Олимпиадные задания по технологии 8 класс школьный этап Всероссийской олимпиады школьников
олимпиадные задания по технологии (8 класс) на тему

Олимпиадные задания по технологии 8 класс школьный этап Всероссийской олимпиады школьником состоят из тестовых части  с творческим заданием, практической части.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл olimpiadnye_zadaniya_po_tehnologii_shkoln_etap_8_klass.docx629.93 КБ

Предварительный просмотр:

Школьный  этап

всероссийской олимпиады школьников

по технологии

2015–2016 учебный год

8 класс     (Культура дома и декоративно-прикладное творчество)

Критерии проверки

  1. Тест

Общее время выполнения работы –  210  минут (3,5 часа)

За каждый правильный ответ  участник конкурса получает один балл. Если задание выполнено неправильно или только  частично – ноль баллов. За творческое задание – до 6 баллов.

Теоретический тур   (максимальное количество баллов – 25 баллов)

Вам предлагаются задания, в которых необходимо выбрать один или несколько правильных ответов  из  предложенных.

Отметьте знаком « + »  правильные ответы

  1. Вставьте пропущенное слово в высказывании  Сократа:

«Мы  не для того живем, чтобы есть, а едим для того, чтобы _____________________»

  1. Какие приемы тепловой обработки продуктов относятся к основным:

       а) тушение и запекание;

                    б) варка и жарка;

              в) пассерование и бланширование.

     3. К заправочным супам относятся:

        а) щи, борщ, рассольник, супы с крупами, бобовыми, макаронными изделиями и             овощные супы;

                    б) грибной отвар, мясокостный бульон, куриный бульон, рыбный бульон;

              в) суп-пюре из картофеля, суп-пюре из моркови, суп-пюре из кур, суп-пюре из цветной                               капусты.

  1. Вставьте пропущенные слова, используя слова для справок.

         Сибирские _______________, итальянские __________________, украинские

         ________________, узбекские _____________, белорусские ____________________.

 

         Слова для справок: колдуны; вареники; пельмени; манты; равиоли.

  1. Семейный бюджет это:

                      а)  план доходов семьи;

                      б) план расходов семьи;

                      в) структура всех  доходов и расходов семьи;  

                      г)  сумма денежных средств семьи;

                      д)  заработная плата всех членов семьи за год.

  1.  Штрихкод  выполняет следующие функции:

а) контроль качества продукции;

б) соответствие заданному образцу;

в) удостоверяет экологическую чистоту;

г) информирует о правилах ухода за вещами.

     

        7.  Целью предпринимательской деятельности является:

       а) удовлетворение потребности людей и получение прибыли;

                      б) продажа населению любых товаров;

              в) использование рекламы для увеличения продаж.

    8.  Проанализируйте предложенный перечень способов сбережения денежных средств                семьи.  Все ли способы перечислены. Если не все,  допишите недостающие.

              а) покупка вещей длительного пользования;

  б) накопительное страхование;

  в) покупка драгоценных металлов;

  г) приобретение произведений искусства;

  д) хранение наличных денег.

Ответ:__________________________________________________________

________________________________________________________________

          9. Установите соответствие:

  1. Растительные волокна

а) Шерсть

  1. Искусственные волокна

б) Хлопок

  1. Волокна животного происхождения

в) Вискоза

  1. Синтетические волокна

г) Капрон

1-  ____________;            2  -  ___________

3 -  ____________ ;          4 - ____________

   10. Если линия кокетки заднего полотнища юбки расположена ниже конца вытачки,      то вытачку:

              а) сохраняют;

  б) удлиняют до линии кокетки и потом закрывают;

  в) переносят в линию кокетки нижней части юбки;

         11. Установите соответствие между материалами, представленными на рисунке и их

              названиями:

              а)   трикотажное полотно;

              б)   прокладочный материал;                            

              в)    тканый материал

                                1                                    2                             3

                                           

           а -____ ;  б -____;  в -____                                                                      

           

                         Отметьте знаком + правильные ответы

                  12.  Подготовка ткани к раскрою включает в себя следующие операции:

                    а) выравнивание срезов;

                    б) стирка;

                    в) выявление дефектов;

                    г) накрахмаливание;

                    д) определение направления долевой нити;

                    е) определение лицевой стороны;

                    ж) декатировка.

            13.  Моделирование – это:

                   а) творческий процесс создания новых моделей, область декоративно – прикладного

                       искусства;

                   б) изменение чертежа выкройки в соответствии с выбранной моделью.

                                                                                                                                             

                   

                  14.  К  видам  декоративно-прикладного  искусства  относятся:

                   а)  вышивание;

                   б)  лоскутное шитье;

                   в)  обработка  вытачек;

                   г)  макраме;

                      д)  обводка;

                      е) вязание.

                   

            15.  По рисунку определите  предмет женской одежды  и дайте его описание:

                   а) кринолин;                                                                                 

                   б) турнюр;

                   в) корсет;

                   г) кичка.                                                                                                                                                 

           

                     _________________________________________________________________________

                    __________________________________________________________________________

           16.  Выберите швы для обработки низа юбки, напишите их названия:

       

             Ответ: _____________________________________________

              ___________________________________________________

            17. В бытовой швейной машине применяются приводы:

               а) ручной;

                     б) пневматический;

                     в) гидравлический;

                     г) ножной.

              18. Участок электрической цепи состоит из четырех ламп, соединенных

          последовательно. При включении напряжения одна лампа перегорела. Сколько ламп

          останется гореть?

                 а)  три;                                                                                 

                 б) две;

                 в) одна;

                 г) ни одной

           19. Комнатные растения в интерьере следует размещать:

                    а) на подставках вблизи окна;                                                                                 

                 б) рядом с батареей отопления;

                 в) на стенах в грубине комнаты.

          20.  Творческое задание. Вам предложена  выкройка изделия с цельнокроеным рукавом и        

               образцы  тканей.

  1. подпишите на чертеже (рис.1) отмеченные линии  (1,2,3,4,5, 6,7,8);

        2) выполните эскиз изделия в цвете, согласно выкройке;

        3) выберите рекомендуемый образец ткани (из предложенных образцов) для своей модели,

            наклейте и подпишите названия ткани и ее состав.

  1. рис.1

              2) эскиз                                                 3)

                    Волокнистый состав ткани_________________

                        _______________________________________

  1. Практическая часть

К разделу «Технология обработки текстильных материалов».

Время выполнения – 120  мин.

Практическое задание «Обработка среза окантовочным швом с закрытым срезом»

Выкроить 2 детали: основную размером 15х10 см, отделочную полоску для окантовки

15х6 см.

Перед началом работы внимательно прочти задание, изучи объект труда и наличие материалов и приспособлений для работы.

Задание:

Выполнить  обработку среза  детали окантовочным швом с закрытым срезом

Материалы:

- ткань хлопчатобумажная 2 детали: основную размером 15х10 см;

- отделочная полоска для окантовки  15х6 см;

- нитки х/б;

- игла;

- ножницы.

Инструкционная карта

п/п

Содержание операции

Рисунок

1

Сложить полоску для канта вдвое изнаночной  стороной внутрь, приутюжить

2

На лицевую сторону основной детали

приложить приготовленную полоску для канта,  уравнять срезы и притачать на расстоянии 0,5 см, выполняя закрепки швов (0,5- 0,7 см)

 

3

Обогнуть срез детали притачанной полоской для канта, оставив на лицевой стороне  0,6 -0,7см, приметать и приутюжить

   

4

Проложить строчку в шов притачивания,

выполняя закрепки (0,5- 0,7 см)

 

5

Выполнить влажно-тепловую обработку

Самоконтроль:

• Машинные строчки должны быть ровные и аккуратные

• Ширина выполняемых швов должна соответствовать заданным величинам

• Отсутствие строчек временного назначения

• Наличие машинных закрепок

• Качество ВТО

• Соблюдение правил техники безопасности

Карта пооперационного контроля по выполнению  практической работы

«Обработка среза окантовочным швом с закрытым срезом»

п/п

Критерии оценки

Баллы

1

Соответствие размеров образца

2

2

Качество влажно-тепловой обработки канта

2

3

Ширина шва стачивания от срезов 0,5см

3

4

Качество отогнутой полоски для канта, соответствующей ширины   (0,6 -0,7см)

3

5

Качество шва притачивания

3

6

Выполнение закрепки в начале и конце шва (0,5- 0,7 см)

3

7

Качество окончательной влажно-тепловой обработки

2

8

Организация рабочего места соблюдение правил техники

безопасности

2

Итого

20

К разделу «Моделирование швейных изделий»

Практическое задание: «Описание модели по ее эскизу»

Составить описание модели по её эскизу, указав название предпочтительной ткани, конструкцию юбки, дополнительные изменения в конструкции, вид застежки, технологию обработки верхних и нижних срезов, способы отделки.

Карта пооперационного контроля по выполнению  практической работы

«Описание модели по ее эскизу»

п/п

Критерии оценки

Баллы

1

Указание типа ткани                                                                                        

3

2

Указание конструкции юбки                                                                          

3

3

Указание встречных складок на переднем полотнище юбки                                    

3

4

Указание встречных складок на заднем полотнище юбки                                    

3

5

Вид и место застежки                                                                                      

4

6

Технология обработки верхних и нижних срезов юбки                                

4

Итого

20

Ответы

  1. Тесты

  Максимальная сумма баллов      –    25.

  1. жить
  2.  б
  3.  а
  4. Пельмени, равиоли, вареники, манты, колдуны
  5. в
  6. а, б
  7. а
  8. вклады в банки, покупка недвижимости, коллекционирование
  9. 1-б;  2-в;  3-а;  4-г
  10. б  
  11. а-2;  б-3;  в-1
  12. а;  в;  д;  е;  ж                                                                
  13.   б
  14.  а; б; г; е 
  15. Корсет - предмет женской одежды в виде широкого пояса с вшитыми упругими пластинками, туго охватывающего нижнюю часть грудной клетки и живот для придания фигуре необходимого вида   и мягкой поддержки груди.
  16.    б – шов в подгибку с открытым обработанным срезом; в- шов в подгибку с закрытым срезом
  17.    а, г
  18.    г
  19.    а
  20.    Творческое задание:                                          

1.-

                              2. -  Эскиз             Описание: http://rushkolnik.ru/tw_files/24313/d-24312390/24312390_html_m284bbbf1.jpg

              3.-  Рекомендуемые ткани – хлопчатобумажные (ситец, сатин).  

                    Волокнистый состав – хлопок.                                      

     

                Оценка задания:

1) названия деталей и линии середины деталей (1.2.3.4, 5,6,7.8)

-   2 балла;

2) выполнение эскиза плечевого изделия с цельнокроеным рукавом  – 2 балла;

3) рекомендуемые названия тканей и их волокнистый   состав – 2 балла

Итого: 6 баллов

Практическое задание 1.

Максимальная сумма баллов  - 20.

Карта пооперационного контроля по выполнению  практической работы

«Обработка среза окантовочным швом с закрытым срезом»

п/п

Критерии оценки

Баллы

1

Соответствие размеров образца

2

2

Качество влажно-тепловой обработки канта

2

3

Ширина шва стачивания от срезов 0,5см

3

4

Качество отогнутой полоски для канта, соответствующей ширины   (0,6 -0,7см)

3

5

Качество шва притачивания

3

6

Выполнение закрепки в начале и конце шва (0,5- 0,7 см)

3

7

Качество окончательной влажно-тепловой обработки

2

8

Организация рабочего места соблюдение правил техники

безопасности

2

Итого

20

Практическое задание 1.

Максимальная сумма баллов  - 20.

Юбка из шерстяной ткани, прямая, расширенная книзу. На заднем и переднем полотнищах – по три встречные складки.  Застежка  тесьма-молния в левом боковом шве. Верхний срез юбки обработан притачным поясом, нижний срез – швом в подгибку с обметанным срезом.

Карта пооперационного контроля по выполнению  практической работы

«Описание модели по ее эскизу»

п/п

Критерии оценки

Баллы

1

Указание типа ткани                                                                                        

3

2

Указание конструкции юбки                                                                          

3

3

Указание встречных складок  на переднем полотнище юбки                                    

3

4

Указание встречных складок  на заднем полотнище юбки                                    

3

5

Вид и место застежки                                                                                      

4

6

Технология обработки верхних и нижних срезов юбки                                

4

Итого

20

.

Школьный этап

всероссийской олимпиады школьников

по технологии

2015 – 2016 учебный год

8  класс

Методические рекомендации для учителя

В олимпиаде принимают участие учащиеся 8-х классов образовательных учреждений. Олимпиада по технологии проводится с целью предоставления возможности учащимся продемонстрировать способности в области предмета,  повышения качества технологической подготовки школьников, выявления и поощрения наиболее умелых, способных, одаренных учащихся и их потенциальных возможностей, стимулирования их на творчество.

Тексты олимпиады школьников по технологии включают задания, которые направлены  на развитие личности  учащихся на основе деятельности, т.е. на твёрдые знания и умения, которые учащийся должен суметь применить в последующей учебной практической деятельности, на развитие самостоятельного технологического мышления, и рассчитаны на базовый и продвинутый уровень. Олимпиадные задания состоят из двух частей.

Олимпиада проходит в два тура:

1тур:  общее время выполнения – 3,5  часа. Теоретический тур – 1,5  часа  и практический тур – 2 часа;

2 тур: защита проектов 

Теоретический тур— ответы на тестовые задания.

Участникам олимпиады  предлагаются  20 вопросов. Задания содержат следующие разделы: «Кулинария», «Материаловедение», «Машиноведение», «Рукоделие», «Конструирование и моделирование», «Технология изготовления швейных изделий», «Художественное конструирование», «Домашняя экономика и основы предпринимательства», «Электротехника».  

Время проведения теоретических заданий — 1,5 часа (90 мин.).

Система оценки тестовых заданий и контрольных вопросов.

Для удобства подсчета результатов конкурса за каждое правильно выполненное задание теста участник конкурса получает один балл. Если задание теста выполнено неправильно или только частично – ноль баллов. Не следует ставить оценку в полбалла за задание теста, выполненного наполовину. Формулировка свободных ответов на контрольные вопросы и задания не обязательно должна точно совпадать с ответом, прилагаемым к заданию. Здесь правильность ответа должна оцениваться по общему смыслу и по ключевым словам. Задания включают 19  вопросов, к каждому из которых даётся один или несколько вариантов ответа. Одни вопросы содержат несколько вариантов ответов, необходимо выбрать один правильный; в других заданиях необходимо вписать правильный ответ или установить соответствие.  Каждый вопрос оценивается в 1 балл. Если тест выполнен неправильно или только частично - ноль баллов. 20 вопрос - творческое задание оценивается  – до 6 баллов. Наибольшая сумма баллов, которую может набрать участник в этом туре – 25 баллов.

           Практический тур:

Практические задания построены таким образом, чтобы при их выполнении учащийся максимально использовал весь набор знаний и умений, полученный им в процессе обучения. Степень сложности задания соответствует уровню теоретической и практической подготовки учащихся в данной возрастной группе.

Практические задания разделены на 2 направления:

          - технология обработки швейных изделий (Обработка среза окантовочным швом с закрытым   срезом);

 -моделирование (составить описание модели по ее эскизу)

Для выполнения практического задания оргкомитет готовит все необходимые материалы, инструменты и оборудование.    

Все практические задания участники выполняют с обязательным пояснением работы в виде описания, расчетов, составления плана изготовления, технологических карт, эскизов, чертежей и. т. д.

    При оценке практического задания необходимо учитывать: качество выполненного изделия, соблюдение ПТБ, соответствие внешнего вида участника требованиям ПТБ, культуру производства, фактор времени, за правильность выполнения которых начисляются соответствующее количество баллов.  К практическому заданию прилагаются критерии оценки готового изделия; критерии оценки всего задания:

 При незначительном нарушении правил техники безопасности и санитарно – гигиенических требований, после публичного замечания председателем жюри, оценка снижается.

Максимальное количество баллов за выполнение практической работы – 40.

2  тур – защита проекта.

Готовиться самостоятельно каждым участником с выставочными вариантами изделий.

Время защиты проекта – 8-10 минут. За превышение времени во время защиты баллы не начисляются. Оценка творческих проектов учащихся предусматривает сравнительный анализ их содержания, практического исполнения и качества защиты. Содержание проекта должно включать: формулировка цели, перечень первоначальных идей, обоснование выбора используемых технологий, инструментов и оборудования, оценку значимости и указание возможных результатов применения,         экологический, экономический анализ проекта.  

Каждая проектная работа должна иметь титульный лист с указаниями:

        -  организации, представившие проект на олимпиаду;

        -  фамилии, имени, отчества исполнителя;

        -  фамилии, имени, отчества руководителя проекта;

            -  темы (название проекта);

           -  номер класса.

Максимальное количество баллов за защиту творческого проекта – 50 баллов.

Творческая работа оценивается экспертным методом, при этом учитываются

следующие критерии.

Критерии оценки творческих проектов на школьном этапе

всероссийской олимпиаде школьников по технологии

Фамилия школьников и

тема проекта

Оценка пояснительной записки проекта ( до 10 баллов)

1.

Общее оформление

2.

Актуальность. Обоснование проблемы и формулировка темы проекта

3.

Сбор информации по теме проекта. Анализ прототипов

4.

Анализ возможных идей. Выбор оптимальной идеи

5.

Выбор технологии изготовления изделия

6.

Экономическая и экологическая оценка будущего изделия и технология его изготовления

7.

Разработка конструкторской документации, качество графики

8.

Описание изготовления изделия

9.

Описание окончательного варианта изделия

10.

Эстетическая оценка выбранного варианта

11.

Экономическая и экологическая оценка готового изделия

12.

Реклама изделия

Оценка изделия ( до 25 баллов)

1.

Оригинальность конструкции

2.

Качество изделия

3.

Соответствие изделия проекту

4.

Практическая значимость

Оценка защиты проекта (до 15 баллов)

1.

Формулировка проблемы и темы проекта

2.

Анализ прототипов и обоснование выбранной идеи

3.

Описание технологии изготовления изделия

4.

Четкость и ясность изложения

5.

Глубина знаний и эрудиция

6.

Время изложения

7.

Самооценка

8.

Ответы на вопросы

Итого (50 баллов)

      В целом учащиеся 8 класса могут получить соответственно 115 баллов.

       

     Присуждение призовых мест

Порядок определения победителей и призёров в школьном этапе всероссийской олимпиады школьников в 2015 – 2016 учебном году:

  1. Участники школьного этапа Олимпиады, набравшие наибольшее количество баллов, признаются победителями школьного этапа Олимпиады при условии, что количество набранных ими баллов превышает половину максимально возможных.

В случае если победители не определены, в школьном этапе определяются только призёры.

  1. Количество призёров школьного этапа определяется исходя из квоты (20 % от общего количества участников), установленной организатором.
  2. Призёрами школьного этапа Олимпиады, в пределах установленной квоты (20 % от общего количества участников), признаются все участники школьного этапа Олимпиады, следующие в итоговой таблице за победителями.

В случае, когда у участника, определяется в пределах установленной квоты в качестве призёра, оказывается количество баллов такое же, как и у следующих в таблице за ним, решение по данному участнику и всем участникам, имеющим с ним равное количество баллов, определяется следующим образом:

- все участники признаются призёрами, если набранные ими баллы больше половины максимально возможных;

- все участники не признаются призёрами, если набранные ими баллы не превышают половины максимально возможных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школьный этап Всероссийской Олимпиады школьников по обществознанию 10 класс

Материал для проведение первого (школьного) этапа олимпиады по общестовзнанию для 10 класса...

Задания для проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии в 6 классе

Данный материал содержит текст заданий для проведения школьного этапа Всероссийской предметной олимпиады школьников по биологии в 6 классе. Рассчитан на эрудицию детей, проявление повышенного интереса...

Тестовые задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии(обслуживающий труд) 8-9 класс

Предлагаю тестовые задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии (обслуживающий труд) 8-9 классы....

ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ 7-11 КЛАССА (ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ)

7  КЛАСС 1.  Даны числа: 5, 10, 15, 20, 25, 30, 35, 40, 45.Впишите их в клетки девятиклеточного квадрата так, чтобы получилось в сумме одно и то же число по любой вертикали, горизонтали...

Теоретико-методический раздел содержания олимпиады по физической культуре (школьный этап Всероссийской олимпиады школьников)

5-6-е классы Конкурсант должен знать содержание раздела примерной программы по физической культуре «Основы знаний о физкультурной деятельности». Конкурсант должен уметь использовать теоретик...

Олимпиада по физике 2015 – 2016 учебный год (школьный этап Всероссийской олимпиады школьников)

Олимпиада по физике 2015 – 2016 учебный год(школьный этап Всероссийской олимпиады школьников)...