конспект урока технологии (девочки)
план-конспект урока по технологии (7 класс) на тему

Ворожцова Наталья Николаевна

Конспект урока "Рисунок и окраска тканей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл рисунок и окраска тканей22.63 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК ПО ТЕХНОЛОГИИ

Тема программы: Материаловедение

Тема урока: Рисунок и окраска тканей

Тип урока: Комбинированный

Цели урока:   1. Закрепить и совершенствовать знания о свойствах тканей.

                         2. Воспитывать внимательность, чувство ответственности за

                             выполненную работу.

                         3. Развивать наблюдательность, эстетический вкус,

                             аналитическое мышление.

Методическая цель: Отработка  методики проведения урока с приёмами практической работы

Материально-дидактическое оснащение урока:

Плакат «Схема печатной машины», альбом натуральных образцов тканей с характерными рисунками, дидактический материал с образцами тканей по колориту и рисункам тканей.


НА ДОСКЕ

Тема урока: Рисунок и окраска тканей

Цель урока: Закрепить, совершенствовать и использавать знания о свойствах тканей.

Что мы знаем?

Что будем изучать?

Зачем?

Основные процессы отделки тканей из натуральных волокон

I. Предварительная отделка

1. Опаливание

2. Расшлихтовка

3. Отваривание

4. Беление

5. Мерсеризация

6. Ворсование

Профессии

Художник

Лаборант

Колорист

Технолог

II. Окраска

7. Крашение

8. Печатание

III.

Заключительная отделка

 


ХОД УРОКА

I. Организационная часть (3 мин)

Проверить явку учащихся по журналу, отметить отсутствующих.

II. Основная часть

Несколько лет мировая пресса писала о находках в Греции и Риме древних захоронений, среди которых были найдены остатки тканей. Причем ткани имели разные цвета и рисунки в виде орнамента (животных и растений).

Как же древний человек окрасил ткани?

Послушаем об этом сообщение «История возникновения окраски тканей».Перед нами встает проблема – какие рисунки имеют современные ткани. Мы подошли к вопросу: Что будем изучать?

Итак, тема урока: Рисунок и окраска ткани.

Цель урока: Закрепить, совершенствовать и использавать знания о свойствах тканей.

А что мы знаем?

В1. Как определить лицевую сторону ткани?

В2. По каким признакам определим долевую нить ткани?

В3. Какие основные свойства тканей мы изучаем?

А сегодня мы изучим еще одни свойства тканей – оптические свойства.

Оптические свойства – рисунок и окраска ткани.

Назачение и некоторые свойства тканей зависят от колористиеского оформления: то есть цвета, колорита, характера расцветки и вида печатного рисунка.

Цвет – это зрительное ощущение света определенного спектрального состава. (цвета основные, дополнительные и их оттенки)

Колорит – соотношение всех цветов участвующих в рисунке ткани. Часто выпускают ткани одного рисунка, но в разном колористическом оформлении.

Для того чтобы придать ткани красивый внешний вид необходимо выполнить определенную отделку.

Суровые ткани поступают в отделочные цеха, где улучшают их внешний вид (подвергают отделке): отбеливают, окрашивают, наносят рисунок, пропитывают специальными составами.

Основные процессы отделки тканей из натуральных волокон (последовательность написана на доске). Отделка тканей производится на красильно отделочных фабриках.

Отделка ткани – это совокупность физико-химических и механических процессов, в результате которых из суровой ткани, снятой с ткацкого станка, получается готовая к применению ткань.

После предварительной отделки ткань поступает на крашение и печать.

Крашение – это окраска ткани в какой-либо один цвет путем её опускания в краситель. Так получают однотонные гладкокрашенные ткани.

Красители

Естественные

(растительного происхождения)

Синтетические

(путем химических реакций из каменного угля)

Крашение производится путем прохождения через раствор красителя расправленного натянутого полотна.

На современном производстве в фабричных лабораториях  специалисты – колористы подбирают необходимый цвет, технологи разрабатывают технологию окраски конкретного вида волокна красителем указанного класса, а лаборанты производят окраску небольшого колиества ткани, которая в дальнейшем является образцом эталоном для целой партии окрашиваемой ткани.

Печатание – это нанесение на ткань (отбеленную или светлоокрашенную) цветного рисунка. Процесс печатания также называется набивкой, а ткани набивными или с печатным рисунком.

По способу нанесения русинка печать различают:

Прямую

(нанесение рисунка на белую или светлоокрашенную ткань)

Вытравленную

(окрашенная ткань проходит через печатную машину, с помощью которой на ткань наносят вытравку – вещество разрушающее краситель. Возникают белые рисунки на окрашенной ткани)

Плакат «Схема печатной машины»

Печатание выполняют на специальной машине, которая имеет столько валов, сколько цветов будет на ткани. Ткань проходит между барабаном и печатными валами, с выгравированными на них рисунками. Печатные валы постоянно соприкасаются с щётками, погруженными в краситель.

Разрисовка ткани может производится ручным способом. Рисунок разрабатывает и наносит художник. Такая техника называется БАТИК. Ткань, окрашенная ручном способом стоит очень дорого.

Все эти процессы отделки применяются не всегда.  В каких случаях можно исключить некоторые виды отделки? Например: пестротканые ткани не отбеливают, не окаривают; если необходима белая ткань, то её не окрашивают; если необходима окрашенная ткань, то исключают печатание и т.д.

По окраске ткани делятся:

Вид окраски

Характеристика

Образцы

Суровая

Ткань, не прошедшая процесс беления и имеющая цвет волокнистого сырья

Отбелённая

Ткань, прошедшая процесс беления

Полубелая

Частично отбеленная ткань

Гладкокрашенная

Ткань, равномерно окрашенная в один цвет

Ткань с печатным рисунком (набивная)

Ткань имеет цветной рисунок

а) Фоновые

С окрашенным полем

б) Белоземельные

Рисунок по белому полю

Пестротканая

Рисунок выработан за счет переплетения нитей разного цвета

Меланжевая

Ткани из меланжевой пряжи, выработаной из волокна разного цвета

Мулинированная

Ткань, выработаная из двухцветной или многоцветной крученой пряжи

В зависимости от содержания рисунки делятся:

Сюжетные

называются рисунки, о которых можно рассказать (портреты, картины, сюжеты)

Тематические (геометрические) называются рисунки, которые можно охарактеризовать какими-либо понятиями: горох, клетка, полоска

Беспредметные называются абстрактные рисунки. Это различные цветовые пятна, разводы, неопределенные контуры

Основные группы рисунков на тканях:

- Горошек (белые, цветные, одноцветные кружочки)

- Полоска (поперечные или продольные, одноцветные или

  многоцветные)

- Клетка (чередование продольных и поперечных полос)

- Цветочный рисунок (цветы, букеты, листья)

- Мелкофигурный (размером до 2 см)

- Крупнофигурный (размером более 2 см)

Известно, что красиво и со вкусом одеваться желают все, но не у всех это получается. Почему?

Иногда делают ошибки при раскрое ткани, и даже качественно отшитое изделие не будет иметь красивого внешнего вида, так как при раскрое необходимо учитывать характер рисунка и его напрвление. Наиболее сложные для раскроя рисунки – это клетка, полоска, крупнофигурные, которые требуют поббора рисунка, что приводит к большому расходу ткани.

Сейчас мы подходим к следующему вопросу на доске: ЗАЧЕМ?

Зачем мы изучаем рисунок и окраску ткани?

III. Практическая работа.

Чтобы проверить как вы усвоили новый материал создадим практическую лабораторию, раделимся на три группы.

Каждой группе выдаётся задание. О результатах работы рассказывает спикер группы.

Критерии оценок:

«5» - работа выполнена в полном объёме без ошибок

«4» - работа выполнена в полном объём, но допущена небольшая  

         ошибка

«3» - работа выполнена с ошибками

IV. Заключительная часть.

1. Анализ выполненных работ, подвести итоги.

2. Разобрать наиболее типичные ошибки.

3. Рефлексия.

        Что нового узнали на уроке?

        Что было самым интересным?

        Чему научились?

4. Выдать домашнее задание:

а) повторение изученного материала;

б) подобрать и приклеить образцы тканей;

в) дополнительное задание: кроссворд по пройденной теме.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. «Материаловедение швейного производства» Мальцева Е.П., ПУ 1983

2. журнал «Крестьянка» 1/1996 стр.4

3. журнал «Школа и призводство», 2000, стр.45-51

4. «Педагогика», Лында А.С., 1973


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование уроков технологии (девочки) в 6 классе

Календарно-тематическое планирование уроков технологии (девочки) в 6 классе . Составлено на основе программы "Технология " под ред В.Д.Симоненко...

Открытый урок технологии (девочки), 8 класс «Вышивание шелковыми лентами»

Вышивка – это древнейший вид декоративно-прикладного искусства. Вышивают на разных тканях различными нитями, бисером, блестками и шелковыми лентами.С давних времен узкие полоски ткани применялись в по...

Тематическое планирование уроков технологии (девочки) 5 класс (ФГОС)

Тематическое планирование уроков технологии (девочки) 5 класс (ФГОС)...

Методическая разработка развернутого конспекта урока технология для девочек 7 класс "Культура, здоровье, красота. (с применением информационно-коммуникационных технологий"

Цель:Формирование мотивации для развития индивидуальных способностей социально-значимой личности, способной творчески проявлять себя в современном быстроменяющимся мире через изучение основ материалов...

конспект урока технологии (девочки)

Конспект урока "Раскрой изделия"...

Конспект урока технологии в 8 классе (девочки) на тему «Интерьер жилого дома. Дом – отражение души»

Данный конспект разработан для учащихся 8 класса. Рассчитан на 1 урок. Конспект разработан в соответсвии с требованиями ФГОС 2 поколения. В ходе работы на уроке учащиеся выполняют разноплановую работу...

Конспект урока технологии для девочек "Сервировка стола к завтраку" (5 класс)

Методическая разработка урока технологии «Сервировка стола к завтраку» предназначена для девочек 5 класса. Урок позволит ознакомить учащихся с историей столовых приборов, правилами сервиро...