Программа элективного курса по технологии "Резьба по дереву"
рабочая программа по технологии (9 класс) на тему
Актуальность и педагогическая целесообразность настоящей программы состоит в соединении умственного и физического творческого труда, которое и является одной из основ здорового и долговременного образа жизни человека. Программа содержит установку на познание многообразия живых существ на земле, свойств и строения дерева - самого распространённого природного материала, на раскрытие потребностей детей творить и осознавать свои возможности.
Породы деревьев различаются удивительным разнообразием свойств и красотой древесины.
Первые деревья появились на Земле более 300 миллионов лет назад. Сейчас леса покрывают большую часть суши. Насчитываются многие десятки видов хвойных и лиственных пород деревьев. Высота деревьев-гигантов достигает 100 метров, рекордный возраст дуба до 1500-2000 лет, сосна остистая живет до 3000-5000 лет.
Древесина используется как строительный материал для изготовления мебели, спичек, тары, бумаги, лекарств, скипидара, дёгтя, музыкальных инструментов, карандашей, паркета, транспортных средств, разнообразных предметов быта. Изделия из дерева постоянно окружают человека дома, на работе, в транспорте и местах отдыха, создают благоприятную для жизни обстановку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.doc | 393.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 8 с. Садового
Арзгирского района Ставропольского края
«Утверждаю»
Директор школы
____________Н. В. Блинова
ПРОГРАММА
«Народные промыслы»
Объединение РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ
(для детей 12-14 лет, срок обучения 2 года)
Автор - составитель
Учитель технологии
МКОУ СОШ № 8 с. Садовое
Тугай Владимир Павлович
с.Садовое 2014 год
Пояснительная записка.
Актуальность и педагогическая целесообразность настоящей программы состоит в соединении умственного и физического творческого труда, которое и является одной из основ здорового и долговременного образа жизни человека. Программа содержит установку на познание многообразия живых существ на земле, свойств и строения дерева - самого распространённого природного материала, на раскрытие потребностей детей творить и осознавать свои возможности.
Породы деревьев различаются удивительным разнообразием свойств и красотой древесины.
Первые деревья появились на Земле более 300 миллионов лет назад. Сейчас леса покрывают большую часть суши. Насчитываются многие десятки видов хвойных и лиственных пород деревьев. Высота деревьев-гигантов достигает 100 метров, рекордный возраст дуба до 1500-2000 лет, сосна остистая живет до 3000-5000 лет.
Древесина используется как строительный материал для изготовления мебели, спичек, тары, бумаги, лекарств, скипидара, дёгтя, музыкальных инструментов, карандашей, паркета, транспортных средств, разнообразных предметов быта. Изделия из дерева постоянно окружают человека дома, на работе, в транспорте и местах отдыха, создают благоприятную для жизни обстановку.
Художественные изделия из дерева появились еще до новой эры. Они и сегодня украшают сельские избы в виде оконных наличников, резных досок, скамеек. Современные города украшают скульптуры из дерева на детских площадках, в парках и местах отдыха. Из дерева делали гребни, пуговицы, браслеты, заколки и другие украшения для женщин. Подлинным украшением современного быта являются деревянные ложки, солонки, ковши, разделочные доски, конфетницы, хлебницы, вазы, особенно сделанные из ценных пород дерева или покрытые художественной росписью. Все они в полной мере отвечают художественным и гигиеническим требованиям, являются предметами коллекционирования.
На Руси художественные промыслы, использующие древесину, наибольший расцвет получили в XVIII-XIX веках.
Свои традиции сложились в Архангельской, Московской, Нижегородской, Вятской, Пермской и других губерниях. Ложки, ковши, ендовы, братины, деревянные игрушки расходились по всей Руси и по Европе. На ярмарках ежедневно продавались тысячи изделий. Любимыми мотивами украшений были1 медведь, конь, кузнец, растительные орнаменты. В настоящее время существуют народные деревянные промыслы: «Беломорские узоры» (Архангельск), «Богородская резьба» (Сергиев-Посадский район Московской области, промысел существует с XVII века), «Хохломская роспись» (г. Семенов Нижегородской области) и другие.
Дерево в своей работе постоянно использовали знаменитые российские скульпторы С.Т.Коненков, С. Эрьзя, В.А. Ватагин, B.C. Голубкина, Т.М. Соколова и другие.
В последние годы появилось много самодеятельных художников, работающих как в традиционной, так и в новой форме с различными породами дерева. На международных выставках получают высшие призы вазы, ковши, шкатулки и другие работы мастеров, изготовленные из березового капа, каменной и карельской берёзы, мореного дуба и других ценных пород деревьев.
Каждый Мастер отличается своим стилем работы, неповторимостью изделий, имеет свои секреты технологии. Работа с деревом даёт ему творческие силы, средства к существованию, продляет активную жизнь. Дети, особенно мальчики, охотно занимаются художественной резьбой. Их фантазия, настойчивость в достижении поставленной цели безграничны. Человеку, особенно в раннем возрасте, чрезвычайно важно на деле ощутить себя творцом. Это даёт необходимый эмоциональный заряд на всю жизнь, какую бы профессию он потом ни избрал.
Занимаясь по данной программе, дети овладевают техникой и технологией объёмной резьбы из природного материала (пень, комель, ствол, дерево), при этом учитываются наклонности и способности каждого обучающегося. Новизна данной программы заключается в объединении традиций различных народов в изготовлении декоративно-прикладных изделий из древесины и реализации творческой индивидуальности каждого обучающегося; в программе рассмотрены все элементы технологии объёмной резьбы по дереву, начиная с формирования художественного образа прикладного изделия из природного материала и заканчивая его представлением на учебно-исследовательских конференциях и выставках. Отличительные особенности программы
Отличительные особенности настоящей программы от других программ резьбы по дереву заключаются в том, что она нацелена на освоение объёмной трёхмерной резьбы по природному материалу, к которому впервые прикасается человек и может в максимально возможной мере реализовать свой творческий замысел и фантазию. После первых начальных упражнений обучающиеся создают сосуды, ёмкости в форме животных и растений, мир которых бесконечно разнообразен. Форма изготавливаемых сосудов может быть близка к природным организмам, упрощена и стилизована или превращена в фантастические образы.
Цель программы - сформировать устойчивую мотивацию к познанию окружающего мира природы с помощью обучения детей творческой, вдумчивой работе с деревом - одним из самых распространённых и любимых народом материалов для декоративно-прикладного творчества.
Задачи программы. Обучающие:
- научить познавать и использовать красоту и свойства древесины для
создания художественных образов и предметов быта; - уметь различать породы деревьев, выбирать пригодные для резьбы,
хранить древесину;
- освоить основы технологии и технику безопасности ручной обработки
древесины.
Развивающие:
- развить потребность в творчестве и познании окружающего мира;
- развить способности работы с инструментом, объёмное видение предметов,
развить руки как важнейшее средство общения человека с окружающим
миром.
Воспитательные:
- сформировать у детей мировоззрение, открытое российским национальным
традициям, проникнутое любовью к природе и народной культуре; - сформировать навыки работы в творческом разновозрастном коллективе,
где младшие учатся у старших, а старшие помогают младшим; - развить терпение, настойчивость, трудолюбие.
Сроки реализации программы.
Программа рассчитана на 2 года обучения. Количество часов в год - 144 часа.
Возраст обучающихся -12-14 лет.
Количество обучающихся в учебной группе.
Исходя из соображений техники безопасности, в учебной группе должно
быть не более 8 -10 чел., что позволит избежать несчастных случаев на
практических занятиях и будет способствовать наилучшему усвоению учебного материала.
В ходе выполнения данной программы объединения учащиеся
приобретают и закрепляют знания и умения:
- представление о современных производствах;
- проявление любви к природе, бережного отношения к ней;
- интерес и желание самому выполнять изделия, проявлять выдумку,
фантазию и смекалку; - проявление приоритетных качеств личности: трудолюбие, доброта,
совесть, достоинство, гражданственность; - умение различать целлюлозно-бумажные, текстильные, дерево и
металлообрабатывающие, машиностроительные, химические
материалы; - умение определять основные свойства ткани, дерева, металла,
пластмассы, полуфабрикатов; - определять в машине двигатель, передаточные механизмы,
представлять устройство станка; - работать по чертежу и технологической карте;
- работать различными ручными и чертёжными инструментами;
- знание приёмов работы с этими орудиями труда;
- умение конструировать, планировать трудовой процесс, делать выбор
плана действий, средств для достижения цели, темпа деятельности; - умение вести технологическую операцию, самопроверку и самооценку
своего трудового изделия, его полезность;
• стремление к художественной ценности изделия;
- осуществление технологических процессов: разметку, сгибание,
резание, формовку, монтаж, отделку; - умение находить поиск путём преодоления трудностей;
- умение доводить начатое дело до конца;
- соблюдение основных требований санитарии, гигиены, культуры труда,
техники безопасности; - конструирование, изготовление поделки для выставок;
- проявление технического творчества, самостоятельности, фантазии и
воображения.
Программа
1-го года занятий Контурная резьба по дереву
Теоретические сведения. Народное искусство, прошлое и настоящее. Художественное оформление древесины. Орнамент в народном искусстве. Породы древесины. Части дерева. Понятие о пиломатериалах. Конструкции изготовляемых изделий.
Выполнение эскиза изготовляемого изделия. Назначение шаблонов и их применение. Последовательность сборки изделия на гвоздях и на клею. Экономное использование материала. Приёмы художественного выжигания. Правила безопасности труда.
История контурной резьбы. Инструменты применяемые при выполнении контурной резьбы. Своеобразие негативного рисунка для контурной резьбы по темному фону. Технология тонирования и прозрачной отделки деревянной поверхности. Способы перевода рисунка на тёмный фон. Приемы резьбы. Техника безопасности при выполнении резьбы. Творческий проект. Выполнение проекта. Структура проекта.
Практические работы. Подготовка изделия и базовой поверхности. Упражнения по освоению приемов работы ручными инструментами и с помощью приспособлений. Разметка по шаблону или с помощью копировальной бумаги. Изготовление деталей с прямолинейным контуром. Проверка линейкой и угольником. Сборка изделий, окончательная отделка изделия. Контроль качества изделия. Подготовка основы для резьбы. Тонирование. Перевод рисунка на основу. Выполнение резьбы. Покрытие изделия лаком.
Примерный перечень изделий: разделочные доски, эстампы, шкатулки, панно и др.
Глухая трехгранно-выемчатая резьба
Геометрическая резьба по дереву
Теоретические сведения. Строение древесины. Декоративные и технологические особенности геометрической резьбы. Приемы резных композиций. Исходные элементы геометрической резьбы. Порядок их разметки и последовательность их исполнения. Композиционное сочетание
различных элементов. Приемы использования одного, нескольких элементов узора. Характер геометрического узора в зависимости от породы дерева. Способы отделки резной поверхности. Техника безопасности при выполнении геометрической резьбы.
Оформление творческого проекта. Эскиз, чертеж, рисунок изделия. Технологическая карта.
Практические работы. Изготовление изделия. Пиление, разметка. Подготовка деревянной основы под элементы геометрической резьбы. Составление композиций. Украшение изделия резьбой. Отделка изделия. Тонирование. Проверка качества изделия, резьбы. Технологическая карта. Примерный перечень изделий: шкатулка, разделочная доска, вешалка для одежды и др.
Программа 2-го года занятий
Плоскорельефная резьба по дереву .
Теоретические сведения. Плоскорельефная резьба в народном искусстве. Абрамцево-кудринский промысел - один из видов плоскорельефной резьбы, ее подвиды: резьба заоваленными контурами, заоваленная резьба с подушечным фоном, рельефно-заоваленная резьба. История абрамцево-кудринского промысла.
Инструменты для резьбы, этапы выполнения резьбы. Подготовка поверхности. Перевод рисунка на поверхность изделия.
Отделочные операций. Шлифование резной поверхности, тонирование ее красителями и нанесение защитного прозрачного покрытия.
Практическая работа. Подготовка изделия под резьбу. Перевод рисунка на материал и подрезание контура. Обработка фона и моделирование элементов резной композиции. Отделка поверхности резьбы.
Примерный перечень изделий. Декоративное панно, разделочная доска, шкатулка и др.
Скульптурная резьба по дереву.
Теоретические сведения. Изделия мастеров резьбы (ковши). Богородская резьба. Выполнение скульптурной резьбы. Подготовка материала, инструменты для резьбы. Эскиз модели из глины или пластилина. Обрубовка, детальная обработка, отделка скульптуры. Покрытие прозрачными отделочными материалами.
Практическая работа. Подготовка материала для резьбы. Обрубовка топором, ножовкой, стамеской. Резьба полукруглой стамеской. Доводка скульптуры. Отделка изделия. Техника безопасности. Оформление изделия национальным узором.
Примерный перечень изделий. Русский ковш. Богородские резные игрушки, ковши, декоративные скульптуры и др.
Токарная обработка древесины .
Теоретические сведения. История токарного станка. Основные узлы. Принцип работы станка. Выполняемые операции. Подготовка инструментов к работе. Резцы для чернового и чистового точения. Измерительные инструменты. Чертеж и эскиз изделия. Приемы точения. Требования безопасности труда. Отделка точёных поверхностей. Контроль качества изделия.
Примеры выполнения проектов на токарном станке по дереву. Практические работы. Изготовление изделия. Подготовка заготовки к точению. Точение: цилиндрическое, внутреннее. Отделка изделия: шлифование, тонирование, покрытие лаком.
Примерный перечень изделий: Валки, скалки, городки, матрешки, коробочки, кувшины, шахматы и др.
Тематический план
1-го года занятий по курсу «Резьба по дереву» 144 часа 2 раза в неделю по 2 часа.
№ | Темы | Кол- | В том числе | |
п\п | во часов | |||
на | на | |||
теорети | практич | |||
1 | ческие занятия | еские занятия | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1-й год занятий | ||||
Контурная резьба по дереву. | ||||
1 | Вводный инструктаж по ТБ. Ознакомление с планом работы. | 4 | 1 | 3 |
2 | Народное искусство: Художественное оформление древесины. Прошлое и | 6 | 1 | 5 |
настоящее. | ||||
3 | Орнамент в народном искусстве. | 6 | 1 | 5 |
4 | Породы древесины. Части дерева. Понятие о пиломатериалах. Конструкции | 6 | 1 | 5 |
изготовляемых изделий. | ||||
5 | Контурная резьба в народном искусстве. Прошлое и настоящее. | 6 | 1 | 5 |
6 | Изготовление резцов. Выполнение эскиза. | 6 | 1 | 5 |
7 | Правила и приемы резьбы. ТБ при работе | 6 | 1 | 5 |
с резцом. | ||||
8 | Перевод рисунка на изделие. Контурная резьба. | 6 | 1 | 5 |
9 | Изготовление изделия. Примерный перечень | 14 | 1 | 13 |
изделий: разделочная доска, поднос, панно, шкатулка и др. |
10 | Поднятие ворса. Отделка изделия, проверка качества изделия. | 6 | 1 | 5 |
Глухая трехгранно-выемчатая резьба (Геометрическая резьба по дереву.) | ||||
11 | Глухая трехгранно-выемчатая резьба. Прошлое и настоящее. | 6 | 1 | 5 |
12 | Орнамент в геометрической резьбе. | 12 | 1 | 11 |
13 | Строение древесины. Основные виды узоров. | 6 | 1 | 5 |
14 | Изготовление изделия. Выбор заготовки. | 12 | 1 | 11 |
15 | Правила и приемы резьбы. ТБ при работе с резцом. | 12 | 1 | 11 |
16 | Нанесение рисунка на изделие. ТБ при выполнении резьбы. | 6 | 1 | 5 |
17 | Композиционное сочетание различных элементов. Выполнение резьбы. | 12 | 1 | 11 |
18 | Способы отделки резной поверхности. Выполнение резьбы. | 12 | 1 | 11 |
«ч Итого | 144 | 18 | 126 |
Содержание.
Тема 1. Вводный инструктаж по ТБ. Ознакомление с планом работы.
Организация рабочего места. Правила техники безопасности. Ознакомление с режимом работы. Воспитание бережного отношения к инструменту, оборудованию и материалу.
Тема 2. Народное искусство: Художественное оформление древесины. Прошлое и настоящее.
Из истории народных промыслов народов России. Демонстрация работ изделий народных художественных промыслов, выполненных мастерами и их воспитанниками.
Формы занятий: объяснение, беседы, просмотр иллюстраций, образцов поделок, практическое занятие.
Практические занятия: подготовка основы из древесных материалов, пиломатериалов. Подготовка и перевод рисунка на заготовку, выполнение чертежа.
Тема 3. Орнамент в народном искусстве.
Виды и способы нанесения орнамента на деревянную поверхность (растительный, животный).
Тема 4. Породы древесины. Части дерева. Понятие о пиломатериалах.
Конструкции изготовляемых изделий.
Свойства древесины, их зависимость от породы древесины и возраста дерева. Строение древесины, виды пиломатериалов. Конструирование изделий из древесины.
Тема 5. Контурная резьба в народном искусстве. Прошлое и настоящее. Технология контурной резьбы. Инструменты, применяемые для её изготовления. История возникновения контурной резьбы.
Тема 6. Изготовление резцов. Выполнение эскиза.
Технология изготовления резца для выполнения резьбы. Свойства стали. Виды резцов (косяк, плоская, полукруглая стамески). Нанесение растительного орнамента через копирку.
Тема 7. Правила и приемы резьбы. ТБ при работе с резцом. Правильные приемы резьбы (по волокну, поперек волокна, под углом). Соблюдение правил техники безопасности при работе ножом для резьбы.
Тема 8. Перевод рисунка на изделие. Контурная резьба.
Перевод рисунка на изделие через копирку. Образцы контурной резьбы. Демонстрация работ учащихся, выделение особенностей контурной резьбы. Тема 9. Изготовление изделия.
Примерный перечень изделий: разделочная доска, поднос, панно, шкатулка и др.
Практическая работа по изготовлению разделочной доски с элементами контурной резьбы (разметка и выпиливание формы, нанесение рисунка, резьба орнамента).
Тема 10. Поднятие ворса. Отделка изделия, проверка качества изделия.
Покрытие поверхности изделия клеем ПВА до полного высыхания, вскрытие лаком (бесцветным, морилкой, лаком под цвет дерева). Демонстрация лучших работ учащихся.
Тема 11. Глухая трехгранно-выемчатая резьба. Прошлое и настоящее.
Из истории трехгранно-выемчатой резьбы (геометрическая резьба). Виды геометрического узора и способы его выполнения. Виды орнамента.
Тема 12. Орнамент в геометрической резьбе.
Виды орнамента (сколышки, розетки, сияние в круге, ромб и т.д.). Шаблоны в разметке геометрического узора.
Тема 13. Строение древесины. Основные виды узоров.
Породы древесины, применяемые в геометрической резьбе (липа, осина, ольха, ива, тополь, лиственница). Строение ствола дерева (кора, лубяной слой, заболонь, сердцевина, ядро).
Тема 14. Изготовление изделия. Выбор заготовки.
Практическая работа. Изготовление кухонного набора (разделочная доска, коромысло). Нанесение и резьба геометрического узора. Выбор материала для работы.
Тема 15. Правила и приемы резьбы. ТБ при работе с резцом.
Правильные приемы работы ножом для резьбы. Соблюдение правил техники безопасности при работе остро режущим инструментом (вырезание производить от себя, рука придерживающая заготовку должна находиться на расстоянии от лезвия не менее 15 - 20 см).
Тема 16. Нанесение рисунка на изделие. ТБ при выполнении резьбы. Нанесение рисунка при помощи карандаша, линейки, циркуля, копирки. Соблюдение правил техники безопасности.
Тема 17. Композиционное сочетание различных элементов. Выполнение резьбы.
Сочетание геометрического узора и контурной резьбы. Отработка навыков владения режущим инструментом (ножом косяком, плоской и полукруглой стамесками).
Тема 18. Способы отделки резной поверхности. Выполнение резьбы. Отделка изделия мелкозернистой шкуркой, грунтование и лакирование.
Тематический план 2-го года занятий
№ п\п | Темы | Кол-во часов | В том числе | |||
на теорети ческие занятия | на практич еские занятия | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
2- ой год занятий | ||||||
Плоскорельефная резьба по дереву. | ||||||
1 | Использование плоскорельефной резьбы по дереву в народном искусстве. | 2 | 1 | 1 | ||
2 | Абрамцево-кудринский промысел. Её подвиды. История. | 4 | 1 | 3 | ||
3 | Выбор изделия. Подготовка заготовки. | 2 | — | 2 | ||
4 | Инструменты для резьбы. Этапы выполнения резьбы. | 6 | 1 | 5 | ||
5 | Перевод рисунка на изделие. ТБ при выполнении резьбы. | 8 | 1 | 7 | ||
6 | Подрезание контура рисунка. | 10 | — | 10 | ||
7 | Обработка фона и моделирование элементов резьбы. | 8 | — | 8 | ||
8 | Практическая работа. | 10 | — | 10 | ||
11 | Виды тонирование древесины. | 2 | 1 | 1 | ||
12 | Проверка качества изделия. Отделка изделия. | 6 | 1 | 5 |
Скульптурная резьба по дереву. | ||||
13 | Скульптурная резьба по дереву в народном искусстве. Прошлое и | 4 | 1 | 3 |
настоящее. | ||||
16 | Выполнение резьбы. Техника безопасности. | 10 | — | 10 |
17 | Резьба полукруглыми стамесками. | 10 | — | 10 |
18 | Окончательная доводка резьбы. Шлифовка. | 8 | — | 8 |
20 | Покрытие прозрачными отделочными | 4 | 1 | 3 |
материалами. | ||||
22 | Отделка изделия. Проверка качества | 4 | 4 | |
изделия. | ||||
Токарная обработка древесины. | ||||
23 | История токарного станка. Применение | 4 | 1 | 3 |
токарного станка для изготовления изделий мастерами. Прошлое и настоящее. | ||||
25 | Выполняемые операции. ТБ при работе на станке. | 6 | — | 6 |
27 | Цилиндрическое точение. | 10 | 1 | 9 |
28 | Эскиз изделия. Работа на станке. | 10 | 1 | 9 |
30 | Практическая работа на станке. | 10 | — | 10 |
31 | Отделка изделия. | 6 | 1 | 5 |
Итого | 144 | 12 | 132 |
Содержание.
Тема 1. Использование плоскорельефной резьбы по дереву в народном искусстве.
Инструктаж по технике безопасности труда и личной гигиены,
предупреждение травматизма. Демонстрация работ плоскорельефной резьбы.
Знакомство с планом работы.
Форма занятий: беседа, объяснение, повторение, образцы поделок.
Дидактический материал: наглядные пособия, образцы изделий, таблица
по технике безопасности.
Тема 2. Абрамцево-кудринский промысел. Её подвиды. История.
История возникновения Абрамцево - кудринской резьбы. Резьба животного
и растительного орнамента.
Тема З. Выбор изделия. Подготовка заготовки.
Изготовление шкатулки. Строгание составляющих деталей, соединение
боковых стенок на клею.
Тема 4. Инструменты для резьбы. Этапы выполнения резьбы.
Стамески: плоская, косая, полукруглая. Поэтапное выполнение резьбы:
шлифовка поверхности, нанесение рисунка через копирку, резьба орнамента.
Тема 5. Перевод рисунка на изделие. ТБ при выполнении резьбы.
Правила техники безопасности при выполнении резьбы.
Тема 6. Подрезание контура рисунка.
Первый этап выполнения данной резьбы - это подрезание контура орнамента
ножом косяком по размеченным линиям.
Тема 7. Обработка фона и моделирование элементов резьбы.
Шлифование поверхности фона мелкозернистой шкуркой, выбор орнамента
и элементов резьбы.
Тема 8. Практическая работа.
Резьба животного, растительного орнамента в сочетании с геометрической
резьбой.
Тема 9. Виды тонирования древесины.
Вскрытие поверхности заготовки морилкой, цветным лаком, в зависимости
от изготавливаемого изделия.
Тема 10. Проверка качества изделия. Отделка изделия.
Виды и способы отделки изделия, оценивание качества выполненной работы.
Тема 11. Скульптурная резьба по дереву в народном искусстве. Прошлое
и настоящее.
История возникновения скульптурной резьбы по дереву. Основа
скульптурной резьбы - это фигуры человека, животных.
Тема 12. Выполнение резьбы. Техника безопасности.
Инструменты предназначенные для выполнения резьбы. Правила техники
безопасности при работе остро режущим инструментом.
Тема 13. Резьба полукруглыми стамесками.
Приемы работы полукруглой стамеской при вырезании декоративных
шахмат.
Тема 14. Окончательная доводка резьбы. Шлифовка.
Чистовое подрезание орнамента и дальнейшая шлифовка готового изделия.
Тема 15. Покрытие прозрачными отделочными материалами.
Лакирование изделия бесцветным и цветным лаками.
Тема 16. Отделка изделия. Проверка качества изделия.
Виды и способы отделки изделий. Оценивание готового изделия.
Тема 17. История токарного станка. Применение токарного станка для
изготовления изделий мастерами. Прошлое и настоящее.
История создания токарного станка. От ручного привода до электропривода.
Изделия из древесины изготовленные точением.
Тема 18. Выполняемые операции. ТБ при работе на станке.
Точение цилиндрической и фасонной поверхности. Точение внутренних
полостей. Шлифование крупно и мелкозернистой шкуркой. Правила техники
безопасности, соблюдаемые при работе на станке.
Тема 19. Цилиндрическое точение.
Точение скалки и кухонного молотка.
Тема 20. Эскиз изделия. Работа на станке.
Чертеж эскиза изделия с нанесением размеров. Точение изделия по эскизам
на токарном станке.
Тема 21. Практическая работа на станке.
Отработка умений и навыков работы на токарном станке.
Тема 22. Отделка изделия.
Шлифование готового изделия, лакирование бесцветным или цветным лаком
по выбору.
Использованная литература:
- Рыженко В. И. «Резьба по дереву. Мозаика»- М.: РИПОЛ КЛАССИК,2003.
- Березнев А., Березнева Т. «Резьба по дереву» /Издательский дом «Проф -
Пресс», 2002. - Логачева Л. А., «Основы мастерства резчика по дереву»- М.: Издательство
«Народное творчество», 2002. - Афанасьев А.Ф. «Резьба по дереву»\\М.: Культура и традиции- 2001.
- Абросимова А.А. Каплан Н.И. М "Высшая школа" 1984г.
- Виноградова Г. Г. "Основы декоративного искусства в школе" М.
"Просвещение" 1990г - Двойников Е. С. Ляпин И. В. "Художественные работы по дереву". М.
Высшая школа 1992г.
- Уткин П.И. Королёва Н.С. "Народные художественные промыслы" М.
Высшая школа 1972
- Пронин Л.А. Резьба и мозаика по дереву. Е-б.:2001. 272с.
10. Рондели П.Д. " Народное декоративно прикладное искусство" М.
"Просвещение" 1984г.
- "Резьба по дереву " М. Высшая школа. 1992
- Хворостов А.С. "Декоративно прикладное искусство в школе" МЛ981 г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная
Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...
Авторская программа элективного курса "Резьба по дереву" с комплектом сценариев занятий
Программа элективного курса «Резьба по дереву» для учащихся 8-9 классов.Пояснительная записка.Содержание курса направлено на формирование у учащихся компетенций в области декоративно...
Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
Программа элективного курса "Резьба по дереву" с комплектом занятий.
Программа элективного курса «Резьба по дереву» для учащихся 8-9 классов.Пояснительная записка.Содержание курса направлено на формирование у учащихся компетенций в области декоративно - прик...
Элективный курс «Мир, природа и общество» предназначен для обучающихся 11 класса. Рабочая программа курса составлена в соответствии с программой элективных курсов по географии в 10-11 классах / сост. И.Н. Солнцева.
Данный курс актуален, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по географии, которые нужны для понимания основных направлений развития современного мира и многих геополитических процессов и я...