Методическая разработка «РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ НА БАЗЕ АВТОМОДЕЛЬНОГО СПОРТА»
методическая разработка по технологии на тему
Характеристика проблемной ситуации
В 2015 году численность детей и подростков в Санкт-Петербурге составила более 860 тысяч человек. Количество учреждений дополнительного образования, спортивных школ, клубов сократилось до 132, по программам автомодельных кружков и секций работают только 5 (ЦДЮТТ «Охта», ДДЮТ Выборгского района, ДЮТ Пушкина, ГДТЮ и ЦТТ «Мотор»), а в полном объеме (участие и проведение соревнований как для новичков, так и для спортсменов-разрядников) – только 3. Между тем, интерес детей и, особенно, подростков к техническим видам спорта и к технике вообще всегда был большим, да и воспитательная роль подобной деятельности не вызывает сомнений.
Разработка и реализация данной программы ориентирована на те проблемы, которые стоят сегодня перед детьми и подростками и строятся с учетом психологических особенностей детского и подросткового возраста, среди которых следует прежде всего выделить следующие личностные проблемы:
- непризнание ближайшим окружением;
- отсутствие понимания, эмоциональной поддержки, чуткости, внимания со стороны родителей, взрослых, значимого окружения;
- отверженность, аутсайдерство;
- неуверенность в себе, заниженная или завышенная самооценка;
- социальная или личная незащищенность.
Необходимо учитывать, что эти проблемы становятся источником протестных, саморазрушающих и асоциальных форм поведения, заставляют подростка самоутверждаться путем физического и морального доминирования над более слабыми сверстниками.
Низкий уровень физической и психической культуры. Ухудшение здоровья детей в силу:
- неблагоприятной экологической ситуации;
- деформации образа жизни как следствие низкого уровня физической культуры населения (в частности алкоголизм и наркомания, в том числе детские);
- низкого уровня физической и психической культуры родителей;
- неразвитости оздоровительных форм проведения досуга.
Отсутствие социально предназначенных мест для общения и для самореализации.
Подобное положение стимулирует :
-интенсивное развитее неинституционных форм жизни в сфере досуга, в которых подросток пытается восполнить дефицит условий самореализации;
- усиливает деструктивные, разрушающие культуру и личность процессы, асоциальные и противоправные формы поведения.
Социально-культурные проблемы, носителями которых являются сегодня дети и подростки, связаны с:
- снижением моральных критериев во взаимоотношениях;
- неразвитой способностью к состраданию, сопереживанию, эмпатии;
- девальвацией ценности образования, труда;
- отсутствием интереса к культурному наследию, истории своего края;
- разрушением духовно-нравственной атмосферы в семье;
- ростом криминальной активности и отклоняющихся форм поведения.
Особенностями интересующей нас возрастной и статусной группы, снижающими социально-педагогический эффект реализуемых проектов являются психологические черты, составляющие «подростковый синдром» - максимализм, негативизм, нетерпимость.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskoe_razvitie_detey_na_baze_avtomodelnogo_sporta.docx | 24.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
центр детского (юношеского) технического творчества
Красногвардейского района «Охта»
Методическая разработка
«РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ НА БАЗЕ АВТОМОДЕЛЬНОГО СПОРТА»
Автор проекта:
Пахомов В.И.
Санкт-Петербург
2015 г.
1. Характеристика проблемной ситуации
В 2015 году численность детей и подростков в Санкт-Петербурге составила более 860 тысяч человек. Количество учреждений дополнительного образования, спортивных школ, клубов сократилось до 132, по программам автомодельных кружков и секций работают только 5 (ЦДЮТТ «Охта», ДДЮТ Выборгского района, ДЮТ Пушкина, ГДТЮ и ЦТТ «Мотор»), а в полном объеме (участие и проведение соревнований как для новичков, так и для спортсменов-разрядников) – только 3. Между тем, интерес детей и, особенно, подростков к техническим видам спорта и к технике вообще всегда был большим, да и воспитательная роль подобной деятельности не вызывает сомнений.
Разработка и реализация данной программы ориентирована на те проблемы, которые стоят сегодня перед детьми и подростками и строятся с учетом психологических особенностей детского и подросткового возраста, среди которых следует прежде всего выделить следующие личностные проблемы:
- непризнание ближайшим окружением;
- отсутствие понимания, эмоциональной поддержки, чуткости, внимания со стороны родителей, взрослых, значимого окружения;
- отверженность, аутсайдерство;
- неуверенность в себе, заниженная или завышенная самооценка;
- социальная или личная незащищенность.
Необходимо учитывать, что эти проблемы становятся источником протестных, саморазрушающих и асоциальных форм поведения, заставляют подростка самоутверждаться путем физического и морального доминирования над более слабыми сверстниками.
Низкий уровень физической и психической культуры. Ухудшение здоровья детей в силу:
- неблагоприятной экологической ситуации;
- деформации образа жизни как следствие низкого уровня физической культуры населения (в частности алкоголизм и наркомания, в том числе детские);
- низкого уровня физической и психической культуры родителей;
- неразвитости оздоровительных форм проведения досуга.
Отсутствие социально предназначенных мест для общения и для самореализации.
Подобное положение стимулирует :
-интенсивное развитее неинституционных форм жизни в сфере досуга, в которых подросток пытается восполнить дефицит условий самореализации;
- усиливает деструктивные, разрушающие культуру и личность процессы, асоциальные и противоправные формы поведения.
Социально-культурные проблемы, носителями которых являются сегодня дети и подростки, связаны с:
- снижением моральных критериев во взаимоотношениях;
- неразвитой способностью к состраданию, сопереживанию, эмпатии;
- девальвацией ценности образования, труда;
- отсутствием интереса к культурному наследию, истории своего края;
- разрушением духовно-нравственной атмосферы в семье;
- ростом криминальной активности и отклоняющихся форм поведения.
Особенностями интересующей нас возрастной и статусной группы, снижающими социально-педагогический эффект реализуемых проектов являются психологические черты, составляющие «подростковый синдром» - максимализм, негативизм, нетерпимость.
2.Актуальность данной проблемы.
В настоящее время существует множество программ, связанных с утверждением здорового образа жизни, с воспитанием патриотизма, экологической культуры, техническим творчеством и т.д. Но, в большинстве своем эти программы традиционные, программы не приспособленные к новым рыночным отношениям и не способные решать в новых условиях наиболее значимые социально-культурные и личностные проблемы детей и подростков, а потому требуется разработка новых технологий, способствующих созданию условий для полноценного проведения досуга, самовыражения и самоутверждения детей и подростков.
Смысл данной программы состоит в том, чтобы предоставить ребенку, подростку условия для самовыражения, признания со стороны сверстников и значимого окружения, эмоциональной поддержки и внимания со стороны родителей и взрослых на протяжении длительного времени – начиная от 6 – 7 летнего возраста и заканчивая переходом к самостоятельной трудовой деятельности – 18-20 лет. Программа использует новые формы, интересные как для детей, так и их родителей. Строится она с ориентацией на ребенка как на объект и субъект творческой деятельности.
Главная черта в психологии подростка – формирование более высокого уровня самосознания, понимаемое обычно на осознании себя, своих качеств, достоинств и недостатков, а наиболее эффективно это может произойти в непосредственной деятельности, предпринемаемой совместно со взрослыми (педагоги и спортсмены – конкуренты) и сверсниками, которая и осуществляется в ходе выполнения данной программы.
Осуществление программы способствует развитию коллективизма, умению работать в команде, ответственности, инициативы, развитию мышления и трудолюбия, умению преодолевать препятствия, выходить из сложных проблемных ситуаций. Через заинтересованность ребят в технических видах спорта программа позволяет приобщить ребят к технике, ознакомить их с азами конструирования и технологии обработки материалов и, в результате помочь основным формам образования получить технически грамотную творческую личность.
3.Цели и задачи программы.
Цель: творческое развитие детей и подростков, овладение ими технических знаний и навыков, разрешение, минимизация или профилактика личностных и социально-культурных проблем детей и подростков с помощью реализации, социального признания и самоутверждения.
Задачи:
- создание организационных и педагогических условий для технического творчества детей и подростков;
- формирование организационных и социально-педагогических условий для самореализации, социального признания и самоутверждения подростков;
- создание стройной и гибкой системы мероприятий, позволяющей плавно, от более простого к сложному пройти путь совершенствования в техническом творчестве;
- пропаганда технических видов спорта и здорового образа жизни;
- патриотическое воспитание,
- обучение современным технологиям путем применения в изготовлении моделей;
- получение навыков личной безопасности и умения ориентироваться в экстремальной ситуации, характерной для спортивного состязания
- развитие мышления и трудолюбия;
- воспитание чувства ответственности, самостоятельности, инициативы;
- повышение коммуникативной культуры (развитее навыков поведения в коллективе, расширение круга интересов, формирование социальных ценностных ориентаций).
4. Форма реализации проекта.
Программа объединяет работу двух объединений модельного отделения ЦДЮТТ «Охта» - "Конструкторская лаборатория" и "Автомодельный спорт". Приступить к занятиям можно в любом возрасте, начиная с 8 лет. Верхнего предела ограничения возраста в автомодельном спорте нет.
Формирование личности начинается с самого раннего возраста. Поэтому концепция непрерывного развития научно-технического творчества учащихся определяет первый этап как этап обучения, объединяющий дошкольное и начальное общее образование. Здесь тенденция всестороннего развития личности является основой. Общая задача этого этапа – помочь раскрыть имеющиеся творческие наклонности, обеспечив для этого соответствующие условия. Каждый ребенок должен получить возможность ознакомиться с различными аспектами созидательного творчества. Это своеобразный этап профессиональной ориентации в широком смысле этого слова, когда ребенок методом проб начинает определять наиболее значимые для себя стороны творческой деятельности(1).
Форма подведения итогов реализации программы:
Оценка умения и мастерства учащегося – соревнования, конкурсы и выставки. В год планируется провести 5 – 7 мероприятий, в которых можно оценить уровень знаний и умения учащихся каждого года обучения.
Программа предполагает занятия в автомодельной секции начиная с 10 – 11 – летнего возраста, но разнообразие объектов изготовления позволяет справиться с моделью и 8 – 9 – летнему ребёнок, прошедшему подготовку в секции начального технического моделирования и быть достаточно интересным для 12 – 13 – летнего подростка. Верхнего возрастного предела не существует. На освоение программы предполагается затрачивать по 144 часа в группе первого и второго года обучения и 216 часов в группе третьего годов обучения. Образовательный процесс проходит в форме подготовки моделей к соревнованиям различного уровня и выступлений в состязаниях начиная с простейших моделей внутри коллектива (3 ступени обучения), городских соревнований в классе моделей ЭЛ-2 (2) ( 3-4 ступени обучения), городским соревнованиям среди юношей и взрослых ( 4-5 ступени обучения)
С моделями с двигателями внутреннего сгорания и заканчивая международными соревнованиями по автомодельному спорту (8).
Заключительная ступень программы – этап профессиональной подготовки. Современный уровень развития технических видов спорта и автомодельного в частности требует от желающих добиться успеха фундаментальных знаний в различных вопросах науки и техники и профессионального мастерства конструктора, технолога, мастера по подготовке производства, станочника, слесаря-лекальщика, сборщика-юстировщика точных механизмов, жестянщика и маляра.
Именно этот комплекс и именно в этом техническом виде спорта обеспечивает наиболее многогранную подготовку профессионала.
Ожидаемые результаты освоения программы:
Предполагается, что по окончании курса обучения учащиеся должны иметь познания в области конструирования и обработки металлов, основам теории автомобиля и двигателя внутреннего сгорания. У учащихся сформированы устойчивые навыки в основах слесарного дела, обработке металлов резанием, пайке, электромонтаже, работе со стеклопластиком.
Форма подведения итогов реализации программы:
Оценка знаний, умения и мастерства учащихся – соревнования различного уровня. В год планируется проведение семи соревнований внутри коллектива для учащихся II, III и IV ступени обучения с моделями с электродвигателем. Лучшие учащиеся в составе команды ЦТТ «Мотор» участвуют в четырех городских соревнованиях в классе моделей ЭЛ-2, организуемых городским методическим объединением по автомодельному спорту.
Учащиеся III и IV ступеней обучения, подготовившие модели с двигателями внутреннего сгорания, участвуют в трех городских соревнованиях среди взрослых и в первенстве и чемпионате России. В случае финансовой возможности организуются поездки на международные соревнования среди юношей по автомодельному спорту «Кубок Балтии» и Первенства сопредельных государств среди юношей по автомодельному спорту.
По окончании каждого года обучения учащимся вручаются свидетельства о прохождении курса соответствующей ступени.
После завершения обучения учащиеся могут продолжать соревнования в рамках автомодельного спорта, выступая в соревнованиях различного уровня.
Общие принципы организации процесса на всех ступенях следующие:
- обучение проводится в группах;
- количество учащихся в группе не более 12 человек;
- ЦТДЮТТ «Охта» предоставляет помещение, необходимое оборудование для образовательного процесса и все материалы для изготовления моделей;
- все изготавливаемое детьми уносится ими домой (исключая сложные модели с двигателями внутреннего сгорания), поэтому все домашние видят «овеществленный результат» занятий своих детей;
- исходя из предположения об индивидуальной предрасположенности к техническому творчеству делается попытка ограничить число детей, переходящих с одной ступени на другую. При общем ограничении числа часов это приводит к увеличенному количеству новичков, что помогает выполнению одной из целей программы – дать технические знания и задатки творчества как можно большему количеству детей;
- соревнования являются неотъемлемой частью учебного процесса;
- любые изменения в конструкции изготавливаемого изделия, предлагаемые ребенком или подростком, должны быть воплощены, даже в том случае, если это ухудшит какие-либо свойства изделия. Преподаватель обязан приложить силы для обеспечения изменения материалами и комплектующими изделиями. В данной ситуации приоритет должен отдаваться признанию ценности учащегося как личности, его права на проявление своих способностей и ответственности за принимаемое решение [4 ], т.е. в конечном итоге гуманизации образования;
- на всех ступенях подготовки, кроме первой (в ее начале) работа строится сугубо индивидуально, т.е. каждый учащийся делает модель, отличающуюся от других. Рамками разнообразия могут быть лишь ограничения, полагаемые Правилами [6 ] и Положениями ГМО по АМС [5 ].
5. Программа предполагает занятия с детьми и подростками различного возраста, поэтому на различных ступенях творческой лестницы цели и задачи адаптированы к возрасту, а, следовательно, и к знаниям и навыкам учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка «Развитие воображения у детей на занятиях изобразительным искусством»
Данная методическая разработка направлена на развитие воображения, творческого мышления детей младшего и среднего школьного возраста. Придумывая нестандартные решения, изображая несуществующие понятия...
Методическая разработка «Развитие элементарных математических знаний у детей дошкольного возраста с помощью наглядного материала»
Данная методическая разработка подготовлена в рамках работы по самообразованию, в ней я попыталась раскрыть сущность принципа наглядности, как инструмента повышающего эффектив...
методическая разработка "Развитие чувства ритма у детей"
Пособие адресовано хореографам, музыкальным работникам детских садов.Пособие поможет в подготовке и проведению творческой...
Методическая разработка "Развитие музыкально-эстетического вкуса поющих детей и их эстетическое отношение к музыкальному искусству"
Методическая разработка посвещена развитию музыкально-эстетического вкуса поющих детей и их эстетическое отношение к музыкальному искусству. Данная разработка будет полезна преподавателям хоровых дисц...
Методическая разработка: «ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ НА БАЗЕ АВТОМОДЕЛЬНОГО СПОРТА»
1. Характеристика проблемной ситуации В 2015 году численность детей и подростков в Санкт-Петербурге составила более 860 тысяч человек....
Методическая разработка Развитие физических качеств у детей, занимающихся в ДЮСШ и методы контроля
методическая разработка...
методическая разработка: РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ для детей с ОВЗ Тема занятия «Автовокзал» ( возраст детей 11-12 лет)
Функциональная грамотность — это «способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деят...