«Куклы-обереги» в русском народном творчестве.
план-конспект урока по технологии (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
«Куклы-обереги» в русском народном творчестве.
Урок в III четверти.
Творческая работа: изготовление тряпичной куклы.
Цель урока: Приобщение учащихся к народному искусству, знакомство с куклами-оберегами и его значением в жизни крестьян. Сформировать понятие- “оберег”. Научиться изготавливать традиционную тряпичную куклу.
Задачи урока:
- Познакомить с традициями и символикой тряпичных кукол.
- Обучить традиционным приемам изготовления игрушки, формировать отработку навыков и умений при работе с тканью при решении творческих задач на вариацию и импровизацию.
- Воспитать любовь к национальному искусству, трудолюбие, терпение и аккуратность; способности эмоционально откликаться на воздействие художественного образа.
Дидактический материал:
Для учителя:
1. Репродукции с изображением русского народного костюма.
2. Образцы изделий.
3. Технологические карты с изображением последовательности изготовления и сборки кукол.
Для учеников: лоскутки цветных тканей, нитки, клей ПВА, тесьма, ножницы, кружева, бусы, вата.
Литературный ряд: пословицы.
Музыкальный ряд: русские народные песни.
План урока.
Ориентационный этап: 8 мин.
- Приветствие и организация внимания учеников.
- Определение темы урока.
- Оределение целей и задач урока.
Подготовительный этап: 2 мин.
- Подготовка рабочего места.
- Подготовка необходимых материалов.
Основной этап: 30 мин.
- Созерцание иллюстраций. Наглядный, иллюстративный методы.
- Беседа об истории куклы, её образах, символике.
Приобретение новых знаний.
- Выполнение творческого задания. Практическая работа.
- Итоги: просмотр и обсуждение изготовленных работ. Контроль и самоконтроль (2мин).
- Домашнее задание. Поисковый метод.
Ход урока
I. Организационный момент: – Здравствуйте, садитесь! Регистрация учащихся в классном журнале, готовность учащихся к уроку.
II. Сообщение темы урока.
Учитель. Давайте с вами отгадаем загадки, для того чтобы узнать тему сегодняшнего урока.
Не пахарь, не кузнец, не плотник,
А первый на селе работник (конь) (слайд 1).
Он самый главный из зверей,
он всех важней и всех сильней (лев) (слайд 2).
Нарушает тишину
Гомон, щебетание.
Это встретили весну
Гости наши ранние (птицы) (слайд 3).
Сколько лет на свете
Прожил молодец,
Столько в его теле
Ты найдешь колец (дерево) (слайд 4).
Учитель. Чем являлись раньше образы коня, льва, птицы, дерева в украшении домов, одежды, предметов быта у русских крестьян?
Ученики. Служили для защиты от злых духов, они тем самым оберегали себя. Служили оберегом.
Учитель. Первое слово темы урока вы отгадали, это оберег (слайд 5).
Нынче мы все больше обращаемся к культуре других народов. Стало модным вешать в доме колокольчики, ставить фигурки китайских божков и просить их о счастье и благополучии. Но мы живем на русской земле, где есть свои традиции, обычаи, принятых на Руси тысячами поколений наших предков, где нам помогают домовые, озорные лешие и водяные.
Учитель. Следующая загадка.
Что все это значит?
Дочка, а не плачет. Спать уложишь - будет спать
День, и два, и даже пять! (кукла) (слайд 6).
Учитель. Соедините второе отгаданное и первое слово, что у нас получилось?
Ученики. Кукла-оберег.
Учитель. Тема урока будет звучать следующим образом: “Кукла-оберег в русском народном творчестве”.
Сегодня на уроке мы многое узнаем о куклах- оберегах: кто их делал, для чего, из какого материала и научимся их выполнять (слайд 7).
III. Изучение нового материала.
1. Сообщение теоретических сведений.
Учитель. Самые древние игрушки были найдены археологами на территории Сибири. Это были выточенные из мягких пород камня или бивня мамонта фигурки женщин. Изготовлены они были 35-12 тысяч лет до нашей эры (слайд 8).
- Как вы думаете, для чего они были изготовлены?
(Ребята высказывают свои предположения).
Учитель. Многие древние народы, чтобы умилостивить богов, приносили им в жертву людей. Был такой обычай и у наших предков—древних славян. В жертву богине плодородия они приносили женщин (слайд 9). Но однажды кому-то пришло в голову отдать богам вместо живой женщины куклу. И боги не отказались от этой игрушки! Такие куклы называют обрядовыми.
Некоторые из этих обычаев сохранились до сих пор.
- А какую куклу, ребята, приносят в жертву в наши дни?
(Дети задумываются, вспоминают, называют- масленица) (слайд 10).
Учитель. Правильно. Это Масленица, которую устанавливали на сани украшенных лентами и колокольчиками лошадей или волов и возили по деревням и селам в составе праздничного масленичного поезда. И сжигали во время весеннего праздника, а после лакомились блинами — символом солнца.
Появились и другие куклы, которые жертвовали разным богам. У каждой куклы было имя: Морена, Купава, Кострома, Русалка, Ярило.
По своему назначению крестьянская кукла делится на три большие группы: обрядовые, про которые мы только что сказали, куклы- обереги и игровые(11), до того кукла стала детской забавой, она несла другую функцию,- оберега.
- Как вы думаете, от чего могла оберегать кукла?
(Демонстрация иллюстраций, образцов).
Учитель. Куклы-обереги отвлекали на себя злые силы, оберегали от бессонницы, болезней и прочих несчастий. Тряпичную куколку-оберег делали своим руками.
- А как вы думаете, кто их делал?
(Ребята делают свои предположения относительно того, кто изготовлял игрушки).
Учитель.
Пока дети были маленькими, кукол шили матери, бабушки, старшие сестры, с 5 лет уже могла делать такую “куклу” любая девочка. Кукла должна быть очень нарядной. Знали, что по ней люди судят о вкусе и мастерстве рукоделия будущей хозяйки. Самые красивые лоскутки ситца, яркого кумача берегли на кукольный костюм. И чем краше кукла, тем счастливее женская доля.
Учитель. Об одной из таких кукол-оберегов нам расскажет (ученик), подготовивший сообщение (слайд 12).
Выступление ученика. А если над кроватью ребенка висит Кувадка, то она отгоняет злую силу. Когда родители уходили в поле на работу и ребенок оставался в доме один, он смотрел на эти маленькие куколки и спокойно играл. Как правило, эти игрушки были небольшого размера и все разных цветов, это развивало зрение младенца. Берегиню сна вешали над изголовьем кровати. Верили, что она своими большими крыльями отгоняет дурные сны, охраняет детский сон и покой, и как “оберег” клали его в зыбку рядом с ребенком.
Учитель: К куклам-оберегам относят также и лечебные куклы. Об этом нам расскажет ученик (слайд 13).
Выступление ученика. Это Козьма и Демьян. Есть такое предание. Жили на Руси два брата- погодки. Они были бессребрениками. Эти братья лечили людей и не брали денег и еды за лечение. Но однажды один из братьев взял за работу немного еды. Другой брат очень на него обиделся и просил после смерти похоронить их в разных местах, но народ рассудил по-своему. Ведь еда- это пища для существования, а не деньги, и поэтому их захоронили вместе. За добрые поступки их возвели в ранг святых. Поэтому раньше делали в их честь кукол и сажали в красный угол, чтобы они приносили благо и здоровье в дом.
Учитель. Куклу “12 лихорадок” подвешивали на красной нитке над печкой на целый год. Оберегала она от болезней (слайд 14).
Каждая из кукол имеет свое имя: Авея, Агнея, Желтея, Немея, Глухея, Глядея, Дряхлея, Дремлея, Ветрея, Ледея, Трясея, Ленея.
Куклы “День и ночь”. Это две совершенно одинаковые куклы, но одна выполнена из белой ткани, а другая из синей. Ее изготовляли под Новый год и ежедневно утром и вечером поворачивали то светлой стороной (на день), то темной (на ночь) стороной. Она оберегала жилище. Ее еще называли “Кукла- перевертыш”. Она содержит в себе две куклы: у нее две головы, четыре руки и две юбки. Секрет в том, что когда видна одна часть куклы (например, девка), то вторая (баба) скрыта юбкой; если куклу перевернуть, то баба откроется, а девка скроется (слайд 16).
Игральные куклы предназначались для забавы детям (слайд17). Конечно, куклы были не только девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. В кукольных забавах проигрывались почти все деревенские праздничные обряды. Чаще всего свадьбы. Для игры собирались группами в избе, в амбаре. И каждая девка приносила с собой коробейку с куклами. В игре их было до 20 и более. Здесь были жених, невеста. Родители молодых, повязочница, подруги- кокушницы, повозник и остальные, как полагалось на настоящей свадьбе. Сцена за сценой развивалось сватовство, налаживание к богомолью, посиделки, девичник. Кукле-невесте расплетали косу. После венчания заплетали волосы в две косы и укладывали по- бабьи, затем молодых оставляли одних, и кукольная свадьба на этом заканчивалась.
- Часто игрушка - свадебный атрибут. Куклу давали в руке невесте, чтобы обеспечить новую семью потомством. За свадебным столом невесте делали подношение, и она должна была “принародно” посмотреть его. Подарок был закутан, завернут, а в нем - маленькая кукла.
Позволяли играть “молодухе”, пришедшей в дом жениха после свадьбы, никто ее не ругал, ведь замуж выдавали с 14 лет. Она прятала их на чердаке и тайком играла с ними.
Кукол разрешалось брать в гости, на жатву и на посиделки. В народе замечали, когда дети много и усердно играют в куклы - будет в семье прибыль. Кукол никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинках, коробках и запирали в ларчике. Если же небрежно обращаются с игрушками- быть в доме беде. Так что играйте с игрушками аккуратно, берегите их, не накличьте беду!
IV. Актуализация знаний учащихся.
Учитель. Давайте посмотрим, как же выглядели эти куклы?
Матерчатая кукла - простое изображение женской фигуры. Кусок ткани, свернутый в “скалку”, тщательно обтянутое льняной белой тряпицей лицо, волосяная коса с вплетенной в нее лентой и наряд из пестрых лоскутков.
Учитель. Обратили внимание на некоторую странность в куклах? Чего же так не хватает? (слайд 17)
Ученики. Лица.
Учитель. Как вы думаете, почему раньше не рисовали лица на куклах?
(Предположения учеников).
Учитель. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит и безвреден для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость.
Все эти атрибуты при помощи различных материалов мастерицы старались передать в своих куклах.
- Из каких материалов выполняется кукла?
(кусок ткани, кружева)
V. Практическая работа.
Мы с вами сегодня узнали очень много интересного о разных куклах.
Сегодня мы остановимся на куклах- оберегах и изготовим их. Вы разделились на группы и сейчас каждая группа получит задание для выполнения.
1 группа будет делать кукол-куваток. Давайте вспомним, для чего они предназначены?
Ученик- для оберега детей в колыбели
У вас на столе имеются технологические карты и все необходимое для выполнения работы.
2 и 3 группа будут делать кукол-лихорадок, которые оберегали хозяев.
- От чего же они оберегали, как вы думаете? Посмотрите на их названия.
Ученик - От озноба, лихорадки, ветрянки и т.д.
У вас также на столах лежит все необходимое для выполнения своей работы.
После того, как вы справитесь со своим заданием и выполните его, вам необходимо будет объединить свои изделия в единую композицию, так как их вешали в избах. Кукол- куваток в один пучок, а 12 лихорадок необходимо подвесить на одну красную нитку.
1. Объяснение задания. Разбор последовательности выполнения работы по инструкционной карте (инструктаж 5 мин).
Учитель. Все куклы имеют основную технологию изготовления (Приложение 1).
Для куклы- куватки:
Возьмите два прямоугольных лоскутка яркой ткани. Размер их должен быть разным.
Большой лоскут посередине перекрути жгутом.
Перевяжи ткань ниткой, чтобы жгутик образовывал петельку. Это будет голова куклы.
Меньший лоскут скатайте жгутиком и перевяжите нитками по краям и в середине. Это руки куклы.
Поместите руки под головой куклы, перевяжите куклу в поясе. В голову проденьте нитку для подвешивания.
Дополни наряд куклы украшениями из кружев, ленточек, тесьмы.
Для куклы 12 лихорадок (Приложение 2):
Возьмите два прямоугольных лоскутка яркой ткани. Размер их должен быть разным.
На большой лоскут посередине положи шарик, скатанный из ваты, заверни его в жгутик и перевяжи ткань ниткой. Это голова куклы.
Меньший лоскут скатайте жгутом и перевяжите нитками по краям и в середине. Это руки куклы.
Поместите руки под головой куклы, перевяжите куклу в поясе крест- накрест. В голову проденьте нитку для подвешивания красного цвета.
Дополните наряд куклы украшениями из кружев, ленточек, тесьмы.
Анализ предстоящей работы (2 мин):
Итак, прежде чем мы начнем выполнять свои обереги, вспомним последовательность изготовления этих кукол:
-- Из каких деталей она состоит?
-- Как детали соединяются между собой?
-- Во что она будет надета?
Демонстрация учителем последовательности выполнения куклы.
Учитель. Во время работы помните о технике безопасности с ножницами.
Во время практической работы учитель делает целевые обходы:
- контроль организации рабочего места;
- контроль правильности выполнения приемов работы;
- оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;
- контроль объема и качества выполняемой работы.
Учитель. Приступайте к работе, куклы не сложны в изготовлении, и я надеюсь, что вы успешно справитесь со своей работой.
Физкультминутка.
Выполнение упражнений:
- Исходное положение - сидя, откинувшись на спину стула. Наклониться вперед к крышке стола- выдох. Повторить 2-3 раза.
- Исходное положение - сидя, откинувшись на спину стула. Прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, открыть веки. Повторить 2-3 раза.
- Исходное положение - сидя, руки вперед. Посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх- вдох; следить за руками, на поднимая головы, руки опустить - выдох. Повторить 2-3 раза.
VI. Итог урока.
А) Контроль: Молодцы, вы прекрасно справились со своей работой, и теперь пусть каждая группа расскажет, как вы выполняли и для чего в крестьянской избе использовался ваш оберег.
Б) Делая вывод по данному уроку, можно сказать следующее: вместо привычных купленных оберегов, относящихся к другой культуре, мы можем вернуть свои традиции и доверить оберег нашего жилья и нас самих куклам-оберегам, выполненными своими руками, которые будут хранить тепло наших рук и частицу наших сердец.
Учитель.
Домашнее задание:
- Провести поисковую работу и подготовить сообщение по пройденной теме. Запись в дневнике.
- Уборка рабочих мест.
Используемая литература.
- Агаева И. Кукла “Ангелочек” // Народное творчество. № 4, 2002.
- Агаева И., Агапов О. Куклы “День и ночь”// Народное творчество. №2, 2003.
- Агаева И. Куклы “Тульский мастеровой”, “Бабочка”// Народное творчество. №2, 2002.
- Агаева И., Агапова О., Агаева Г. Кузьма и Демьян—покровители семейного очага и ремёсел// Народное творчество. №4, 2001.
- Котова И., Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла.— СПб.: “Паритет”, 2003.—240 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русское народное творчество о семье
Конкурсы...
Урок - викторина по русскому языку и литературе "Русское народное творчество"
Занимательный урок для учащихся 5 класса содержит вопросы по русскому языку и литературе и может быть обобщающим по темам "Лексика", "Словообразование", "Русские народные сказки", "Пословицы и поговор...
Частушки Межпредметный модуль « Жанры русского народного творчества»
Частушки Межпредметный модуль « Жанры русского народного творчества»....
Русское народное творчество на уроках русского языка
Русская матрешка. Хохлома. Гжель.Дымковская и Каргопольская игрушка. Жостовские подносы. Что может быть красивее! Наша задача - помочь детям увидеть эту красоту, вызвать желание гордиться русскими уме...
1. Продолжить знакомство учащихся с русским народным костюмом 2. Развивать эстетический и художественный вку¬с, графические навыки, творческую активность и образное мышление учащихся. 3.. Прививать интерес к русскому народному творчеству.
Сегодня мы начнём изучать тему: «Русская народная праздничная одежда»Этой теме мы посвятим два занятия. На первом – изучим русский женский костюм, второй же будет посвящён русской мужской одежде,т.о.,...
«Куклы-обереги» в русском народном творчестве
Презентация к уроку...
конспект урока в 5 классе, Тема урока « Кукла-оберег в русском народном творчестве»
laquo;Народное творчество как средство приобщения учащихся к русской культуре на урока изобразительного искусства»(СЛАЙД) . Эта тема наиболее актуальна в наше время. Само время диктует не...