Кружок "Умелые руки"
рабочая программа по технологии (6, 7 класс) на тему
Программа кружка для учащихся 6-7 классов (девочки)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_umelye_ruki-ryzhkova.doc | 79.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Оборонинская средняя общеобразовательная школа»
р.п. Мордово
Мордовского района
Тамбовской области
Утверждена методическим
советом МБОУ «Оборонинская сош»
протокол № 1 от 30.08.2013 г.
Директор: /В.А.Шевченко
Рабочая программа
дополнительного образования
детей
«Умелые руки».
Возраст учащихся: 11-13 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель:
Рыжкова А.А.,
педагог дополнительного
образования
2. Информационная карта
1. Учреждение: МБОУ «Оборонинская средняя общеобразовательная школа»
2. Полное название программы: Рабочая программа дополнительного образования детей «Умелые руки»
3. Ф.И.О., должность автора: Рыжкова Анастасия Александровна, учитель технологии
4. Сведения о программе
4.1. Нормативная база:
Закон РФ «Об образовании» Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.06 № 06 - 1844. "Примерные требования к программам дополнительного образования детей для использования в практической работе".
- Письмо Министерства образования Российской Федерации от 18 июня 2003 г. №28-02-484/16 Минобразования России. "Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей, утвержденные на заседании Научно-методического совета по дополнительному образованию детей Минобразования России».
- Письмо управления образования и науки области от 23.08.2013 № 1.06-08/3684 «Об организации образовательного процесса в общеобразовательных организациях, расположенных на территории Тамбовской области, в 2013-2014 учебном году».
Положение об учреждениях дополнительного образования
Устав (название учреждения)
4.2. Область применения: дополнительное образование детей
4.3. Направленность: художественно-эстетическая
4.4. Тип программы: модифицированная
4.5. Вид программы: образовательная
4.6. Возраст обучающихся: 11-13 лет
4.7. Продолжительность обучения: 1 год
5. Рецензенты и авторы отзывов:
6. Заключение методического совета: Протокол заседания № 1 от 30.08. 2013 г.
3.Пояснительная записка
Творческое развитие школьников осуществляется через знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства, традициями народных ремесел, образцами дизайнерских разработок.
Программа кружка «Умелые руки» имеет художественно-эстетическую направленность; предполагает:
-новое решение проблем дополнительного образования; методики преподавания: педагогические технологии в проведении занятий.
Программа направлена на получение результатов исследований: анализ детского и родительского спроса на дополнительные образовательные услуги; современные требования модернизации системы образования.
Обучение ведется по блоковой программе и включает разделы: лоскутная пластика и изготовление экспозиций из соломки.
Эти разновидности декоративно-прикладного творчества развивают художественный вкус, приучают к аккуратности, расширяют фантазию, воспитывают терпение. Незаслуженно забытые изделия ручного труда в настоящее время приобретают свою ценность и неповторимость.
Недаром в народе всегда ценим ручную работу как источник эмоциональной духовности.
Содержание кружка предусматривает ознакомление учащихся с основами композиции, материаловедением, технологией изготовления изделий из различного материала. В процессе занятий учащиеся знакомятся с литературой и иллюстративным материалом. Теоретический материал усваивается в сочетании с практическими работами. Учащиеся учатся сравнивать, сопоставлять разные элементы и детали.
Развивается наблюдательность, формируется творческое мышление, способствующее развитию ребенка.
Обработка материалов требует серьезных знаний и умений в обращении с ручными инструментами. Одновременно происходит соединение трудовой подготовки с эстетическим воспитанием.
В процессе практического обучения учащиеся осваивают виды обработки, технологию сборки. Программа предусматривает проведение традиционных форм занятий: лекции, беседы, индивидуальные и групповые занятия, выставки.
Особое место в работе кружка отводится индивидуальной работе с учащимися.
Весь процесс обучения должен быть творческим, направленным на изготовление красивых и нужных изделий, экспозиций, панно. Именно это имеет большое значение для воспитания у учащихся здорового нравственного начала, уважения к своему труду и людям труда. Гуманизм и жизнеутверждающая сила декоративно-прикладного искусства, уникальность технических приемов во многом способствуют формированию мировоззрения учащихся, их сознательному отношению к окружающему миру.
Работы могут быть изготовлены для дома, в подарок, использованы для оформления интерьера учебного заведения. Общественное значение результатов декоративно-прикладной деятельности играет определяющую роль в воспитании школьников.
Цель:
- Пробуждение интереса к новым направлениям народного творчества; развитие определенных способностей ребенка; обеспечение требуемого уровня образования.
Задачи:
-Включать обучающихся в познавательную деятельность;
-Способствовать приобретению определенных знаний, умений и навыков;
- Освоить технологию изготовления декоративных изделий из ткани, соломки;
- Знакомить с основами обработки материала;
- Прививать практические трудовые навыки при изготовлении изделий;
- Развивать пространственное воображение;
- Развивать творческий подход к порученному делу;
- Формировать духовно-нравственные качества личности;
- Развивать художественный вкус;
- Соблюдать правила техники безопасности при работе с колюще-режущими инструментами
Программа рассчитана для детей 11-13 лет. Срок реализации – 1 год. Группы одновозрастные, со сформированным интересом и мотивацией к данной предметной области; обладают определенными творческими способностями.
Программа рассчитана на 2 часа в неделю, продолжительность каждого занятия - 1 час.
Формы занятий: индивидуальная, групповая. Планируется проведение лекций, экскурсий, выставок, участие в конкурсах.
Ожидаемые результаты:
-Личностные: направленные на превращение знаний и способов деятельности, приобретенных в образовательном процессе, в систему ценностных ориентаций;
-Метапредметные: на осмысление, значимость выполнения учебных задач; ориентирование в нравственных нормах; исследование, поиск и отбор необходимой информации; умение слышать, слушать и понимать; вести дискуссию; правильно выражать свои мысли.
- Предметные; на освоение опыта деятельности по получению результата.
Педагогические технологии:
- технология развивающего обучения;
-технология исследовательского обучения;
-технология коллективной творческой деятельности;
-технология мастерских;
-технология проектного обучения;
- здоровьесберегающие технологии;
- проектные технологии.
В ходе выполнения программы учащиеся должны:
знать:
- назначение и технологические свойства используемых материалов;
- назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений;
- виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций.
уметь:
- рационально организовывать рабочее место;
- составлять последовательность технологических операций для изготовления изделия;
- выбирая материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ;
- выполнять технологические операции;
- соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами;
- находить и устранять допущенные дефекты;
- проводить разработку учебного проекта изделия.
4.Учебно-тематический план
№ | Наименование темы: | Всего | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие. Новые направления декоративно- Прикладного творчества. Из истории лоскутной пластики, соломки. | 2 | 2 | |
2 | Классификация материалов. Оборудование рабо чего места. Инструменты и приспособления при изготовлении изделий из соломки. | 2 | 2 | |
3 | Подготовка материалов, инструментов к работе. | 2 | 1 | 1 |
4 | Изготовление заготовок для аппликации. | 4 | 4 | |
5 | Изготовление основы для аппликации. | 4 | 4 | |
6 | Выполнение экспозиции растительного содержания (настурция, ромашки, маки, маргаритки) | 14 | 14 | |
7 | Творческий проект, подготовка и выполнение. | 4 | 4 | |
8 | Оборудование рабочего места и материалов при выполнении изделий из лоскута. | 2 | 1 | 1 |
9 | Заготовка форм и шаблонов. | 2 | 2 | |
10 | Мозаичная аппликация. Виды. | 4 | 1 | 3 |
11 | Варианты образа на основе одного шаблона. | 4 | 1 | 3 |
12 | Изменение пропорций исходной формы. | 4 | 1 | 3 |
13 | Разные образы на основе одного шаблона. | 4 | 1 | 3 |
14 | Использование одного шаблона. | 4 | 1 | 3 |
15 | Персонажи кукольного театра. Изготовление. | 8 | 1 | 7 |
16 | Подготовка и выполнение творческого проекта. | 4 | 4 | |
Всего: 72 часа |
5.Содержание программы
- Вводное занятие. Организационные вопросы.
Новые направления декоративно-прикладного творчества. Знакомство с программой курса. Из истории лоскутной пластики, соломки. Правила техники безопасности при работе с колюще-режущими инструментами.
- Классификация материалов.
Оборудование рабочего места. Инструменты и приспособления при изготовлении изделий из соломки.
3. Подготовка соломки к работе. Заготовка, хранение. Инструменты и материалы.
П/р: «Подготовка соломки».
4. Изготовление заготовок для аппликаций.
П/р. «Изготовление заготовок. Наклеивание на бумагу.»
5. Изготовление основы для аппликаций. Материалы. Виды и форма.
П/р: «Изготовление основы для аппликаций.»
6. Выполнение экспозиций растительного содержания. Подбор сюжетов. Перевод рисунка. Вырезание элементов. Наклеивание на основу.
П/р: «Перевод рисунка. Вырезание элементов. Наклеивание на основу.»
7. Подготовка и выполнение творческого проекта.
8. Оборудование рабочего места и подготовка материалов при выполнении изделий из лоскута. Правила техники безопасности. П/р: «Подготовка материалов.»
9. Заготовка форм и шаблонов. Виды. Материал.
П/р: «Заготовка форм и шаблонов.»
10. Мозаичная аппликация. Виды. Сочетание форм и цвета.
П/р: «Выполнение мозаичной аппликации.»
11. Варианты образа на основе одного шаблона. Сюжеты. Цветовое соотношение.
П/р: «Изготовление игрушек.»
12. Изменение пропорций исходной формы. Варианты. Технология выполнения.
П/р: «Изготовление игрушек путём изменения пропорций исходной формы.»
13. Разные образы на основе одного шаблона. Средства выразительности. Технология выполнения.
П/р: «Изготовление образов на основе одного шаблона.»
14. Использование одного шаблона. Детали и формы выразительности.
П/р: «Изготовление игрушек по одному шаблону.»
15. Персонажи кукольного театра. Изготовление. Цветовое соотношение. Технология выполнения.
П/р: «Изготовление персонажей для кукольного театра.»
16. Подготовка и выполнение творческого проекта.
6.Методическое обеспечение дополнительной программы
Тема | Форма занятий | Подведение итогов |
1. Изготовление изделий из соломки | Беседа, практическая работа, конкурс, творческий проект |
Выставка |
2. Изготовление изделий из лоскута | Практическая работа, конкурс, творческий проект | Участие в муниципальном, региональном конкурсах, артпроекте |
Материально- техническое обеспечение:
Материалы:
Соломка, ткань, нитки, клей ПВА, цветная бумага, ватман, фурнитура.
Инструменты:
Карандаши, ножницы, кисточки для клея, иглы.
Приспособления:
Рамки с плотной основой для обтягивания тканью, лекала, шаблоны.
7.Список литературы
- Клевенская, Цветы в интерьере, М., 2003.
- Моложавенко, Тайны красоты, М. «Педагогика», 2005.
- Попова О.С. Народные художественные промыслы, М, 2004.
- Симоненко В.Д., Технология, Учебник для учащихся 5-9 классов общеобразовательной школы, М, 2008.
- Хвостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. Пособие для учителей. М, Просвещение, 2007.
- Хесайон Д. Об оранжировке цветов, М., Кладезь, 2011г.
Литература для детей:
- Алексеевская Н. , Волшебные ножницы, М., «Лист», 2008г.
- Симоненко В.Д., Технология, Учебник для учащихся 5-9 классов общеобразовательной школы, М., 2010г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа профилактики суицидального поведения несовершеннолетних «Рука в руке»
По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди мо...
Программа "Рука в руке" по профилактике суицидального поведения
Данная программа предназначена для организации профилактической и коррекционной работы по предотвращению суицидальных попыток среди учащихся разных возрастных групп в ОУ...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «К вопросу о постановке правой руки у начинающих аккордеонистов (роль веса руки в формировании игровых движений)»
Методическая разработка «К вопросу о постановке правой руки у начинающих аккордеонистов (роль веса руки в формировании игровых движений)» посвящена одному из самых сложных вопросов развития аккордеонн...
Районная акция "Рука в руке"
Так сложилось, что Пуровский район Ямало-Ненецкого АО за все время его существования стал большим общим домом для людей разных национальностей. Национальные диаспоры глубоко интегрированы во все...
Проект по взаимодействию школы и семьи "Рука в руке"
Цель проекта: Обеспечение гармонии взаимоотношений школы и семьи для создания максимально благоприятных условий развития ребенка, реализации им индивидуального потенциала в условиях школьной ж...
Презентация проекта «Рука об руку»
Совершенствование системы сотрудничества логопеда с семьей как условие оптимизации педагогического процесса и социализации ребенка с тяжелыми речевыми нарушениями....
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ «Рука в руке».
Общеразвивающей программы дополнительного образования для детей-инвалидов «Рука в руке».Тип программы программа дополнительного образования.Статус программы: общеразвивающая программа коррекцион...