Урок в 7 классе "Как хранить инструменты"
план-конспект урока по технологии (7 класс) на тему

Замятин Александр Николаевич

  Цель: 1.Ознакомить  учащихся с правилами организации рабочего места и инструментами для ручной обработки древесины.

          2. Способствовать запоминанию основной технологической терминологии, формированию первоначального  (базового) умения       выполнять операцию строгания на основе полученных знаний;

Задачи:

  • развить память, логическое мышление и интерес к предмету у учащихся;
  • воспитать бережное отношение у учащихся к инструменту;
  • способствовать  развитию двигательной сферы (овладение моторикой мелких мышц рук, двигательная сноровка, соразмерность движений, пространственная координация);
  • способствовать формированию умения выявлять проблему и находить способы ее разрешения;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект урока

по образовательной области «Технология» на   основе ФГОС

 (5 класс).

                               Учитель технологии: Замятин Александр Николаевич

Тема урока:  Разметка и строгание заготовок из древесины.

  Цель: 1.Ознакомить  учащихся с правилами организации рабочего места и инструментами для ручной обработки древесины.

          2. Способствовать запоминанию основной технологической терминологии, формированию первоначального  (базового) умения       выполнять операцию строгания на основе полученных знаний;

Задачи:

  • развить память, логическое мышление и интерес к предмету у учащихся;
  • воспитать бережное отношение у учащихся к инструменту;
  • способствовать  развитию двигательной сферы (овладение моторикой мелких мышц рук, двигательная сноровка, соразмерность движений, пространственная координация);
  • способствовать формированию умения выявлять проблему и находить способы ее разрешения;

Тип урока: комбинированный,

Оборудование: детали из древесины; образцы различных пиломатериалов.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             Мультимедийное оборудование. Учебник технологии В.Д. Симоненко.

Планируемые результаты:         

Предметные - учащиеся ознакомятся с образцами древесины и видами пиломатериалов.

Метапредметные (УУД):

Регулятивные – преобразовывать практическую задачу в познавательную;

Коммуникативные - умение работать в группе при выполнении задания, умение вести сотрудничество с учителем;

Познавательные – какие виды древесины, вы знаете? какие виды пиломатериалов вы знаете?

Личностные – умение провести самоанализ выполненной работы, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности

Оборудование: столярный верстак, рубанок, молоток, киянка, напильник, сверла, столярная ножовка, стамеска, шило, брусок.

Учебник: А. Т. Тищенко, В. Д. Симоненко «Технология 5 класс»

Критерии достижения цели урока: ученик должен

знать: основные части и устройство рубанка; элементы детали; правила безопасной работы;  критерии качества обработанной детали;

уметь: выполнять операцию в соответствии с алгоритмом действий; контролировать и оценивать результаты работы на основе критериев;

владеть: первоначальными умениями выполнения действий и приемов строгания детали; умениями организации рабочего места и безопасной работы;

Личностные:

- развитие чувства взаимопонимания и взаимопомощи в процессе решения поставленных задач;

-развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности;

- способствовать формированию ценности  здорового и безопасного образа жизни; усвоению правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в условиях мастерских,  соблюдению норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;

Коммуникативные:  

- учитывать разные мнения и стремиться к координации при сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию.              

Метапредметные:

Регулятивные

- принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

- вносить необходимые коррективы в действия  после контроля на основе оценки  и учета характера сделанных ошибок.

Методы проведения занятия: активная беседа, постановка и решение проблемных ситуаций,  инструктивно – практический метод;

Образовательные  технологии:  развивающего обучения;

Объект труда:  корпус  грузовой машины.

Учено – методическое  оснащение:

1. Рабочее место учащегося – столярный верстак.

2. Оборудование учебной мастерской:  инструменты - (рубанки, угольники, линейки, клинья, киянки, щетки и др.)

3. Заготовки – квадратный брусок с размером 50х50х400, материал – береза.

4.  Образец изготовляемой детали. (Макет грузовой машины).

5. Плакат «Организация рабочего места при строгании».

6. Плакат «Устройство рубанка».

Литература для учителя:  Методика преподавания технологии/. Под ред. В.Д. Симоненко – М.: Издательский центр «Вентана - Граф», 2012.

Литература для  учащихся: Технология. Индустриальные технологии. Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений / А.Т. Тищенко, В.Д.Симоненко. – М.: Вента – Граф, 2012.

Ход урока

1. Организационная часть — 2 мин.

- приветствие, проверить явку учащихся,  заполнить  классный  журнал;

- обход рабочих мест, проверка организации рабочего места, наличия спецодежды и готовности учащегося к уроку,  настроить учащихся на работу;

2.  Актуализация опорных знаний - 5 мин.

 - организовать уточнение и согласование темы и цели урока; (показ различных инструментов на верстаке; Почему они нужны? Что с ними делают? Как работают с этими инструментами?

- подвести учащихся к самостоятельному формулированию  целей и задач урока; значит, на уроке мы что будем делать? (Будем изучать приемами работы с  строгателными инструментами, и изготавливать изделия из древесины).

-организовать подводящий диалог по изучению нового материала с опорой на изученный ранее материал и межпредметные связи;

- настроить учащихся к учебной деятельности  на получение новых знаний, создать условия мотивации  внутренней потребности у ученика  для включения в учебный процесс

Актуальность изученного ранее материала.  Проверка знания материала прошлого занятия.  Активная беседа. Вопросы к классу (диалоговый режим):

а) для чего на крышке верстака существует большое количество гнезд (восемь)?

б) сколько клиньев необходимо для закрепления детали и почему?

в) как регулировать высоту клина в зажимном бруске?

г) как определить необходимую силу зажима детали?

д) по каким причинам может сломаться механизм зажима верстака?

ж) как на станке закрепить длинную деталь?

3. Изучение нового материала - 20 мин.

- организовать уточнение и согласование темы и цели урока;

 - построить объяснение учителя с опорой на личные знания учащихся;

 - зафиксировать  причину затруднений у учащихся;

- организовать фиксацию преодоления затруднения;

На данном уроке изучаемый новый материал имеет, как теоретическую, так и практическую направленность.

Содержание учебного материала теоретической направленности:  устройство рубанка, его основные части; Ученики находят с учебника виды строгальных инструментов и изучают его основные части, записывают в рабочую тетрадь.

-Чем отличается шерхебель от рубанка?

-Зачем нужен фуганок?

Содержание учебного материала практической направленности:  Хватка рубанка, поза (стойка) при работе, начальное положение инструмента. Движение и его характер, траектория  перемещения. Последовательность обработки по зонам, достижение чистоты и его контроль, достижение плоскостности продольной и поперечной и его контроль, характерные ошибки  и их недопущение. Визуальный и инструментальный контроль, обращение с инструментом и уход за ним, правила техники безопасности и организация рабочего места.

Для активизации познавательной деятельности изучение нового материала веду в диалоговом режиме, применяя метод активной беседы, задавая учащимся, многочисленные вопросы и  задачи, ведем поиск ответов на основе межпредметных знаний, интуиции и  жизненного опыта. В процессе беседы вывожу учащихся на постановку проблемы (задиры – чистота) и совместно ее решаем.  Использую также метод демонстрация наглядных пособий (изображения на классной доске, плакаты, образцы детали, заготовки и.т.д.)  Выполняем запись основных  терминов в тетрадь.

4. Вводный инструктаж - 5 мин.

- сообщение учащимся названия практической работы. Технология строгания. Действия, приемы, правила обработки древесины;

- разъяснение учащимся задач практической работы и ознакомление учащихся с объектом труда – образцом выполняемой работы;

- ознакомление учащихся со средствами обучения, с помощью которых  будет выполняться задание (оборудование, инструменты, приспособления)

- ознакомление учащихся с действиями, приемами, правилами обработки пластей квадратного бруска

- предупреждение учащихся о возможных затруднениях при выполнении работы

- инструктаж по технике безопасности

- разъяснение алгоритма действия (совместное планирование) учителя и учащегося при выполнении, упражнения и  самостоятельной работы

-  разъяснение критериев (показателей) оценивания учителем и самооценки учащимся результата выполнения  упражнения и  самостоятельной (практической) работы – первоначального умения строгания

Учащиеся подходят к рабочему месту учителя (демонстрационный верстак). Использую методы:  активная беседа (диалоговый режим), показ трудовых приемов,  наблюдения учащихся, решение творческих задач и постановка проблемных ситуаций.

    5. Первичный контроль усвоения изучаемого материала.  

           Ученики изучают на плакате безопасные приемы работы с инструментом, и правила контроля строгания.

  Пробное выполнение приемов – 10 мин.

Учащиеся выполняют упражнение:

        -проверка организации рабочих мест учащихся (верстак,  инструменты, заготовки);

- соблюдение правил техники безопасности при выполнении задания;

- проверить умения  учащихся  закрепления заготовок на верстаке на клиньях;

- организовать выявление  и исправление допущенных ошибок;

- тренировать способность к самоконтролю;

Первый обход. Текущий инструктаж (индивидуальный) — проверить организацию рабочего  места, правильность выполнения приема закрепления заготовки. Указание   ошибок. Исправление (показ учителя). Окончательный контроль приема, переход к новому приему по разрешению учителя.

Второй обход. Текущий инструктаж (индивидуальный) – проверить правильность приемов строгания пласты, соблюдение правил безопасной работы. Указание  ошибок. Исправление (показ учителя). Окончательный контроль приема, переход к самостоятельной  работе по разрешению учителя.

 Практическая работа  с самопроверкой, взаимопроверкой по образцу и проверкой учителем. Самостоятельная работа учащихся - 30 мин.

Выполнение самостоятельной работы: «Строгание»

- организовать самостоятельную работу учащихся;

-проанализировать правильность и осознанность выполнения всеми учащимися задания;

- выяснить степень усвоения материала;

- определить типичные недостатки в знаниях и их причины;

- ликвидировать обнаруженные недочёты;

- оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся;

- тренировать способность применять  алгоритм действий в стандартной и нестандартной ситуации;

       - тренировать способность к самоконтролю и самооценке, взаимоконтролю и взаимооцениванию;

- контроль над бережным отношением учащихся к средствам  обучения и рациональному  использованию учебного времени;

Организация работы учащихся в парах, где они учатся контролировать и оценивать не только свою работу, но и работу товарища (взаимоконтроль, взаимооценка).  

6.1. Третий обход. Текущий инструктаж (индивидуальный) – контроль правильности и фиксация ошибок организации рабочего места, соблюдения правил техники безопасности, закрепления детали, приемов строгания. Указание ошибок без показа учителя. Самоконтроль учащимся при переходе от  одного приема к другому.  Переход  к следующему приему без контроля  учителя.

6.2. Окончательный контроль практической работы.

По мере окончания выполнения задания самостоятельной работы учащиеся подходят к рабочему месту учителя для окончательного контроля и оценки проделанной работы. Сдают изготовленную деталь,  выставляю оценки  в соответствии с критериями, раннее озвученными во время вводного инструктажа.  Обязательно  учитываю мнение учащихся.

7. Заключительная часть. Инструктаж. Рефлексия. Уборка – 8 мин.

- анализ выполнения самостоятельной работы;

- рефлексия   учителя  и учащихся о достижении целей и задач урока;

- совместный разбор  типичных ошибок учащихся;

- повторное объяснение учителем  способов устранения ошибок;

- по результатам анализа работы зафиксировать направления будущей деятельности;

- объективно  и комментировано  оценить результаты коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке;

      По команде учителя все учащиеся заканчивают работу, подписывают деталь и  сдают ее. Провожу совместный анализ проделанной работы. Для рефлексии использую активный диалог, когда учащиеся самостоятельно выявляют ошибки и их причины.  Демонстрирую разные работы, учащиеся определяют лучшие и с ошибками, сами определяют  ошибки и способы их  устранения. Если много типичных ошибок, то повторно демонстрирую трудовые приемы. Особое внимание уделяю вопросам организации рабочего места и безопасным приемам работы. 

Уборка мастерской.  


Технологическая карта урока

Этапы урока, время

Учебная ситуация

Деятельность учителя

Деятельность

 учащихся

Планируемые результаты

       Мотивационно-целевой этап    (17 мин)

Организационный момент

Эвристическая беседа

Настроить учащихся на работу.

Визуальный контроль  готовности к уроку.

Предметные: 

 - познакомить  с ручным инструментом для сверления.

Регулятивные:  

- принимать и сохранять учебную задачу;

Коммуникативные:  

- учитывать разные мнения и стремиться к координации при сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию.              

 Познавательные:  

- использование знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

- строить рассуждения об объекте;

- проводить сравнение изучаемого объекта.

Личностные:  

 - развитие чувства взаимопонимания и взаимопомощи в процессе решения поставленных задач.

Мотивация учебной деятельности

(формулирование темы урока)

Беседа, фронтальный опрос

Сформулировать    тему урока.

Демонстрировать  инструмент для строгания  заготовки.

Фронтальный опрос

Анализировать предлагаемые задания, понимать поставленную цель.

Сравнивать, выделять  признаки объекта.

Формулировать  тему урока.

 Первичное усвоение новых знаний

 

Рассказ учителя, объяснение, демонстрация,

беседа

Планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии с её целью, задачами, и особенностями выполняемого задания, отбирать оптимальные способы его выполнения.

Поиск  решения творческих задач с использованием  метода контрольных вопросов.

Демонстрировать приемы сверления  с опорой на личные знания учащихся.

Осуществлять поиск

решения проблемы.

Формулировать  задачи урока.

Осуществлять информационный, практический поиск и открытие нового знания и умения.

Создать мысленный образ изделия с учетом поставленных задач.

Наблюдать   за демонстрацией  приемов работы с инструментом.

Практический этап (18 мин)

Практическое закрепление  теоретического материала

   

Практическая работа, демонстрация

 Демонстрировать  виды строгания.

 Осуществлять сотрудничество и взаимодействие в процессе проектной деятельности.  

 Проводить  инструктаж по ТБ при работе с рубанком.

Организовать выполнение творческого задания в соответствии с технологической картой.

Осуществлять совместную творческую деятельность при выполнении практической работы.

Осуществлять контроль  и корректировку хода работы.

Организовать свою деятельность: подготавливать своё рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приёмы безопасного и рационального труда.

Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении практической работы и реализации проекта: принятие идеи, создание и практическая реализация окончательного образа объекта.

Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.

Предметные: 

  - познакомить  с приемами безопасной работы;

 - практическое освоение  основ проектной деятельности.

Регулятивные:  

- принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

 Коммуникативные:  

- формулировать собственное мнение и позицию.              

 Познавательные:  

- использовать  знаково-символические средства (технологическая карта).

Личностные: 

-развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности.

-развитие чувства взаимопонимания и взаимопомощи в процессе решения поставленных задач.

Рефлексивно-оценочный  этап  (5 мин)

Рефлексия учебной деятельности на уроке

 

Беседа

Организовать   выставку работ.

Провести   рефлексию деятельности.

Оценить результат деятельности.

Представлять результат выполненного проекта.

Осуществлять сотрудничество, выполнять разные социальные роли (уметь слушать, вступать в диалог,  участвовать в коллективном обсуждении, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми).

Предметные: 

 - практическое освоение  основ проектной деятельности.

Коммуникативные:  

- формулировать собственное мнение и позицию.              

Личностные: 

-выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок " В мире музыкальных инструментов"( проектная технология)

  Подробный план презентации урока по теме "В мире музыкальных инструментов" - краткая аннотация, цели и задачи, проблемы ( темы) самостоятельных исследований, план проектов. Данная мето...

Урок " В мире музыкальных инструментов" ( проектная технология)

План презентации урока " В мире музыкальных инструментов" ( проектная технология). Данная методическая разработка реализуется в начальной школе....

Мультимедийная разработка урока по предмету "Музыкальный инструмент. Фортепиано."

Мультимедийная разработка урока на тему "Организация игрового аппарата пианиста на начальном этапе обучения" поможет преподавателям при прохождении аттестации....

3 класс 29 урок "В музеях хранятся пейзажи"

Урок ИЗО в 3 классе по программе Б.М. Неменского "Изобразитиельное искусство" по теме "В музеях хранятся пейзажи"...

Презентация к уроку "В музеях хранятся натюрморты"

Презентация к уроку ИЗО в 6 классе "В музеях хранятся натюрморты"...

Урок технологии в 5-ом классе Тема урока:_ Рабочее место и инструменты для ручной обработки древесины.

Предлагаю конспектуУрока технологии в 5-ом классе Тема урока:_ Рабочее место и инструменты  для ручной обработки древесины....

Конспект урока на тему: "Музыкальные инструменты. У каждого свой музыкальный инструмент".

laquo;Музыкальные инструменты. У каждого свой музыкальный инструмент»....