Конструкт вводного занятия по модулю (проект) в 7 кл. с целью развития опыта творческой деятельности.
план-конспект урока по технологии (7 класс) на тему

Герсанова Елена Александровна

   Обоснование актуальности поставленной для решения проблемы (задачи) 

Опыт творческой деятельности - один из компонентов содержания образования, и необходимость его формирования в первую очередь связана с необходимостью удовлетворения личностных запросов учащихся Каждый ученик стремиться к раскрытию собственного потенциала данного ему от природы а чтобы самореализоваться в современном обществе нужно уметь эффективно решать проблемы, совершенствовать и применять приобретенные знания и умения, грамотно работать с информацией, уметь сотрудничать то есть иметь определенный опыт творческой деятельности.

Следовательно, чтобы замечать, открывать и воспитывать творцов, необходимо учить учащихся способам решения творческих задач и проблем, а также создавать благоприятные условия для раскрытия и развития их индивидуальных врожденных способностей.

Проблема становления творческой личности является одной из основных педагогических проблем требующих глубокого исследования. Ее актуальность обусловлена изменениями, происходящими в социально- экономическом развитии страны, потребностью общества в самостоятельных, ответственных творческих личностях, способных к непрерывному повышению интеллектуального уровня, обладающих информационной культурой.

Обучение проектным методом развивает социальный аспект личности учащегося за счет включения его в различные виды деятельности в реальных социальных и производственных отношениях.  Это образовательно-воспитательный процесс, ориентированный на развитие учащихся и их самореализацию в деятельности.

Сегодня применение метода проектов становиться тем более актуально, что такая форма обучения стимулирует творческое отношение к труду – отмечается в проявлении инициативы и интереса к своим разработкам.

Учащиеся, выполняя проект, приобретают не только необходимые знания, умения и навыки, но развиваются как личность, получая необходимый заряд для самоопределения в будущей взрослой жизни. Метод проектов - система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов.

Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству...»

Мотивация творчества относится к самым важным компонентам опыта творческой деятельности От сформированное™ мотивов зависит, пожелает ли учащийся решать творческие задачи или нет предложит ли оригинальное решение. Мотивация творчества может быть обусловлена интересом к той или иной науке осознанием необходимости изучения соответствующего школьного предмета для подготовки к будущей' профессии. На мотивацию оказывает влияние мнение одноклассников, родителей и учителя Немаловажен мотив самоутверждения.

Роль учителя развивать у учащихся желание и стремление к творческой деятельности. Урок должен так быть поставлен, чтобы ученик «утонул с головой», занимаясь определенной деятельностью

Ученик должен понимать, что опыт, который он получает на уроке, пригодится в жизни, а качества, которые он развивает их у себя в процессе работы, обязательно будут нужны во взрослой жизни Родители заинтересованы в развитии творческих способностей у своих детей, ведь это поможет ему в дальнейшей жизни, креативные, творческие люди всегда были на особом счету, их ценят как неординарных сотрудников. Надо активно участвовать в его жизни, вместе делать какие-то «поделки», где бы он принимал самостоятельные решения,

Скачать:


Предварительный просмотр:

Схема описания конструкта урока.

Класс: 7

Тема: «Последовательность выполнения творческого проекта. Работа над проектом».

Цель занятия: разъяснить особенности и алгоритм изготовления творческого

творческого проекта.

Задачи:

обучающие:

разъяснить основные положения творческого проекта;

ознакомить учащихся с направлениями, по которым можно выбрать творческий проект;

ознакомить учащихся с критериями выбора изделий, содержанием проекта;

ознакомить учащихся с последовательностью выполнения творческого проекта;

формировать навыки учащихся по выполнению проекта; помочь с выбором темы проекта;

помочь с разрабткой эскиза проекта.

 воспитательные: (в основном трудовое)

воспитание аккуратности; воспитание эстетического вкуса.

развивающие (умственное - анализ, синтез, сравнение):

развить навыки по планировании своей работы;

развитие навыков творческой деятельности

Содержание.

План-конспект урока «Последовательность выполнения творческого проекта. Работа над творческим проектом».

Организационный момент.

Здравствуйте, девочки! Садитесь. Пока вы достаете свои ручки и тетради, давайте проверим присутствующих (далее идет перекличка - учитель по журналу называет имя и фамилию, а учащаяся поднимает руку и говорит «здесь»). Присутствуют все. Ну что ж, давайте теперь откроем тетради и запишем число и тему урока (на доске написано число и тема - дети это переписывают в свою тетрадь). Все записали? Хорошо. Теперь положите ручки и послушайте. Сегодня мы с вами узнаем, по каким направлениям вы будете выбирать творческий проект, ознакомимся с критериями выбора изделия, с последовательностью выполнения творческого проекта, вы определитесь с выбором темы проекта и сможете разаработать эскиз вашего изделия.

Повторение.

Но для начала давайте повторим то, что мы прошли на прошлом уроке. (Учитель задает

вопросы, учащиеся отвечают)

Итак:

Зачем проводится вторая примерка?

От чего зависит выбор способа обработки нижнего среза изделия?

Назовите виды обработки нижнего среза изделия.

Какие операции выполняются при окончательной отделке изделия?

Молодцы. Мы с вами закончили большое раздел, а теперь перейдем к новому. Он назвается «Проект».

Объяснение нового материала.

В начале года мы с вами говорили, что проверкой ваших сил, знаний, умений, творческих начал должно стать выполнение творческих проектов. Здесь вам дается широкое поле для выбора.

Предлагаю вам несколько направлений для творчества: (называя направления, учитель параллельно показывает объекты труда, которые можно изготовить а рамках каждого из них) конструирование, моделирование и изготовление одежды; 

разработка сценария какого-либо празника;

различные виды рукоделия (лоскутная техника, вязание на спицах, крючком, макраме и т.д.); оформление интерьеров (изготовление занавесок, штор, различных декоративных изделий); разработка меню и варианта оформления праздничного стола.

Вы можете выбрать проект по своему усмотрению, можете объединиться в группы и

выполнять групповой проект, но тогда необходимо увеличить его сложность.

Теперь послушайте последовательность выполнения проекта: (учитель рассказывает, говоря про каждый этап самое основное).

1)Организационно-подготовительный этап

 выбор темы проекта, обсуждение его учителем; 

 разработка эскиза изделия; 

 обоснование выбора;

 подбор материалов для выполнения проекта; предварительный подсчет себестоимости.

2)Технологический этап:

конструирование базовой конструкции;  моделирование изделия;

составление технологической последовательности изготовления изделия;  выбор оборудования; 

 изготовление изделия.

3)Заключительный этап:

 оформление проекта и подготовка его к защите.

Теперь давайте законспектируем последовательность выполнения творческого проекта, чтобы она была у вас перед глазами и вы могли правильно распределить свое время. (Учащиеся записывают под диктовку учителя последовательность выполнения творческих проектов).

Итак, а теперь давайте посмотрим, какие проекты были сделаны учащимися прошлых 7 классов. Я покажу вам самые лучшие работы. (Учащиеся вместе с учителем просматривают лучшие творческие работы, обращая внимание на выбор темы, оформление проекта). Я надеюсь, что полученные рекомендации послужат вам отправной точкой в вашей работе. Все остальное может быть плодом вашего творчества и мастерства. 

Выполнение лабораторно-практической работы. Вводный инструктаж.

Сейчас мы находимся в самом начале длинного пути по изготовлению ваших проектов. Чтобы начать работу в данном направлении вам необходимо определиться с темой вашего проекта. Подумайте, чем вам было интересно заниматься на уроках технологии, что вы умеете и можете и что хотите научиться делать и, исходя из этого, определитесь с темой. Кстати, если вы хотите делать проект не один, то поищите единомышленников, ведь интереснее работу делать с кем-то. И также подумайте, что в рамках выбранного направления вы бы хотели сделать, какое изделие вы хотите сделать и с какой целью. Кто уже решил, чем хочет заниматься - подзовите меня, я оценю сложность вашей идеи и объем необходимых работ и исходя из этого, вы сможете внести необходимые коррективы. Когда ваша идея будет утверждена, можете приступать к этапу разработки эскиза изделия. Кстати,

здесь открывается полнейший простор для вашей фантазии, только помните о правилах работы с ручными инструментами. Давайте, кстати, их повторим. (Дальше идет повторение ТБ, а также сообщает критерии оценивания на этом уроке).

(К учителю подходят учащиеся по очереди и предлагают свои идеи, учитель помогает им определиться с темой и целью проекта, предлагает пути поиска информации. Если кто-то долго не может определиться, учитель помогает ему выбрать тему и цель). Текущий инструктаж.

(После того, как все определились с темой и целью будущего проекта и учитель внес свои коррективы, учитель ходит между учениками, следит за их работой, помогает советами в

разработке эскизов) Заключительный инструктаж.

На сегодня наше время подходит к концу. Можете убирать свои рабочие места. Все уже успели определиться с темой будущего проекта и многие уже придумали, как будет выглядеть их будущее изделие. (Далее учитель анализирует деятельность учащихся на уроке, комментируя допущенные ошибки).

Заключительный этап.

В целом, урок прошел плодотворно, вы справились со всей намеченной на сегодня

работой. Единственное, на что хотелось бы обратить ваше внимание - это то, что необходимо четко планировать свою деятельность и соблюдать ее график, чтобы к сроку успеть сдать свои работы.

Теперь откройте тетради и запишите домашнее задание. (Учитель диктует домашнее задание)

Далее учитель оценивает работу учащихся на уроке. Дежурные, уберите, пожалуйста, в мастерской. Урок окончен. Досвидания.

Деятельность учителя

Совместная

деятельность

учителя и

учащихся

Деятельность учащихся

Структу

рные

компон

енты

урока

Формируем

ые понятия,

умения,

отношения

Уровн

и

усвоен

ия

учебно го

матери

ала

Методы

и

приемы

препода

вания

Формы

органи

зации

обучен

ия

Средст

ва

обучен

ия

Способы

учебной

деятельное

ти

Звенья

процесса

усвоения

организ

ационн

ый

момент

формирован

ие

представлен

ий 0

содержании

занятия,

формирован

ие умения

организоват

ь свое

рабочее

место,

мотивация

учащихся на

дальнейшую

работу

запоми

нание,

понима

ние

словесн

ые

монолог

ические

-

рассказ,

фронта

льная

«Живо

е

слово»

слушают

учителя,

записываю

т тему,

подготавл

ивают свое

рабочее

место

запоминаю

ттему

урока,

понимают

цель

урока.

повторе ние

изучены ого

материа ла

актуализаци

я знаний,

полученных

на прошлом

уроке,

обобщение

жизненного

опыта

учащихся

запоми

нание,

различ

ение,

понима

ние

монолог

ические

(рассказ

обобщен

ие

выводов

переход

к теме),

устный

опрос

(по

прошло

й теме)

фронта

льная

«Живо

е

слово»

Слушают учителя, отвечают на поставленные вопросы, осознанно и быстро включаются в учебно-познавательную деятельность на основе опорных знаний.

воспроизв

одят

информац

ию

(понимают

критерии

выбора

способа

обработки

нижнего

среза

изделия;

знают

виды

обработки

нижнего

среза

изделия,

знают

операции,

которые

выполняю

тся при

окончатель

ной

отделке

изделия),

полученну

ю на

прошлом

уроке,

обобщают

знания,

имеющиес

я у них по

данной

теме.

изложен

ие

нового

материа

ла

формируете

я понятие о

последовате

льности

выполнения

творческого

проекта,

дается

представлен

ие о

направления

х, по

которым

можно

выбрать

тему

проекта,

формируете

я

представлен

ие об

объектах

труда,

которые

можно

выполнить,

о том, как

должен

выглядеть

готовый

проект.

различ

ение,

запоми

нание,

понима

ние

словесн

ые

(рассказ,

объясне

ние),

наглядн

ые -

демонст

рация

наглядн

ых

пособий

(готовые

объекты

труда,

выполне

нные

ранее,

полност

ью

сделанн

ые

проекты

)

фронта

льная

Живое

слово,

готовы

е

издели

я,

готовы

е

проект

ы

(издел

ия с

сопров

одител

ьной

записк

ой)

запоминаю

т

информац

ию,

записываю

т нужные

моменты в

тетрадь,

задают

вопросы,

отвечают

на

вопросы,

рассматри

вают

имеющиес

я работы.

понимают

последоват

ельность

выполнени

я

творческог

о проекта,

представля

ют, как

должне

выглядеть

готовый

проект,

анализиру

ют данные

напралени

я для

выбора

выполн

ение

практич

еской

работы

осуществляете

я мотивация

учащихся,

консультирует

учащихся по

выбору темы,

формируются

навыки по

выполнению

творческого

проекта,

развивается

опыт

творческой

деятельности,

формируется

умения

планировать

свою работу,

формируется

умение

разработки

эскиза,

осуществления

выбора.

принятия

решения.

развиваются

умения работы

с ручными

инструментами

, закрепляется

знание правил

работы с

ручными

инструментами

. Происходит

обеспечение

усвоения

новых знаний и

формирование

практических

умений.

Анализ и

оценка

выполненных работ.

на

уровне

знаний

различ

ение,

воспор

изведе

ние, по

нимани

е,

примен

ение,

на

уровне

умений:первоначальный, операционный, умение работать с ручными инструментами – до тактического.

словесн

ые

(объясне

ние,

беседа

инструк

тирован

ие),

практич

еские,

лаборат

орно-

практич

еская

работа)

фронта

льная,

индиви

дуальн

ая,

группо

вая

Живое слово

Слушают объяснение, повторяют тб,

осуществляю

т выбор

темы

проекта,

предлагают

свои идеи,

мысли,

придумываю

т вид

будущего

изделия,опре

деляют

расцветку

будущего

изделия,

разрабатыва

ют эксизы

будущего

изделия,

убирают

рабочее

место,

осуществляю т

самоконтрол ь,

самостоятель ное

выполнение задания

нализиру ют,

сравниваю т

направлен ия, данные для выбора темы, придумыва ют

будующий объект труда, на основе собственн ых знаний, фантазий, имебщегос я опыта творческой деятельное ти создают эскиз объекта труда.

заключи тельный этап

обобщение

работы,

проделанной

за урок,

выявление

положитель

ных и

отрицательн ых моментов урока.

понима ние

словесн ые

(объясне ние)

фронта льная.

живое слово

убирают мастерску ю, задают вопросы, учавствую т в

обсуждени и урока

Самоанализ и самооценка достигнутого на уроке

Возможные процедуры диагностики достижения цели и решения педагогических задач.

В качестве диагностики будет оценка того, как они поняли, что им нужно представить в

Итоге и как они соблюдают график  выполнения работы, вовремя ли выходят на защиту и

какое качество их работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие опыта творческой деятельности на уроках географии и во внеурочное время

 Опыт творческой деятельности – особый компонент содержания образования. Усвоение подрастающим поколением опыта творческой деятельности обеспечивает развитие социальной культуры общества.Опыт – это чу...

Развитие опыта творческой деятельности на уроках географии и во внеурочное время

 Опыт творческой деятельности – особый компонент содержания образования. Усвоение подрастающим поколением опыта творческой деятельности обеспечивает развитие социальной культуры общества.Опыт – это чу...

материалы для развития опыта творческой деятельности учащихся

Представлен  материал по применению информационно - коммуникативных технологий, интегрированному подходу в обучении, формированию ключевых компетенций учащихся,  стимулированию их творческой...

Развитие опыта творческой деятельности обучающихся

В практике современной школы учитель нередко сталкивается с проблемой полного равнодушия к результатам обучения со стороны  школьников. Неуклонно растет число детей, характерной особенностью кото...

Конструкт вводного занятия по предмету «Технология» для учащихся 5 кл., ориентированный на решение обозначенной проблемы.

1.Обоснование актуальности поставленной для решения проблемы (задачи). Один из главных показателей педагогического мастерства в том, что обучаемый желает сделать что-то сам. Ведь истинный источн...

Досугово-развлекательные мероприятия для развития опыта творческой деятельности и развития творческих способностей учащихся.

Всестороннее развитие личности школьника, наряду с получением образования, невозможно без активной, насыщенной досуговой жизни в школе. Организационно-содержательное наполнение школьной жизни нев...

Досугово-развлекательные мероприятия для развития опыта творческой деятельности и развития творческих способностей учащихся.

Всестороннее развитие личности школьника, наряду с получением образования, невозможно без активной, насыщенной досуговой жизни в школе. Организационно-содержательное наполнение школьной жизни нев...