Рабочая программа по технологии. 5 класс ФГОС
рабочая программа по технологии (5 класс) на тему
Программа содержит пояснительную записку, поурочное планирование с УУД.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnit.zapiska.doc | 119 КБ |
pourochnoe.doc | 145 КБ |
Предварительный просмотр:
Согласовано: Председатель МС протокол № 1 от 28.08.2015 | Утверждена приказом руководителя МБОУ ООШ №6 № 138 от 01.09.2015г. |
Рабочая программа
учебного курса «Технология»
5 класс
Учителя Бредихиной Марины Борисовны
2015 - 2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общая характеристика программы
Рабочая программа по направлению «Технология» составлена для обучающихся 5 класса на основе следующих документов:
- Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства Образования и Науки РФ от 17.12.10 №1897)
- Закон «Об образовании» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.
- Примерная программа по технологии для учащихся 5-9 классов, М.: Просвещение, 2010 год (стандарты второго поколения);
- Программа основного общего образования «Технология. Обслуживающий труд» рекомендованная Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2010г. Авторы программы: И.А.Сасова, М.Б.Павлова, М.И.Гуревич.
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях (приказ № 1067 от 19.12.2012)
Данная программа ориентирована на использование учебника И.А.Сасовой, М.Б.Павловой, М.И.Гуревич, Дж.Питт под редакцией И.А.Сасовой (М.: Вентана-Граф,2014. ФГОС)
Содержание курса строится на основе системно-деятельностного подхода. «Технология» - учебный предмет в основной школе, фундаментом которого являются научные знания о человеке, его физиологии, о технологических процессах, применяемых как в быту, так и в промышленном производстве. Предмет "Технология" обобщает знания, полученные обучающимися по другим предметам, преподаваемым в школе, показывает их практическое применение в повседневной жизни.
«Технология» в основной школе является логическим продолжением обучения учащихся в начальных классах в рамках учебного предмета «Технология».
Цели обучения:
освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;
овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;
развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
Учебный предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет обучающимся возможность войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, называемой техносферой и являющейся главной составляющей окружающей человека действительности.
Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии и информации, объектов природной и социальной среды.
В процессе обучения технологии учащиеся:
познакомятся:
-с предметами потребления, материальным изделием или нематериальной услугой, дизайном, проектом, конструкцией;
-с технологической культурой производства;
-с информационными технологиями в производстве и сфере услуг;
-с рекламой, ценой, налогом;
-с понятием об организации труда, техникой безопасности, культурой труда, технологической дисциплиной;
-этикой общения на производстве.
овладеют:
-навыками созидательной, преобразующей, творческой деятельности;
-навыками чтения и составления технической и технологической документации, моделирования, конструирования, проектирования объекта труда и технологии с использованием компьютера;
-умением ориентироваться в назначении, применении ручных инструментов и приспособлений;
-навыками подготовки, организации и планирования трудовой деятельности на рабочем месте; соблюдение культуры труда;
-навыками организации рабочего места;
Основные разделы программы «Технологии исследовательской деятельности» и «Современное производство и профессиональное образование». Каждый компонент рабочей программы включает в себя основные теоретические сведения и практические работы.
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение педагогических технологий обучения:
- Технология проектной деятельности;
- Технология исследовательской деятельности;
- Технология проблемного обучения;
- Технология формирования универсальных учебных действий;
- Технология оценки достижения планируемых образовательных результатов.
Формы контроля:
- Самостоятельная работа
- Контрольная работа
- Тестовые задания
- Устный опрос.
- Защита проекта.
Содержание учебного предмета:
Вводное занятие (2ч.)
Технология в жизни человека и общества. Содержание курса. Знакомство с кабинетом технологии. Правила поведения в нем. Охрана труда при работе ручными инструментами, электрическим утюгом
Раздел 1. Создание изделий из текстильных и поделочных материалов с элементами проектирования(34 ч)
Свойства текстильных материалов: натуральные волокна растительного происхождения, производство ткани, структура ткани, виды простейших переплетений, виды отделки ткани, определение направления нитей основы и утка в ткани, определение лицевой и изнаночной стороны, свойства тканей, способы определения прочности окраски ткани.
Элементы машиноведения: устройство швейной машины, заправка верхней и нижней нитей, регуляторы швейной машины, начало и окончание работы, выполнение образцов машинных швов.
Выполнение образцов ручных стежков, строчек и швов. выполнение шва "вперед иголку", копировальных стежков
Влажно-тепловая обработка.
Моделирование швейных изделий: понятие "композиция", "техническое и художественное моделирование", выполнение эскизов моделей фартуков по образцу, создание собственной модели, выполнение технического моделирования фартука по образцу в М 1:4, по индивидуальному эскизу в натуральную величину, изготовление выкройки, понятие "припуск на обработку"
Выполнение проекта "Фартук для юной хозяйки". Определение потребности. Постановка задачи. Анализ задачи.
Конструирование швейных изделий: измерение человека, правила снятия мерок, графическая грамотность, правила выполнения и оформления чертежа, понятие "масштаб", построение чертежа фартука в масштабе 1:4 и в натуральную величину по индивидуальным измерениям
Технология изготовления швейных изделий. Подготовка ткани к раскрою. Раскладка и раскрой фартука. Составление плана работы по обработке фартука. Обработка пояса и бретелей, соединение бретелей с нагрудником. Обработка карманов и соединение их с нижней частью фартука, обработка краев нижней части фартука. Сборка фартука.
Самооценка проекта. Защита проекта
Раздел 2. Художественные ремёсла.(16 ч.)
Декоративно-прикладное искусство. Роль и место декоративно-прикладного творчества в жизни человека и общества.
Основы композиции и законы восприятия цвета при создании предметов декоративно-прикладного искусства.
Вышивка крестом. Выполнение вышивки по выбранной схеме. Публичное представление своей работы.
Композиция. Виды швов. Выполнение закладки с национальным орнаментом.
Раздел 3. Технологии ведения дома. Кулинария с элементами проектирования (16 ч.)
Санитария и гигиена. Личная гигиена. Гигиена кухни. Правила мытья посуды. Охрана труда при кулинарных работах
Физиология питания. Витамины, их значение для человека.
Бутерброды. Виды бутербродов, правила нарезки продуктов для бутербродов. Оформление бутербродов. Групповой проект "Бутерброд для пикника".
Выполнение и защита проекта.
Блюда из яиц. Определение доброкачественности яиц. Приготовление яиц разными способами. Приготовление омлета с наполнителем
Блюда из овощей. Первичная обработка овощей. Виды нарезки овощей. Салаты из сырых и вареных овощей. Овощные супы. Вторые блюда из овощей.
Горячие напитки. Виды горячих напитков. Правила заваривания чая
Сервировка стола. Сервировка стола к завтраку
Этикет. Правила поведения за столом.
Место предмета «Технология» в учебном плане
Предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет молодым людям возможность бесконфликтно войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, которая называется техносферой и является главной составляющей окружающей человека действительности.
Технология изучается в 5 классе и соответствует УМК. В 5 классе -70 часов.
Рабочая программа рассчитана на 70 учебных часов (2часа в неделю).
Количество часов на лабораторные и практические работы:
Практических работ- 20
Проектных работ- 3
Экскурсия – 1
Требования к уровню подготовки учащихся к окончанию 5 класса
По окончании курса технологии в 5 классе основной школы учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками:
-овладеть безопасными приемами труда с инструментами, швейными машинами, электробытовыми приборами;
-овладеть специальными и общетехническими знаниями и умениями в области технологии обработки пищевых продуктов, текстильных материалов,
- овладеть навыками изготовления и художественного оформления швейных изделий,
- овладеть элементами навыков ведения домашнего хозяйства,
- познакомиться с основными профессиями пищевой и легкой промышленности.
Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:
-проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;
-выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
- действие смыслообразования (интерес, мотивация);
- действие нравственно-этического оценивания («что такое хорошо, что такое плохо»);
- формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру;
- формирование интереса к себе и окружающему миру (когда ребёнок задаёт вопросы);
- эмоциональное осознание себя и окружающего мира;
- формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру;
- формирования желания выполнять учебные действия;
- использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий.
В сфере личностных УУД будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника;
- личностная мотивация учебной деятельности;
- ориентация на моральные нормы и их выполнение.
Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- целеполагание;
- планирование;
- прогнозирование;
- коррекция;
- оценка;
- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и преодолению препятствий.В сфере регулятивных УУД ученики смогут овладеть всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, в том числе во внутреннем плане, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Познавательные УУД:
Общеучебные универсальные действия:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- структурирование знаний;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий
- распознавание видов, назначения и материалов, инструментов и приспособлений, применяемых в технологических процессах при изучении разделов «Кулинария», «Создание изделий из текстильных материалов», «Художественные ремесла.
Коммуникативные УУД:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
- формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;
- формирование вербальных способов коммуникации (вижу, слышу, слушаю, отвечаю, спрашиваю);
- формирование невербальных способов коммуникации – посредством контакта глаз, мимики, жестов, позы, интонации и т.п.);
- формирование умения работать в парах и малых группах;
- формирование опосредованной коммуникации (использование знаков и символов).
В сфере коммуникативных УУД ученики смогут:
- учитывать позицию собеседника (партнера);
- организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками;
- адекватно передавать информацию;
- отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:
- В познавательной сфере
- Рациональное использование учебной и дополнительной информации для проектирования и создания объектов труда
- Распознавание видов, назначения и материалов, инструментов и приспособлений, применяемых в технологических процессах при изучении разделов «Кулинария», «Создание изделий из текстильных материалов», «Художественные ремесла»
- Владение способами НОТ, формами деятельности, соответствующими культуре труда
- В мотивационной сфере:
- Оценивание своей способности и готовности к труду
- Осознание ответственности за качество результатов труда
- Наличие экологической культуры при обосновании выбора объектов труда и выполнении работ
- Стремление к экономичности и бережливости в расходовании времени, материалов при выполнении кулинарных и раскройных работ
- В трудовой сфере:
- Планирование технологического процесса
- Подбор материалов, инструментов и оборудования с учетом характера объекта труда и технологической последовательности
- Соблюдение норм и правил безопасности, правил санитарии и гигиены
- Контроль промежуточного и конечного результата труда для выявления допущенных ошибок в процессе труда при изучении учебных разделов
- В физиолого-психологической сфере:
- Развитие моторики и координации рук при работе с ручными инструментами и при выполнении операций с помощью машин и механизмов
- Достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций
- Соблюдение требуемой величины усилий прикладываемых к инструментам с учетом технологических требований
- Сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности
- В эстетической сфере:
- Основы дизайнерского проектирования изделия
- Моделирование художественного оформления объекта труда при изучении раздела «Конструирование и моделирование фартука»
- Эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и НОТ
- В коммуникативной сфере:
- Формирование рабочей группы для выполнения проекта
- Публичная презентация и защита проекта, изделия, продукта труда
- Разработка вариантов рекламных образцов
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Рабочие места учащихся укомплектованы столами и стульями. В гигиенических целях в кабинете имеется умывальник и 2 емкости для сбора мусора. Кухня -отдельное помещение для приготовления пищи, оборудована электрической четырехкомфорочной плитой, разделочными столами, холодильником, сушилкой для рук, тремя мойками с холодной и горячей водой, микроволновой печью, посудой. Температурный режим в кабинете поддерживается в норме. Для обеспечения проветривания окна легко открываются .
В учебно-методический комплект для образовательной области « Технология» входит учебник - И.А.Сасова, М.Б.Павлова, М.И.Гуревич, Дж.Питт под редакцией И.А.Сасовой. – 4-е изд., перераб. -М.: Вентана-Граф,2014; Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (второго поколения).
Компьютер с комплексом обучающих программ и выходом в интернет в кабинете отсутствует, но имеется доступ к компьютерам, находящимся в кабинете информатики. В кабинете имеется комплекс таблиц и плакатов по ТБ и разделам программы, а так же оборудование для практических работ: 3 швейные машинки, утюг, гладильная доска. Коллекции текстильных волокон. Манекен учебный. Аптечка первой мед. помощи
Интернет-рессурсы:
- http://center.fio.ru/som
- http://www.eor-np
- http://www.eor.it.ru
- http://www.openclass.ru/user
- http://www/it-n.ru
- http://eidos.ru
- http://www.botic.ru
- http://www.cnso.ru/tehn
- http://files.school-collection.edu.ru
- http://trud.rkc-74.ru
- http://tehnologia.59442
- http://www.domovodstvo.fatal.ru
- http://tehnologiya.narod.ru
- http://new.teacher.fio.ru
Тематическое планирование учебного материала
Количество по порядку | Тема | Количество часов |
1-2 | Вводное занятие. Технология в жизни человека и общества. | 2 |
Раздел 1. Создание изделий из текстильных и поделочных материалов с элементами проектирования(34 ч) | ||
3-4 | Классификация текстильных волокон | 2 |
5-6 | Хлопчатобумажные и льняные ткани, их свойства | 2 |
7-8 | Назначение и устройство швейных машин. Подготовка швейной машины к работе | 2 |
9-10 | Правила безопасной работы на швейной машине. Выполнение пробных строчек | 2 |
11-12 | Машинные швы. Выполнение машинных швов | 2 |
13-14 | Влажно-тепловая обработка швейных изделий. Выполнение ВТО | 2 |
15-16 | Ручные швы. Выполнение ручных швов | 2 |
17-18 | Одежда и мода. Виды и стили одежды. Дизайн одежды | 2 |
19-20 | Фартук, как спецодежда и элемент национального костюма. Запуск проекта №1«Фартук для маленькой хозяйки». Анализ задачи. Конструкция фартука. Первоначальные идеи. | 2 |
21-22 | Измерение человека (ПрР). Графическая грамотность. Правила оформления чертежа. Построение чертежа фартука с нагрудником. (ПрР) | 2 |
23-24 | Моделирование фартука. (ПрР). Разработка модели по эскизу в М 1:4 (ПрР) | 2 |
25-26 | Разработка своей модели по эскизу (ПрР). Изготовление выкройки. (ПрР). Подготовка кроя к обработке.. (ПрР) | 2 |
27-28 | Обработка бретелей (ПрР). Соединение бретелей с нагрудником. Обработка срезов нагрудника обтачным швом. (ПрР) | 2 |
29-30 | Обработка пояса. Обработка накладного кармана и соединение его с нижней частью фартука | 2 |
31-32 | Обработка срезов нижней части фартука швом в подгибку с закрытым срезом (ПрР). | 2 |
33-34 | Соединение нижней части фартука с нагрудником и поясом (ПрР) | 2 |
35-36 | Окончательная отделка изделия. Самооценка. Защита проекта | 2 |
Раздел 2. Художественные ремёсла.(16 ч.) | ||
37-38 | Технология традиционных видов рукоделия. Вышивка счетными швами. Инструменты. Материалы. Выбор рисунка. | 2 |
39-40 | Приемы вышивки крестом. Заправка и закрепление рабочей нити. (ПрР) | 2 |
41-46 | Выполнение вышивки по выбранной схеме. (ПрР) | 6 |
47-48 | Оформление вышивки в рамку или паспорту (ПрР). Уход за готовой вышивкой | 2 |
49-50 | Технология выполнения вышивки по счету нитей. (ПрР) | 2 |
51-52 | Изготовление закладки с национальным орнаментом. (ПрР) | 2 |
Раздел 3. Технологии ведения дома. Кулинария с элементами проектирования(16 ч.) | ||
53-54 | Кухня. Посуда и оборудование на кухне, уход за ними. Экскурсия в школьную столовую (Э). Общие сведения о пище. Овощи в питании человека. | 2 |
55-56 | Приготовление салатов из свежих овощей. Сервировка стола к завтраку. (ПрР) | 2 |
57-58 | Проект №2 «Бутерброд для пикника». Запуск проекта. | 2 |
59-60 | Выполнение и защита проекта | 2 |
61-62 | Экология питания «Определение доброкачественности яиц разными способами» (ПрР) | 2 |
63-64 | Блюда из яиц. Приготовление омлета с наполнителем. Горячие напитки. (ПрР) | 2 |
65-66 | Сервировка стола к воскресному завтраку. (ПрР) | 2 |
67-68 | Проект №3 «Завтрак в моей семье. | 2 |
69-70 | Итоговое занятие «Профессиональное самоопределение» | 2 |
Всего | 70 |
Предварительный просмотр:
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Дата проведения | Тема урока | Тип урока | Технологии | Решаемые проблемы | Виды деятельности |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1-2 | 03.09.15 | Вводное занятие. Технология в жизни человека и общества. | Урок «открытия» нового знания | Здоровьесбережения, развивающего обучения, развития | Требования техники безопасности и охраны труда в мастерской. Организация рабочего места. | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий,способов действий). Ознакомиться с содержанием курса предмета технология, ТБ при работе в мастерской. |
Раздел 1. Создание изделий из текстильных и поделочных материалов с элементами проектирования(34 ч) | ||||||
3-4 | 10.09.15 | Классификация текстильных волокон | Урок «открытия» нового знания | Здоровьесбережения, развивающего обучения, развития | Классификация текстильных волокон, способы получения и свойства натуральных волокон. Изготовление нитей и тканей в условиях прядильного, ткацкого и отделочного современного производства и в домашних условиях. | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний : составлять коллекции тканей из натуральных волокон растительного происхождения и искусственных волокон. |
5-6 | 17.09.15 | Хлопчатобумажные и льняные ткани, их свойства | Урок «открытия» нового знания | Здоровьесбережения, развивающего обучения, развития | Основная и уточная нити в ткани. Ткацкие переплетения. Лицевая и изнаночная стороны ткани. Виды и свойства текстильных материалов. | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний : исследовать свойства хлопчатобумажных и льняных тканей. Определять направление долевой нити в ткани. Исследовать свойства нитей основы и утка. Определять лицевую и изнаночную стороны ткани. |
7-8 | 24.09.15 | Назначение и устройство швейных машин. Подготовка швейной машины к работе | Урок «открытия» нового знания | Здоровьесбережения, развивающего обучения, развития | Швейные машины: с ручным и с электрическим приводом. Основные узлы швейной машины. Организация рабочего места для выполнения швейных работ. Подготовка швейной машины к работе: намотка нижней нитки на шпульку, заправка верхней и нижней ниток | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний : изучать устройство бытовой швейной машины с ручным и электрическим приводами. Подготавливать швейную машину к работе |
9-10 | 01.10.15 | Правила безопасной работы на швейной машине. Выполнение пробных строчек | Урок «открытия» нового знания | Здоровьесбережения, развивающего обучения, развития | Безопасные приёмы труда при работе на швейной машине. Выполнение машинных строчек на ткани по намеченным линиям. Регулировка длины стежка. Понятие о стежке, строчке, шве. Инструменты и приспособления | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний : выполнять прямую и зигзагообразную машинные строчки с различной длиной стежка по прямой линии с использованием переключателя вида строчек и регулятора длины стежка. Выполнять закрепки в начале и в конце строчки с использованием клавиш шитья назад. |
11-12 | 08.10.15 | Машинные швы. Выполнение машинных швов | Урок комплексного применения знаний и умений | Здоровьесбережения, развивающего обучения, развития | Выполнение машинных строчек на ткани по намеченным линиям. | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: безопасные приемы труда при работе на швейной машине. |
13-14 | 15.10.15 | Влажно-тепловая обработка швейных изделий. Выполнение ВТО | Урок «открытия» нового знания | Здоровьесбережения, развивающего обучения, развития | Оборудование для влажно-тепловой обработки ткани. Основные операции при влажно-тепловой обработки ткани. Основные операции ВТО: приутюживание, разутюживание, заутюживание. | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: проводить влажно- тепловую обработку на образцах машинных швов. |
15-16 | 22.10.15 | Ручные швы. Выполнение ручных швов | Урок «открытия» нового знания | Здоровьесбережения, развивающего обучения, развития | Инструменты и приспособления для ручных работ. Требования к выполнению ручных работ. Правила выполнения прямого стежка. | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: выполнять ручные стежки, строчки и швы. |
17-18 | 29.10.15 | Одежда и мода. Виды и стили одежды. Дизайн одежды | Урок «открытия» нового знания | Здоровьесбережения, развивающего обучения, развития, проблемного обучения | Художественная отделка изделия. Моделирование и конструирование. Художественное и техническое моделирование. Дизайн-анализ швейных изделий. Использование цвета, фактуры материала, различных видов отделки при моделировании швейных изделий | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: определять стили одежды, соотносить их с местом и временем |
19-20 | 12.11.15 | Фартук, как спецодежда и элемент национального костюма. Запуск проекта №1«Фартук для маленькой хозяйки». Анализ задачи. Конструкция фартука. Первоначальные идеи. | Урок «открытия» нового знания | Здоровьесбережения, проблемного обучения, проектной деятельности | Что такое проект? Основные компоненты проекта. | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний : обосновывать основные компоненты проекта. Проводить исследования потребностей людей. Оценивать интеллектуальные, материальные и финансовые возможности выполнения проекта. Проводить первоначальный набор идей по выполнению проекта. Выбирать лучшую идею. |
21-22 | 19.11.15 | Измерение человека (ПрР). Графическая грамотность. Правила оформления чертежа. Построение чертежа фартука с нагрудником. (ПрР) | Урок «открытия» нового знания | Здоровьесбережения, развивающего обучения, развития, парной и групповой деятельности | Понятие о чертеже и выкройке швейного изделия. Инструменты и приспособления для изготовления выкройки. Определение размеров швейного изделия. Расположение конструктивных линий фигуры. | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: снимать мерки, строить чертеж швейного изделия по своему эскизу |
23-24 | 26.11.15 | Моделирование фартука. (ПрР). Разработка модели по эскизу в М 1:4 (ПрР) | Урок «открытия» нового знания | Здоровьесбережения, развивающего обучения, развития | Изображение изделий в уменьшенном виде. Масштаб. Чертёж, как условное изображение изделия. | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний : строить чертеж швейного изделия в масштабе 1:4. Снимать мерки на манекене |
25-26 | 03.12.15 | Разработка своей модели по эскизу (ПрР). Изготовление выкройки. (ПрР). Подготовка кроя к обработке.. (ПрР) | Урок комплексного применения знаний и умений | Здоровьесбережения, развивающего обучения, развития, педагогики сотрудничества | Снятие мерок. Особенности построения выкроек передника. Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкроек на ткани с учетом направления долевой нити. Инструменты и приспособления для раскроя. | Формирование у учащихся способностей к обобщению и систематизации новых знаний, парная работа по снятию мерок. Строить чертеж швейного изделия в натуральную величину по своим меркам. Определять способ подготовки данного вида ткани к раскрою. Выполнять экономную раскладку выкроек на ткани с учётом направления долевой нити. Учитывать припуски на швы. |
27-28 | 10.12.15 | Обработка бретелей (ПрР). Соединение бретелей с нагрудником. Обработка срезов нагрудника обтачным швом. (ПрР) | Урок комплексного применения знаний и умений | Здоровьесбережения, развивающего обучения, развития, проблемного обучения | Предохранение срезов от осыпания, временное соединение деталей, временное закрепление подготовленного кроя. Основные операции при машинной обработке изделия. | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний : обработка деталей кроя. Обработка срезов фартука. Обработка накладных карманов и бретелей. Соединение деталей изделия машинными швами. |
29-30 | 17.12.15 | Обработка пояса. Обработка накладного кармана и соединение его с нижней частью фартука | Урок комплексного применения знаний и умений | Здоровьесбережения, развивающего обучения, развития, проблемного обучения | Временное соединение деталей, временное закрепление подготовленного кроя. Основные операции при машинной обработке изделия. | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний : выполнять основные операции при машинной обработке изделия. |
31-32 | 24.12.15 | Обработка срезов нижней части фартука швом в подгибку с закрытым срезом (ПрР). | Урок комплексного применения знаний и умений | Здоровьесбережения, развивающего обучения, развития, проблемного обучения | Предохранение срезов от осыпания - машинное обмётывание зигзагообразной строчкой и оверлоком; постоянное закрепление подогнутого края - застрачивание (с открытым и закрытым срезами). | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: закрепить подогнутый края изделия. |
33-34 | Соединение нижней части фартука с нагрудником и поясом (ПрР) | Урок комплексного применения знаний и умений | Здоровьесбережения, развивающего обучения, развития, проблемного обучения | Постоянное соединение деталей — стачивание. Примерка. Устранение дефектов. Понятие о форме, контрасте, симметрии и асимметрии. | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: соединить нижнюю часть фартука с нагрудником | |
35-36 | Окончательная отделка изделия. Самооценка. Защита проекта | Урок систематизации и обобщения знаний и умений | Здоровьесбережения, развивающего обучения, развития, личностно-ориентированного обучения | Защита проекта. Исправление ошибок, выставление оценки своей деятельности | Формирование у учащихся способностей к обобщению и систематизации новых знаний: Осуществлять самоконтроль и оценку качества готового изделия, анализировать ошибки | |
Планируемые результаты Предметные включают: освоение умений, специфических для технологического образования; видов деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета; формирование технологического типа мышления; владение научной технической и технологической терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами труда. Метапредметные УУД Познавательные УУД:
раскрою, на швейной машине;
Регулятивные УУД:
Коммуникативные УУД:
включают: овладение знаниями и умениями предметно преобразующей деятельности; овладение правилами безопасного труда при обработке различных материалов и изготовлении продуктов труда;готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению; сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; овладение системой социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок; способность ставить цели и строить жизненные планы. | ||||||
Раздел 2. Художественные ремёсла.(16 ч.) | ||||||
37-38 | Технология традиционных видов рукоделия. Вышивка счетными швами. Инструменты. Материалы. Выбор рисунка. | Урок «открытия» нового знания | Здоровьесбережения, развивающего обучения, развития, проблемного обучения | Декоративно-прикладное искусство, его виды и многообразие. Местные художественные промыслы. Народные традиции и культура в изготовлении декоративно-прикладных изделий Традиционные и современные виды декоративно-прикладного искусства в России: узорное ткачество, вышивка, кружевоплетение, вязание, роспись по дереву и ткани, ковроткачество. | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: определять региональный стиль декоративно-прикладных изделий по репродукциям и коллекциям. Выявлять назначение различных художественно-прикладных изделий. | |
39-40 | Приемы вышивки крестом. Заправка и закрепление рабочей нити. (ПрР) | Урок «открытия» нового знания | Здоровьесбережения, развивающего обучения, развития | Композиция, ритм, орнамент, раппорт в вышивке. Построение узора в художественной отделке вышивкой. Способы закрепления рабочей нити. | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: ознакомиться с основными технологиями вышивки. | |
41-46 | Выполнение вышивки по выбранной схеме. (ПрР) | Урок комплексного применения знаний и умений | Здоровьесбережения, развивающего обучения, развития. Личностно-ориентированного обучения | Размечать и переводить рисунок на ткань. Выбирать образец для вышивки. Свободная вышивка по рисованному контуру узора. | Формирование у учащихся способностей к обобщению и систематизации новых знаний: выполнять простейшие вышивальные швы: стебельчатый, тамбурный, «вперед иголку», «назад иголку», петельный, «козлик». | |
47-48 | Оформление вышивки в рамку или паспорту (ПрР). Уход за готовой вышивкой | Урок «открытия» нового знания | Здоровьесбережения, развивающего обучения, развития, личностно-ориентированного обучения | Разработка идей. Выбор идеи оформления вышивки | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: выполнять отделку и ВТО образца с вышивкой. | |
49-50 | Технология выполнения вышивки по счету нитей. (ПрР) | Урок «открытия» нового знания | Здоровьесбережения, развивающего обучения, развития, проблемного обучения | Отделка вышивкой образца, салфетки, фартука, носового платка. | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: ознакомиться с основными технологиями вышивки. | |
51-52 | Изготовление закладки с национальным орнаментом. (ПрР) | Урок комплексного применения знаний и умений | Здоровьесбережения, развивающего обучения, развития, проблемного обучения | Перевод рисунка на ткань, увеличение и уменьшение рисунка. | Формирование у учащихся способностей к обобщению и систематизации новых знаний: поддерживать народные традиции и культуру в изготовлении закладки | |
Планируемые результаты Предметные включают: освоение умений, специфических для технологического образования; видов деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета; формирование технологического типа мышления; владение научной технической и технологической терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами труда. Метапредметные УУД Познавательные УУД:
Регулятивные УУД:
Коммуникативные УУД:
включают: овладение знаниями и умениями предметно преобразующей деятельности; овладение правилами безопасного труда при обработке различных материалов и изготовлении продуктов труда;готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению; сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; овладение системой социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок; способность ставить цели и строить жизненные планы. | ||||||
Раздел 3. Технологии ведения дома. Кулинария с элементами проектирования(16 ч.) | ||||||
53-54 | Кухня. Посуда и оборудование на кухне, уход за ними. Экскурсия в школьную столовую (Э). Общие сведения о пище. Овощи в питании человека. | Урок комплексного применения знаний и умений | Здоровьесбережения, развивающего обучения, развития, парной и групповой деятельности | Кухонное оборудование и уход за ним. Находить и представлять информацию о содержании в пищевых продуктах витаминов, минеральных солей и микроэлементов. | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: овладевать навыками личной гигиены при приготовлении пищи и хранении продуктов. Организовывать рабочее место. Определять набор безопасных для здоровья моющих и чистящих средств для мытья посуды и уборки кабинета технологии. Осваивать безопасные приёмы работы с кухонным оборудованием, колющими и режущими инструментами, горячей посудой, жидкостью. Оказывать первую помощь при порезах и ожогах | |
55-56 | Приготовление салатов из свежих овощей. Сервировка стола к завтраку. (ПрР) | Урок «открытия» нового знания | Здоровьесбережения, развивающего обучения, развития | Салаты. Понятие о пищевой ценности овощей. Способы хранения овощей. Свежемороженые овощи. Влияние экологии окружающей среды на качество овощей. Санитарно-гигиенические требования к обработке продуктов для салатов. Рецепты приготовления полезных витаминных салатов. Набор столового белья, приборов и посуды для завтрака. | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: определять доброкачественность овощей по внешнему виду и с помощью индикаторов. Выполнять кулинарную механическую обработку овощей. Выполнять фигурную нарезку овощей для художественного оформления салатов. Осваивать безопасные приёмы работы ножом | |
57-58 | Проект №2 «Бутерброд для пикника». Запуск проекта. | Урок комплексного применения знаний и умений | Здоровьесбережения, развивающего обучения, развития, проблемного обучения | Бутерброды. Инвентарь и посуда для приготовления бутербродов. Виды бутербродов: открытые, закрытые, канапе, тартинки. Особенности технологии приготовления разных видов бутербродов. Способы нарезки продуктов для бутербродов. Требования к качеству готовых бутербродов и срокам их хранения. Виды горячих напитков (чай, кофе, какао). Сорта чая. Их полезные свойства. Технология заваривания и подачи чая. Сорта и виды кофе. Технология приготовления и подачи кофе. Получение какао-порошка. Технология приготовления и подачи напитка какао. | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: приготовлять и оформлять бутерброды. Подсушивать хлеб в жарочном шкафу или тостере. Приготовлять горячие напитки (чай, кофе, какао). Находить информацию о растениях, из которых можно приготовить горячие напитки. | |
59-60 | Выполнение и защита проекта | Урок комплексного применения знаний и умений | Здоровьесбережения, проблемного обучения, проектной деятельности | Защита проекта. | Определять вкусовые сочетания продуктов в бутербродах. Проводить сравнительный анализ вкусовых качеств различных видов чая и кофе | |
61-62 | Экология питания «Определение доброкачественности яиц разными способами» (ПрР) | Урок «открытия» нового знания | Здоровьесбережения, развивающего обучения, развития, проблемного обучения | Что такое экологичное питание? Типы питания, индивидуальный режим питания и дневной рацион | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: определять свежесть яиц с помощью овоскопа или подсоленной воды. Находить и представлять информацию о способах хранения яиц без холодильника | |
63-64 | Блюда из яиц. Приготовление омлета с наполнителем. Горячие напитки. (ПрР) | Урок комплексного применения знаний и умений | Здоровьесбережения, развивающего обучения, развития, проблемного обучения | Значение яиц в питании человека. Использование яиц в кулинарии. Технологии варки куриных яиц: всмятку, «мешочек», вкрутую. Подача вареных яиц. Жарение яиц: приготовление яичницы-глазуньи, омлета. | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: готовить блюда из яиц, подача готовых блюд | |
65-66 | Сервировка стола к воскресному завтраку. (ПрР) | Урок «открытия» нового знания | Здоровьесбережения, развивающего обучения, развития, личностно-ориентированного обучения | Столовое бельё для сервировки стола к завтраку, столовые приборы и посуда для завтрака, сервировка стола к завтраку, эстетическое оформление стола. Складывание тканевых и бумажных салфеток различными способами. | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний и умений: приготовление завтрака. Оценка завтрака членами семьи | |
67-68 | Проект №3 «Завтрак в моей семье. | Ролевая игра | Здоровьесбережения, развивающего обучения, развития, личностно-ориентированного обучения | Разработка проекта завтрака для всей семьи. Обоснование потребности. Краткая формулировка задачи. Исследование и анализ проблемы. Учет пожеланий участников завтрака. Первоначальные идеи, их анализ и выбор лучшей. Разработка критериев, которым должен соответствовать завтрак. Меню завтрака. Понятие о калорийности продуктов. | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: составлять меню завтрака с учётом пожеланий и состоянием здоровья членов семьи. Определять количество и стоимость продуктов, необходимых для воскресного завтрака семьи. Приготовлять блюда для завтрака. Оценивать полученные результаты . Участвовать в ролевой игре «Семья за столом» | |
69-70 | Итоговое занятие «Профессиональное самоопределение» | Урок комплексного применения знаний и умений | Здоровьесбережения, развивающего обучения, развития, личностно-ориентированного обучения | В мире профессий: пекарь, дизайнер одежды, ткач, портной, повар-кондитер | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний и умений: искать информацию в Интернете о профессиях, связанных с темами занятий по курсу «Технология» 5 класс, оформлять полученную информацию и | |
Всего 70 | ||||||
Планируемые результаты Предметные включают: освоение умений, специфических для технологического образования; видов деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета; формирование технологического типа мышления; владение научной технической и технологической терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами труда. Метапредметные УУД
Регулятивные УУД:
Коммуникативные УУД:
Личностные результаты включают: овладение знаниями и умениями предметно преобразующей деятельности; овладение правилами безопасного труда при обработке различных материалов и изготовлении продуктов труда;готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению; сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; овладение системой социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок; способность ставить цели и строить жизненные планы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа ИЗО 5 класс ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе образовательной программы ФГОС« Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл.Автор: Б.М....
Рабочая программа 5-9 классы ФГОС В.И. Лях КТП- 5 класс ФГОС
Рабочая программа 1-4 класс ФГОС и КТП В.И. Лях. Рабочая программа 5-9 класс ФГОС и КТП 5 класс В.И. Лях...
Рабочая программа по технологии Симоненко ФГОС 5класс(мальчики) 2016-2017
Пояснительная записка Рабочая программа по предмету «Технология» составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразов...
Рабочая программа по технологии по ФГОС 5-8 классы
Рабочая программа по ФГОС 5-8 классы по технологии...
Рабочая программа по технологии (мальчики) ФГОС 5 - 8 класс
Рабочая программа по технологии (мальчики) ФГОС 5 - 8 класс...
Рабочая программа по технологии 7класс(ФГОС)
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС и скорректирована на смешанные группы (мальчики, девочки). Введен раздел "Современные технологии" с использованием учебника по...
Рабочая программа по технологии 5класс ФГОС
Рабочая программа по технологии 5класс ( девочки)ФГОС с календарно-тематическим планом...