Интеграция учебного предмета технология с другими учебными предметами
статья по технологии (5 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
inegrirov._uroki_v_ramkah_fgos.docx | 48.13 КБ |
интеграция учебного предмета "технология" | 1.18 МБ |
Предварительный просмотр:
1 слайд. Интеграция учебного предмета технология
с другими учебными предметами
В настоящее время общество нуждается в школе, которая может подготовить делового российского человека, отличающегося высоким уровнем творчества и профессионализма, обладающего нравственной позицией, широтой компетенции.
Уже стало очевидным то, что традиционная система образования, реализующая лишь стандартные и однотипные образовательные программы, всё больше и больше входит в противоречие с объективной реальностью – тенденцией расширения образовательного спроса людей различных социальных категорий, уровней и групп.
Поэтому основной задачей образования на современном этапе является формирование конкурентоспособной личности. Новые образовательные стандарты, направлены именно на реализацию этой задачи. Перед школой возникает необходимость перестраивать учебный процесс в соответствии с запросами общества.
Песталоцци утверждал, что процесс обучения должен быть построен таким образом, чтоб, с одной стороны, разграничить между собой отдельные предметы, а с другой – объединить в нашем сознании схожие и родственные.
ФГОС предполагает не только формирование у детей универсальных учебных действий (УУД), но и требует от учителя компетентности, педагогического мастерства, рефлексивной составляющей своего самообразования. Без такой обширной теоретической базы у ученика трудно развить познавательный, исследовательский потенциал к учебной деятельности.
Одним из таких новшеств современной методики является интегрированный урок. Эта технология активно внедряется в школьные программы и связывает, на первый взгляд, несовместимые предметы.
ВЫ все прекрасно знаете, что такое межпредметные связи.
2 слайд. Но следует сразу развести понятие межпредметные связи и интегрированные уроки. Задачу использования межпредметных связей в учебном процессе в разные периоды выдвигали Коменский Я.А., Локк Д., Гербарт И., Дистервег А., Ушинский К.Д. В современной педагогике имеется более 40 определений категории межпредметные связи.
Г.Ф. Федорц предлагает такое определение: «Межпредметные связи есть педагогическая категория для обозначения синтезирующих, интегративных отношений между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедших свое отражение в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую и воспитательную функции в их органическом единстве».
Средства реализации межпредметных связей могут быть различны: вопросы, наглядные пособия, тексты, проблемные ситуации и познавательные задачи, конференции, «интегрированные» учебные дни, факультативные занятия и олимпиады.
Особенно эффективным средством реализации межпредметных связей является интегрированный урок.
На основе этого можно сделать вывод о том, что средства повышения эффективности обучения включают в себя реализацию межпредметных связей, а межпредметные связи, в свою очередь, наиболее полно воплощаются через применение технологии интегрированного обучения.
В методической литературе можно встретить много определений понятия
3 слайд. Интеграция.
Интеграция – (лат. Integratio < integer целый) – объединение в целое каких- либо частей или элементов. (сл.Ожёгова)
К примеру в работе Кульневича С. В., Лакоценина Т.Т. «Анализ современного урока» приводится следующее определение:
«Интеграция – это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области».
1Интеграция - (лат. Integratio- восстановление-восполнение) процесс сближения и связи наук, состояние связанности отдельных частей в одно целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию. Главная цель интеграции - создание у школьника целостного представления об окружающем мире, т. е. формирование мировоззрения.
4 слайд. Рассмотрим некоторые возможности при интегрированном построении учебного процесса, позволяющих качественно решать задачи обучения и воспитания учащихся:
1. Переход от внутрипредметных связей к межпредметным позволяет ученику переносить способы действий с одних объектов на другие, что облегчает учение и формирует представление о целостности мира.
2. Увеличение доли проблемных ситуаций в структуре интеграции предметов активизирует мыслительную деятельность школьника.
3. Интеграция ведет к увеличению доли обобщающих знаний, позволяющих школьнику одновременно проследить весь процесс выполнения действий от цели до результата, осмысленно воспринимать каждый этап работы.
4. Интеграция увеличивает информативную емкость урока.
5. Интеграция позволяет находить новые факторы, которые подтверждают или углубляют определенные наблюдения, выводы учащихся при изучении различных предметов.
6. Интеграция является средством мотивации учения школьников, помогает активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся, способствует снятию перенапряжения и утомляемости.
7. Интеграция учебного материала способствует развитию творчества учащихся, позволяет им применять полученные знания в реальных условиях, является одним из существенных факторов воспитания культуры, важным средством формирования личностных качеств, направленных на доброе отношение к природе, к людям, к жизни.
Интегрированным уроком называется любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных предметов].
5 слайд.Традиционно, понятие «интеграция» может иметь два значения:
а) создание у учеников целостного представления об окружающем мире (исходя из такого раскрытия этой категории, интеграция рассматривается как цель обучения); б) нахождение общего фундамента взаимопроникновения знаний (в таком понимании интеграция является средством обучения).
Несомненно, многие педагоги владеют понятиями из теоретической базы необходимых, но не многие учитывают критерии эффективной реализации интегрированного урока, такие как:
- Активизация познавательной творческой деятельности учащихся, развитие познавательного интереса через проблемное обучение;
- Вовлечение учащихся в самостоятельную практическую деятельность;
- Развитие исследовательских навыков и умения принимать самостоятельное решение;
- Формирование у учащихся современных представлений о целостности и развитии природы;
- Формирование системного мышления и глубокое осознанное усвоение понятий. [2, с.39].
6 слайд. Для успешной реализации интегрированного обучения необходимо понимать функции интегрированных уроков:
- Методологическая функция – формирование у учащихся современных представлений изучаемых дисциплин.
- Образовательная функция – формирование системности, связанности отдельных частей как системы, глубины, гибкости осознанность познания.
- Развивающая функция – формирование познавательной активности, преодоление инертности мышления, расширения кругозора.
- Воспитывающая функция – отражает политехническую направленность.
- Конструктивная функция – совершенствование содержания учебного материала, методов и форм организации обучения.
В свою очередь чтобы провести интегрированный урок необходимо учесть следующие условия:
в первую очередь учитель должен выбрать объект изучения на уроке и внимательно проанализировать содержание урока.
Далее к подготовке урока можно привлечь учащихся, как правило, они всегда рады помочь учителю.
В процессе реализации урока нужно подумать о технологиях самообразования учащихся (этот компонент выделяется и в УУД). Учитель не должен забывать и о использовании методов проблемного обучения, так как благодаря чему происходит активизация мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока. Продуманное сочетание индивидуальных и групповых форм работы так же является неотъемлемой частью интегрированного урока. Ну и конечно же следует не забывать про учет возрастных психологических особенностей обучающихся и их ориентацию на здоровый образ жизни.
7 слайд Интегрированным урокам присущ значительный потенциал, который реализуется при следующих дидактических условиях:
а) правильное вычисление междисциплинарного объекта изучения, он должен быть актуальным и проблемным, содержать естественную межпредметную связь;
б) тесное сотрудничество учителей при подготовке урока;
в) руководство работой учащихся, готовящихся выступать на интегрированном уроке;
г) на всех этапах урока активизация мыслительной деятельности и обязательное использование приёмов обратной связи.
д) обеспечение преемственности между каждой частью урока на основе общего подхода.
Учитель должен хорошо знать психологический климат, возрастные особенности, возможности класса. Это позволит ему решить, какими приемами и методами можно осуществить межпредметные связи.
Интеграция - это не смена деятельности и не простое перенесение знаний или действий, которые усвоили дети, из одного предмета в другой для ликвидации утомительных повторных объяснений уже известного или для ускорения процесса обучения, или для закрепления знаний, умений и навыков.
Интеграция - средство интенсификации урока, высокая форма воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени. Межпредметные связи можно успешно использовать для дополнения, подтверждения или восполнения знаний учащихся в родственных предметах.
8 слайд. Структура интегрированных уроков требует особой четкости и стройности, продуманности и логической взаимосвязи изучаемого материала по различным предметам на всех этапах изучения. Это успешно достигается за счет компактного, сконцентрированного использования учебного материала программы, а, кроме того, подключения некоторых современных способов организации и изучения учебного материала.
8 слайд. Вот наиболее общая классификация интегрированных уроков по способу их организации:
-конструирование и проведение урока двумя и более учителями разных дисциплин;
-конструирование и проведение интегрированного урока одним учителем, имеющим базовую подготовку по соответствующим дисциплинам;
-создание на этой основе интегрированных тем, разделов, курсов.
Одно из обязательных и основных требований интегрированного преподавания - повышение роли самостоятельной работы учащихся, потому что интеграция неизбежно расширяет тематику изучаемого материала, вызывает необходимость более глубокого анализа и обобщения явлений, круг которых увеличивается за счет других предметов.
9 слайд. Требования к планированию, организации и проведению интегрированных уроков:
- Определение системы таких уроков на целый год и включение их в календарно-тематическое планирование.
- Тщательное планирование каждого урока, выделение главной и сопутствующей целей.
- Моделирование (то есть анализ, отбор, многократная перепроверка) содержания уроков, наполнение их тем содержанием, которое поддерживает главную цель.
- Тщательный выбор типа и структуры урока, методов и средств обучения.
- Оптимальная нагрузка детей впечатлениями.
- Привлечение к проведению интегрированных уроков педагогов различных учебных предметов и специалистов.
10 слайд.Так же невозможно реализовать интегрированный урок, не зная его типов и форм. Интегрированное обучение предполагает проведение уроков с широким использованием современных педагогических технологий и даже предоставляет возможность проведения бинарных уроков.
Итак, первый тип урока, соответствующий ФГОС – это урок формирования новых знаний. Данный урок решает комплекс задач, поставленных учителем путём сочетаемости разнообразных методов, средств и технологий. Формами проявления такого урока являются: урок-путешествие, урок-исследование, урок-экскурсия, мультимедиа-урок, проблемный урок.
При такой форме организации применяются как объяснительно-иллюстративные, так и частично поисковые, исследовательские методы обучения, дискуссия, разнообразные источники знаний, программы телевидения, кинофрагменты, мультимедийные курсы, интернет-технологии, другие технические средства обучения и контроля. Широко используются также разнообразные формы работы: групповая, фронтальная, звеньевая, парная, индивидуальная. На таких уроках создается больше возможностей для решения познавательных задач, высказывания предложений реализации творческого потенциала, словом создаются условия для полного развития личности учащегося.
Следующий тип урока не менее интересный – это урок открытия нового знания. Главенствующая цель такого урока – это выработка у учащихся умений, навыков и компетенций в рамках учебной программы. Задачи такого урока разделяются на три группы:
- образовательные: познакомить; дать представление; выработать умение; научить владению приемами;
- воспитательные: показать роль:; вовлечь в активную практическую деятельность; способствовать воспитанию природо- и культуроохранного, экологического сознания; создавать объективную основу для воспитания и любви к родному краю; совершенствовать навыки общения;
- развивающие: научить работать с дополнительной литературой и другими источниками информации; готовить доклады; выступать перед аудиторией, формирование критического мышления; умения анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы.
На уроке открытия нового знания используются следующие формы обучения: урок-практикум, урок-сочинение, урок – деловая или ролевая игра, комбинированный урок, урок-путешествие.
Далее выделяется урок обобщения, для более глубокого усвоение знаний, высокий уровень обобщения, систематизации. Такие уроки проводятся при изучении основных разделов программы или в конце учебной четверти, года. К ним можно отнести итоговые уроки. На уроке повторения и систематизации знаний учащиеся включаются в различные виды деятельности. Проводятся беседы, дискуссии, лабораторные работы, практикуется выполнение заданий, решение задач. На этих уроках, наряду с беседой включаются краткие сообщения учащихся, выступления с устными рецензиями на отдельные статьи, книги, посвященные разбираемому вопросу.
Из всего вышесказанного следует вывод о том, что интегрированные уроки представляют собой достаточно сложную систему.
процесс интеграции - это перспективный шаг на пути модернизации образования, ведущий к созданию предпосылок в формировании современного целостного представления об окружающей действительности.
. Интеграция как педагогическое явление имеет давние традиции. Многие общеобразовательные предметы имеют интегративный характер, в том числе и ОО Технология.
Интеграция ускоренно моделирует личность, служит импульсом мироощущения учащихся, перестраивает мышление учителей, расширяя их научный диапазон.
11 слайд. Интегративные связи отдельных блоков и модулей ОО Технология с другими общеобразовательными предметами.
Название основных блоков и модулей ОО Технология | Интеграция с предметами |
Культура дома, технология обработки ткани, пищевых продуктов | ИЗО, музыка, графика, химия, физика, биология, литература, история и др. |
Производство и окружающая среда | Биология, экология, физика, химия, география и др. |
Электрорадиотехнологии | Физика, история и др. |
Информационные технологии | ИВТ (графика), , математика, история и др. |
Вам небольшое творческое задание.
На листочках дается основной перечень предметов, ваша задача напротив каждого предмета написать тему или раздел технологии, где можно применить интеграцию.
Кулинария
Большая роль на уроках технологии при изучении темы «пищевые продукты» отводится межпредметным связям. Школьникам на уроках необходимо раскрывать значение их знаний по природоведению, ботанике, биологии, физике, химии для усвоения определенных знаний, умений и навыков по кулинарии.
элементы машиноведения
При изучении элементов машиноведения приходится обращаться к физике (устройство, назначение, принцип действия механизмов машин), черчению (составление кинематических схем). В 8-9 классах при повторении материала можно задать школьникам такие вопросы: какие движения совершают колесо, игла, транспортер, нитепритягиватель? Как осуществляется передача движения от педали к маховому колесу у ножной швейной машины?
Конструирование.
Школьная программа по технологии построена таким образом, что учащиеся приходят на занятия без графической подготовки. В связи с этим перед учителем возникает необходимость ознакомления школьников с работой различными чертежными инструментами, с работой масштабными линейками, с правилами составления инструкционных карт. Здесь обязательна совместная работа с учителем черчения. Надо согласовать единые требования при построении чертежей, их оформлении и т д. Здесь урок, проведенный совместно с учителем черчения, принесет огромную пользу и ученикам и учителю технологии.
Моделирование.
Материаловедение
Занятия по изучению материаловедения одежды связаны со знаниями учащихся по биологии, химии, физике. Биология помогает лучше познакомиться со свойствами натуральных волокон и нитей, способами их получения и использования. Такие понятия как прочность, упругая деформация невозможно отделить от знаний по физике, эти свойства так и называются физико-механические. При изучении темы: химические волокна необходимы знания по химии, свойства целлюлозы, свойства различных веществ. При определении волокнистого состава тканей часто проводятся химические анализы.
а
А вот при изучении шелковых тканей. Перед занятием даю задание, повторить по биологии процесс появления бабочек. И урок начинаем с биологии. Есть мечты провести интегрированный урок с учителем биологии..
Экономика.
8 классе целый раздел посвящен семейной экономике.
Экономическое обоснование мы даем в творческих проектах.
При работе над проектами кроме экономического обоснования ребята сталкиваются и с историческими сведениями (при исследовании проекта) и с информационными технологиями( работа с интернетом, различными программами, сайтами и т.д.)
Какие еще можно привести примеры?
Почти каждый урок мы начинаем с мотивации и актуализации знаний , а здесь мы редко обходимся без литературы – это стихи, сказки, загадки и т.д. А русский язык – это не только грамотность написания новых терминов, но и постановка голоса дикции, выразительности при защите проектов. Часто на уроках приходится повторять и правила правописания. Очень трудно запомнить детям многие термины. Так , например, при объяснении темы «Производство ткани» провожу цепочку однокоренных слов. Пряжа – прядение - прялка- прядильщица. Ткань-ткачество - ткацкий станок-ткачиха и т. Д. В словах выделяем корни, находим чередования гласных и хорошо запоминаем всю цепочку.
Медицина. Без нее мы тоже не обходимся на уроках. Это оказание первой помощи при отравлениях, при поражении электрическим током.
Сегодня мы покажем вам бинарный урок технологии-ИЗО.
12 слайд. Бинарный урок – это одна из форм интеграции предметов и реализации межпредметных связей.
В первую очередь, это нетрадиционный вид урока, в подготовке и проведении которого участвуют либо два, а может три учителя.
Бинарные уроки позволяют интегрировать знания из разных областей для решения одной проблемы, дают возможность применить полученные знания на практике.
Я хочу попытаться рассказать, что из себя должен представлять бинарный урок, и что необходимо, чтобы его методически грамотно спланировать и провести.
13 слайд.Цель любого бинарного урока - создать условия мотивированного практического применения знаний, навыков и умений и дать возможность учащимся увидеть результаты своего труда, получив от него радость и удовлетворение. Т.е. на таком уроке, происходит перенос умения в новые области, не изучавшиеся ранее, что помогает учащимся принимать решения в творческих ситуациях, формируя деятельностный подход в обучении.
Урок по теме ведут два преподавателя, но понятно, что на одном уроке не могут быть представлены в равной степени, например, литература и история, физика и химия, или информатика и любой другой предмет, поэтому одному из предметов надо потесниться, вобрав в себя второй, а иначе польза от интегрирования сомнительная.
Учитывая это – первая трудность для задумавших провести такой урок – научиться выделить в многообразии изучаемых предметов то общее, что можно взять за основу. Понятно, что психологическая и методическая совместимость учителей играет не последнюю роль в решении этой проблемы.
14 слайд. ЭФФЕКТИВНОСТЬ БИНАРНЫХ УРОКОВ
¬ Соединяются педагогические усилия и мастерство двух педагогов
¬ Активно задействуется творческий потенциал учителя и учащихся
¬ Повышается мотивация и заинтересованности учащихся
¬ Поддерживается внимание на высоком уровне
¬ Урок проводится в увлекательной и нестандартной форме
¬ Экономится учебное время
¬ Динамичность, смена видов деятельности на уроке
¬ Нетрадиционный подход к изучению учебного материала
¬ Учащимся предоставляется возможность мыслить, решать проблемы, рассуждать над путями решения этих проблем для того, чтобы акцентировать внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а язык выступал в своей прямой функции – формирования и формулирования этих мыслей.
15 слайд. Какие компетенции педагога позволяет сформировать?
Бинарный урок – нестандартная форма обучения по реализации межпредметных связей, урок ведут 2 учителя. Это творчество 2 педагогов, которое перерастает в творческий процесс у учащихся.
«+» «+» Такие уроки интересны и ученикам, и педагогам.
«+» Они сплачивают педагогический коллектив, между педагогами меняются взаимоотношения.
«+» У учащихся и у педагогов расширяются кругозор и сфера влияния.
«-» «-» Противопоказаниями в применении бинарных уроков является несогласованность, несовместимость педагогов
В какой последовательности идёт подготовка к проведению бинарных уроков?
Прежде всего, анализируется тот фактический материал, который может служить темой урока. Далее смотрим, в какой степени этот материал поможет нам повысить мотивацию обучения и служить предметом заинтересованного общения, при этом учитывается объём и уровень знаний учащихся по предмету, то есть совместно тщательно урок планируем.
16 слайд. Следующим шагом является поиск наиболее рациональной формы урока. Это может быть:
- урок-диспут,
- урок-диалог,
- урок-пресс-конференция,
- урок-игра,
- урок-форум,
- урок-исследование и т.д.
Далее, нужно определиться с типом урока. В отличие от обычных уроков, которые классифицируются, как известно, по признаку основной дидактической цели на пять типов (урок изучения нового; урок закрепления; комбинированный урок; повторительно-обобщающий урок; контрольный урок - урок проверки знаний, умений и навыков), бинарный урок может быть либо уроком изучения новых знаний, либо уроком систематизации обобщения знаний, либо комбинированным.
Общая структура таких уроков включает:
вступление - постановка цели, задачу урока, актуализацию опорных знаний, необходимых для сознательного восприятия его содержания, сообщение плана работы;
основную часть - раскрытие содержания учебного материала;
заключение - подведения итогов, оценка работы учащихся, определение домашнего задания.
Основная часть урока более вариативна сравнительно с вступлением и заключением. Это обусловливается многими факторами, а именно:
- объекты изучения бывают абстрактными и конкретными; характеристика одних требует преимущественно монолога изложения учителя, других - организации беседы с учащимися;
- ход рассуждения может быть дедуктивным или индуктивным, не последнюю роль играет индивидуальность учителя.
Для грамотного проведения интегрированных уроков я должна ещё вам сказать то, что интеграционную взаимосвязь учебных предметов можно осуществлять на трёх уровнях: высший – уровень целостности, при котором происходит полная содержательная и процессуальная интеграция в рамках нового предмета – это сложно.
Второй уровень – уровень дидактического синтеза, при котором сохраняется каждый предмет, а интеграция осуществляется на базе одного из них. При этом интегрирующим фактором являются общие объекты изучения.
Третий уровень – уровень межпредметных связей (МПС). Интегрирующим фактором являются общие элементы содержания предметов. Обсуждение заданий, темы, способствующих развитию интереса учащихся к предмету;
17 слайд.Я понимаю, что для проведения такого урока требуется «повозиться», но как сказал Сухомлинский: «Учитель, готовится к хорошему уроку всю жизнь... Такова духовная и философская основа нашей профессии и технологии нашего труда: чтобы открыть перед учениками искорку знаний, учителю надо впитать море света, ни на минуту не уходя от лучей вечно сияющего солнца знаний, человеческой мудрости».
18 слайд. Рефлексия.
- Бабина С.Н. интегрирующая и систематизирующая функции образовательной области «Технология»./Наука и школа 2002.-№1 -40-41.
- Гурьев А.И. Статус межпредметных связей в системе современного образования./Наука и школа 2002 № 2.
- Гурьев А.И., Петров .А.В. О соотношении понятий «интеграция» и «межпредметные связи»/Наука и школа. 2002№2
- Груздева.Н.В. Возможности интегрированного курса «Окружающий мир: мироздание» в развитии экологической культуры школьников/Наука и школа 1997 №6
- Елагина В.С Профессиограмма деятельности учителей естественнонаучных дисциплин по реализации межпредметных связей в обучении школьников. /Наука и школа 2002№2 с28-29
- И.Д. Зверев, В.Н. Максимова «Межпредметные связи в современной школе»М., Педагогика , 1981 г.
- Кулагин П.Г . Межпредметные связи в обучении .М .Просвещение 1983.
- Ланина И.Я. Не уроком единым . М : Просвещение, 1991.
- В.Н Максимова «Межпредметные связи в процессе обучения» М., Просвещение , 1988 г.
- Манаенкова О.А. Моделирование и проведение учебных занятий на основе интегративного подхода /Наука и школа 2002 №4
- Манаенкова О.А, Шуйкова И.А Интегрированные уроки: Из опыта работы. Учебно- методическое пособие. Липецк ЛГПУ, 2000
- «Неделя «Технологии» в школе»: Методическое пособие. Выпуск 1. под редакцией О.В. Атауловой –Ульяновск ИПКПРО, 2003 г.
- Современный словарь по педагогике/Сост. Рапацевич Е.С .Мн.: Современное слово,2001-928с.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Межпредметные связи « Межпредметные связи есть педагогическая категория для обозначения синтезирующих, интегративных отношений между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедших свое отражение в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую и воспитательную функции в их органическом единстве». Г.Ф. Федорц Средства межпредметных связей : вопросы, наглядные пособия, тексты, проблемные ситуации и познавательные задачи, конференции, «интегрированные» учебные дни, факультативные занятия и олимпиады . Особенно эффективным средством реализации межпредметных связей является интегрированный урок
Интеграция Интеграция – (лат. Integratio < integer целый) – объединение в целое каких- либо частей или элементов. (сл.Ожёгова) «Интеграция – это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области». Интеграция - процесс сближения и связи наук, состояние связанности отдельных частей в одно целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию. Главная цель интеграции - создание у школьника целостного представления об окружающем мире, т. е. формирование мировоззрения.
Возможности при интегрированном построении учебного процесса. Переход от внутрипредметных связей к межпредметным позволяет ученику переносить способы действий с одних объектов на другие Увеличение доли проблемных ситуаций в структуре интеграции предметов активизирует мыслительную деятельность школьника. Интеграция ведет к увеличению доли обобщающих знаний. Интеграция увеличивает информативную емкость урока. Интеграция позволяет находить новые факторы, которые подтверждают или углубляют определенные наблюдения, выводы учащихся при изучении различных предметов. Интеграция является средством мотивации учения школьников, помогает активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся, способствует снятию перенапряжения и утомляемости. Интеграция учебного материала способствует развитию творчества учащихся, позволяет им применять полученные знания в реальных условиях.
Понятие «интеграция» может иметь два значения: Критерии эффективной реализации интегрированного урока: Активизация познавательной творческой деятельности учащихся, развитие познавательного интереса через проблемное обучение; Вовлечение учащихся в самостоятельную практическую деятельность; Развитие исследовательских навыков и умения принимать самостоятельное решение; Формирование у учащихся современных представлений о целостности и развитии природы; Формирование системного мышления и глубокое осознанное усвоение понятий. а) создание у учеников целостного представления об окружающем мире); б) нахождение общего фундамента взаимопроникновения знаний
Функции интегрированных уроков: Методологическая функция – формирование у учащихся современных представлений изучаемых дисциплин. Образовательная функция – формирование системности, связанности отдельных частей как системы, глубины, гибкости осознанность познания. Развивающая функция – формирование познавательной активности, преодоление инертности мышления, расширения кругозора. Воспитывающая функция – отражает политехническую направленность. Конструктивная функция – совершенствование содержания учебного материала, методов и форм организации обучения.
Дидактические условия: правильное вычисление междисциплинарного объекта изучения, он должен быть актуальным и проблемным, содержать естественную межпредметную связь; тесное сотрудничество учителей при подготовке урока; руководство работой учащихся, готовящихся выступать на интегрированном уроке; на всех этапах урока активизация мыслительной деятельности и обязательное использование приёмов обратной связи. обеспечение преемственности между каждой частью урока на основе общего подхода.
Классификация интегрированных уроков по способу их организации: конструирование и проведение урока двумя и более учителями разных дисциплин; конструирование и проведение интегрированного урока одним учителем, имеющим базовую подготовку по соответствующим дисциплинам; создание на этой основе интегрированных тем, разделов, курсов.
Требования к планированию, организации и проведению интегрированных уроков: Определение системы таких уроков на целый год и включение их в календарно-тематическое планирование. Тщательное планирование каждого урока, выделение главной и сопутствующей целей. Моделирование (то есть анализ, отбор, многократная перепроверка) содержания уроков, наполнение их тем содержанием, которое поддерживает главную цель. Тщательный выбор типа и структуры урока, методов и средств обучения. Оптимальная нагрузка детей впечатлениями. Привлечение к проведению интегрированных уроков педагогов различных учебных предметов и специалистов.
Типы и формы интегрированных уроков, соответствующих ФГОС 3.Урок обобщения. К ним можно отнести итоговые уроки. На уроке повторения и систематизации знаний учащиеся включаются в различные виды деятельности. Проводятся беседы, дискуссии, лабораторные работы, практикуется выполнение заданий, решение задач. 1.Урок формирования новых знаний. Формами проявления такого урока являются: урок-путешествие, урок-исследование, урок-экскурсия, мультимедиа-урок, проблемный урок. 2.Урок открытия нового знания. Главенствующая цель такого урока – это выработка у учащихся умений, навыков и компетенций в рамках учебной программы. Формы обучения: урок-практикум, урок-сочинение, урок – деловая или ролевая игра, комбинированный урок, урок-путешествие .
Интегративные связи отдельных блоков и модулей ОО Технология с другими общеобразовательными предметами. Название основных блоков и модулей ОО Технология Интеграция с предметами Культура дома, технология обработки ткани, пищевых продуктов ИЗО, музыка, графика, черчение, химия, физика, биология, литература, история, математика и др. Производство и окружающая среда Биология, экология, физика, химия, география и др. Электрорадиотехнологии Физика, история и др. Информационные технологии ИВТ (графика), , математика, история и др.
Бинарный урок Бинарный урок – учебное занятие, объединяющее содержание 2 предметов одного цикла в одном уроке. Его особенности – изложение, исследование проблемы одного предмета находит продолжение в другом; межпредметные связи реализуются в процессе преподавания дисциплин одной образовательной области.
Цель бинарного урока создать условия мотивированного практического применения знаний, навыков и умений и дать возможность учащимся увидеть результаты своего труда, получив от него радость и удовлетворение.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ БИНАРНЫХ УРОКОВ Соединяются педагогические усилия и мастерство двух педагогов Активно задействуется творческий потенциал учителя и учащихся Повышается мотивация и заинтересованности учащихся Поддерживается внимание на высоком уровне Урок проводится в увлекательной и нестандартной форме Экономится учебное время Динамичность, смена видов деятельности на уроке Нетрадиционный подход к изучению учебного материала Учащимся предоставляется возможность мыслить, решать проблемы, рассуждать над путями решения этих проблем для того, чтобы акцентировать внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а язык выступал в своей прямой функции – формирования и формулирования этих мыслей.
Какие компетенции педагога позволяет сформировать? Бинарный урок – нестандартная форма обучения по реализации межпредметных связей, урок ведут 2 учителя. Это творчество 2 педагогов, которое перерастает в творческий процесс у учащихся. «+» «+» Такие уроки интересны и ученикам, и педагогам. «+» Они сплачивают педагогический коллектив, между педагогами меняются взаимоотношения. «+» У учащихся и у педагогов расширяются кругозор и сфера влияния. «-» «-» Противопоказаниями в применении бинарных уроков является несогласованность, несовместимость педагогов.
урок-диспут, урок-диалог, урок-пресс-конференция, урок-игра, урок-форум, урок-исследование и т.д. Типы бинарного урока. 1. урок изучения новых знаний , 2. урок систематизации обобщения знаний , 3. комбинированный. Рациональные формы бинарного урока. Это может быть:
Общая структура бинарных уроков: вступление - постановка цели, задачу урока, актуализацию опорных знаний, необходимых для сознательного восприятия его содержания, сообщение плана работы; основную часть - раскрытие содержания учебного материала; заключение - подведения итогов, оценка работы учащихся, определение домашнего задания.
«Учитель, готовится к хорошему уроку всю жизнь... Такова духовная и философская основа нашей профессии и технологии нашего труда: чтобы открыть перед учениками искорку знаний, учителю надо впитать море света, ни на минуту не уходя от лучей вечно сияющего солнца знаний, человеческой мудрости». В. А. Сухомлинский.
Рефлексия 1 Уже знал …. 2 Узнал новое …. 3 Думал иначе …. 4 Не понял, есть вопросы ….
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Интеграция английского языка и других предметов как одна из форм развития коммуникативных навыков обучающихся в классе с углублённым изучением предмета"
В докладе речь идёт об интеграции предметов — как об одном из направлений активного поиска новых педагогических форм и методов организации учебного процесса, развития творческого потенциала педагогов,...
Интеграция христианских духовных ценностей в учебный предмет «Литература» в 5 классе в условиях реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Краткая аннотация работы В методической разработке рассматривается актуальный вопрос об изучении религиозных знаний, основ православной культуры, христианских духовных ценностей в светской школе через...
План работы МО учителей на 2021-2022 учебный год, 2022-2023 учебный год, 2023-2024 учебный год
План работы МО...
Удовлетворенность родителей работой МБУДО ЦДТ и педагога дополнительного образования 2017-2018 учебный год 2018-2019 учебный год 2019-2020 учебный год
Удовлетворенность родителей работой МБУДО ЦДТ и педагога дополнительного образования...
Удовлетворенность родителей работой МБУДО ЦДТ и педагога дополнительного образования 2017-2018 учебный год 2018-2019 учебный год 2019-2020 учебный год
Удовлетворенность родителей работой МБУДО ЦДТ и педагога дополнительного образования 2017-2018 учебный год 2018-2019 учебный год 2019-2020 учебный год...
Удовлетворенность родителей работой МБУДО ЦДТ и педагога дополнительного образования 2018-2019 учебный год, 2019-2020 учебный год, 2020-2021 учебный год
Удовлетворенность родителей работой МБУДО ЦДТ и педагога дополнительного образования 2018-2019 учебный год, 2019-2020 учебный год, 2020-2021 учебный год...
План работы МО на 2020-2021 учебный год, 2021-2022 учебный год, 2022-2023 учебный год
План работы МО на 2020-2021 учебный год...