Технология. Индустриальные технологии – 68 часов
|
Регулятивные УУД: - принятие учебной цели;
- выбор способов деятельности;
- планирование организации контроля труда;
- организация рабочего места;
- выполнение правил гигиены
учебного труда. |
Познавательные УУД: - сравнение;
- анализ;
- систематизация;
- мыслительный эксперимент;
- практическая работа;
- усвоение информации с помощью компьютера;
- работа со справочной литературой;
- работа с дополнительной литературой
|
Коммуникативные УУД: - умение отвечать на вопросы, рассуждать, описывать явления, действия и т.п.
- умение выделять главное из прочитанного;
- слушать и слышать собеседника, учителя;
- задавать вопросы на понимание, обобщение
|
Личностные УУД: - самопознание;
- самооценка;
- личная ответственность;
адекватное реагирование на трудности |
№ урока |
Тема урока |
Кол-во часов |
Тип урока |
Технологии |
Освоение предметных знаний (базовые понятия) |
Виды деятельности (элементы содержания, контроль) |
Требования к уровню подготовки учащихся
|
Оборудование урока |
Домашнее задание |
Дата проведения |
Исследовательская и созидательная деятельность (вводная часть) (2 ч)
|
1-2 |
Вводный инструктаж по технике безопасности. Творческий проект. Этапы выполнения творческого проекта |
2 |
Урок освоения новых знаний, проектного обучения |
Здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения |
Технология как дисциплина и как наука. Цель и задачи изучения предмета «Технология» в 5 классе. Содержание предмета. Вводный инструктаж по охране труда. Определение творческого проекта. Выбор темы проекта. Этапы выполнения проекта (поисковый, технологический, заключительный). Защита (презентация) проекта. Методы поиска информации в книгах, журналах и сети Интернет
|
Ознакомление с правилами поведения в мастерской и на рабочем месте. Ознакомление с понятиями «проект», «этапы выполнения проекта», защита проекта. Обоснование достоинств проектного изделия. Работа с текстом учебника, фронтальная работа с классом, индивидуальная работа |
Развитие у учащихся представления о проектной деятельности, основных компонентах и критериях проекта; последовательности разработки творческого проекта. Умение составлять индивидуальный (групповой) план проекта, формирование стартовой мотивации к изучению нового; ориентирование в информационном пространстве |
Учебник «Технология». Индустриальные технологии» 5 класс Тищенко А.Т., Симоненко В.Д.; Рабочая тетрадь «Технология. Индустриальные технологии» для 5 класса (Тищенко А.Т., Буглаева Н.А.; примеры творческих проектов учащихся |
П. 1 и 2, отв. На вопр. |
|
Технологии обработки конструкционных материалов (50 ч)
|
Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов (20 ч)
|
3-4 |
Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы |
2 |
Урок овладения новыми знаниями, умениями, навыками |
Здоровьесбережения, компьютерного урока, развивающего обучения, поэтапного формирования умственных действий |
Древесина, строение древесины. Свойства и области ее применения. Лиственные и хвойные породы древесины. Характерные признаки и свойства. Пиломатериалы. Виды пиломатериалов. Виды древесных материалов: ДСП, ДВП, шпон, фанера. Области применения древесных материалов. Профессии, связанные с производством древесных материалов и восстановлением лесных массивов |
Фронтальная работа с классом, индивидуальная работа (карточки-задания). Усвоение основных определений и понятий по теме. Сообщение с презентацией на тему «Виды пиломатериалов», «Виды древесных материалов». Поиск информации в Интернете о лиственных и хвойных породах древесины, пиломатериалах и древесных материалах Лабораторно-практическая работа №1 «Распознавание древесины и древесных материалов» |
Знание пород древесины, ее структуры,области применения. Сравнение различных объектов: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства Определение видов древесины и древесных материалов по внешним признакам; распознавание пиломатериалов. Умение отвечать на вопросы. Познавательный интерес к изучению нового, способам обобщения и систематизации знаний |
Образцы древесины разл. Пород; пиломатериалов и древесных материалов; плакат с изображением строения дерева, учебник |
П. 3, отв на вопр. Подготовить и принести чертеж. Инструменты; подготовить презентацию «Отличие древесины карельской березы от древесины березы, произрастающей в средней полосе России, где применяется» |
|
5-6 |
Графическое изображение деталей и изделий |
2 |
Комбинированный урок |
Здоровьесбережения, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, дифференцированного подхода в обучении |
Понятие об изделии и детали. Типы графических изображений: технический рисунок, эскиз, чертёж. Масштаб. Линии чертежа. Виды проекции детали. Профессии, связанные с разработкой и выполнением чертежей деталей и изделий |
Работа с текстом учебника, фронтальная работа с классом, индивидуальная работа. Зарисовка эскиза детали. Практическая работа №2 «Чтение чертежа. Выполнение эскиза или технического рисунка детали из древесины» |
Отличие изделия от детали; типы графических изображений; сущность понятия масштаб; чтение чертежа плоскостной детали. Навыки работы по алгоритму, корректирование деятельности: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения |
Плакат с чертежами деталей; отдельные чертежи деталей из древесины% чертежные инструменты; учебник, РТ, ПК |
П. 4, отв на вопр. Попробовать выполнить на ПК эскиз несложной детали из древесины. Распечатать эскиз, если он получится удачно. |
|
7-8 |
Рабочее место и инструменты для ручной обработки древесины |
2 |
Урок овладения новыми знаниями, умениями, навыками |
Здоровьесбережения, проблемного обучения, индивидуально-личностного обучения |
Устройство столярного верстака. Установка и закрепление заготовок в зажимах верстака. Инструменты для обработки древесины. Организация рабочего места: рациональное размещение инструментов и заготовок. Профессии современного столярного производства. Правила безопасной работы |
Участие в беседе по теме. Усвоение основных определений и понятий по теме. Фронтальная работа с классом. Практическая работа №3 «Организация рабочего места для столярных работ» |
Комплектование и рациональная организация рабочего места для ручной обработки древесины. Правильная установка и закрепление заготовки в зажимах верстака; проверка соответствия верстака своему росту. Выполнять учебные задачи. Выполнение правил безопасного труда |
Столярные или универсальные верстаки; режущие и вспомог. инструменты для обработки древесины; учебник, РТ, ПК |
П. 5, отв на вопр; разгадать кроссворд из РТ; подготовить презентацию «Инструменты для столярных работ» (кроме рассмотренных в учебнике) |
|
9-10 |
Последовательность изготовления деталей из древесины |
2 |
Комбинированный урок |
Здоровьесбережения, развивающего обучения, самодиагностики и самокоррекции результатов |
Технологический процесс. Основные этапы технологического процесса. Технологическая карта и её назначение. Основные технологические операции. Профессии, связанные с разработкой технологических процессов |
Работа с текстом учебника, фронтальная работа с классом, индивидуальная работа. Практическая работа №4 «Разработка последовательности изготовления детали из древесины» |
Определять последовательность изготовления детали по технологической карте. Находить в тексте информацию, необходимую для решения задачи. Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно |
Столярные или универсальные верстаки; плакат с технологич. процессами изготовления деталей из древесины; технологические карты; учебник, РТ, ПК ; чертежи деталей для практ. работы.№ 4 |
П. 6, отв на вопр; выполнить поиск в интернете и записать последовательность технологических операций на изготовление изделия |
|
11-12 |
Контрольная работа № 1 «Оборудование рабочего места. Последовательность изготовления изделий из древесины». Разметка заготовок из древесины |
2 |
Контроль знаний учащихся Комбинированный урок |
Здоровьесбережения, личностно-ориентированного обучения, парной и групповой деятельности |
Разметка заготовок. Последовательность разметки заготовок из древесины. Инструменты для разметки. Разметка заготовок с помощью шаблона |
Иллюстрированный рассказ, фронтальная и индивидуальная работа с классом. Разметка заготовки при помощи рейсмуса. Соблюдение правил безопасного труда. Практическая работа №5 «Разметка заготовок из древесины» |
Научиться воспроизводить приобретенные знания, навыки в конкретной деятельности. Выполнение разметки заготовок из древесины по чертежу и шаблону. Навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Выполнение правил безопасного труда |
Чертежи деталей из древесины для практ работы № 5; чертежные инструменты; заготовки из древесины и инструменты для выполнения разметки; учебник; РТ, ПК |
Отв на вопр п. 7; найти в интернете или придумать форму шаблона, с помощью которого можно размечать заготовки разделочных досок. |
|
13-14 |
Пиление заготовок из древесины |
2 |
Комбинированный урок |
Здоровьесбережения, развития исследовательских навыков, самодиагностики и самокоррекции результатов |
Пиление как технологическая операция. Инструменты и приспособления для пиления. Правила безопасной работы ножовкой. Визуальный и инструментальный контроль качества выполненной операции. Профессии, связанные с распиловкой пиломатериалов |
Иллюстрированный рассказ, фронтальная и индивидуальная работа с классом. Соблюдение правил безопасного труда. Практическая работа №6 «Пиление заготовок из древесины» |
Научиться воспроизводить приобретенные знания, навыки в конкретной деятельности. Безопасно пилить заготовки столярной ножовкой, контролировать качество выполненной операции. Устойчивая мотивация к изучению и закреплению нового |
Технологические карты изготовления изделий из древесины, столярные ножовки, приспособления для пиления, размеченные заготовки из древесины для практ.работы № 6, учебник. РТ |
Отв на вопр п. 8, подготовить презентацию « Как работает станок для пиления заготовок из древесины, у которого концы тонкого ножовочного полотна соединены между собой на заклепках, как обруч» |
|
15-16 |
Строгание заготовок из древесины |
2 |
Комбинированный урок |
Здоровьесбережения, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, дифференцированного подхода в обучении |
Строгание как технологическая операция. Инструменты для строгания, их устройство. Визуальный и инструментальный контроль качества выполненной операции. Правила безопасной работы при строгании |
Иллюстрированный рассказ, фронтальная и индивидуальная работа с классом. Сборка, разборка и регулировка рубанка; строгание деталей с соблюдением безопасных приёмов работы. Участие в беседе по теме, усвоение основных операций и понятий по теме. Соблюдение правил безопасного труда. Практическая работа №7 «Строгание заготовок из древесины» |
Научиться воспроизводить приобретенные знания, навыки в конкретной деятельности. Строгание деталей с соблюдением безопасных приёмов работы. Устойчивая мотивация к изучению и закреплению нового. Уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях |
Образцы отстроганных заготовок, рубанки. Шерхебели, линейки, угольники, размеченные заготовки для практ работы № 7, учебник, РТ |
Отв на вопр п. 9, разгадать кроссворд из РТ |
|
17-18 |
Сверление отверстий в деталях из древесины
2 четверть |
2 |
Комбинированный урок |
Здоровьесбережения, развития исследовательских навыков, индивидуально-личностного обучения |
Сверление как технологическая операция. Инструменты и приспособления для сверления, их устройство. Виды свёрл. Последовательность сверления отверстий. Правила безопасной работы при сверлении. Профессии, связанные с работой на сверлильных станках в деревообрабатывающем и металлообрабатывающем производстве |
Участие в беседе по теме. Усвоение основных определений и понятий по теме. Закрепление сверл в коловороте и дрели; разметка отверстия; просверливание отверстия нужного диаметра. Соблюдение правил безопасной работы при сверлении. Практическая работа №8 «Сверление заготовок из древесины» |
Научиться воспроизводить приобретенные знания, навыки в конкретной деятельности. Просверливание отверстия нужного диаметра с соблюдением правил безопасной работы. Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Определять последовательность промежуточных действий с учетом конечного результата |
Образцы деталей с просверленными отверстиями, сверла. Дрель, шило. Угольники, линейки, карандаши. Струбцины. Заготовки из древесины для практ работы № 8, учебник, РТ |
Отв на вопр п. 10, найти в интернете и подготовить доклад о том, есть ли в нашем городе учебное заведение, где учат профессии сверловщик |
|
19-20
|
Соединение деталей из древесины гвоздями, шурупами и саморезами |
2 |
Комбинированный урок
|
Здоровьесбережения, поэтапного формирования умственных действий, развития исследовательских навыков |
Способы соединения деталей из древесины. Виды гвоздей, шурупов и саморезов. Инструменты для соединения деталей гвоздями, шурупами и саморезами. Последовательность соединения деталей. Правила безопасной работы. Профессии, связанные с обработкой и сборкой деталей из древесины на деревообрабатывающих и мебельных предприятиях
|
Иллюстрированный рассказ, фронтальная и индивидуальная работа с классом. Умение выбирать гвозди, шурупы и саморезы для соединения деталей из древесины, выполнять соединение деталей из древесины гвоздями, шурупами и саморезами. Соблюдение правил безопасного труда. Практическая работа №9 «Соединение деталей из древесины гвоздями, шурупами (саморезами)» |
Научиться воспроизводить приобретенные знания, навыки в конкретной деятельности. Соединение деталей из древесины гвоздями и шурупами. Находить в тексте информацию, необходимую для решения поставленной задачи. Способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию в преодолении препятствий. |
Плакат по теме «Забивание гвоздей»; верстак;, гвозди различных видов; молотки нескольких видов; карандаш; линейка; шурупы различных видов; сверла под шурупы: шило. |
Прочитать §11, §12, отв на вопр., найти в интернете информацию о видах современных инструментов и приспособлений, предназначенных для соединения деревянных деталей. |
|
21-22 |
Соединение деталей из древесины клеем |
2 |
Комбинированный урок |
Здоровьесбережения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, дифференцированного подхода в обучении |
Соединение деталей из древесины клеем. Виды клея для соединения деталей из древесины. Последовательность соединения деталей с помощью клея. Правила безопасной работы
|
Иллюстрированный рассказ, фронтальная и индивидуальная работа с классом. Умение выбирать клей для соединения деталей из древесины, выполнять соединение деталей из древесины клеем. Соблюдение правил безопасного труда. Практическая работа №10 «Соединение деталей из древесины с помощью клея» |
Научиться воспроизводить приобретенные знания, навыки в конкретной деятельности. Соединение деталей из древесины клеем. Выбирать наиболее эффективные способы выполнения работы. Коммуникативные действия, направленные на структурирование информации по данной теме. Осознавать уровень и качество усвоения результата |
Склеенные не клей дощечки для демонстрации; верстак; напильник; шлифовальная шкурка; шлифовальная колодка |
Прочитать §13, отв на вопр., найти информацию , имеется ли в нашем городе учебное заведение, где учат профессиям плотник, столяр. |
|
Технологии художественно - прикладной обработки материалов (6 ч) |
|
|
23-24 |
Отделка изделий из древесины |
2 |
Урок-практикум |
Здоровьесбережения, развивающего обучения, индивидуально-личностного обучения, дифференцированного подхода в обучении |
Зачистка поверхностей деталей из древесины. Технология зачистки деталей. Отделка изделий из древесины тонированием и лакированием. Технологии отделки изделия древесины тонированием и лакированием. Различные инструменты и приспособления для зачистки и отделки деревянных изделий. Правила безопасной работы при обработке древесины. Профессии, связанные с обработкой изделий из древесины на мебельных предприятиях
|
Иллюстрированный рассказ, фронтальная и индивидуальная работа с классом. Визуальный контроль качества изделия. Выявление дефектов и их устранение. Соблюдение правил безопасного труда. Практическая работа №11 «Отделка изделий из древесины» |
Научиться воспроизводить приобретенные знания, навыки в конкретной деятельности. Подбирать инструмент, способ и материал для зачистки и отделки изделий, выполнять отделку изделий с соблюдением правил безопасности. Определять последовательность промежуточных действий с учетом конечного результата. Корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения |
Брусок для демонстрации; кисть; тампон; лак различных видов; рашпили, напильники, шлиф.шкурка, шлиф.колодка |
Прочитать §14, 15; разгадать кроссворд из рабочей тетради |
|
25-26 |
Выпиливание лобзиком |
2 |
Комбинированный урок |
Здоровьесбережения, педагогики сотрудничества, развивающего обучения, дифференцированного подхода в обучении |
Выпиливание лобзиком. Устройство лобзика. Последовательность выпиливания деталей лобзиком. Визуальный контроль качества выполненной операции. Правила безопасной работы
|
Иллюстрированный рассказ, фронтальная и индивидуальная работа с классом. Выбор заготовок для выпиливания, выпиливание фигур и простых орнаментов. Соблюдение правил безопасного труда. Практическая работа №12 «Выпиливание изделий из древесины лобзиком» |
Научиться воспроизводить приобретенные знания, навыки в конкретной деятельности. Выпиливание и зачистка изделий из дерева. Определять последовательность промежуточных действий с учетом конечного результата. Формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать алгоритм действий |
верстак; лобзик; струбцина; выпиловочный столик; заготовка из фанеры; копировальная бумага; шило; карандаш; надфиль; изделия, выпиленные лобзиком; альбом по выпиливанию |
Прочитать §16, отв на вопр, подготовить презентацию «Виды декоративно-прикладного творчества, распространенные в Калининградской области» |
|
27-28 |
Контрольная работа № 2 «Художественная обработка древесины». Выжигание по дереву. |
2 |
Контроль полученных знаний по разделу Художественная обработка изделий из древесины. Комбинированный урок |
Здоровьесбережения, педагогики сотрудничества, развивающего обучения, дифференцированного подхода в обучении |
Выжигание по дереву. Электровыжигатель. Виды линий. Технология выжигания рисунка на фанере. Отделка изделия раскрашиванием и лакированием. Визуальный контроль качества выполненной операции. Правила безопасной работы с электрическими приборами |
Иллюстрированный рассказ, фронтальная и индивидуальная работа с классом. Усвоение основных определений и понятий по теме. Поиск информации в Интернете (выбор узора). Соблюдение правил безопасного труда. Практическая работа №13 «Отделка изделий из древесины выжиганием» |
Научиться воспроизводить приобретенные знания, навыки в конкретной деятельности. Выжигание, и лакирование изделий из дерева. Осуществлять контроль деятельности («что сделано») и пошаговый контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»). Применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств |
Фанера для выжигания; прибор для выжигания; верстак; |
Прочитать §17, отв на вопр, подобрать в интернете рисунки для выпиливания лобзиком и выжигания |
|
Исследовательская и созидательная деятельность (4 ч)
|
29-32 |
Творческий проект «Художественное выпиливание лобзиком»
3 четверть |
4 |
Урок проектного обучения |
Здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения, урок творчества |
Обоснование темы проекта. Выбор лучшего варианта. Поиск информации в книгах, журналах и сети Интернет, среди готовых изделий. Разработка эскизов деталей изделия. Расчёт условной стоимости материалов для изготовления изделия. Окончательный контроль и оценка проекта. Подготовка графической документации. Разработка творческого проекта. Защита проекта. Эргонометрические требования ТБ |
Выбор темы проекта в соответствии со своими возможностями, обоснование выбора темы. Выполнение эскиза, модели изделия. Изготовление детали, сборка и отделка изделия. Оценка стоимости материалов для изготовления изделия. Оформление проектных материалов. Использование ПК при выполнении и презентации проектов. Презентация проекта |
Обнаруживать и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы. Поддерживать инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Осознавать самого себя как движущую силу своего научения |
Творческие проекты, выполненные учащимися прошлых лет; журналы «сделай сам», «Юный техник» «Школа и производство». |
|
|
Технологии машинной обработки металлов и искусственных материалов (2 ч)
|
33-34 |
Понятие о механизме и машине |
2 |
Урок овладения новыми знаниями, умениями, навыками |
Здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения |
Машина и её виды. Механизмы и их назначение. Детали механизмов. Типовые детали. Типовые соединения деталей. Профессии, связанные с обслуживанием машин и механизмов
|
Иллюстрированный рассказ, фронтальная и индивидуальная работа с классом. Усвоение основных определений и понятий по теме. Лабораторно-практическая №14 «Ознакомление с машинами, механизмами, соединениями, деталями» |
Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения. Уметь осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям. Устойчивая мотивация к изучению и закреплению нового |
Модели передач и механизмов машин; плакат «Типовые соединения деталей» |
Прочитать §16. Подготовить сообщение о том, какие машины и механизмы помогают человеку в его жизни. |
|
Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов (22 ч)
|
35-36 |
Тонколистовой металл и проволока. Искусственные материалы |
2 |
Комбинированный урок |
Здоровьесбережения, развития исследовательских навыков, развивающего обучения, компьютерного урока |
Металлы: их основные свойства и область применения. Чёрные и цветные металлы. Искусственные материалы и их виды. Виды пластмасс. Виды и способы получения листового металла: листовой металл, жесть, фольга. Проволока и способы её получения. Профессии, связанные с производством металлов и производством искусственных материалов |
Фронтальная работа с классом, индивидуальная работа (карточки-задания). Усвоение основных определений и понятий по теме. Сообщение с презентацией на тему «Цветные и чёрные металлы», «Виды листового металла и проволоки», «Виды и производство искусственных материалов». Поиск информации в Интернете об искусственных материалах и способах их производства. Лабораторно-практическая №15 «Ознакомление с образцами тонколистового металла, проволоки и пластмасс» |
Определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. Проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Различать виды металлов и искусственных материалов
|
Образцы металлов и сплавов; образцы проволоки; плакат «Получение тонколистового металла и проволоки» |
Прочитать §19. Отв на вопр, подготовить презентацию о том, какие еще искусственные материалы человек применяет в научно-исследовательской деятельности, технике, повседневной жизни.. |
|
37-38
|
Рабочее место для ручной обработки металлов |
2 |
Комбинированный урок |
Здоровьесбережения, развивающего обучения, педагогики сотрудничества, личностно-ориентированного обучения |
Слесарный верстак: его назначение и устройство. Устройство слесарных тисков. Профессии, связанные с обработкой металла. Правила безопасности труда при ручной обработке металла |
Работа с текстом учебника, фронтальная беседа с классом. Усвоение основных определений и понятий по теме. Сообщение с презентацией на тему «Профессии, связанные с обработкой металла». Практическая работа №16 «Ознакомление с устройством слесарного верстака и тисков» |
Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ответа на поставленный вопрос. Закреплять заготовку в тисках. Определять последовательность промежуточных действий с учетом конечного результата, составлять план. Уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков |
Слесарный верстак; слесарные тиски; набор инструментов; таблица «Организация рабочего места для ручной обработки металла» |
Прочитать §20, отв. на вопр; принести на след урок чертежные принадлежности |
|
39-40
|
Графическое изображение деталей из металла и искусственных материалов |
2 |
Урок-практикум |
Здоровьесбережения, компьютерного урока, проблемного обучения, индивидуальной и групповой деятельности |
Типы графических изображений: технический рисунок, эскиз, чертёж. Чертёж (эскиз) деталей из металла, проволоки и искусственных материалов. Графическое изображение конструктивных элементов деталей: отверстий, пазов и т. п. Чтение чертежа детали из металла и пластмассы. Развертка |
Работа с текстом учебника, фронтальная и индивидуальная работа с классом. Усвоение основных определений и понятий по теме. Практическая работа №17 «Чтение чертежа. Графическое изображение изделий из тонколистового металла и проволоки» |
Навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Читать чертежи деталей из металла и искусственных материалов
|
Образцы готовых изделий из тонколистового металла и проволоки; графические изображения из металла (чертеж, эскиз, технический рисунок) |
Прочитать §21, отв на вопр, изобразить чертеж детали с помощью компьютера (если чертеж получится – распечатать его); принести на след урок чертежные принадлежности |
|
41-42
|
Технология изготовления изделий из металла и искусственных материалов |
2 |
Комбинированный урок |
Здоровьесбережения, информационно-коммуникационные, поэтапного формирования умственных действий |
Технология изготовления изделий из металла и искусственных материалов . Технологическая карта. Изделия из металла и искусственных материалов. Способы изготовления изделий из металла и искусственных материалов. Области применения изделий из металла и искусственных материалов. Профессии, связанные с производством изделий из металла и искусственных материалов
|
Участие в беседе по теме. Усвоение основных определений и понятий по теме. Сообщение с презентацией на тему «Изделия из металла и искусственных материалов и способы их изготовления». Практическая работа №18 «Разработка технологии изготовления деталей из металлов и искусственных материалов |
Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ответа на поставленный вопрос. Уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Осознавать самого себя как движущую силу своего научения |
Плакаты с технологическими процессами изготовления деталей их тонколистового металла, проволоки и искусственных материалов, технологические карты, образцы изделий, чертежные инструменты, РТ, ПК |
Прочитать §22, отв на вопр, составить технологическую карту изготовления детали с помощью компьютера (распечатать, если она получится), найти в интернете примеры технологического процесса изготовления деталей из тонколистового металла, проволоки. |
|
43-44
|
Правка и разметка заготовок из тонколистового металла, проволо-ки, пластмассы |
2 |
Комбинированный урок |
Здоровьесбережения, личностно-ориентированного обучения, парной и групповой деятельности |
Правка и разметка как технологическая операция. Ручные инструменты для правки и разметки тонколистового металла и проволоки. Шаблон. Правила безопасной работы. Профессии, связанные с разметкой заготовок из металла и изготовлением шаблонов |
Участие в беседе по теме, усвоение основных операций и понятий по теме. Работа в группах, фронтальная работа с классом. Визуальный и инструментальный контроль качества выполненной операции. Соблюдение правил безопасного труда. Практическая работа №19 «Правка и разметка заготовок из металла, проволоки и искусственных материалов» |
Устойчивая мотивация к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. Определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план последовательности действий. Выполнять правку заготовок и разметку на заготовке. Осознавать учащимся уровень и качество выполнения операции |
Слесарный верстак; заготовки из листового металла и проволоки; киянка; правильная плита; приспособления для правки проволоки; таблица «Правка и разметка тонколистового металла»; Разметочные инструменты: металлическая линейка, слесарный угольник, чертилка, разметочный циркуль, кернер, разметочный шаблон, рейсмус; таблица «Приемы работы измерительным инструментом» |
Прочитать §23, 24, отв на вопр, разгадать кроссворд из РТ |
|
45-46
|
Резание и зачистка заготовок из тонколистового металла, проволоки и искусственных материалов |
2 |
Урок формирования и применения знаний, умений, навыков |
Здоровьесбережения, развития исследовательских навыков, развивающего обучения, самодиагностики и самокоррекции результатов |
Резание и зачистка: особенности выполнения данных операций. Инструменты для выполнения операций резания и зачистки. Технологии резания и зачистки заготовок из металла, проволоки и пластмассы. Правила безопасной работы. Профессии, связанные с резанием и шлифованием заготовок |
Работа с текстом учебника, фронтальная и индивидуальная работа с классом. Участие в беседе по теме, усвоение основных операций и понятий по теме. Визуальный контроль качества выполненной операции. Соблюдение правил безопасного труда. Практическая работа №20 «Резание и зачистка заготовок из тонколистового металла, проволоки и искусственных материалов» |
Проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Осознавать уровень и качество усвоения результата. Резание и зачистка заготовок из тонколистового металла, проволоки и пластмассы. Управление своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия)
|
Слесарный верстак; заготовки из листового металла и проволоки; слесарные ножницы; кусачки; пассатижи; зубило; таблица «Резание и гибка тонколистового металла»; напильник; наждачная бумага |
Прочитать §25-26, отв на вопр, найти информацию в каких учебных заведениях области учат а профессию резчик |
|
47-48
|
Гибка заготовок из тонколистового металла и проволоки |
2 |
Комбинированный урок |
Здоровьесбережения, развития исследовательских навыков, педагогики сотрудничества, личностно-ориентированного обучения |
Гибка тонколистового металла и проволоки как технологическая операция. Инструменты и приспособления для выполнения операции гибки. Правила безопасной работы. Профессии, связанные с изготовлением заготовок из металла |
Участие в беседе по теме, усвоение основных операций и понятий по теме. Фронтальная и индивидуальная работа с классом. Визуальный контроль качества выполненной операции. Соблюдение правил безопасного труда. Практическая работа №21 «Гибка заготовок из листового металла и проволоки» |
Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Осознавать уровень и качество усвоения результата. Уметь гнуть заготовку из тонколистового металла и проволоки. Произвольно и осознанно владеть общим приемом гибки заготовки
|
Слесарный верстак; заготовки из листового металла и проволоки; киянка; оправки; кусачки; приспособление для гибки; пассатижи; таблица «Резание и гибка тонколистового металла» |
Прочитать §27, отв на вопр, найти информацию, в каких учебных заведениях учат профессиям слесарь, шлифовщик, штамповщик. Есть ли в нашем городе такие заведения |
|
49-50
|
Контрольная работа № 3. Получение отверстий в заготовках из металлов и искусственных материалов |
2 |
Урок контроля знаний. Комбинированный урок |
Здоровьесбережения, развития исследовательских навыков, развивающего обучения, самодиагностики и самокоррекции результатов |
Пробивание и сверление отверстий в тонколистовом металле. Ручные инструменты и приспособления для выполнения операций пробивания и сверления отверстий. Технологии пробивания и сверления отверстий заготовок из металла и пластмассы. Правила безопасной работы |
Участие в беседе по теме, усвоение основных операций и понятий по теме. Фронтальная и индивидуальная работа с классом. Визуальный и инструментальный контроль качества выполненной операции. Практическая работа №22 «Получение отверстий в заготовках из металлов и искусственных материалов» |
Способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию — выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий. Умение выслушивать мнение членов команды, не перебивая; принимать коллективные решения. Использование разнообразных способов решения поставленной задачи
|
Настольный сверлильный станок; электрическая дрель; сверла; пробойник; кернер; молоток; обрезки металла; таблица «Сверление» |
Прочитать §28, отв на вопр, |
|
51-52 |
Устройство настольного сверлильного станка
4 четверть |
2 |
Урок овладения новыми знаниями, умениями, навыками |
Здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения |
Настольный сверлильный станок: назначение, устройство. Организация рабочего места для работы на сверлильном станке, инструменты и приспособления. Правила безопасного труда при работе на сверлильном станке |
Выполнение работ на настольном сверлильном станке. Применение контрольно-измерительных инструментов при сверлильных работах. Выявление дефектов и устранение их. Соблюдение правил безопасного труда. Практическая работа №23 «Ознакомление с устройством на-стольного сверлильного станка, сверление отверстий на станке» |
Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения. Выполнять работы на настольном сверлильном станке. Определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности |
Настольный сверлильный станок; электрическая дрель; сверла; кернер; обрезки металла; таблица «Сверление» |
Прочитать §29, отв на вопр, найти информацию о том. Какие еще существуют настольные сверлильные станки для школьных мастерских, кроме рассмотренного в учебнике. Распечатать их изображение и устройство |
|
53-54
|
Сборка изделий из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов |
2 |
Комбинированный урок |
Здоровьесбережения, развития исследовательских навыков, проблемного обучения, индивидуально-личностного обучения |
Способы соединения деталей. Инструменты и приспособления для соединения деталей. Технологии соединения деталей. Правила безопасности труда. Профессии, связанные с изготовлением изделий из тонколистового металла |
Фронтальная и индивидуальная работа с классом. Участие в беседе по теме, усвоение основных операций и понятий по теме. Визуальный и инструментальный контроль качества выполненной операции. Соблюдение правил безопасного труда. Практическая работа №24 «Соединение деталей из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов» |
Осознавать уровень и качество усвоения результата. Соединять детали из тонколистового металла, проволоки, пластмассы. Устойчивая мотивация к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. Определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план последовательности действий
|
Слесарный верстак; киянка; слесарный молоток; заготовки из тонколистового металла; линейка; чертилка; ножницы по металлу; образцы фальцевых швов; заклепки; заклепочная машинка; таблица «Соединение деталей заклепками»; |
Прочитать §30, отв на вопр, найти в интернете, книгах, журналах. Какие еще существуют методы соединения металлических деталей, кроме рассмотренных в учебнике. |
|
55-56 | Отделка изделий из тонколистового металла, проволоки, пластмассы | 2 | Комбинированный урок | Здоровьесбережения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, индивидуально-личностного обучения, компьютерного урока | Отделка изделий окрашиванием. Технология отделки изделий. Метод распыления. Правила безопасности труда | Фронтальная и индивидуальная работа с классом. Участие в беседе по теме, усвоение основных операций и понятий по теме. Визуальный и инструментальный контроль качества выполненной операции. Соблюдение правил безопасного труда. Сообщение с презентацией на тему «Сборка и отделка изделий из металла и проволоки» Практическая работа №25 «Отделка изделий из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов» | Уметь точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии. Отделка изделий из металла, проволоки, пластмассы. Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Осознавать уровень и качество усвоения результата. Определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности |
Слесарный верстак; кисточки; образцы изделий с применением различных способов отделки |
Прочитать §31, отв на вопр, разгадать кроссворд из РТ, найти в интернете информацию об окрашивании металлических деталей на промышленных предприятиях, например кузовов автомобилей на автозаводе. |
|
Исследовательская и созидательная деятельность (4 ч)
|
57-60 |
Творческий проект «Подставка для рисования» |
4 |
Урок проектного обучения |
Здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения, урок творчества |
Обоснование темы проекта. Выбор лучшего варианта. Поиск информации в книгах, журналах и сети Интернет, среди готовых изделий. Разработка эскизов деталей изделия. Расчёт условной стоимости материалов для изготовления изделия. Окончательный контроль и оценка проекта. Подготовка графической документации. Разработка творческого проекта. Защита проекта. Эргонометрические требования ТБ |
Выбор темы проекта в соответствии со своими возможностями, обоснование выбора темы. Выполнение эскиза, модели изделия. Изготовление детали, сборка и отделка изделия. Оценка стоимости материалов для изготовления изделия. Оформление проектных материалов. Использование ПК при выполнении и презентации проектов. Презентация проекта |
Обнаруживать и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы. Поддерживать инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Осознавать самого себя как движущую силу своего научения |
Творческие проекты, выполненные учащимися прошлых лет; журналы «сделай сам», «Юный техник» «Школа и производство». |
|
|
Технологии домашнего хозяйства (6 ч)
|
61-62 |
Интерьер жилого помещения |
2 |
Урок изучения нового |
Здоровьесбережения, информационно-коммуникационные, индивидуально-личностного обучения |
Интерьер жилых помещений. Требования к интерьеру. Предметы интерьера. Рациональное размещение мебели и оборудования в комнатах различного назначения |
Знакомство с требованиями, предъявляемыми к интерьеру; предметы интерьера; характеристики основных функциональных зон. Анализирование дизайна интерьера жилых помещений на соответствие требованиям эргономики, гигиены, эстетики |
Формирование познавательного интереса. Уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Уметь выделять существенную информацию из текста |
Тетради; цветные карандаши; чертежные принадлежности; эскизы интерьеров и варианты оформления окон; карточки-задания с эскизами окон; журналы с материалами по интерьеру жилого дома |
Прочитать §32, отв на вопр, подготовить презентацию с образцами современных интерьеров различных зон жилых помещений |
|
63-64 |
Эстетика и экология жилища |
2 |
Комбинированный урок |
Здоровьесбережения, индивидуально-личностного обучения |
Эстетические, экологические, эргономические требования к интерьеру жилища. Регулирование микроклимата в доме. Приборы для поддержания температурного режима, влажности и состояния воздушной среды. Роль освещения в интерьере. Правила пользования бытовой техникой |
Оценка микроклимата в помещении. Подбор бытовой техники по рекламным проспектам. Разработка плана размещения осветительных приборов. Разработка вариантов размещения бытовых приборов. Практическая работа №26 «Разработка технологии изготовления полезных для дома вещей»
|
Формирование познавательного интереса. Управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия). Уметь выделять существенную информацию из текста |
Презентация с изображениями бытовых электрических светильников и климатических приборов, мебели их экологически чистых материалов, ММП, чертежные инструменты |
Прочитать §33, отв на вопр |
|
65-66 |
Технологии ухода за жилым помещением, одеждой и обувью |
2 |
Комбинированный урок |
Здоровьесбережения, информационно-коммуникационные, индивидуально-личностного обучения |
Технология ухода за различными видами напольных покрытий, за мебелью, за одеждой и обувью. Технология ухода за кухней. Чистка и стирка одежды. Хранение одежды и обуви. Средства для ухода. Профессии в сфере обслуживания и сервиса. Экологические аспекты применения современных химических средств в быту. Соблюдение правил безопасного труда и гигиены |
Правила уборки помещений. Осваивание технологии удаления пятен с обивки мебели, чистки зеркальных и стеклянных поверхностей. Осваивание технологии ухода за обувью, правил хранения, чистки и стирки одежды. Соблюдение правил безопасного труда и гигиены. Практическая работа №27 «Изготовление полезных для дома вещей» |
Формирование познавательного интереса. Уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Уметь выделять существенную информацию из текста |
Образцы покрытий для пола и стен (ламинат, паркетная доска, ковролин, керамическая плитка, линолеум) и иллюстрации современной бытовой техники, моющие средства, средства по уходу за одеждой и обувью |
Прочитать §34, от в на вопр, найти информацию о том, какими способами можно утеплять окна в зимний период в зависимости от конструкции и материала окон. |
|
Исследовательская и созидательная деятельность (заключительная часть) (2 ч)
|
67-68 |
Защита проекта |
2 |
Урок проектного обучения |
Здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения, урок творчества |
Применение ПК при проектировании. Экономическая оценка стоимости выполнения проекта. Методика проведения электронной презентации проектов (сценарии, содержание) |
Разработка вариантов рекламы. Оформление проектных материалов. Использование ПК при выполнении и презентации проектов. Подготовка электронной презентации проекта. Защита проекта
|
Составлять план защиты проектной работы. Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Разрабатывать варианты рекламы. Оформлять проектные материалы. Готовить электронную презентацию проекта |
Эталонные образцы творческих проектов, верстаки. Инструменты и приспособления для обработки древесины, тонколистового металла, проволоки, пластмассы, материалы и инструменты для окончательной отделки готовых изделий, учебник, РТ. ПК, ММП |
|
|