Конспект Создание изделий из текстильных материалов
план-конспект урока по технологии (5 класс) на тему

Баклыкова Наталья Дмитриевна

Предмет: Технология, 5 класс

Тема урока: «Создание изделий из текстильных материалов»

 (обобщающий урок по теме «Основы материаловедения»)

Цель: систематизировать и обобщить теоретические знания, закрепить практические умения, проверить итоговые знания по разделу “Материаловедение”;

Задачи: способствовать развитию речи учащихся, развитию умения анализировать, сравнивать и выделять главное, способствовать формированию и развитию познавательного интереса к предмету; способствовать формированию у учащихся коммуникабельности и ответственности; воспитывать интерес к профессии ткача и прядильщицы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_sozdanie_izdeliy_iz_tekstilnyh_materialov.doc665 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Технология, 5 класс

Тема урока: «Создание изделий из текстильных материалов»

 (обобщающий урок по теме «Основы материаловедения»)

Цель: систематизировать и обобщить теоретические знания, закрепить практические умения, проверить итоговые знания по разделу “Материаловедение”;

Задачи: способствовать развитию речи учащихся, развитию умения анализировать, сравнивать и выделять главное, способствовать формированию и развитию познавательного интереса к предмету; способствовать формированию у учащихся коммуникабельности и ответственности; воспитывать интерес к профессии ткача и прядильщицы.

В данном уроке использованы следующие элементы интерактивности:

№1. «Электронное перо» - решение логических задач, кроссворда, заполнение таблиц, подчёркивание правильных ответов.  

№2.«Затемнение экрана» - решение или ответ спрятаны с помощью эффекта затемнения экрана.

№3. «Открой и узнаешь» - ответ на вопрос спрятан за овалом на экране.

№4. «Множественное клонирование» - используемые слова и буквы А, Б, В  для передвижения в соответствующие поля таблицы.

Оборудование: коллекция «Волокна», образцы тканей, проектор, компьютер и интерактивная доска, проект-презентация для интерактивной доски «Создание изделий из текстильных материалов». (ЦОР ОК №52031)».

Использованная литература:

  1. С.Э. Маркуцкая Технология в схемах, таблицах, рисунках 5-9 класы М., 2009 г.
  2. С.Э. Маркуцкая Тесты по технологии 5-7 класы М., 2009 г
  3. учебник Технология, под ред. Симоненко, М.. «Вентана-Граф», 2008 г

Ход урока:

  1. Сообщение темы и цели урока

«Создание изделий из текстильных материалов»

2. Вступительное слово учителя

Учитель: Ткань – основной материал для изготовления одежды, нательного белья, головных уборов, постельного и столового белья. Широко используются ткани в производстве обуви, мягкой мебели, портьер, занавесей, платков, пледов, зонтов, хозяйственных сумок и других предметов домашнего обихода.  

Демонстрируется страница №2

Учитель: Значительное количество разнообразных тканей применяется в технике, на производстве, в учреждениях культуры: из тканей делают корд для автопокрышек и скафандры космонавтов, шлифовальную шкурку и парашюты, туристские палатки и театральные занавески, мешочную тару и книжные переплеты, паруса яхт и киноэкраны, фильтры пылесосов и холсты для рисования…

3. Основная часть

Учитель: Давайте вспомним, из каких волокон получают ткань?

Демонстрируется страница № 3

 

К доске выходят двое учащихся и расставляют предложенные внизу доски варианты ответов под соответствующее происхождение волокна.  На слова-ответы задана утилита множественного клонирования.

Учитель: Как вы уже знаете, ткань состоит из тонких, переплетенных между собой нитей (пряжи). Пряжу используют для производства тканей, для изготовления трикотажа, различных ниток, тесьмы.

Демонстрируется страница № 4

Ученицы выставляет свои варианты ответов на доске, затем учитель убирает штоку и все вместе сравнивают ответы. На буквы А и Б задана утилита множественного клонирования.

Учитель: Из предыдущих уроков мы помним, что пряжа поступает на ткацкую фабрику, где на ткацких станках вырабатывают ткань, а как называются нити, из которых состоит ткань, вы назовете, заполнив следующую таблицу:

Демонстрируется страница № 5

Ученицы выставляет свои варианты ответов на доске, затем учитель убирает штоку и все вместе сравнивают ответы. На буквы А и Б задана утилита множественного клонирования.

4. Физкультминутка

Демонстрируется страница № 6

Учитель: А сейчас я вам буду загадывать загадки.

Демонстрируется страница № 7

     1. Я вдоль ткани хожу,
        А мой братец – поперек        
(Основа и уток)

      2. Топили, колотили,
        Мяли, трепали,
        Рвали, крутили, ткали,
        На стол постилали.                
(Лен)

      3. На стеблях белеют чашки, в  них и нитки, и рубашки. (Хлопок)

Ответы спрятаны за цветные овалы с вопросами, учителю только нужно отодвинуть их.

5.“БУКВЕННАЯ АБРАКАДАБРА”.

Демонстрируется страница № 8

После слова ответ «спрятаны» правильные ответы. Ученики произносят правильное слово и находят его в таблице (прорисовывают маркером по буквам таблицы), учитель ластиком открывает ответ.

Учитель: Среди букв в представленной таблице отыщите ответы на вопросы. Слова могут ломаться, читаться справа налево, но не по диагонали.

Вопросы:

1. Материал, изготовленный путем переплетения пряжи или нитей. (Ткань) 

2. Гибкое, прочное тело, длина которого во много раз больше, чем поперечный размер. (Волокно) 

3. Южное растение, из плодов которого получают волокно. (Хлопок) 

4. Однолетнее травянистое растение, из стебля которого получают волокно. (Лен) 

5. Совокупность операций, в результате которых при переплетении нитей основы и утка получают ткань. (Ткачество) 

6. Тонкая нить, выработанная из коротких волокон путем их скручивания и предназначенная для производства тканей, швейных ниток, трикотажа. (Пряжа) 

7. Нити, идущие вдоль ткани. (Основа) 

8. Поперечные нити в ткани. (Уток) 

Ответ:

6. Практическая работа №1 «Определение в ткани направления нитей основы и утка»

Оборудование: образцы тканей (с кромкой и без кромки), лупа, толстая игла, альбом, рабочая тетрадь.

  1. Рассмотри образцы тканей.
  2. На образце ткани без кромки определить направление нити основы.
  3. Подготовь форму отчета и заполни ее.
  4. Заполни таблицу в рабочей карточке.

Рабочая карточка ________________________________________________ (ФИО, класс)

Нить

По кромке (вдоль или поперек)

По степени растяжения (растягивается больше или меньше)

По звуку (звонкий или глухой)

По виду нитей

Толщина (толстая или тонкая)

Гладкость

(гладкая или пушистая)

Основа

Уток

Ответ:

Нить

По кромке (вдоль или поперек)

По степени растяжения (растягивается больше или меньше)

По звуку (звонкий или глухой)

По виду нитей

Толщина (толстая или тонкая)

Гладкость

(гладкая или пушистая)

Основа

Вдоль

Меньше

Звонкий

тонкая

гладкая

Уток

поперек

Больше

глухой

толстая

пушистая

7.  Проверка практической работы

8. Домашнее задание: подготовиться к тесту по записям в тетради и таблице.

9. Итог урока. Игра «Одень человека».

Используя коллекцию Smart Boart одеть девочку (страница № 9) или мальчика (страница №10).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация предметного содержания и формирование ИКТ-компетентности обучающихся при изучении раздела «Создание изделий из текстильных материалов»

Планы конспекты уроков по технологии для 5,6,7 классов с использованием учебных электронных модулей....

Конспект Создание изделий из текстильных материалов

Предмет: Технология, 5 классТема урока: «Создание изделий из текстильных материалов» (обобщающий урок по теме «Основы материаловедения»)Цель: систематизировать и обобщить теоретические знания, за...

Создание изделий из текстильных материалов. Конструирование и моделирование рабочей одежды.

Цели урока Расширить знания по теме: «Конструирование и моделирование», научить стоить чертёж фартука в масштабеРазвивать интерес к предмету, коммуникативные навыки, словарный запас, умение оценить св...

технология – 6 класс (девочки) Модуль: Создание изделий из текстильных материалов Раздел: Технология изготовления швейных изделий Тема урока: „Конструирование плечевого изделия с цельнокроеным рукавом“

Планируемые результаты урока: 1.Предметные:1.1.Способствовать формированию и развитию умений и навыков по конструированию  плечевого изделия с цельнокроеным рукавом;1.2.Способствовать заполн...

Мастер-класс "Создание изделий из текстильных материалов с программой "LEKO"

В материале представлена   технология использования компьютерных программ  "LEKO".для пошива одежды разного стиля....