ПРОГРАММА внеурочной деятельности в 5-х классах «Школа самоделкина »
рабочая программа по технологии (5 класс) на тему

внеурочная деятельность по технологии мальчики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok.docx33.9 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1

с углубленным изучением отдельных предметов

ПРОГРАММА

внеурочной деятельности в 5-х классах

«Школа самоделкина »

Срок реализации 1 год

Руководитель:  

Ступников А.В.

Александров

2015 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

          Образовательная программа дополнительного образования детей актуальна тем, что она широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности В программе отражается специфика стороны, которая присуща предметам практической деятельности, как мощному средству назначения и развития, учитывающая все  требования  к  декоративно – прикладному образованию.

Актуальность – данной  программы  заключается  в  соединении  умственного и физического творческого труда, которое является одной из основ здорового и долговременного образа  жизни  человека. Программа содержит установку на познание многообразия живых существ на земле, свойства и строение дерева – самого распространенного  природного  материала, на  раскрытие  потребностей  детей  творить  и осознавать свои    возможности.

Новизна данной программы заключается  в  объединении  традиций русского народа в изготовлении декоративно-прикладных изделий из древесины и реализации творческой индивидуальности каждого обучающегося; начиная с формирования художественного образа прикладного изделия из природного материала и заканчивая его представлением на выставках.

Цель данной программы– сформировать устойчивую  мотивацию  к познанию окружающего  мира  природы  с помощью  обучения  детей     творческой, вдумчивой работе с деревом – одним  из  самых любимых, распространенных материалов для декоративно- прикладного творчества, а также обеспечение всестороннего развития личности подростка, удовлетворение  потребности  в  практической  деятельности, осуществляемых по  законам  красоты.

Программа составлена для внеурочного обучения учащихся 5-9 классов технологии  (68 часов, из расчета 2 учебных часа  в неделю)

Разработана  на  основе  программы  Симоненко В.Д., Неменского  Б.М.:

Программы для общеобразовательных школ и гимназий «Основы народного   и декоративно- прикладного  искусства 1-8 классы;

Технология   для  5-9 классов.

Декоративно-прикладное творчество для дополнительных образовательных учреждений.

Программы  «Живое  дерево» .

Внесены свои разделы с учетом интересов детей и с учетом их возраста. Программа расширена по своему творческому потенциалу, включает в себя разнообразные разделы в декоративно -  прикладном творчестве.

Основные учебно – воспитательные задачи Обучающие

 Формировать пространственное представление, художественно–образное восприятие  действительности;

     Научить  познавать  и  использовать  красоту  и  свойства  древесины  для  создания художественных  образов  и  предметов  быта;

    Освоить  основы  технологии  и   технику  безопасности  ручной  обработки  древесины;

     Изучить  технологию  работы  лобзиком;

     Изучить  технологию  работы  выжигателем;

    Научить  работать  различными    инструментами, приспособлениями;

Развивающие:

    Развивать художественно – творческие способности учащихся;

Развить способности работы с инструментом, объемное видение предметов, развить руки, как важнейшее средство общения человека с окружающим миром;

     Развивать фантазию, память, эмоционально – эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности;

Воспитывающие:

    Прививать любовь к народным традициям, к истории родного края;

    Пробуждать интерес к русскому народному творчеству и к новым, современным направлениям народного творчества;

    Развивать терпение, настойчивость, трудолюбие;

     Сформировать навыки работы в творческом разновозрастном коллективе, где младшие учатся у старших, а старшие помогают младшим.

Форма занятий:

    Беседы.

    Объяснения

    Рассказы

    Практические работы

    Выставки

    Творческие отчеты

Характеристика  ожидаемых  результатов

В результате прохождения данной программы дети

должны знать:

•        принципы организации рабочего места и основные правила техники безопасности;

•        основные понятия графики, графического изображения (чертёж,эскиз, технический рисунок);

•        физико-механические, технологические, энергетические, экологические свойства материалов;

•        способы разметки по шаблону и чертежу;

•        принцип подбора столярного инструмента - по назначению, по виду деятельности, по свойствам материалов;

•        назначение и устройство станков и электрооборудования (электровыжигателя, электродрели, токарного станка по обработке древесины, сверлильного станка, электролобзика,  электрофрезера);

•        иметь понятие о конструировании и моделировании;

•        способы отделки древесины - грунтовка, шлифование, окраска, лакирование, полирование;

•        основы композиции: основные принципы декоративного оформления плоскости;

•        основные приёмы выжигания, типовые композиции и их выполнение на различных видах изделий;

•        технологический процесс изготовления изделий и декорирование их выжиганием;

Должны уметь:

•        рационально        организовывать        рабочее        место.        Соблюдать        правила        Техники безопасности;

•        уметь читать и выполнять чертежи, эскизы, технические рисунки;

•        определять породу и пороки древесины по её внешнему

•        производить разметку заготовки по шаблону и чертежу;

•        применять столярный инструмент по назначению. Производить его наладку;

•        использовать станочное оборудование в процессе изготовления изделия;

•        выполнять простейшие столярные операции;

•        производить отделку столярных изделий с учётом дизайна;

•        самостоятельно разрабатывать композиции для выжигания, резьбы и выполнять их;

•        экономно расходовать материалы и электроэнергию;

Воспитанники должны освоить, отработать и закрепить следующие -

Навыки:

•        владения основными ручными инструментами по обработке, точению, выжиганию, выполнения операции точения, сверления, выпиливания ,владения основными элементами графической грамотности;

•        выполнения плоскостной разметки;

•        разработки и составление композиции для выжигания, различных видов резьбы;

•        выполнение декорирования изделий - выжиганием, различными видами резьбы;

Формы  организации  учебной деятельности:

•        индивидуальная;

•        коллективная (звеньевая).

Критерии и показатели оценки знаний воспитанников.

Прямые:

•        теоретический уровень знаний;

•        степень овладения рабочими приёмами  при работе с инструментами и приспособлениями;

•        применение полученных знаний на практике;

•        соблюдение технических и технологических требований;

•        качество изготовления изделия  по внешнему виду готового изделия;

•        изготовление изделия в установленные нормы времени;

•        соблюдение правил техники безопасности, пожарной и электробезопасности, производственной санитарии и охраны среды.

Косвенные:

•        экономия материалов;

•        желание трудиться;

•        познавательная активность и творческий подход;

•        самостоятельность;

•        партнёрские отношения при совместной работе.

Методы обучения

1.        Словесные:  рассказ,  беседа, объяснение;

2.        Наглядные:  иллюстрации, демонстрации;

3.        Практические:  практические занятия;

4.        Репродуктивные,проблемно-поисковые: повторение, конструирование.

Содержание  программы

Раздел I. Выпиливание лобзиком

Тема 1.1. Охрана труда, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий.

Теория Введение. ТБ, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий.   Начальная диагностика.

Тема 1.2. Основы материаловедения

Основы материаловедения. Знакомство с учебно-тематическим планом по выполнению изделий из древесины. Рабочее место и гигиена труда. Древесина: основные свойства и пороки; характеристика пород; фанера, шпон, нетрадиционные и отделочные материалы и клеи.

Тема 1.3. Материалы, инструменты и приспособления

Материалы, инструменты и приспособления. Основные        свойства         материалов характеристика инструмента и приспособлений; Струбцина. Лобзик. Пилки.

Тема 1.4. Виды резьбы по дереву.

Народные художественные традиции; Виды и особенности резьбы по дереву. Источники орнаментальных узоров. Контурное выпиливание

Практическая работа: Выпиливание лобзиком частей к подвижной игрушке (крестьянин и медведь)

Тема 1.5. Технология выпиливания лобзиком как разновидность оформления изделия.

Технология выпиливания лобзиком как разновидность оформления изделия. Особенности работы лобзиком

Практическая работа: изготовление подвижной игрушки. (крестьянин и медведь)

Тема 1.6. Технология выпиливания орнамента.

Технология выпиливания орнамента. Виды орнамента применяемые в работах лобзиком. Фурнитура. Конструкция, форма изделия. Подготовка материалов, рисунка. Перевод рисунка на заготовку.

Практическая работа: выпиливание лобзиком частей к корзиночке для конфет

Тема 1.7. Технология сборочных и отделочных работ.

Технология сборочных и отделочных работ. Способы соединения деталей. Форма и конструкция деталей.

Практическая работа: зачистка и протравка морилкой древесины для корзиночки

Тема 1.8 Художественно-эстетические основы выпиливания лобзиком.

Художественно-эстетические основы выпиливания лобзиком.  Назначение и виды орнамента;

-        симметрия;

-        орнаментальные розетты и полосы;

-        сетчатый орнамент.

Тема 1.9. Работа над конструкцией изделия.

Работа над конструкцией изделия.

-        Плоские, объёмные изделия;

-        изделия округлой формы;

-        изделия со сложным орнаментом.

Практическая работа: сборка корзиночки для конфет

Тема 1.10. Построение орнамента.

Практическая работа: перевод рисунка и выполнение орнамента простейшей рамки для фотографии.

-Плоские, объёмные изделия;

-        изделия округлой формы;

-        изделия со сложным орнаментом.

Тема 1.11. Отделка изделия.

Практическая работа: отделка изделия.

-        Отделочные материалы;

-        нетрадиционные материалы;

-        облицовывание шпоном;

-        циклование и шлифование;

-        устранение дефектов;

-        прозрачная отделка.

Тема 1.12. Изготовление изделия.

Практическая работа:  выполнение настенного панно

Раздел II. Художественное выжигание

Тема 2.1. Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию. Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию. ТБ при работе с электровыжигателем

Правила:

         поведения и техники безопасности;

         пожарной и электробезопасности;

         пром.санитарии и личной гигиены при производстве художественных изделий из дерева.

Тема 2.2. Технология декорирования изделий выжиганием.

Технология декорирования изделий выжиганием

               подготовка материалов;

         перевод рисунка;

         приёмы выжигания.

Тема 2.3. Основы композиции.

Технология создания композиции с использованием отдельных элементов выполненных электровыжигателем. Основы композиции. - Основные принципы композиции; -        форма и конструкция изделия.

Тема 2.4.. Подготовка заготовок к работе.

Практическая работа: подготовка древесины к работе, выполнение контурного рисунка на древесине

-        Основные требования к инструменту;

-        уход за инструментом

Тема 2.5. Технология декорирования художественных изделий выжиганием.

-        Подготовка материалов;

-        перевод рисунка;

-        приёмы выжигания;

-        способы соединения деталей;

-        сборка изделия;

-        устранение дефектов;

-        прозрачная отделка.

Практическая работа: выполнение контурного выжигания

Тема 2.6. Основные приёмы выжигания.

Технология основных приёмов выжигания.

Практическая работа: совершенствование приёмов выжигания

Тема 2.7. Технология выполнения приёмов выжигания

Практическая работа:        совершенствование приёмов выжигания.        Освоение приёмов выжигания. Выполнение настенного панно

Тема 2.8. Отделка изделия.

Практическая работа:  выполнение настенного панно

         Отделочные материалы;

         нетрадиционные материалы;

         устранение дефектов;

         прозрачная отделка.

Тема 2.9. Изготовление изделий и декорирование их выжиганием.

Практическая работа:  

                выполнение настенного панно

         Форма и конструкция изделия;

         назначение и виды орнамента;

         симметрия;

         изделия со сложным орнаментом


Методическое обеспечение программы по разделам и темам

№ п/п

Наименование раздела и темы

Форма занятий

Приемы        и методы

Форма подведения итогов

Средства обучения

Раздел I. Выпиливание лобзиком

1.1

Охрана труда, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий.

Беседа

Словесно- наглядный. Приучение к выполнению требований

Вводная диагностика

Раздаточный материал

1.2.

Основы материаловедения.

Объяснение

Словесно- наглядный

Обобщающая беседа

Таблицы, инструменты        и принадлежности

1.3

Материалы, инструменты и приспособления.

Объяснение

Словесно- наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты        и принадлежности

1.4.

Виды резьбы по дереву.

Объяснение

Словесно- наглядный

Анализ работ, выставка

Таблицы инструменты        и принадлежности

1.5.

Технология выпиливания лобзиком как разновидность оформления изделия.

Объяснение

Словесно наглядный

Анализ работ, выставка

Таблицы инструменты        и принадлежности

1.6

Технические приёмы выпиливания орнамента.

Объяснение

Словесно наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты        и принадлежности

1.7

Сборочные и отделочные работы.

Объяснение

Словесно наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты        и принадлежности

1.8

Художественно- эстетические основы выпиливания лобзиком.

Объяснение

Словесно наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты        и принадлежности

1.9

Работа над конструкцией изделия.

Объяснение

Словесно наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты и принадлежности

1.10

Построение орнамента.

Объяснение

Словесно наглядный

Анализ работ,

инструменты и принадлежности


выставка

1.11

Отделка изделия.

Объяснение

Словесно наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты и принадлежности

1.12

Изготовление изделия.

Объяснение

Словесно наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты и принадлежности

Раздел II. Художественное выжигание

2.1

Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию.

Беседа

Словесно наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты и принадлежности

2.2

Декорирование изделий выжиганием.

Объяснение

Словесно наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты и принадлежности

2.3

Основы композиции.

Объяснение

Словесно наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты и принадлежности

2.4

Подготовка заготовок к работе.

Объяснение

Словесно наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты и принадлежности

2.5

Технология декорирования художественных изделий выжиганием.

Объяснение

Словесно наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты и принадлежности

2.6

Основные приёмы выжигания.

Объяснение

Словесно наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты и принадлежности

2.7

Технология выполнения приёмов выжигания

Объяснение

Словесно наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты и принадлежности

2.8

Отделка изделия.

Объяснение

Словесно наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты и принадлежности

2.9

Изготовление изделий и декорирование их выжиганием.

Объяснение

Словесно наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты и принадлежности


Оснащение  каждого  занятия

Каждый  ребенок  должен иметь:

Карандаш Линейка Ластик

Тетрадь Ручка циркуль

Пилки для лобзика Электровыжигатель Акварель или гуашь

Копирка Кисти

Стакан для воды

Ожидаемые результаты:

Итогом обучения является выставка поделок и изготовление стендов, оформление фойе школы и классов, участие в различных  районных  конкурсах  декоративно- прикладного  искусства.

Условия реализации программы.

Направление  работы  кружка  в  большой степени  зависит  от    материальной  базы школы.

В школе имеется кабинет, который отвечает требованиям санитарии и противопожарной безопасности.

Список литературы

Бородулин В.А. Художественная обработка дерева. - М.: Просвещение, 1988.

Внеклассная работа по труду. /Сост. Гукасова А.М./ - М.: Просвещение, 1981.

Коротков В.И. Деревообрабатывающие станки. - М.: Высшая школа, 1986.

Франк Нипель. Мастеру на все руки. Книга 1. - М.: Мир, 1993.

Рихвк Э.В. Обработка древесины в школьных мастерских. - М.: Просвещение, 1984.

Хворостов А.С. Декоративно - прикладное искусство в школе.- М.: Просвещение, 1981.

Шемуратов Ф.А. Выпиливание лобзиком. - М.: Легпромбытиздат, 1992.

Выпиливание лобзиком. /Сост. Рыженко В.И./ - М.: Траст пресс, 1999.

Ильяев М.Д. Прикоснувшись к дереву резцом. - М.: Экология, 1996.

Карабанов И.А. Технология обработки древесины 5 - 9. - М.: Просвещение, 1995.

Сафроненко В.М. Вторая жизнь дерева. - Минск.: Полымя, 1990.

Справочник по трудовому обучению 5 - 7 /Под ред. Карабанова И.А./.- М.: Просвещение, 1993.

Технология 5. /Под ред. Симоненко В.Д./. - М.: Просвещение, 1999. 14.Технология 6. /Под ред. Симоненко В.Д./.- М.: Винтана - Граф, 1997.

Технология 7. /Под ред. Симоненко В.Д./.- М.: Винтана - Граф, 1997.

Технология 8. /Под ред. Симоненко В.Д./.- М.: Винтана - Граф, 1997.


Учебно-тематический план

2 часа  в  неделю, всего 68 часов

№п/п

Содержание     темы

Количество  часов

Всего

Теория

Практические работы

Раздел I. Выпиливание лобзиком (34)

1.1

Охрана  труда, электро и пожарная безопасность  при производстве художественных  изделий.

1

1

-

1.2.

Основы      материаловедения.

3

1

2

1.3.

Материалы, инструменты и приспособления.

2

1

1

1.4.

Виды резьбы  по  дереву.

4

1

3

1.5

Технология выпиливания лобзиком как разновидность оформления изделия.

4

1

3

1.6

Технические приёмы выпиливания орнамента.

4

1

3

1.7

Сборочные  и  отделочные работы.

2

1

1

1.8

Художественно- эстетические основы выпиливания лобзиком.

2

1

1

1.9

Работа над конструкцией изделия.

2

1

1

1.10

Построение орнамента.

2

-

2

1.11

Отделка изделия.

2

-

2

1.12

Изготовление изделия.

8

-

8

34

9

25

Раздел II. Художественное выжигание (34 часа)

2.1

Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию.

1

1

-

2.2

Декорирование  изделий выжиганием.

1

1

-


2.3

Основы  композиции.

2

1

1

2.4

Подготовка  заготовок  к работе.

2

-

2

2.5

Технология декорирования художественных изделий выжиганием.

9

1

8

2.6

Основные  приёмы выжигания.

5

1

4

2.7

Технология выполнения приёмов выжигания

4

-

4

2.8

Отделка изделия.

2

-

2

2.9

Изготовление изделий и декорирование их выжиганием.

10

-

10

34

5

29

Итого

68

14

54


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая образовательная программа внеурочной деятельности (ФГОС) учащихся 8 класса ОУ "СО А-школы им.Д.И.Менделеева" на 2014 – 2015 уч.год

Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и предназначена для реализации в одном отдельно взятом классе.Программа рассчитана на 165 часов и п...

УМК "Школа здоровья" программа внеурочно деятельности "Дневник здоровья 3 класс"

Разработка занятия по теме "Безопасная дорога" с использованием "Дневника здоровья" для учащихся 3 класса...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «ШАХМАТЫ – ШКОЛЕ» для учащихся 5 класса

Программа для учащихся 5 кл, в которых ранее не преподавался курс "Шахматы" на 2 часа в неделю....

Программы внеурочной деятельности по физике для основной школы. 5-6 классы.

Пропедевтика — введение в науку, в переводе с гречес¬кого языка (ргораideuо) означает «предварительно обучаю». Под пропедевтикой мы понимаем вводный курс, систематически изложенный в сжатой элементарн...

Презентация программы внеурочной деятельности для 5-7 классов "Этикет: Школа хороших манер" (социальная направленность).

Презентация программы внеурочной деятельности для 5-7 классов "Этикет: Школа хороших манер" подготовлена автором данного курса Бацаевой Ириной Николаевной для ознакомления родителей и обучающихся с да...

Программа внеурочной деятельности по ритмике в начальной школе (1-4 класс)

      Одной из главных задач воспитания подрастающего поколения в современных условиях - является воспитание гармонично развитой личности. В связи с этим важным условием в реализ...