"Вода как источник вдохновения"
проект по мхк (8 класс) на тему

Орехова Лидия Гавриловна

Проект даёт возможность познакомиться, как тема воды находит отражение в творчестве художников, поэтов,композиторов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект22.18 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Вода как источник творческого вдохновения»

                                                Наблюдая за водой, человек узнаёт так много.

                                                                                М. Спаркс.

Участники проекта ученики 8 а и 9 б классов:

Вид проекта: межпредметный, исследовательский, групповой, среднесрочный

Форма представления: презентация на общешкольной конференции.

Цель исследования: различными средствами (печатными, аудиовизуальными, наглядно-иллюстративными) выявить и показать роль воды как источника вдохновения в творчестве.

                

                         Аннотация.

Учебный проект: «Вода как источник творческого вдохновения» проводится  в 8,9 классах в рамках внеклассной  работы по литературе и МХК.   Работа над проектом позволит учащимся увидеть богатство изобразительных средств, используемых художниками:  слова, звука и кисти. Научит мыслить на уровне широких обобщений, получить навыки самостоятельной работы с информацией. А так же помогает воспитывать эстетический вкус, бережное отношение  к национальной культуре.

Практическая значимость проекта состоит  в том, что знания, полученные при его выполнении можно использовать во время написания сочинений по литературе и русскому языку, для подготовки к экзаменам по литературе.

Реализация проекта: проводится сбор, анализ, обобщение информации из различных источников, составляется план проекта, оформляется материал на презентации, на завершающем этапе проводится рефлексия, обсуждение процессов, итогов работы,

групповых и личностных достижений.

Презентация проекта. Результаты проекта будут представлены 22 марта во Всемирный День воды.

Актуальность проекта заключается в том, что участники проекта поймут - всеобщая ценность – вода - ещё и создатель мировых шедевров искусства.

Объект исследования: полотна мастеров кисти, музыкальные произведения, стихи поэтов-классиков о воде, фотографии архитектурного оформления городов с помощью фонтанов.

Содержание и структура проекта.

  1. Роль воды в творческом процессе.
  2. Вода в живописи.
  3. Вода в музыке.
  4. Вода в архитектуре.
  5. Вода в поэзии
  6. Приложения

Гипотеза. Вода и искусство – есть ли между ними какая-нибудь связь? Играет ли вода в произведениях искусства какую-нибудь роль или просто упоминается в описании пейзажей?

Поэты, писатели, художники посвятили и посвящают воде свои произведения, делают воду героиней своих произведений.

А.С. Пушкин посвятил стихии воды много прекрасных строк:

«Фонтану Бахчисарайского дворца»:

Фонтан любви, фонтан живой!

Принес я в дар тебе две розы.

Люблю немолчный говор твой

И поэтические слёзы.

Твоя серебряная пыль

Меня кропит росою хладной

Ах, лейся, лейся ключ отрадный!

Журчи, журчи свою мне быль…

«К морю»

Прощай, свободная стихия!

В последний раз передо мной

Ты катишь волны голубые

И блещешь гордою красой…

Прощай же, море! Не забуду

Твоей торжественной красы

И долго, долго слышать буду

Твой гул в вечерние часы.

В леса, в пустыни молчаливы

Перенесу, тобою полн,

Твои скалы, твои заливы,

И блеск, и тень, и говор волн.

К. Паустовский в повести «Мещёрская  сторона» написал о лесных реках и каналах «о двух речушках – Солотче и Пре, текущих на юг через леса, болота и гари. Солотча – извилистая и неглубокая река. В её бочагах стоят под берегами стаи язей. Вода в Солотче красного цвета. Такую воду крестьяне зовут «суровой». Пра течет из озер северной Мещеры в Оку. Деревень по берегам очень мало. В старое время на Пре,  в дремучих лесах, селились раскольники. Кроме рек, в Мещёрском крае много каналов. Сейчас каналы эти заглохли и заросли болотными травами. В них гнездятся утки, живут ленивые лини и верткие вьюны. Каналы эти очень живописны. Они уходят вглубь лесов. Заросли свисают над водой темными арками. Кажется, что каждый канал ведет в таинственные места».

«Весенние воды» (1830 год) — настоящий шедевр о весне. В «весенних» стихотворениях Тютчева ярче всего выражено приятие жизни, любование ее силой и красотой. Н. Некрасов очень точно выразил это настроение: «Сколько жизни, веселости, весенней свежести в …стихах! Читая их, чувствуешь весну, когда сам не знаешь, почему делается весело и легко на душе…», а С. Рахманиновым создан один из самых известных романсов, в котором музыка и поэзия сливаются воедино, создавая яркий образ

Федор Тютчев

Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят -

Бегут и будят сонный брег,

Бегут, и блещут, и гласят...

Они гласят во все концы:

"Весна идет, весна идет,

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперед!

Весна идет, весна идет,

И тихих, теплых майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней!.."

Константин Бальмонт

От капли росы, что трепещет, играя

Огнем драгоценных камней,

До бледных просторов, где, вдаль убегая,

Венчается пеною влага морская

На глади бездонных морей.

Ты — всюду, всегда, неизменно живая,

И то изумрудная, то голубая,

То полная красных и желтых лучей,

Оранжевых, белых, зеленых и синих

И тех, что рождаются только в пустынях,

В волненье и пенье безмерных зыбей.

Вода бесконечные лики вмещает

В безмерность своей глубины,

Мечтанье на зыбях различных качает,

Молчаньем и пеньем душе отвечает,

Уводит сознание в сны.

Богатыми были, богаты и ныне

Просторы лазурно-зеленой пустыни,

Рождающей мир островной.

И море — все море, но в вольном просторе

Различно оно в человеческом взоре

Качается грезой-волной.

В различных скитаньях, В иных сочетаньях

Я слышал сказания бурь —

И знаю, есть разность в мечтаньях.

Я видел Индийское море, лазурь,

В нем волн голубые извивы,

И Красное море, где ласков коралл,

Где розовой краскою  зыбится вал,

И Желтое,   водные нивы,

Зеленое море, Персидский залив,

И Черное море, где буен прилив,

И Белое, призрак красивый.

И всюду я думал, что всюду, всегда,

Различно  - прекрасна вода.

Вывод:

Заканчивая наблюдение за темой воды в искусстве, мы делаем главный вывод: произведения, в которых изображается вода, -  лучшие воспитатели, способные убедить человека в том, что вода – это жизнь, что сохранение жизни на Земле зависит от сохранности воды. А значит, мы и в ответе за эту жизнь. Остаётся только спросить себя: а правильно ли ты используешь то, что дано природой, не растрачиваешь ли впустую драгоценный «сок жизни», что ты сделал для того, чтобы вода перестала быть мёртвой в прямом значении этого слова? Истина, сокрытая в литературе с древних лет и до наших дней, осветляет память и мысли, заставляет посмотреть на такую привычную воду другими глазами

Родилась мирным родником

Или грозой гремучей.

Растёт проворным ручейком

Потом рекой могучей.

Несёт богатство, доброту.

Нет сил её предела!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Живопись как источник вдохновения

Все художественные произведения –и музыки, и изобразительного искусства, и литературы,-рождаются из единого источника. Источник этот –сама жизнь...

интегрированный урок 6 класс Береза - источник вдохновенья

интегрированный урок по русскому родному  языку и изобразительному искусства 6 коласс "Береза-источник вдохновения"...

Исследовательская работа на тему: "Игра слов как источник вдохновения для осмысления ситуации"

Исследовательская работа на тему: "Игра слов как источник вдохновения для осмысления ситуации" Выполнил: ученик 10 классаСемёнов ВикторНаучный руководитель:Алхимова Валентина Никифоровна...

Литературный вечер "Море-источник вдохновения"

Литературный вечер "Море-источник вдохновения"  в рамках школьного проекта"Крым -микрокосм мира",ноябрь 2010г....

ЧУВАШСКАЯ НАРОДНАЯ ВЫШИВКА – ИСТОЧНИК ВДОХНОВЕНИЯ.

Актуальность данной работы заключается в сохранении материальной культуры чувашского народа. Интерес к чувашской национальной вышивке существовал всегда. Чувашская вышивка - это  бесце...

«Природа как источник вдохновения»

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения ребенка, она дает нам неповторимое многообразие красок и совершенство готовых форм. Ее разнообразие пробуждает у ребят любознательность, фант...