Урок Материаловедение 5 класс по технологии
план-конспект занятия по технологии (5 класс) на тему

Киргизова Ольга Николаевна

Урок "Материаловедение. Классификация текстильных волокон. Хлобчатобумажные и льняные ткани, их свойства". 5 класс. И.А. Сасова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_materialovedenie_5_klass.docx74.79 КБ

Предварительный просмотр:

Технология  5 класс

Тема урока:     Материаловедение.

Классификация текстильных волокон. Хлопчатобумажные и льняные ткани, их свойства.

    Цель урока: 1.Ознакомить учащихся с натуральными волокнами  растительного происхождения;

2. Ознакомить учащихся  со свойствами хлопчатобумажных и льняных тканей;

3. Ознакомить учащихся с процессом получения ткани, пряжи.

4. Воспитывать уважение к труду старших поколений.

Тип урока: Комбинированный.                                                                                                            

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.                                                                                   Методы обучения: Объяснительно-иллюстративный, инструктаж, самостоятельная (практическая) работа.                                                                                                                              Сохраняющие здоровье технологии:  физкультминутка

Наглядные пособия и оборудование: коллекция «Хлопок» и «Лен»;  образцы волокон и тканей; раздаточный материал (лоскутки х/б тканей, льняных тканей); образцы тканей с кромками.

Техническое обеспечение: Компьютер; мультимедийный проектор; экран.                                    

Ход урока

1. Организационная часть

1. Проверить подготовку учащихся к уроку;

2. Отметить отсутствующих.

2. Вопросы для повторения

  1. Детали швейной машины с ручным приводом.
  2. Заправка верхней и нижней ниток в швейную машину с ручным приводом (Зачет).

3. Технические сведения

1.Швейное материаловедение.

2.Волокно. Краткие сведения о текстильных волокнах. (Презентация).

3.Классификация текстильных волокон (таблица, презентация).

4.Производство  ткани (видео фильм).

5.Свойства тканей из натуральных волокон растительного происхождения (Презентация).

6.Основные процессы отделки ткани.

4. Практическая работа: Изучение строения ткани

5. Проверка усвоения изученного: ответы на вопросы (занимательные вопросы).

  1. Подведение итогов: анализ выполненных работ, оценка за  ответ на уроке.
  2.  Домашнее задание.

                        Конспект урока (сопровождается презентацией)

Содержание

Примечание

1.

I. Организационная часть

1. Проверить подготовку учащихся к уроку;

2. Отметить отсутствующих.

2.

У.

II. Вопросы для повторения

-Детали швейной машины с ручным приводом.

- Заправка верхней и нижней ниток в швейную машину с ручным приводом (Зачет).

Шв. машина с ручным приводом.

Учащиеся называют детали шв. машин.

3.

У

Д.

Д.

У.

Новая тема. 

Вступление: - Вы знаете, мы с вами живем в удивительное время, время изобилия во всем. Сколько разных вещей можно купить, сколько интересных игрушек, какие замечательные книги выпускают типографии, а сколько одежды - на любой вкус.

- А как бы нам позавидовал первобытный человек, который все свое имущество носил на себе. Он все что-то придумывал, пробовал делать. И выживал.

- А что случилось бы, если бы вы оказались на необитаемом острове, без одежды и запасов пищи? Смогли бы вы себя обслужить? Ну, например, изготовить одежду, приготовить пищу.

Ответ: Нет!

- А знаете  почему? Потому что не хватает знаний! Но это можно исправить.

- На ваших партах  лежат кусочки тканей, можете определить из чего они изготовлены, как изготовлены, являются эти ткани натуральными, или это химические волокна. Какие волокна лучше, химические или натуральные, какими свойствами они обладают?

Ответ: Нет

Сегодня, мы будем изучать новую тему. Новый раздел. Материаловедение.

Тема урока: Классификация текстильных волокон. Хлопчатобумажные и льняные ткани, их свойства.

Есть очень интересный раздел "Материаловедение".

Материаловедение - изучает строение и свойства материалов, используемых для изготовления швейных изделий

Все волокна делятся на-  натуральные и химические. Натуральные волокна могут быть растительного происхождения, животного и минерального. Химические волокна мы пока не будем изучать. На острове это не пригодится, а вот с растительными волокнами мы должны обязательно познакомиться. Сегодня мы знакомимся с натуральными волокнами растительного происхождения.

Запишите в тетради тему урока 

- Ткани широко применяются  в быту.

- Их них шьют... Одежду, белье…

- Различные виды тканей используют при изготовлении множества вещей, необходимых в нашей повседневной жизни.

-В настоящее время используют большое количество различных волокон, как натуральных, так и химических

кадр из презентации

Кадр из презентации

запись в тетрадях темы урока

Кадр из презентации

У.

- Хлопчатник – это однолетнее растение древовидной формы. Сырьем для хлопчатобумажных тканей является волокна, расположенные в семенах хлопчатника. Семена размещаются в коробочке хлопчатника. Длина волокна 6 – 52 мм. Наилучшим считается хлопок с длинным, тонким, прочным волокном. Природный цвет волокон хлопка белый или кремовый, но встречаются бежевый, зеленый и др. Волокна хлопка горят ярко – желтым пламенем, образуя серый пепел. Во время горения ощущается запах жженной бумаги. Хлопчатник выращивают в южных странах (Киргизия, Туркмения, Узбекистан, Таджикистан и др.).

Хлопчатобумажные ткани прочные, они  гигиеничны, легки, имеют достаточный срок службы. Они удобны в носке, легко стираются и утюжатся.

Ткань хлопчатобумажная, ситец, фланель, бумазея, вельвет, джинсовая ткань, бязь

У.

-Лен это однолетнее травянистое  растение. Существуют несколько видов льна: лен – долгунец, лен – кудряш. Для получения волокон выращивают лен – долгунец. Стебель его прямой, высотой до 1 м и диаметром 3 – 5 мм. Цвет льна - светло-серый.

 Это волокнистое растение с длинными, гибкими и прочными волокнами. В каждом из них 350- 650 волокон.

Льняные ткани изготавливают из льняных волокон. Лен называется русским шелком.

Льняное волокно используют для производства летних костюмно – платьевых тканей, белья, скатертей, полотенец… Льняные ткани имеют гладкую, блестящую поверхность, прочны, сильно сминаются, но хорошо гладятся.

- Ткани изготавливают из волокна. Представление о волокне можно получить,  рассмотрев образцы.

Из волокна на текстильных фабриках получают нити (пряжу), а из нитей  вырабатывают ткань.

 - Таким образом, ткань состоит  из тонких, переплетенных между собой нитей,  а каждая нить в свою очередь содержит несколько отдельных, скрученных между собой, тонких волокон.

Ткань льняная

Образцы (Хлопчатник, стебли льна).

Видео «Производство льна»

(Передача «Галилео»)

У

-Производство пряжи – сложный процесс. Волокна, поступающие на прядильную фабрику, на различных машинах разрыхляют, очищают от сора, перемешивают, расчесывают, а затем вытягивают в тонкую, ровную, непрерывную ленту. На прядильных машинах из этой ленты вырабатывают пряжу. Готовую пряжу наматывают на большие шпули.

У.

-Процесс, в результате которого из волокон получают непрерывную нить – пряжу, называют прядением.

На прядильных  фабриках работают люди различных профессий. Основная профессия прядильного производства – прядильщицы.  Готовая пряжа поступает на ткацкую фабрику, где из нее вырабатывают ткань.

презентация

У.

-Процесс получения ткани из пряжи называется ткачеством.

Изготавливают ткань на ткацких станках, на которых  работают ткачи. Ткань получается путем переплетения нитей.

презентация

Ткань, снятая с ткацкого станка, содержит примеси и загрязнения, её структура и внешний вид не соответствуют предъявленным к ней требованиям. Такую ткань называют суровой, она не применяется для изготовления одежды, т.к. нуждается в отделке.

Цель отделки – придание красивого внешнего вида ткани и улучшение её качества. Ткань, прошедшую отделку, называют готовой.

Основные процессы отделки ткани.

1. Суровая     2. Отбеленная    3. Гладкокрашеная     4. Набивная

  5. Пестротканая.

презентация

- Свойства тканей. Ткани отличаются друг от друга по цвету, рисунку, толщине, прочности, волокнистому составу. Способности пропускать воздух и сохранять тепло. Все эти способности называются их свойствами.

Физико – механические свойства  Прочность – это способность ткани противостоять разрыву.

Сминаемость - это способность ткани во время сжатия и давления на нее образовывать мелкие морщинки и складки.

Гигиенические свойства  Теплозащитные - это способность ткани сохранять тепло человеческого тела.

Гидроскопичность - это способность ткани впитывать в себя влагу.

Технологические свойства  Осыпаемость  ткани заключается в том, что нити  не удерживаются по открытым срезам материала  и выскальзывают, осыпаются, образуя бахрому.

Усадка – это уменьшение размеров ткани под действием тепла и влаги.

Таблица «Свойства тканей»

презентация

4.

Практическая работа. Сравнительная характеристика свойств волокон хлопка и льна

Работа на листочках

5.

Закрепление изученного:

Вопросы для повторения

  1. Для получения волокон выращивают лен – (долгунец).
  2. На какие два вида делятся текстильные волокна? (натуральные, химические) 
  3. Назовите натуральные волокна растительного происхождения. (лен, хлопок, конопля).
  4. Что является сырьем для получения натуральных волокон? (коробочки  с семенами хлопчатника, стебли льна)
  5. Назовите натуральные волокна минерального происхождения (асбест)
  6. Расскажите об использовании льняных и хлопчатобумажных тканей. (Бельевые, костюмно - платьевые,  скатерти, полотенца, детская одежда). 
  7. Что называют гигроскопичностью?    Это способность волокон  поглощать влагу из окружающей среды. 
  8. Какие виды отделки ткани вы запомнили? (Суровая,     Отбеленная,     Гладкокрашеная,     Набивная  Пестротканая)

Вопросы на  экране

6.

Оценки за урок.

7.

Д/З. Свойства тканей из натуральных волокон растительного происхождения.


Загадки

Голубой глазок, золотой стебелек,

Скромный на вид, на весь мир знаменит,

Кормит, одевает -  и дом украшает (лен).

В высоком дворце

Маленькие ларцы

Кто их открывает,

Белое золото добывает (хлопок).


Приложение

Сравнительная характеристика свойств волокон хлопка и льна

Практическая работа

Название

волокна

цвет

блеск

длина,

в мм.

толщина

Сминае-

мость

извитость

мягкость

проч-

ность

хлопок

белый

матовое

короткое

(6 – 52)

тонкое

средняя

слабая

мягкое,

пушистое

менее

прочн.

лён

светло-серый

блестящее

длинное

(250–1000)

толстое

большая

прямое

волокно

жёсткое,

гладкое

прочное

- Нити, идущие вдоль ткани, называют нитями основы, а нити, расположенные поперек, называют нитями утка.

Нити основы очень прочные, длинные, тонкие, при растяжении не меняет своей длины. Нити утка менее прочные, более толстые, короткие. При растяжении нити утка увеличивают свою длину. Нить утка, пройдя между нитями основы на всю ширину ткани, поворачивает обратно, не обрываясь.  Поэтому вдоль ткани получается неосыпающиеся края – кромка. Расстояние от кромки до кромки называют шириной ткани.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок. Материаловедение. Виды волокон. 5 класс.

Тканью человек пользуется с древнейших времён. Мы настолько привыкли к ней, что даже не задумываемся, когда шьём изделие, как получают ткани и из какого сырья.Разобраться нам в этом поможет наук...

материаловедение.кулинария.семейная технология..

Представлены задания к олимпиадам и ответы на них...

Презентация к уроку материаловедение. 5 класс

Классификация текстильных волокн...

Урок " Материаловедение" 5 класс

Урок  " Материаловедение" 5 класс ...

Презентация к уроку "Материаловедение" Технология, 5 класс

Презентация  с видеоматериалами для урока Технологии по теме "Маьериаловедение", 5 класс....

Конспект урока в 6 классе по технологии "материаловедение"

Конспект урока в 6 классе по технологии "материаловедение"Знакомство школьниц 6 класса с видами тканей; обучение грамотному и правильному выбору тканей для пошива юбки.Знакомство с требовани...

Технологическая карта урока 8 класс "Новые технологии современного производства"

Технологическая карта урока ФГОС 8 класс, В.М. Казакевич "Новые технологии современного производства"...