ЧУВАШСКАЯ НАРОДНАЯ ВЫШИВКА – ИСТОЧНИК ВДОХНОВЕНИЯ.
план-конспект урока по технологии (6 класс) на тему
Актуальность данной работы заключается в сохранении материальной культуры чувашского народа. Интерес к чувашской национальной вышивке существовал всегда. Чувашская вышивка - это бесценное неотъемлемое достояние культуры чувашского народа, накопленная веками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chuvashskaya_natsionalnaya_vyshivka.doc | 60 КБ |
chuvashskaya_vyshivka.ppt | 825 КБ |
Предварительный просмотр:
ЧУВАШСКАЯ НАРОДНАЯ ВЫШИВКА – ИСТОЧНИК ВДОХНОВЕНИЯ.
Т. Н. Рябова
МБОУ «Атратская СОШ»,
с. Атрать Алатырского района Чувашской Республики
Актуальность данной работы заключается в сохранении материальной культуры чувашского народа. Интерес к чувашской национальной вышивке существовал всегда. Чувашская вышивка - это бесценное неотъемлемое достояние культуры чувашского народа, накопленная веками.
Цели:
1. Воспитание патриотизма, чувства гордости за свой народ, культуры восприятия произведений народного декоративно-прикладного искусства Чувашии. 2. Ознакомление с композицией чувашской вышивки: орнаментальные мотивы, цветовая гамма, расположение узоров в костюме.
3. Развитие интереса и любви к национальным корням.
Задачи урока:
1. Образовательная — познакомить учащихся с историей возникновения вышивки; ознакомить с методами и видами вышивки.
2. Развивающая — продолжить развивать творческое мышление, внимательность и аккуратность в работе; развивать воображение эстетический вкус.
3. Воспитательная - воспитывать умение работать в коллективе учитывая мнение учителя и одноклассников.
Воспитывать любовь к одному из древнейших видов искусств – вышивке.
Методы обучения: Объяснение, демонстрация наглядного материала, практическое упражнение.
Наглядные пособия: образцы вышивки, эскизы, расположение узоров, стилизованные рисунки.
Материалы и инструменты: рабочая тетрадь, карандаши, схемы рисунков.
Оборудование: Экран, ноутбук, мультимедиа проектор, презентация.
Тип занятия: Комбинированный.
Ход занятия:
I. Организационный момент, подготовка материалов к работе.
II. Объявление темы, целей и содержания урока.
Сегодня наш урок будет посвящён самому яркому и неповторимому виду декоративного творчества чуваш – вышивке. Именно народное творчество, и в частности, вышивка даёт многим мастерам вдохновение, является источником для творчества. Поэтому тема занятия так и звучит: «Чувашская вышивка – источник вдохновения».
III. Рассказ-беседа об истоках чувашской вышивки.
Из глубины веков поныне
Узор Чувашии любимой.
Истоки народной вышивки чуваш уходят в далекую древность. Вышивка является одним из основных видов чувашского народного орнаментального искусства. Обработка животного и растительного волокна была известна чувашской женщине издавна. Старинная одежда была домотканой, богато украшенной вышивкой. П. С. Паллас во второй половине 18 в. так писал об одежде чувашских женщин: «Одеяние у них так же, как у мордвинок, из толстого холста; вышито пестрою, синею, красною и черною шерстью и сделано малым чем отменно».
Вопрос: Что служило материалом для изготовления одежды у чуваш?
Материалом для изготовления вышитой одежды у чуваш, так же как и у других народов Поволжья, служила ткань домашнего производства, в основном, конопляный холст, реже — льняной. Холст употреблялся самый простой, без узора. Вышивка выполнялась шерстью домашнего прядения, окрашенной самой вышивальщицей, с использованием растительных красителей.
Вопрос: Какие цвета характерны для чувашской вышивки?
Основные элементы узора выполнялись черным цветом — цветом добра. Узоры заполнялись преимущественно красным цветом — цветом счастья, зеленым — цветом природы и жизни, желтым — цветом солнца, синим — цветом волшебства. Все эти цвета прекрасно сочетались на белом фоне — белый цвет — символ чистоты, правдивости и мудрости. Для красочности и выразительности изделий применялись различные украшения: тесьма, кружева, монеты, бисер, раковины.
Вопрос: Каков орнамент вышивки?
Старинный чувашский орнамент — это чаще всего геометрические узоры в форме крестов, треугольников, ромбов, прямоугольников, зигзагов, косых крестов, полос. Они сочетались со стилизованными фигурами людей, птиц, животных, древа жизни, которые имели самый разнообразные формы. Эти знаки на холсте могли о многом рассказать, каждая мастерица придумывала свою композицию и ведала свою историю.
Одним из символов в орнаменте чувашской вышивки является Солнце как источник жизни. Оно вышивалось в форме круга, крестика, квадратика, восьмиугольника. Следует знать, что означает каждый из элементов рисунка – ведь вышивка у народов Чувашии была не просто способом украсить одежду, но и возможностью создать с помощью рисунка, защитный оберег, для носящего одежду человека; а так же, отразить свое видение мира в создаваемом орнаменте.
Вопрос: Какие украшения органично дополняли вышивку чуваш?
Непременным дополнением к одежде были различные ожерелья, бусы и подвески. Украшения из бронзы, серебра, золота: кольца, гривны, браслеты, поясные пряжки были характерны для чувашек, как в те далекие времена, так и теперь.
Украшения удивительно гармонично дополняют наряд женщин и придают ему строгую законченность. Одежда показывала отличие по возрасту, семейному положению, имущественному состоянию и ритуальному назначению. IV. Терминология вышивки чуваш.
Терминология узоров чувашской вышивки богата и разнообразна.
Солнце, гармония, согласие
Братство, солидарность
Узор "Оберег от зла, гнева, доброта"
Узор "Согласие, примирение"
Узор "Честь, отвага, верность"
Узор "Память о прошлом, дума о будущем"
Узор "Дерево, место обряда, обращение к природе"
Узор "Связь с отчим домом, родиной
V. Практическая работа: зарисовка схемы узора вышивки.
VI. Подведение итогов, анализ проведённой работы.
Богатство узоров вышивки, их красочность, декоративность делают их жизнеспособными, таят в себе широкие возможности для их творческого развития и влияния на другие отрасли изобразительного искусства.
Сохранение богатейших традиций национальной вышивки – одна из сложных задач современности. Народная вышивка развивалась столетиями и была эстетической необходимостью.
Эмоционально-художественное значение вышивки является основополагающим как в работе художника-профессионала, так и в творчестве современного народного умельца из села.
Домашнее/задание: Доработка эскиза узора (графическое или цветовое решение)
Литература.
1. Анцыгина А. А. Учимся вышивать. Чебоксары, 1992.
2. Гаген-Торн, Женская. Н. И. Одежда народов Поволжья: (материалы к этногенезу) / Н. И. Гаген-Торн. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1960.
3. Жачева Е. Чувашская вышивка. Чебоксары, 2006.
4. Под редакцией М. Я.Сироткина и В. Л.Кузьмина. Чуваши. Этнографические исследования // Чувашгосиздат, Чебоксары, 1956.
5. Соколова, С. Г. Технология чувашской вышивки : учеб.-метод. пособие / С. Г. Соколова; Чуваш. гос. пед. ун-т им. И. Я. Яковлева. Чебоксары.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« … Если народ знает и помнит свою историю, то он имеет и будущее. Такой народ не исчезнет с лица земли, внося, как и другие, свой вклад в сокровищницу мировой культуры.» Президент Чувашской Республики Н.В. Федоров
Из глубины веков поныне Узор Чувашии любимой Истоки народной вышивки чуваш уходят в далекую древность. Вышивка является одним из основных видов чувашского народного орнаментального искусства. Современная чувашская вышивка, ее орнаментика, техника, цветовая гамма генетически связаны с художественной культурой чувашского народа в прошлом. Обработка животного и растительного волокна была известна чувашской женщине издавна. Старинная одежда была домотканой, богато украшенной вышивкой. П. С. Паллас во второй половине 18 в. так писал об одежде чувашских женщин: «Одеяние у них так же, как у мордвинок, из толстого холста; вышито пестрою, синею, красною и черною шерстью и сделано малым чем отменно».
Материал для изготовления одежды Материалом для изготовления вышитой одежды у чуваш, так же как и у других народов Поволжья, служила ткань домашнего производства, в основном, конопляный холст, реже — льняной. Холст употреблялся самый простой, без узора. Вышивка выполнялась шерстью домашнего прядения, окрашенной самой вышивальщицей, с использованием растительных красителей.
Цвета, характерные для чувашской вышивки Основные элементы узора выполнялись черным цветом — цветом добра. Узоры заполнялись преимущественно красным цветом — цветом счастья, зеленым — цветом природы и жизни, желтым — цветом солнца, синим — цветом волшебства. Все эти цвета прекрасно сочетались на белом фоне — белый цвет — символ чистоты, правдивости и мудрости. Для красочности и выразительности изделий применялись различные украшения: тесьма, кружева, монеты, бисер, раковины. Только черным цветом, цветом добра, окаймлялся узор вышивки. Красным цветом, источником торжества, счастья, узоры заполнялись. Желтый цвет означает цвет солнца, радости, счастья. Белый цвет - белый фон холста - цвет чистоты, здоровья. Зеленый цвет - цвет природы, жизни. Синий цвет - цвет волшебства.
Орнамент вышивки Старинный чувашский орнамент — это чаще всего геометрические узоры в форме крестов, треугольников, ромбов, прямоугольников, зигзагов, косых крестов, полос. Они сочетались со стилизованными фигурами людей, птиц, животных, древа жизни, которые имели самый разнообразные формы. Эти знаки на холсте могли о многом рассказать, каждая мастерица придумывала свою композицию и ведала свою историю.
Украшения, дополняющие вышивку чуваш Непременным дополнением к одежде были различные ожерелья, бусы и подвески. Украшения из бронзы, серебра, золота: кольца, гривны, браслеты, поясные пряжки были характерны для чувашек, как в те далекие времена, так и теперь. Украшения удивительно гармонично дополняют наряд женщин и придают ему строгую законченность. Одежда показывала отличие по возрасту, семейному положению, имущественному состоянию и ритуальному назначению. Знаковые различия проявились, прежде всего, в головных уборах и украшениях. Например, масмак, сурпан, xyшпу, головной платок являлись уборами замужних женщин, сугубо девичьим головным убором была-тухья.
Терминология вышивки чуваш.
Зарисовка схемы узора вышивки
Сегодня в Чувашии бытуют древние традиции. Национальная вышивка – самый развитый вид современного декоративно-прикладного искусства. Народные мастерицы используют старые мотивы, придумывают и новые.
Чувашская вышивка- достояние и гордость чувашского народа, свидетельство его неиссякаемого таланта и неиссякаемых способностей. И поэтому следует приложить все силы тому, чтобы это творчество приумножалось, развивалось и обогащалось нашими и последующими поколениями, чтобы оно в мировой художественной культуре заблистало яркой звездой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Живопись как источник вдохновения
Все художественные произведения –и музыки, и изобразительного искусства, и литературы,-рождаются из единого источника. Источник этот –сама жизнь...
интегрированный урок 6 класс Береза - источник вдохновенья
интегрированный урок по русскому родному языку и изобразительному искусства 6 коласс "Береза-источник вдохновения"...
Исследовательская работа на тему: "Игра слов как источник вдохновения для осмысления ситуации"
Исследовательская работа на тему: "Игра слов как источник вдохновения для осмысления ситуации" Выполнил: ученик 10 классаСемёнов ВикторНаучный руководитель:Алхимова Валентина Никифоровна...
Презентация "Неиссякаемый источник вдохновения"
Презентация ко Дню Матери...
Литературный вечер "Море-источник вдохновения"
Литературный вечер "Море-источник вдохновения" в рамках школьного проекта"Крым -микрокосм мира",ноябрь 2010г....
«Природа как источник вдохновения»
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения ребенка, она дает нам неповторимое многообразие красок и совершенство готовых форм. Ее разнообразие пробуждает у ребят любознательность, фант...
"Вода как источник вдохновения"
Проект даёт возможность познакомиться, как тема воды находит отражение в творчестве художников, поэтов,композиторов....