Программа по внеурочной деятельности "Подарок своими руками"
учебно-методический материал по технологии (7 класс) на тему

Занятия по программе внеурочной деятельности  «Подарок своими руками» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.

Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях является обогащение мировосприятия воспитанника, т. е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей на основе практических занятий.

Программа организации внеурочной деятельности  «Подарок своими руками» разработана для учащихся 7-8 классов и предусматривает проведение занятий  1 раз в неделю по 1  часу. Всего 34 часа.

Занятия по программе направлены на формирование навыков работы по 3 видам деятельности: плетение из газетных трубочек, пошив мягких игрушек, техника «декупаж», а также на расширение и углубление сведений по работе с тканями различной фактуры,  освоением новой техники– плетение из газет, а также знакомством с техникой «декупаж». Работа организована с учётом возрастных особенностей, личного опыта и познавательных интересов учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podarok_svoimi_rukami.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  общеобразовательное учреждение

«Гимназия «Новоскул»

Рассмотрена на педагогическом совете гимназии

протокол №01 от 29.08.2015

УТВЕРЖДАЮ

Директор гимназии

____________И.А. Шалимо

        29.08.2015 года

ПРОГРАММА

организации внеурочной деятельности

учащихся

«Подарок своими руками»

Составитель:

Курчина Н.А. учитель

технологии и ИЗО

г. Великий Новгород

Пояснительная записка

В соответствии с ФГОС основного общего образования одним из условий является создание социальной ситуации развития обучающихся, обеспечивающей их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности. Также стандарты ориентированы на учащихся, осознающих ценность труда, науки и творчества, умеющих учиться и способных применять свои знания на практике. Все это обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, неповторимостью, оригинальностью.

Что же понимается под творческими способностями? В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.

Таким образом, творчество – это создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

Занятия по программе внеурочной деятельности  «Подарок своими руками» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.

Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях является обогащение мировосприятия воспитанника, т. е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей на основе практических занятий.

Программа организации внеурочной деятельности  «Подарок своими руками» разработана для учащихся 7-8 классов и предусматривает проведение занятий  1 раз в неделю по 1  часу. Всего 34 часа.

Занятия по программе направлены на формирование навыков работы по 3 видам деятельности: плетение из газетных трубочек, пошив мягких игрушек, техника «декупаж», а также на расширение и углубление сведений по работе с тканями различной фактуры,  освоением новой техники– плетение из газет, а также знакомством с техникой «декупаж». Работа организована с учётом возрастных особенностей, личного опыта и познавательных интересов учащихся.

Цель программы - создание условий для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации через творческое воплощение в художественной работе собственной индивидуальности.

Задачи программы

Обучающие:

- закрепление и расширение знаний и умений, полученных на уроках технологии, изобразительного искусства, природоведения, литературы, их систематизация;

- формирование умения планирования своей работы;

- обучение приемам и технологии изготовления композиций; изучение свойств различных материалов;

- обучение приемам работы с различными материалами, инструментами; обучение приемам самостоятельной разработки поделок.

Развивающие:

- развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала;

- развитие образного мышления и воображения;

- создание условий к саморазвитию учащихся;

- развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира,

-развитие коммуникативной компетенции.

Воспитательные:

- воспитание уважения к труду и людям труда;

- формирование чувства коллективизма;

- воспитание аккуратности;

- экологическое воспитание;

- развитие любви к окружающему миру.

Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.

 Принципы, лежащие в основе программы:

-доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям)

- наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К. Д. Ушинский);

-демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

- научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);

- «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.

Формы занятий: практические занятия; конкурсы, праздники и другие.

Виды деятельности: познавательная (познавательные беседы, экскурсии),  художественное творчество (выставки), трудовая деятельность (конструирование и изготовление изделий), социальное творчество (коллективное творческое дело, проект).

Методы организации занятия:

- словесный (устное изложение, беседа, рассказ и т. д.);

- наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций; наблюдение, демонстрация (выполнение) педагогом,; работа по образцу и др.);

- практический (выполнение работ по схемам и др.).

Методы организации процесса выполнения практических занятий :

- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

- репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

- фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;

- индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

- групповой – организация работы в группах;

- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Требования к уровню подготовки учащихся

В процессе занятий педагог направляет творчество детей не только на создание новых идей, разработок, но и на самопознание и открытие своего "Я". При этом необходимо добиваться, чтобы и сами обучающиеся могли осознать собственные задатки и способности, поскольку это стимулирует их развитие. Тем самым они смогут осознанно развивать свои мыслительные и творческие способности.

        Предметные результаты:

Приобретение опыта работы с различными художественными материалами и в разных техниках ( новые приемы работы с тканями разной фактуры и нитками, бумагой различных свойств и качеств и клеем.)

          Планирование порядка выполнения рабочих операций.

Умение следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.

Умение создавать композиции с изделиями.

Развитие внимания, памяти, мышления, пространственного воображения; мелкой моторики рук и глазомера; художественного вкуса, творческих способностей и фантазии.

Овладение навыками культуры труда.

 Получение знаний о месте и роли декоративно - прикладного искусства в жизни человека.

         Личностные результаты:

 Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края.

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию.

          Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

           Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

          Метапредметные результаты:

           Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

           Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

           Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

           Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

          Формы подведения итогов реализации программы организации внеурочной деятельности:

•Проведение мастер - классов;

•Участие в тематических выставках в гимназии(День знаний, 8 марта, День влюбленных, итоговая выставка, и т. д.);

•Участие в конкурсах.

  Защита проектов.

Содержание программы внеурочной деятельности «Подарок своими руками».

Вводное занятие.

Содержание данной программы направлено на выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий. Обучение планируется дифференцированно с обязательным учётом состояния здоровья учащихся. Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из различных материалов. На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий.

         1. Плетение из газетных трубочек.

Плетение как одно из древнейших ремесел. Говоря о плетении, следует отметить, огромное количество способов, техник и материалов, используемых в этом виде рукоделия. Мы освоим одно из них: плетение из газетных трубочек.

Плетение из газетных трубочек - оригинальное времяпрепровождение, занимательный и захватывающий вид рукоделия, который стал очень популярным в последнее время. При плетении из газетных трубочек используются различные схемы-из листов газеты, свернутых трубочкой, делаются кашпо под цветы, карандашницы, корзинки ,вазы, тарелки.

2.Изготовление игрушки.

Традиции народной игрушки продолжают жить в современных видах художественного творчества. Самодельные игрушки украшают интерьер дома, способствуют развитию добрых чувств, настроения.

В этом виде прикладного искусства сочетаются несколько элементов рукоделий: шитье, аппликация, вышивка. Происходит знакомство с различными видами ручных швов, со способами обработки различных материалов, со свойствами ткани и меха, с приемами работы.

Полученный результат уникален, самобытен.

3.Техника «декупаж».

Декупаж – это особая техника декорирования разнообразных поверхностей с помощью нанесения напечатанных полиграфическим способом картинок с последующей лакировкой полученного изображения для защиты от внешних воздействий. Декупаж позволяет, согласно нашим вкусам, выбрать лучшее из многочисленных образцов, вырезать понравившееся изображение и затем прикрепить его на декорируемый нами предмет.

Учебно-тематический план  «Подарок своими руками»

Раздел

Количество часов

Вводное занятие

1

1.

Плетение из газетных трубочек

11

2.

Пошив мягких игрушек

11

3.

"Декупаж»

11

Всего

34

Учебно - методическое обеспечение программы.

1. Учебно-наглядные пособия: проектные работы учащихся, образцы готовых изделий и работ, технологические карты, журналы, книги, компьютерные презентации.

2. Материалы и инструменты: газетная бумага, клей, спицы, ножницы, акриловые краски, лак, кисти; ткани разной  фактуры, нитки, иглы, набивочный материал; деревянные изделия, салфетки, рисовая бумага.

4. Учебный кабинет.

5. Компьютер ,экран.

Список литературы и интернет-ресурсов.

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования \ М-во образования и науки Рос. Федерации. – 2-е изд. – М. : Просвещение,2013.

2. Воронова О. В. Декупаж: Новые идеи, оригинальные техники.- М.: Эксмо, 2010.

3. Декупаж: Практическое руководство /Сост.О.М. Климова.– М.: Ниола- Прес, 2009.-32с.

4. Кочетова С. Мягкая игрушка. Игрушки с бисером. Рипол Классик, Валерии СПД, Малая энциклопедия рукоделия. 2001.

5. Назарова В.И. Плетение: береста, соломка, тростник, лоза и другие материалы. – М.: РИПОЛ Классик, 2011.

6. Нестерова Д.В. Плетение лозой, ивой, берестой: самоучитель. – М.: РИПОЛ Классик, 2009.

7. Петухова В.И., Ширшикова Е.Н., Мягкая игрушка. Издатель И.В. Балабанов, 2001.

8. http://ru.wikipedia.org. Декупаж.

9. http://dekupaj.ru/ Декупаж.

10. http://kulomsosh.ucoz.ru/plan_raboty_kruzhka.doc.

11. https://edu.tatar.ru/upload/images/files/Нуриева Г_Г_ УМЕЛЫЕ РУКИ.doc.

12. http://www.igolochka.21309s23.edusite.ru/DswMedia/kruzhok_umelye_ruki.doc.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы кружка "Подарки своими руками"

Программа рассчитана для учащихся 5 -9 классов малокомплектных сельских школ. Включает в себя пояснительную записку, содержание программы, цели и задачи, тематическое планирование....

Ничков Н.В. Образовательная программа дополнительного образования «Прекрасное – своими руками!»

Каждый человек стремится найти себя, раскрыть свой талант. Система дополнительного образования дает детям такую возможность.     В программе представлены учебно...

Вводное занятие по программе "Чудеса из ткани своими руками"

Дополнительная образовательная  программа «Чудеса из ткани своими руками» художественно-эстетической направленности. Она включает в себя работу с тканью, изготовление мягких плоских и объемных иг...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ТВОРЧЕСКОМУ ОБЪЕДИНЕНИЮ «СВОИМИ РУКАМИ» 1 год обучения

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА  ПО ТВОРЧЕСКОМУ ОБЪЕДИНЕНИЮ «СВОИМИ РУКАМИ»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ТВОРЧЕСКОМУ ОБЪЕДИНЕНИЮ «СВОИМИ РУКАМИ» 2 год обучения

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА  ПО ТВОРЧЕСКОМУ ОБЪЕДИНЕНИЮ «СВОИМИ РУКАМИ»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ТВОРЧЕСКОМУ ОБЪЕДИНЕНИЮ «СВОИМИ РУКАМИ» 3 год обучения

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА  ПО ТВОРЧЕСКОМУ ОБЪЕДИНЕНИЮ «СВОИМИ РУКАМИ»...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Умелые руки» 6-7 лет учебный год 2017-2018

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Умелые руки» 6-7 лет учебный год 2017-2018 @page { size: 21cm 29.7cm; margin: 2cm } p { margin-bottom: 0.25cm; line-height: 115%; bac...