Творческая работа «Новые возможности для творчества в образовательном процессе»
материал на тему
Конкурсное задание
Творческая работа «Новые возможности для творчества в образовательном процессе»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskaya_rabota.docx | 64.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 22 г.Ставрополя Ворошилова пр., д.8, г.Ставрополь, 355040, Ставропольский край ОКПО 22091492 ОГРН 1022601955705 ИНН 2635022385 КПП 263501001 |
Творческая работа
«Новые возможности для творчества в образовательном процессе»
Архакова Анна Александровна,
учитель математики МБОУ СОШ № 22
г. Ставрополя
Математика – это вид умственной деятельности,
а не свод точных знаний.
Г.Вейль
Математика – самый короткий путь
к самостоятельному мышлению.
В.Каверин
Прочитала задание и поняла: мне дан золотой ключик от волшебной двери, открыв которую, можно проникнуть в другую реальность. Да-да, я уверена, что образовательный процесс – это, действительно, другая реальность, иное измерение. Попробую это доказать. Отношения между участниками образовательного процесса - учителями, учениками, родителями – это не хаотичное движение частиц, изменяющееся под влиянием температуры (а она иногда может достигать градуса кипения), а чётко спланированная система взаимодействий. Как же важно, чтобы в данной системе движение развивалось не по кругу, возвращаясь к одной точке, и не по квадрату – из угла в угол, а по спирали, плавно и гармонично.
Ученики… Самые загадочные существа на свете! Сегодня он солнышко, его звонкий смех слышен на весь коридор. На следующий день происходят удивительные превращения в тучку, «плачущую» дождём. А потом процесс ускоряется и превращения происходят каждый час. Вот где нужна стойкость педагогов. Даже представить трудно, какой реквизит необходим каждому из них, чтобы чудеса в исследуемой нами реальности случались как можно чаще! Переступая порог школы, учитель становится волшебником - помощником для своих подопечных. За несколько минут до начала занятий он становится многоруким Шивой, который одновременно снимает верхнюю одежду, открывает окна для проветривания класса, проверяет, насколько художественно смотрятся надписи на партах, включает компьютер, вставляет электронный носитель в моноблок, записывает на электронной доске задания, раскладывает проверочные материалы, достаёт фотоаппарат, видеокамеру (даже о чудесах необходимо отчитываться), глубоко вздыхает и… чудеса начинаются!
Древнегреческим артистам, я считаю, крупно повезло – у них было всего две маски состояний: одна улыбающаяся, другая - плачущая. А сколько же масок надевает учитель за день работы? Конечно, улыбающуюся. Ласковую - несомненно. Без маски строгости нельзя обойтись. Маски гнева и назидательности можно отложить подальше. Изображать усталость не стоит, а то на самом деле устанешь. А вот терпение, понимание, забота и внимательность будут хорошими помощниками в работе. Для настоящего учителя, открывателя, творца, созидателя, такие состояния не маски. Это те качества личности, которые помогают ему видеть мир глазами ребёнка, оставаясь в душе мудрым и рассудительным взрослым. Взрослым, который умело направляет детскую пытливую мысль к собственным открытиям и помогает находить верные решения не только при работе с уравнениями и примерами, но и в трудных жизненных ситуациях. Наставником, который верит в успех ученика и раньше других видит в нем будущего Энштейна, или Эдисона, Третьяка или Карпова. Другом, который в минуты разочарований и неудач продолжает упорно искать и, неожиданно для всех, находит другие пути, ведущие к победе. Началом этого пути могут стать и разговор в обычном школьном кабинете, заботливо оборудованном учителем вместе с родителями, и совместные игры и занятия на спортивной площадке, и письмо – рассуждение, отправленное по электронной почте, и прогулка по лесу или путешествие в горы, и диалог в соцсетях. Тогда происходит одно из самых удивительных чудес на свете – рождается доверие между взрослым и ребёнком. А доверие становится основой для создания инновационных проектов, научных исследований и открытий. Тогда образовательный процесс является не просто способом передачи знаний, а превращается в совместную деятельность по приобретению умений использовать полученные знания. Тогда, например, на уроках математики, ученики будут не просто определять расстояние из пункта А в пункт Б, а думать, какой вид транспорта станет более экономным при преодолении данного расстояния. На уроках биологии изучение свойств растений не станет основным знанием, а поможет исследованиям по использованию этих свойств для блага людей. Внимательное изучение родного языка поможет приобщению к великим историческим ценностям народа. Ведомый становится лидером, молчаливый начинает объяснять и рассуждать, застенчивый приобретает друзей в совместной деятельности. Разве это не чудо? Формируется «образовательная среда, в которой исчезает дистанция возраста и должности, остаётся человеческое общение, которое создаёт особый образ жизни, мир гуманности, взаимного уважения». Такой подход к организации образовательного процесса, предполагающий переход от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения, назван системно-деятельностным. В основе данного подхода - труды известного современного педагога А. Г. Асмолова.
А каково разнообразие форм и методов общения! Конечно, в первую очередь, это урок. Тщательная подготовка к учебному занятию, наполненность каждой минуты учебного времени превращают его в 40 минут поиска, озарений, открытий! И каждый день – 40,40,40… Бесконечная «самоподобная геометрическая фигура» - фрактал, которая с течением времени становится только изящнее и красивее в изгибах повторяющихся форм и меняющегося содержания. Еще Аристотель писал: «Математика выявляет порядок, симметрию и определённость, а это – важнейшие виды прекрасного».
А школьную перемену уже давно пора переименовывать в передачу «Что? Где? Когда?» или в «Брейн-ринг». За 10 минут можно узнать у Маши о том, какого цвета «кошка родила вчера котят», почему Ира надела именно синие колготки с треугольничками, какой «во-о-о-т такой» зуб удалили вчера Саше и как он терпел, на сколько бутерброд Кати тяжелее портфеля Никиты, из-за чего Лёша обидел Вику и очень много других сверхважных событий. Задача перед учителем стоит серьёзная – утереть слёзы одной, погладить по голове другого, услышать третьего, прижать к себе четвёртого, шепнуть ласковые слова пятому, поправить пиджак… двадцатому, пятьдесят восьмому, сто первому. А потом ещё в «СМС-дневнике»: «Марина – «5» по английскому языку – молодец!», «Валера» - «3» по геометрии. Повтори изученное». С большим интересом и родители смотрят электронный журнал, замечания учителя, предложения по улучшению качества знаний.
Образовательный процесс – это ещё и чудо оздоровления. Представьте, каждое утро более пятисот учеников желают вам здоровья с помощью одного, казалось бы, простого слова «здравствуйте»!
У каждого свои волшебные слова.
Они как будто ничего не значат,
Но вспомнятся, скользнут, мелькнут едва,
И сердце засмеётся и заплачет.
З.Гиппиус
День за днём я постигаю тайны образовательного процесса – современной системе накопления и передачи человечеством научного знания и жизненного опыта. Каково мое место в мире педагогических инноваций? Кем я стану для учеников? Вечное «быть или не быть»?
Гул затих. Я вышел на подмостки.
Прислонясь к дверному косяку,
Я ловлю в далёком отголоске
Что случится на моём веку́.
Б.Пастернак
Я осознаю, что хочу и могу стать грамотным и ответственным педагогом, хорошим другом и помощником для учеников, искренним собеседником для родителей. А, значит, тоже стану творцом - волшебником в другом измерении, название которому – школа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА "Новые возможности для творчества в образовательном процессе."
Новые возможности для творчества в образовательном процессе....
Творческая работа «Новые возможности для творчества в образовательном процессе»
В работе описан мой взгляд на современное образование и его особенности....
Творческая работа «Новые возможности для творчества в образовательном процессе»
В работе описан мой взгляд на современное образование и его особенности....
Творческая работа «Новые возможности для творчества в образовательном процессе»
Творческая работа«Новые возможности для творчества в образовательном процессе» учителя музыки....
УЧИТЕЛЬ ГОДА 2016 ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА "Новые возможности для творчества в образовательном процессе"
Творческая работа подготовленная ко Всероссийскому конкурсу "Учитель года России - 2016" (номинация "Педагогический дебют)...
Творческая работа "Новые возможности для творчества в образовательном процессе"
Творческая работа "Новые возможности для творчества в образовательном процессе" для конкурса "Учитель года - 2019"...
ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА "Новые возможности для творчества в образовательной деятельности" "УЧИТЕЛЬ ГОДА РОССИИ" - 2019
Творческая работа на конкурс "Учитель года России" -2019...