Программа "Рисунок" элективный учебный предмет
элективный курс по технологии (10, 11 класс) на тему

Аюпова Сажида Аптулсакировна

Программа "Рисунок" разработана для обучающихся 10-11 класса технологического профиля по направлению "Архитектура и дизайн"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon risunok.doc144 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9

с углубленным изучением предметов образовательной области «Технология», г. Нижневартовск

эмблема школы

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение « Средняя общеобразовательная  школа №9 с углубленным изучением предметов образовательной области «Технология»

                                                                                                 

Рассмотрено  педагогическим советом

Протокол № 01 от  «28» августа 2014 г.

Утверждаю

Директор школы ____________Туценко З.Н.

Приказ № 346 от 28.08. 2014 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по рисунку

(элективный учебный предмет)

среднее общее образование

10-11 класс

 

2014-2015 учебный год

Составитель Аюпова Сажида Аптулсакировна

                                                     учитель высшей квалификационной категории

г. Нижневартовск

2014 год

СОДЕРЖАНИЕ

Рецензия на рабочую программу ………………………………………………

Пояснительная записка …………………………………………………………

Учебная программа ……………………………………………………………..

Календарно-тематический план ……………………………………………….

Перечень учебно-методического обеспечения ……………………………….

Контрольно-измерительные материалы по предмету ……………………….

Мониторинг обученности ………………………………………………………

Перечень зачетных работ ………………………………………………………

Материально-техническое обеспечение ……………………………………….

РЕЦЕНЗИЯ

Программа по элективному курсу «Академический рисунок» для 10-11 классов составлена согласно требований к профильной подготовке обучающихся среднего общего образования.

Программа составлена на основе сборника программ: В.С. Кузин, С.Е. Игнатьев, С.П. Ломов, Э.И. Кубышкина, П.Ю. Коваленко. Рисунок. 5-11  кл. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. – М.: Дрофа, 2001

Программа откорректирована.

Программа состоит из самостоятельных модулей-разделов, каждый по 17 часов. Общее количество часов – 34 часа за год обучения, количество модулей – 2. Каждый модуль может рассматриваться как отдельная программа.

Программа по элективному курсу «Академический рисунок» для 10 классов логически дополняет элективный курс   «Основы пространственно-конструктивной композиции» и расширяет профильную программу по технологии.

Программа по элективному курсу «Академический рисунок»  способствует выбору будущей профессии в сфере архитектуры и дизайна и подготавливает учащихся к вступительному специальному экзамену в профильные вузы.

Руководитель кафедры «Технология»                                     С.А. Аюпова

Программа курса "Академический рисунок "

Автор: Аюпова Сажида Аптулсакировна, учитель технологии

Классы: 10-11.

Цель: обучение учащихся графической грамоте, имеющих одаренность или способности в сфере проектно-художественной деятельности, а также профориентация в профессиональной области: архитектура, дизайн, рисунок, живопись и др.

Пояснительная записка

Рисунок представляет собой своеобразный стержень, на котором держится все изобразительное искусство.

Особая роль рисунка в изобразительном творчестве объясняется тем, что в процессе рисования, прежде всего рисования с натуры, можно непосредственно изучить форму, пропорции, конструктивное строение, пространственные отношения, перспективные сокращения и изменения формы, светотень, фактуру (материал, из которого сделан предмет). Любая композиция графическая, живописная, скульптурная и т. д. начинается с рисунка, с композиционных набросков, эскизов. Незаменим быстрый рисунок – наброски, зарисовки – при изображении быстро движущихся объектов, передаче плывущих по небу облаков, порывов ветра, всплеска волны и т. п.

Выпускники школ, планирующие поступать в вузы художественного, дизайнерского, архитектурно-строительного направления помимо общеобразовательных предметов должны при поступлении сдавать специальные дисциплины, одной из основных является рисунок.

Цель – научить грамотному видению объемной формы предметов и умению ее логически последовательно изображать на плоскости листа бумаги.

Программа состоит из самостоятельных модулей-разделов, каждый по 17 часов. Общее количество часов – 34 часа за год обучения, количество модулей – 2. Каждый модуль может рассматриваться как отдельная программа.

Основные учебно-воспитательные задачи курса:

  • научить видеть объемную форму предметов;
  • научить логически и последовательно изображать объемную форму предметов на плоскости листа бумаги;
  • научить владеть основами закона светотени, пропорций, перспективы, композиции при изображении предметов на плоскости листа бумаги;
  • научить приемам и правилам эскизной графики;
  • эстетически воспитывать учащихся, формировать их духовную культуру и потребности постоянно общаться с изобразительным искусством, воспитывать уважительное отношение к труду художников;
  • развивать художественно-творческие способности и склонности учащихся, фантазию, зрительно-образную память, эмоционально-эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности, формировать творческую индивидуальность;
  • познакомить с графическим наследием выдающихся художников прошлого и настоящего, ролью рисунка в их творчестве.

     Содержание курса составляет рисование с натуры, по памяти по воображению различных предметов и явлений окружающего мира, копирование рисунков художников, беседы об изобразительном искусстве. Ведущее место принадлежит рисованию с натуры.

          В 10-11 классах все ранее полученные сведения о закономерностях композиции, конструктивного строения предметов, перспективы, светотени, о фактуре предметов, технике и приемах выполнения рисунков, выразительных особенностях художественных материалов систематизируются, углубляются и расширяются.

     В процессе непосредственного изображения старшеклассники должны осознанно и творчески использовать эти закономерности, добиваясь выразительности и образности рисунков. Этому способствует ознакомление с творчеством известных художников, их манерой работы, их мыслями и представлениями об искусстве.

Натюрморты устанавливаются на подставках, ниже уровня горизонта. В зависимости от наполняемости класса натурных постановок должно быть не менее 2-4.

Большое внимание уделяется ознакомлению учащихся с художественными различными материалами и обучению работы с ними. Основным же материалом остается графитный карандаш, так как именно этот материал используют на вступительных испытаниях в вузе.

     Каждый материал имеет свою выразительно-изобразительную специфику, свои изобразительные возможности. Графитный карандаш, цветные мелки, фломастер, пастель, акварель, тушь, перо, сангина, соус – со всеми этими материалами ребята должны знакомиться, впоследствии отдавая предпочтение некоторым из них. У учащихся развивается индивидуальный вкус и формируется свой художественно-образный язык.

Задания носят относительно длительный характер (3-4 часа) кратковременный (1-2 часа), быстрый – наброски и зарисовки (10-20 минут).

После каждого выполнения работ проводится выставление с анализом, как учителем, так и учащимися

После первого года обучения школьникам дается задание на лето, которое содержит вопросы по всем пройденным темам, что дает возможность закрепить.

Обучающиеся с начала курса начинают вести портфолио абитуриента, где накапливают графический и творческий материал для поступления в вузы.

Учебный план

Учебный курс рассчитан на 2 года обучения

Количество модулей: 4.

Один модуль – 17 часов.

В году – 2 модуля.

Количество часов в неделю: 1  час

Всего за 1 год: 34 часа.

Всего за 2 года: 68 часов.

Перечень знаний, умений и навыков по курсу

Учащиеся должны знать:

  • свойства и особенности художественных материалов;
  • закономерности строения художественной формы;
  • последовательность работы над рисунком;
  • закономерности светотени;
  • закономерности пространственных отношений предметов;
  • особенности зрительного восприятия пространства;
  • теоретические основы линейной и воздушной перспективы.

Учащиеся должны уметь:

  • пользоваться выразительными средствами рисунка;
  • анализировать изображаемые предметы;
  • передавать в рисунке объем и пространственное положение предметов на основе конструктивного строения и законов линейной и воздушной перспективы;
  • рисовать с натуры, по памяти, по представлению отдельные предметы и натюрморты, птиц, животных и фигуры человека, а также рисовать на темы;
  • передавать в рисунке свое эмоциональное отношение.

Цели и задачи педагога в рамках преподавания элективного курса «Академический рисунок»  для 10 класса:

  • ориентировать учащихся в профессиональной сфере архитектуры и дизайна;
  • увеличить долю учащихся, выбравших профильные вузы для поступления на  10%;
  • активно внедрять информационно - коммуникационные технологии в образовательный процесс;
  • формировать компетентность самостоятельного получения информации из различных источников;
  • использовать зачетный метод оценивания учащихся;
  • активно использовать в 2013-2014 учебном году технологию накопительной оценки достижений учащихся старших классов – портфолио выпускника, как одного из эффективных методов мониторинга результатов учащихся.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 «Академический рисунок», 10 класс

п/п

Наименование тем

Всего

В том числе

Теория

Практика

Модуль 1.

Начальные сведения о рисунке (4 часа)

1.

Цели и задачи рисунка. Из истории рисунка. Виды и жанры. Материалы и инструменты

1

1

-

2.

Техники. Выразительные средства рисунка

1

-

3.

Основные сведения о рисунке с натуры: форма и ее конструкция, композиция, пропорции, основы перспективы

1

-

1

4.

Средства выявления формы. Светотень и ее закономерности.

1

-

1

Рисование простых геометрических форм (13 часов)

5.

Рисунок каркасных геометрических тел и фигур

2

1

1

6.

Рисунок геометрических тел из гипса,

2

-

2

7.

Композиция из геометрических гипсовых тел.

2

-

2

8.

Рисунок драпировок

1

-

1

9.

Рисунок простых по форме предметов быта

1

-

1

10.

Рисунок овощей и фруктов

1

-

1

11.

Рисунок натюрморта из простых по форме предметов быта, овощей и фруктов с драпировками. Зачет

4

-

4

Модуль 2.

Рисование сложных форм предметов быта и труда, архитектурных деталей, интерьера (17 часов)

1.

Рисунок сложных форм предметов быта и труда

2

-

2

2.

Рисунок натюрморта из предметов быта и труда с драпировками

3

-

3

3.

Рисунок гипсового орнамента

2

-

2

4.

Рисунок архитектурной детали.

3

-

3

5.

Рисунок интерьера. Рисунок интерьера с натуры

3

1

2

6.

Рисунок интерьера по воображению. Зачет

3

-

3

7.

Подведение итогов года. Выставка-отчет. Задание на лето

1

-

1

«Академический рисунок», 11 класс

Модуль 3.

Изучение и изображение головы человека (17 часов)

1.

Цели и задачи курса. Проверка летнего задания. Зачет

1

1

-

2.

Изображение головы человека. Пластическая анатомия костей черепа

1

-

1

3.

Пластическая анатомия скелета шеи

1

-

1

4.

Пластическая анатомия мышц головы

1

-

1

5.

Пластическая анатомия мышц шеи

1

-

1

6.

Пластическая анатомия глаза

1

-

1

7.

Пластическая анатомия уха

1

-

1

8.

Пластическая анатомия носа и  рта

1

-

1

9.

Рисование черепа

1

-

1

10.

Рисование деталей головы:

- носа,

- глаза

1

-

1

11.

Рисование деталей головы:

- губ,

- уха

1

-

1

12.

Рисование гипсовой головы (обрубовка)

2

-

2

13.

Рисование гипсовой маски. Аполлон

2

-

2

14.

Рисование гипсовой головы. Гомер. Зачет

2

-

2

Модуль 4.

Изучение и изображение фигуры человека (17 часов)

1.

Рисование фигуры человека: анатомия костей верхних и нижних конечностей

1

-

1

2.

Рисование скелета

2

-

2

3.

Пластическая анатомия мышц человеческого тела: туловища, верхних и нижних конечностей

1

-

1

4.

Рисование мышечных структур

1

-

1

5.

Рисование деталей фигуры человека (кисти, стопы)

1

-

1

6.

Изучение и изображение фигуры человека

1

-

1

7.

Рисование гипсового торса

1

-

1

8.

Рисование фигуры человека

2

-

2

9.

Рисование фигуры в движении

2

-

2

10.

Рисование фигуры в одежде. Зачет

3

-

3

11.

Рисование по памяти и представлению

1

-

1

12.

Наброски и зарисовки фигуры человека.

1

-

1

CПИСОК УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Учебники

  1. Жабинский В.И., Винтова А.В. Рисунок: Учеб. пособие – М.: ИНФРА-М, 2008.
  2. Ли Н.Г. Рисунок. Основы учебного академического рисунка: Учебник. – М.: Изд-во Эксмо, 2005

MULTIMEDIA – поддержка предмета

1. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2009г.»

2. Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

3. Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/

4. Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/

Список учебно-методической литературы

  1. Алехин А.Д. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа. – М.: 1984
  2. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты: Рисунок, живопись, композиция. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2109 «Черчение, рисование и труд». – М.: «Просвещение», 1981
  3. Бесчастнов Н.П. Черно-белая графика. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005
  4. Все о технике рисунка. – Испания, 2000
  5. Голубева О.Л. Основы композиции. Учебное пособие. – М.: «Изобразительное искуссво», 2001
  6. Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись. – М.: Высшая школа, 2000
  7. Костерин Н.П. Учебное рисование. – М.: 1980
  8. Ломоносова М.Т. Графика и живопись: Учеб. пособие. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2002
  9. Основы рисунка. Хосе М. Паррамон. – Испания, 1994
  10. Изобразительное искусство: Рисунок 1-11 кл. Живопись 1-11 кл. Основы живописи 5-9 кл.
  11. Основы народного и декоративно-прикладного искусства 1-8 кл. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев.- М.: 2001
  12. Рисунок. Живопись. Композиция: Хрестоматия Н.Н. Ростовцев, С.Е. Игнатьев, Е.В. Шорохов.- М.: 1989
  13. Ростовцев Н.Н. Академический рисунок. – М.: 1984
  14. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. пед вузов – М.: Издательский центр «Академия», 1999
  15. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для учащихся 5-8 кл. В 4 ч. Краткий словарь художественных терминов. Основы композиции. Основы живописи. Основы рисунка. – Обнинск: Титул, 2000
  16. Шорохов С.В. Композиция. – М.: 1986
  17. Энциклопедический словарь юного художника. – М.: 1983

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ПРЕДМЕТУ

Зачет по профильной дисциплине «Академический рисунок», 10 класс

Профиль «Архитектура и дизайн»

Пояснительная записка

Зачеты по элективному курсу «Академический рисунок являются обязательными, так как это основополагающий предмет в программе обучения архитектуре и дизайну во всех профильных высших учебных заведениях и на вступительных экзаменах является обязательным.

Учащиеся выполняют различные задания с натуры в зависимости от модуля.

Работы выполняются на листах формата: натюрморт – А-3 или А-2.

Пример одного из заданий (зачет №1, модуль 1): в аудитории представлены три вида постановок различной сложности:

  1. натюрморт из геометрических тел (2-3) на нейтральном фоне;
  2. простой натюрморт из бытовых предметов (2-3) на нейтральном фоне;
  3. более сложный натюрморт из бытовых предметов (3-4) драпировками.

Выбор натюрморта по сложности определяется учителем по уровню подготовленности учащихся: некоторые учащиеся имеют художественную подготовку (3 вид), другие способные, но ранее не занимались и поэтому не имеют необходимых навыков (2 вид) и учащиеся, не проявляющие особых склонностей в изобразительной деятельности или медленно усваивающие материал (1 вид).

Время выполнения 4 астрономических часа, проводится во внеурочное время, либо как домашнее задание с последующим выставлением (вывеской).

Содержание зачета №1.

по профильной дисциплине «Академический рисунок»

 Форма проведения: работа в аудитории (рисунок с натуры)   

 Работа в аудитории: учащиеся рисуют натюрморт из предметов быта простой формы.

    Рисунок выполняется карандашом на листе бумаги размером 30*40 см (формат А3) в течение 6 часов (астрономических).

    Этапы работы над натюрмортом:

  1. внимательное изучение постановки;
  2. определение формата листа;
  3. нахождение композиционного размещения изображения в формате листа, определение пропорций всех предметов постановки и соотношения пространственных планов;
  4. конструктивное построение;
  5. определение тональных отношений постановки;
  6. соблюдение основного закона изображения: следует идти от общего к частному, от общего построения главных масс к последовательному насыщению их деталями;
  7. завершающим этапом является тщательная прорисовка деталей и обобщение всего рисунка;
  8. вспомогательные линии, которые были использованы в процессе построения рисунка и поиска связей между деталями могут быть сохранены.

Критерии

оценивания зачета по дисциплине «Академический рисунок»

      При сдаче зачета по рисунку (рисование натюрморта из бытовых предметов простой формы) необходимо выполнить следующие условия:

  • закомпоновать изображение на листе бумаги;
  • выявить особенности конструкции объема, пропорциональные отношения частей и целого;
  • промоделировать закономерности системы светотеневых отношений;
  • выполнить работу графически грамотно, убедительно, прорисовать детали и обобщить рисунок.

      Учащиеся, выполнившие все эти условия, получают высший балл -5 /пять/.

      За работы, в которых имеются незначительные отступления от общих требований: неубедительность компоновки, не совсем точные пропорции и светотеневые характеристики, нарушения в деталях, ставится оценка – 4 /четыре/.

       Работы, имеющие серьезные ошибки в компоновке, нарушения в пропорциях и светотеневой моделировке, неточны в деталях, не обобщены, получают оценку –3 /три/.

       Работы, в которых совершенно не выполнены общие требования: изображение не закомпоновано, размещение на листе случайно, пропорции искажены, тональное решение неграмотно, детали не прорисованы, рисунок не обобщен, дробен, оценивается низшим баллом – 2 /два/.

МОНИТОРИНГ ОБУЧЕННОСТИ

Мониторинг обученности в рамках элективных курсов – это результаты зачетных работ и накопительная оценка – портфолио абитуриента. Портфолио позволяет накопить графический материал для поступления в выбранный вуз.

Портфолио абитуриента

Форма портфолио – файловая папка с вкладышами, где размещаются листы формата А4 для исследовательских и творческих работ, а также для дипломов, грамот и т.п., а также папка формата А2 для накопления графических работ.

При оформлении портфолио учащиеся должны помнить о том, что с ним будут знакомиться другие люди, поэтому важно позаботиться о форме подачи личных достижений. В портфолио, следует включить исследовательские работы, творческие проекты по профилю. Целесообразно сохранить эти документы, так как они могут пригодиться при обучении уже в вузе.

   

ПЕРЕЧЕНЬ ЗАЧЕТНЫХ РАБОТ

  1. Зачет №1. Рисунок натюрморта из простых по форме предметов быта, овощей и фруктов с драпировками (Модуль 1).
  2. Зачет №2. Рисунок интерьера по воображению (Модуль 2).
  3. Зачет №3. Рисование гипсовой головы. Гомер. (Модуль 3).
  4. Зачет №4. Рисование фигуры в одежде. (Модуль 4).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция учебного предмета технология с другими учебными предметами

В настоящее время общество нуждается в школе, которая может подготовить делового российского человека, отличающегося высоким уровнем творчества и профессионализма, обладающего нравственной позицией, ш...

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства по учебному предмету музыкальный инструмент предмет по выбору (фортепиано) срок обучения 3 года.

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства по учебному предмету музыкальный инструмент предмет по выбору (фортепиано) срок обучения 3 года....

Рабочая программа учебного предмета «Физика» предметной области «Естественнонаучные предметы» на уровень основного образования Срок освоения-3года (для 7-9 классов)

Рабочая программа  учебного предмета «Физика»  предметной области «Естественнонаучные предметы» составлена в соответствии с п.18.22 ФГОС ООО. Рабочая программа разраб...

Программа учебного предмета английский язык Класс 3 (индивидуальное обучение по отдельному учебному предмету английский язык для детей с задержкой психического развития)

Программа  учебного предмета   английский  язык Класс 3(индивидуальное обучение  по отдельному учебному предмету английский язык  для детей с задержкой психического ...