Программа "Рисунок" элективный учебный предмет
элективный курс по технологии (10, 11 класс) на тему
Программа "Рисунок" разработана для обучающихся 10-11 класса технологического профиля по направлению "Архитектура и дизайн"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
risunok.doc | 144 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9
с углубленным изучением предметов образовательной области «Технология», г. Нижневартовск
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа №9 с углубленным изучением предметов образовательной области «Технология» |
Рассмотрено педагогическим советом Протокол № 01 от «28» августа 2014 г. | Утверждаю Директор школы ____________Туценко З.Н. Приказ № 346 от 28.08. 2014 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по рисунку
(элективный учебный предмет)
среднее общее образование
10-11 класс
2014-2015 учебный год
Составитель Аюпова Сажида Аптулсакировна
учитель высшей квалификационной категории
г. Нижневартовск
2014 год
СОДЕРЖАНИЕ
Рецензия на рабочую программу ………………………………………………
Пояснительная записка …………………………………………………………
Учебная программа ……………………………………………………………..
Календарно-тематический план ……………………………………………….
Перечень учебно-методического обеспечения ……………………………….
Контрольно-измерительные материалы по предмету ……………………….
Мониторинг обученности ………………………………………………………
Перечень зачетных работ ………………………………………………………
Материально-техническое обеспечение ……………………………………….
РЕЦЕНЗИЯ
Программа по элективному курсу «Академический рисунок» для 10-11 классов составлена согласно требований к профильной подготовке обучающихся среднего общего образования.
Программа составлена на основе сборника программ: В.С. Кузин, С.Е. Игнатьев, С.П. Ломов, Э.И. Кубышкина, П.Ю. Коваленко. Рисунок. 5-11 кл. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. – М.: Дрофа, 2001
Программа откорректирована.
Программа состоит из самостоятельных модулей-разделов, каждый по 17 часов. Общее количество часов – 34 часа за год обучения, количество модулей – 2. Каждый модуль может рассматриваться как отдельная программа.
Программа по элективному курсу «Академический рисунок» для 10 классов логически дополняет элективный курс «Основы пространственно-конструктивной композиции» и расширяет профильную программу по технологии.
Программа по элективному курсу «Академический рисунок» способствует выбору будущей профессии в сфере архитектуры и дизайна и подготавливает учащихся к вступительному специальному экзамену в профильные вузы.
Руководитель кафедры «Технология» С.А. Аюпова
Программа курса "Академический рисунок "
Автор: Аюпова Сажида Аптулсакировна, учитель технологии
Классы: 10-11.
Цель: обучение учащихся графической грамоте, имеющих одаренность или способности в сфере проектно-художественной деятельности, а также профориентация в профессиональной области: архитектура, дизайн, рисунок, живопись и др.
Пояснительная записка
Рисунок представляет собой своеобразный стержень, на котором держится все изобразительное искусство.
Особая роль рисунка в изобразительном творчестве объясняется тем, что в процессе рисования, прежде всего рисования с натуры, можно непосредственно изучить форму, пропорции, конструктивное строение, пространственные отношения, перспективные сокращения и изменения формы, светотень, фактуру (материал, из которого сделан предмет). Любая композиция графическая, живописная, скульптурная и т. д. начинается с рисунка, с композиционных набросков, эскизов. Незаменим быстрый рисунок – наброски, зарисовки – при изображении быстро движущихся объектов, передаче плывущих по небу облаков, порывов ветра, всплеска волны и т. п.
Выпускники школ, планирующие поступать в вузы художественного, дизайнерского, архитектурно-строительного направления помимо общеобразовательных предметов должны при поступлении сдавать специальные дисциплины, одной из основных является рисунок.
Цель – научить грамотному видению объемной формы предметов и умению ее логически последовательно изображать на плоскости листа бумаги.
Программа состоит из самостоятельных модулей-разделов, каждый по 17 часов. Общее количество часов – 34 часа за год обучения, количество модулей – 2. Каждый модуль может рассматриваться как отдельная программа.
Основные учебно-воспитательные задачи курса:
- научить видеть объемную форму предметов;
- научить логически и последовательно изображать объемную форму предметов на плоскости листа бумаги;
- научить владеть основами закона светотени, пропорций, перспективы, композиции при изображении предметов на плоскости листа бумаги;
- научить приемам и правилам эскизной графики;
- эстетически воспитывать учащихся, формировать их духовную культуру и потребности постоянно общаться с изобразительным искусством, воспитывать уважительное отношение к труду художников;
- развивать художественно-творческие способности и склонности учащихся, фантазию, зрительно-образную память, эмоционально-эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности, формировать творческую индивидуальность;
- познакомить с графическим наследием выдающихся художников прошлого и настоящего, ролью рисунка в их творчестве.
Содержание курса составляет рисование с натуры, по памяти по воображению различных предметов и явлений окружающего мира, копирование рисунков художников, беседы об изобразительном искусстве. Ведущее место принадлежит рисованию с натуры.
В 10-11 классах все ранее полученные сведения о закономерностях композиции, конструктивного строения предметов, перспективы, светотени, о фактуре предметов, технике и приемах выполнения рисунков, выразительных особенностях художественных материалов систематизируются, углубляются и расширяются.
В процессе непосредственного изображения старшеклассники должны осознанно и творчески использовать эти закономерности, добиваясь выразительности и образности рисунков. Этому способствует ознакомление с творчеством известных художников, их манерой работы, их мыслями и представлениями об искусстве.
Натюрморты устанавливаются на подставках, ниже уровня горизонта. В зависимости от наполняемости класса натурных постановок должно быть не менее 2-4.
Большое внимание уделяется ознакомлению учащихся с художественными различными материалами и обучению работы с ними. Основным же материалом остается графитный карандаш, так как именно этот материал используют на вступительных испытаниях в вузе.
Каждый материал имеет свою выразительно-изобразительную специфику, свои изобразительные возможности. Графитный карандаш, цветные мелки, фломастер, пастель, акварель, тушь, перо, сангина, соус – со всеми этими материалами ребята должны знакомиться, впоследствии отдавая предпочтение некоторым из них. У учащихся развивается индивидуальный вкус и формируется свой художественно-образный язык.
Задания носят относительно длительный характер (3-4 часа) кратковременный (1-2 часа), быстрый – наброски и зарисовки (10-20 минут).
После каждого выполнения работ проводится выставление с анализом, как учителем, так и учащимися
После первого года обучения школьникам дается задание на лето, которое содержит вопросы по всем пройденным темам, что дает возможность закрепить.
Обучающиеся с начала курса начинают вести портфолио абитуриента, где накапливают графический и творческий материал для поступления в вузы.
Учебный план
Учебный курс рассчитан на 2 года обучения
Количество модулей: 4.
Один модуль – 17 часов.
В году – 2 модуля.
Количество часов в неделю: 1 час
Всего за 1 год: 34 часа.
Всего за 2 года: 68 часов.
Перечень знаний, умений и навыков по курсу
Учащиеся должны знать:
- свойства и особенности художественных материалов;
- закономерности строения художественной формы;
- последовательность работы над рисунком;
- закономерности светотени;
- закономерности пространственных отношений предметов;
- особенности зрительного восприятия пространства;
- теоретические основы линейной и воздушной перспективы.
Учащиеся должны уметь:
- пользоваться выразительными средствами рисунка;
- анализировать изображаемые предметы;
- передавать в рисунке объем и пространственное положение предметов на основе конструктивного строения и законов линейной и воздушной перспективы;
- рисовать с натуры, по памяти, по представлению отдельные предметы и натюрморты, птиц, животных и фигуры человека, а также рисовать на темы;
- передавать в рисунке свое эмоциональное отношение.
Цели и задачи педагога в рамках преподавания элективного курса «Академический рисунок» для 10 класса:
- ориентировать учащихся в профессиональной сфере архитектуры и дизайна;
- увеличить долю учащихся, выбравших профильные вузы для поступления на 10%;
- активно внедрять информационно - коммуникационные технологии в образовательный процесс;
- формировать компетентность самостоятельного получения информации из различных источников;
- использовать зачетный метод оценивания учащихся;
- активно использовать в 2013-2014 учебном году технологию накопительной оценки достижений учащихся старших классов – портфолио выпускника, как одного из эффективных методов мониторинга результатов учащихся.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«Академический рисунок», 10 класс
№ п/п | Наименование тем | Всего | В том числе | |
Теория | Практика | |||
Модуль 1. | ||||
Начальные сведения о рисунке (4 часа) | ||||
1. | Цели и задачи рисунка. Из истории рисунка. Виды и жанры. Материалы и инструменты | 1 | 1 | - |
2. | Техники. Выразительные средства рисунка | 1 | - | |
3. | Основные сведения о рисунке с натуры: форма и ее конструкция, композиция, пропорции, основы перспективы | 1 | - | 1 |
4. | Средства выявления формы. Светотень и ее закономерности. | 1 | - | 1 |
Рисование простых геометрических форм (13 часов) | ||||
5. | Рисунок каркасных геометрических тел и фигур | 2 | 1 | 1 |
6. | Рисунок геометрических тел из гипса, | 2 | - | 2 |
7. | Композиция из геометрических гипсовых тел. | 2 | - | 2 |
8. | Рисунок драпировок | 1 | - | 1 |
9. | Рисунок простых по форме предметов быта | 1 | - | 1 |
10. | Рисунок овощей и фруктов | 1 | - | 1 |
11. | Рисунок натюрморта из простых по форме предметов быта, овощей и фруктов с драпировками. Зачет | 4 | - | 4 |
Модуль 2. | ||||
Рисование сложных форм предметов быта и труда, архитектурных деталей, интерьера (17 часов) | ||||
1. | Рисунок сложных форм предметов быта и труда | 2 | - | 2 |
2. | Рисунок натюрморта из предметов быта и труда с драпировками | 3 | - | 3 |
3. | Рисунок гипсового орнамента | 2 | - | 2 |
4. | Рисунок архитектурной детали. | 3 | - | 3 |
5. | Рисунок интерьера. Рисунок интерьера с натуры | 3 | 1 | 2 |
6. | Рисунок интерьера по воображению. Зачет | 3 | - | 3 |
7. | Подведение итогов года. Выставка-отчет. Задание на лето | 1 | - | 1 |
«Академический рисунок», 11 класс
Модуль 3. | ||||
Изучение и изображение головы человека (17 часов) | ||||
1. | Цели и задачи курса. Проверка летнего задания. Зачет | 1 | 1 | - |
2. | Изображение головы человека. Пластическая анатомия костей черепа | 1 | - | 1 |
3. | Пластическая анатомия скелета шеи | 1 | - | 1 |
4. | Пластическая анатомия мышц головы | 1 | - | 1 |
5. | Пластическая анатомия мышц шеи | 1 | - | 1 |
6. | Пластическая анатомия глаза | 1 | - | 1 |
7. | Пластическая анатомия уха | 1 | - | 1 |
8. | Пластическая анатомия носа и рта | 1 | - | 1 |
9. | Рисование черепа | 1 | - | 1 |
10. | Рисование деталей головы: - носа, - глаза | 1 | - | 1 |
11. | Рисование деталей головы: - губ, - уха | 1 | - | 1 |
12. | Рисование гипсовой головы (обрубовка) | 2 | - | 2 |
13. | Рисование гипсовой маски. Аполлон | 2 | - | 2 |
14. | Рисование гипсовой головы. Гомер. Зачет | 2 | - | 2 |
Модуль 4. | ||||
Изучение и изображение фигуры человека (17 часов) | ||||
1. | Рисование фигуры человека: анатомия костей верхних и нижних конечностей | 1 | - | 1 |
2. | Рисование скелета | 2 | - | 2 |
3. | Пластическая анатомия мышц человеческого тела: туловища, верхних и нижних конечностей | 1 | - | 1 |
4. | Рисование мышечных структур | 1 | - | 1 |
5. | Рисование деталей фигуры человека (кисти, стопы) | 1 | - | 1 |
6. | Изучение и изображение фигуры человека | 1 | - | 1 |
7. | Рисование гипсового торса | 1 | - | 1 |
8. | Рисование фигуры человека | 2 | - | 2 |
9. | Рисование фигуры в движении | 2 | - | 2 |
10. | Рисование фигуры в одежде. Зачет | 3 | - | 3 |
11. | Рисование по памяти и представлению | 1 | - | 1 |
12. | Наброски и зарисовки фигуры человека. | 1 | - | 1 |
CПИСОК УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Учебники
- Жабинский В.И., Винтова А.В. Рисунок: Учеб. пособие – М.: ИНФРА-М, 2008.
- Ли Н.Г. Рисунок. Основы учебного академического рисунка: Учебник. – М.: Изд-во Эксмо, 2005
MULTIMEDIA – поддержка предмета
1. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2009г.»
2. Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164
3. Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/
4. Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/
Список учебно-методической литературы
- Алехин А.Д. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа. – М.: 1984
- Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты: Рисунок, живопись, композиция. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2109 «Черчение, рисование и труд». – М.: «Просвещение», 1981
- Бесчастнов Н.П. Черно-белая графика. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005
- Все о технике рисунка. – Испания, 2000
- Голубева О.Л. Основы композиции. Учебное пособие. – М.: «Изобразительное искуссво», 2001
- Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись. – М.: Высшая школа, 2000
- Костерин Н.П. Учебное рисование. – М.: 1980
- Ломоносова М.Т. Графика и живопись: Учеб. пособие. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2002
- Основы рисунка. Хосе М. Паррамон. – Испания, 1994
- Изобразительное искусство: Рисунок 1-11 кл. Живопись 1-11 кл. Основы живописи 5-9 кл.
- Основы народного и декоративно-прикладного искусства 1-8 кл. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев.- М.: 2001
- Рисунок. Живопись. Композиция: Хрестоматия Н.Н. Ростовцев, С.Е. Игнатьев, Е.В. Шорохов.- М.: 1989
- Ростовцев Н.Н. Академический рисунок. – М.: 1984
- Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. пед вузов – М.: Издательский центр «Академия», 1999
- Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для учащихся 5-8 кл. В 4 ч. Краткий словарь художественных терминов. Основы композиции. Основы живописи. Основы рисунка. – Обнинск: Титул, 2000
- Шорохов С.В. Композиция. – М.: 1986
- Энциклопедический словарь юного художника. – М.: 1983
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ПРЕДМЕТУ
Зачет по профильной дисциплине «Академический рисунок», 10 класс
Профиль «Архитектура и дизайн»
Пояснительная записка
Зачеты по элективному курсу «Академический рисунок являются обязательными, так как это основополагающий предмет в программе обучения архитектуре и дизайну во всех профильных высших учебных заведениях и на вступительных экзаменах является обязательным.
Учащиеся выполняют различные задания с натуры в зависимости от модуля.
Работы выполняются на листах формата: натюрморт – А-3 или А-2.
Пример одного из заданий (зачет №1, модуль 1): в аудитории представлены три вида постановок различной сложности:
- натюрморт из геометрических тел (2-3) на нейтральном фоне;
- простой натюрморт из бытовых предметов (2-3) на нейтральном фоне;
- более сложный натюрморт из бытовых предметов (3-4) драпировками.
Выбор натюрморта по сложности определяется учителем по уровню подготовленности учащихся: некоторые учащиеся имеют художественную подготовку (3 вид), другие способные, но ранее не занимались и поэтому не имеют необходимых навыков (2 вид) и учащиеся, не проявляющие особых склонностей в изобразительной деятельности или медленно усваивающие материал (1 вид).
Время выполнения 4 астрономических часа, проводится во внеурочное время, либо как домашнее задание с последующим выставлением (вывеской).
Содержание зачета №1.
по профильной дисциплине «Академический рисунок»
Форма проведения: работа в аудитории (рисунок с натуры)
Работа в аудитории: учащиеся рисуют натюрморт из предметов быта простой формы.
Рисунок выполняется карандашом на листе бумаги размером 30*40 см (формат А3) в течение 6 часов (астрономических).
Этапы работы над натюрмортом:
- внимательное изучение постановки;
- определение формата листа;
- нахождение композиционного размещения изображения в формате листа, определение пропорций всех предметов постановки и соотношения пространственных планов;
- конструктивное построение;
- определение тональных отношений постановки;
- соблюдение основного закона изображения: следует идти от общего к частному, от общего построения главных масс к последовательному насыщению их деталями;
- завершающим этапом является тщательная прорисовка деталей и обобщение всего рисунка;
- вспомогательные линии, которые были использованы в процессе построения рисунка и поиска связей между деталями могут быть сохранены.
Критерии
оценивания зачета по дисциплине «Академический рисунок»
При сдаче зачета по рисунку (рисование натюрморта из бытовых предметов простой формы) необходимо выполнить следующие условия:
- закомпоновать изображение на листе бумаги;
- выявить особенности конструкции объема, пропорциональные отношения частей и целого;
- промоделировать закономерности системы светотеневых отношений;
- выполнить работу графически грамотно, убедительно, прорисовать детали и обобщить рисунок.
Учащиеся, выполнившие все эти условия, получают высший балл -5 /пять/.
За работы, в которых имеются незначительные отступления от общих требований: неубедительность компоновки, не совсем точные пропорции и светотеневые характеристики, нарушения в деталях, ставится оценка – 4 /четыре/.
Работы, имеющие серьезные ошибки в компоновке, нарушения в пропорциях и светотеневой моделировке, неточны в деталях, не обобщены, получают оценку –3 /три/.
Работы, в которых совершенно не выполнены общие требования: изображение не закомпоновано, размещение на листе случайно, пропорции искажены, тональное решение неграмотно, детали не прорисованы, рисунок не обобщен, дробен, оценивается низшим баллом – 2 /два/.
МОНИТОРИНГ ОБУЧЕННОСТИ
Мониторинг обученности в рамках элективных курсов – это результаты зачетных работ и накопительная оценка – портфолио абитуриента. Портфолио позволяет накопить графический материал для поступления в выбранный вуз.
Портфолио абитуриента
Форма портфолио – файловая папка с вкладышами, где размещаются листы формата А4 для исследовательских и творческих работ, а также для дипломов, грамот и т.п., а также папка формата А2 для накопления графических работ.
При оформлении портфолио учащиеся должны помнить о том, что с ним будут знакомиться другие люди, поэтому важно позаботиться о форме подачи личных достижений. В портфолио, следует включить исследовательские работы, творческие проекты по профилю. Целесообразно сохранить эти документы, так как они могут пригодиться при обучении уже в вузе.
ПЕРЕЧЕНЬ ЗАЧЕТНЫХ РАБОТ
- Зачет №1. Рисунок натюрморта из простых по форме предметов быта, овощей и фруктов с драпировками (Модуль 1).
- Зачет №2. Рисунок интерьера по воображению (Модуль 2).
- Зачет №3. Рисование гипсовой головы. Гомер. (Модуль 3).
- Зачет №4. Рисование фигуры в одежде. (Модуль 4).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая учебная программа интегрированного учебного курса «Основы математической логики» по учебному предмету информатика и ИКТ для обучающихся 8 класса
Программа элективного курса для 8 класса на 34 часа...
Интеграция учебного предмета технология с другими учебными предметами
В настоящее время общество нуждается в школе, которая может подготовить делового российского человека, отличающегося высоким уровнем творчества и профессионализма, обладающего нравственной позицией, ш...
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства по учебному предмету музыкальный инструмент предмет по выбору (фортепиано) срок обучения 3 года.
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства по учебному предмету музыкальный инструмент предмет по выбору (фортепиано) срок обучения 3 года....
3. Система и технология подготовки обучающихся к ЕГЭ, ОГЭ. Результаты сдачи ЕГЭ и ОГЭ. Результаты ГИА / ЕГЭ по учебному предмету (предметам).
Результаты экзаменов...
Рабочая программа учебного предмета «Физика» предметной области «Естественнонаучные предметы» на уровень основного образования Срок освоения-3года (для 7-9 классов)
Рабочая программа учебного предмета «Физика» предметной области «Естественнонаучные предметы» составлена в соответствии с п.18.22 ФГОС ООО. Рабочая программа разраб...
Программа учебного предмета английский язык Класс 3 (индивидуальное обучение по отдельному учебному предмету английский язык для детей с задержкой психического развития)
Программа учебного предмета английский язык Класс 3(индивидуальное обучение по отдельному учебному предмету английский язык для детей с задержкой психического ...
Содержание учебного предмета "Технология" 5-9 классы , учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля и с учётом рабочей программы воспитания.
Аннотация, Содержание учебного предмета "Технология" 5-9 классы на 2023-2024 год.,...