Семинар для родителей: Развитие мелкой моторики учащихся – залог успеха в обучении.
методическая разработка по технологии на тему
Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями. Головной мозг (его высшие корковые функции), руки (кончики пальцев) и артикуляционный аппарат (движения губ, нижней челюсти и языка при речи) связаны между собой теснейшим образом. Ребенок со скованными движениями неумелых пальцев отстаёт в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_po_melkoy_motorike.docx | 31.89 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Ачинская общеобразовательная школа-интернат № 2»
Семинар для родителей:
Развитие мелкой моторики
учащихся–залог успеха в обучении.
12 марта 2015 г.
Учитель технологии:
Говорецкая Е.Г.
Истоки способностей и дарований детей
находятся на кончиках пальцев.
В. А. Сухомлинский
Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями. Головной мозг (его высшие корковые функции), руки (кончики пальцев) и артикуляционный аппарат (движения губ, нижней челюсти и языка при речи) связаны между собой теснейшим образом. Ребенок со скованными движениями неумелых пальцев отстаёт в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью.
Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами в классе на занятиях.
Возможности освоения мира этими детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития сложнокоординированных движений руки у детей, имеющих речевые нарушения, оказывается недостаточным для освоения письма, формирует школьные трудности.
Вот почему специалистам и родителям важно следить за уровнем развития общей и мелкой моторики. Для занятий по формированию сложнокоординированных движений руки нужно соблюдать следующие условия:
♦ Заставлять ребенка заниматься «через силу» неэффективно. Нужно начать с того уровня упражнений, который будет получаться и доставлять удовольствие.
♦ Выполнение упражнений должно быть регулярным.
♦ Занятия должны быть только совместными. Это определяется необходимостью точного выполнения движений, в противном случае результат не будет достигнут.
♦ Время выполнения упражнений не может быть долгим, так как внимание и интерес ребенка быстро иссякают. Нужно постепенно увеличить длительность занятий, включать игры и другие развивающие занятия.
♦ Нужно соблюдать комфортный для ребенка темп выполнения.
♦ Очень важны участие и ободряющее поведение взрослого.
♦ Ребенку всегда предлагается инструкция. Нельзя заменять ее рисунком или ручным образцом выполнения. Инструкция должна быть простой, короткой и точной.
♦ Повторение инструкции, а также проговаривание действий в процессе выполнения облегчает работу.
Чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев — неиссякаемый источник творческой мысли, который питает мозг ребенка.
Развитию мелкой моторики рук способствуют следующие занятия:
– изготовление бус;
– собирание пирамидок, матрешек, мозаики;
– работа с пособиями по застегиванию молний, пуговиц, кнопок, крючков разной величины;
– лепка;
– аппликация;
– обведение лекал с последующей их штриховкой;
– игра с наборами мелких фигурок (бирюлек) для развития тактильного восприятия;
– работа с дошкольными прописями.
Игры для развития мелкой моторики рук с использованием
нестандартного оборудования
Дети очень любят манипулировать, играть с предметами-заместителями, придумывать для них новое применение. Существует множество разнообразных игр для развития мелкой моторики рук. В продаже есть готовые игры с предметами для развития мелкой моторики рук, но, в основном, стоят они недешево. Мы предлагаем вашему вниманию игры, среди которых ведущее место занимают двигательные упражнения с нетрадиционным использованием различных предметов – игры с предметами, которые окружают ребенка в быту: – массажных мячиков; – платочков; – ковриков; – прищепок; – счетных палочек; – эспандеров; – решеток; – бус; – крышек и пробок; – щётки; – зёрен и крупы; – резинок для волос.
Предложенные игры, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, дают детям мощный толчок к познавательной и творческой активности, развивают внимание, мышление, память. Кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что помогает маленьким школьникам успешно овладеть навыками письма.
Нетрадиционное использование предметов стимулирует умственную деятельность, способствует хорошему эмоциональному настрою, повышает общий тонус, снижает психоэмоциональное напряжение, координирует движения пальцев рук. расширяет словарный запас, приучает руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям.
В кабинете технологии, дети занимаются с тренажёрами, сенсорными ковриками, планшетами:
1. «Весёлые прищепки – забавные зверята» (двусторонние фигурки животных, прищепки разной фактуры и качества).
2. «Плетение косичек из 3-х прядей; 4-х прядей на прищепках».
3. «Шнуровка на планшете». На планшетах учащиеся выполняют плетение шнурами разного цвета, например: стежки «вперёд иголку», «через край» или же различные изображения (машину, кораблик, квадрат, конверт, елочку и т.п.) по желанию.
4. «Шнуровка тесьмой на картоне» (картонные фигурки в форме сердечка, груши, круга, треугольника, квадрата, прямоугольника; тесьма разного цвета).
5. «Открой-открути крышку» (бросовый материал: крышки от различных флаконов).
6. «Массажный мячик-ёжик».
7. «Массажёр для ладоней пластмассовый жёсткий» (ребристые, шершавые, гладкие палочки).
8. «Выложи дорожки» (цветные карты, коробочки с косточками, семенами, крышечками, пробками).
9. «Волшебный мешочек» (наполнение - пластмассовые, резиновые, металлические, деревянные предметы, косточки, зернобобовые культуры).
10. «Выложи спичками» (контурные карты, коробочки со спичками).
11. «Тактильный центр» (учащиеся погружают ладони в контейнеры с косточками и крупами, перебирают их, потирают о ладони. Погружения выполняют в такой последовательности: от материала с мелкой фактурой (гречневая крупа) до материала с крупной фактурой (абрикосовые косточки) и наоборот).
Для развития графомоторных функций руки применяются различные штриховки. Существуют различные виды штриховки: горизонтальная, вертикальная, по диагонали, волнистыми линиями, круговыми, полуовалами, петлями. Для штриховки можно использовать различные трафареты и лекала, по которым дети обводят фигурки.
Также применяются такие задания: обведи рисунок, соедини по точкам, продолжи рисовать узор, нарисуй фигуры, нарисуй такую же фигуру по образцу, продолжи узор, дорисуй картинку, вправо-влево, вверх-вниз, графический диктант.
Пальчиковые игры
Хорошую тренировку движений пальцев обеспечивают пальчиковые игры. Они очень эмоциональные, простые. Пальчиковые игры как бы отражают объективную реальность окружающего мира — предметов, животных, людей, их деятельность, а также процессы, происходящие в природе.
В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Самым простым является изображение пальцами различных фигурок: флажок, очки, бинокль, стол, стул, бочка, миска, крыша, мостик и т.п. При помощи пальцев можно инсценировать рифмованные истории, потешки: сорока-белобока, коза-дереза, апельсин, лягушки-подружки, вот и вся моя семья и т.п.
В результате такой системной, целенаправленной работы у детей развивается мелкая моторика рук, совершенствуются умения и навыки работы с различными материалами, приспособлениями и инструментами; вырабатывается аккуратность, самостоятельность, умение свободно ориентироваться в окружающем мире.
Упражнения для развития мелкой моторики
* Переложи игрушки», геоенок сидит за столом, перед ним высокий прозрачный сосуд, справа лежат мелкие предметы (пу¬говицы, фишки). Ребенок должен, держа сосуд левой рукой, пра¬вой бросать в него предметы. Затем фишки высыпаются на стол и ребенок действует левой рукой.
«Забей мяч в ворота». Играющий сидит за столом, у него не¬большой шарик. На другом конце стола — «ворота». Нужно про¬катить мячик по столу так, чтобы он попал в ворота.
Можно играть вдвоем, тогда логопед и ребенок сидят по раз¬ные стороны стола, а ворота находятся посередине.
«Перебираем крупу». Необходимы две пустые коробочки и одна — со смешанными гречкой и рисом, крупными и мелкими бусинками, картонными квадратиками и кружками и пр. Работая двумя руками, ребенок должен разделить смесь на две части.
«Разорви лист по линиям». Лист бумаги произвольно расчер¬чивается на части. Нужно разорвать его руками точно по линиям. Можно также нарисовать на бумаге фигуры, предметы.
«Шаловливый котенок*. Заранее разматывается клубок ниток. Сначала правой, а затем левой рукой нужно смотать клубок.
«По кочкам через болото». На столе рассыпают мелкие камеш¬ки — «кочки». Зажав в щепотку 1, 3, 5 пальцы одной руки, ребенок шагает указательным и безымянным «по кочкам» с одного края сто¬ла к другому, «выбираясь из болота». Следить, чтобы на весу всегда был только один палец. «Кочки» можно нарисовать и на бумаге.
«Гармошка». Взять большую пуговицу с двумя отверстиями. В оба отверстия продеть толстую нитку и завязать, чтобы образовалось кольцо. Разместив пуговицу посередине, зацепить указательным и средним пальцами каждой руки петельки по обе стороны от нее и, вращая руками нитку, как скакалку, закрутить пуговицу. Нитка станет раскручиваться и, пружиня, закручиваться в другую сторо¬ну. Задача ребенка — не дать «гармошке» остановиться, все время совершая сводящие и разводящие движения пальцами.
«Строитель». Для игры подойдут небольшие кубики, кольца от пирамидок. Ребенку дается задание собрать из мелких кубиков один большой, построить башню, колодец, скамейку, стульчик, диван, домик, поезд, заборчик, телевизор, машину.
«Шофер». На столе раскладываются маленькие предметы (фи¬гурки животных, солдатики, кубики) на расстоянии 5—7 см друг от друга. Понадобится также фишка — пластмассовый или дере¬вянный кружок. Передвигая фишку одним пальцем, нужно «объ¬ехать» все препятствия, ничего не задев. Играть попеременно раз¬ными пальцами.
*па морском оерегу». для игры понадобятся дощечка с нака¬танным слоем пластилина и горсть мелких камешков. Малышу предлагается выложить на дощечке фигурки из камешков: сол¬нышко, облако, дерево, змею, мячик, удочку, рыбку.
«Шнуровка». Берется большая карточка, на которой по кра¬ям, а также в центре в определенной последовательности сде¬ланы отверстия. Края отверстий окрашены в разные цвета. При помощи длинной толстой нитки ребенок выполняет следующие задания:
а) провести нитку через все отверстия по краю карточки;
б) протянуть нитку в каждое второе отверстие;
в) провести нитку только через дырочки, обведенные крас¬ным (чередуя красное и синее и т.д.);
г) выполнить «обметку через край»;
д) в центре карточки сделать шнуровку, как в ботинках.
«Играем на балалайке». Между указательным и средним паль¬цами натянуть тонкую круглую резинку. Перебирать эту резинку, как струны балалайки, указательным и средним пальцами дру¬гой руки.
«Барабанщик». Положить руки на стол, кисть приподнята. Взрослый отстукивает пальцем по столу определенный ритм. Ре¬бенок должен повторить этот ритмичный рисунок поочередно каждым пальцем. Кисть руки при этом неподвижна.
«Поймай рыбку». На столе две коробки, в одной из которых лежат «рыбки» — мелкие фигурки, шарики, бирюльки. У ребенка в руках сачок для аквариума. Ему предлагается переложить фигурки по одной из первой коробки во вторую, действуя сначала правой, а затем левой рукой.
Составление фигурок из счетных палочек или спичек. Ребенка просят выложить на столе сначала по образцу, затем по памяти и, наконец, самостоятельно, по представлению, следующие фигуры: квадрат, треугольник, кубик, лесенка, лодка, бабочка, ёлочка и т.п.
Основной целью представленных игр является развитие координации движений мелкой моторики рук через нетрадиционное использование различных предметов.
Рекомендации для родителей
Для занятий по формированию сложнокоординированных движений руки нужно соблюдать следующие условия:
♦ Заставлять ребенка заниматься «через силу» неэффективно. Нужно начать с того уровня упражнений, который будет получаться и доставлять удовольствие.
♦ Выполнение упражнений должно быть регулярным.
♦ Занятия должны быть только совместными. Это определяется необходимостью точного выполнения движений, в противном случае результат не будет достигнут.
♦ Время выполнения упражнений не может быть долгим, так как внимание и интерес ребенка быстро иссякают. Нужно постепенно увеличить длительность занятий, включать игры и другие развивающие занятия.
♦ Нужно соблюдать комфортный для ребенка темп выполнения.
♦ Очень важны участие и ободряющее поведение взрослого.
♦ Ребенку всегда предлагается инструкция. Нельзя заменять ее рисунком или ручным образцом выполнения. Инструкция должна быть простой, короткой и точной.
♦ Повторение инструкции, а также проговаривание действий в процессе выполнения облегчает работу.
Занятия для развития мелкой моторики рук
– изготовление бус;
– собирание пирамидок, матрешек, мозаики;
– работа с пособиями по застегиванию молний, пуговиц, кнопок, крючков разной величины;
– лепка;
– аппликация;
– обведение лекал с последующей их штриховкой;
– игра с наборами мелких фигурок (бирюлек) для развития тактильного восприятия;
– работа с дошкольными прописями.
Игры с предметами, которые окружают ребёнка в быту.
– массажные мячики;
– платочки;
– коврики;
– прищепки;
– счетные палочки;
– эспандеры;
– решетки;
– бусы;
– крышки и пробки;
– щётки;
– зёрна и крупы;
– резинки для волос.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление по теме "Диалог на уроке – залог успеха в воспитании и обучении"
Выступление по теме "Диалог на уроке-залог успеха в воспитании и обучении" поможет учителю в организации диалога на уроке....
Высокая мотивация - залог успеха в обучении английскому языку.
Статья, посвящена проблеме мотивации и интереса к изучению английского языка. Написана при участии в международной научно - практической конференции "Современное общество, образование и наука"....
Пути повышения эффективности урока – залог успеха в обучении русского языка и литературы
Система современного образования не активизирует в достаточной степени внутренние мотивы обучения. Она диктует ребенку свои условия и не доставляет места и времени для его вопросов. В результате школь...
семинар-практикум для родителей "Развитие артикуляционной и мелкой моторики в профилактике речевых нарушений"
как помочь родителям своевременно и грамотно органиовать процесс формирования звукопроизношения. о значимости проведения артикуляционной и мелкой моторики у детей 3-4 лет....
семинар-практикум с родителями "Развитие артикуляционной и мелкой моторики в профилактике речевых нарушений"
помочь родителям своевременно и грамотно организовать процесс формирования правильного звукопроизношения у детей в домашних условиях...
Пути повышения эффективности урока - залог успеха в обучении
Выступление на педагогическом совете...
Семинар-практикум для родителей Развитие мелкой моторики.
Материал, представленный в данной работе, поможет родителям в развитии мелкой моторики рук детей....