Новые возможности для творчества в образовательном процессе
статья по технологии на тему

Гапон Нина Алексеевна

В статье раскрываются мотивы выбора учительской профессии, отражены собственные педагогические принципы и подходы к образованию, свое понимание миссии педагога в современном мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskaya_rabota_na_konkurs.docx17.96 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурс «Учитель года - 2016»

Номинация «Педагогический дебют»

Творческая работа по теме

«Новые возможности для творчества в образовательном процессе»

         Автор:

      учитель технологии МКОУ «СОШ № 17» ИМРСК

          Гапон Нина Алексеевна

Творчество – создание новых по замыслу культурных, материальных ценностей.  Привычно это слово связывать с деятельностью представителей искусства – музыкантов, писателей, художников, актёров.  И вдруг – педагог, образовательный процесс? А почему бы и нет?! Разве не дело рук Педагога – Личность, ежедневно, ежечасно,  кропотливо создаваемая им вовремя сказанным словом, нужной интонацией, убедительным жестом?!  И разве не един Учитель во всех лицах: музыканта, писателя, художника, актёра?! В моей жизни был такой учитель – Шматько Раиса Николаевна, учитель украинского языка и литературы. Человек светлый, добрый, но в  то же время требовательный, справедливый, она заставила меня замирать от восторга от соучастия в творчестве – создании  урока, спектакля, действа!

И захотелось самой войти в класс, увидеть доверчиво распахнутые навстречу глаза – и открыть души, увлечь, повести за собой, а где-то и найти новый путь, благодаря ученикам…

Помню из собственного, детского ещё, опыта, вновь убеждаюсь на собственном сыне: кредит доверия учеников учителю практически неограничен. Учителю, как правило,  верят безоговорочно, порой даже больше, чем собственным родителям. И задача учителя – это доверие сохранить и преумножить.

Часто слышу, что современные дети существенно отличаются от тех, которые были 20, даже 10 лет назад. Да, они другие: «продвинутее» в плане ИКТ, может быть, прагматичнее,  похоже, меньше признают авторитеты… Но ведь по-прежнему готовы и доверять, и прощать, и любить  –  дай только возможность понять, что ты в них заинтересован, что ты видишь в них равноправных участников любого дела.

Современная школа открывает перед учителем новые возможности в образовательном процессе, предлагает новые технологии.  И одной из таких технологий, на мой взгляд, очень интересной,  является технология творческих мастерских. А что такое мастерская? Там все что-то мастерят, и каждый при этом идёт своим путём. Даже самая лучшая традиционная форма несёт в себе принцип «делай, как я - вот тебе план» или «делай лучше меня». Закон же мастерской: «Делай по-своему, исходя из своих способностей, интересов и личного опыта. И корректируй себя сам». В этом и заключается для меня привлекательность данной технологии: учитель и ученик вместе выполняют общее дело. Учитель превращается в мастера, который демонстрирует одно действие за другим, позволяя ученикам выполнять посильные задания, высказывать предположения, учит слышать товарищей, делать открытия. Каждое последующее задание дополняет, расширяет, углубляет знания учащихся, помогает им понять что-то новое.

Мастер не только учит, но и сам творит. Какой неподдельный интерес вызывают у учеников мои собственные работы! И так приятно, что я могу не только показать  изделие, но и научить его изготавливать.

А есть еще и другие виды деятельности в мастерской – это игры,   работа в парах, группах, коллективе; самостоятельная и индивидуальная работа; обмен материалом; выбор видов работы, заимствование у других; исследование, поиск, собственный ответ. Другими словами, эта новая технология дает учителю широчайшие возможности для творчества.

В начале урока  я часто использую музыку для создания эмоционального настроя, включения подсознания, области чувств каждого ученика. Музыка позволяет не только настроиться на работу, но и перенестись в ту страну, с которой связан предмет изучения, например, ткань, растение, изделие прикладного искусства.

А на уроках из раздела «Кулинария» я попробовала применить мультисенсорный подход, который позволяет задействовать три канала восприятия одновременно: слух, зрение и осязание. Регулярная смена заданий, ориентированных на различные каналы восприятия, помогает зафиксировать внимание каждого ребенка во время урока на изучаемом материале.  Я  предложила детям игру «Угадай фрукт/овощ». Учащийся должен определить названный фрукт или овощ по вкусу или запаху. После точного определения данных продуктов дети смогли использовать их для приготовления блюда.

Созданию атмосферы сотрудничества и партнерства на уроках способствуют коллективная работа, работа в группах.

Очень хорошо давать группам творческие задания, проводить урок в форме ролевой игры, соревнования, конкурсы (решение кроссвордов, технологическое лото). Ученик развивается, активизируются его возможности. В игре осуществляется психологический тренинг, корректируются различные проявления личности. В результате учащимся с более слабой подготовкой удается преодолеть робость, смущение и со временем активно включиться в урок. Ролевая игра помогает снять напряжение, связанное с интенсивным обучением.

Конечно,  многие учителя-предметники могут использовать технологию творческих мастерских, но нигде она, по-моему, не обретает столь конкретные, реальные черты, как на уроках трудового обучения. Ведь у нас каждый урок или система уроков имеет свой результат (в мастерской это называется афиширование) – бутерброд, выкройку или готовое изделие, игрушку.  Сама методика творческой мастерской является практически технологической картой нашего урока.

А для меня, как для начинающего учителя, это очень важно. Всего лишь четыре месяца я осваиваю эту новую для себя специальность, ищу возможности для творчества в образовательном процессе. Многое для меня является новым, еще не изведанным. Но надо верить в свои силы и в силы тех, чьи глаза каждый день с надеждой смотрят на тебя. И тогда каждый урок станет настоящим открытием.

        Педагогический труд нетворческим не бывает и быть не может, ибо неповторимы дети, обстоятельства, личность самого учителя, и любое педагогическое решение должно исходить из этих, всегда нестандартных, факторов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА "Новые возможности для творчества в образовательном процессе."

Новые возможности для творчества в образовательном процессе....

Творческая работа «Новые возможности для творчества в образовательном процессе»

В работе описан мой взгляд на современное образование и его особенности....

Творческая работа «Новые возможности для творчества в образовательном процессе»

В работе описан мой взгляд на современное образование и его особенности....

Творческая работа на тему "Новые возможности для творчества в образовательном процессе" для конкурса "Учитель года - 2015", краевой этап.

Творческая работа на тему "Новые возможности для творчества в образовательном процессе" для конкурса "Учитель года - 2015", краевой этап....

Новые возможности для творчества в образовательном процессе

Каждый человек должен стремиться раскрыться и реализоваться в этой жизни. Только самораскрытие и самореализация способны открыть смысл жизни и подарить счастье. Каждое время создает свои условия ...

Творческая работа «Новые возможности для творчества в образовательном процессе»

Конкурсное задание Творческая работа «Новые возможности для творчества в образовательном процессе»...