Разработка урока по сельскохозяйственному труду по теме: "Строение растения томата"
план-конспект урока по технологии на тему

В данном уроке содержится материал о строении растения томата, сортах томата.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по сельскохозяйственному труду

«Строение растения томата»

F:\картинки\tomato.png

                                                                                                                               Учитель: Кубатина Н.С.

                                                                                                                                     (8 класс)

                                                                                                     

                                                 2013 – 2014 учебный год

Тема урока:   Строение растения томата

Цель урока: Сформировать у учащихся представление о строении растения томата

Задачи:

-закрепить знания учащихся о защищенном грунте, устройстве и назначении теплиц;

- сообщить учащимся знания о строении растения томата;

- развивать речь, концентрацию внимания, зрительную и слуховую память, мышление (понятийное, словесно-логическое), взаимоконтроль, самоконтроль;

- воспитывать устойчивый интерес к изучаемому материалу;

Оборудование: карточки, семена томата, семена овощных культур, презентация, ИКТ

Тип урока: Сообщение новых знаний

                                Ход урока

 1.Оргмомент

Посмотрите   на  доску.   Предлагаю  вам   ребус.

                    Прошу: подумай; рассмотри!

                    Острее  ум!  Острее  глаз!

                    Какой  овощ  среди  других

                   Спрятался  от  нас.

                   Тебе  подсказкой   помогу:

                   В  нём   ноты   две,  а голова

                   и хвост   внизу (по, р).

ПОМИДОР     Как   по   другому  называют   помидоры? (ТОМАТЫ)

Сегодня  на   уроке   мы   познакомимся     со   строением    растения    томата.

-Ребята! Можно   ли  сейчас   выращивать   томат?

- А   в   каком   грунте   можно   выращивать   томат?

     (В   защищённом)

Давайте   сейчас  вспомним,   что  мы   знаем  о  защищённом    грунте.

    2    ПРОВЕРКА    ЗНАНИЙ.

1    УПРАЖНЕНИЕ  «  Закончи   предложения».

  1. Незащищённый (открытый)  участок   земли, занятый   сельскохозяйственными  растениями  -  это…   ( открытый  грунт)
  2. Участок   земли   и   специальные   сооружения,  в   которых    искусственно   создаются   благоприятные   для   растений    условия -  это …(защищённый  грунт)
  3.  Участок   земли,  на   котором    растения   защищены    от    холода    различными   укрытиями   называют…(утеплённый   грунт)  

РАБОТА    ПО    КАРТОЧКАМ

1  карт.     Виды    защищённого   грунта( подпишите   виды   защищённого   грунта)

2КАРТА.     Внутреннее  устройств    теплиц.(подпишите    виды   теплиц  по  внутреннему   устройству )

3   БЕСЕДА   ПО   ВОПРОСАМ

1 .Что называют грунтом?

2.Назовите   наиболее   современный   вид     защищённого   грунта.  Карточка№1

3 .Какие   бывают  теплицы   по    внутреннему   устройству  ?

4 .Чем  отличается   стеллажнная   теплица   от  грунтовой?

5 . Какие  бывают  теплицы  по  срокам  использования?

6. Для   чего  предназначены  зимние  теплицы?

7.  Как   обогреваются   зимние   теплицы? (Используют   тепло   горячей   воды, нагретого   воздуха, который подают  по  металлическим  и  полиэтиленовым     трубам.)

8. Какие   способы  обогрева   используют  в весенних теплицах. (Биологический   обогрев (тепло  при   горение   навоза) и  солнечный  обогрев с дополнительной подачей тёплого   воздуха.)

9.  Для   чего   предназначены весенние   теплицы?

 3  Актуализация   темы,  сообщение   новых   занятий.

    Овощи   имеют   огромное   значение  для   человека.

Кто   скажет   какое?

Правильно !   В  овощных   содержатся   витамины   и   минеральные   соли   необходимые    нашему   организму.

  Их  нужно  регулярно   употреблять в   пищу.

Чтобы   вырастить   овощи   на  своём   приусадебном   участке,  получить   хороший урожай, необходимо   знать   строение и   биологические   особенности    овощных  растений.

4.Изучение   нового    материала

ТЕМА    УРОКА    СЕГОДНЯ.    СТРОЕНИЕ   РАСТЕНИЯ          ТОМАТА.

Запишите    тему   в  тетрадь.(1 – слайд)

F:\картинки\3-prodam-ogurets-pomidor-teplichnyij-ot-ukrainskogo.jpg  Родиной   томата   являются    тропики.

В  Европу томат   завезён   Колумбом. Здесь   он   возделывался   сначало   как   декоративное,  а   затем   как   культурное  растение.

От   туземного     слова    томатиль     происходит   и  название   этой культуры.

   В   России  томат   известен уже более   200  лет.  Сначала   его   выращивали   только  в   южных  районах  . Сегодня  эта   культура     выращивается  в   средней полосе  и  даже  на   севере.

Плоды томата   содержат  много  полезных  для   человека питательных   веществ,  минеральных  солей  и  витаминов.

Витаминов   в   них   содержится    почти  столько  же,  сколько  в  лимонах и  апельсинах.

          (2-ой слайд)

Вопрос   классу.

- К   каким  культурам    относится томат?   (однолетним,  двулетним, многолетним)  Почему?    

        РАССКАЗ    ПО   ТЕМЕ. (3-й  слайд)

  1. Томат   однолетние   растение.

В   год   посева   оно   заканчивается   полной  цикл    развития:  образуются   стебель, корни, листья, цветки, плоды  и   семена.

  1. КОРНЕВАЯ   СИСТЕМА  МОЩНАЯ.  Хорошо выражен   главный  стержневой   корень.
  2.  СТЕБЕЛЬ   округлый, сочный, мягкий,  хрупкий  покрыт  волосками (у   молодого   растения).  Когда   на   стебле     начинают   расти   плоды,  он грубеет и  древеснеет.
  3. В   пазухах    листьев главного  стебля  образуются  боковые побеги – пасынки.
  4.  ЛИСТЬЯ  томата  крупные,  сложные,  состоящие  из   нескольких  листовых   пластинок.

Бывают   листья  гладкие  и  гофрированные ( сильноморщинистые ).

      6.ЦВЕТКИ  томата  жёлтые   собраны  в соцветие  -  завиток  -   которое  чаще  всего        называют   цветочной  кистью.

Кисти  могут   быть   простые  и сложные (от   3 до  20 цветков),  раскрываются  постепенно,   сначала   расцветают  те,   которые  ближе к  стеблю.

    7.ПЛОД   ТОМАТА  -  сочная  ягода   различной  массы,  формы,  и  окраски.

Масса   -  мелкие, среднего   размера   и   крупные. (4-й слайд)

Семена  в семенных камерах.   По количеству  семенных  камер   плоды  томата    могут   быть  двух, трёх,  четырёх,   и много камерные.

     8.ФОРМА  ПЛОДОВ  -  округлая округло  - плоская,  удлинённо-овальная, удлиненно-цилиндрическая, сердцевидная.   ( слайды 6-10)

   9. ОКРАСКА ПЛОДОВ в зрелом виде – красная, розовая, малиновая, желтая, темно-красная,  оранжевая,  коричнево-красная, белая.

10. СЕМЕНА находятся в камерах, они плоские,  серовато-желтой окраски.

                                   Музыкальная пауза

1 Физкультурная минутка

Поднимает руки класс

Это раз!

Повернулась голова –это два!

Руки вверх – вперед смотри – это три!

Руки в стороны пошире

Разверни на счет четыре

Сильно их к плечам прижать

Это пять!

Классу тихо, молча сесть

Это шесть!

Гимнастика для глаз (кинезиологические упражнения)

  1. «Стрелять глазами» вправо – влево, вверх -  вниз по 6 раз.
  2. Глазами нарисовать по 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелке.
  3. Глазами написать цифры от 0 до 9.

5.Закрепление материала.

1. Словарная работа.

- Пасынки – боковые побеги. (образуются в пазухах листьев главного стебля)

_ Гофрированные листья – сильноморщинистые.

- Цветочная кисть – соцветие. (группа цветков, собранных вместе)

- Плод ягода.

2.  Самостоятельная работа с учебником (чтение текста стр. 75-77)

-целевая установка перед чтением

3. Тесты:

1.  Томат – растение:

А)однолетнее;   Б) двулетнее; В) многолетнее

2.  Стебель у томата:

А) стелющийся, Б) вьющийся, В)ветвящийся, прямой полегающий под тяжестью плодов.

3.Листья у томата:

А) крупные сложные;  Б) крупные простые; В) мелкие простые.

4. Цветки у томата собраны в соцветие:

А) зонтик; Б) кисть; В) метелка.

5. Плод томата называют:

А)коробочка; Б) зеленец; В) ягода.

6. Боковые побеги называют:

А) детками; Б) пасынками; В) отростками.

4. Работа с карточками.

Строение растения томата (Взаимоконтроль)

5.Закрепление материала. (продолжение)

5. Практическое упражнение

 - Из смеси семян выбрать семена томата.

Самоконтроль (сравнить)

6.Итоги урока и оценка знаний учащихся.

-Ребята,  какое растение мы изучали на уроке?  (томат, строение растения)

- Что мы узнали об этом растении?

(Томат растение однолетнее.  В год посева оно заканчивает полный цикл развития: образуется стебель, корни, листья, цветки, плоды и семена.)

- Оценки за урок.

-Домашнее задание:

Знать строение растения томата. Текст (стр. 75; 77)



Предварительный просмотр:

                                                 Урок

по сельскохозяйственному труду

                       в 8 классе

«Коровник как основное помещение молочно – товарной фермы.

Оборудование коровника»

C:\Users\Нина\Desktop\МТФ\слайд1.jpg

Подготовила учитель с/х труда Кубатина Н.С.

                                       2014 – 2015 уч. год

Тема: «Коровник как основное помещение молочно-товарной фермы.

 Оборудование коровника».

Цель урока: формировать у обучающихся представление об устройстве и оборудовании коровника для привязного содержания коров с целью допрофессиональной подготовки и социально-трудовой адаптации обучающихся 8 класса.

Задачи: 

познакомить обучающихся с устройством и оборудованием коровника для привязного содержания коров;

развивать связную речь обучающихся, зрительную и слуховую память, наглядно-образное и логическое мышление, самоконтроль, взаимоконтроль;

воспитывать мотивацию к учебе.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

I. Личностные результаты:

Формировать эмоционально-ценностное отношение к добросовестному созидательному труду как  одному из главных достоинств человека.

II. Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

учить работать самостоятельно, адекватно оценивать свое отношение к работе.

Познавательные УУД:

уметь слушать и отвечать на вопросы учителя, давать определения понятиям, понимать информацию, представленную в виде теста.

Коммуникативные УУД:

учить участвовать в диалоге на уроке, организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

III. Предметные результаты:

познакомить обучающихся с устройством и  оборудование коровника с  привязным содержанием коров.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, рабочая тетрадь, карточки по темам: «Основные и вспомогательные постройки и сооружения МТФ», «Коровник как основное помещение молочно-товарной фермы. Оборудование коровника».

Технологии обучения: личностно-ориентированные, технологии разноуровневого и дифференцированного обучения, информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие, игровые.

Методы обучения:

Словесные: объяснение, беседа, работа с текстом.

Наглядные: натуральная наглядность – пакет молока, презентация.

Практические: работа с деформированным текстом, тест.

                                                              План урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний обучающихся.

 1. Беседа по вопросам.

 2. Игра «Экскурсия на МТФ».

 3. Работа с карточками.

III. Сообщение темы и цели урока.

IV. Работа по теме урока.

 1. Беседа с целью уточнения представлений обучающихся о коровнике.

 2. Словарная работа.

 3. Объяснение материала с использованием презентации «Коровник как основное помещение молочно-товарной фермы. Оборудование коровника».

 4. Первичное закрепление.

 5. Физминутка, гимнастика для глаз.

V. Закрепление изученного материала.

 1. Работа с текстом на индивидуальных карточках «Коровник как основное помещение молочно-товарной фермы, Оборудование коровника».

 2. Устное тестирование обучающихся по теме: «Коровник как основное помещение молочно-товарной фермы. Оборудование коровника».

 3. Индивидуальная работа обучающихся с деформированным текстом на карточках.

VI. Итог урока. Оценка работы обучающихся.

VII. Домашнее задание.

                                          Ход урока.

I. Оргмомент.

Здравствуйте, садитесь.

Слайд 1.

Посмотрите на доску. Что означают буквы МТФ?  (Молочно-товарная ферма)

М – молочная

Т – товарная

Ф – ферма

II. Актуализация знаний обучающихся.

Посмотрите, что у меня в руках? (Молоко)

Где я взяла молоко? (Купила в магазине)

А где молоко производят? (На МТФ)

Давайте проследим путь молока с молочной фермы до магазина.

Куда отправляют надоенное на ферме молоко? (На молокозавод)

На молокозаводе молоко пастеризуют и расфасовывают в пакеты и коробки.

Какие молочные продукты получают из молока на молокозаводе? (Сметану, сливки…)

С молокозавода молоко и молочные продукты отправляют в магазины. Мы их покупаем и с удовольствием едим.

Чем полезны молоко и молочные продукты? (В них содержатся питательные вещества- белки, жиры и кальций).

Из какого молока можно получить качественные молочные продукты?

(из свежего, чистого, т.е. высококачественного).

Для того, чтобы получить молоко высокого качества, необходимо  животных содержать в просторных, чистых и хорошо оборудованных помещениях.

Давайте вспомним, какие постройки и сооружения имеются на территории МТФ.

1. Игра «Экскурсия на МТФ».

Слайд 2 Коровник, слайд 3 телятник, слайд 4 кормоцех, слайд 5 навес для грубых кормов, слайд 6 силосная траншея.

(Обучающиеся называют помещения и сооружения изображенные на слайдах).

2. Работа с карточками.

Тема: «Основные и вспомогательные помещения и сооружения МТФ»

Карточка №1

Задание. Подчеркните  основные помещения МТФ двумя чертами, вспомогательные помещения и сооружения одной чертой.

Коровник,    кормоцех,   силосные траншеи,   телятник,   навозохранилище,  

навесы для хранения грубых кормов,   водонапорная башня.

Карточка №2

Задание. Подчеркните  основные помещения МТФ двумя чертами.

Коровник,    кормоцех,   силосные траншеи,   телятник,   навозохранилище,  

навесы для хранения грубых кормов,   водонапорная башня.

Проверьте, правильно ли вы выполнили задание.

Слайд 7. Проверь себя!

Итак, ребята, какие помещения МТФ относятся к основным? (коровники, телятники)

III. Сообщение темы и цели урока

Тема урока: «Коровник как основное помещение молочно-товарной фермы. Оборудование коровника».

Слайд 8

Сегодня на уроке мы рассмотрим три вопроса:

1. Коровник как основное помещение МТФ.

2. Внутреннее устройство коровника.

3. Оборудование стойла.

Запишите тему урока в тетрадь.

IV. Работа по теме урока

1. Беседа с целью уточнения представлений обучающихся по теме: «Коровник как основное помещение молочно-товарной фермы. Оборудование коровника».

Ребята, как называют помещения, в которых содержат коров?

Каким должно быть помещение коровника, чтобы получать от коров молоко высокого качества? (теплым, просторным, чистым)

Из какого материала можно построить коровник, чтобы он был теплым? (дерева, кирпича)

Ребята, возможно кто из вас после окончания школы захочет заниматься фермерством и  разводить коров, чтобы получать от них молоко или пойдет работать на молочную ферму.

В этих случаях вам пригодятся знания полученные сегодня на уроке, т.к. вы  будете иметь представление об устройстве и оборудовании коровника и вам легче будет начинать трудовую жизнь.

2. Словарная работа.

Прежде чем начать объяснение нового материала, я хочу вас познакомить с незнакомыми словами и объяснить их значение.

Слайд 9

Стойло- место в коровнике, где корова находится на привязи.

Двухрядный коровник- коровник, в котором стойла расположены в два ряда.

Автоматическая чашечная поилка- поилка, в которую вода поступает непосредственно из водопровода.

Вентиляция- оборудование для очистки воздуха в коровнике.

Скребковый транспортер- движущиеся цепи со скребками, которые устанавливают в навозном канале.

3. Целевая установка.

Ребята, внимательно послушайте объяснение нового материала, чтобы чуть позже ответить на вопросы.

- Каким должно быть внутреннее устройство коровников?

- Как располагают стойла в коровниках с привязным содержанием коров?

(Вопросы на доске)

4. Объяснение с использованием презентации «Коровник как основное помещение молочно-товарной фермы».

Слайд 10

   Коровники – это основные помещения молочной фермы. На одной ферме может быть несколько коровников. В каждом коровнике размещают 100-200 и более коров. Коровники строят из кирпича, дерева и других материалов. Их делают просторными, светлыми, теплыми. Коровники имеют форму сильно вытянутого прямоугольника. С обеих сторон и в середине коровника имеются двери. Чтобы лучше сохранялось тепло в помещении коровника, перед дверьми устраивают тамбуры.

    Рядом с коровником устраивают выгульные площадки. Выгульные площадки оборудованы навесами, где животные во время прогулки могут спрятаться от дождя и снега.

Слайд 11

   

Внутреннее устройство коровников должно быть просторным и удобным для размещения животных и для ухода за ними.

   Чаще всего на молочных фермах применяют привязное содержание коров. Привязное – это содержание коров в стойлах на привязи. Стойла для коров располагают вдоль здания коровника в два или четыре ряда, поэтому коровники называют двухрядными и четырехрядными.

Вдоль каждого ряда с обеих сторон оставляют свободные проходы.

Слайд12

   Кормовые проходы используют для доставки и раздачи кормов коровам. Вдоль кормовых проходов располагают деревянные или бетонные кормушки. Коров размещают в стойлах головами к кормовым проходам.

Слайд 13

    По навозным проходам вывозят навоз из коровника.

Полы в проходах делают из бетона.

Слайды 14-15

   Стойло для коровы оборудуют привязью и автоматической чашечной поилкой. Полы в стойлах делают деревянными, с небольшим уклоном в сторону навозного прохода для стока мочи и навозной жижи. Стойла иногда отделяют друг от друга невысокими перегородками.

Слайд 16

 

 Для удаления навоза из коровника используют различные механизмы, например скребковые транспортеры – движущиеся цепи со скребками, которые устанавливают в навозном канале.

Слайд 17

Подача свежего воздуха, удаление вредных газов и лишней влаги обеспечивается вентиляцией.

Для освещения коровника в темное время суток используют электрические лампы, днем достаточную освещенность дают окна.

Слайды 18-19

Кроме помещения для содержания коров, в коровниках имеются машинное, молочное и моечное отделения.

5. Первичное закрепление.

Перед началом объяснения были поставлены вопросы.

Давайте ответим на них.

(Ответы обучающихся на вопросы)

6. Физминутка + гимнастика для глаз по Аветисову.

А, сейчас, ребята, несколько минут отдохнем.

Поднимает руки класс – это раз.

Повернулась голова – это два.

Руки вверх вперед смотри – это три,

Руки в стороны по - шире разверни на счет четыре.

Сильно их к груди прижать – это пять.

Классу тихо, молча сесть – это шесть.

Ручки, ножки, спинка отдохнули, а сейчас отдыхают глазки.

Гимнастика для глаз.

V. Закрепление изученного материала.

Ребята, до отдыха я рассказала вам об устройстве и оборудовании коровника.

А сейчас закрепим изученный материал.

2. Работа с текстом «Коровник как основное помещение молочно-товарной фермы. Оборудование коровника».

А) Целевая установка. Работать будем в парах. Прочтите внимательно текст. Найдите в тексте ответы на вопросы. У кого возникнут затруднения,  попросите соседа, чтобы помог.

б) Чтение текста самостоятельно.

в) Проверка самостоятельной работы обучающихся.

(Обучающиеся зачитывают вопрос и находят в тексте ответ)

Вопросы.

1). Из какого материала можно построить коровник?

2). Что устраивают рядом с коровником?

3).Как располагают стойла в коровнике?

4). Для чего используют кормовые проходы?

5). Какие отделения имеются в коровнике?

3. Фронтальное устное тестирование.

1. Коровник имеет форму:

А- квадрата;   б- сильно вытянутого прямоугольника;   в- шестиугольника.

2. Стойла для коров располагают вдоль здания:

А- в два ряда;   б- в четыре ряда;  в- в пять рядов.

3. Какие свободные проходы оставляют вдоль каждого ряда?

А- кормовые;   б- выгульные;   в- навозные.

4. Для чего используют кормовые проходы?

А- для вывоза навоза из коровника;

Б- для прогулки коров;

В- для доставки и раздачи кормов.

5. Что не является оборудованием стойла?

А- автоматические чашечные поилки;

Б- кормушки;

В- привязь.

6. Полы в стойлах делают:

А- кирпичные;   б- бетонные;  в- деревянные.

7. Скребковые транспортеры используют :

А- для освещения коровника;

Б- для подачи свежего воздуха в коровник;

В- для удаления навоза из коровника.

4. Индивидуальная работа обучающихся с деформированным текстом.

Тема: «Коровник как основное помещение молочно-товарной фермы.

Оборудование коровника»

Карточка №1

Задание. Вставьте пропущенные слова и допишите предложения.

1. Коровник называется _______________________, если стойла для коров располагают в два ряда.

2. Для доставки и раздачи корма коровам используют __________________ проходы.

3. Навоз из коровника вывозят по ____________________ проходам.

4. Место, где коровы в коровнике находятся на привязи,  называется ___________________.

5. Для удаления навоза из коровника используют _____________________  ________________.

6. Подачу свежего воздуха в коровник обеспечивает ____________________.

Карточка №2

Задание1. Вставьте пропущенные слова и допишите предложение.

Место, где коровы в коровнике находятся на привязи, называется _________________.

Задание 2. Подчеркните одной чертой слова- названия оборудования стойла.

Деревянный настил,   скребковый транспортер,   привязь,    автоматическая

чашечная поилка.

(Взаимопроверка выполненных заданий)

VI. Итог урока, оценка работы обучающихся.

Какие полезные знания вы получили сегодня на уроке?

Каким должен быть коровник, чтобы от коров получать молоко высокого качества ?

Слайд 19

Вывод. Коровник должен быть теплым, чистым,  просторным и удобным для размещения животных и ухода за ними, чтобы получать от коров молоко высокого качества.

Запишите вывод в тетрадь.

Оценка знаний обучающихся.

VII. Домашнее задание.

Откройте учебник на стр. 132, найдите параграф 41.

1-2 группы .Читать в учебнике текст «Устройство и оборудование коровника для привязного содержания коров» на стр. 132-135.

3 группа. Читать в учебнике текст «Устройство и оборудование коровника для привязного содержания коров» на стр. 132.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по сельскохозяйственному труду по теме "Огородные растения" "

Данный материал содержит дополнительные сведения о происхождении растений, а так же интересные игры, способствующие развитию познавательного интереса учащихся....

Разработка урока биологии 9 кл на тему "Строение белков"

Разработка урока по теме "Строение белков"...

Методическая разработка урока в 10 классе по теме "Строение клеток эукариот: поверхностный аппарат"

Урок изучения нового материала. Методы урока  - репродуктивный, поисковый, проблемный. Используемые педагогические технологии - групповая, проблемная, элементы игровой. Работа учащихся - группова...

План – конспект открытого урока по сельскохозяйственному труду по теме: «Строение растения огурца»

План – конспект открытого урока по сельскохозяйственному труду по теме: «Строение растения огурца» для учащихся 9 классов...

разработка урока биологии, 6 класс по теме "Строение клетки растений"

Тип урока Урок «открытия» нового материала, формирования первоночальных знаний по строению живых организмов,овладения предметными умениями...