Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Хумалаг» Правобережного района
Обобщение опыта работы учителя технологии (автодела) МКОУ СОШ с. Хумалаг Туаева Алана Владимировича
« Практико–ориентированное обучение на уроках технологии (автодела)»
2015 год. с. Хумалаг
Потребность и необходимость в трудовом обучении была всегда. Мастерство передавалось от поколения к поколению методом “делай, как я”. В условиях перехода к рыночным отношениям, в педагогическом процессе становятся преобладающими иные приоритеты. Каждый учащийся, получающий среднее образование, должен уметь ставить цели, генерировать идеи, изыскивать решения в сложных, подчас неадекватных ситуациях. Сегодня выпускник должен продемонстрировать не только хорошие профессиональные знания в избранной области деятельности, но и иметь достаточное, фундаментальное образование, чтобы быть способным построить на этом фундаменте конкретное знание в соответствии с новыми условиями. Американский ученый Джон Дьюи сто лет назад предложил строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом и личными целями. Для того чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные ему, требуется проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему предстоит практически применить имеющиеся знания и умения, а также в процессе работы приобрести новые. “Решить проблему” - значит применить в данном случае необходимые знания и умения из различных областей жизни, получив реальный и ощутимый результат. В ходе своей педагогической деятельности на уроках автодела я столкнулся с проблемами: - ученик работает по шаблону (выполняет задания ради оценки, нет стремления к самопознанию, самосовершенствованию);
- ребенок не может применить теорию на практике (не знает, как использовать знания и умения в жизни);
- испытывает страх перед практической деятельностью (боится садиться за руль автомобиля, т.к. не уверен в своих способностях);
Наиболее эффективно эти проблемы решаются мною путём организации целостного учебно-воспитательного процесса, технологической подготовки учащихся с использованием в преподавании современных педагогических и коммуникационных технологий и развивающих личность методов обучения. Особую значимость при этом имеет практико-ориентированный подход в обучении, который позволяет школьникам в системе овладеть технологией вождения автомобиля, знаниями правил безопасности на дороге, некоторых форм легкого ремонта автомобиля. Главная особенность этого подхода - активизировать обучение, придав ему практический, творческий характер, и таким образом передать учащемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности. Метод практики рассматривается не как итоговая самостоятельная работа учащихся, а как способ, позволяющий приобрести навыки вождения, ремонта и проектирования автомобилей, учитывая индивидуальные потребности личности, а в перспективе и общества, другими словами: “Я сделаю мир своей профессии полезным, красивым и удобным для себя и других”. Целью моей педагогической деятельности является – проектно-практическая деятельность на уроках автодела. Использование метода проектов на уроках повышает мотивацию обучения, как к практической, так и к творческой деятельности. Школьники, осуществляя процесс проектирования, добиваются эффективных учебных результатов. Человек по своей натуре - творец. Все творцы, все мастера своего дела прямо или косвенно едины в своей конечной цели. Они стремятся к совершенству в своем творчестве, и тем самым связаны друг с другом. В каждом деле должны работать высококвалифицированные мастера. Никто не захочет сесть в транспортное средство, за рулём которого непрофессионал, ведь это связано с риском для жизни. Стремительный переход российского общества к новым формам хозяйственной деятельности привел к тому, что возросла потребность в инициативных, предприимчивых, компетентных специалистах. Все это усиливается ростом реальной потребности в неординарных, творческих личностях, даже если это просто водитель автотранспортного средства. Вот почему все обучающиеся работают над проектами -презентациями различных автомобилей, готовят практикумы-зачёты по вождению, защищают свои новые проекты дизайна автомобилей. Поэтому в первую очередь необходимо: - обучить квалифицированному вождению автотранспортных средств; - развивать интерес, “разбудить воображение” и активизировать познавательную деятельность; - научить разрабатывать идеи, - воспитывать коммуникативные качества личности. Проектная деятельность имеет свои особенности. Она включает ряд компонентов: 1. Определение потребности и краткая формулировка задач. Нужно с самого начала определить, какой вид автотранспортного средства рассматривать, почему именно он интересен на современном этапе.. Учащийся должен четко сформулировать задачу - записать задание, согласно которому он будет разрабатывать свой проект. Формулировка задачи включает: - название проекта - функцию проекта - актуальность его использования (категория пользователя) В данном этапе происходит и выбор темы проекта в соответствии с программой по предмету, т.к. этим проектом учащиеся будут заниматься в течение всего года. Если тема урока для них на определенном этапе неактуальна, то проект не будет “прожит” т. к. не будет понят. На самом первом уроке в начале учебного года я знакомлю своих учеников со всеми основными темами курса в логической цепочке. Моя задача состоит в том, чтобы показать, насколько полезными и практически значимыми они являются для каждого из них. Я предлагаю выполнить упражнения на краткую формулировку задачи и на составление краткого перечня критериев. Этап уточнения задачи сопровождается выполнением специального упражнения, направленного на определение потребностей людей. Вопросы проекта: - Какие положительные качества и недостатки имеет данное транспортное средство?
- Какие полезные изменения ты можешь предложить в целях сохранения экологии?
- Как можно использовать новые проекты?
2. Набор первоначальных идей. Чтобы разблокировать творческий потенциал учеников, я использую специальные упражнения, направленные на выработку идей: - прием “Банк идей” Придумывая идеи, учащиеся свободно самовыражаются. Этот процесс сопровождается быстрой зарисовкой или описанием идей. - приём “Нелогичные связи”. Приём направлен на развитие пространственного воображения, нетрадиционного мышления учащихся, умение использовать общие знания решении экологических проблем, связанных с автотранспортом. - приём “Источник вдохновения”. Учащимся предлагается в свободное время использовать дополнительные источники информации по теме проекта. Ребенок, зная об источниках информации, начинает активно пользоваться ими, что стимулирует любознательность. Огромную помощь в работе оказывает Интернет. 3. Проработка одной или нескольких идей. Чем больше идей, тем лучше результат. Чтобы предусмотреть некоторые неверные шаги и ошибки, необходимо провести дизайн – анализ самостоятельно, который помогает обогатить и закрепить опыт по разработанной идее. В практике я использую проблемные игры, брейн-ринги, развивающие творческое воображение. 4. Работа над проектом. Учащиеся сами создают то, что они разработали. На этой стадии они могут внести изменения в проект, если во время работы встречаются с трудностями: при отсутствии графических способностей, можно использовать схемы из электронных таблиц. В процессе реализации проекта учащиеся выполняют упражнения, которые их учат определенным знаниям, умениям и навыкам: - техническим, - коммуникативным, - навык по преобразованию дизайна, - навык работы с информацией. Данные упражнения содержатся в технологических картах, учебниках и электронных учебных пособиях, рабочих тетрадях. Некоторые практические операции выполняются при помощи специального приема “Звездочка”. Например, при разборке системы двигателя, источника питания один ученик проверят работу другого , а сильные учащиеся выступают в роли контролеров. 5. Испытание и оценка. Проект ориентирован на то, чтобы удовлетворить потребности определенного человека или группы людей, поэтому он должен быть испытан в ситуации, приближенной к реальной. Часть практических работ, которые требуют большой затраты времени, выполняется учащимися в домашней обстановке. Это способствует общению детей с родителями. В повседневных и совместных делах появляются взаимопонимание, уважение, доверие, чувство партнерства и ответственности. Результаты труда становятся наиболее яркими. Применяя метод проектов, я учитываю следующие моменты: Все пять компонентов могут быть спроектированы в разной последовательности. Проект рассматривается как единое целое, а не ряд ступеней, которые нужно пройти одна за другой (не шаблон). Для закрепления ЗУН создаются мини-проекты. (система зажигания) С введением метода проектов по предмету «автодело» у учащихся появляется дополнительный шанс не только познать основы вождения, но и исследовать, придумывать, по-новому решать проблему, создавать проект модели, оценивать его значимость в перспективе. Интерес к проектам зависит от степени самостоятельности. По данным отечественных и зарубежных исследований 62% школьников всех возрастов отмечают, что проект был интересен именно потому, что выполнялся самостоятельно, лишь с небольшой помощью руководителя. Последовательность выполнения проекта, связанная конкретно с деятельностью педагога и учащихся: см. Таблица1 Таблица 1 Этапы | Задачи | Деятельность учащихся | Деятельность педагога
| Формы и методы | Поисковый этап Постановка цели | Определение темы, уточнение целей, исходного положения
Выбор рабочей группы | Уточняют информацию Обсуждают задание | Мотивирует учащегося Объясняет цели проекта Наблюдает | - проблемная беседа
- рассказ
- консультация
- сам. работа
| Анализ и обработка информации | Анализ проблемы
Определение источников информации Постановка задач и выбор критериев оценки результатов Распределение ролей в команде | Формируют задачи
Уточняют информацию (источники) Выбирают и обосновывают свои критерии успеха | Помогает в анализе (по просьбе) Наблюдает | | Конструкторский этап Планирование | Сбор и уточнение информации Выбор оптимального варианта Уточнение планов деятельности | Работают с информацией
Проводят анализ идей Выполняют виртуальное исследование | Наблюдает Консультирует Организует, активирует и направляет поиск на выработку идей, помогает в выборе решения | Беседа Дискуссия Дизайн- анализ Ролевая игра Сам. работа | Технологический этап
Выполнение | Выполнение запланированных технологических операций
Внесение при необходимости изменений в конструкцию и технологию | Выполняют исследование и работают над проектом Осуществляют самоконтроль и корректировку своей деятельности
Оформляют проект | Наблюдает Советует (по просьбе) Обеспечивает материальную базу Косвенно руководит деятельностью учащихся Организует и координирует процесс работы
| Беседа Показ Упражнение Сам. работа Практическая работа (заполнение технологической карты) | Заключительный этап Оценка результатов | Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого Анализ достижения поставленной цели | Осуществляют самоанализ и самооценку результатов проектирования Готовят документацию к защите | Оказывает помощь Организует защиту и обсуждение проектов | - беседа
- дискуссия
- консультация
- деловая (ролевая игра)
| Защита | Подготовка доклада; обоснование процесса проектирования, объяснение полученных результатов Оценка | Защищают проект Участвуют в коллективной оценке результатов проекта | Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта Аргументировано оценивает работу учащихся над проектом | имитационно-деятельностная игра |
Оценка проекта осуществляется на основе рейтингового подхода, когда проект оценивается одноклассниками. Рейтинг- это оценка, некоторая численная характеристика какого-либо качественного понятия. Эффективность рейтинговой системы заключается в следующем: - более объективно и точно оценивает знания учащихся за счет использования бальной шкалы оценок;
- создает основу для дифференциации учащихся, что особенно важно при переходе на многоуровневую систему обучения;
- позволяет получать подробную информацию о выполнении каждым учащимся графика самостоятельной работы.
Составляется рейтинговая карта, имеющая вид таблицы. Ф.И. учащегося | Тема проекта | Вид контрольного мероприятия |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | итого | максимум |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Учитывая разную степень подготовки, дети получают задания, соответствующие уровню их возможностей и задания постепенно усложняются. В каждом классе есть ученики с различными способностями. Более сильные ученики могут сделать больше исследований, предложить больше различных идей и изготовить более сложный проект. Менее способным ученикам требуется помощь. В качестве помощника я назначаю более сильного ученика, который, одновременно помогая другому - сам продолжает совершенствоваться. Благодаря методу проектов у учащихся значительно повышается творческая активность не только на уроках автодела, но и за рамками урока. Совместно с психологом школы ежегодно проводится диагностика и анкетирование по выявлению творческого потенциала учащихся. Результаты показывают увеличение мотива к творческой деятельности на уроке и во внеурочное время. В тематике проектных заданий по своему предмету я учитываю вопросы экономики, экологии РСО-Алания, автолюбителей. Метод проектов способствует развитию знаний, умений, навыков для решения физиологических, интеллектуальных, социальных потребностей. Результатом моей работы является то, что ежегодно более 60% мальчиков-выпускников школы сдают экзамен в ГАИ и получают права, около 15 поступает в СУЗы и ВУЗы на автомобильные факультеты. Метод проектов помогает учащимся приобретать разнообразные знания и навыки вождению, моделированию и ремонту автомобилей, изучать технику, уточнять свои профессиональные планы. В технологическом образовании метод практического проектирования позволяет решить проблемы уровневой и профильной дифференциации и гармонично сочетать в обучении интересы личности и общества, формировать интерес учащихся к технологическому образованию, знакомя их с той областью знаний и умений, которая способствует его становлению как будущего специалиста. |