Конспект урока по технологии "Накладные карманы".
план-конспект урока по технологии (5 класс)
На урок используются современные средства обучения мультимедиапроектор для показа презентации и интерактивная доска, для выполнения проверочных заданий. Урок позволяет максимально развить интеллектуальный и творческий потенциал, познавательную активность учащихся, обеспечивает получение знаний и умений наиболее эффективно, с минимальными затратами времени и, что не мало важно, интересно для детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 32.83 КБ |
prezentatsiya_nakladnye_karmany.pptx | 1.34 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат среднего общего образования» с. Самбург Пуровского района.
Урок по технологии
Тема: «Накладные карманы».
Класс: 5.
Планируемый результат: учащиеся научатся обрабатывать накладной карман, в зависимости от выбранной модели и притачивать его к нижней части фартука, соблюдая технологическую последовательность с выбором необходимого оборудования и инструментов.
Образовательная продукция, которая будет создана учениками на уроке – обработанные и приточенные к нижней части фартука накладные карманы.
Главная проблема урока: формирование знаний и умений технологической обработки накладных карманов с последующим их притачиванием к изделию.
I. ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ УРОКА
Цели урока: организовать деятельность обучающихся по формированию знаний о технологической последовательности обработки накладных карманов с последующим притачиванием их к изделию; создание ситуации открытия, успеха.
Задачи урока:
Познавательные: ознакомить учащихся с историей, группами карманов и их видами; формировать умения работы с технологической картой;
Развивающие: развитие моторики и координации движения рук; коммуникаций; навыков исследовательской деятельности; умения рационально выбирать технологическую операцию, анализировать, делать выводы; развивать навыки по соблюдению правил техники безопасности при выполнении швейных работ;
Воспитательные: формировать навыки индивидуальной самостоятельной работы; содействовать развитию толерантности при работе в коллективе; формировать трудолюбие и дисциплинированность; содействовать формированию творческих способностей, эстетического вкуса; развивать умения объективно оценивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников по заданным критериям; формировать интерес к предмету «Технология».
Методическое оснащение урока:
- Материально-техническая база:
- швейная мастерская;
- оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, интерактивная доска, швейные машины, утюг;
- инструменты, приспособления: ножницы, швейные иглы, булавки;
- материалы: детали кроя фартука (карман, нижняя часть фартука), швейные нитки;
- Дидактическое обеспечение:
- Учебник: Технология. Обслуживающий труд. 5 класс. Под редакцией В.Д. Симоненко, 2011г.
- рабочая тетрадь: Электронное пособие. «Технология. Технический и обслуживающий труд» девочки 5-9 классы. – Издательская фирма «Сентябрь», 2009г.
- таблицы: оценивание практической части учащимися;
- инструкционно-технологические карты (ИТК): изготовление накладного кармана и притачивание его к изделию;
- образцы поузловой обработки изделий; накладные карманы.
Методы проведения занятия:
- беседа;
- самостоятельная работа
- объяснительно - иллюстрированный с поисковой ситуацией и проблемными решениями.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, с индивидуальным подходом.
Тип урока: компетентностный урок.
II. ХОД УРОКА
- Организационный момент: Организация начала занятия: подготовка учащихся к работе на занятии – полная готовность класса и быстрое включение учащихся в деловой ритм
- Проверка выполнения учащимися домашнего задания: слайд № 2-3. Проверка правильности выполнения задания в рабочей тетради. Раздел – «Технология изготовления швейных изделий», задание № 1-2 (Приложение № 1).
- Актуализация знаний учащихся: Подготовка к основному этапу занятия - обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений.
Слайд № 4. Мы с вами изучаем раздел «Технология изготовления швейных изделий», где вы узнали о терминологии швов, деталях кроя фартука и перед изучением новой темы предлагаю Вам выполнить задание в рабочей тетради (на оценку). Раздел – «Технология изготовления швейных изделий», задание № 3 (Приложение № 1).
- Изложение учителем нового материала: Изучение нового материала: объяснение нового материала, в сопровождении презентацией.
Слайд № 5. Тема урока: «Накладные карманы».
Слайд № 6. Объявление целей и задач урока.
Слово учителя: Сегодня на уроке, девочки, вы научитесь обработать накладной карман, в зависимости от выбранной модели и притачать его к нижней части фартука, соблюдая технологическую последовательность с выбором оборудования и инструментов.
Слайд № 7. Карман – это самая распространённая деталь швейного изделия. Они служат для временного хранения различных мелких предметов, необходимых человеку, и для отделки одежды.
Карманы, которые настрачивают на изделие, называют накладными. Они бывают гладкие и с отворотом. Для отделки накладных карманов используют тесьму, кружево, обтачки, оборки, аппликацию, пуговицы, отделочную строчку. Иногда накладной карман раскраивают из отделочной ткани.
Слайд № 8. Кроя кармана имеют верхний, боковые и нижней срезы. По форме нижнего среза карманы могут быть прямоугольные, закруглённые и фигурные.
Слайд № 9. Историю кармана нельзя назвать древней – он появился лишь в последней трети XVII века.
Первым предметом гардероба, обладающим карманами, стал камзол Людовика XIV, до этого момента монеты и необходимые мелочи носили в подвесных карманах – мешочках. Они не вшивались в одежду, а носились в основном попарно на тонком пояске у женщин под юбкой, а у мужчин поверх штанов. Для доступа к карманам в швах верхней одежды оставлялись специальные разрезы. При бургундском дворе такие мешочки являлись частью придворного туалета и назывались «омоньерами».
Слайд № 10. В XV-XVI веках карманы были самостоятельным аксессуаром женского костюма. Их обычно шили из белого льна, как и все остальное белье. Но в отличие от нижних юбок и рубашек, они гораздо чаще украшались вышивкой разноцветным шелком или декоративной стежкой. Иногда для карманов использовали не только лен или хлопок, но и более дорогие ткани – бархат, атлас. Правда, карманы редко шились из них целиком – как и в случае с вышивкой, шелковыми тканями украшалась обычно только внешняя сторона.
После появления карманов мужчины стали довольствоваться ими, а женщины принялись развивать сумочную линию. Они носили небольшие сумочки-мешочки, предназначенные для хранения мелких предметов. Уже тогда эти сумки-ридикюли изготавливались из различных материалов, имели разные формы и богато украшались бисером и стеклярусом.
В XVIII веке появились дамские сумочки из бархата и кружева, в которых лежали платочки, косметика и другие мелочи. Их называли «помпадур» в память о фаворитке французского короля Людовика XV.
Слайд № 11. В начале XIX века карманы повсеместно начали вшивать в одежду. Навесные карманы сохранились в обиходе как деталь детского или рабочего платья. Также навесными карманами продолжили пользоваться дамы почтенного возраста, предпочитающие не менять свои привычки.
Слайд № 12. В начале XX века главной любительницей карманов считалась Коко Шанель. Она считала, что женщинам недостает карманов, этой мужской детали костюма. И привнесла их не только в одежду, но и в аксессуары.
Слайд № 13. Сегодня карманы являются настолько повседневным предметов гардероба, что кажется – они были всегда.
Современная мода предполагает большое количество карманов, различных по форме, назначению и месту расположения их на изделии. Карманы могут быть расположены на рукаве, на спине плечевого изделия, выше и ниже колена на брюках, на концах длинного шарфа, на летнем головном уборе, на перчатках.
Слайд № 14. Интересные факты. Мало кто задумывался, насколько интересными могут быть истории вещей, ставших обыденными.
Простой пример. Знаете ли вы, кто изобрел микроволновку и при каких обстоятельствах? Микроволновую печь придумал американский инженер Перси Спенсер. Он проходил мимо работающего радара, сунул руку в карман – и сделал изобретение, принесшее ему миллионы. Дело в том, что при определенной частоте излучения наблюдается интенсивное выделение тепла. В кармане была шоколадная конфета. Шоколад под воздействием излучения растаял. Так была изобретена микроволновая печь. В 1945 году Спенсер получил патент на использовании микроволн в приготовлении еды. Во всей этой истории карман сыграл не последнюю роль.
- Закрепление знаний учащихся: на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым. Работа в рабочих тетрадях.
Слайд № 15-16. Учащиеся выполняют задания в рабочей тетради (на оценку). Раздел – «Технология изготовления швейных изделий», задание № 4-5 (Приложение № 1).
- Физкультминутка: презентация «Упражнения для глаз».
- Практическая работа: «Обработка накладных карманов. Соединение накладного кармана с нижней частью фартука».
Планируемый результат: учащиеся научатся обрабатывать накладной карман, в зависимости от выбранной модели и притачивать его к нижней части фартука, соблюдая технологическую последовательность с выбором необходимого оборудования и инструментов.
Задания базового уровня: обработать накладной карман и притачать его к нижней части фартука.
Задания повышенного уровня: обработать накладной карман и притачать его к нижней части фартука. Верхний срез кармана обработать поперечной обтачкой (тесьмой).
Давайте вспомним: Какие правила техники безопасности при выполнении швейных работ вы знаете?
Повторение правил техники безопасности при работе с иголками, ножницами, утюгом, на швейной машине.
Слайд № 17. Учащиеся выполняют задания в рабочей тетради (на оценку). Раздел – «Технология изготовления швейных изделий», задание № 6 (Приложение № 1).
Выполнение практической работы, пользуясь инструкционными картами №1-4 и образцами поэтапной обработки карманов. Учащиеся самостоятельно выполняют заданную работу, находя правильное решение поставленным задачам. Учитель по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы проводит текущий инструктаж и целевые обходы, инструктируя учащихся по выполнению отдельных операций и задания в целом. Оказывает помощь слабо подготовленным к выполнению задания учащимся.
Заключительный инструктаж учителя: анализ выполнения самостоятельной работы учащимися с разбором типичных ошибок учащихся. Учащиеся заполняют таблицу оценивания практической части, работая в парах при оценивании работ одноклассниц.
- Уборка рабочих мест.
- Подведение итогов урока учителем: проведение рефлексии и оценки, полученных учениками результатов.
(Слайд № 18) Метод «Ателье»
Цель: Выяснить, получить обратную связь от учеников о проведённом уроке.
Время: 5 мин. на подготовку; 1-3 мин. каждому участнику (на ответ).
Численность: Все ученики
Материал: лист большого формата, фломастеры, скотч, цветные карточки
Проведение:
Учитель предлагает ученикам представить, что сегодняшний день они провели в ателье и теперь директор ателье просит их ответить на несколько вопросов:
- Я сшил бы еще …
- Больше всего мне понравилось…
- На сегодня хватит…
- Я перешил…
Участники пишут свои ответы на карточки и приклеивают на лист флип-чарта, комментируя.
Подведение итогов и результатов урока: открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке, прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества - рефлексия «Ресторан». Выставление оценок по итогам урока, согласно ведомости.
- Домашнее задание:
- На выбор: нарисовать эскизы накладных карманов или от лица модельера Вам предстоит описать, какие карманы бывают, место их расположения, технологию обработки.
- Выполнить в рабочей тетради задание - раздел «Технология изготовление швейных изделий» № 7.
Используемая литература и Интернет-ресурсы:
- Технология. Швейное дело. 6 класс / Г.Б. Картушина, Г.Г. Мозговая – М.: Просвещение, 2012.
- http://fashion.russiaregionpress.ru/archives/38971
- http://wiki.combats.me/index.php/%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D1%8B
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задание № 1 Усл . обоз. Характеристика Ответ А Временно закрепить подогнутые края детали, складки. Б Применяется для точного переноса намеченных линий и контрольных знаков с одной детали на другую В Временно соединить две или нескольких деталей по намеченным линиям или копировальным строчкам прямыми стежками. Г Временно соединить две дета ли, наложенные одна на другую, прямыми стежками. 1. сметочная 2. намёточная 3. замёточная 4. копировальная К названиям строчек подберите соответствующие им характеристики из таблицы
Задание № 2 Усл . обоз. Содержание работы Ответ А Проложить строчку при наложении одной детали на другую для их соединения. Б Проложить строчку для закрепления подогнутого края или изделия. В Соединить детали, примерно равные по величине, строчками постоянного назначения по намеченным линиям. Г Соединить две детали с последующим их вывертыванием их на лицевую сторону. Д Соединить мелкие детали с крупными строчками постоянного назначения. 2. обтачать 3. притачать 4. настрочить 5. застрочить К терминам машинных работ подберите соответствующее содержание работы из таблицы 1. стачать
Задание № 3 чать 1. _________ 2. _________ 3. _________ Определите и запишите начала названия машинных швов с общим для них окончанием
Тема: « Накладные карманы »
Задачи урока: Познакомитесь с историей, группами карманов и их видами; сформируете умения работы с технологической картой ; Научитесь рационально выбирать технологическую операцию, анализировать, делать выводы, развивать навыки по соблюдению правил техники безопасности при выполнении швейных работ. Сформируете навыки индивидуальной самостоятельной работы, трудолюбие и дисциплинированность, творческие способности, эстетический вкус, Научитесь развивать умения объективно оценивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников по заданным критериям .
Карманы – это самая распространённая деталь швейных изделий. Они служат для временного хранения различных мелких предметов, необходимых человеку, и для отделки одежды. Накладные карманы бывают гладкие с отворотом
Название срезов кроя кармана
карманы на известном камзоле Людовика XIV « омоньеры » История карманов
Навесные карманы и сумочки XV-XVII I вв. История карманов
В начале XIX века карманы повсеместно начали вшивать в одежду История карманов
В начале XX века главной любительницей карманов считалась Коко Шанель История карманов
Карманы бывают разные… Использование карманов в одежде
Американский учёный Перси Лебарон Спенсер в 1945 году получил патент на использовании микроволн в приготовлении еды. Была изобретена микроволновая печь . Интересные факты Во всей этой истории карман сыграл не последнюю роль
Задание № 4 петельный сметать приметать притачать заметать обтачать настрочить стачать Швы Ручные Машинные 1 __________________ 2 __________________ 3 __________________ 4 __________________ 1 __________________ 2 __________________ 3 __________________ 4 __________________ Ниже перечисленные термины швов распределите в таблице по видам их исполнения :
Задание № 5 Усл . обоз. Характеристика Ответ А Расстояние от среза ткани до строчки. Б Расстояние между двумя последовательными проколами иглы на ткани. В Ряд повторяющихся стежков. Г Место соединения деталей изделия нитками. Д Это переплетение ниток между двумя проколами иглы на ткани. 1. шов 2. строчка 3. стежок 4. длина стежка 5. ширина стежка К терминам машинных работ подберите соответствующие им характеристики из таблицы
Задание № 6 Предметы Колющие: ________ ________ ________ Режущие: ________ ________ ________ Определите и запишите в таблицу отдельно колющие и режущие предметы
«Ателье» Я сшил бы еще … Больше всего мне понравилось… На сегодня хватит… Я перешил…
Используемая литература и Интернет-ресурсы: Электронное пособие: «Технология. Технический и обслуживающий труд» девочки 5-9 классы. – Издательская фирма «Сентябрь», 2009 год. http://fashion.russiaregionpress.ru/archives/38971 http://wiki.combats.me/index.php/%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D1%8B http:// c-cafe.ru/days/bio/33/coco.php
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ УРОКА Тема программы: «Обработка отдельных деталей и узлов, влажно-тепловая обработка» Тема урока: «Обработка накладного кармана, соединение его с изделием»
КОНСПЕКТ УРОКА Тема программы: «Обработка отдельных деталей и узлов, ...
Конспект урока "Обработка накладного кармана"
Материал открытого урока по технологии в 5 классе...
Конспект урока производственного обучения «Обработка прорезного кармана с листочкой»
Урок швейного дела в 11классе. Тема урока: «Обработка прорезного кармана с листочкой»Цель урока:- ознакомить с технологией обработки прорезного кармана с листочкой.;- сформировать навыки по...
План-конспект урока на тему: "Обработка гладкого накладного кармана прямоугольной формы"
План-конспект урока на тему: "Обработка гладкого накладного кармана прямоугольной формы" в 6 классе....
Развернутый план – конспект урока практического занятия по теме «Обработка накладного кармана»
Урок - игра “Путешествие в страну «Карманию». Знакомство с историческими сведениями о кармане, его ролью в современной одежде, способами его обработки. ...
План-конспект урока по профильному труду (швейное дело) ТЕМА УРОКА: Обработка прорезного кармана в рамку из основной ткани.
Обучение учащихся обработке прорезного кармана в рамку. Систематизирование и обобщение теоретических и практических знаний и умений....
Конспект урока "Обработка накладного кармана"
Цели:1. Ознакомить учащихся с группами карманов и их видами.2. Научить правильному выполнению накладного кармана с соблюдением технологической последовательности и ...