ПРОГРАММА внеурочной деятельности в 5-х классах «Школа самоделкина »
рабочая программа по технологии (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1
с углубленным изучением отдельных предметов
ПРОГРАММА
внеурочной деятельности в 5-х классах
«Школа самоделкина »
Срок реализации 1 год
Руководитель:
Ступников А.В.
Александров
2015 год
Образовательная программа дополнительного образования детей актуальна тем, что она широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности В программе отражается специфика стороны, которая присуща предметам практической деятельности, как мощному средству назначения и развития, учитывающая все требования к декоративно – прикладному образованию.
Актуальность – данной программы заключается в соединении умственного и физического творческого труда, которое является одной из основ здорового и долговременного образа жизни человека. Программа содержит установку на познание многообразия живых существ на земле, свойства и строение дерева – самого распространенного природного материала, на раскрытие потребностей детей творить и осознавать свои возможности.
Новизна данной программы заключается в объединении традиций русского народа в изготовлении декоративно-прикладных изделий из древесины и реализации творческой индивидуальности каждого обучающегося; начиная с формирования художественного образа прикладного изделия из природного материала и заканчивая его представлением на выставках.
Цель данной программы– сформировать устойчивую мотивацию к познанию окружающего мира природы с помощью обучения детей творческой, вдумчивой работе с деревом – одним из самых любимых, распространенных материалов для декоративно- прикладного творчества, а также обеспечение всестороннего развития личности подростка, удовлетворение потребности в практической деятельности, осуществляемых по законам красоты.
Программа составлена для внеурочного обучения учащихся 5-9 классов технологии (68 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю)
Разработана на основе программы Симоненко В.Д., Неменского Б.М.:
Программы для общеобразовательных школ и гимназий «Основы народного и декоративно- прикладного искусства 1-8 классы;
Технология для 5-9 классов.
Декоративно-прикладное творчество для дополнительных образовательных учреждений.
Программы «Живое дерево» .
Внесены свои разделы с учетом интересов детей и с учетом их возраста. Программа расширена по своему творческому потенциалу, включает в себя разнообразные разделы в декоративно - прикладном творчестве.
Основные учебно – воспитательные задачи Обучающие
Формировать пространственное представление, художественно–образное восприятие действительности;
Научить познавать и использовать красоту и свойства древесины для создания художественных образов и предметов быта;
Освоить основы технологии и технику безопасности ручной обработки древесины;
Изучить технологию работы лобзиком;
Изучить технологию работы выжигателем;
Научить работать различными инструментами, приспособлениями;
Развивающие:
Развивать художественно – творческие способности учащихся;
Развить способности работы с инструментом, объемное видение предметов, развить руки, как важнейшее средство общения человека с окружающим миром;
Развивать фантазию, память, эмоционально – эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности;
Воспитывающие:
Прививать любовь к народным традициям, к истории родного края;
Пробуждать интерес к русскому народному творчеству и к новым, современным направлениям народного творчества;
Развивать терпение, настойчивость, трудолюбие;
Сформировать навыки работы в творческом разновозрастном коллективе, где младшие учатся у старших, а старшие помогают младшим.
Форма занятий:
Беседы.
Объяснения
Рассказы
Практические работы
Выставки
Творческие отчеты
Характеристика ожидаемых результатов
В результате прохождения данной программы дети
должны знать:
• принципы организации рабочего места и основные правила техники безопасности;
• основные понятия графики, графического изображения (чертёж,эскиз, технический рисунок);
• физико-механические, технологические, энергетические, экологические свойства материалов;
• способы разметки по шаблону и чертежу;
• принцип подбора столярного инструмента - по назначению, по виду деятельности, по свойствам материалов;
• назначение и устройство станков и электрооборудования (электровыжигателя, электродрели, токарного станка по обработке древесины, сверлильного станка, электролобзика, электрофрезера);
• иметь понятие о конструировании и моделировании;
• способы отделки древесины - грунтовка, шлифование, окраска, лакирование, полирование;
• основы композиции: основные принципы декоративного оформления плоскости;
• основные приёмы выжигания, типовые композиции и их выполнение на различных видах изделий;
• технологический процесс изготовления изделий и декорирование их выжиганием;
Должны уметь:
• рационально организовывать рабочее место. Соблюдать правила Техники безопасности;
• уметь читать и выполнять чертежи, эскизы, технические рисунки;
• определять породу и пороки древесины по её внешнему
• производить разметку заготовки по шаблону и чертежу;
• применять столярный инструмент по назначению. Производить его наладку;
• использовать станочное оборудование в процессе изготовления изделия;
• выполнять простейшие столярные операции;
• производить отделку столярных изделий с учётом дизайна;
• самостоятельно разрабатывать композиции для выжигания, резьбы и выполнять их;
• экономно расходовать материалы и электроэнергию;
Воспитанники должны освоить, отработать и закрепить следующие -
Навыки:
• владения основными ручными инструментами по обработке, точению, выжиганию, выполнения операции точения, сверления, выпиливания ,владения основными элементами графической грамотности;
• выполнения плоскостной разметки;
• разработки и составление композиции для выжигания, различных видов резьбы;
• выполнение декорирования изделий - выжиганием, различными видами резьбы;
Формы организации учебной деятельности:
• индивидуальная;
• коллективная (звеньевая).
Критерии и показатели оценки знаний воспитанников.
Прямые:
• теоретический уровень знаний;
• степень овладения рабочими приёмами при работе с инструментами и приспособлениями;
• применение полученных знаний на практике;
• соблюдение технических и технологических требований;
• качество изготовления изделия по внешнему виду готового изделия;
• изготовление изделия в установленные нормы времени;
• соблюдение правил техники безопасности, пожарной и электробезопасности, производственной санитарии и охраны среды.
Косвенные:
• экономия материалов;
• желание трудиться;
• познавательная активность и творческий подход;
• самостоятельность;
• партнёрские отношения при совместной работе.
Методы обучения
1. Словесные: рассказ, беседа, объяснение;
2. Наглядные: иллюстрации, демонстрации;
3. Практические: практические занятия;
4. Репродуктивные,проблемно-поисковые: повторение, конструирование.
Содержание программы
Раздел I. Выпиливание лобзиком
Тема 1.1. Охрана труда, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий.
Теория Введение. ТБ, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий. Начальная диагностика.
Тема 1.2. Основы материаловедения
Основы материаловедения. Знакомство с учебно-тематическим планом по выполнению изделий из древесины. Рабочее место и гигиена труда. Древесина: основные свойства и пороки; характеристика пород; фанера, шпон, нетрадиционные и отделочные материалы и клеи.
Тема 1.3. Материалы, инструменты и приспособления
Материалы, инструменты и приспособления. Основные свойства материалов характеристика инструмента и приспособлений; Струбцина. Лобзик. Пилки.
Тема 1.4. Виды резьбы по дереву.
Народные художественные традиции; Виды и особенности резьбы по дереву. Источники орнаментальных узоров. Контурное выпиливание
Практическая работа: Выпиливание лобзиком частей к подвижной игрушке (крестьянин и медведь)
Тема 1.5. Технология выпиливания лобзиком как разновидность оформления изделия.
Технология выпиливания лобзиком как разновидность оформления изделия. Особенности работы лобзиком
Практическая работа: изготовление подвижной игрушки. (крестьянин и медведь)
Тема 1.6. Технология выпиливания орнамента.
Технология выпиливания орнамента. Виды орнамента применяемые в работах лобзиком. Фурнитура. Конструкция, форма изделия. Подготовка материалов, рисунка. Перевод рисунка на заготовку.
Практическая работа: выпиливание лобзиком частей к корзиночке для конфет
Тема 1.7. Технология сборочных и отделочных работ.
Технология сборочных и отделочных работ. Способы соединения деталей. Форма и конструкция деталей.
Практическая работа: зачистка и протравка морилкой древесины для корзиночки
Тема 1.8 Художественно-эстетические основы выпиливания лобзиком.
Художественно-эстетические основы выпиливания лобзиком. Назначение и виды орнамента;
- симметрия;
- орнаментальные розетты и полосы;
- сетчатый орнамент.
Тема 1.9. Работа над конструкцией изделия.
Работа над конструкцией изделия.
- Плоские, объёмные изделия;
- изделия округлой формы;
- изделия со сложным орнаментом.
Практическая работа: сборка корзиночки для конфет
Тема 1.10. Построение орнамента.
Практическая работа: перевод рисунка и выполнение орнамента простейшей рамки для фотографии.
-Плоские, объёмные изделия;
- изделия округлой формы;
- изделия со сложным орнаментом.
Тема 1.11. Отделка изделия.
Практическая работа: отделка изделия.
- Отделочные материалы;
- нетрадиционные материалы;
- облицовывание шпоном;
- циклование и шлифование;
- устранение дефектов;
- прозрачная отделка.
Тема 1.12. Изготовление изделия.
Практическая работа: выполнение настенного панно
Раздел II. Художественное выжигание
Тема 2.1. Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию. Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию. ТБ при работе с электровыжигателем
Правила:
поведения и техники безопасности;
пожарной и электробезопасности;
пром.санитарии и личной гигиены при производстве художественных изделий из дерева.
Тема 2.2. Технология декорирования изделий выжиганием.
Технология декорирования изделий выжиганием
подготовка материалов;
перевод рисунка;
приёмы выжигания.
Тема 2.3. Основы композиции.
Технология создания композиции с использованием отдельных элементов выполненных электровыжигателем. Основы композиции. - Основные принципы композиции; - форма и конструкция изделия.
Тема 2.4.. Подготовка заготовок к работе.
Практическая работа: подготовка древесины к работе, выполнение контурного рисунка на древесине
- Основные требования к инструменту;
- уход за инструментом
Тема 2.5. Технология декорирования художественных изделий выжиганием.
- Подготовка материалов;
- перевод рисунка;
- приёмы выжигания;
- способы соединения деталей;
- сборка изделия;
- устранение дефектов;
- прозрачная отделка.
Практическая работа: выполнение контурного выжигания
Тема 2.6. Основные приёмы выжигания.
Технология основных приёмов выжигания.
Практическая работа: совершенствование приёмов выжигания
Тема 2.7. Технология выполнения приёмов выжигания
Практическая работа: совершенствование приёмов выжигания. Освоение приёмов выжигания. Выполнение настенного панно
Тема 2.8. Отделка изделия.
Практическая работа: выполнение настенного панно
Отделочные материалы;
нетрадиционные материалы;
устранение дефектов;
прозрачная отделка.
Тема 2.9. Изготовление изделий и декорирование их выжиганием.
Практическая работа:
выполнение настенного панно
Форма и конструкция изделия;
назначение и виды орнамента;
симметрия;
изделия со сложным орнаментом
Методическое обеспечение программы по разделам и темам
№ п/п | Наименование раздела и темы | Форма занятий | Приемы и методы | Форма подведения итогов | Средства обучения |
Раздел I. Выпиливание лобзиком | |||||
1.1 | Охрана труда, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий. | Беседа | Словесно- наглядный. Приучение к выполнению требований | Вводная диагностика | Раздаточный материал |
1.2. | Основы материаловедения. | Объяснение | Словесно- наглядный | Обобщающая беседа | Таблицы, инструменты и принадлежности |
1.3 | Материалы, инструменты и приспособления. | Объяснение | Словесно- наглядный | Анализ работ, выставка | инструменты и принадлежности |
1.4. | Виды резьбы по дереву. | Объяснение | Словесно- наглядный | Анализ работ, выставка | Таблицы инструменты и принадлежности |
1.5. | Технология выпиливания лобзиком как разновидность оформления изделия. | Объяснение | Словесно наглядный | Анализ работ, выставка | Таблицы инструменты и принадлежности |
1.6 | Технические приёмы выпиливания орнамента. | Объяснение | Словесно наглядный | Анализ работ, выставка | инструменты и принадлежности |
1.7 | Сборочные и отделочные работы. | Объяснение | Словесно наглядный | Анализ работ, выставка | инструменты и принадлежности |
1.8 | Художественно- эстетические основы выпиливания лобзиком. | Объяснение | Словесно наглядный | Анализ работ, выставка | инструменты и принадлежности |
1.9 | Работа над конструкцией изделия. | Объяснение | Словесно наглядный | Анализ работ, выставка | инструменты и принадлежности |
1.10 | Построение орнамента. | Объяснение | Словесно наглядный | Анализ работ, | инструменты и принадлежности |
выставка | |||||
1.11 | Отделка изделия. | Объяснение | Словесно наглядный | Анализ работ, выставка | инструменты и принадлежности |
1.12 | Изготовление изделия. | Объяснение | Словесно наглядный | Анализ работ, выставка | инструменты и принадлежности |
Раздел II. Художественное выжигание | |||||
2.1 | Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию. | Беседа | Словесно наглядный | Анализ работ, выставка | инструменты и принадлежности |
2.2 | Декорирование изделий выжиганием. | Объяснение | Словесно наглядный | Анализ работ, выставка | инструменты и принадлежности |
2.3 | Основы композиции. | Объяснение | Словесно наглядный | Анализ работ, выставка | инструменты и принадлежности |
2.4 | Подготовка заготовок к работе. | Объяснение | Словесно наглядный | Анализ работ, выставка | инструменты и принадлежности |
2.5 | Технология декорирования художественных изделий выжиганием. | Объяснение | Словесно наглядный | Анализ работ, выставка | инструменты и принадлежности |
2.6 | Основные приёмы выжигания. | Объяснение | Словесно наглядный | Анализ работ, выставка | инструменты и принадлежности |
2.7 | Технология выполнения приёмов выжигания | Объяснение | Словесно наглядный | Анализ работ, выставка | инструменты и принадлежности |
2.8 | Отделка изделия. | Объяснение | Словесно наглядный | Анализ работ, выставка | инструменты и принадлежности |
2.9 | Изготовление изделий и декорирование их выжиганием. | Объяснение | Словесно наглядный | Анализ работ, выставка | инструменты и принадлежности |
Оснащение каждого занятия
Каждый ребенок должен иметь:
Карандаш Линейка Ластик | Тетрадь Ручка циркуль | Пилки для лобзика Электровыжигатель Акварель или гуашь | Копирка Кисти Стакан для воды |
Ожидаемые результаты:
Итогом обучения является выставка поделок и изготовление стендов, оформление фойе школы и классов, участие в различных районных конкурсах декоративно- прикладного искусства.
Условия реализации программы.
Направление работы кружка в большой степени зависит от материальной базы школы.
В школе имеется кабинет, который отвечает требованиям санитарии и противопожарной безопасности.
Список литературы
Бородулин В.А. Художественная обработка дерева. - М.: Просвещение, 1988.
Внеклассная работа по труду. /Сост. Гукасова А.М./ - М.: Просвещение, 1981.
Коротков В.И. Деревообрабатывающие станки. - М.: Высшая школа, 1986.
Франк Нипель. Мастеру на все руки. Книга 1. - М.: Мир, 1993.
Рихвк Э.В. Обработка древесины в школьных мастерских. - М.: Просвещение, 1984.
Хворостов А.С. Декоративно - прикладное искусство в школе.- М.: Просвещение, 1981.
Шемуратов Ф.А. Выпиливание лобзиком. - М.: Легпромбытиздат, 1992.
Выпиливание лобзиком. /Сост. Рыженко В.И./ - М.: Траст пресс, 1999.
Ильяев М.Д. Прикоснувшись к дереву резцом. - М.: Экология, 1996.
Карабанов И.А. Технология обработки древесины 5 - 9. - М.: Просвещение, 1995.
Сафроненко В.М. Вторая жизнь дерева. - Минск.: Полымя, 1990.
Справочник по трудовому обучению 5 - 7 /Под ред. Карабанова И.А./.- М.: Просвещение, 1993.
Технология 5. /Под ред. Симоненко В.Д./. - М.: Просвещение, 1999. 14.Технология 6. /Под ред. Симоненко В.Д./.- М.: Винтана - Граф, 1997.
Технология 7. /Под ред. Симоненко В.Д./.- М.: Винтана - Граф, 1997.
Технология 8. /Под ред. Симоненко В.Д./.- М.: Винтана - Граф, 1997.
Учебно-тематический план
2 часа в неделю, всего 68 часов
№п/п | Содержание темы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практические работы | ||
Раздел I. Выпиливание лобзиком (34) | ||||
1.1 | Охрана труда, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий. | 1 | 1 | - |
1.2. | Основы материаловедения. | 3 | 1 | 2 |
1.3. | Материалы, инструменты и приспособления. | 2 | 1 | 1 |
1.4. | Виды резьбы по дереву. | 4 | 1 | 3 |
1.5 | Технология выпиливания лобзиком как разновидность оформления изделия. | 4 | 1 | 3 |
1.6 | Технические приёмы выпиливания орнамента. | 4 | 1 | 3 |
1.7 | Сборочные и отделочные работы. | 2 | 1 | 1 |
1.8 | Художественно- эстетические основы выпиливания лобзиком. | 2 | 1 | 1 |
1.9 | Работа над конструкцией изделия. | 2 | 1 | 1 |
1.10 | Построение орнамента. | 2 | - | 2 |
1.11 | Отделка изделия. | 2 | - | 2 |
1.12 | Изготовление изделия. | 8 | - | 8 |
34 | 9 | 25 | ||
Раздел II. Художественное выжигание (34 часа) | ||||
2.1 | Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию. | 1 | 1 | - |
2.2 | Декорирование изделий выжиганием. | 1 | 1 | - |
2.3 | Основы композиции. | 2 | 1 | 1 |
2.4 | Подготовка заготовок к работе. | 2 | - | 2 |
2.5 | Технология декорирования художественных изделий выжиганием. | 9 | 1 | 8 |
2.6 | Основные приёмы выжигания. | 5 | 1 | 4 |
2.7 | Технология выполнения приёмов выжигания | 4 | - | 4 |
2.8 | Отделка изделия. | 2 | - | 2 |
2.9 | Изготовление изделий и декорирование их выжиганием. | 10 | - | 10 |
34 | 5 | 29 | ||
Итого | 68 | 14 | 54 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая образовательная программа внеурочной деятельности (ФГОС) учащихся 8 класса ОУ "СО А-школы им.Д.И.Менделеева" на 2014 – 2015 уч.год
Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и предназначена для реализации в одном отдельно взятом классе.Программа рассчитана на 165 часов и п...
УМК "Школа здоровья" программа внеурочно деятельности "Дневник здоровья 3 класс"
Разработка занятия по теме "Безопасная дорога" с использованием "Дневника здоровья" для учащихся 3 класса...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «ШАХМАТЫ – ШКОЛЕ» для учащихся 1- 4 классов
Программа для 1-4 кл "Шахматы - школе"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «ШАХМАТЫ – ШКОЛЕ» для учащихся 5 класса
Программа для учащихся 5 кл, в которых ранее не преподавался курс "Шахматы" на 2 часа в неделю....
Программы внеурочной деятельности по физике для основной школы. 5-6 классы.
Пропедевтика — введение в науку, в переводе с гречес¬кого языка (ргораideuо) означает «предварительно обучаю». Под пропедевтикой мы понимаем вводный курс, систематически изложенный в сжатой элементарн...
Презентация программы внеурочной деятельности для 5-7 классов "Этикет: Школа хороших манер" (социальная направленность).
Презентация программы внеурочной деятельности для 5-7 классов "Этикет: Школа хороших манер" подготовлена автором данного курса Бацаевой Ириной Николаевной для ознакомления родителей и обучающихся с да...
Программа внеурочной деятельности по ритмике в начальной школе (1-4 класс)
Одной из главных задач воспитания подрастающего поколения в современных условиях - является воспитание гармонично развитой личности. В связи с этим важным условием в реализ...