Внеурочная деятельность «Лепка. Декоративно - прикладное искусство" в 3 классе по художественно - эстетическому направлению в соответствии ФГОС НОО
рабочая программа на тему

Настоящая образовательная программа разработана согласно ФГОС начального общего образования...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lepka_i_dpi_3_klass.docx75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Ваховская общеобразовательная средняя школа»

Нижневартовский район

Согласовано:____________________

зам. директора по УР Л.В. Зуенок

«31 »          08       2018 г.

Программа

по художественно-эстетическому направлению внеурочной деятельности

«Лепка и декоративно- прикладное искусство"

для учащихся 3 класса.

разработала учитель ИЗО

Званская Любовь Валентиновна

Рассмотрено  на  заседании  МО

Протокол  № 7  от « 28 »  мая  2018 г.

Руководитель  МО __________________ Артемьева Н.М.

Ваховск

2018 г.


Пояснительная записка

освоения курса внеурочной деятельности  по художественно-эстетическому направлению

 «Лепка и декоративно – прикладное  искусство».

  Настоящая  образовательная  программа  разработана согласно:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации    от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (c изменениями от 26 ноября 2010 №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373», от 22 сентября 2011 № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373», от 18 декабря 2012 № 1060 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373»,  от 29 декабря 2014 года №1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС начального общего образования», от 31 декабря 2015 года № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»);

        - письма  Минобрнауки России от 18.08.2017г. № 09 - 1672 "О направлении методических рекомендаций" о внеурочной деятельности и реализации дополнительных образовательных программ ;

            - письма  Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ  от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования»),

                  - письма Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа–Югры         от 1.06.2012 г.№4696/12«Об организации внеурочной деятельности»;

                - Приказа Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 23 мая 2017 г. № 845 «О реализации шахматного образования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».

 - Образовательная программа МБОУ Ваховская ОСШ (приказ от 38.08.2015г. № 374 с изменениями от 31.08.2018 № 333).

А также программ Лыковой  И. А.  «Лепим, фантазируем, играем»; Соломенниковой О. А.  «Радость творчества»;  авторской программы «АдекАРТ»  (школа акварели) М. С. Митрохиной; авторской программы художницы « Досуг» изобразительного творчества СП ГБУДК «Досуг» С.  И.  Шауловой.

I. Результаты освоения курса внеурочной деятельности курса

«Лепка и декоративно - прикладное искусство».

Личностные, метапредметные и предметные результаты:

Личностные результаты:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства

гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласия позиций и учета интересов; формировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Предметные результаты:

  • формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
  • развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
  • освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
  • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
  • приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
  • приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
  • развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
  • осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
  • развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

Обучающиеся должны знать:

  •  названия основных и составных цветов;
  • понимать значение терминов: краски, палитра, композиция, художник, линия, орнамент; аппликация, симметрия, ассиметрия, силуэт, пятно, обжиг, роспись, лепка, керамика;
  •  изобразительные основы декоративных элементов;
  •  материалы и технические приемы оформления;
  •  названия инструментов, приспособлений;
  •  об особенностях работы акварельными, гуашевыми красками и восковыми мелками.

Обучающиеся должны уметь:

  •  пользоваться инструментами: карандашами, кистью, палитрой, восковыми мелками;
  •  подбирать краски в соответствии с настроением рисунка;
  •  владеть основными навыками использования красного, желтого, синего цветов, их смешением;
  • выполнять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно – обобщенных форм животного и растительного мира, а также из геометрических форм;
  • составлять простейшие аппликационные композиции из разных материалов.

Ожидаемые результаты.

  Умение составлять аппликационные композиции; передавать в лепных изделиях объёмную фигуру; использовать гармонию цветовых оттенков; умение работать коллективно; выставка детских работ в классе.

В процессе занятий дети ознакомятся с техниками декоративно-прикладного искусства:

  • работа с бумагой и картоном;
  • аппликация из соломки;
  • холодный батик;
  • лепка;
  • рисунок;
  • работа с тканью;
  • композиция;

А также узнают различие  материалов для декоративных работ и их применение, таких как:

  • гуашь,
  • акварель,
  • восковые мелки,
  • аппликационная бумага,
  • картон,
  • соломка,
  • резервирующий состав для холодного батика,
  • ткань (х/б., шелк).

II. Содержание программы курса «Лепка и декоративно - прикладного искусства»

 Основными формами организации внеурочной деятельности являются:  беседы; практические занятия; индивидуальные и групповые занятия; коллективная работа; экскурсии.

  1. Знакомство с бумагой: виды, свойства. Виды работ с бумагой: оригами, аппликация, обрывная аппликация, мозаика. Краткая характеристика операций обработки бумаги (последовательность, инструменты и приспособления). Основные способы соединения деталей изделия.Изготовление изделий из бумаги.

Практические работы. Выполнение творческих работ с бумагой. Изготовление плоскостных и объемных изделий из бумаги по образцам, рисункам, эскизам и чертежам: выбор заготовки с учетом свойств и размеров изделия; экономная разметка заготовок; резание ножницами по контуру; складывание и сгибание заготовок; соединение деталей изделия склеиванием; сборка изделия; выявление несоответствия формы и размеров деталей изделия относительно заданного. Декоративное оформление изделия аппликацией, прорезным орнаментом, окрашиванием.

  1. Соломенных дел мастера. Аппликация из соломки.

  Знакомство с современным искусством – аппликацией из  соломки. Создание эскиза изделия или его выбор. Алгоритм работы с аппликацией из соломки (последовательность, инструменты и приспособления). Способы выполнения аппликации. Технология ее.

Практические работы. Освоение безопасных приёмов работы с ножницами. Изготовление плоскостных и объемных изделий: подбор соломки с учетом цвета; определение лицевой и изнаночной сторон; обводка и отделение деталей; резание ножницами по линиям контура; клеевое соединение деталей подвижное и неподвижное; соединения деталей.

Декоративное оформление изделия с помощью выжигательного аппарата.

    3.   Работа с БАТИКОМ.

Знакомство с современным искусством – батиком. Создание эскиза изделия или его выбор. Алгоритм работы с батиком(последовательность, инструменты и приспособления). Способы выполнения. Технология ее.

 Правила безопасной работы с  материалами.

Практические работы.Изготовление плоскостных, рельефных, объемных изделий из природных материалов по эскизам: выбор материалов с  учётом их поделочных качеств, формы и размеров изделия; установление пространственных отношений между деталями изделия.

Практические работы. Вязание столбиков. Картины из связанных столбиков.

4.  Поделки из всего на свете.

   Работа по эскизу. Использование всей цветовой гаммы. Размеры, цвета ленточек. Прищепки. Техника безопасности.  Краткая характеристика операций подготовки и обработки материалов (последовательность, инструменты и приспособления). Способы формообразования деталей изделия.  

Практические работы.Изготовление творческих изделий из прищепок, старой варежки. Декоративное оформление изделия окрашиванием  и т. д.

Примечание. Содержание данного раздела является вариативным. Оно может меняться в зависимости от желания детей или их родителей освоить тот или иной вид современного декоративно-прикладного искусства (утверждение содержания будет производиться каждый год с учетом результатов опроса учащихся и их родителей).

 5. Рисунок.

Практические работы, используя технику работы -  акварели, восковыми мелками, гуашью, тушью.

 6. Творческая мастерская.

  Практическая работа.Городецкая роспись, используемая в росписи коня, барыни.

7.Раздел КУЛЬТУРА КОРЕННОГО СЕВЕРНОГО НАРОДА:  «Орнамент-отражение глубинных слоев народного сознания».

- раздел «История Югорской земли» предполагает формировать знания о растительном  и животном мире Югры, развивать познавательные способности детей, их кругозор, любознательность, умение работать со справочной литературой. Данное направление включает изучение следующей темы:«Растительный и животный мир Югры»;«Промыслы и ремесла Югорской земли»;«Национальные постройки коренных народов, архитектурные особенности»;

« Импровизация на тему «Северная лайка»;«Памятники архитектуры - наследие предков. В мире национального зодчества. Город Ханты-Мансийск»;«Жизнь и творчество коренных северных народов ханты и манси».

- раздел «Как мир хорош в своей красе  нежданной…» предполагает формирование знания о корнях культуры хантыйского и мансийского народов, о взаимоотношениях человека и природы, развитие коммуникативных способностей, воспитание умения видеть внутреннюю красоту природы. Данное направление включает изучение следующих тем:«Северная фантазия»; «Олененок быстроногий»;«Живая зябь»;«Радость моя, земля»; «Поле зыблется цветами»;«Легенды и сказки о священных деревьях обских угров».

Практическая работа. Аппликация из соломки. Батик. Оригами. Лепка.

8.Отчётная выставка работ учащихся. 

  Подведение итогов. Подготовка итоговой выставки детских работ. Организация и проведение школьной выставки поделок ребят. Награждение авторов наиболее интересных творческих работ по номинациям. (Желательно отметить всех учащихся по какой- либо номинации). Организуется фотосессия учащихся с выполненными работами.

Практическая работа. Проведение выставки.

9.  Наши результаты.

  Тематика проектных и исследовательских работ учащихся:

- Мои изобретения по оригами.

- Альбом «Обрывная аппликация».

-  Бумага – замечательный материал.

-  Пластилин. Сказки моего народа.

- Книжка «Ах, эти новогодние снежинки».

- В «Мастерской Деда Мороза».

- Открытки… Открытки…

-  Новогодние ёлки из разных материалов.

-  Волшебный мир ёлочных игрушек.

-  Вторая жизнь конфетных фантиков.

-  Глина – волшебство в руках.

-  Лепим с удовольствием.

Занятие 1. Вводное занятие. Декоративно – прикладное искусство. Оригами «Бабочка».

Задание. Продолжать знакомство с произведениями народного искусства и современного декоративно-прикладного искусства. Прослушать вводный инструктаж по технике безопасности. Экскурсия в школе на выставку для ознакомления с образцами народного творчества.

Материалы. Бумага А-4.

Техника. Конструирование из бумаги.

Занятие  2.  "Цветы ". Композиция в круге. Эскиз монохромной декоративной росписи. Освоение приема кистевая роспись. Беседа " Голубая  сказка Гжели".

   Задание.Знакомство с бумагой: виды, свойства. Виды работ с бумагой: оригами, аппликация, обрывная аппликация, мозаика. Краткая характеристика операций обработки бумаги (последовательность, инструменты и приспособления). Основные способы соединения деталей изделия.Изготовление изделий из бумаги.

Материалы. Бумага.

Техника. Смешанная техника.

Занятие  3. "Цветы и травы". Декоративная роспись. Беседа о жостовской росписи.

Задание. Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения жостовского промысла. Соотносить многоцветье цветочной росписи на подносах с красотой цветущих лугов. Осознавать единство формы и декора в изделиях мастеров.

Материалы.Бумага.

Техника. Смешанная техника.

Занятие  4. "Цветы и травы". Декоративная роспись. Беседа о жостовской росписи.

Задание. Осваивать основные приемы жостовского письма. Создавать фрагмент жостовской росписи в живописной импровизационной манере в процессе выполнения творческой работы.

Материалы. Доска.

Техника. Гуашь.

Занятие  5. Аппликация из листьев.     

Задание. Беседовать о красоте осенней природы, о многообразии её цветовой гаммы. Знакомство с полотнами известных художников, наблюдение за природой, изображённой мастерами. Работа в группах без предварительного рисунка. Познакомиться с другими материалами для изображения: мелки, пастель. Узнать о вариантах построения композиции, о законе «ближе-дальше», «больше-меньше».

Материалы.Сухие листья, картон, клей

Техника. Смешанная техника.

Занятие  6.  Городецкая роспись. Закладка

Задание. Создавать композицию росписи в традиции Городца.

Материалы. Бумага.

Техника.  Гуашь.

Занятие  7.  Обрывная аппликация и лепка «Пейзаж».

Задание. Конструирование  из  бумаги  объектов  природы  и  украшение  их.

Материалы. Бумага, пластилин.

Техника.  Смешанная техника.

Занятие  8.  Обрывная аппликация и лепка «Пейзаж».

Задание. Продолжение. Зори – Югры.

Материалы. Бумага, пластилин.

Техника.  Смешанная техника.

Занятие  9.  Оригами. «ПАРОХОД».

Задание. Конструирование  из  бумаги  объектов  природы  и  украшение  их. Продолжать учиться работать с бумагой в техники ОРИГАМИ (последовательность) Основные способы складывания изделия.

Материалы. БумагаА-4.

Техника. Конструирование из бумаги.

Занятие  10.  Соломенных дел мастера. Аппликация из соломки. Открытка.

Задание. Освоить алгоритм работы с соломкой. Конструирование  из  соломки  объектов  природы  и  украшение  их.

Материалы. Соломка, бархатная бумага, клей.

Техника. Смешанная.

Занятие  11.  «Осенний ветер»

Задание. Передать в изображении природного явления – ветра – красоту и выразительность линий.

Материалы. Акварель, гуашь, фломастеры.

Техника. Смешанная.

Занятие  12.  Преврати свой лоскуток в....

Задание. Овладение алгоритмом работы аппликации с использованием ткани.

Материал. Ткань х/б.

Техника.  Конструирование из ткани.

Занятие  13.  Большие и маленькие звери.

Задание. Побуждать детей использовать в своей деятельности опыт, приобретенный ими с краской гуашь. Передавать величину изображаемого.

Материал. Бумага, акварель, фломастеры, цветные карандаши.

Техника. Смешанная.

Занятие  14.  Преврати свой лоскуток в....

Задание. Развивать у детей творческую самостоятельность, желание фантазировать

Материал. Ткань х/б.

Техника.  Конструирование из ткани.

Занятие  15.  Гжельская роспись «Платье зимушки – зимы».

Задание. Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать эстетическую оценку произведениям гжельской керамики.

  Сравнивать благозвучное сочетание синего и белого в природе и в произведениях Гжели.

Материалы.Бумага.

Техника.  Гуашь.

Занятие  16.  Новогодний головной убор.

Задание.Вызывать интерес к созданию карнавальной атрибутики, желание проявить самостоятельность при их украшении.

Материалы.Бумага, акварельные краски, кисти, фломастеры.

Техника. Смешанная.

Занятие  17.  Пейзаж. Работа с восковыми мелками и акварелью.

Задание. Развитие  зрительских  навыков.  Создание  композиции  по  впечатлениям.

Материалы. Восковые мелки и акварель.

Техника.  Смешанная.

Занятие  18.  Новогодний  натюрморт.

Задание. Развитие  зрительских  навыков.  Создание  композиции  по  впечатлениям.

Материалы. Аппликационная бумага, вырезки из журналов…

Техника. Конструирование из бумаги.

Занятие  19.  Новогодний  натюрморт.

Задание. Развитие  зрительских  навыков.  Создание  композиции  по  впечатлениям.

Материалы. Аппликационная бумага, вырезки из журналов…

Техника. Конструирование из бумаги.

Занятие  20.  «Снеговик»

Задание. Наблюдать за разнообразием форм новогодних украшений, конструировать новогодние игрушки - снеговика. Работать в группах

Материалы. Пластилин.

Техника. Сюжетная.

Занятие  21.  Обрывная аппликация из бумаги. «Берёзки».

Задание. Продолжать осваивать технику аппликации. Работать в группах

Материалы. Пластилин,бумага.

Техника.  Смешанная.

Занятие  22.  Аппликация из соломки. Соломенных дел мастер. «Грибочки».  Инсценирование стихотворения.

Задание. Овладение алгоритмом работы аппликации с использованием соломки.

Материалы. Соломка, бархатная бумага, клей.

Техника. Смешанная.

Занятие  23.  Аппликация из соломки. Соломенных дел мастер. «Грибочки».

Задание. Овладение алгоритмом работы аппликации с использованием соломки.

Конструирование  из  соломки  объектов  природы  и  украшение  их.

Материалы.Соломка, бархатная бумага, клей.

Техника. Смешанная.

Занятие  24.  Аппликация из соломки. «Бабочка».

Задание. Овладение алгоритмом работы аппликации с использованием соломки.

Конструирование  из  соломки  объектов  природы  и  украшение  их.

Материалы. Соломка, бархатная бумага, клей.

Техника. Смешанная.

Занятие  25.  Роспись по ткани. Холодный батик. «На дне морском».

Задание. Развитие  зрительских  навыков.  Создание  композиции.

Овладение алгоритмом работы в техники «Батик» с использованием акриловых красок и резервирующего состава, а также цветных контуров по ткани.

Материалы. Шёлк.

Техника.  Акриловые краски.

Занятие  26.  Мансийский орнамент. «Ветвистая берёза»

Задание. Различение  природных  и  изобразительных  мотивов  в  орнаменте.  Обсуждение  образных  и   эмоциональных  впечатлений  от  орнаментов.

Материалы. Бумага.

Техника.  Смешанная.

Занятие  27.  Мансийский орнамент. «Солнце».

Задание. Различение  природных  и  изобразительных  мотивов  в  орнаменте.  Обсуждение  образных  и   эмоциональных  впечатлений  от  орнаментов.

Материал. Бумага.

Техника.  Смешанная.

Занятие  28.  Творческая мастерская.  Роспись пасхального яйца.

Задание. Продолжать знакомство с традициями торжества из торжеств, с праздником Светлой Пасхи. Составлять эскиз украшения пасхального яйца.  Выполнять роспись. Создать коллективную композицию «Корзина пасхальных яиц».

Материалы. Яйцо, гуашь.

Техника.  Смешанная.

Занятие  29.  Дымковская роспись. " Барыня".

Задание. Осваивать характерные для того или иного промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового строя.

Народные традиции дымковской игрушки.

Материалы. Глина.

Техника.  Предметная лепка.

Занятие  30.  Дымковская роспись. " Барыня".

Задание. Осваивать характерные для того или иного промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового строя.

Народные традиции дымковской игрушки.

Материалы. Глина.

Техника. Предметная лепка.

Занятие  31.  Аппликация из соломки. «Цыпленок».     

Задание. Планировать свои действия и следовать плану. Использовать свои знания в выражении своих замыслов.

Материалы.Соломка.

Техника.  Конструирование из соломки.

Занятие  32.  Портрет мамы.

Задание. Развитие  зрительских  навыков.  Создание  композиции.

Материалы. Бумага.

Техника. Гуашь.

Занятие  33.  Цветы для мамы.

Задание. Побуждать детей к активному экспериментированию с изобразительными материалами.

Материалы. Восковые мелки, акварель, бумага, кисти, гуашь.

Техника.  Гуашь.

Занятие  34.  Домик.

                        Подведение итогов. Награждение детей.

  1. Задание. Научить детей «конструировать» домики, лодки, шкатулки, используя способ лепки из пластилина.

Материалы. Пластилин, палочки, стеки.

Техника. Сюжетная.

  1. Задание. Обобщить свои знания о средствах выразительности. Планировать свои действия и следовать плану. Использовать свои знания в выражении своих замыслов. Закончить создание коллективного панно и дать оценку совместной деятельности.

  1. Разделы программы курса внеурочной деятельности

«Лепка и декоративно - прикладное искусство».

Раздел программы

Количество часов

Всего

Теор.

Практ.

1.

Вводное занятие

1

-

1

2.

Рисование и конструирование из бумаги:

29

-

29

- техника «Акварель»

-

-

-

- техника «Гуашь»

5

-

5

- техника «Цветные карандаши, фломастер»

-

-

-

- техника «Тушь, перо»

-

-

-

- смешанная техника

15

-

15

- конструирование из бумаги.

7

-

7

- техника «Акриловые краски»

1

-

1

3.

Лепка

4

4

- предметная лепка

2

-

2

- сюжетная лепка.

2

-

2

- декоративная лепка по мотивам народной пластики

4.

Заключительное занятие.

1

-

1

Итого

34 ч.

34 ч

IV. Календарно - тематическое планирование курса «Лепка и декоративно - прикладное искусство».

Дата факт

Дата план

Тема занятий

Кол-во часов

Основные виды деятельности обучающихся

Региональное

содержание

предмета

1.

03.09

03.09

Вводная часть.  Декоративно – прикладное искусство.

1

Продолжать знакомство с произведениями народного искусства и современного декоративно-прикладного искусства. Прослушать вводный инструктаж по технике безопасности. Экскурсия в школе на выставку для ознакомления с образцами народного творчества.

Красота в жизни хантов и в искусстве.

Композиция «Внутреннее убранство чума».

Просмотр мультфильма «Пумасипа».

2.

10.09

10.09

"Цветы ". Композиция в круге. Эскиз монохромной декоративной росписи. Освоение приема кистевая роспись. Беседа " Голубая  сказка Гжели".

1

Распознавать и называть ведущие народные художественные промыслы, в том числе и гжельскую роспись.

    Овладевать приемами создания выразительной формы в опоре на народные традиции гжельской росписи. Осваивать характерные для того или иного промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового строя.

3.

17.09

17.09

"Цветы и травы". Декоративная роспись. Беседа о жостовской росписи.

1

Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения жостовского промысла. Соотносить многоцветье цветочной росписи на подносах с красотой цветущих лугов. Осознавать единство формы и декора в изделиях мастеров.

4.

24.09

24.09

"Цветы и травы". Декоративная роспись. Беседа о жостовской росписи.

1

  Осваивать основные приемы жостовского письма.

  Создавать фрагмент жостовской росписи в живописной импровизационной манере в процессе выполнения творческой работы.

5.

01.10

01.10

Аппликация из листьев.

1

Беседовать о красоте осенней природы, о многообразии её цветовой гаммы. Знакомство с полотнами известных художников, наблюдение за природой, изображённой мастерами. Работа в группах без предварительного рисунка.Познакомиться с другими материалами для изображения: мелки, пастель. Узнать о вариантах построения композиции, о законе «ближе-дальше», «больше-меньше».

Осень на Югорской земле.

Флористика. Осенний пейзаж из засушенных растений и листьев.

6.

08.10

08.10

Городецкая роспись. «Закладка».

1

Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения городецкого промысла. Определять характерные особенности произведений городецкого промысла. Осваивать основные приемы кистевой росписи Городца, овладевать декоративными навыками.

  Создавать композицию росписи в традиции Городца.

7.

15.10

Обрывная аппликация и лепка. «Пейзаж».

1

Конструирование  из  бумаги  объектов  природы  и  украшение  их.

Красота лесных даров Югорской земли.

Натюрморт «Лесной»

8.

22.10

Обрывная аппликация и лепка. «Пейзаж».

1

Конструирование  из  бумаги.

Зори – Югры.

9.

29.10

Оригами. «ПАРОХОД».

1

Конструирование  из  бумаги  объектов  природы  и  украшение  их. Продолжать учиться работать с бумагой в техники ОРИГАМИ (последовательность) Основные способы складывания изделия.Изготовление изделия из бумаги.

Инсценирование каждой линии сгиба стихотворением прибауткой.

Памятники архитектуры - наследие предков. В мире национального  зодчества. Город Ханты - Мансийск.

Национальные архитектурные здания, выполненные в технике оригами.

10.

12.11

Соломенных дел мастера. Аппликация из соломки. Открытка.

1

Овладение алгоритмом работы аппликации с использованием соломки.

Конструирование  из  соломки  объектов  природы  и  украшение  их.

11.

19.11

«Осенний ветер»

1

Овладение пастелью

12.

26.11

Преврати свой лоскуток в....

1

Овладение алгоритмом работы аппликации с использованием ткани.

13.

03.12

Большие и маленькие звери.

1

Побуждать детей использовать в своей деятельности опыт, приобретенный ими с краской гуашь. Передавать величину изображаемого

14.

10.12

Преврати свой лоскуток в....

1

Развивать у детей творческую самостоятельность желание

фантазировать

15.

17.12

Гжельская роспись «Платье зимушки – зимы».

1

Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать эстетическую оценку произведениям гжельской керамики.

  Сравнивать благозвучное сочетание синего и белого в природе и в произведениях Гжели.

16.

24.12

Новогодний головной убор.

1

Вызывать интерес к созданию карнавальной атрибутики, желание проявить самостоятельность при их украшении.

17.

14.01

Пейзаж. Работа с восковыми мелками и акварелью.

1

Развитие  зрительских  навыков.  Создание  композиции  по  впечатлениям.

18.

21.01

Новогодний  натюрморт.

1

Развитие  зрительских  навыков.  Создание  композиции

Коллаж.

19.

28.01

Новогодний  натюрморт.

1

Развитие  зрительских  навыков.  Создание  композиции

Коллаж.

20.

04.02

«Снеговики»

1

Наблюдать за разнообразием форм новогодних украшений, конструировать новогодние игрушки - снеговика. Работать в группах.

21.

11.02

Обрывная аппликация из бумаги. «Берёзки»

1

Продолжать осваивать технику аппликации. Работать в группах.

22.

18.02

Аппликация из соломки. Соломенных дел мастер. «Грибочки».

Инсценирование стихотворения.

1

Овладение алгоритмом работы аппликации с использованием соломки.

Конструирование  из  соломки  объектов  природы  и  украшение  их.

23.

25.02

Аппликация из соломки. Соломенных дел мастер. «Грибочки».

1

Овладение алгоритмом работы аппликации с использованием соломки.

24.

04.03

Аппликация из соломки. «Бабочка».

1

Овладение алгоритмом работы аппликации с использованием соломки.

Конструирование  из  соломки  объектов  природы  и  украшение  их.

25.

11.03

Роспись по ткани. Холодный батик. «На дне морском».

1

Развитие  зрительских  навыков.  Создание  композиции

Коллаж..

Овладение алгоритмом работы в техники «Батик» с использованием акриловых красок и резервирующего состава, а также цветных контуров по ткани.

26.

18.03

Мансийский орнамент. « Ветвистая береза».

1

Различение  природных  и  изобразительных  мотивов  в  орнаменте.  Обсуждение  образных  и   эмоциональных  впечатлений  от  орнаментов.

Аппликация мансийского орнамента.

27.

01.04

Мансийский орнамент. «Солнце».

1

Различение  природных  и  изобразительных  мотивов  в  орнаменте.  Обсуждение  образных  и   эмоциональных  впечатлений  от  орнаментов.

Аппликация мансийского орнамента.

28.

08.04

Творческая мастерская.  Роспись пасхального яйца.

1

Продолжать знакомство с традициями торжества из торжеств с праздником Светлой Пасхи. Составлять эскиз украшения пасхального яйца.  Выполнять роспись. Создать коллективную композицию «Корзина пасхальных яиц».

29.

15.04

Дымковская роспись. " Барыня".

1

Осваивать характерные для того или иного промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового строя.

ре на народные традиции дымковской игрушки.

30.

22.04

Дымковская роспись. «Барыня».

1

Осваивать характерные для того или иного промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового строя.

ре на народные традиции дымковской игрушки.

31.

29.04

Аппликация из соломки. «Цыпленок».

1

Планировать свои действия и следовать плану. Использовать свои знания в выражении своих замыслов.

32.

06.05

Портрет мамы.

1

Развитие  зрительских  навыков.  Создание  композиции.

Работа гуашью.

Тема материнства в культуре коренных народов Севера.

Изображение матери и дитя, их единства, ласки, отношения друг другу.

Коллективная совместная работа.

Плакат. Формат А-4..

33.

13.05

Цветы для мамы.

1

Побуждать детей к активному экспериментированию с изобразительными материалами.

34.

20.05

Домик.

Подведение итогов. Награждение детей.

1

Научиться «конструировать» домики, лодки, шкатулки, используя способ лепки из пластилина.

Обобщить свои знания о средствах выразительности. Планировать свои действия и следовать плану. Использовать свои знания в выражении своих замыслов. Закончить создание коллективного панно и дать оценку совместной деятельности.

                                                                    Итого:

34 ч.

Мониторинг успешности деятельности курса «Лепка. Декоративно - прикладное искусство».

Успехи и достижения ребенка во внеурочной деятельности

Учебный год

Событие

( конкурсы, выставки,  ДПИ)

Результаты

Имена

2018 г.

2019 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование творческих навыков у школьников во внеурочной деятельности через декоративно-прикладное искусство в условиях инклюзивного образовательного процесса

Способности – это потенциальные возможности человека к еще большему приобретению знаний и умений, это «резерв» духовного развития человека....

Доклад «Развитие творческого потенциала детей на занятиях технологии и внеурочной деятельности по декоративно-прикладному искусству»

Данная тема интересна и актуальна в настоящее время. Считается, что наиболее высокий уровень деятельности достигается человеком в творчестве. Творческая деятельность поднимает личность со ступени потр...

«Развитие творческого потенциала детей на занятиях технологии и внеурочной деятельности по декоративно-прикладному искусству»

Способности - это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков,  воплощая идеи в готовый продукт.Признаки и критерии творч...

Рабочая программа внеурочной деятельности по декоративно - прикладному искусству "Волшебный лоскуток"

Программа кружковой деятельности школьников “Волшебный лоскуток” реализует общекультурное направление во внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО ООО. Эта программа актуальна тем, что она...

Внеурочная деятельность «Лепка. Декоративно - прикладное искусство" в 1 классе по художественно - эстетическому направлению в соответствии ФГОС НОО

Настоящая образовательная программа разработана согласно ФГОС начального общего образования для 1 класса....

Внеурочная деятельность «Лепка. Декоративно - прикладное искусство" во 2 классе по художественно - эстетическому направлению в соответствии ФГОС НОО

Настоящая образовательная программа разработана согласно ФГОС начального общего образования для 2 класса....