технологии»

Компьютерные  технологии применяются для создания наглядных пособий, нехватка которых остро ощущается в процессе преподавания технологии. Применение  компьютерных слайд - фильмов способствуе...