Урок - викторина по русскому языку и литературе "Русское народное творчество"
методическая разработка (5 класс) по теме
Занимательный урок для учащихся 5 класса содержит вопросы по русскому языку и литературе и может быть обобщающим по темам "Лексика", "Словообразование", "Русские народные сказки", "Пословицы и поговорки".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-viktorina_russkoe_tv_vo.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок – викторина по русскому языку и литературе
для 5 класса
«Русское народное творчество»
Подготовила: учитель русского языка
и литературы школы № 738
Суворова Наталья Валентиновна
Цель урока:
Повторить и обобщить знания по русскому устному народному творчеству, развить ум, смекалку, проявить талант и поверить в себя.
ЭПИГРАФ:
Два чувства дивно близки нам-
В них обретает сердце пищу-
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
А.С. Пушкин
Сказка – ложь, да в ней намек-
Добрым молодцам урок!
А.С. Пушкин
Ход урока:
1.Вступительное слово учителя
2.Представление команд
3.Выполнение заданий
4.Подведение итогов
Слово учителя:
Здравствуйте, дорогие ребята!
Мир русского фольклора – мир самобытный, особенный, неповторимый. Человек, любящий свою страну, не может остаться равнодушным к красоте русского слова, к народной мудрости, фантазии, смекалке. Мы прикоснемся к подлинно народному творчеству, священному, мудрому, вечному – гармоничному миру славянской души.
Сегодня вам предстоит доказать: что вы знаете о русском устном народном творчестве? Знаете ли героев сказок? Умеете ли сами сочинять сказки?
Внимание… мы открываем волшебный сундучок с заданиями.
Задания:
1.Объяснить значения слов: Ратник, Булава, Богатырь, Человек, Сказка и др.
- Вопросы из волшебного сундучка (учитель достает сундучок с карточками - элементами народного творчества. Задача учащихся – определить, к какому жанру народного творчества относятся карточки с заданиями).
- Назвать особенности композиции волшебных сказок
- Зачин
- Концовка
- Волшебные события
- Волшебные герои
- Конкурс капитанов:
Записать:
Волшебные герои русских сказок.
Кто больше?
- Вопросы командам.
Пока капитаны готовятся, вопросы командам:
- Как называлась куколка – оберег на Руси?
- Что значит «добрый молодец»?
- Как понять выражение «красная девица»?
- Чем сказка отличается от мифа?
- Во что оборотилась Василиса Премудрая, чтобы спастись из подводного царства?
- Кто герои европейских сказок?
- Кто герои восточных сказок?
- Кто герои африканских сказок?
- Угадай сказку по картинке. (Репродукции заранее подготовлены).
- Задание из лексико –орфографической «шкатулки»:сложить из различных частей слов имена сказочных героев.
(Например, Соло-вей Раз – бой - ник, Ива – нушка - дура-чек, Крас- ная Шапо –чка и т.п.)
Для каждой команды - свой набор имен.
- Придумайте продолжение короткой сказки:
Однажды в холодный хмурый весенний день, Атилло Георгиевич, богатырь наших дней, вышел в поле погулять, силушку поразмять. Вдруг солнце ослепило его…
- Закончи пословицу:
- Мир строит – война … (разрушает)
- Умел ошибиться – умей и … (исправиться)
- Малое дело лучше большого … (безделья)
- Береги платье снову, а … (честь смолоду)
- Маслом каши … (не испортишь)
- Кабы на цветы да не морозы, и зимой бы цветы … (расцветали)
- Умелые руки не знают (скуки)
- Грамоте учиться - ..(всегда пригодиться)
- Нет друга – ищи, а нашел -…(береги)
- Труд человека кормит, а лень - …(портит)
- Нет лучше дружка, чем … (родная матушка)
(И тому подобные)
10. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ, НАГРАЖДЕНИЕ.
Материалы для карточек:
- За морями, за горами,
За железными столбами
На пригорке теремок,
На дверях висит замок.
Ты за ключиком иди
И замочек отопри. (Считалка)
- Масленица – полизуха
Полизала сыр и масло,
Полизала блины да стопы
На тарельцы.(Масленичная песня)
- Пышки- лепешки,
Поросячьи ножки
В печи сидят,
На нас глядят! (колядка)
- Дали Клаше каши с простоквашей
Ела Клаша кашу с простоквашей. (Скороговорка)
- Федя – бредя
Съел медведя,
Упал в яму,
Крикнул маму:
«Ма-а-а-ма!» (Дразнилка)
- Жаворонки –жавороночки,
Прилетите к нам.
Принесите нам лето теплое,
унесите от нас зиму холодную.
Нам холодная зима наскучила,
Руки – ноги отморозила. (Закличка - веснянка)
- Катя- Катя маленька,
Катенька удаленька,
Пройди по дороженьке,
Топни, Катя , ноженькой (Пестушки)
- Четыре братца
Под одной крышей живут
Никогда не ссорятся (стол) (Загадка)
- Радуга-дуга!
Не давай дождя!
Давай солнышка,
Давай ведрышка! (Закличка)
10-Стал добра коня он заседлывать:
На коня накладывает потничек,
А на потничек накладывает войлочек,
Потничек он клал ведь шелковенький,
А седелко клал черкасское. (Былина)
11-Тридцать три вагона в ряд
Тараторят, тарахтят
Тараторят, тарахтят
У платформы встали в ряд (скороговорка).
- Уж как я свою коровушку люблю!
Уж как я –то е крапивушки нажну
Кушай вволюшку, коровушка моя!
Еш ты досыта, буренушка моя!
Уж как я свою коровушку люблю!
Сытна пойла я коровушке налью,
Что б чыта была коровушка моя,
Чтобы сливочек буренушка дала (народная песня) …
(И другие)
Подготовила _____________Суворова Н.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературная викторина для обобщающего урока в 6 классе по разделам: «Устное народное творчество», «Древнерусская литература», «Русская литература XIX века».
Литературная игра для обобщающего урока в 6 классе дает возможность проверить знания по разделам "Устное народное творчество", "Древнерусская литература", "Литература 18, 19 века"...
Урок-викторина по русскому языку "Путешествие в слово" в 5-6 классах
Цель урока:-углубить знания учащихся по русскому языку;-привить интерес к предмету путем включения упражнений занимательного характера;-расширять словарный запас учащихся.Задачи урока:- повторение и о...
Урок-викторина по русскому языку в 4-м классе
Обобщить знания учащихся о частях речи углубить знания учащихся по русскому языку, познакомить с интересными языковыми фактами. в простой и интересной форме познакомить учащихся с различными явлениями...
Воспитание интереса к русской культуре путем познания народного творчества
Сегодня русский язык –один из богатейших мировых языков с уникальной историей развития. Именно этим вызван мой интерес к заявленной теме. Она представляет интерес с точки зрения инновационности,...
Технологическая карта урока-викторины по русскому языку «Счастливый случай»
Урок-игра для студентов 1 курса СПО на тему: обобщение знаний по части речи «Имя существительное»....
Интегрированный урок в 8 классе "Магия чисел в русской литературе и устном народном творчестве"
Интегрированный урок (математика и литература) в 8 классе...