Программа кружка "Кукла своими руками"
рабочая программа по технологии (5, 6 класс) на тему
Представленная программа занятий кружка «Кукла своими руками» предложена для учащихся 4-6 классов. Целью данной программы является развитие познавательного интереса, творческих способностей и нравственных качеств учащихся во внеурочное время в процессе освоения технологии изготовления мягкой игрушки. Учащиеся знакомятся с одним из древнейших искусств народно-прикладного творчества, с различными видами текстильных кукол: народная кукла, тильды, интерьерные куклы, с работами лучших авторов-кукольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_kukla_svoimi_rukami.doc | 79 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 262
Красносельского района Санкт-Петербурга
(ГБОУ СОШ № 262)
УТВЕРЖДАЮ СОГЛАСОВАНО
Директор ГБОУ СОШ №262 на заседании МО учителей
Красносельского района СПб
___________Ю.В. Некрасова Протокол № от 31 августа 2016 г. Заместитель директора школы
__________/ /
31 августа 2016 года 31 августа 2016 года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка «Кукла своими руками»
2016/2017 учебный год
Учитель технологии
Мельникова И.Б.
САНКТ - ПЕТЕРБУРГ
2016 год
Пояснительная записка
Представленная программа занятий кружка «Кукла своими руками» предложена для учащихся 4-6 классов. Программа кружка опирается на «Концепцию художественного образования в Российской Федерации», «Федеральный компонент государственного стандарта» (образовательная область – технология), Санитарно-эпидемиологические правила и нормы (СанПиН 2.4.2. № 1178-02). Занятия проходят 1 раз в неделю по 2 часа. Объем часов в год составляет 68 часов (34 занятий).
Важной задачей дополнительного образования является развитие творческих способностей учащихся, так как этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Творчество, индивидуальность, художество проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образа. Творческий подход к решению любой задачи возникает только тогда, когда учитель покажет, что существует множество и вариантов решений, нетрадиционных подходов. Мало научить детей ремесленным навыкам, способам работы с разными материалами, главное – вложить в их работы чувства, личностное отношение к задуманному произведению. Поэтому целью данной программы является развитие познавательного интереса, творческих способностей и нравственных качеств учащихся во внеурочное время в процессе освоения технологии изготовления мягкой игрушки.
Цель может быть достигнута при решении ряда задач:
обучающие:
- обучить практическим навыкам работы с разными материалами и инструментами;
¬ обучить правилам безопасной работы с материалами и инструментами;
¬ познакомить с назначением и областью применения материалов, экономному их
использованию;
развивающие:
-- развивать воображение, наблюдательность, неординарное мышление,
¬ внимательность, усидчивость и аккуратность; расширять сенсорный опыт, развивать моторику рук;
¬ развивать умения и навыки работы с ручными инструментами и разными¬ материалами; формировать эстетический и художественный вкус;
воспитательные:
- воспитывать чувство коллективизма, нравственно-этических норм межличностных взаимоотношений, умений и навыков поведения и работы в коллективе;
- воспитывать трудолюбие, уважительное отношение к людям и результатам их труда.
Учащиеся знакомятся с одним из древнейших искусств народно-прикладного творчества, с различными видами текстильных кукол: народная кукла, тильды, интерьерные куклы, с работами лучших авторов-кукольников. Направленность этих занятий заключается в изготовлении текстильных кукол, как по разработанным лекалам, так и по рисункам-эскизам. Это направление имеет большое значение в развитие творческих способностей учащихся. Обучение происходит от простого к сложному: от игрушек, состоящих из 2-3 выкроек к сложным куклам из 4-7 и более выкроек.
Занятия кружка предполагают рассмотрение теоретических вопросов и выполнение практических работ: сборка образцов кукол, изготовление декоративных изделий. Все объекты труда являются максимально познавательными, имеют эстетическую привлекательность и дают представления о последовательности и методах сборки текстильных кукол. Важнейшим направлением активизации процесса обучения необходимо считать вовлечение учащихся в деятельность по принципу «от идеи до конечного результата». Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда, возбуждает желание к последующей деятельности. Данная программа дополнительного образования тесно связана с уроками технологии.
В результате освоения программы учащиеся должны знать:
-- правила подготовки рабочего места;
¬ правила безопасной работы с разными материалами и инструментами;
¬ технологию изготовления основ для разного вида текстильных кукол;
¬ область применения и назначение материалов и инструментов;
уметь:
- осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, контроль над ее ходом и результатами;
- изготавливать текстильную куклу из доступных материалов по выкройкам и описанию;
¬ выбирать материалы с учетом свойств по внешним признакам;
-- проектировать собственную игрушку и шить по своему замыслу;
¬ осуществлять декоративное оформление и отделку сшитой куклы;
быть:
- дружными, уважительными, сдержанными, наблюдательными, внимательными,
¬ усидчивыми, аккуратными, бережливыми, экономными.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
№ п/п | Наименование раздела. Тема занятия | Кол-во часов | Примечание |
Народная кукла. История, символика. Кукла-пеленашка. | 1 | ||
Ролевые тряпичные куклы. | 1 | ||
Кукла-колокольчик. | 1 | ||
Кукла-благополучница. | 1 | ||
Парные куклы - неразлучники. | 1 | ||
Кукла-талисман «На счастье» | 2 | ||
Кукла-крупеничка. | 1 | ||
Куклы из ниток. Ловушка для снов. | 1 | ||
Кукла из ниток на здоровье. | 2 | ||
Ручные работы, ручные стежки, вышивка. | 2 | ||
Шитые куклы. Летающие коты. Раскрой деталей. | 1 | ||
Изготовление деталей, сборка игрушки. | 2 | ||
Рождественский ангел. | 1 | ||
Вязаные куклы. | 1 | ||
Учимся вязать спицами. | 2 | ||
Учимся вязать крючком. | 2 | ||
Изготовление вязаной куклы. | 3 | ||
Кукла на пасхальное яйцо. | 1 | ||
Работа на швейной машинке. Машинные швы. | 2 | ||
Кукла-тильда. Улитка-домовушка. Рыбы. | 1 | ||
Классическая тильда. Раскрой деталей. | 1 | ||
Прошивание деталей, набивка игрушки. | 1 | ||
Соединение деталей. | 1 | ||
Изготовление одежды для куклы. | 1 | ||
Оформление куклы. | 1 | ||
Итого: | 34 занятия |
Тематическое планирование
Образовательный результат.
К концу обучения дети должны знать:
- названия инструментов и правила техники безопасности при работе с ними;
- названия материалов, из которых делают кукол;
- названия кукол, выполненных в течение учебного года.
- историю русской народной куклы
- типы и назначения кукол (игровая, обрядовая, оберег)
- технологию изготовления кукол
уметь:
- выполнять поручение педагога, данное в устной форме;
- выражать желание спрашивать, отчитываться за выполненную работу;
- изготавливать самостоятельно куклу;
- правильно организовывать и содержать в порядке рабочее место;
- правильно использовать инструменты.
- оформить костюм куклы
- рассказать историю русской народной куклы и народного костюма
иметь представление:
- о видах декоративно-прикладного искусства;
- о народных традициях, связанных с определённой куклой
Список используемой литературы
Для детей:
- Е.Берстенева, Н.Догаева. «Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками. – М. «Белый город».
- В. Феррари «Игрушка своими руками»
- «Делаем куклы». – М. Издательство «Ниола-прес», 2006 год
Для родителей:
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- "Просвещение", Москва 1991.
- Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству.- "Искусство в школе", Москва 1995
Для педагогов:
- Е.А.Гурбина. Занятия по прикладному искусству. Дополнительное образование. – Волгоград, «Учитель», 2010.
- М.Н. Войдинова «Куклы в моём доме» - М. «Профиздат», 1998 год
- В.С.Горичева «Куклы»- Ярославль, «Академия развития», 1999 год
- И.Н.Котова, А.С.Котова «Русские обряды и традиции. Народная кукла» - Санкт-Петербург, «Паритет», 2003 год
- О.Птушкина «Русский праздничный народный костюм»,- М, «Мозаика-синтез», 1999 год
- Галина и Марина Дайн «Русская тряпичная кукла» - Москва, «Культура и традиции», 2007 год
7. И.Зимина «Текстильные обрядовые куклы» Издательство «Ладога-100», 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная программа «Чудо своими руками»
Незаслуженно забытые изделия ручного труда в нашей стране вновь обретают свою ценность и превосходство над серийными промышленными образцами. Недаром в народе всегда ценили ручную работу как ист...
Дополнительная образовательная программа "Подарки своими руками"
Программа по внеурочной деятельности, кружок "Подарки своими руками" охватывает работу с разной по фактуре бумагой в разных техниках...
Программа "Подарок своими руками"-изделия из кожи
[[{"type":"media","view_mode":"m...
Дополнительная общеобразовательная образовательная программа "Сувениры своими руками"
Данная программа имеет художественно-эстетическую направленность. В настоящее время, когда значительная часть декоративных и...
Дополнительная образовательная программа "Сувениры своими руками"
Рабочая программа кружка "Сувениры своими руками"...
Дополнительная образовательная программа «Мыло своими руками»
Дополнительная образовательная программа «Мыло своими руками» - авторская, имеет культурологическую направленность, разработана с целью всестороннего удовлетворения образовательных потребностей ...
Проверочные вопросы по программе "Сувениры своими руками"
Примерный перечень вопросов по темам "Декупаж", "Плетение из бумажной лозы", "Топиарий" к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе "Сувениры свои...