Рабочая программа по технологии 5 класс ФГОС
рабочая программа по технологии (5 класс) по теме

Лучко Светлана Анатольевна

Рабочая программа разработана для учащихся 5 класса сельскойц школы с не делимыми классами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ильинская общеобразовательная основная школа №17

Раменского муниципального района

Московской области

«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР МОУ «ООШ № 17»

_____        /Лучко С.А./

ФИО

«___» _________        

               2015г.

«Утверждаю»

Руководитель МОУ «ООШ № 17»

_____        /Марченко М.С.        /

ФИО

Приказ №        ______ от

«___» _________        

                 2015г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Лучко Светланы Анатольевны учителя высшей категории

по технологии 5 класс

Рассмотрено на заседании педагогического совета

протокол № ___________        от

«____» __________        2015г.

2015 - 2016 учебный год

Пояснительная записка.

I.  Данная программа разработана для учащихся 5 класса  сельской общеобразовательной основной школы.

Нормативная база.

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря  2010 г. № 1897
  • Примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по технологии.
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию.
  • Базисный учебный план.

   Цели курса.

Основной целью изучения учебного предмета «Технология» в системе общего образования является формирование представлений о составляющих техносферы, о современном производстве и о распространенных в нем технологиях.

Освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности определяет общие цели учебного предмета «Технология».

Предмет обеспечивает формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающих поколений, становление системы технических и технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности.

Технология как учебный предмет способствует профессиональному самоопределению школьников в условиях рынка труда, формированию гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций.

Учащийся должен овладеть необходимыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами распространенной в быту техники, необходимой в обыденной жизни и будущей профессиональной деятельности; научиться применять в практической деятельности знания, полученные при изучении основ наук.

Программа составлена с учетом полученных учащимися при обучении в начальной школе технологических знаний и опыта трудовой деятельности.

II. Общая характеристика учебного предмета «Технология»

Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. С учетом интересов и склонностей учащихся, возможностей образовательного учреждения, местных социально-экономических условий обязательный минимум содержания основных образовательных программ по технологии изучается в рамках направления «Технологии ведения дома», программа дополнена разделом «Технологии растениеводства».

Содержанием программы предусматривается освоение материала по следующим сквозным образовательным линиям:

  • технологическая культура производства;
  • распространенные технологии современного производства;
  • культура, эргономика и эстетика труда;
  • получение, обработка, хранение и использование технической и технологической информации;
  • основы черчения, графики, дизайна;
  • знакомство с миром профессий;
  • влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
  • методы технической, творческой, проектной деятельности;
  • история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.

В процессе обучения технологии учащиеся:

познакомятся:

  • с предметами потребления, потребительной стоимостью продукта труда, материальным изделием или нематериальной услугой, дизайном, проектом, конструкцией;
  • с механизацией труда и автоматизацией производства; технологической культурой производства;
  • с экологичностью технологий производства;
  • с экологическими требованиями к технологиям производства (безотходные технологии, утилизация и рациональное использование отходов; социальные последствия применения технологий);
  • с понятием о научной организации труда, средствах и методах обеспечения безопасности труда; культурой труда; технологической дисциплиной;

овладеют:

  • навыками созидательной, преобразующей, творческой деятельности;
  • навыками чтения и составления технической и технологической документации, измерения параметров технологического процесса и продукта труда, выбора, моделирования, конструирования, проектирования объекта труда и технологии с использованием компьютера;
  • основными методами и средствами преобразования и использования материалов;
  • умением распознавать и оценивать свойства конструкционных и природных поделочных материалов;
  • умением ориентироваться в назначении, применении ручных инструментов и приспособлений;
  • навыками подготовки, организации и планирования трудовой деятельности на рабочем месте; соблюдения культуры труда;
  • навыками организации рабочего места;

Программа включает в себя основные теоретические сведения и практические работы. В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих и проектных работ. При организации творческой и проектной деятельности внимание учащихся  акцентируется на потребительском назначении продукта труда или того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи (его потребительной стоимости).

Основным дидактическим средством обучения технологии является учебно-практическая деятельность учащихся.

Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, практические работы, выполнение проектов. Все виды практических работ в программе направлены на освоение различных технологий.

Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчетных и графических операций; с химией при характеристике свойств конструкционных материалов; с физикой при изучении механических свойств конструкционных материалов, устройства и принципов работы машин, механизмов, приборов, видов современных технологий; с историей и искусством при освоении технологий традиционных промыслов.

III. Место предмета «технология» в базисном учебном плане.

Универсальность технологии как методологического базиса общего образования состоит в том, что любая деятельность — профессиональная, учебная, созидательная, преобразующая — должна осуществляться технологически, т. е. таким путем, который гарантирует достижение запланированного результата, причем кратчайшим и наиболее экономичным путем.

Предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет молодым людям возможность бесконфликтно войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, которая называется техносферой и является главной составляющей окружающей человека действительности. Искусственная среда — техносфера — опосредует взаимодействие людей друг с другом, со сферой природы и с социумом.

Для проведения занятий по образовательной области «Технология».

Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений на федеральном уровне в 5 классах еженедельно отводятся два часа учебных занятий при продолжительности учебного года 35 недель.

IV. Освоение данной программы обеспечивает достижение  следующих  результатов:

Личностные результаты:

  1. Проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;
  2. Бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
  3. Готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;
  4. Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
  5. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  6. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  7. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  8. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  9. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  10. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  11. Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни. 

 Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  1. создания предметной и информационной среды и умений применять их Определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке;
  2. Учиться выявлять и формулировать учебную проблему совместно с учителем (в ходе анализа предлагаемых заданий, образцов изделий);
  3. Учиться планировать практическую деятельность на уроке;
  4. Под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
  5. Учиться предлагать из числа освоенных конструкторско-технологические приемы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);
  6. Работать по совместно с учителем составленному плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструкционные карты, инструменты и приспособления), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью шаблонов неправильной формы, чертежных инструментов);
  7. Определять в диалоге с учителем успешность выполнения своего задания.

 Познавательные УУД:

  1. Наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, результаты творчества мастеров родного края;
  2. Сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы;
  3. Учиться понимать необходимость использования пробно-поисковых практических упражнений для открытия нового знания и умения;
  4. Находить необходимую информацию в учебнике, в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике – словарь терминов, дополнительный познавательный материал);
  5. С помощью учителя исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности объектов (графических и реальных), искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных;
  6. Самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.

 Коммуникативные УУД:

  1. Уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение;
  2. Уметь вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия;
  3. Вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;
  4. Учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе;
  5. Готовность слушать собеседника и вести диалог;
  6. Готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
  7. Излагать свое мнение и  аргументировать  свою  точку  зрения и оценку событий;
  8. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты:

  1. Получение  представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества;
  2. О мире профессий и важности правильного выбора профессии;
  3. Усвоение  представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека;
  4. Приобретение  навыков  самообслуживания;  
  5. Овладение технологическими приемами ручной  обработки  материалов;  Усвоение правил техники безопасности;
  6. Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;
  7. Приобретение первоначальных знаний о правилах для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.

   

V. Содержание тем учебного курса

Технологии растениеводства

Безопасность труда при работе на учебно-опытном участке. Особенности с/х труда. Правилами трудового распорядка, личной гигиены.

Понятие о почве. Характеристика почв, ее состав и свойства. Необходимые условия для роста и развития культурных растений.

Виды обработки почвы.

Обработка почвы с помощью с/х техники.

Уборка посевного и посадочного материала цветочно-декоративных растений.

Удобрение почв. Виды удобрений.

Правила безопасности труда на учебно-опытном участке при работе с удобрениями.

Подготовка семян и посадочного материала к посеву. Очистка, сортировка, определение всхожести (петрушка, свекла, календула).

Оформление интерьера 

Общие сведения из истории архитектуры и интерьера, связь архитектуры с природой. Интерьер жилых помещений и их комфортность. Современные стили в интерьере.

Создание интерьера кухни с учетом запросов и потребностей семьи и санитарно-гигиенических требований. Разделение кухни на зону для приготовления пищи и зону столовой. Оборудование кухни и его рациональное размещение в интерьере. Декоративное оформление кухни изделиями собственного изготовления.

Кулинария.

Понятие о процессе пищеварения, об усвояемости пищи. Условия, способствующие лучшему пищеварению.

Общие правила безопасных приемов труда, санитарии и гигиены. Кухонная утварь и уход за ней. Понятие о пищевой ценности овощей. Классификация овощей. Влияние экологии окружающей среды на качество овощей.

Блюда из сырых и вареных овощей. Виды салатов. Первичная обработка овощей.

Значение и виды тепловой обработки продуктов. Способы варки овощей. Оборудование, посуда, инвентарь для варки овощей. Технология приготовления блюд из отварных овощей.

Значение яиц в питании человека. Использование яиц в кулинарии. Технология приготовления блюд из яиц. Приспособления и оборудование для  взбивания и приготовления блюд из яиц.

Продукты, используемые для приготовления бутербродов. Значение хлеба в питании человека. Технология приготовления бутербродов. Требование к качеству готовых бутербродов. Виды горячих напитков. Способы приготовления горячих напитков.

Сервировка стола к завтраку. Оформление готовых блюд и подача их к столу. Правила подачи горячих напитков. Правила пользования столовыми приборами. Способы складывания салфеток. Культура поведения за столом.

Элементы материаловедения.

Классификация текстильных волокон. Натуральные растительные волокна. Общие понятия о процессе прядения и пряжи. Основная и уточные нити. Лицевая и изнаночная сторона ткани. Свойства ткани из натуральных волокон.

Создание изделий из текстильных материалов

Износостойкость ткани. Способы ремонта одежды. Уход за одеждой из хлопчатобумажных и льняных тканей. Удаление пятен с одежды. Условия хранения шерстяных и меховых изделий. Применение химических и природных средств защиты от моли и других насекомых.

Организация рабочего места при выполнение ручных работ. Инструменты и приспособления, применяемые для выполнения ручных работ. Терминология, применяемая при выполнении ручных работ. Виды ручных стежков и строчек.

История создания швейной машины. Бытовая швейная машина. Виды приводов швейных машин. Приемы безопасной работы на швейной машине.

Терминология, применяемая при выполнении машинных работ. Виды машинных швов.

Краткие сведения из истории одежды. Виды рабочей одежды. Эксплуатационные и гигиенические требования, предъявляемые к рабочей одежде. Ткани, применяемые при изготовлении рабочей одежды.

Фигура человека и ее  измерение. Основные точки и линии измерения. Правила снятия мерок, необходимых для построения чертежа фартука.

Расчетные формулы. Построение чертежа фартука в М 1:4 по своим меркам в рабочих тетрадях и в натуральную величину.

Особенности моделирования рабочей одежды. Выбор модели фартука. Подготовка выкройки к раскрою.

Подготовка ткани к раскрою. Раскрой фартука.

Способы переноса контурных и контрольных линий выкройки на ткань. Подготовка деталей кроя к обработке.

Последовательность изготовления обтачного шва концов пояса и бретелей.

Правила обработки накладных карманов. Определение месторасположения карманов. Накалывание, наметывание и настрачивание карманов на нижнюю часть фартука.

Выбор наиболее рационального способа оформления срезов для данного вида ткани с учетом ее свойств.

Соединение деталей фартука. Художественная отделка изделия.

ВТО. Правила безопасности при ВТО. Определение качества готового изделия.

Экономические расчеты. Затраты на материалы.

Художественные ремесла

Краткие сведения из истории создания изделий  из лоскута. Возможности лоскутной пластики.

Материалы для лоскутной пластики. Подготовка материалов к работе. Инструменты, приспособления, шаблоны для выкраивания элементов орнамента. Технология соединения деталей между собой и с подкладкой. Использование прокладочных материалов.

Практическая работа: Изготовление прихватки из лоскутов.

Технологии исследовательской и опытнической деятельности

Определение и формулировка проблемы. Поиск необходимой информации для решения проблемы. Разработка вариантов решения проблемы. Обоснованный выбор лучшего варианта и его реализация.

VI. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

Примерные темы, раскрывающие (входящие в) данный раздел программы, и число часов, отводимых на данный раздел

Основное содержание по темам

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Раздел 1. Технологии растениеводства (8 часов)

Тема 1. Технологии выращивания овощных и цветочно-декоративных культур (8 часов)

Безопасность труда при работе на учебно-опытном участке. Особенности с/х труда. Ознакомление учащихся с содержанием предстоящих работ, правилами трудового распорядка, личной гигиены.

Понятие о почве. Характеристика почв, ее состав и свойства. Необходимые условия для роста и развития культурных растений.

Практическая работа: изучение внешних признаков почвы.

Виды обработки почвы.

Практическая работа: подготовка поля к осенней обработке почвы. Закладка компостной кучи.

Уборка посевного и посадочного материала цветочно-декоративных растений.

Планировать весенние работы на учебно-опытном участке и в личном подсобном хозяйстве. Выбирать технологию, инструменты, орудия и выполнять основные технологические приемы уборки урожая с учетом правил безопасного труда и охраны окружающей среды, проводить опыты и фенологические наблюдения.

Оценивать урожайность основных культур и сортов в сравнении со справочными данными, анализировать допущенные ошибки. Профессиональное самоопределение

Раздел 2. Оформление интерьера (2 часа)

Тема 1. Интерьер кухни, столовой (2 часа)

Общие сведения из истории архитектуры и интерьера, связь архитектуры с природой. Интерьер жилых помещений и их комфортность. Современные стили в интерьере.

Создание интерьера кухни с учетом запросов и потребностей семьи и санитарно-гигиенических требований. Разделение кухни на зону для приготовления пищи и зону столовой. Оборудование кухни и его рациональное размещение в интерьере. Декоративное оформление кухни изделиями собственного изготовления.

Находить и представлять информацию по истории интерьера народов мира.

Знакомиться с функциональными, эстетическими, санитарно-гигиеническими требованиями к интерьеру.

Выполнять эскизы интерьера кухни, столовой, кухни-столовой.

Выполнять эскизы элементов декоративного оформления столовой.

Раздел 3. Кулинария (8 часов)

Тема1. Физиология питания (1 час)

Понятие о процессе пищеварения, об усвояемости пищи. Условия, способствующие лучшему пищеварению. Понятие о пищевой ценности овощей. Классификация овощей. Влияние экологии окружающей среды на качество овощей.

Физиологические основы рационального питания. Современные данные о роли витаминов в обмене веществ, их содержание в пищевых продуктах; суточная потребность в витаминах.

Практическая работа: определение доброкачественности овощей по внешнему виду.

Изучать основы физиологии питания человека.

Находить и предъявлять информацию о содержании в пищевых продуктах витаминов.

Осваивать исследовательские навыки при проведении лабораторных работ по определению качества овощей.

Тема 2. Санитария и гигиена (1час)

Общие правила безопасных приемов труда, санитарии и гигиены. Кухонная утварь и уход за ней. Санитарные требования к помещению кухни и столовой, посуде и кухонному инвентарю.

Правила мытья посуды. Применение моющих и дезинфицирующих средств для мытья посуды.

Овладевать навыками личной гигиены при приготовлении пищи.

Организовывать рабочее место. Определять набор безопасных для здоровья моющих средств для посуды и кабинета.

Тема 3. Блюда из овощей (2 часа)

Блюда из сырых и вареных овощей. Виды салатов. Первичная обработка овощей.

Практическая работа: 1. Нарезка овощей для салата и винегрета.2. Нарезка овощей для супа.

Выполнять нарезку овощей соломкой, кубиками, кружочками, дольками, кольцами и др.

Выполнять фигурную нарезку овощей для художественного оформления салатов.

Отрабатывать точность и координацию движений при выполнении приемов нарезки.

Читать технологическую документацию.

Соблюдать последовательность приготовления блюд по инструкционной карте.

Готовить салаты из овощей.

Тема 4. Блюда из яиц (2 часа)

Значение яиц в питании человека. Использование яиц в кулинарии. Способы определения свежести яиц. Способы хранения яиц. Технология приготовления блюд из яиц. Приспособления и оборудование для  взбивания и приготовления блюд из яиц. Оформление готовых блюд.

Практическая работа: приготовление омлета .

Изучать способы определения свежести яиц. Приготовление омлета.

Тема 5. Бутерброды, горячие напитки  (2 часа)

Продукты, используемые для приготовления бутербродов. Значение хлеба в питании человека. Технология приготовления бутербродов. Требование к качеству готовых бутербродов. Виды горячих напитков. Способы приготовления горячих напитков.

Практическая работа: 1.приготовление бутербродов и горячих напитков для чайного стола; 2.сервировка стола к завтраку.

Выполнять эскизы художественного оформления бутербродов. Приготавливать и оформлять бутерброды.

Определять вкусовые сочетания продуктов в бутербродах «ассорти на хлебе».

Проводить сравнительный анализ вкусовых качеств различных видов чая и кофе

Раздел 4. Элементы материаловедения (2 часа)

Тема 1. Свойства текстильных материалов (2 часа)

Классификация текстильных волокон. Натуральные растительные волокна. Общие понятия о процессе прядения и пряжи. Основная и уточные нити. Лицевая и изнаночная сторона ткани. Свойства ткани из натуральных волокон.

Лабораторно- практическая работа: определение основной и уточной нитей в тканях. Определение лицевой стороны ткани.

Изучать характеристики различных видов волокон и тканей по коллекциям.

Исследовать свойства тканей из натуральных волокон. Оформлять результаты исследований.

Распознавать виды ткани.

Определять виды переплетения нитей в ткани. Исследовать свойства долевой и уточной нитей в ткани.

Определять лицевую и изнаночную стороны ткани.

Определять направление долевой нити в ткани.

Раздел 5. Создание изделий из текстильных материалов (32 часа)

Тема 1. Уход за одеждой и ремонт одежды (2 часа)

Износостойкость ткани. Способы ремонта одежды. Уход за одеждой из хлопчатобумажных и льняных тканей. Удаление пятен с одежды. Условия хранения шерстяных и меховых изделий. Применение химических и природных средств защиты от моли и других насекомых.

Практическая работа: выполнение ремонта накладной заплатой.

Выполнять ремонт изделия накладной заплатой.

Отрабатывать точность движений, координацию и глазомер при выполнении строчек.

Тема 2. Ручные работы (2 часа)

Организация рабочего места при выполнение ручных работ. Инструменты и приспособления, применяемые для выполнения ручных работ. Терминология, применяемая при выполнении ручных работ. Виды ручных стежков и строчек.

Практическая работа: выполнение ручных стежков и строчек.

Выполнять образцы ручных стежков и строчек.

Отрабатывать точность движений, координацию и глазомер при выполнении строчек. Овладевать безопасными приемами труда.

Тема 3. Элементы машиноведения (4 часа)

История создания швейной машины. Виды приводов швейных машин. Приемы безопасной работы на швейной машине.

Практическая работа: подготовка швейной машины к работе, выполнение машинных строчек.

Терминология, применяемая при выполнении машинных работ. Виды машинных швов.

Практическая работа: выполнение машинных швов.

Находить информацию и проводить сравнительный анализ технических характеристик швейных машин от их создания до наших дней.

Изучать устройство современной бытовой швейной машины.

Включать и выключать маховое колесо. Наматывать нить на шпульку.

Заправлять верхнюю и нижнюю нити. Выполнять машинные строчки на ткани по намеченным линиям.

Выполнять машинные строчки с различной длиной стежка, закреплять строчку обратным ходом машины.

Овладевать безопасными приемами труда.

Тема4. Конструирование швейных изделий (4 часа)

Краткие сведения из истории одежды. Виды рабочей одежды. Эксплуатационные и гигиенические требования, предъявляемые к рабочей одежде. Ткани, применяемые при изготовлении рабочей одежды.

Фигура человека и ее  измерение. Основные точки и линии измерения. Правила снятия мерок, необходимых для построения чертежа фартука.

Практическая работа: снятие мерок для построения чертежа фартука.

Расчетные формулы. Построение чертежа фартука в М 1:4 по своим меркам в рабочих тетрадях и в натуральную величину.

Анализировать особенности фигуры человека различных типов.

Снимать мерки с фигуры человека и записывать результаты измерений.

Строить чертеж швейного изделия в масштабе 1:4 и в натуральную величину по своим меркам или по заданным размерам.

Рассчитывать по формулам отдельные элементы чертежей швейных изделий.

Рассчитывать количество ткани на изделие.

Копировать выкройку из журнала мод, проверять и корректировать выкройку с учетом своих мерок и особенностей фигуры.

Рассчитывать параметры и выполнять построение выкройки с помощью компьютера (при наличии специального программного обеспечения).

Тема 5. Моделирование швейных изделий (6 часов)

Особенности моделирования рабочей одежды. Выбор модели фартука. Подготовка выкройки к раскрою.

Подготовка ткани к раскрою. Раскрой фартука.

Выполнять эскизные зарисовки различных фасонов фартуков.

Находить информацию о современных направлениях моды.

Выполнять эскизную разработку модели фартука по чертежу швейного изделия.

Выбирать вид художественной отделки швейного изделия в зависимости от его назначения, модели и свойств ткани.

Моделировать выбранный фасон швейного изделия по чертежу его основы.

Выполнять подготовку выкройки выбранного фасона швейного изделия к раскрою.

Тема 6. Технология изготовления швейных изделий (14 часов)

Способы переноса контурных и контрольных линий выкройки на ткань. Подготовка деталей кроя к обработке.

Последовательность изготовления обтачного шва концов пояса и бретелей.

Правила обработки накладных карманов. Определение месторасположения карманов. Накалывание, наметывание и настрачивание карманов на нижнюю часть фартука.

Выбор наиболее рационального способа оформления срезов для данного вида ткани с учетом ее свойств.

Практическая работа: обработка срезов фартука швом в подгибку с закрытым срезом или тесьмой.

Соединение деталей фартука. Художественная отделка изделия.

ВТО. Правила безопасности при ВТО. Определение качества готового изделия.

Экономические расчеты. Затраты на материалы.

Подшивать низ изделия потайными подшивочными стежками.

Обосновывать выбор вида соединительных, краевых и отделочных швов для данного изделия в зависимости от его конструкции, технологии изготовления, свойств ткани и наличия необходимого оборудования.

Определять способ подготовки данного вида ткани к раскрою.

Планировать время и последовательность выполнения отдельных операций и работы в целом.

Выполнять раскладку выкроек на различных тканях.

Переводить контурные и контрольные линии выкройки на парные детали кроя.

Читать технологическую документацию и выполнять образцы поузловой обработки швейных изделий.

Подготавливать и проводить примерку, исправлять дефекты.

Стачивать детали и выполнять отделочные работы.

Овладевать безопасными приемами труда.

Выбирать режим и выполнять влажно-тепловую обработку изделия.

Осуществлять самоконтроль и оценку качества готового изделия, анализировать ошибки

Раздел 6. Художественные ремесла (4 часа)

Тема 1. Лоскутное шитье (4 часа)

Краткие сведения из истории создания изделий  из лоскута. Возможности лоскутной пластики.

Материалы для лоскутной пластики. Подготовка материалов к работе. Инструменты, приспособления, шаблоны для выкраивания элементов орнамента. Технология соединения деталей между собой и с подкладкой. Использование прокладочных материалов.

Практическая работа: Изготовление прихватки из лоскутов.

Изучать различные виды техники лоскутного шитья.

Составлять орнаменты для лоскутного шитья на компьютере с помощью графического редактора.

Рационально использовать отходы.

Изготавливать шаблоны из картона или плотной бумаги.

Подбирать лоскуты ткани, соответствующие по цвету, фактуре, качеству волокнистого состава.

Изготавливать изделие в технике лоскутного шитья.

Раздел 7. Технологии исследовательской и опытнической деятельности (6 часов)

Тема 1. Исследовательская и созидательная деятельность (6 часов)

Определение и формулировка проблемы. Поиск необходимой информации для решения проблемы. Разработка вариантов решения проблемы. Обоснованный выбор лучшего варианта и его реализация.

Собирать коллекцию образцов декоративно-прикладного искусства края. Изготавливать изделия в технике лоскутного шитья. Изготавливать изделия декоративно-прикладного искусства для украшения интерьера.

Участвовать в проектах социальной направленности

Раздел 8. Технологии растениеводства (8 часов)

Тема 1. Технологии выращивания овощных и цветочно-декоративных культур (8 часов)

Удобрение почв. Виды удобрений.

Практическая работа: закладка компостной кучи.

Правила безопасности труда на учебно-опытном участке при работе с удобрениями.

Практическая работа: весенняя обработка почвы. Внесение удобрений.

Подготовка семян и посадочного материала к посеву. Очистка, сортировка, определение всхожести (бархатцы, петуния, календула).

Практическая работа: посев семян (бархатцы, петуния, календула).

Планировать весенние работы на учебно-опытном участке и в личном подсобном хозяйстве. В Выбирать технологию, инструменты, орудия и выполнять основные технологические приемы выращивания растений с учетом правил безопасного труда и охраны окружающей среды. Профессиональное самоопределение.

Итого 70 часов

VII. Описание учебно- методического и материально- технического обеспечения образовательного процесса

Перечень  материально- технического обеспечения

  1. Учебные столы, стулья.
  2. Компьютер с комплексом обучающих программ и выходом в Интернет.
  3. Швейные машины.
  4. Утюг.
  5. Электрическая плитка.
  6. Микроволновая печь.
  7. Сельскохозяйственный инвентарь (лопаты, грабли, мотыги, ведра, лейки).
  8. Плакаты.
  9. Электронные наглядные пособия.

Перечень учебно- методического обеспечения

Для учителя:

  1. Примерные программы по учебным предметам. Технология. 5—9 классы. — М. : Просвещение, 2010. — 96 с. — (Стандарты второго поколения).
  2. И.А.Сасова. Метод проектов в технологическом образовании школьников. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф» 2003г. — 144с.
  3. О.Н.Логвинова. Рабочая программа по технологии (технология ведения дома) 5 класс к УМК Н.В.Синицы, В.Д.Симоненко. М.:Вентана- Граф 2015г. — 46с.

Для учащихся:

  1. Д. И. Трайтак, Г.В. Пичугина. Сельскохозяйственный труд 5-7 классы. Просвещение 1996 год. — 224с.
  2. В.Д. Симоненко. Технология 5 класс. Вариант для девочек. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф» 2012 год. —237с.

VIII. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Учащиеся получат возможность узнать:

  1. общие сведения о процессе пищеварения, усвояемости пищи, о роли витаминов в обмене веществ;
  2. виды овощей, общие сведения о пищевой ценности овощей, способах их кулинарного использования, методы определения качества овощей, понятие об экологической чистоте воды и продуктов, правила первичной обработки всех видов овощей, инструменты и приспособления для первичной обработки и нарезки овощей;
  3. правила санитарии и гигиены при санитарной обработке продуктов, безопасные приемы работы с кухонным оборудованием, горячими жидкостями;
  4. способы определения свежести яиц, использование яиц в кулинарии, способы крашения яиц;
  5. виды бутербродов и горячих напитков, технологию их приготовления, правила сервировки стола к завтраку;
  6. краткие сведения из истории архитектуры и интерьера; национальные традиции, связь архитектуры с природой; требования, предъявляемые к кухне, оборудование кухни и уход за ним.
  7. правила безопасной работы с ручными инструментами и на универсальной швейной машине; принцип изготовления пряжи, нитей и тканей, классификацию текстильных волокон, структуру полотняного переплетения, свойства нитей основы и утка, свойства тканей из натуральных растительных волокон;
  8. технические характеристики, назначение основных узлов универсальной швейной машины, виды приводов швейной машины, правила подготовки универсальной швейной машины к работе;
  9. эксплуатационные, гигиенические и эстетические требования, предъявляемые к рабочей одежде, общие сведения о системах конструирования одежды, правила построения и оформления чертежей швейных изделий, особенности строения женской и детской фигуры, правила снятия мерок для построения чертежа фартука, их условные обозначения;
  10. назначение, конструкция, условные графические обозначения и технологию выполнения следующих швов: стачного взаутюжку, расстрочного, накладного с закрытым срезом, накладного с открытым срезом, вподгибку с открытым и закрытым срезом;
  11. способы ремонта одежды заплатами, правила ухода за одеждой из хлопчатобумажных и льняных тканей, способы удаления пятен с одежды, правила хранения шерстяных и меховых изделий, средства защиты их от моли.
  12. знать безопасные приемы труда при работе на сельскохозяйственном участке;
  13. иметь представление о строении почвы и ее свойствах, знать необходимые условия для роста и развития растений;
  14. знать приемы обработки почвы ручными сельскохозяйственными инструментами;
  15. знать виды удобрений и правила закладывания компостной кучи;
  16. знать правила подготовки семян и посадочного материала к посеву, правила посева и посадки овощных культур;
  17. знать краткие сведения из истории создания изделий из лоскута, возможности лоскутной техники;
  18. материалы, инструменты и приспособления для лоскутной пластики, правила подготовки материалов к работе.

В результате обучения учащиеся получат возможность научиться:

  1. работать с кухонным оборудованием, инструментами, горячими жидкостями; определять качество овощей, проводить первичную обработку всех видов овощей, выполнять нарезку овощей, применять различные способы варки, готовить блюда из сырых и вареных овощей, определять свежесть яиц и готовить блюда из них, нарезать хлеб для бутербродов, готовить бутерброды различных видов и горячие напитки, сервировать стол к завтраку;
  2. выполнять эскиз интерьера кухни; украшать интерьер тканями, росписью, различными изделиями собственного изготовления.
  3. определять в ткани нити основы и утка, лицевую и изнаночную сторону ткани;
  4. включать и отключать маховое колесо от механизма машины, наматывать нитки на шпульку, заправлять верхнюю и нижнюю нити, запускать швейную машину и регулировать ее скорость, выполнять машинные строчки (по прямой, по кривой, с поворотом на определенный угол с подъемом прижимной лапки), регулировать длину стежка;
  5. читать и строить чертеж фартука, снимать мерки и записывать результаты измерений, выполнять моделирование фартука, подготавливать выкройку к раскрою;
  6. выполнять на универсальной швейной машине следующие швы: стачной взаутюжку, стачной вразутюжку, расстрочной, накладной с закрытым срезом, накладной с открытым срезом, вподгибку с открытым и закрытым срезом, распускать швы, обрабатывать накладные карманы и бретели, подготавливать ткань к раскрою, выполнять обмеловку и раскрой ткани, переносить контурные и контрольные линии выкройки на ткань, обрабатывать детали кроя, накалывать, наметывать и настрачивать карманы, обрабатывать срезы швом вподгибку с закрытым срезом или тесьмой, выполнять влажно-тепловую обработку и определять качество готового изделия;
  7. ремонтировать одежду заплатами, удалять пятна с одежды, хранить шерстяные и меховые изделия, изготавливать чехлы для хранения одежды.
  8. уметь обрабатывать почву ручными сельскохозяйственными инструментами;
  9. уметь закладывать компостную кучу;
  10. уметь готовить семена и посадочный материал к посеву, проводить посадку и посев овощных культур;
  11. уметь готовить материалы к работе в технике лоскутной пластики, изготавливать изделия из лоскута.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа ИЗО 5 класс ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе образовательной программы ФГОС« Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл.Автор: Б.М....

Рабочая программа 5-9 классы ФГОС В.И. Лях КТП- 5 класс ФГОС

Рабочая программа 1-4 класс ФГОС и КТП В.И. Лях. Рабочая программа 5-9 класс ФГОС и КТП 5 класс В.И. Лях...

Рабочая программа по технологии Симоненко ФГОС 5класс(мальчики) 2016-2017

Пояснительная записка Рабочая программа по предмету «Технология» состав­лена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразов...

Рабочая программа по технологии по ФГОС 5-8 классы

Рабочая программа по ФГОС 5-8 классы по технологии...

Рабочая программа по технологии (мальчики) ФГОС 5 - 8 класс

Рабочая программа по технологии (мальчики) ФГОС 5 - 8 класс...

Рабочая программа по технологии 7класс(ФГОС)

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС и скорректирована на смешанные группы (мальчики, девочки). Введен раздел "Современные технологии" с использованием учебника по...

Рабочая программа по технологии 5класс ФГОС

Рабочая программа по технологии 5класс ( девочки)ФГОС с календарно-тематическим планом...