Реализация системно-деятельностного подхода на уроках технологии
статья по технологии по теме
Современный учитель, если он всерьёз задумывается о реализации задачи доступности качественного образования, не может замыкаться только в круге проблем своего предмета. Ведь качество образования – это понятие, аккумулирующее в себе все стороны образовательного процесса, начиная от реально существующих санитарно-гигиенических условий пребывания детей в образовательном учреждении, и заканчивая достижениями воспитанников в освоении образовательных программ.
Инновационный поиск новых средств обучения приводит меня к пониманию того, что на уроках нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие методы обучения.
Проблема выбора необходимого метода возникает перед учителем всегда. Но в новых условиях необходимы и новые методы, позволяющие по-новому организовывать процесс обучения, взаимоотношений между учителем и учеником. Любой урок включает в себя объединение нескольких технологий. В настоящий момент мы называем этот процесс интеграцией. Интегрировать на уроке можно как педагогические технологии, так и предметные области. Сразу отмечу, что я использую в своей работе не только интеграцию предметных областей, но и методических приёмов. Особое значение имеет предметное содержание деятельности и подбор соответствующих ему способов и средств деятельности учителя и ученика. В классах учатся дети с разными интеллектуальными, психофизическими и социальными возможностями. Поэтому учителю важно найти мотивацию урока для каждого ученика. Как повысить интерес к уроку, предмету, данной теме? Задумываясь над этим вопросом, я предположила, что строить деятельностный компонент следует, прежде всего, на интегративной основе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая тема | 50.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Сообщение по методической теме:
«Реализация системно-деятельностного подхода
на уроках технологии».
Выполнила : учитель технологии
МОБУ СОШ №6
Якубова Н.В.
2012 г.
Реализация системно-деятельностного подхода на уроках технологии.
Придя в школу человек, попадает в большой и удивительный мир, в котором ему приходиться разобраться, что-то познать, чему-то научиться. И хорошо, что в школе есть такие люди, которые помогают ему заложить тот культурный базис, который ученик пронесёт через всю свою жизнь.
Современный учитель, если он всерьёз задумывается о реализации задачи доступности качественного образования, не может замыкаться только в круге проблем своего предмета. Ведь качество образования – это понятие, аккумулирующее в себе все стороны образовательного процесса, начиная от реально существующих санитарно-гигиенических условий пребывания детей в образовательном учреждении, и заканчивая достижениями воспитанников в освоении образовательных программ.
Инновационный поиск новых средств обучения приводит меня к пониманию того, что на уроках нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие методы обучения.
Проблема выбора необходимого метода возникает перед учителем всегда. Но в новых условиях необходимы и новые методы, позволяющие по-новому организовывать процесс обучения, взаимоотношений между учителем и учеником. Любой урок включает в себя объединение нескольких технологий. В настоящий момент мы называем этот процесс интеграцией. Интегрировать на уроке можно как педагогические технологии, так и предметные области. Сразу отмечу, что я использую в своей работе не только интеграцию предметных областей, но и методических приёмов. Особое значение имеет предметное содержание деятельности и подбор соответствующих ему способов и средств деятельности учителя и ученика. В классах учатся дети с разными интеллектуальными, психофизическими и социальными возможностями. Поэтому учителю важно найти мотивацию урока для каждого ученика. Как повысить интерес к уроку, предмету, данной теме? Задумываясь над этим вопросом, я предположила, что строить деятельностный компонент следует, прежде всего, на интегративной основе. Отмечу, что, к большому сожалению, очень мало методической литературы по проблеме интеграции предметной области "технология” с другими предметными областями. Для реализации познавательной и творческой активности школьников, для всестороннего гармонического развития личности, для подготовки базы к дальнейшей социализации учеников и нужны современные формы и методы обучения.
Межпредметные связи позволяют мне заинтересовать учащихся с разноуровневыми знаниями, умениями и навыками. Например, детей с техническим или гуманитарным складом ума. Используя интегрированный подход в обучении, удается показать интеграцию образовательной области "технология” с взаимно удалёнными предметными областями, такими как физика, химия, биология, история, экономика, филология. Физические и химические свойства тканей, исторические справки о производственной и бытовой одежде, влияние экологических факторов на человека, расчёт себестоимости – всё это рассматривается на уроках технологии.
Системно-деятельностный подход предполагает:
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;
- переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
- ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;
- признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
- учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;
- обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
- разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
Системно-деятельностный подход обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.
Поэтому учителям необходимо овладевать педагогическими технологиями, с помощью которых можно реализовать новые требования. Это хорошо известные технологии проблемного обучения, проектного обучения, Одной из них является «Технология деятельностного метода обучения», разработанная педагогическим коллективом под руководством доктора педагогических наук, профессора Л.Г. Петерсон.
Данный подход направлен на развитие каждого ученика, на формирование его индивидуальных способностей, а также позволяет значительно упрочнить знания и увеличить темп изучения материала без перегрузки обучающихся. При этом создаются благоприятные условия для их разноуровневой подготовки, реализации принципа моделирования. Технология деятельностного метода обучения не разрушает «традиционную» систему деятельности, а преобразовывает ее, сохраняя все необходимое для реализации новых образовательных целей. Одновременно она является саморегулирующимся механизмом разноуровневого обучения, обеспечивая возможность выбора каждым ребенком индивидуальной образовательной траектории; при условии гарантированного достижения им социально безопасного минимума. Данная технология – это разработанная последовательность деятельностных шагов.
Дидактические принципы:
1. Принцип деятельности заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2. Принцип непрерывности означает такую организацию обучения, когда результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа. Непрерывность процесса обеспечивается инвариативностью технологии, а также преемственностью между всеми ступенями обучения содержания и методики.
3. Принцип целостного представления о мире означает, что у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о мире (природе-обществе-самом себе), о роли и месте науки в системе наук.
4. Принцип минимакса заключается в том, что школа предлагает каждому обучающемуся содержание образование на максимальном (творческом) уровне и обеспечивает его усвоение на уровне социально-безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5. Принцип психологической комфортности предполагает снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества.
6. Принцип вариативности предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения проблемы, формирование способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта.
7. Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности. Формирование способности самостоятельно находить решение нестандартных задач.
Реализовать эти принципы на уроках хорошо помогает использование следующих современных педагогических технологий:
Здоровьесберегающие технологии. Существенную особенность традиционного обучения составляет авторитарная педагогика, превращающая нашу школу в «школу знаний» что в немалой степени способствует возникновению глубокого переутомления у основной массы учащихся. С точки зрения психологического аспекта заинтересовать можно тогда когда ты нравишься. Для этого есть многим известные советы психолога Д. Корнеги:
Искренне интересуйтесь людьми
Улыбайтесь
Помните, что имя человека – это самый сладостный и важный для него звук
Будьте хорошим слушателем
Говорите о том, что интересует собеседника
Внушайте ему сознание его значимости
Психологический комфорт на уроке, положительный уровень межличностных отношений помогает решить дидактические задачи более успешно. Однако психологическая комфортность необходима не только для развития ребенка и усвоения им знаний. Это тем более важно в условиях реализации принципа минимакса, когда работа ведется на высоком уровне трудности. Каждый ребенок должен ощущать веру учителя в свои силы. Ситуация успеха (Я могу!), которая создается при введении нового знания для каждого ученика, формирует у него веру в себя, учит преодолевать трудности, помогает осознать свое продвижение вперед. Это чрезвычайно важно для формирования личностно-значимых мотивов учения, и поэтому является необходимым требованием личностно-ориентированной педагогики.
Проблемно - диалогическое обучение. При традиционном подходе к обучению у учащихся как бы утрачивается способность думать, размышлять, т.к. в основном за него думает учитель: излагая те сведения, которые должны быть, усвоены, ставит вопросы и предлагает ответы на них, формулирует задачи и объясняет способы их решения. Ученик должен заполнить все это, повторить учебный материал дома и выполнить упражнения, необходимые для тренировки усваиваемых навыков. Такая работа не требует от ребенка выполнения полноценной интеллектуальной деятельности, которая необходима для самостоятельного творческого усвоения знаний. В результате такого обучения в течение нескольких лет многие дети становятся интеллектуально пассивными, не умеющими самостоятельно выполнить ни одного шага в процессе усвоения. Таким образом, не выполняется основная задача обучения - научить ребенка учиться, сохранить и развить познавательную потребность учащихся. Одним из эффективных средств, способствующих развитию познавательной активности является проблемное обучение. Используя проблемные методы обучения, можно убедиться, что данные методы обучения эффективнее традиционных, поскольку постановка проблемы обеспечивает познавательную мотивацию учеников, а поиск решения – понимание материала большинством класса. При планировании урока с применением технологии проблемного обучения поможет система действий учителя и учащихся представленная в книге «Современные образовательные технологии в начальной школе» О.Н. Хижняковой. Система действий учителя и учащихся на разных этапах проблемной ситуации.
Этапы | Действия учителя | Действия учащихся |
1 Постановка задания, вызывающего проблемную ситуацию | Ставит учебную задачу и создает учебную проблемную ситуацию. Определяет соответствие проблемного задания интеллектуальным возможностям учащихся | Выявляют противоречие или ранее неизвестное в предложенном задании |
2 Анализ проблемной ситуации | Организует работу по актуализации знаний, определению области знания и незнания учащимися, подводит к формулировке проблемы. | Высказывают различные мнения по обнаруженному противоречию, выявляют область недостающего знания, формулируют выявленную проблему, определяют потребность в новом знании, способе действия |
3 Поиск решения проблемы | Организует поисковую, исследовательскую деятельность учащихся | Осуществляют отбор гипотез, выбирают метод решения проблемы |
4 4.Решение проблемы | Координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность | Осуществляют решение проблемы с помощью выбранного метода, фиксируют алгоритм решения проблемы в принятой форме (буквенной, графической) |
5 Первичное усвоение новых знаний, способов учебных действий | Подбирает соответствующие задания по усвоению новых знаний, способов учебных действий; осуществляет действия контроля и оценки | Выполняют задания, направленные на усвоение новых знаний, способов действия, осуществляют самоконтроль, самооценку. |
Технология проектного обучения актуальность данной технологии особенно возрастает на современном этапе, когда результатом образовательного процесса становится не определенная сумма знаний сама по себе, а умение применить полученные знания в различных жизненных ситуациях. Технология проектного обучения определяется построением образовательного процесса на активной основе, деятельности каждого ученика, его интересов и потребностей. Если в практике работы учащихся еще не было проектной деятельности, в частности с применением информационных технологий, то лучше один или несколько проектов изготовить совместно с детьми, разбирая и реализовывая каждый из этапов решения задачи.
От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем. Данная технология позволила развить у учащихся познавательные навыки, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, также развивается их критическое и творческое мышление, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.
Этот метод применяется мной довольно давно. В течение учебного года дети выполняют творческие проекты по темам:
«Вышивка»
«Лоскутная пластика»
«Фартук»
« Свободная тема»
На каждом уроке присутствует тема творчества, самостоятельности, у детей есть выбор, что безусловно повышает качество обучения, способствует воплощению в жизнь главной цели современного образования- воспитание самостоятельной, личности, способной уметь выживать в современных условиях.
Технология развивающего обучения. Ориентирована на то, чтобы создавать каждому школьнику условия, в которых он максимально реализовал бы себя, и не только свой интеллект, свое мышление, свою деятельность и способность, но именно личность. Речь здесь идет не о простом "придумывании" заданий по аналогии. Здесь, прежде всего, речь идёт о формировании у учащихся способности самостоятельно находить решение не встречавшихся раньше задач, самостоятельное "открытие" ими новых способов действия.
Умение создавать новое, находить нестандартное решение жизненных проблем стали сегодня неотъемлемой составной частью, реального жизненного успеха любого человека. Поэтому, развитие творческих способностей приобретает в наши дни общеобразовательное значение. В.А.Сухомлинский писал: «Учение не должно сводится к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти… хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире»(4,52). Творчество и творческая деятельность определяют ценность человека, поэтому на современном этапе важен новый уровень функциональной грамотности, который связан с освоением таких компонентов, как компьютерная, экологическая, экономическая грамотность, развитие творческой направленности личности. Учеными – психологами доказано, что у младшего школьника познавательный интерес находится на низком уровне.
В системе развивающего обучения главная методическая цель урока – создание условий для проявления познавательной активности учеников. Эта цель достигается следующими путями:
Ход познания - «от учеников». Совместно с учащимися обсуждаем и составляем план урока, используемый в ходе урока дидактический материал, позволяет ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания.
Преобразующий характер деятельности учащихся: дети наблюдают, группируют, классифицируют, делают выводы, выясняют закономерности. Отсюда иной характер заданий: не просто списать и вставить пропущенные буквы, решить задачу, но и пробудить учащихся к мыслительным действиям, их планированию.
Интенсивная самостоятельная деятельность учащихся, связана с эмоциональным переживанием, которая сопровождается эффектом неожиданности задания, включением ориентировочно – исследовательской реакции, механизма творчества, помощь и поддержку со стороны учителя.
Коллективный поиск, направляемый учителем (вопросы, пробуждающие самостоятельную мысль учеников, предварительные домашние задания). Стараюсь создать атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса.
Создание педагогических ситуаций общения на уроке позволяют каждому ученику проявить инициативу в способах работы, создание обстановки для естественного самовыражения ученика.
.
Личностно - ориентированное обучение. Принцип минимакса, который лежит в основе программы «Школа 2100» , помогает сделать урок личностно - ориентированным. Он заключается в следующем: школа обязана предложить ученику содержание образования по максимальному уровню, а ученик обязан усвоить это содержание по минимальному уровню. Работа ведется на высоком уровне трудности, но оценивается лишь обязательный результат и успех. Это позволяет сформировать у учащихся установку на достижение успеха. Стараться создавать такие педагогические ситуации общения, которые позволяют каждому ученику, независимо от его готовности к уроку, проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность к способам работы. Основным замыслом личностно - ориентированного урока является необходимость раскрыть содержание индивидуального опыта учеников, согласовать его с задаваемым, переведя в социально значимое содержание, и тем самым добиться личностного усвоения этого содержания. Следует подчеркнуть, что проектирование и технология проведения личностно-ориентированного урока, рассчитанного на работу с индивидуальностью каждого ученика, поставила учителя в новую профессиональную позицию - быть одновременно и предметником, и психологом, умеющим осуществлять комплексное педагогическое наблюдение за каждым учеником в процессе его индивидуального развития, личностного становления. При обсуждении с детьми в конце урока необходимо говорить не только о том, что "мы узнали" (чем овладели), но и том, что понравилось (не понравилось) и почему; что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому; при опросе на уроке (при выставлении отметок) анализировать не только правильность (неправильность) ответа, но и его самостоятельность, оригинальность, стремление ученика искать и находить разнообразные способы выполнения заданий. То есть учить детей осознавать свою жизнь, рефлексировать, обдумывать, искать смысл, выявлять ошибки, пытаться найти другое решение, не бояться своих чувств и эмоций (и негативных в том числе), принимать их, и видеть причины их появления. Почему это так важно?
Очень легко ответить на этот вопрос - для того, чтобы расти, изменяться, завтра быть лучше, мудрее, чем вчера, чтобы осознанные ошибки стали стартом для победы над собой, а понимание того, что твоя идея работает, расправило крылья. Каждые день, каждый урок должен быть осмыслен, иначе 40 минут, проведенные в классе добавятся к времени, потраченному впустую...
Урок «Материаловедение» в 5 классе.
Основная цель урока: Научиться определять свойства х/б и льняных тканей.
Ставим конкретную цель для двух учениц, отсутствующих на прошлом занятии и не знакомыми с темой «Волокна хлопка и льна и их свойства»:
Узнать о свойствах льна и хлопка, в процессе повторения, принимая участие в деятельности всего класса. Когда для таких детей цель поставлена чётко и затем осуществлён контроль , их заинтересованность повышается, повышается внимание, активность . И они уже не говорят «А я не знаю, меня не было!»
Так же при изучении любой темы делать акцент на практическую направленность изучаемого материала. Каждый урок начинаю с постановки вопроса «А где в нашей жизни это может пригодиться? Для чего это надо нам изучать?» Проанализировав ситуацию, каждый ребёнок может определить степень важности изучаемой темы конкретно для себя, выбрать индивидуальный маршрут, свой уровень.
Урок « Проект в технике пэчворк» 5 класс.
Выбор темы проекта. Рассказываю о данном рукоделии, его популярности, возможностях использования пэчворка для украшения интерьера, ставим цели: Научиться кроить детали изделий, подбирать цвета, собирать детали в блоки, заправлять швейную машину, выполнять стачной шов.
Каждая девочка выбирает для себя цель, в зависимости от своих потребностей , способностей и возможностей .В зависимости от того, какая поставлена цель, она выбирает и тему проекта и свой индивидуальный образовательный маршрут изучения темы.
Достаточно частой формой организации учебной деятельности на моих уроках технологии, а также на уроках ОБЖ является работа в группах.
Выполнение практических работ, лабораторных работ, участие в различных играх, викторинах, конкурсах. Такая форма работы позволяет более сильным детям помогать менее сильным или пропустившим занятие по каким-то причинам. Причём групповое задание состоит из нескольких частей: простой, средней сложности и самой сложной. Распределяются задания обычно самими детьми, если возникают затруднения у слабых детей, им помогает сильный ученик, оценка каждого зависит от участия всех. Повышается чувство ответственности, интерес, и в конечном итоге - даже слабый ученик может за интересную, творческую работу получить хорошую оценку, тем самым повысить уровень своей самооценки и поднять уровень мотивации к учёбе.
Во все времена педагога волновала проблема, как сделать так, чтобы всем было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс, чтобы не осталось ни одного равнодушного. Разрешить эту проблему очень легко с помощью компьютерных и игровых технологий обучения. С развитием компьютерной техники в школах внедряются компьютерные технологии преподавания. В чем преимущество таких уроков:
В – первых: за, ограниченное рамками урока, время можно дать больший по объему материал;
Во – вторых: можно использовать богатый наглядный материал, содержащий интересную информацию, используемый материал практически невозможно отобразить на доске за один урок.
В – третьих: немаловажное значение играет эстетика оформления и то, что весь собранный из различных источников материал оформлен в едином стиле, т.е. в данном случае мы можем говорить о технологии педагогического дизайна;
В – четвертых: данный материал может быть использован многократно, не только для изложения нового материала, но и для повторения пройденного.
Уроки-презентации позволяют не только эффективно и полезно использовать время на уроках, но и способствуют развитию интереса учащихся к предмету.
Информационные (компьютерные) технологии открывают поистине необозримые возможности в самых разных отраслях профессиональной деятельности, предлагают простые и удобные средства для решения широкого круга задач. Использование компьютера кардинально расширяет мои возможности в выборе материалов и форм учебной работы, делает уроки яркими и увлекательными, информационно и эмоционально насыщенными. Компьютер – это простой инструмент, который призван освободить учителя от рутинной работы по подбору дидактического материала, составления заданий, тестов, списков, отчетов, привнести в работу новые творческие возможности, удобство и комфорт.
Однако следует отметить, что учитель должен четко определять для себя целесообразность проведения конкретного урока с применением информационных технологий. Надо понимать, что компьютер является всего лишь одним из инструментов нашей педагогической деятельности. И как каждый инструмент он требует соответствующего ему применения.
При этом компьютер является мощным средством повышения эффективности обучения. Еще никогда учителя не получали столь мощного средства обучения. Компьютер предоставляет новые возможности, позволяет вместе с учениками получать удовольствие от увлекательного процесса познания – не только силой воображения раздвигать стены школьного кабинета, но с помощью новейших технологий погружаться в яркий красочный мир.
С компьютерными технологиями работаю уже много лет. И с каждым годом открываю для себя всё новые и новые возможности этих технологий. Очень эффективно составление кроссвордов, викторин, тестов. Несколько лет работы по данной системе показывают, что она эффективна в 5-7 класс и в том случае, когда проводится регулярно, занимая на уроках очень мало времени. В 8-9 классах усложняю работу, ученики сами составляют кроссворды и диаграммы в Excel, викторины и презентации в Power Point.
Для модернизации традиционного урока я использую презентации различных типов:
1. Для повторительно-обобщающих уроков, в том числе с использованием игровых моментов. Для 5 класса я разработала серию уроков по теме «Проект в технике пэчворк» с использованием презентации, а также игрового урока на повторение этой темы. Для проверки домашнего задания и для уроков повторения использую презентацию (с гиперссылками на задания) – «Своя игра», «Угадайка», «Хозяюшка». Вопросы и задания иллюстрирует презентация. Таким образом, используя ИКТ, я модернизировала урок.
2.Разработаны презентации , имеющие полноценное методическое сопровождение урока. С 5 класса в моей практике использую уроки-лекции, с использованием таких презентаций.
Презентации по материаловедению, машиноведению, раскрою и изготовлению юбки, фартука, ночной сорочки. Презентации и разработки уроков с полным дидактическим сопровождением по кулинарии и рукоделию.
3. Ученические презентации, иллюстрирующие сообщение учащегося по какой-либо теме. На уроках использую учебный проект, одной из форм которой является создание презентаций. Используя Интернет, учащиеся создали проекты по теме «Мой выбор» (9класс), в программах Power Point, Microsoft Office Publisher.
Игровые технологии обучения. Ш.А. Амонашвили в книге «Здравствуйте, дети говорит: « … без педагогической игры на уроке невозможно увлечь учеников в мир знаний и нравственных переживаний, сделать их активными участниками и творцами урока». Игра - активнейшая форма человеческой деятельности. Редко встретишь ребенка, не участвующего в определенный момент в какой-либо игре. Гибкая система учебных игр позволяет обучаться с интересом, а от возможности выбора игр этот интерес только возрастает. Эта модель обучения, по сравнению с традиционной, более перспективна. Проводимая по схеме: ученик-учитель-ученик, она позволяет ученикам самостоятельно выбирать свой путь развития (образования), возможно, делая это несознательно, интуитивно, а учитель выполняет роль катализатора; его умения и знания помогают ученику развиваться быстрее. Уроки по игровой методике существенно повышают интерес учащихся к предмету, позволяют им лучше запомнить формулировки, определения, "раскрепощают" ученика, его мышление.
На разных этапах урока включать занимательные упражнения, уроки – путешествия. Все дети даже самые неподготовленные к обучению, с удовольствием помогают любимым героям решить задачу, разгадать ребус, головоломку. Они всегда с нетерпением ждут очередной встречи с Незнайкой, Буратино и другими сказочными героями. На таких уроках можно наблюдать на лицах детей удивление, интерес и радость от возникшей догадки. А для учителя важно не только вызвать этот первоначальный интерес, но и удерживать его, сделать стойким на долгие годы. Также в практике можно использовать и нестандартные уроки. Например, что может быть лучше урока- праздника. В использовании нестандартного урока необходимо помнить одно правило – не использовать слишком часто.
Используя основные принципы развивающего обучения, можно опираться в практике на базовую модель Агапова И.Г., выделяющего следующие стадии урока :
1. Вызов
1.1 Собственно вызов.
1.2 Актуализация знаний.
2. Осмысление.
2.1 Постановка учебной задачи.
2.2 Открытия нового знания.
2.3 Составление алгоритма.
2.4 Первичное закрепление.
3. Рефлексия.
3.1 Самостоятельная работа – самоконтроль.
3.2 Собственно рефлексия.
Предложенная модель урока имеет ряд позитивных моментов:
- реализация всех дидактических принципов развивающего обучения;
- использование многих современных технологий, в том числе информационно-коммуникативной технологии и технологии модульного обучения;
- использование различных видов деятельности;
- составление алгоритма действий; - использование различных оценочных шкал;
- большая накопляемость оценок; - зрелищность формы проведения урока.
Но есть и моменты, которые осложняют применение базовой модели критического мышления:
- малый объём информации, охватываемый одним уроком;
- большой объём дидактического материала к одному уроку и, как следствие, затруднения в применении рассматриваемой модели на каждом уроке.
Основная задача стадии «Вызов» заключается в том, что тему урока учитель не сообщает, а пытается, используя различные приёмы, добиться от учащихся самостоятельной формулировки темы или постановки проблемы. Вот несколько методик самостоятельного подхода к определению темы урока.
1 Наиболее простым является приём «Вставь пропущенное слово». Текст должен быть размножен в бумажном варианте или спроецирован на экран в виде слайда. Подставив нужные слова, учащиеся делают вывод, что на уроке будет рассмотрена тема.
2 Составление кластера. В центре доски или слайда записывается слово, отражающее предмет разговора на предстоящем уроке. Ученикам предлагается вспомнить всё, что им известно по этому вопросу за 1 – 1,5 минуты и записать в виде кластера. Затем кластеры сравниваются, определяется неизвестное понятие и формулируется тема урока.
3 «Мозаика». Учащимся предлагается несколько блоков информации по изученным вопросам, исходя из чего, после соответствующего осмысления, формулируется тема урока.
Вторая стадия урока – «Осмысление». Согласно теории развивающего обучения, не всякая деятельность ученика на уроке – учебная. Учебной считается деятельность, связанная с решением учебных задач. Отличительная особенность таких задач – ориентация не на содержание, а на универсальные способы (приемы) учебной деятельности. Текст задачи содержит указание на способ учебной деятельности, например:
- классифицируйте и укажите основание для классификации;
- сравните;
- обобщите объекты;
- продолжите ряд, фразу;
- дополните ряд, определение;
- определите лишний элемент в данном ряду, объясните причину выбора;
- установите соответствие между процессами, явлениями;
- установите последовательность этапов, процессов, явлений.
Основная функция учебных задач – формирование и развитие приемов обучения, учебной деятельности и мотивация учащихся на сам процесс обучения, на процесс познания. На уроках систематически предлагаются задания, меняющиеся по принципу усложнения и комбинирования тренируемых операций. Организуются практические работы с элементами исследовательской деятельности.
Практические работы, выполняемые по инструкциям учебников, ограничивают самостоятельность учащихся, т. к. содержание этих работ предполагает в основном исполнительную деятельность. Вопросы, связанные с развитием мышления учащихся решаются на основе все возрастающей их самостоятельности при выполнении этих работ. В этом направлении можно многое сделать, не изменяя тематики и количества предусмотренных программой практических работ.
Проводятся уроки с проблемными ситуациями. Проблемная ситуация – это затруднение или противоречие, возникшее в процессе выполнения определенной учебной задачи, для разрешения которой требуются не только имеющиеся знания, но и новые. Проблемные ситуации могут возникать в следующих случаях.
Завершает урок «Рефлексия». Формирование у школьников критического мышления включает формирование способности определить свою степень усвоения новых знаний.
Формы проведения рефлексии.
1. «Вырази своё отношение к полученным знаниям»
2. «Задай вопрос, который остался невыясненным в ходе изучения нового материала»
3. «Тест «Я знаю (умею) / Я не знаю (не умею)»
4. Синквейн
Синквейн – это способность резюмировать информацию, излагать идеи, возникшие эмоции в нескольких словах. Синквейн – это синтез коротких выражений, которые показывают суть проведённой работы.
Правила написания синквейна:
1. Название. Тема (существительное) - 1 слово
2. Описание (прилагательное) - 2 слова
3. Действие или состав - 3-4 слова
4. Отношение к теме - 2-3 слова
5. Синоним темы - 1-2 слова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные технологии обучения иностранному языку в условиях внедрения ФГОС Проектная деятельность как средство реализации системно- деятельностного подхода на уроках немецкого языка
Особенности организации проектной деятельности. Особенности органи зации учебного процесса в условиях ФГОС.Место проекта, виды,, требования, этапы работы....
Выступление на методическом объединении учителей иностранных языков. Тема: «Игровые технологии на уроках английского языка как одно из средств реализации системно-деятельностного подхода в рамках ФГОС.»
Выступление на методическом объединении учителей иностранных языков. Тема: «ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В РАМКА...
Презентация "Игровые технологии на уроках английского языка в младшей школе как одно из средств реализации системно-деятельностного подхода"
Данная работа как результат из опыта работы с младшими школьниками при использовании игровых технологий. В данной работе указаны интернет источники, которыми может пользоваться учитель английского язы...
Использование продуктивных технологий как средство реализации системно-деятельностного подхода на уроках английского языка в условиях ФГОС
Использование продуктивных технологий как средство реализации системно-деятельностного подходана уроках английского языка в условиях ФГОС...
Возможности интерактивных технологий в реализации системно-деятельностного подхода в обучении на уроках литературы
Новые стандарты ставят перед учителем задачу внедрения системно-деятельностного подхода, основной целью которого является развитие личности учащегося на основе освоения универсальных спосо...
Презентация к мастер-классу по теме: Применение технологий развития критического мышления как способ реализации системно-деятельностного подхода на уроках литературы в старших классах. Прием «Фишбоун»
Презентация является методическим оснащение к мастер-классу, проводимому среди учителей литературы в рамках обмена педагогическим опытом....
Технология активных методов обучения на уроках математики как средство реализации системно – деятельностного подхода.
статья с технологическими картами этапов урока, представленных в виде активных методов обучения....