Лоскутная игрушка
методическая разработка по технологии (9 класс) на тему
Урок технологии, 9 класс. В рамках изучения раздела "Краеведение"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkr._ur.loskutnaya_igrushka.doc | 81.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока технологии
9 класс
Тема программы: «Лоскутная пластика».
Тема урока: «Лоскутная игрушка».
Цель урока: Познакомить учащихся с традиционными русскими техниками лоскутного шитья: уголки, кругляш, ляпачиха. Познакомить учащихся с новыми, более сложными видами техник лоскутной пластики: «Звезда», «Гусиная стая», сюжетные мотивы. Выполнить эскиз игрушки в технике лоскутной пластики.
Формировать практические навыки выполнения эскиза, используя полученные ранее знания о видах лоскутной пластики.
Расширять кругозор учащихся, знакомя их с историей лоскутной пластики и различными видами изделий.
Развивать пространственное мышление, навыки самостоятельной работы, художественный вкус, творческое мышление, умение применять полученные знания на практике.
Воспитать эстетическое восприятие, любовь к родному краю, повышать заинтересованность учащихся к народному искусству.
Тип урока: получение новых знаний и умений.
Методы проведения: объяснение, беседа, демонстрация наглядных пособий и видеоматериалов, самостоятельная работа учащихся.
Материальное обеспечение: образцы изделий лоскутной пластики, фотоматериалы, карточки-картинки с изображением возможных вариантов игрушек, бумага в клетку, чертежные инструменты, цветные карандаши.
Межпредметные связи: ИЗО, черчение, история, география.
Ход урока
- Организационный момент: проверка присутствующих, готовность к уроку.
- Актуализация новой темы:
В наши дни лоскутное шитье не предмет необходимости, оно стало видом искусства, и каждый, кто хочет, может окунуться в мир лоскутов.
Сейчас очень модно иметь дома одеяла, прихватки, занавески из лоскутков. Но даже не в моде дело! Представьте, как уютно чувствует себя человек в окружении такой красоты.
Сегодня на уроке мы продолжаем знакомиться с новыми видами техник лоскутной пластики. До этого урока мы знакомились с основными приемами работы и выполняли простые виды изделий – салфетку (соединение отдельных работ в единое полотно позволяет выполнить целое покрывало).
Работы мастериц нашего времени очень разнообразны. Есть работы-гиганты - самые большие полотна, и работы миниатюры, размер которых не превышает 5-ти см, а ведь они еще состоят из лоскутков, кусочков… Какого труда стоило создать такую миниатюру. И сегодня на уроке мы познакомимся с различными видами изделий и новыми техниками.
(Слайд 2) На слайде фото фрагменты крестьянской избы. Мы можем видеть половик (дорожку или дерюжку), выполненную из лоскутков. Под окном лоскутное покрывало - неотмеченный элемент интерьера любой крестьянской избы. На окнах и над печкой ситцевые занавески, которые тоже часто выполняли из лоскутков.
Полотна-иконы – выполнить такое произведение искусства под силу только очень талантливым мастерицам.
А вот настенные коврики- (при должном трудолюбии и терпении) можем выполнить и мы сами.
- Повторение изученного материала:
Мы познакомились с историей, основными приемами работы в технике лоскутной пластики.
Вопрос: - Какие виды техник вам знакомы? Расскажите о них.
Предполагаемые ответы учащихся: (ответы учащихся сопровождаются демонстрацией слайдов).
1) Орнамент «Шахматка». (Слайд 3) Это один из наиболее часто применяемых узоров лоскутного шитья.
Принцип соединения квадратиков в полотно таков: сначала их сшивают в полосы, а затем полосы – между собой. Для прямоугольного изделия квадратики сшивают в полосы по более короткой стороне. Шить полотно с таким узором совсем просто. Сначала нарезают одинаковое количество полосок того и другого цвета шириной, равной ширине квадрата «шахматки» в готовом виде, плюс припуск на швы с каждой стороны квадрата, то есть на шов добавляют не только с краев полосы, но и учитывают припуск, отмеряя ее длину.
Сшивают полоски, чередуя их по цвету. Сшитое полотно разрезают на новые полоски той же ширины, что и прежние, расположив их поперек швов. Образовались полоски из квадратиков.
Каждую вторую полоску следует перевернуть «вверх ногами» - получился узор «шахматка». Стачивают полоски, отутюживают, и полотно готово.
2) Орнамент «Ёлочка» (Слайд 4)
Схема сборки лоскутных изделий «елочка», или «паркет», своим названием обязана внешнему сходству с видом паркетной кладки или формой ели.
Для работы необходимы заготовки из ткани, выкроенные в виде квадратов и полос.
Шитье начинается с квадрата, к одной из сторон которого притачивается полоса первого яруса. Длина полосы заранее не измеряется, а после притачивания полосы излишки ткани отрезаются. Квадратную заготовку и первую маленькую полосу складывают лицевыми сторонами внутрь, выравнивают по краю и скрепляют машинной строчкой. После этого шов разутюживают, раскладывая срезы на две стороны. Затем поочередно притачивают полосы, прокладывая машинную строчку перпендикулярно предыдущему шву, получая следующий ярус полос «елочки». Таким образом, наращивая первоначальный квадрат от яруса к ярусу по двум сторонам, выходят на нужный размер образца.
3) Орнамент «Колодец» (Слайд 5-6)
У этого популярного узора много других названий: «американский квадрат», «сруб», «бревенчатая изба», «лабиринт». Эта схема сборки лоскутных изделий была распространена в Европе и Америке еще в XIX веке. В ее основе лежит шитье из полос. Особенность шитья – сборка цветных полосок по спирали вокруг «очага» - маленького квадратика, на котором делают цветовой акцент - по традиции красного или желтого цвета, символизирующего очаг в доме. Цвет полосок — «бревнышек» — тоже символичен: светлые — освещенные углы избы, темные — теневые. К квадратной заготовке поочередно пришивают полоски, располагая их по спирали вокруг «очага».
4) Орнамент «Пашня» (Слайд 7)
Эта схема сборки лоскутных изделий, имитирует борозды вспаханного поля. Для работы необходима ткань, выкроенная в виде полос.
Выполнение образца по схеме «пашня» включает в себя несколько этапов. Прежде всего, следует подготовить схему в натуральную величину для определения последовательности соединения полос. Схема представляет собой поле, разбитое на три участка, границы которого сходятся под прямым углом.
Каждый из участков разбивают рядом параллельных полос, направление которых на каждом участке свое. Ширина полос произвольная как внутри одного участка, так и между всеми тремя участками. Что касается цветового решения, то порядок чередования полос по цветам имеет свое направление, то есть схожие элементы имеют одинаковую расцветку. Подготовленные полосы сшивают между собой, затем выполняют сборку участков «поля».
5) Орнамент «Русский квадрат» (Слайд 8) относится к национальной технике лоскутного рукоделия, что подтверждает само ее название. Для работы по схеме сборки «русский квадрат» необходимо выкроить квадратную заготовку, подготовить полосы и равнобедренные прямоугольные треугольники из ткани. Построение шаблона ведут в следующем порядке: строят квадрат, затем вписывают в него ромб. Углы ромба располагаются на середине сторон квадрата, и т.д. При выполнении схемы сборки «русский квадрат» удобно пользоваться схемой «колодец». Сборку образца начинают с центра.
6) Орнамент «Мельница». (Слайд 9) Двухцветный узор из восьми одинаковых треугольников (по четыре каждого цвета), сшитых в квадрат. Сначала треугольники попарно (светлый с темным) стачивают длинными сторонами, образовавшиеся квадраты — в полосы, чередуя цвета. Полосы сшивают в квадрат, начиная от центра — так легче соединить все линии в одну точку. Шов разутюживают на обе стороны.
Мы повторили техники, с которыми были знакомы ранее.
Вопрос: - Какие из этих техник вы использовали при выполнении покрывала?
Предполагаемый ответ: При выполнении лоскутного покрывала были использованы техники: шахматная клетка, «колодец», «елочка».
Но существует много других способов лоскутного шитья.
- Объяснение нового материала:
1) Техника «Звезда» (Слайд 10) относится к шитью из треугольников. С самых давних времен, еще до изобретения швейной машинки, шитье из треугольников полюбилось многим мастерицам. Предполагают, что особенно увлекались им русские рукодельницы.
«Звезда» один из любимых узоров среди лоскутниц — восьмиконечная «звезда» — может быть самых разных цветов, но ярче всего она «сияет», если ткань ее лучей однотонная, а фон — пестрый.
Сборку полотна ведут в несколько приемов. Приготовив цветную схему «звезды», ее разбивают на полосы из квадратов, и затем квадраты — на треугольники. Далее важно не перепутать, что с чем сшить.
2) Техника «Гусиная стая» (другое название - рыбки, «Леди Озера») (Слайд 11) тоже относится к шитью из прямоугольных треугольников различной величины.
Иногда мастерицам внося в традиционный орнамент свои элементы, задумки, видоизменяют его. Такому изделию мастерица может присвоить собственное авторское название.
3) Сложные техники. (Слайд 12) Узор «Ананас», «Сцепленные квадраты», «Карточный фокус», «Мушиная лапка», «Обезьянья лапа».
С треугольниками легко работать: из них можно «сочинить» любой геометрический орнамент и при необходимости разложить самый сложный на треугольники, каким бы замысловатым он ни был.
Наиболее часто используют лоскуты в форме прямоугольных равнобедренных треугольников, их кроят по шаблону, располагая его на ткани так, чтобы направление долевой нити совпадало с одной из коротких сторон треугольника, затем складывают треугольники по два и сшивают по длинной стороне — получаются квадраты, которые соединяют в полотно.
4) Сложные техники (Слайд 13) – сюжетные мотивы мастерицы часто используют в своих работах.
(Слайд14) Современное лоскутное шитье тесно переплетается с народной швейной традицией, а через нее – культурным наследием прошлого. Лоскутные работы в русском стиле отличаются особой яркостью, «весельем» красок. Для них характерно многоцветье, гармоничное сочетание пестрого с пестрым, а также умелое использование в одном изделии тканей разных фактур.
Россиянкам принадлежит авторство таких техник как русский квадрат, кругляш, уголки, ляпачиха.
Коврики – кругляши вяжутся крючком из нарезанной полоской ткани.
Ляпачок – торчащий обрывок ткани. На основу нашивают мелко нарезанные лоскутки.
(Слайд 15) Уголки - традиционные русские коврики из лоскутков. Из квадратного кусочка ткани сворачивается уголок, а затем уголки укладываются в узор и настрачиваются.
(Слайд 16) Лоскутное шитье интернационально. Справедливости ради, надо сказать, что дело они творят общее, но называют его по разному:
- лоскутное шитье – в России. В России лоскутное искусство начало развиваться во второй половине XIX века, когда распространилось производство хлопчатобумажных тканей. В двадцатые годы нашего столетия был создан «Перечень народных промыслов, поддерживаемых государством», но этот вид декоративно- прикладного искусства в него не вошел и сохранялся только усилием немногих мастериц.
- пэчворк – в Европе. В XVI в. в Англию начали привозить индийские хлопчатобумажные ткани прекрасных расцветок и узоров. Иметь в доме одеяло индийского производства, богато декорированное вышивкой или набивным рисунком, стало считаться признаком достатка. Появились и подделки – одеяла из хлопчатобумажных индийских тканей, но выполненных на английских мануфактурах. В 1721 году правительство Англии издало Акт о сохранении и развитии шерстяных и шелковых мануфактур, запрещающий продавать ситец и изделия из него, произведенные в Индии. Конечно, контрабанду ситца это не остановило, однако он стал дефицитен и очень дорог. Экономные хозяйки, выкроив из дорогого ситца одежду, стали использовать его остатки для других изделий. Так, яркие элементы узора ткани шли на аппликации: их нашивали на льняные или шерстяные полотна. А из мелких лоскутков разноцветных тканей создавали единое полотно по принципу мозаики. Таким образом, лоскутная техника первоначально возникла как способ изготовления рукодельницами модных текстильных предметов интерьера (например, парадных одеял) в домах без большого достатка.
- корак – на Востоке.
- сашико - в Японии. В Токийском музее выставлена одежда 1569-1867 годов, украшенная узорами из кусочков различной ткани. Есть вероятность того, что на самом деле квилт, как стеганое изделие зародился именно в Японии. Климат страны требовал теплой одежды. Это решалось за счет многослойности. Слои надо было сшивать между собой, что привело к образованию особой техники стежки – сашико. Японские женщины делали это настолько качественно, что тем самым часто спасали тела своих воинов от поражения стрелами и даже мечем.
- квилт - в Америке. В Америке квилт стал предметом национальной гордости, вероятно, поэтому она и считается настоящей родиной квилта. Этот вид рукоделия попал за океан вместе с переселенцами. В стране, вобравшей в себя традиции и культуру разных народов, квилт стал национальным видом искусства, за двести лет там разработаны и стали традиционными многие узоры и технологии изготовления лоскутных изделий. Что же это иностранное словечко «quilt» означает? Дословный перевод – «стеганое одеяло». Когда-то вероятно так оно и было, но сегодня этим словом можно назвать одеяла, панно, диванные подушечки, коврики, салфетки, кухонные прихватки, чехлы на табуретки и стулья, покрывала на диваны и кровати, одежду, аксессуары, шкатулки и даже посуду. Этот ряд перечислений можно продолжать, и все равно что-нибудь будет упущено. Правда все эти предметы должны обладать определенными свойствами: они должны быть тканевыми (или кожаными), стегаными и, как минимум, трехслойными. Особенно известны лоскутные работы секты «амиш». 200 лет назад немцы и швейцарцы вследствие религиозных преследований покинули свою родину и поселились сначала в США, а затем в Канаде. До сих пор представители этой секты не признают технический прогресс и живут так же, как когда-то жили их предки. Стеганые одеяла амишей просты по форме и цвету: часто используются только 3 основные формы разных цветов – квадрат, прямоугольник и треугольник. Однако из них амиши составляют потрясающе эффектные одеяла. Нужно добавить, что выполнены они вручную, отчего в настоящее время являются желанным объектом для коллекционеров.
Но принято считать что «квилт» более весомое слово, так как включает в себя весь процесс создания изделия, который состоит из:
- раскроя и сборки верхнего лоскутного слоя по определенной схеме, согласно замыслу и эскизу
- сборки всех слоев, в том числе и того, который создает объем, или как теперь модно говорить – трехмерность
- обработки края изделия и декорирования.
(Дополнительная информация) О пользе лоскутного шитья:
Давно замечено как лоскутные изделия приманивают к себе малых деток и домашних животных, особенно кошек.
Есть мнение, что это происходит оттого, что квилт является лечебным средством, как предмет цветотерапии. Известно, что в Древнем Китае заболевшему той или иной болезнью рекомендовали носить одежду определенного цвета или находиться в комнате, где стены окрашены или завешены материей нужного оттенка. «Цвета действуют на душу: они могут вызывать чувства, пробуждать эмоции и мысли, которые нас успокаивают и волнуют, они печалят нас или радуют»- говорил автор «Фауста» И.Гете. «Умело подобранная гамма цветов способна благотворнее воздействовать на нервную систему, чем иные микстуры» – это уже В. А. Бехтерев, известный русский психиатр.
Занятия рукоделием приучают нас к аккуратности, терпимости, бережливости. Помимо прочего это творческий процесс, который развивает не только ловкость рук, но и мышление. Создавая изделие от замысла до заключительного стежка, автор чувствует себя неким творцом. А это помогает ему самоутвердиться и дает еще один повод его близким гордиться им.
(Слайд 17 - 25) Изделия из лоскутков:
- сумки
- предметы интерьера
- обувь
- шкатулки
- сувениры
- посуда, грелка на чайник
- сувениры в объемной технике
(Слайд 26) Игрушки.
Самыми интересными и привлекательными являются, конечно же, игрушки.
Распространены игрушки, выполненные из глины (в нашей области это романовская игрушка) игрушки из соломы, или вырезанные из дерева.
На Руси большое предпочтение отдавали тряпичной кукле. Пестрые, яркие лоскутки шли на ее изготовление. Но сегодня мы поговорим об игрушках, сшитых из лоскутков.
Создавая игрушки люди, эмитировали реальные вещи и предметы, которые их окружали, копировали быт. Но серый и убогий быт стремились приукрасить, расцветить, сделать более ярким, привлекательным. Поэтому изделия из лоскутков чаще всего имеют яркую окраску. Так кошка могла быть красной или в цветочек, а не только серой, полосатой; корова – пестрой из разноцветных лоскутков; а уж петух – тем более.
Традиционными изделиями в романовской игрушке являются: утя с утятами, бык (корова), собака, индюк, коник, барыня, мужик.
Но в наши дни популярность приобретают другие виды животных: жираф, заяц, рыба, кошка, слон, белка и др.
(Слайд 27 - 30) Игрушки (слайд-шоу)
- Самостоятельная работа учащихся:
(Слайд 31 - 33) Сегодня на уроке мы попробуем выполнить эскиз игрушки в технике лоскутной пластики.
1. Выбрать игрушку.
2. На бумаге определить форму изделия (форма – это очертания, контуры предмета), сделать набросок.
3. На бумаге в клетку выполнить эскиз игрушки. Т.к. лоскутная пластика выполняется из геометрической формы деталей (квадрат, прямоугольник, треугольник), то при составлении эскиза следует использовать эти геометрические фигуры.
4. Определить цветовую гамму будущего изделия, раскрасить (можно использовать штриховку, точки и др. условные обозначения).
Во время самостоятельной работы учащимся можно рассказать притчу о лоскутной пластике.
Притча о лоскутном шитье.
Одна женщина пришла к мудрецу и говорит: "Учитель, все у меня есть: и муж, и дети, и дом - полная чаша, но стала я думать: зачем все это? И жизнь моя развалилась, все не в радость!" Выслушал её мудрец, задумался и посоветовал попробовать сшить свою жизнь. Ушла женщина от мудреца в сомнении. Но попробовала. Взяла иголку, нитки и пришила лоскуток своих сомнений к клочку голубого неба, который видела в окне своей комнаты. Засмеялся её маленький внук, и пришила она кусочек смеха к своему полотну. Так и пошло. Запоет птица - и ещё один лоскуток добавляется, обидят до слез - ещё один.
Из лоскутного полотна получались одеяла, подушки, салфетки, сумочки. И все, к кому они попадали, чувствовали, как кусочки тепла поселялись в их душе, и им уже никогда не было одиноко, и никогда жизнь не казалась им пустой и бесполезной.
- Текущее инструктирование учащихся.
VII. Закрепление изученного материала:
- С какими новыми техниками лоскутной пластики вы познакомились?
- Какие иды лоскутной пластики вы использовали при выполнении эскиза игрушки?
- Какими особенностями характеризуется техника «квит»?
(Слайд 37 - 49) Изделия (слайд-шоу). Перед вами различные изделия лоскутной пластики.
VIII. Выставка работ учащихся.
IX. Подведение итогов, выставление оценок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку "Лоскутная игрушка" часть 1.
Презентация к уроку "Лоскутная игрушка" часть 1 (в связи с большим объемом информации презентация разбита на две части). Виды лоскутной техники. ) Изделия из лоскутков: сумки, предметы интер...
Презентация к уроку "Лоскутная игрушка" часть 2.
Презентация к уроку "Лоскутная игрушка" часть 2 (в связи с большим объемом информации презентация разбита на две части). Лоскутная игрушка, изделия в технике лоскутной пластики....
Основы лоскутного шитья. Техника выполнения скоростного лоскутного шитья.
Лоскутное одеяло - это стеганное одеяло, лицевая сторона которого сщита из разноцветных и пестрых кусочков ткани....
Мастер-класс по лоскутному шитью "Лоскутные уголки"
Презентация поможет выполнить изделие из лоскута в технике объемных уголков. Материал подготовлен на основе авторских работ и интернет-источников. Будет полезен учителям технологии, педагогам дополнит...
"Лоскутное шитьё. ТБ . П.Р.№ 16 «Изготовление изделия в технике лоскутного шитья»
Технологическая карта урока . 5 класс....
План-конспект открытого урока на тему "Лоскутное шитье", презентация "Лоскутное шитье". 5класс
Данный материал предназначен для проведения урока в 5 классе на тему "Лоскутное шитье", целью которого является, ознакомление учащихся с лоскутным шитьем как древним и современным видом деко...
Презентация "Лоскутная флористика" к урокам технологии в 6 классе "Рукоделие. Лоскутное шитье."
Презентация "Лоскутная флористика" к урокам технологии в 6 классе "Рукоделие. Лоскутное шитье."Презентация может использоваться в 5- 8 классах, при проектной деятельности обучающих...