Деятельностный подход на уроках технологии
статья по технологии на тему

Основой моего обучения является формирование практических навыков и развитие творческих способностей у учащихся на уроках технологии. Этот процесс длительный, поэтому я начинаю вести свою работу целесообразно с пятого класса, поощряя творческие возможности ребенка, его умения и желания работать самостоятельно, инициативно.

Одной из главных задач я считаю создание оптимальных условий для развития каждого учащегося в различных видах трудовой деятельности, оказание действенной помощи в подготовке и вхождению молодежи в обновляющийся мир труда.

Это результаты моей работы:

 

 

Деятельность – это активное взаимодействие человека с окружающей средой. Она играет решающую роль в формировании физических и духовных качеств личности. Так же доказано, что способности человека проявляются в деятельности, но главное, что они создаются в ней.

 Я считаю, что человека нельзя научить, развить, воспитать; он должен научить себя сам, тоесть научитьСЯ, развиватьСЯ, воспитыватьСЯ. Я выступаю в учебном процессе не как источник информации, а как организатор деятельности учащихся, который создает ситуации, которые возбуждают у учащихся потребность к практической деятельности на уроках и во внеурочной деятельности.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

Любая практическая деятельность имеет следующие структурные элементы: цель, предмет, орудия, программу деятельности и конечный продукт. Организуя учебную деятельность учащихся я выбираю, какие из этих элементов будут даны ученику или группе учащихся в „готовом“ виде, а какие должны быть получены (созданы) детьми. При этом я выделяю 5 способов организации практической деятельности учащихся.

Способы организации деятельности человека

№ способа

Действия учителя

Задано

Предлагаю

I

Цель, предмет, орудия, программа

Получить конкретный предмет

II

Цель, предмет, орудия

  1. Составить программу действий
  2. Получит конечный продукт

III

Цель, предмет

  1. Подобрать орудия труда
  2. Составить программу действий
  3. Получить конечный продукт

IV

Цель

  1. Подобрать предмет
  2. Подобрать орудия труда
  3. Составить программу действий
  4. Получить конечный продукт

V

Ситуация, в которой й ученика возникает потребность в формировании цели

  1. Сформулировать цель
  2. Подобрать предмет
  3. Подобрать орудия труда
  4. Составить программу действий
  5. Получить конечный продукт

Учитывая установленную психологией очень важную закономерность о том, что ученик осознает лишь то, что составляет цель его деятельности, то при разном способе организации деятельности они будут создавать разное (см. 3-ю колонку). Это означает, что если работа ученика была организована способом I, на вопрос: «Расскажи, как ты получил этот результат?», они часто не могут правильно ответить, потому, что программа действий была дана в готовом виде и они не осознают ее.

Для развития практических навыков у учащихся я использую три вида деятельности:

  1. Упражнения – короткие, сфокусированные виды деятельности учащихся, нацеленные на обучение конкретным навыкам и знаниям. Их продолжительностьможет быть от 20 мин. до 4-5 недель. Они могут быть направлены на изучение общих навыков работы (таких как – написать вопросник для изучения мнения потенциальных потребителей); или быть связаны с определенным материалом (бумагой, тканью, например, для обучения таким навыкам как разметка, раскрой, соединение); или быть направлены на обучение знаниям о рациональном питании, прочности различных конструкций и тд. Упражнения используются как отдельные виды деятельности или часть исследовательской работы или проекта. В последних двух случаях, они выполняются до начала работы или в процессе ее реализации, по мере возникновения потребности.
  2. Дизайн анализ. Цель дизайна анализа – понять, почему изделие такое, какое оно есть. Попытка проникнуть в мысли дизайнера помогает учащимся осознать процесс проектирования и изготовления. Учащиеся (лучше – группа учащихся) – анализируют изделие или сравнивают несколько похожих изделий и пытаются понять почему именно эта форма, материал, способ производства, функциональное назначение были выбраны дизайнером. Такой способ дизайн анализаможет вести к более детальному исследованию эстетических, эргономическихфакторов, маркетинговому исследованию материалов и способов производства. Другие методы дизайн анализа дают возможномть учащимся рассмотреть социальные и экономические последствия разрабртки и изготовления изделия. Происходит тесная связь обучения и воспитания.
  3.  Проекты. При выполнении проектов учащиеся осваивают все или почти все стадии дизайн процесса. В 5-х классах учитель дает краткую формулировку задачи и ограничивает варианты решений. Несмотря на это, учащиеся проходят через этапыизучения/осознания краткой формулировки задачи, выработки одной из идей, изготовления, испытания и самооценки. Постепенно фокус смещается на проведения исследованияи написания дизайн спецификации с более полным испытанием изделия и самооценкой (и изделия, и дизайн процесса). В конце проектаучащиеся должны иметь изделие и дизайн папку, которая является документомотражающем мысли, процесс исследования, идеи и решения.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

Детское творчество неисчерпаемо. Его питательная среда – порыв к добру и красоте, а еще чувство тайны, которую очень хочется разгадать. “Тайна возбуждает творчество” – сказал А. Эйнштейн. Творчество всегда самодеятельно, успех достигается на основе увлечённости. Главный стимул творчества – огромная радость, которую оно даёт и учителю, и ученику.

Я хочу закончить свое выступление цитатой Сухомлинского В. А.: «Истоки творческих способностей и  дарований детей на кончиках их пальцев.  От пальцев, образно говоря, идут ручейки, которые питают источник творческой мысли.  Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребёнок. Силы ума крепнут по мере того, как совершенствуется мастерство, но и мастерство черпает свои силы в разуме».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основой моего обучения является формирование практических навыков и развитие творческих способностей у учащихся на уроках технологии. Этот процесс длительный, поэтому я начинаю вести свою работу целесообразно с пятого класса, поощряя творческие возможности ребенка, его умения и желания работать самостоятельно, инициативно.

Одной из главных задач я считаю создание оптимальных условий для развития каждого учащегося в различных видах трудовой деятельности, оказание действенной помощи в подготовке и вхождению молодежи в обновляющийся мир труда.

Это результаты моей работы:

Деятельность – это активное взаимодействие человека с окружающей средой. Она играет решающую роль в формировании физических и духовных качеств личности. Так же доказано, что способности человека проявляются в деятельности, но главное, что они создаются в ней.

 Я считаю, что человека нельзя научить, развить, воспитать; он должен научить себя сам, тоесть научитьСЯ, развиватьСЯ, воспитыватьСЯ. Я выступаю в учебном процессе не как источник информации, а как организатор деятельности учащихся, который создает ситуации, которые возбуждают у учащихся потребность к практической деятельности на уроках и во внеурочной деятельности.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

Любая практическая деятельность имеет следующие структурные элементы: цель, предмет, орудия, программу деятельности и конечный продукт. Организуя учебную деятельность учащихся я выбираю, какие из этих элементов будут даны ученику или группе учащихся в „готовом“ виде, а какие должны быть получены (созданы) детьми. При этом я выделяю 5 способов организации практической деятельности учащихся.

Способы организации деятельности человека

№ способа

Действия учителя

Задано

Предлагаю

I

Цель, предмет, орудия, программа

Получить конкретный предмет

II

Цель, предмет, орудия

  1. Составить программу действий
  2. Получит конечный продукт

III

Цель, предмет

  1. Подобрать орудия труда
  2. Составить программу действий
  3. Получить конечный продукт

IV

Цель

  1. Подобрать предмет
  2. Подобрать орудия труда
  3. Составить программу действий
  4. Получить конечный продукт

V

Ситуация, в которой й ученика возникает потребность в формировании цели

  1. Сформулировать цель
  2. Подобрать предмет
  3. Подобрать орудия труда
  4. Составить программу действий
  5. Получить конечный продукт

Учитывая установленную психологией очень важную закономерность о том, что ученик осознает лишь то, что составляет цель его деятельности, то при разном способе организации деятельности они будут создавать разное (см. 3-ю колонку). Это означает, что если работа ученика была организована способом I, на вопрос: «Расскажи, как ты получил этот результат?», они часто не могут правильно ответить, потому, что программа действий была дана в готовом виде и они не осознают ее.

Для развития практических навыков у учащихся я использую три вида деятельности:

  1. Упражнения – короткие, сфокусированные виды деятельности учащихся, нацеленные на обучение конкретным навыкам и знаниям. Их продолжительностьможет быть от 20 мин. до 4-5 недель. Они могут быть направлены на изучение общих навыков работы (таких как – написать вопросник для изучения мнения потенциальных потребителей); или быть связаны с определенным материалом (бумагой, тканью, например, для обучения таким навыкам как разметка, раскрой, соединение); или быть направлены на обучение знаниям о рациональном питании, прочности различных конструкций и тд. Упражнения используются как отдельные виды деятельности или часть исследовательской работы или проекта. В последних двух случаях, они выполняются до начала работы или в процессе ее реализации, по мере возникновения потребности.
  2. Дизайн анализ. Цель дизайна анализа – понять, почему изделие такое, какое оно есть. Попытка проникнуть в мысли дизайнера помогает учащимся осознать процесс проектирования и изготовления. Учащиеся (лучше – группа учащихся) – анализируют изделие или сравнивают несколько похожих изделий и пытаются понять почему именно эта форма, материал, способ производства, функциональное назначение были выбраны дизайнером. Такой способ дизайн анализаможет вести к более детальному исследованию эстетических, эргономическихфакторов, маркетинговому исследованию материалов и способов производства. Другие методы дизайн анализа дают возможномть учащимся рассмотреть социальные и экономические последствия разрабртки и изготовления изделия. Происходит тесная связь обучения и воспитания.
  3.  Проекты. При выполнении проектов учащиеся осваивают все или почти все стадии дизайн процесса. В 5-х классах учитель дает краткую формулировку задачи и ограничивает варианты решений. Несмотря на это, учащиеся проходят через этапыизучения/осознания краткой формулировки задачи, выработки одной из идей, изготовления, испытания и самооценки. Постепенно фокус смещается на проведения исследованияи написания дизайн спецификации с более полным испытанием изделия и самооценкой (и изделия, и дизайн процесса). В конце проектаучащиеся должны иметь изделие и дизайн папку, которая является документомотражающем мысли, процесс исследования, идеи и решения.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

Детское творчество неисчерпаемо. Его питательная среда – порыв к добру и красоте, а еще чувство тайны, которую очень хочется разгадать. “Тайна возбуждает творчество” – сказал А. Эйнштейн. Творчество всегда самодеятельно, успех достигается на основе увлечённости. Главный стимул творчества – огромная радость, которую оно даёт и учителю, и ученику.

Я хочу закончить свое выступление цитатой Сухомлинского В. А.: «Истоки творческих способностей и  дарований детей на кончиках их пальцев.  От пальцев, образно говоря, идут ручейки, которые питают источник творческой мысли.  Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребёнок. Силы ума крепнут по мере того, как совершенствуется мастерство, но и мастерство черпает свои силы в разуме».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно-деятельностный подход на уроках технологии

Цель деятельностного подхода уроков технологии является развитие творческих способностей учащихся, понимание нравственной ценности трудовой деятельности, испытание радости от процесса и результата тру...

Преподавание технологии в условиях модернизации общего образования Конструкт урока в соответствии с требованиями ФГОС Использование системно-деятельностного подхода на уроке технологии в 5 класс «Приготовление блюд из овощей»

Сохранение здоровья подрастающего поколения всегда было важнейшей задачей любого государства. Одним из результатов изучения предмета «Технология» является формирование ответственного отношения к сохра...

«Деятельностный подход на уроках технологии как основа формирования практических навыков рамках перехода на ФГОС» (индивидуальный план саморазвития учителя технологии)

Необходимо отметить, что умение учиться, прежде всего, связано с «автономным действием» человека. Осмысленное и ответственное выстраивание личной  жизненной траектории  связаны со  скво...

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках технологии

Современный учитель, если он всерьёз задумывается о реализации задачи доступности качественного образования, не может замыкаться только в круге проблем своего предмета. Ведь качество образования – это...

ПРЕДМЕТ: ТЕХНОЛОГИЯ Системно-деятельностный подход на уроках технологии.

Системно-деятельностныйподход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной  познавательной  деятел...

«Системно – деятельностный подход на уроках технологии»

Системно- деятельностный подход – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, самостоятельной, познавательной деятельности школьника....

Системно-деятельностный подход на уроках технологии

Системно-деятельностный подход на уроках технологии...