Программа по технологии 5 класс ФГОС
рабочая программа по технологии (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Нарьян-Мара».
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании МО учителей Зам. директора по УМР Директор школы
______________ _____________ А. Н. Попова __________Ю. В. Канев
«____»________________2015 г. «____»________________2015 г. «____»________________2015 г.
Рабочая программа
по технологии 5 класс
Учитель: Д. А. Канев
Нарьян-Мар
2015 год
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по технологии, составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана, примерной программы основного общего образования по технологии с учетом программы основного общего образования по направлению «Технология. Технический труд.» в 5-9 классах (М.В.Хохлова, П.С.Самородский, Н.В.Синица и др.)
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Технология. Индустриальные технологии. 5 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждении./ А.Т. Тищенко. В.Д.Симоненко.- М.: Вентана - Граф, 2014.-189с. : ил.
Выбор данной программы и учебника обусловлен тем, что их содержание соответствует основам федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана, программы основного общего образования по технологии и дают возможность раскрывать содержания основных направлении и разделов курса «Технология» с учётом региональных особенностей, материально-технического обеспечения образовательного учреждения, творческого потенциала педагога, интересов и потребностей учащихся.
Программа рассчитана на 68 ч. в год (2 часа в неделю).
ЦЕЛЬ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Главная цель учебного предмета «Технология»:
- формировать представления о составляющих техносферы, современном производстве и распространенных в нем технологиях;
- приобретать практический опыт познания и самообразования, основанного на приобретенных знаниях, умениях и способах практико-ориенитированной и исследовательской деятельности;
- подготовка учащихся к осознанному профессиональному самоопределению, к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики.
ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В процессе преподавания учебного предмета «Технология» решены следующие задачи:
а) формировать политехнические знания и технологической культуры учащихся;
б) прививать элементарные знания и умения по ведению домашнего хозяйства и расчёту бюджета семьи;
в) знакомить с основами современного производства и сферы услуг;
г) развивать самостоятельность и способность решать творческие, исследовательские и изобретательские задачи;
д) обеспечивать изучения мира профессий, выполнения профессиональных проб с целью профессионального самоопределения;
е) воспитывать трудолюбие, предприимчивость, коллективизм, человечность и милосердие, обязательность, честность, ответственность и порядочность, патриотизм, культуру поведения и бесконфликтное общение;
ж) овладевать основными понятиями рыночной экономики, менеджмента и маркетинга и уметь применять их при реализации собственной продукции и услуг;
з) развивать эстетическое чувство и художественную инициативу, оформлять потребительские изделия с учётом требований дизайна и декоративно-прикладного творчества для повышения конкурентоспособности при реализации.
Изучение любого модуля рабочей программы учебного предмета «Технология» включает:
- культуру труда, организацию рабочего места, правила безопасной работы;
- компьютерную поддержку каждого модуля;
- графику и черчение;
- ручную и механическую обработку конструкционных материалов;
- основы материаловедения и машиноведения;
- прикладную экономику и предпринимательство;
- историю, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники;
- экологию — влияние преобразующей деятельности общества на окружающую среду и здоровье человека;
- профинформацию и профориентацию;
- нравственное воспитание, в том числе культуру поведения и бесконфликтного общения;
- эстетическое, в том числе дизайнерское воспитание;
- творческое, художестенное и этнохудожественное развитие.
Наряду с традиционными репродуктивными методами обучения применяю метод проектов и кооперированную деятельность учащихся.
Изучение технологии призвано обеспечить:
• становление у школьников целостного представления о современном мире и роли техники и технологии в нем; умение объяснять объекты и процессы окружающей действительности природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого технико-технологические знания;
• развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них толерантных отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;
• формирование у молодых людей системы социальных ценностей: понимание ценности технологического образования, значимости прикладного знания для каждого человека, общественной потребности в развитии науки, техники и технологий, отношения к технологии как возможной области будущей практической деятельности;
• приобретение учащимися опыта созидательной и творческой деятельности, опыта познания и самообразования; навыков, составляющих основу ключевых компетентностей и имеющих универсальное значение для различных видов деятельности. Это навыки выявления противоречий и решения проблем, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, базовых трудовых навыков ручного и умственного труда; навыки измерений, навыки сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.
2.Общая характеристика учебного предмета, курса.
Общая характеристика учебного предмета «Технология»
Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. С целью учета интересов и склонностей учащихся, возможностей образовательных учреждений, местных социально-экономических условий обязательный минимум содержания основных образовательных программ по технологии изучается в рамках одного из трех направлений: «Индустриальные технологии», «Технологии ведения дома» и «Сельскохозяйственные технологии» (агротехнологии, технологии животноводства), в данном случае - «Индустриальные технологии»,
Независимо от вида изучаемых технологий содержанием примерной программы предусматривается освоение материала по следующим сквозным образовательным линиям:
• технологическая культура производства;
• распространенные технологии современного производства;
• культура, эргономика и эстетика труда;
• получение, обработка, хранение и использование технической и технологической информации;
• основы черчения, графики, дизайна;
• элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства;
• знакомство с миром профессий, выбор учащимися жизненных, профессиональных планов;
• влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
• методы технической, творческой, проектной деятельности;
• история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.
В процессе обучения технологии учащиеся:
познакомятся:
• с предметами потребления, потребительной стоимостью продукта труда, материальным изделием или нематериальной услугой, дизайном, проектом, конструкцией;
• с механизацией труда и автоматизацией производства; технологической культурой производства;
• с информационными технологиями в производстве и сфере услуг; перспективными технологиями;
• с функциональными и стоимостными характеристиками предметов труда и технологий; себестоимостью продукции; экономией сырья, энергии, труда;
• с производительностью труда; реализацией продукции;
• с рекламой, ценой, налогом, доходом и прибылью; предпринимательской деятельностью; бюджетом семьи;
• с экологичностью технологий производства;
• с экологическими требованиями к технологиям производства (безотходные технологии, утилизация и рациональное использование отходов; социальные последствия применения технологий);
• с устройством, сборкой, управлением и обслуживанием доступных и посильных технико-технологических средств производства (приборов, аппаратов, станков, машин, механизмов, инструментов);
• с понятием о научной организации труда, средствах и методах обеспечения безопасности труда; культурой труда; технологической дисциплиной; этикой общения на производстве;
Овладеют:
• навыками созидательной, преобразующей, творческой деятельности;
• навыками чтения и составления технической и технологической документации, измерения параметров технологического процесса и продукта труда, выбора, моделирования, конструирования, проектирования объекта труда и технологии с использованием компьютера;
• основными методами и средствами преобразования и использования материалов, энергии и информации, объектов социальной и природной среды;
• умением распознавать и оценивать свойства конструкционных и природных поделочных материалов;
• умением ориентироваться в назначении, применении ручных инструментов и приспособлений;
• навыками подготовки, организации и планирования трудовой деятельности на рабочем месте; соблюдения культуры труда;
• навыками организации рабочего места;
• умением соотносить с личными потребностями и особенностями требования, предъявляемые различными массовыми профессиями к подготовке и личным качествам человека.
При разработке рабочей программы, исходя из необходимости учета потребностей личности школьника, его семьи и общества, достижений педагогической науки, дополнительный учебный материал отбирался с учетом следующих положений:
• распространенность изучаемых технологий и орудий труда в сфере промышленного и сельскохозяйственного производства, домашнего хозяйства и отражение в них современных научно-технических достижений;
• возможность освоения содержания на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности, имеющие практическую направленность;
• выбор объектов созидательной и преобразовательной деятельности на основе изучения общественных, групповых или индивидуальных потребностей;
• возможность реализации общетрудовой и практической направленности обучения, наглядного представления методов и средств осуществления технологических процессов;
• возможность познавательного, интеллектуального, творческого, духовно-нравственного, эстетического и физического развития учащихся.
В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. Соответствующий раздел по учебному плану разделен на две части: первая часть выполняется в первом полугодии после прохождения тем по технологии обработки древесины и древесных материалов, вторая часть выполняется во втором полугодии и относится к темам технологии обработки металла и искусственных материалов. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении продукта труда или того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи (его потребительной стоимости).
Основным дидактическим средством обучения технологии в основной школе является учебно-практическая деятельность учащихся.
Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, практические работы, выполнение проектов. Все виды практических работ в примерной программе направлены на освоение различных технологий.
Для практических работ в соответствии с имеющимися возможностями выбираются такие объекты, процессы или темы проектов для учащихся, чтобы обеспечить охват всей совокупности рекомендуемых в программе технологических операций. При этом должна учитываться посильность объекта труда для школьников соответствующего возраста, а также его общественную или личную ценность.
Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчетных и графических операций; с химией при характеристике свойств конструкционных материалов; с физикой при изучении механических свойств конструкционных материалов, устройства и принципов работы машин, механизмов, приборов, видов современных технологий; с историей и искусством при освоении технологий традиционных промыслов.
Ценностные ориентиры содержания предмета «Технология»
В результате обучения учащиеся овладеют:
• трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;
• умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;
• навыками использования распространенных ручных инструментов и приборов, планирования бюджета домашнего хозяйства; культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.
В результате изучения технологии ученик независимо от изучаемого блока или раздела получает возможность:
познакомиться:
• с основными технологическими понятиями и характеристиками;
• с назначением и технологическими свойствами материалов;
• с назначением и устройством применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
• с видами, приемами и последовательностью выполнения технологических операций, влиянием различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека;
• с профессиями и специальностями, связанными с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции;
• со значением здорового питания для сохранения своего здоровья;
выполнять по установленным нормативам следующие трудовые операции и работы:
• рационально организовывать рабочее место;
• находить необходимую информацию в различных источниках;
• применять конструкторскую и технологическую документацию;
• составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или выполнения работ;
• выбирать сырье, материалы, пищевые продукты, инструменты и оборудование для выполнения работ;
• конструировать, моделировать, изготавливать изделия;
• выполнять по заданным критериям технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования, электроприборов;
• соблюдать безопасные приемы труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и электрооборудованием;
• осуществлять доступными мерительными средствами, измерительными приборами и визуально контроль качества изготавливаемого изделия (детали);
• находить и устранять допущенные дефекты;
• проводить разработку творческого проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;
• планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и
условий;
• распределять работу при коллективной деятельности;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• понимания ценности материальной культуры для жизни и развития человека;
• формирования эстетической среды бытия;
• развития творческих способностей и достижения высоких результатов преобразующей творческой деятельности человека;
• получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации;
• организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности;
• изготовления изделий декоративно-прикладного искусства для оформления интерьера;
• изготовления или ремонта изделий из различных материалов с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования;
• контроля качества выполняемых работ с применением мерительных, контрольных и разметочных инструментов;
• выполнения безопасных приемов труда и правил электробезопасности, санитарии и гигиены;
• оценки затрат, необходимых для создания объекта или услуги;
• построения планов профессионального образования и трудоустройства.
3.Описание места учебного предмета, курса в учебном плане. Место предмета «Технология» в базисном учебном (образовательном) плане
Универсальность технологии как методологического базиса общего образования состоит в том, что любая деятельность— профессиональная, учебная, созидательная, преобразующая — должна осуществляться технологически, т. е. таким путем, который гарантирует достижение запланированного результата, причем кратчайшим и наиболее экономичным путем.
Предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет молодым людям возможность бесконфликтно войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, которая называется техносферой и является главной составляющей окружающей человека действительности. Искусственная среда — техносфера — опосредует взаимодействие людей друг с другом, со сферой природы и с социумом.
Базисный учебный (образовательный) план образовательного учреждения на этапе основного общего образования должен включать в 5 классе 68часов год, 2 часа в неделю.
4.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса. Результаты изучения предмета «Технология» .
Обучение в основной школе является второй ступенью пропедевтического технологического образования. Одной из важнейших задач этой ступени является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. В результате обучающиеся должны научиться самостоятельно формулировать цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.
Общие результаты технологического образования состоят:
• в сформированности целостного представления о техносфере, которое основано на приобретенных школьниками соответствующих знаниях, умениях и способах деятельности;
• в приобретенном опыте разнообразной практической деятельности, познания и самообразования; созидательной, преобразующей, творческой деятельности;
• в формировании ценностных ориентаций в сфере созидательного труда и материального производства;
• в готовности к осуществлению осознанного выбора индивидуальной траектории последующего профессионального образования.
Изучение технологии в основной школе обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами освоения учащимися основной школы курса «Технология» являются:
• проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;
• выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
• развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
• овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
• самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
• становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности;
• планирование образовательной и профессиональной карьеры;
• осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
• бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
• готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;
• проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
• самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технического труда.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы курса «Технология» являются:
• алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
• определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
• комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;
• проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
• поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
• самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;
• виртуальное и натурное моделирование технических объектов и технологических процессов;
• приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
• выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость;
• выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
• использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;
• согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;
• объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
• оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
• диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;
• обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
• соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
• соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.
Предметными результатами освоения учащимися основной школы программы «Технология» являются:
В познавательной сфере:
• рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
• оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
• ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
• владение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач;
• классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды, а также соответствующих технологий промышленного производства;
• распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;
• владение кодами и методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации;
• применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности;
• владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
• применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.
В трудовой сфере:
• планирование технологического процесса и процесса труда;
• подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;
• проведение необходимых опытов и исследований при подборе сырья, материалов и проектировании объекта труда;
• подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
• проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
• выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;
• соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
• соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
• обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;
• выбор и использование кодов, средств и видов пред ставления технической и технологической информации и знаковых систем в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
• подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения;
• контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов;
• выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
• документирование результатов труда и проектной деятельности;
• расчет себестоимости продукта труда;
• примерная экономическая оценка возможной прибыли с учетом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг.
В мотивационной сфере:
• оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;
• оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;
• выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального обучения;
• выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг;
• согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
• осознание ответственности за качество результатов труда;
• наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
• стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.
В эстетической сфере:
• дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ;
• моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ;
• разработка варианта рекламы выполненного объекта или результатов труда;
• эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;
• рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды.
В коммуникативной сфере:
• формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;
• выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации;
• оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований действующих нормативов и стандартов;
• публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;
• разработка вариантов рекламных образов, слоганов и лейблов;
• потребительская оценка зрительного ряда действующей рекламы.
В физиолого-психологической сфере:
• развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;
• достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
• соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту, с учетом технологических требований;
• сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.
5.Содержание учебного предмета, курса .
Содержание учебного предмета:
Наименование разделов программы
№ | Раздел программы | Общее кол-во часов | Календарные сроки |
1. | Технология обработки древесины. Элементы машиноведения. | 28 | |
2. | Технология обработки металлов. Элементы машиноведения. | 16 | |
3. | Культура дома. | 10 | |
4. | Информационные технологии. Творческие проекты. | 14 |
Требования к уровню подготовки учащихся, планируемые результаты
5 класс
Учащиеся должны знать: - иметь общие представления о техническом рисунке, эскизе и чертеже, уметь читать простейшие технические рисунки и чертежи плоских и призматических деталей и деталей типа тел вращения; понимать содержание инструкцконно-технологических карт и пользоваться ими при выполнении работ;
- иметь общее представление об изделии и детали, основных параметрах качества детали: форме, шероховатости и размерах каждой элементарной поверхности и их взаимном расположении; уметь осуществлять их контроль;
- какие свойства материалов необходимо учитывать при их обработке;
- общее устройство столярного, слесарного или комбинированного верстака; уметь пользоваться ими при выполнении столярных и слесарных операций;
- назначение, устройство и принцип действия простейшего столярного и слесарного инструмента (разметочного, ударного и режущего инструмента) и приспособлений для пиления (стусла), гибки, правки и клепки; уметь пользоваться им при выполнении соответствующих операций;
- иметь представление о путях предупреждения негативных последствий трудовой деятельности человека на окружающую среду и здоровье человека; знать источники и носители информации, способы получения, хранения и поиска информации, уметь находить необходимую техническую информацию;
- иметь общее представление о наиболее массовых профессиях и специальностях, связанных с технологией обработки конструкционных материалов.
Учащиеся должны уметь: - рационально организовывать рабочее место и соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при выполнении всех указанных работ;
- владеть элементарными умениями выполнять основные операции по обработке древесины и металла ручными налаженными инструментами, изготавливать простейшие изделия из древесины и металла по инструкционно-технологическим картам;
- осуществлять контроль качества изготавливаемых изделий; владеть простейшими способами технологии художественной отделки древесины (шлифовка, выжигание, отделка поверхностей материалов красками и лаками) и тонколистового металла (фольги) давлением по готовым рисункам.
Требования к уровню подготовки обучающихся по разделам:
Знать и уметь по разделу I.
- Уметь организовывать и оборудовать рабочее место для обработки древесины;
- Знать правила безопасности труда;
- Знать строения и породы древесины, виды пороков, их характерные признаки, текстуру и использование, виды пиломатериалов;
- Иметь понятие о техническом рисунке, эскизе и чертеже детали;
- Уметь правильно выбрать заготовку и инструмент;
- Владеть приемами последовательности разметки с помощью шаблонов, линейки, угольника и рейсмуса;
- Знать назначение инструментов при работе с древесиной;
- Уметь украшать изделия выжиганием, окрашиванием лакокрасочными материалами.
Знать и уметь по разделу II.
- Знать основные виды мебельной фурнитуры;
- Уметь отремонтировать щеколду, задвижку, петлю, и т.д.;
- Иметь понятие об этапах ремонтных работ в быту;
- Уметь ремонтировать простейшие нагревательные электроприборы;
- Иметь представление об электротехнической арматуре и проводных электробытовых приборах.
Знать и уметь по разделу III.
- Знать основные понятия о машине, классификацию и устройство машин по выполняемым ими функциям;
- Типовые детали машин (валы, оси, крепежные детали и др.);
- Знать правила безопасности труда при обработке металлов;
- Знать способы соединения деталей из тонколистовой стали и проволоки;
- Уметь последовательно сверлить отверстия на сверлильном станке;
- Уметь подготавливать поверхность к покраске;
- Уметь правильно выбрать заготовку и спланировать работу;
- Уметь контролировать изделие по чертежу с помощью измерительных инструментов.
Знать и уметь по разделу IV.
- Иметь понятие о проекте;
- Знать виды приспособлений используемых в быту для хранения аудио, видеокассет, дисков;
- Уметь дать оценку своим материальным и профессиональным возможностям в разработке и реализации проекта;
- Уметь разработать эскизный вариант изделия;
- Уметь изготовить образец, чертеж;
- Уметь определить примерную «цену» проекта;
- Знать как реализовать продукцию, знать основные этапы проектирования;
Система оценки индивидуальных достижений. Критерии оценки знаний и умений учащихся .
Примерные нормы оценок знаний и умений учащихся по устному опросу
Оценка «5» ставится, если учащийся:
- полностью освоил учебный материал;
- умеет изложить его своими словами;
- самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;
- правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «4» ставится, если учащийся:
- в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;
- подтверждает ответ конкретными примерами;
- правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «3» ставится, если учащийся:
- не усвоил существенную часть учебного материала;
- допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;
- затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;
слабо отвечает на дополнительные вопросы.
Оценка «2» ставится, если учащийся:
- почти не усвоил учебный материал;
- не может изложить его своими словами;
- не может подтвердить ответ конкретными примерами;
- не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.
Оценка «1» ставится, если учащийся:
- полностью не усвоил учебный материал;
- не может изложить знания своими словами;
- не может ответить на дополнительные вопросы учителя.
Примерные нормы оценок выполнения учащимися графических заданий и лабораторно-практических работ
Отметка «5» ставится, если учащийся:
- творчески планирует выполнение работы;
- самостоятельно и полностью использует знания программного материала;
- правильно и аккуратно выполняет задание;
- умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, приборами и другими средствами.
Отметка «4» ставится, если учащийся:
- правильно планирует выполнение работы;
- самостоятельно использует знания программного материала;
- в основном правильно и аккуратно выполняет задание;
- умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, приборами и другими средствами.
Отметка «3» ставится, если учащийся:
- допускает ошибки при планировании выполнения работы;
- не может самостоятельно использовать значительную часть знаний программного материала;
- допускает ошибки и неаккуратно выполняет задание;
- затрудняется самостоятельно использовать справочную литературу, наглядные пособия, приборы и другие средства.
Отметка «2» ставится, если учащийся:
- не может правильно спланировать выполнение работы;
- не может использовать знания программного материала;
- допускает грубые ошибки и неаккуратно выполняет задание;
- не может самостоятельно использовать справочную литературу, наглядные пособия, приборы и другие средства.
Отметка «1» ставится, если учащийся:
- не может спланировать выполнение работы;
- не может использовать знания программного материала;
- отказывается выполнять задание.
Проверка и оценка практической работы учащихся
«5» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески;
«4» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, при выполнении отдельных операций допущены небольшие отклонения; общий вид изделия аккуратный;
«3» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с нарушением технологической последовательности, отдельные операции выполнены с отклонением от образца (если не было на то установки); изделие оформлено небрежно или не закончено в срок;
«2» – ученик самостоятельно не справился с работой, технологическая последовательность нарушена, при выполнении операций допущены большие отклонения, изделие оформлено небрежно и имеет незавершенный вид.
Оценивание теста учащихся производится по следующей системе:
«5» - получают учащиеся, справившиеся с работой 100 - 90 %;
«4» - ставится в том случае, если верные ответы составляют 80 % от общего количества;
«3» - соответствует работа, содержащая 50 – 70 % правильных ответов.
Критерии оценки проекта:
1. Оригинальность темы и идеи проекта.
2. Конструктивные параметры (соответствие конструкции изделия; прочность, надежность; удобство использования).
3. Технологические критерии (соответствие документации; оригинальность применения и сочетание материалов; соблюдение правил техники безопасности).
4. Эстетические критерии (композиционная завершенность; дизайн изделия; использование традиций народной культуры).
5. Экономические критерии (потребность в изделии; экономическое обоснование; рекомендации к использованию; возможность массового производства).
6. Экологические критерии (наличие ущерба окружающей среде при производстве изделия; возможность использования вторичного сырья, отходов производства; экологическая безопасность).
7. Информационные критерии (стандартность проектной документации; использование дополнительной информации).
Календарно-тематический план.
Технология.
5 класс.
№ урока | Тема | Кол-во ч. | Дата по пла-ну. | Дата факт. | Средства обучения | Форма контроля | Основные виды деятельности | |||
| ||||||||||
1,2 | 1.Оборудование рабочего места для ручной обработки древесины. 2. Столярные инструменты. | 2 | Демонстрационный стеллаж и ящики. | Устный опрос | Практическая работа | |||||
3,4 | 1.Древесина как природный конструкционный материал. 2.Породы древесины. | 2 | Плакат по ТБ. | Тест по теме | Изучение пород древесины | |||||
5,6 | 1.Пиломатериалы. 2.Древесные материалы. | 2 | Плакаты | П.р. | Зарисовка, построение. | |||||
7.8 | 1.Графическая документация. 2. Линии чертежа. | 2 | Заготовки | Устный опрос | Черчение | |||||
9 10 | 1.Этапы создания изделий из древесины. 2.Составление технологической карты. | 2 | Таблица «Линии чертежа» | Тест по теме | Создание технологической карты | |||||
11 12 | 1.Разметка заготовок из древесины. 2.Практическая работа. | 2 | Инструменты и приспосо бления | П.р. | Практическая работа | |||||
13 14 | 1.Пиление столярной ножовкой. 2.Т.б. при пилении. | 2 | Линейка, чертежный угольник | Устный опрос | ||||||
15 16 | 1.Строгание древесины. 2.Практическая работа. | 2 | Столярные ножовки | П.р. | Практическая работа | |||||
17 18 | 1.Сверление отверстий. 2.Практическая работа. | 2 | Рубанки | П.р. | Практическая работа | |||||
19 20 | 1.Соединение деталей гвоздями и шурупами. 2.Практическая работа. | 2 | Ручная дрель | П.р. | Практическая работа | |||||
21 22 | 1.Склеивание и зачистка изделий из дерева. 2.Практическая работа. | 2 | Шурупы, шлифовальные шкурки | Устный опрос | Практическая работа | |||||
23 24 25 26 | 1.Выжигание, выпиливание и лакирование изделий из дерева. 2.Практическая работа. | 4 | Лобзики Лак | Устный опрос | Практическая работа | |||||
27 28 | 1.Понятие о механизме и машине. 2.Практическая работа. | 2 | Инструменты и приспособ ления | П.р. | Выполнение контрольной работы | |||||
2.Технология обработки металла. Элементы машиноведения.(16) | ||||||||||
29 30 | 1.Рабочее место для ручной обработки металла. 2.Т.б. при ручной обработке металла. | 2 | Тонколистовой металл | Правила тб | Изучение теории, правила ТБ | |||||
31 32 | 1.Тонколистовой металл и проволока 2.Свойства металлов. | 2 | Металл, проволока | Теория | ||||||
33 34 | 1.Изображение деталей из металла. 2. Этапы создания изделий. | 2 | Работа в тетрадях. | Анализ работ | Зарисовка. Работа со схемами | |||||
35 36 | 1.Правка заготовок из тонколистового металла и проволоки. 2.Практическая работа. | 2 | Металл, проволока | П.р. Правила тб | Практическая работа | |||||
37 38 | 1.Основные приемы резания тонколистового металла и проволоки. 2.Отработка приемов. | 2 | Инструменты и приспособления | Правила тб | Практическая работа | |||||
39 40 | 1.Гибка тонколистового металла. 2.Практическая работа. | 2 | Металл, проволока | П.р. | Гибка тонколистового металла. | |||||
41 42 | 1.Пробивание и сверление отверстий. 2.Правила ТБ при работе. | 2 | Инструменты и приспособления | Правила тб | Пробивание и сверление отверстий. | |||||
43 44 | 1.Соединение деталей из тонколистового металла. 2. Отделка изделий из металла. | 2 | Инструменты и приспособления | Анализ работ. | Урок-зачет. Тест. | |||||
3. Культура дома.(10) | ||||||||||
45 46 | 1.Культура дома. 2.Интерьер дома. | 2 | Мебельная фурнитура | Устный опрос | Просмотр презентаций, конспектирование. | |||||
47 48 | 1.Уборка помещений. 2.Уход за одеждой и книгами. | 2 | Инструменты и приспособления | П.р. | Работа в творческих группах | |||||
49 50 | 1.Организация труда и отдыха. 2 Питание. Гигиена. | 2 | Учебник | Устный опрос | Просмотр презентаций, конспектирование. | |||||
51 52 | 1.Культура поведения в семье. 2.Культура общения. | 2 | Настольная лампа | Тест по тб | Практическая работа | |||||
53 54 | 1.Семейные праздники. 2. Подарки. | 2 | Инструменты и приспособления | Л.р. | Изготовление рамки для фото | |||||
4. Информационные технологии.(14) | ||||||||||
55 56 | 1.Графический редактор. 2.Создание рисунка. | 2 | Индивидуальная работа | Работа с графическим редактором | ||||||
57 58 | 1.Текстовый редактор. 2.Оформление титульного листа. | 2 | Плакат «звездочка обдумывания» | Твор. маст. | Оформление титульного листа. | |||||
59 60 | 1.Творческий проект. 2.Работа над проектом. | 2 | Практическая работа по изготовлению изделия соответствующего проекту | |||||||
61 68 | 1.Работа над проектом. 2.Защита проекта | 8 | Инструменты и приспособления | Индивидуальная раб. | Практическая работа по изготовлению изделия соответствующего проекту Защита проекта |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Технические средства обучения: компьютер, проектор, экран.
Методическое обеспечение.
Программа | УМК учителя | УМК учащихся |
программы основного общего образования по направлению «Технология. Технический труд.» в 5-9 классах (М.В.Хохлова, П.С.Самородский, Н.В.Синица и др.) | Методические рекомендации к проведению уроков 5, 6,7,8 класс. Под редакцией В.Д. Симоненко. Москва, «Вентена – Граф» 2006г. Технология поурочные планы по учебнику под редакцией В.Д. Симоненко. 5, 6, 7, классы, Волгоград, «Учитель», 2008г. В.И. Коваленко, В.В. Куленёнок, «Объекты труда», Просвещение 1991г. Презентации по основным темам программы. Раздаточный материал. | Технология. Индустриальные технологии. Авторы : А.Т.Тищенко. В.Д. Симоненко. 2015 г. |
Тексты контрольно-измерительных материалов.
Контрольные работы по технологии
5 класс
ТЕСТЫ
по разделу
«Обработка древесины»
Тест 1.
Оборудование рабочего места для ручной обработки древесины
- Как называется профессия рабочего, занятого ручной обработкой древесины?
а) столяр;
б) распиловщик;
в) токарь.
- Чем оборудуется рабочее место для обработки древесины?
а) столярный верстак;
б) лакокрасочные материалы;
в) кресло;
г) заготовка.
- Что не применяется для закрепления заготовок на верстаке?
а) боковой зажим;
б) клин;
в) лоток;
г) поворотные пальцы.
- Для чего используются выдвижные и поворотные пальцы?
а) для регулировки высоты верстака;
б) для опоры длинных заготовок при строгании;
в) для упора заготовок при строгании.
- Для каких целей служит передний и задний зажим?
а) для закрепления заготовок;
б) для удобной фиксации чертежей и эскизов;
в) для закрепления инструмента.
- В предмете «Технология» изучаются:
а) технологии производства автомобилей;
б) технологии создания медицинских инструментов;
в) технологии преобразования материалов, энергии, информации;
г) технологии создания самолетов и космических аппаратов.
Тест 1: 1 - а, 2 - а, 3 - в, 4 - б, 5 - а, 6 - в.
Тест 2.
Древесина - природный конструкционный материал. Пиломатериалы и древесные материалы
- Как называется тонкий слой клеток, расположи корой и древесиной?
а) камбий;
б) кора;
в) заболонь;
г) ядро.
- Какой слой древесины проводит соки, питающие
а) пробковый;
б) лубяной;
в) сердцевина;
г) сердцевинные лучи.
- Каким способом выполняется тангенциальный разрез дерева?
а) поперек оси ствола;
б) вдоль оси ствола, через сердцевину;
в) параллельно сердцевине с удалением на некоторое расстояние.
- Какая из пород древесины не является хвойной?
а) сосна;
б) кедр;
в) пихта;
г) ольха.
- Какая из пород древесины имеет белый с красноватым оттенком цвет и слабо выраженную текстуру? Она твердая, но быстро загнивает.
а) береза;
б) дуб;
в) осина:
г) лиственница.
- Какой из видов пиломатериалов называется брус?
а) пиломатериал толщиной до 100 мм и шириной более двойной толщины;
б) пиломатериал толщиной и шириной более 100 мм;
в) боковые части бревна, оставшиеся после его распиловки
- Что такое торец?
а) широкая плоскость материала;
б) поперечная плоскость пиломатериала;
в) линия, образованная пересечением плоскостей.
- Что такое шпон?
а) прессованные листы из пропаренной и измельченной до мельчайших волокон древесины;
б) листы, полученные путем прессования опилок, стружки и древесной пыли;
в) тонкий слой древесины, полученный путем строгания или лущения.
- Для чего применяется лущильный станок?
а) для получения ДВП;
б) для получения пиломатериала;
в) для получения фанеры;
г) для получения шпона.
- Что такое фанера?
а) пиломатериал толщиной менее 100 мм и шириной менее двойной длины;
б) пиломатериал, состоящий из трех и более слоев лущенного шпона;
в) пиломатериал, полученный при продольном распиливании бревна пополам.
Тест 2: 1 - а, 2 - б, 3 - в, 4 - г, 5 - а, 6 - б, 7 - б, 8 - в, 9 - г, 10-6
Тест 3.
Графическое изображение деталей из древесины. Этапы планирования работы по изготовлению изделия
- Что такое чертеж?
а) графическое изображение, выполненное от руки с указанием размеров и соблюдением пропорций на глаз;
б) графическое изображение, выполненное по правилам черчения с помощью чертежных инструментов;
в) объемное изображение, выполненное от руки.
- .Укажите масштаб увеличения?
а) 1 : 2;
б) 1 : 1;
в) 2 : 1.
- Какой линией обозначаются оси симметрии и центры отверстий?
а) сплошной толстой линией;
б) штриховой линией;
в) штрихпунктирной линией с двумя точками;
г) штрихпунктирной линией.
- Что означает прочитать чертеж, эскиз или технический рисунок?
а) определить, какие линии использованы для выполнения чертежа
б) определить название, масштаб, количество видов, размер, форму и материал;
в) определить порядок изготовления детали.
- Что указывается в технологической карте?
а) последовательность операций, графическое изображение применяемые инструменты, и приспособления;
б) система, определяющая порядок и сроки изготовлю изделия;
в) часть производственного процесса по превращения готовки в деталь.
- Контур детали на чертежах выполняют:
а) сплошной тонкой линией;
б) штрихпунктирной линией;
в) сплошной толстой основной линией;
г) штриховой линией.
- На чертежах и эскизах вид слева располагается:
а) справа от главного вида;
б) сверху от главного вида;
в) слева от главного вида;
г) снизу от главного вида.
Тест 3: 1 - б, 2 - в, 3 - г, 4 - б, 5 - а, 6 - а, 7 - а.
Тест 4.
Разметка заготовок из древесины
- Что называется разметкой?
а) нанесение на заготовку линий и точек, указывающих места обработки;
б) нанесение дополнительных, вспомогательных линий при изготовлении изделия;
в) нанесение на заготовку точек для проведения линий
- Какой инструмент используется для разметки и измерен углов 45 и 135°?
а) угольник;
б) малка;
в) ерунок;
г) рейсмус.
- Для чего применяется рейсмус?
а) для проведения линий и рисок, параллельных кромки заготовки;
б) для измерения углов по образцу и перенесения их на заготовку;
в) для вычерчивания дуг окружности и перенесения размеров;
г) для измерения заготовки.
- Какая кромка называется базовой?
а) имеющая самую большую ширину;
б) служащая основой для дальнейшей разметки;
в) на которой установлена заготовка.
- Что применяется для нанесения линий разметок?
а) фломастер;
б) шило;
в) маркер;
г) шариковая ручка.
- Какие из перечисленных инструментов применяются при разметке деталей из древесины?
а) чертилка;
б) слесарный угольник;
в) рейсмус;
г) кернер.
Тест 4: 1 - а, 2 - в, 3 - а, 4 - б, 5 - б, 6 - в.
Тест 5.
Пиление столярной ножовкой
Вариант I
- Что такое пиление?
а) образование опилок в процессе работы пилой;
б) разрезание древесины на части при помощи пилы;
в) обработка заготовки по разметке.
- Какие пилы называют лучковыми?
а) столярные пилы с натянутым полотном;
б) пилы, имеющие форму лука с тетивой;
в) пилы с жестким полотном.
- Какой вид ножовки используется для неглубоких пропилов подгонки соединений?
а) широкая ножовка;
б) курковка;
в) ножовка с обушком;
г) лобзик.
- Как называется приспособление для пиления под углом 45 и 90°?
а) рейсмус;
б) упор;
в) стусло;
г) ерунок.
- Какая ножовка должна применяться, если направление среза перпендикулярно волокнам?
а) для поперечного пиления;
б) для продольного пиления;
в) для смешанного пиления.
- Чем отличаются ножовки для продольного и поперечного пиления?
а) числом зубьев;
б) длиной полотна;
в) формой зубьев;
г) толщиной полотна.
Тест 5: Вар. I. 1 - б, 2 - а, 3 - в, 4 - в, 5 - а, 6 - в.
Вариант II
- Как называется столярная операция, заключающаяся в разрезании древесины на части?
а) пиление;
б) шлифование;
в) разметка;
г) строгание.
- Что такое ножовка?
а) столярная пила, имеющая форму ножа;
б) пила с натянутым полотном;
в) пила с ненатянутым жестким полотном.
- Какой вид пилы используется для раскроя досок и брусков
а) широкая "ножовка;
б) курковка;
в) ножовка с обушком;
г) лобзик.
- Что такое стусло?
а) приспособления для проведения линий разметки под углом 45° и 90°;
б) приспособление для пиления заготовок под углом 45 и 90°;
в) приспособление для крепления заготовки на верстаке,
- Какая ножовка должна применяться, если направление среза параллельно волокнам?
а) для поперечного пиления;
б) для продольного пиления;
в) для смешанного пиления.
6. В какую сторону имеют наклон зубья у ножовки для продольного пиления?
а) к ручке;
б) не имеют наклона;
в) от ручки.
Тест 5: Вар. II. 1 – а; 2 - в, 3 - а, 4 - б, 5 - б, 6 - в.
Тест 6. Строгание древесины
- Что такое строгание?
а) столярная операция срезания с поверхности заготовки тонких слоев древесины;
б) выравнивание поверхности заготовки;
в) разделение заготовки на части с образование стружки.
- Как называется рубанок для чернового строгания древесины?
а) зензубель;
б) шерхебель;
в) рашпиль;
г) фуганок.
- Для выравнивания поверхности на больших участках применяется:
а) рубанок с одинарным ножом;
б) шерхебель;
в) фуганок;
г) рубанок с двойным ножом.
- Что не входит в устройство рубанка?
а) стружколоматель;
б) ручка;
в) нож;
г) стусло.
- Как устанавливается лезвие шерхебеля?
а) до 3 мм над подошвой колодки;
б) до 5 мм над подошвой колодки;
в) 0,3-0,5 мм над подошвой колодки.
- Как необходимо положить рубанок на верстак?
а) в лоток лезвием вниз;
б) в лоток лезвием от себя;
в) на крышку верстака лезвием в сторону.
- Чем можно проконтролировать качество строгания?
а) линейкой;
б) на глаз;
в) рейсмусом;
г) стуслом.
- Ровные и гладкие поверхности детали из древесины чают с помощью:
а) лучковой пилы;
б) ножовки;
в) шерхебеля;
г) рубанка.
Тест 6: 1 - а, 2 - б, 3 - в, 4 - г, 5 - а, 6 - б, 7- а, 8- г.
Тест 7.
Сверление отверстий
Вариант I
- Какой из инструментов не используется для сверлении;
а) коловорот;
б) сверло;
в) дрель;
г) отвертка.
- Какое отверстие называется глухим?
а) проходящее через всю деталь насквозь;
б) выполненное на определенную глубину;
в) имеющее овальное сечение.
- Что не входит в устройство коловорота?
а) упор;
б) рукоятка вращения;
в) рукоятка захвата;
г) патрон.
- Какое сверло не применяется для сверления древесины
а) винтовое;
б) пробочное;
в) ложечное;
г) угловое.
- Для чего служит хвостовик сверла?
а) для подрезания волокон древесины;
б) для закрепления сверла в патроне;
в) для выведения из отверстия срезаемой стружки.
Тест 7: Вар. I. 1 -г, 2 -б, 3 -б, 4-г, 5- б.
Вариант II
- Какой из инструментов используется для сверления?
а) ерунок;
б) сверло;
в) рейсмус;
г) отвертка.
- Какое отверстие называется сквозным?
а) проходящее через всю деталь насквозь;
б) выполненное на определенную глубину;
в) имеющее овальное сечение.
- Что не входит в устройство ручной дрели?
а) упор;
б) подрезатель;
в) рукоятка вращения;
г) патрон.
- Какие виды сверл применяются для сверления древесины?
а) винтовое;
б) пробочное;
в) штыковое;
г) угловое.
- Для чего служит режущая кромка сверла?
а) для подрезания волокон древесины;
б) для закрепления сверла в патроне;
в) для выведения из отверстия срезаемой стружки.
Тест 7: Вар. II. 1-6, 2 -а, З-б, 4-е, 5-а
Тест 8.
Соединение деталей гвоздями
- Какие основные части имеет гвоздь?
а) головка, стрежень, острие;
б) шляпка, основание, острие;
в) головка, стержень, лезвие.
- Какие по назначению бывают гвозди?
а) строительные;
б) заборные;
в) ящичные;
г) бумажные.
- Каким правилом необходимо руководствоваться для определения длины гвоздя?
а) длина гвоздя должна быть в 2-3 раза больше толщины прибиваемой детали;
б) длина гвоздя должна быть в 2 раза больше толщины соединяемых деталей;
в) длина гвоздя должна быть в 2-3 раза меньше толщины прибиваемых деталей.
- Какой инструмент применяется при забивании гвоздей?
а) малка;
б) клещи;
в) молоток;
г) ножницы.
- Какие инструменты применяют для вытаскивания гвоздей?
а) шило;
б) оправка;
в) клещи;
г) угольник.
- Как забивать гвоздь, чтобы деталь не раскололась?
а) забить гвоздь на расстоянии не менее 4 диаметров от кромки и не менее 15 диаметров от торца;
б) забить гвоздь на расстоянии не менее 2 диаметров кромки и не менее 10 диаметров от торца;
в) забить гвоздь на расстоянии 10 диаметров от кромки и 15 диаметров от торца.
Тест 8: 1 - а, 2 - а, 3 - а, 4 - в, 5 - в, 6 - а.
Тест 9.
Соединение деталей шурупами. Склеивание изделий из древесины
- Какие крепежные детали применяются для соединения изделий из древесины?
а) винт;
б) саморез;
в) шпилька;
г) шуруп.
- Что такое шлиц?
а) прорезь для отвертки;
б) острие шурупа;
в) винтовая линия на стержне.
- С какой формой головки шурупы не применяются?
а) полукруглой;
б) потайной;
в) полупотайной;
г) квадратной.
- Какое правило необходимо соблюдать при выборе длины шурупа?
а) длина должна быть в 2-3 раза больше толщины более тонкой соединяемой детали;
б) шуруп должен проходить основную (более толстую) деталь насквозь;
в) шуруп должен быть в 2 раза больше толщины основной детали.
- Как подготовить место для ввинчивания большого шурупа?
а) сделать углубление шилом, просверлить отверстие диаметром 1/2 от диаметра шурупа;
б) в тонкой детали сверлят отверстие диаметром больше диаметра шурупа, в толстой - глухое отверстие диаметром 4/5 от диаметра шурупа;
в) просверлить сквозное отверстие в деталях диаметром 2/3 от диаметра шурупа.
- Какой инструмент применяется для подготовки отверстия од шуруп с потайной головкой?
а) клещи;
б) ерунок;
в) коловорот;
г) зенковка.
- Что такое клей?
а) вязкое вещество, которое при затвердевании образует прочную пленку, соединяющую поверхности;
б) пленкообразующее вещество, при высыхании образующее твердую, прозрачную пленку;
в) раствор синтетических веществ, применяемый для склеивания древесины.
- Какие природные клеи применяются для работы в мастерских?
а) ПВА;
б) казеиновый;
в) столярный;
г) БФ.
- В каком виде выпускается казеиновый клей?
а) в виде зерен;
б) в жидком виде;
в) в тюбиках;
г) в виде пасты.
- Каким способом наносится клей на поверхность склеиваемых деталей из древесины?
а) пальцами рук;
б) щеткой;
в) кисточкой.
Тест 9: 1 - б, 2 - а, 3 - г, 4 - а, 5 - б, 6 - г, 7 - а, 8 - в, б. 9 -а, 10-в.
Тест 10.
Зачистка поверхности детали. Выжигание по древесине
Вариант I
- Какой инструмент используется для зачистки деталей из древесины?
а) рашпиль;
б) струбцина;
в) шерхебель.
- Более гладкой поверхность получается при зачистке
а) поперек волокон;
б) круговыми движениями;
в) вдоль волокон.
- Как называется приспособление для закрепления заготовки при зачистке?
а) слесарные тиски;
б) стусло;
в) клещи.
- Какие напильники применяются для зачистки?
а) плоские;
б) пятиугольные;
в) овальные;
г) косоугольные.
- Какая часть не входит в устройство выжигательного аппарата?
а) корпус;
б) перо;
в) электрический шнур;
г) рукоятка.
Тест 10: Вар. I. 1 - а, 2 - в, 3 - а, 4 - а, 5 - г.
Вариант II
- Какой инструмент используется для зачистки деталей древесины?
а) рейсмус;
б) наждачная бумага;
в) шерхебель.
- Древесина лучше срезается при зачистке:
а) поперек волокон;
б) круговыми движениями;
в) вдоль волокон.
- Как называется приспособление для закрепления шлифовальной шкурки?
а) шлифовальная колодка;
б) оправка;
в) зенковка.
- Как называется напильник с крупной насечкой?
а) шлифовальный;
б) черновой;
в) ножевой;
г) рашпиль.
- Что применяется для выжигания по дереву?
а) терморегулятор;
б) перо;
в) нагревательный элемент;
г) выжигательный аппарат.
Тест 10: Вар. II. 1 - б, 2 - а, 3 - а, 4 - г, 5 - г.
Тест 11.
Выпиливание лобзиком
- Что такое лобзик?
а) приспособление для пиления материала по кривым линиям;
б) вид пилы для разделения заготовок на части;
в) приспособление для закрепления заготовок из фанеры.
- Из каких основных частей состоит лобзик?
а) рамка, ножка, зажимной винт;
б) каркас, ручка, натяжной винт;
в) рамка, ручка, верхний и нижний зажимной винт.
- Какое приспособление применяется при выпиливании лобзиком?
а) стусло;
б) выпиловочный столик;
в) рейсмус;
г) эксцентриковый зажим.
- Какой инструмент применяется для зачистки изделий, вы пиленных лобзиком?
а) надфиль;
б) рашпиль;
в) напильник;
г) ерунок.
- Как наклонены зубья пилки лобзика?
а) от ручки;
б) не имеют наклона;
в) к ручке.
Тест 11: 1 - а, 2 - в. 3 - б, 4 - а, 5 - в.
Тест 12.
Отделка изделий
Вариант I
- Для чего применяется отделка изделий из древесины?
а) для улучшения ее механических качеств;
б) для предупреждения проникновения влаги;
в) для изменения формы изделия
- Какой вид отделки называется прозрачным?
а) с закрыванием текстуры древесины;
б) с сохранением текстуры древесины;
в) с нанесением на поверхность изделия резьбы.
- Что применяется для выполнения прозрачной отделки0
а) морилка;
б) нитрокраска;
в) масляная краска.
- Какими способами наносятся лаки и краски на изделия в школьных мастерских?
а) распылением;
б) тампоном;
в) окунанием.
- Как подготовить поверхность для отделки лаком?
а) влажной тряпкой удалить с заготовки пыль;
б) обработать поверхность шлифовальной шкуркой;
в) обработать поверхность рубанком.
Тест 12: Вариант 1. 1 -б, 2-6, 3-а, 4-6, 5 -б.
Вариант II
- Для чего применяется морилка?
а) для окрашивания древесины в цвет моря;
б) для окрашивания в цвета других пород древесины;
в) для изменения механических свойств древесины.
- Какой вид отделки называется непрозрачным?
а) с закрыванием текстуры древесины;
б) с сохранением текстуры древесины;
в) с нанесением на поверхность изделия резьбы.
- Что применяется для выполнения непрозрачной отделки?
а) лак;
б) нитрокраска;
в) морилка.
- Как называется краситель в виде порошка, разводимый водой?
а) тушь;
б) лак;
в) нитрокраска;
г) морилка.
- Какими способами наносятся лаки и краски на предприятиях?
а) кистью;
б) тампоном;
в) окунанием.Тест 12: Вариант 2. 1-6,2- а, 3 - б, 4 - г, 5 - в.
Тест 13.
Понятие о механизме и машине
Вариант I
- Как называется устройство, выполняющее механические движения для преобразования энергии, материалов или информации?
а) механизм;
б) машина;
в) деталь;
г) орудие труда.
- Как называется устройство для передачи или преобразования движения?
а) рабочий орган;
б) машина;
в) механизм;
г) орудие труда.
- К каким видам машин относится эскалатор?
а) транспортные;
б) транспортирующие;
в)технологические;
г) энергетические.
- Какой вид машин не входит в группу рабочих машин?
а) транспортный;
б) энергетический;
в) транспортирующий;
г) технологический.
- Что не относится к типовым деталям?
а) валы и оси;
б) крепежные изделия;
в) кузов машины;
г) шайбы.
- Какая типовая деталь не относится к группе передающих движение?
а) зубчатое колесо;
б) ходовой винт;
в) ось;
г) шкив.
- К транспортным машинам относится:
а) токарный станок;
б) мотоцикл;
в) швейная машина;
г) генератор.
Тест 13: Вар. 1. 1 - б, 2 - в, 3 - б, 4 - б, 5 - в, 6 - в, 7 - 6.
Вариант II
- Какой механизм применяется в зажиме столярного верстака?
а) фиксирующий;
б) крепежный;
в) винтовой;
г) эксцентриковый.
- Чем выполняются разъемные соединения?
а) винтами, болтами, шпильками, шпонками, штифтами;
б) винтами, болтами, шпильками, шпонками, заклепками;
в) винтами, сваркой, шпильками, шпонками, штифтами.
- Как называется соединение, которое можно разобрать только после его разрушения?
а) неразъемное;
б) разъемное;
в) неподвижное.
- Как называется соединение, в котором детали могут перемещаться относительно друг друга?
а) неподвижное;
б) подвижное;
в) разборное.
- Какой механизм применяется в устройстве ручной дрели?
а) винтовой;
б) зубчатый;
в) эксцентриковый.
- К технологическим машинам относится:
а) эскалатор;
б) токарный станок;
в) мотоцикл;
г) космический корабль.
- К энергетическим машинам относится:
а) токарный станок;
б) швейная машина;
в) генератор;
г) сверлильный станок.
Тест 13: вар. 2. 1 - в, 2 - а, 3 - а, 4 - б, 5 - б, 6 - б, 7 - в.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 5-9 классы ФГОС В.И. Лях КТП- 5 класс ФГОС
Рабочая программа 1-4 класс ФГОС и КТП В.И. Лях. Рабочая программа 5-9 класс ФГОС и КТП 5 класс В.И. Лях...
Рабочая программа по технологии Симоненко ФГОС 5класс(мальчики) 2016-2017
Пояснительная записка Рабочая программа по предмету «Технология» составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразов...
Рабочая программа по технологии по ФГОС 5-8 классы
Рабочая программа по ФГОС 5-8 классы по технологии...
Рабочая программа по технологии (мальчики) ФГОС 5 - 8 класс
Рабочая программа по технологии (мальчики) ФГОС 5 - 8 класс...
Рабочая программа по технологии 7класс(ФГОС)
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС и скорректирована на смешанные группы (мальчики, девочки). Введен раздел "Современные технологии" с использованием учебника по...
Рабочая программа по технологии 5класс ФГОС
Рабочая программа по технологии 5класс ( девочки)ФГОС с календарно-тематическим планом...
примерная программа по технологии (девочки) ФГОС
Примерная общеобразовательная программа по технологии (девочки) в соответсвии с ФГОС...