Программа по агротехнике в 10-11 классах
рабочая программа по технологии (11 класс) на тему

Журавлева Светлана Сергеевна

Программа по агротехники раздел растениеводства с основами ландшафтного дизайна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon agrotehnika_v_10-11_klassah.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение Ключанская средняя общеобразовательная школа муниципального образования Кораблинского  муниципального района Рязанской области

«Утверждаю»                                                                            

Директор муниципального

образовательного учреждения

Ключанской средней школы

Муниципального образования

Кораблинский муниципальный район

Рязанской области

_______________   Видехина Т.И.

«______» августа 2015г.                                                          «Согласовано»

                                                                                              Заместитель директора по УР

                                                                                               Муниципального образовательного  

                                                                                                                    Учреждения

                                                                                            Ключанской средней школы

                                                                                                Муниципального образования

                                                                                           Кораблинский муниципальный район

                                                                                             Рязанской области

                                                                                            __________________ Рогачева Л.Д.

                                                                                                    «__» августа 2015 г.                                                              

Рабочая программа по технологии (сельскохозяйственный труд) в 10-11 классах

 на 2015-2016 учебный год

(Разработана  в соответствии с   Федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта с учётом Примерной программы среднего полного образования)

                                                                                                  Учитель МОУ Ключанская СОШ

                                                                                                                             Журавлёва С.С.

                                                                                         

                                                                  Ключ 2015 год

Изучение раздела «Растениеводство»

(декоративное садоводство и цветоводство с основами

ландшафтного дизайна)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа по направлению «Технология. Cельскохозяйственный труд» составлена на основе примерной образовательной  программе  для общеобразовательных школ, рекомендованных МО РФ (Закон РФ «Об образовании» №273-ФЗ от 29.12.2012г)

Региональный компонент (национально-региональный) – устанавливается субъектом Российской Федерации,  Приказ Министерства образования РФ « Об утверждении федерального компонента государственных и образовательных стандартов начального  общего, основного общего и среднего общего образования» (№ 1089 от 05.03.2004 г.).

  В современной школе  особое внимание должно уделяться практическому применению учащимися теоретических знаний, полученных в  курсах изучения естественных наук, в том числе биологии. Практическое применение теоретических знаний по ботанике  и экологии растений связано с разделом «Растениеводство», изучаемом в образовательной области «Технология». Поэтому межпредметные связи, которые возможно реализовать в предлагаемом курсе, помогут учащимся более полно представить связи между теорией и практикой.

В связи с введением в образовательную область «Технология» модулей, посвященных организации жилого пространства, а также появлением в нашей стране частных земельных владений, хозяева которых хотели бы грамотно организовать свое жилое пространство,  в связи с растущим интересом учащихся к этой сфере профессиональной деятельности, возникла необходимость в подготовке учащихся старшего звена общеобразовательной школы в этом   направлении. Изучение данного  курса поможет учащимся определиться с профессиональным выбором в профессиях, основанных на изучении   разделов «Растениеводство» и «Ботаника» для основной школы. По окончании курса у  учащихся должно сложиться целостное представление о ландшафтном дизайне как разновидности архитектурно-проектной деятельности, направленной на создание предметно-пространственной среды на принципах удобства (функциональности), комфортности, красоты и  экономичности, а также о растениеводстве (декоративном садоводстве и цветоводстве) как  отрасли сельского хозяйства, занимающейся выращиванием красивоцветущих и лиственно-декоративных растений.

Тема обустройства жилого пространства человека всегда актуальна. Формирование внешнего облика городов, сел, частных земельных владений играет прежде всего эстетическую, архитектурно-художественную, оздоровительную роль. Эстетика среды обитания человека – залог его успешности в профессиональной деятельности, восстановления трудоспособности, условие его полной самореализации.

Курс предполагает изучение материала в течение 2-х лет в 10-11 классах по 34 часа в каждом классе.

Основные цели курса:

  1. Познакомить учащихся с основами декоративного садоводства и цветоводства, повысив тем самым их интерес к изучению  теоретических и практических разделов наук о растениях (ботаника, экология, растениеводство, агрохимия).
  2. Познакомить учащихся с основами ландшафтного дизайна как способа формирования удобной жилой среды.
  3. Развить познавательный интерес учащихся и их коммуникативные качества, повысить интеллектуальные способности.
  4. Воспитывать активные положительные качества личности (самостоятельность, способность к взаимопомощи, взаимовыручку и сотрудничество и ответственность).

Задачи курса:

  • формирование у учащихся базовой системы знаний о ландшафтном дизайне как части архитектурно-проектной деятельности и о декоративном садоводстве и цветоводстве как отрасли растениеводства, обеспечивающей выращивание и уход за декоративными растительными насаждениями;
  • формирование у учащихся элементарных умений проектирования ландшафтной  архитектурной среды земельных участков различного назначения и их декоративного оформления с помощью  зеленых насаждений;
  • развитие у учащихся художественного вкуса;
  • развитие творческого потенциала учащихся.

Методы обучения: иллюстративный, репродуктивный, метод проблемного изложения, эвристическая беседа, метод проектов.

Формы организации занятий: лекция, практическое занятие, индивидуальная, парная и групповая формы обучения.

Технология обучения

Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются сельскохозяйственные опыты, практические  работы, метод проектов. Практические работы в программе связаны с выполнением различных приемов обработки почвы, посева, посадки, ухода за  цветочно-декоративными растениями . На практических работах  также изучаются улучшение почв(внесение органики в почву),  выращивание рассады сельскохозяйственных культур и цветочно-декоративных культур, пикировка рассады, уход за рассадой, высаживание рассады в открытый грунт, планировка и разбивка цветников, подбор растений для различных видов цветников, миксбордера, альпийской горки и др.

 Практическая деятельность при обучении технологии включает в себя не только освоение и выполнение конкретных трудовых приемов, она подразумевает также включение учащихся в поисковую, исследовательскую, аналитическую деятельность, связанную с выполняемыми работами. В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. Специфика сельскохозяйственных проектов такова, что их выполнение требует значительного времени. Продолжительность проекта определяется биологическими особенностями выращиваемых растений. Поэтому проектная деятельность организуется не как завершающий этап, а в тот период учебного года, когда необходимо начинать выполнение проекта в соответствии с агротехникой конкретных сельскохозяйственных культур. Предполагается, что значительная часть проектных работ будет выполняться во внеурочное время, в том числе во время летней практики.

Формы и виды контроля:

практические работы, проектные  и творческие работы

 Программа рассчитана на 68 часов, по 34 часа в каждом классе. Из них 20 часов –теория, 48 часов - практикум

Учебно-тематический план

"Изучение раздела "Растениеводство" (декоративное садоводство и цветоводство с основами ландшафтного дизайна) –  20 часов  (теория)

Подтемы

Тема

Количество часов

Практическая часть

Проекты

20

Практикум №1

Основы декоративного садоводства и цветоводства и современного ландшафтного дизайна

1.1

Применение законов ландшафтного дизайна при озеленении земельных участков различного назначения

2

1.2

Приемы зонирования пространства сада. Рукотворные ландшафты сада

2

1.3

Условия выращивания декоративных растений. Свойства почв, подготовка почвы к посадке растений. Минеральные и органические удобрения, их свойства и применение в растениеводстве.

3

1.4

Технологии выращивания и размножения растений

3

1.5

Методика создания растительных композиций. Виды ландшафтных цветников: альпийская горка, водоемы, регулярные цветники, газоны, аптекарский сад, сад пряных трав.

3

1.6

Подбор сортов декоративных растений для различных видов цветников. Разнообразие декоративной флоры по отношению к свету, температуре, плодородию почвы.

3

1.7

Болезни и вредители декоративных растений. Технологии защиты растений.

1

2. Методика  разработки ландшафтного дизайн-проекта земельного участка различного назначения

2.1

Ландшафтный дизайн-проект  и его этапы.

2

1

28

Практикум №2

Итого

68 часов

 

Практическая часть: 48 часов

Практическая часть включает в себя различные виды практической деятельности на уроках технологии: уборка и учёт  урожая сельскохозяйственных культур, практические работы по уходу за розами в теплице (обрезка, прополка, рыхление, полив, подкормка, обработка от вредителей, размножение роз и др.),улучшение почв(внесение органики в почву),  выращивание рассады сельскохозяйственных культур и цветочно-декоративных культур, пикировка рассады, уход за рассадой, высаживание рассады в открытый грунт, планировка и разбивка цветников, подбор растений для различных видов цветников, миксбордера, альпийской горки и др.

Содержание программы

"Изучение раздела "Растениеводство" (декоративное садоводство и цветоводство с основами ландшафтного дизайна)

Раздел 1. Основы декоративного садоводства и цветоводства и современного ландшафтного дизайна ( 17 часов).

Тема 1.1. Применение законов ландшафтного дизайна при озеленении земельных участков различного назначения ( Теория 2 часа)

История садово-парковой архитектуры. Воздействие на ландшафтную архитектуру искусства.

Современный ландшафтный дизайн  - технология создания равновесия природы и человека. Направления ландшафтного дизайна (сад как часть природы определенной местности, сад как часть инженерных систем, «зеленая архитектура».

Тема 1.2  Приемы зонирования пространства сада. Рукотворные ландшафты сада. (2часа)

Теория 2часа: Типы и стили садов. Основные функции сада.

 Приемы зонирования в садах (места для отдыха, детские площадки, огород, «тайный сад» и т.п.

Тема 1.3.  Условия выращивания декоративных растений. Свойства почв, подготовка почвы к посадке растений. Минеральные и органические удобрения. Их свойства и применение в растениеводстве (3 часа)

Теория 3часа.    Тепловой, водный, световой режим для разных видов декоративных растений. Питание растений.    

 Виды почв и их свойства.  

  Виды удобрений и особенности их применения под декоративные растения..

Тема 1.4 Технологии выращивания и размножения растений (3часа)

Теория 3часа:  Технологии размножения растений: семенное и вегетативное. Посадка растений.    

 Виды агротехнического ухода за декоративными растениями.        

Технологии выращивания и размножения растений.

Тема 1.5  Методика создания растительных композиций. Виды ландшафтных цветников: альпийская горка,  декоративные водоемы, регулярные цветники, газоны, аптекарский сад, сад пряных трав ( 3  часа ).  

Теория ( 3 часа): Типы цветочных оформлений: клумбы, рабатки, бордюры,  миксбордеры, живые изгороди, рокарии, партеры, массивы, группы, солитеры, контейнеры и вазы, вертикальное озеленение.

Цели цветочного озеленения: декоративность, непрерывное цветение.

 Основные законы подбора сортов декоративных растений: высота растений, цветовая гамма соцветий, последовательность цветения, оттенки листвы. Схемы посадки растений.

.

Тема 1.6  Подбор сортов декоративных растений для различных видов цветников. Разнообразие декоративной флоры по отношению к свету, температуре, плодородию почвы(3часа)

Теория 3часа:  Разнообразие декоративной флоры, используемой для озеленения: красивоцветущие, с декоративной листвой, вечнозеленые растения.

Формы растений: разнообразие силуэтов кроны, стелющиеся и низкорослые формы, виды декоративного кустарника для фигурной стрижки и устройства зеленых изгородей.

Светолюбивые и теневыносливые виды растений. Холодостойкие и теплолюбивые виды декоративной флоры. Засухоустойчивые и влаголюбивые вилы декоративных растений.

Тема 1.7  Болезни и вредители декоративных растений. Технологии защиты растений (1час).

Теория 1час: Наиболее распространенные болезни и вредители декоративных растений. Сезонные особенности распространения болезней и вредителей. Биологические, агротехнические и химические средства и приемы борьбы с болезнями и вредителями. Экологически чистые приемы борьбы с болезнями и вредителями. Применение биологически активных веществ для усиления роста и развития декоративных растений.

Раздел 2. Методика разработки ландшафтного дизайн-проекта земельного участка различного назначения (3 часа)

Тема 2.1  Ландшафтный дизайн-проект и его этапы (3 часа).

Теория 2часа: Основы метода проектов. Основные этапы проектирования (постановка проблемы, поиск вариативных идей, выбор и разработка лучшей идеи, оценка, презентация).

Практика 1час.

Моделирование  ландшафтного дизайна.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Теоретические сведения излагаются в форме лекций проблемного характера. Изучение Раздела 1 позволяет учащимся познакомиться с условиями, необходимыми для оптимального роста и развития декоративных растений, с приемами коррекции и оптимизации условий выращивания. Учащиеся знакомятся с наиболее распространенными видами декоративных растений, применяемых для озеленения в данной климатической зоне. В Разделе 1 также изучаются приемы создания декоративных растительных композиций и вариантов озеленения различного назначения и стиля.  Учебное проектирование не предполагает практическую реализацию ландшафтного дизайн-проекта. Его цель – дать учащимся общее представление о ландшафтном  проектировании и основах декоративного садоводства и цветоводства.

На лекциях следует использовать метод проблемного изложения и эвристическую беседу для повышения познавательной активности учащихся знаний. Практические работы направлены на развитие общетрудовых навыков  и умений по выращиванию цветочно-декоративных культур разными способами, проведение агротехнических мероприятий  по уходу  за цветочно-декоративными растениями.

При изучении курса   учащиеся должны знать:

Как организовать  архитектурно-пространственную среду;

Что такое ландшафтный дизайн?

Принципы ландшафтного дизайна.

Современные стили ландшафтного дизайна

Современные сорта декоративных растений. Требования к сортам..

Методы и приемы выращивания декоративных растений.

Современные агротехники для выращивания декоративных растений

Зонирование садового участка.

Приемы создания сада непрерывного цветения.

Что такое ландшафтный дизайн-проект?

Что понимается под комфортной жилой средой?

 При изучении курса учащиеся должны уметь:

Проводить агротехнические мероприятия по выращиванию и уходу за цветочно-декоративными растениями;

Уметь разбивать цветники, клумбы и другие типы цветочного оформления;

Подбирать  цветочно – декоративные растения по принципу декоративности и непрерывности цветения , по цветовой гамме, по высоте и другим критериям.

Материально-техническое обеспечение:

Для реализации программы  имеется  наличие учебно-материальной базы для организации практической деятельности школьников. Школьный  учебно-опытные участок (УОУ), открытый класс, школьная теплица-розарий  являются основной базой изучения растениеводства в нашей школе.

УОУ и школьная теплица  имеют  рекомендованный Министерством образования РФ набор ручных инструментов и оборудования для выполнения основных видов сельскохозяйственных работ. Большое внимание обращено на обеспечение безопасности труда учащихся при выполнении технологических операций.

Лопата  штыковая – 10 шт.

Тяпка – 20 шт.

Лопата совковая – 1 шт.

Рыхлитель ручной – 5 шт.

Грабли – 10 шт.

Вилы – 2 шт.

Лейка  (7л) – 15 шт.

Ведро (9л) – 10 шт.

Секатор- 3 шт.

Шланг поливочный -40м

Трактор МТЗ-80 – 1

Трактор Т-16 – 1

Трактор «Беларусь» - 1

Автомобиль ЗИЛ-157 – 1

Автомобиль ГАЗ-3307 – 1

Газонокосилка – 1

Нитратомер-1

Опрыскиватель «Орион»-1

Прибор Н.И. Алямовского -1

Овощехранилище

Образовательные ресурсы

Список основной литературы

  1. Дрягина И.В., Кудрявец Д.Б. Цветы для Подмосковья. М.: Московский рабочий, 1982.
  2. Бобылева О.Н. Цветоводство открытого грунта. Учебное пособие. М.: АКАкадема, 2004.
  3. Дормидонтова В.В. История садово-парковых стилей. М.: Архитектура-С, 2004..
  4. Забелина Е.В. Поиск новых форм в ландшафтной архитектуре. М.: Архитектура-С, 2005.
  5. Ожегов С.С. История ландшафтной архитектуры. М..: Архитектура-С, 2003.
  6. Минервин Г.Б., Шимко Т.В., Ефимов А.В. Дизайн. Словарь-справочник. М.: Архитектура-С, 2004.
  7. Кингсбери Н. Основы озеленения сада. М.: Кладезь-Букс, 2003.

Степанов А.В. и др. Объемно-пространственная композиция: Учеб. для вузов. – М., 2004. Список образовательной литературы

               1.Лимаренко А., Палеева Т. Атлас садовых растений. М.: Эксмо, 2004.

2.Энциклопедия лекарственных растений. М.: Ридерз Дайджест, 2004.

3.Дивный сад без лишних хлопот. М.: Ридерз Дайджест, 1999.

4.1000 советов и идей для вашего сада. М.: Ридерз Дайджест, 2000.

5. Диск «3d моделирование» ландшафтного дизайна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа спецкурса « Основы русской словесности» 5 класса составлена на основе авторской программы Русская словесность. От слова к словесности. 5—9 классы. / Автор программы Р. И. Альбеткова

Программа по словесности построена в тесном взаимодействии с программами по русскому языку и литературе. При этом учитывается наличие в классе учащихся, для которых русский  язык не является родн...

Рабочая программа по английскому языку во 2 классе, разработанная на основе программы курса «Английский язык. Программа для общеобразовательных учреждений 2-4 классы» (Кузовлев В.П., Лапа Н.М., Перегудова Э.Ш.)

Рабочая программа    по  английскому языку во  2  классе, разработанная к учебнику "Английский язык. English-2": учеб. для 2 класса общеобразоват.учреждений/ Кузовлев...

Рабочая программа учебного курса «Физическая культура» Для 10 класса к УМК «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» под редакцией В. И. Ляха, А. А. Зданевича Срок реализации программы 1 год

Рабочая программа учебного курса  «Физическая культура»Для 10 классак УМК «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов»под редакцией В. И. Ляха, А. А. Зданевича...

Программа элективного курса для 9 -го класса на тему «Основы агротехники»

Представленная программа рассчитана на 14 часов, ориентирована на перспективу определения девятиклассником профиля обучения в старшем звене школы. Она включает и новые для учащихся з...

Программа элективного курса для 9 -го класса на тему «Основы агротехники»

В старшей школе происходит дальнейшее формирование способностей школьников самостоятельно определять свои жизненные и профессиональные планы, с учетом познавательных интересов учащихся....

Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »

lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...