Деятельностный подход на уроках технологии
статья по технологии на тему
Основой моего обучения является формирование практических навыков и развитие творческих способностей у учащихся на уроках технологии. Этот процесс длительный, поэтому я начинаю вести свою работу целесообразно с пятого класса, поощряя творческие возможности ребенка, его умения и желания работать самостоятельно, инициативно.
Одной из главных задач я считаю создание оптимальных условий для развития каждого учащегося в различных видах трудовой деятельности, оказание действенной помощи в подготовке и вхождению молодежи в обновляющийся мир труда.
Это результаты моей работы:
Деятельность – это активное взаимодействие человека с окружающей средой. Она играет решающую роль в формировании физических и духовных качеств личности. Так же доказано, что способности человека проявляются в деятельности, но главное, что они создаются в ней.
Я считаю, что человека нельзя научить, развить, воспитать; он должен научить себя сам, тоесть научитьСЯ, развиватьСЯ, воспитыватьСЯ. Я выступаю в учебном процессе не как источник информации, а как организатор деятельности учащихся, который создает ситуации, которые возбуждают у учащихся потребность к практической деятельности на уроках и во внеурочной деятельности.
Любая практическая деятельность имеет следующие структурные элементы: цель, предмет, орудия, программу деятельности и конечный продукт. Организуя учебную деятельность учащихся я выбираю, какие из этих элементов будут даны ученику или группе учащихся в „готовом“ виде, а какие должны быть получены (созданы) детьми. При этом я выделяю 5 способов организации практической деятельности учащихся.
Способы организации деятельности человека
№ способа | Действия учителя | |
Задано | Предлагаю | |
I | Цель, предмет, орудия, программа | Получить конкретный предмет |
II | Цель, предмет, орудия |
|
III | Цель, предмет |
|
IV | Цель |
|
V | Ситуация, в которой й ученика возникает потребность в формировании цели |
|
Учитывая установленную психологией очень важную закономерность о том, что ученик осознает лишь то, что составляет цель его деятельности, то при разном способе организации деятельности они будут создавать разное (см. 3-ю колонку). Это означает, что если работа ученика была организована способом I, на вопрос: «Расскажи, как ты получил этот результат?», они часто не могут правильно ответить, потому, что программа действий была дана в готовом виде и они не осознают ее.
Для развития практических навыков у учащихся я использую три вида деятельности:
- Упражнения – короткие, сфокусированные виды деятельности учащихся, нацеленные на обучение конкретным навыкам и знаниям. Их продолжительностьможет быть от 20 мин. до 4-5 недель. Они могут быть направлены на изучение общих навыков работы (таких как – написать вопросник для изучения мнения потенциальных потребителей); или быть связаны с определенным материалом (бумагой, тканью, например, для обучения таким навыкам как разметка, раскрой, соединение); или быть направлены на обучение знаниям о рациональном питании, прочности различных конструкций и тд. Упражнения используются как отдельные виды деятельности или часть исследовательской работы или проекта. В последних двух случаях, они выполняются до начала работы или в процессе ее реализации, по мере возникновения потребности.
- Дизайн анализ. Цель дизайна анализа – понять, почему изделие такое, какое оно есть. Попытка проникнуть в мысли дизайнера помогает учащимся осознать процесс проектирования и изготовления. Учащиеся (лучше – группа учащихся) – анализируют изделие или сравнивают несколько похожих изделий и пытаются понять почему именно эта форма, материал, способ производства, функциональное назначение были выбраны дизайнером. Такой способ дизайн анализаможет вести к более детальному исследованию эстетических, эргономическихфакторов, маркетинговому исследованию материалов и способов производства. Другие методы дизайн анализа дают возможномть учащимся рассмотреть социальные и экономические последствия разрабртки и изготовления изделия. Происходит тесная связь обучения и воспитания.
- Проекты. При выполнении проектов учащиеся осваивают все или почти все стадии дизайн процесса. В 5-х классах учитель дает краткую формулировку задачи и ограничивает варианты решений. Несмотря на это, учащиеся проходят через этапыизучения/осознания краткой формулировки задачи, выработки одной из идей, изготовления, испытания и самооценки. Постепенно фокус смещается на проведения исследованияи написания дизайн спецификации с более полным испытанием изделия и самооценкой (и изделия, и дизайн процесса). В конце проектаучащиеся должны иметь изделие и дизайн папку, которая является документомотражающем мысли, процесс исследования, идеи и решения.
Детское творчество неисчерпаемо. Его питательная среда – порыв к добру и красоте, а еще чувство тайны, которую очень хочется разгадать. “Тайна возбуждает творчество” – сказал А. Эйнштейн. Творчество всегда самодеятельно, успех достигается на основе увлечённости. Главный стимул творчества – огромная радость, которую оно даёт и учителю, и ученику.
Я хочу закончить свое выступление цитатой Сухомлинского В. А.: «Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребёнок. Силы ума крепнут по мере того, как совершенствуется мастерство, но и мастерство черпает свои силы в разуме».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Основой моего обучения является формирование практических навыков и развитие творческих способностей у учащихся на уроках технологии. Этот процесс длительный, поэтому я начинаю вести свою работу целесообразно с пятого класса, поощряя творческие возможности ребенка, его умения и желания работать самостоятельно, инициативно.
Одной из главных задач я считаю создание оптимальных условий для развития каждого учащегося в различных видах трудовой деятельности, оказание действенной помощи в подготовке и вхождению молодежи в обновляющийся мир труда.
Это результаты моей работы:
Деятельность – это активное взаимодействие человека с окружающей средой. Она играет решающую роль в формировании физических и духовных качеств личности. Так же доказано, что способности человека проявляются в деятельности, но главное, что они создаются в ней.
Я считаю, что человека нельзя научить, развить, воспитать; он должен научить себя сам, тоесть научитьСЯ, развиватьСЯ, воспитыватьСЯ. Я выступаю в учебном процессе не как источник информации, а как организатор деятельности учащихся, который создает ситуации, которые возбуждают у учащихся потребность к практической деятельности на уроках и во внеурочной деятельности.
Любая практическая деятельность имеет следующие структурные элементы: цель, предмет, орудия, программу деятельности и конечный продукт. Организуя учебную деятельность учащихся я выбираю, какие из этих элементов будут даны ученику или группе учащихся в „готовом“ виде, а какие должны быть получены (созданы) детьми. При этом я выделяю 5 способов организации практической деятельности учащихся.
Способы организации деятельности человека
№ способа | Действия учителя | |
Задано | Предлагаю | |
I | Цель, предмет, орудия, программа | Получить конкретный предмет |
II | Цель, предмет, орудия |
|
III | Цель, предмет |
|
IV | Цель |
|
V | Ситуация, в которой й ученика возникает потребность в формировании цели |
|
Учитывая установленную психологией очень важную закономерность о том, что ученик осознает лишь то, что составляет цель его деятельности, то при разном способе организации деятельности они будут создавать разное (см. 3-ю колонку). Это означает, что если работа ученика была организована способом I, на вопрос: «Расскажи, как ты получил этот результат?», они часто не могут правильно ответить, потому, что программа действий была дана в готовом виде и они не осознают ее.
Для развития практических навыков у учащихся я использую три вида деятельности:
- Упражнения – короткие, сфокусированные виды деятельности учащихся, нацеленные на обучение конкретным навыкам и знаниям. Их продолжительностьможет быть от 20 мин. до 4-5 недель. Они могут быть направлены на изучение общих навыков работы (таких как – написать вопросник для изучения мнения потенциальных потребителей); или быть связаны с определенным материалом (бумагой, тканью, например, для обучения таким навыкам как разметка, раскрой, соединение); или быть направлены на обучение знаниям о рациональном питании, прочности различных конструкций и тд. Упражнения используются как отдельные виды деятельности или часть исследовательской работы или проекта. В последних двух случаях, они выполняются до начала работы или в процессе ее реализации, по мере возникновения потребности.
- Дизайн анализ. Цель дизайна анализа – понять, почему изделие такое, какое оно есть. Попытка проникнуть в мысли дизайнера помогает учащимся осознать процесс проектирования и изготовления. Учащиеся (лучше – группа учащихся) – анализируют изделие или сравнивают несколько похожих изделий и пытаются понять почему именно эта форма, материал, способ производства, функциональное назначение были выбраны дизайнером. Такой способ дизайн анализаможет вести к более детальному исследованию эстетических, эргономическихфакторов, маркетинговому исследованию материалов и способов производства. Другие методы дизайн анализа дают возможномть учащимся рассмотреть социальные и экономические последствия разрабртки и изготовления изделия. Происходит тесная связь обучения и воспитания.
- Проекты. При выполнении проектов учащиеся осваивают все или почти все стадии дизайн процесса. В 5-х классах учитель дает краткую формулировку задачи и ограничивает варианты решений. Несмотря на это, учащиеся проходят через этапыизучения/осознания краткой формулировки задачи, выработки одной из идей, изготовления, испытания и самооценки. Постепенно фокус смещается на проведения исследованияи написания дизайн спецификации с более полным испытанием изделия и самооценкой (и изделия, и дизайн процесса). В конце проектаучащиеся должны иметь изделие и дизайн папку, которая является документомотражающем мысли, процесс исследования, идеи и решения.
Детское творчество неисчерпаемо. Его питательная среда – порыв к добру и красоте, а еще чувство тайны, которую очень хочется разгадать. “Тайна возбуждает творчество” – сказал А. Эйнштейн. Творчество всегда самодеятельно, успех достигается на основе увлечённости. Главный стимул творчества – огромная радость, которую оно даёт и учителю, и ученику.
Я хочу закончить свое выступление цитатой Сухомлинского В. А.: «Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребёнок. Силы ума крепнут по мере того, как совершенствуется мастерство, но и мастерство черпает свои силы в разуме».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Системно-деятельностный подход на уроках технологии
Цель деятельностного подхода уроков технологии является развитие творческих способностей учащихся, понимание нравственной ценности трудовой деятельности, испытание радости от процесса и результата тру...
Преподавание технологии в условиях модернизации общего образования Конструкт урока в соответствии с требованиями ФГОС Использование системно-деятельностного подхода на уроке технологии в 5 класс «Приготовление блюд из овощей»
Сохранение здоровья подрастающего поколения всегда было важнейшей задачей любого государства. Одним из результатов изучения предмета «Технология» является формирование ответственного отношения к сохра...
«Деятельностный подход на уроках технологии как основа формирования практических навыков рамках перехода на ФГОС» (индивидуальный план саморазвития учителя технологии)
Необходимо отметить, что умение учиться, прежде всего, связано с «автономным действием» человека. Осмысленное и ответственное выстраивание личной жизненной траектории связаны со скво...
Реализация системно-деятельностного подхода на уроках технологии
Современный учитель, если он всерьёз задумывается о реализации задачи доступности качественного образования, не может замыкаться только в круге проблем своего предмета. Ведь качество образования – это...
ПРЕДМЕТ: ТЕХНОЛОГИЯ Системно-деятельностный подход на уроках технологии.
Системно-деятельностныйподход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятел...
«Системно – деятельностный подход на уроках технологии»
Системно- деятельностный подход – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, самостоятельной, познавательной деятельности школьника....
Системно-деятельностный подход на уроках технологии
Системно-деятельностный подход на уроках технологии...