Системно-деятельностный подход на уроках технологии
статья по технологии

Гуртовый

Системно-деятельностный подход на уроках технологии

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya-gurtovoy-2023.docx54.34 КБ

Предварительный просмотр:

Системно-деятельностный подход на уроках технологии

Гуртовый Владимир Викторович

учитель технологии МБОУ «Старокрымский УВК №1 «Школа-гимназия»

«Деятельность – единственный путь к знанию» Б. Шоу

 Нашей стране требуется гражданин, умеющий сочетать теоретические знания с умением работать руками, создавать и совершенствовать материальные ценности, работать на высокотехнологическом оборудовании, умеющий проектировать свою собственную деятельность, действовать в команде и строить свою профессиональную карьеру.

О мотивационно-смысловых и ресурсно-технологических проблемах управления при введении стандартов нового поколения в образовательных учреждениях  уже много сказано.

Эффект от правильного введения ФГОС всецело зависит от того, насколько управленческая, педагогическая и образовательная деятельность в каждом образовательном учреждении (ОУ) будет продуманной, целенаправленной, технологически вооружённой и обеспеченной необходимыми ресурсами.

Необходимо переосмысление задач образовательной, педагогической и управленческой                    деятельности.

ФГОС: изменение требований к образовательному результату:

•   Предметные (основы системы научных знаний; опыт «предметной» деятельности по получению, и применению нового знания);

• Метапредметные   (усвоенные межпредметные понятия и УУД; управление своей деятельностью, самостоятельность; речевая деятельность, навыки сотрудничества; работа с информацией; сравнение, анализ, обобщение, классификация и т.д.);

•   Личностные   (внутренняя позиция школьника, самоуважение, самооценка; мотивация;               способность к решению моральных проблем; оценка своих поступков и т.д.)

Концептуальной основой образовательных стандартов нового поколения является системно-деятельностный подход, обеспечивающий:

 - формирование готовности личности к саморазвитию и непрерывному образованию;

- проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе                образования;

  - активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

  - построение образовательного процесса с учётом индивидуальных, возрастных, психологических и         физиологическихособенностей обучающихся. 

Системно-деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной  познавательной  деятельности школьника. Ключевыми моментами деятельностного подхода является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия.

Таким образом, Стандарты нового поколения смещают акценты в образовании на активную деятельность обучающихся.  В процессе деятельности обучающийся осваивает УУД, развивается как       личность.

"Технология" - это предмет, который в наибольшей степени из всех других школьных учебных    дисциплин позволяет активно развивать творческую личность растущего человека.

Молодёжь нужно планомерно обучать творчеству. Способность молодых к неожиданному взгляду на природу вещей, свежесть восприятия, свободного от предвзятости и предрассудков, стремление к нестандартным решениям – эти качества молодёжи составляют огромный капитал общества. Благодаря известным методам решения изобретательских задач у каждого молодого человека есть возможность стать генератором идей.

Бесспорно, что когда у человека раскрываются и получают развитие в учении и работе его творческие способности, то выигрывает не только он сам, но и всё общество в целом.

Как показывает опыт последних лет, вклад от внедрения разработок молодых новаторов оценивается во многие миллионы. Таков экономический эффект. Но есть ещё эффект моральный: творчество воспитывает, именно ему обязаны люди лучшими своими качествами. Сегодня очевидно, что накопление знаний само по себе утратило прежнюю ценность, и на первый план выдвинулась способность к их обновлению. Новые идеи (научные, технические, гуманитарные, социальные) составляют богатство страны, в значительной мере определяют её экономический, технический и культурный потенциал.

 Однако творчество может стать ещё более массовым и эффективным, если  вести культурную своевременную и организованную подготовку  к нему. Как раз на уроках технологии можно обучать детей творчеству.

Технология – это интегрированная область, которая показывает практическое применение всех остальных наук.

Технология  венчает образование в том смысле, что аккумулирует знания всех школьных дисциплин, а теоретическое знание превращает в деятельность, в конкретное действие, которые воплощаются в созданных предметах окружающего мира.

Труд  человека – это источник  его  физического  и духовного  здоровья, основа  жизни  человека.  

Технология подготавливает учащихся к жизни в обществе с целью быстрейшей их адаптации. Сейчас господствует универсальная технологическая культура, то есть, какую бы работу мы ни делали, мы должны знать технологию производства и изготовления. Ведь технология на эмпирическом (практическом) уровне – это определённая последовательность действий при изготовлении чего-либо.

Любое производство, в любой сфере и области, построено на технологической дисциплине и знаниях технологии.

Особенно углублённо технология изучается в технологических вузах. Но там изучается не сам    предмет как таковой, а умение применять знания, полученные в школе.

Нынешний образовательный стандарт основного общего образования по технологии ставит масштабные педагогические цели в формировании личности школьника.

Предметные результаты изучений  предметной области  «Технология» должны отражать:

1) осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование      целостного представления о техносфере, сущности  технологической культуры и культуры труда; уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта; формирование системы социальных ценностей в сфере созидательного труда и материального производства (уважение к труду, трудолюбие, ответственное и бережное отношение к природным объектам, ресурсам, средствам и результатам труда);

2) освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности; овладение способами проектирования объектов труда, общими методами решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда; овладение основными алгоритмами и опытом выполнения проектно-исследовательской деятельности;

3) освоение базовых знаний, алгоритмов, методов и доступных, посильных и безопасных средств, лежащих в основе избранных для изучения распространенных технологий (индустриальных, сельскохозяйственных, технологий ведения дома), включая овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации в соответствии с принятыми нормами;

4) формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по другим предметам с изучаемыми технологиями и применять эти знания для решения технологических задач;

5) развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применении средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания;

6) понимание основных экономических характеристик технологий и трудовой деятельности, базовых понятий маркетинга, менеджмента, предпринимательской деятельности; овладение основами планирования

         семейного бюджета, правилами рационального поведения на рынке товаров и услуг;

7) формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, об их востребованности на региональном и местном рынках труда и требованиях к человеку; освоение доступных способов оценки индивидуальных способностей и возможностей, важных для выбора профессии; приобретение знаний о путях получения профессии или специальности.

Реализация деятельностного подхода в практическом преподавании технологии обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности

С помощью каких технологий реализовать деятельностный подход на уроке технологии?

Механизмом реализации системно – деятельностного подхода на уроках технологии являются:
    -  Информационные  и коммуникативные технологии (коммуникация – общение)
    - Технология, основанная на создании учебной ситуации (решение задач, практически значимых для изучения окружающего мира)
    - Технология, основанная на реализации проектной деятельности 
    - Технология, основанная на уровневой дифференциации обучения  
    - Технология деятельностного метода – метода
, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.

В условиях применения деятельностного метода отношение школьников к миру всё чаще сменяется параметрами  «ищу и нахожу», «думаю и узнаю», «пробую и делаю». При организации деятельности надо учитывать психолого-возрастные и индивидуальные особенности развития личности ребенка и присущие этим особенностям формы деятельности.

Независимо от видов изучаемых технологий, содержанием программ по технологии предусматривается изучение материала по следующим сквозным образовательным линиям:

  •  культура и эстетика труда;
  •  получение, обработка, хранение и использование информации;
  •  основы черчения, графики, дизайна;
  •  элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства;
  •  знакомство с миром профессий, выбор жизненных, профессиональных планов учащимися;
  •  влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
  •  творческая, проектная деятельность;
  •  история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.

Личностная значимостьобразования реализована в стандарте посредством предоставления учащимся возможности выбора личностно или общественно значимых объектов труда в процессе изучения всех разделов технологии. Значительная часть минимума содержания по этому предмету направлена на приобретение учащимися общетрудовых знаний, умений и навыков, необходимых в последующей деятельности независимо от ее вида, подготовку школьников к ведению домашнего хозяйства.

Функционально-прикладной характер обучения технологии обеспечивается в процессе освоения разнообразных способов практической деятельности по изготовлению личностно или общественно значимых объектов труда.

Виды и содержание технологических процессов, составляющих основу стандарта, позволяют осуществлять обучение учащихся на объектах различной сложности и трудоемкости, согласуя их с возрастными возможностями учащихся и уровнем их общего и технологического образования, возможностями выполнения правил безопасного труда и требований охраны здоровья школьников.

Широкое использование творческой и проектной деятельности при обучении технологии способствует развитию инициативы, творческих способностей школьников. У учащихся формируется функциональная грамотность. Они приобретают опыт коллективной трудовой деятельности, учатся определять потребности в результатах труда, планировать свою деятельность и оценивать результаты своего труда.

В результате систематического изучения технологии учащимся прививаются навыки соблюдения дисциплины труда, уважительное отношение к результатам своего и чужого труда, ответственность за результаты своей деятельности, патриотизм и гордость за достижения.

В минимуме содержания образовательных программ по технологии заложена преемственность целей и задач, решаемых на различных ступенях общеобразовательной школы. Обучение школьников начинается с формирования представлений о роли трудовой деятельности в создании объектов окружающего мира и развития мелкой моторики рук в начальной школе и завершается в основной школе приобретением компетентности в трудовой и хозяйственно-бытовой сферах, а также компетентности в сфере профессионального самоопределения.

Создание личностно - ориентированной среды на уроках технологии.

В работе представлен опыт создания личностно ориентированной образовательной среды при обучении технологии с учащимися.

Учебный материал должен настраивать учащихся на непрерывное обучение, процесс познания должен быть для таких детей самоценным. Хочу поделиться своим опытом создания личностно ориентированной образовательной среды при обучении технологии с учащимися. Для создания личностно ориентированной образовательной среды строю работу по выявлению субъективного опыта детей, использованию его при сообщении, закреплении, проверке знаний.

Стимулирую и поддерживаю рефлексию ученика, направленную на оценку не только результата, но и процесса его достижения.

Принимаю не только рекомендуемые, но и предлагаемые учениками способы работы (выявлять их, обсуждать, оценивать в ходе урока). Гибко и вариативно веду урок в зависимости от возникающих учебных, ситуаций. Разнообразить дидактические средства с учётом индивидуальной избирательности учащихся к содержанию, виду и форме программного материала, подлежащего усвоению.

Даю позитивную оценку познавательных усилий ученика независимо от его успеваемости. Организовываю и провожу на уроке диалог, включая по возможности всех учеников независимо от их готовности к уроку. Обеспечить включенность всех детей в урок на основе знания и учёта индивидуальных возможностей каждого - один из основных критериев профессионализма учителя. В своей практике я использую приёмы и методы работы, позволяющие создать личностно ориентированную среду на уроках технологии. Вот некоторые из них.

1.В ходе объяснения нового материала, при обобщении и изучении опираюсь на субъективный опыт учеников, ставя перед собой следующую задачу: выявлять содержание субъективного опыта, «окультуривать» его и использовать на уроке при изучении той или иной темы. Под субъективным методом понимается «опыт жизнедеятельности, приобретаемый ребёнком до школы в конкретных условиях семьи, социокультурного окружения, в процессе воспитания и понимания им мира людей и вещей». Изучаемый на уроках технологии учебный материал затрагивает темы, жизненно важные для учащихся. На занятиях по созданию изделий из конструкционных и поделочных материалов ученики часто делятся своими семейными традициями. Опытом родителей в изготовлении изделий из природного материала. При изучении тем по оформлению и дизайну помещения ученики с научной точки зрения подходят к организации собственного жилого пространства, размышляют на тему своего будущего семейного быта. Может быть, кому-то эти рассуждения покажутся наивными. Но, пережив это, пройдя через элемент игры, детям проще будет в дальнейшем реализовывать свои жизнен

ные планы. Дальнейшее объяснение учебного материала строю уже на базе того субъективного опыта, который предъявили ученики в ходе беседы.

2. Привлекаю учащихся к решению индивидуальных проблемных ситуаций, возникающих на уроках. Например, при выполнении разметки изделия ученикам постоянно приходится решать проблемы экономного расположения шаблонов на материале с которым они работают. Часто случается, что принесённого на урок материала не хватает.

По ходу урока учащимся необходимо достаточно быстро сориентироваться и изменить конструкцию своего изделия.

3. Использую групповую форму работы. Чаще всего это происходит на уроках по разделу «Технология обработки древесины». Практическая работа проходит по бригадам. Работая в группе, каждый ученик поочерёдно выполняет обязанности бригадира: рационально организует работу всей бригады, следит за выполнением правил техники безопасности, улаживает возникающие конфликты, отвечает за технологию выполняемых работ, организует уборку рабочего места. В должности бригадира успевает побывать каждый ученик. У кого-то это получается хуже, у кого-то лучше. Бригадная форма работы позволяет развивать у учащихся такие качества, как ответственность, коммуникабельность, способность принять чужую точку зрения или отстоять свою.

4. Часто использую на уроках элементы дискуссии. По ходу объяснения нового материала ставлю перед классом вопрос и даю возможность ответить на него всем желающим. При этом учащиеся не только слушают варианты ответов, предложенные одноклассниками, но и сравнивают свой вариант с другими. Важно, что высказываются все желающие, независимо от их успеваемости в учёбе, так как жизненный опыт имеется у многих. Задача учителя при этом - скорректировать в нужном направлении отношение ребёнка к социально важным вопросам.

5. Подбираю для учащихся посильные практические задания.

В ходе выполнения практической работы перед учениками встаёт возможность выбора изделия по степени сложности его выполнения. Некоторые ученики необъективно оценивают свои силы и выбирают сложные в изготовлении варианты. Необходимо тактично убедить ученика выбрать мене сложное, с технологической точки зрения, изделие. Все этапы выполнения изделия остаются прежними, но на отдельных этапах технология обработки деталей упрощается. Так, например, одну и туже деталь можно выполнять с прямыми углами или закруглёнными.  Технология обработки прямого угла значительно проще, чем закруглённого.

6. Отмечают положительную динамику в учебных достижениях учащихся. В конце урока при подведении итоговотмечают наиболее успешных учеников и приращение знаний и умений каждого. Если работа не удалась , то её всегда можно доделать после уроков.

7. Обосновываю выставляемую за работу на уроке оценку.

На это уходит дополнительное время, но, уходя с урока, ученик точно знает, где допустил ошибку, что недоработал. У ребёнка не остаётся обиды из-за недопонимания оценки. Иногда ученик не согласен с оценкой и тогда в ходе совместной беседы стараюсь объяснить ему, в чём его ошибка.

8. Всегда стараюсь обращаться  к ученику по имени. Уважительное отношение к ребёнку как к личности должно закладываться с детства. Отношение учителя должно не принижать его в глазах сверстников, других учителей, а, наоборот, передавать уважительное отношение к нему как к равноправному члену общества. Именно поэтому на своих уроках я стараюсь обращаться к своим ученикам по имени, подчёркнуто уважительно, независимо от их социального статуса в классном коллективе.

Очевидно, что переход на новые образовательные стандарты предполагает совершенствование урока- основной формы организации обучения. Использую разнообразные виды работы на уроке. На своих уроках применяю нетрадиционные формы работы:  викторины,  уроки-загадки, уроки-мастерские, уроки-кроссворды; когда проходят родительские собрания в моём классе -  делаем выставку работ учащихся, в конце учебного года проводим показ работ  (учащиеся с удовольствием показывают свои модели, сделанные как на уроках технологии, так и на кружках) что позволяет разнообразить учебную деятельность учащихся, повысить мотивацию обучающихся.

 Важную роль в создании личности ориентированной образовательной среды играть метод проектов.

Метода проектов – это комплексный процесс, формирующий у школьников основы технологической грамотности, культуры труда, основанный на освоении учащимися способов преобразования материалов, энергии, информации, а также технологий их обработки.

Результаты диагностики, проводимой на всех этапах показали, что проектное обучение активизирует работу обучающихся, потому что оно:

  • личностно-ориентированно;
  • реализует деятельностный подход в обучении;
  • построено на принципах проблемного обучения;
  • самомотивируемо, что означает возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения;
  • направлено на формирование основных компетенций;
  • приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего труда

При организации деятельности учащихся по методу проектов используется индивидуальная, групповая и коллективная работа. Групповая работа привлекает участников возможностью лучше узнать одноклассников, сравнить себя с ними, расширить зону для самооценки.

Выполнение проектов совмещаю с предварительным изучениемнеобходимых теоретических сведений, а также подготовкой обучающихся в областиконструирования, решения творческих, изобретательских задач.

Темы проектов выбираются учащимися самостоятельно или по рекомендации учителя.  Тематика проектов разнообразна, список тем  представлен в кабинете, на стенде.Я стараюсь дать открытую формулировку  темы проекта, чтобы ребята смогли выбрать проектируемое изделие в соответствии со своими возможностями, интересами. Конечно, степень сложности проектируемого изделия возрастает от класса к классу. Например обучающиеся 5-х классов  в качестве проектируемого изделия выбирают работу,  которую выполняют по шаблону. В 6-ом классе используют готовый чертёж деталей изделия. Начиная  с  7-го класса, сами разрабатывают чертёж проектируемого  изделия.Выбирая темы проектов, рекомендую детям  обратить  внимание  на функциональность изделия, его эстетичный вид. Особое внимание уделяю исследованиям в проектах, степени их сложности. Проведение исследований подталкивают  детей к приобретению новых знаний и практически умений.

Рекомендуя темы творческих проектов, учитываю  возможность реализации межпредметных связей, преемственности в обучении. Например, в этом учебном году учащиеся 7В класса уже получили задание  о выполнении экономического расчёта проекта, который будет проверяться учителем экономики.

 Опыт работы, накопленный материал, направленный на развитие практических навыков и умений, помогают добиться положительных результатов в обучении детей.

На уроках во время выполнения практических работ, или  работы над проектами пользуюсь  различными электронными   Интернет-ресурсами, создаю презентации, электронный дидактический материал, «банк идей». Такие уроки помогают решать в комплексе образовательные и воспитательные задачи, повышающие мотивацию к обучению, формируют навыки, которые будут востребованы  в дальнейшем. В обучении использую индивидуально-личностный подход, стремлюсь ввести в контекст урока философское и культурологическое видение проблемы( особенно при работе с мальчиками). Стараюсь создать благоприятный психологический климат -  дети чувствуют себя комфортнои активно включены в работу. Вношу в процесс обучения творческое начало, учу детей объёмному видению подходов к решению технических задач, конструкторско-технологическому поиску. Всегда прошу ребят доводить дело до конца.

Проектное обучение – это организация образовательного процесса, направленная на решение учащихся учебных задач на основе самостоятельного сбора информации, обязательного обоснования и корректировки последующей продуктивной учебной деятельности, ее самооценки и презентации результата. При этом обучение приобретает для них значительно больший личностный смысл, что заметно повышает мотивацию собственного учения. Благодаря практической востребованности знаний и умений обеспечивается более осознанное и глубокое их усвоение.

Достоинства  метода проектов.

- Учащиеся видят перед собой конечный результат- вещь, которую они могут использовать, которую они сделали своими руками, вложили в нее свою душу, а ради этого стоит потрудиться. Создание прекрасного своими руками возвеличивает человека в собственных глазах, воспитывает нравственно.

  - Ведение уроков методом творческих проектов позволяет выявить и развить творческие возможности и способности учащихся, научить решать новые нетиповые задачи, выявить деловые качества работника нового типа.

  - Профессиональное самоопределение - именно при выполнении творческого проекта учащиеся задумываются над вопросами: на что я способен, где применить свои знания, что надо ещё успеть сделать и чему научиться, чтобы не оказаться лишним на жизненном пути.

       - При выборе темы проекта учитываются индивидуальные способности учащихся: сильным - сложное, слабым - по их реальным возможностям. Индивидуальная работа с учащимися – это и познание личности каждого, особенностей характера и привычек.
 
- Принимая ученика таким, каким он есть, нужно делать всевозможное, чтобы хорошее и доброе в душе в сочетании с желанием и способностями стали основанием для создания задуманного изделия.

Проекты создаются по разным областям человеческой деятельности, благодаря чему учащиеся знакомятся со «взрослыми» проблемами, приобретают навыки решения актуальных вопросов современности, связанных с экологией, экономикой, безопасностью человека и природы. Через приобретённый опыт происходит знакомство с производством, маркетингом, предпринимательским миром профессий.

ИК технологии.

На уроках технологии, направленных на реализацию проектного метода,   невозможно обойтись без привлечения средств наглядности.

Анализ уроков, на которых используются информационные технологии, показал, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали высказывать свое мнение, рассуждать. У них повышается качество знаний, ребе

нок продвигается в общем развитии, появляется стремление преодолеть трудности, познавательная мотивация увеличивается, облегчается овладение сложным материалом. А главное, создаются условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.

Использование  в учебном процессе информационных технологий дает возможность оптимизировать учебный процесс, поднять интерес школьников к изучению предмета, повысить темп урока, увеличить объём самостоятельной работы, а также оказывает существенное влияние на эмоциональную сферу ученика.

Использование ИКТ позволяет развивать у учащихся навыки исследовательской деятельности, творческие способности; сформировать умение работать с информацией, развить коммуникативные способности; активно вовлекать учащихся в учебный процесс; качественно изменить контроль над деятельностью учащихся. Использование ИКТ обеспечивает наглядность; привлекает большое количество дидактического материала; обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания).

В практике работы, лучше всего методы обучения использовать комплексно, что повысит надежность усвоения информации, сделает учебный процесс более эффективным, а, следовательно, и творческим. В настоящее время определен ряд эффективных методов, использование которых в определенной системе позволяет развивать творческие способности учащихся и пробуждать их интерес к труду. Основным дидактическим средством обучения технологии в основной школе является учебно-практическая деятельность учащихся.
Большое значение в трудовом обучении имеют практические методы. Их особенность заключается в том, что в деятельности учащихся преобладает применение полученных знаний к решению практических заданий. На первый план выдвигается умение использовать теорию на практике. Данный метод выполняет функцию углубления знаний, умений, а также способствует решению задач контроля и коррекции, стимулированию познавательной и творческой деятельности.

Практические методы лучше других способствует приучению учащихся к добросовестному выполнению задания, способствует формированию таких качеств, как хозяйственность, экономность, умение подходить к процессу творчески и т.д. У учащихся формируется привычка тщательной организации трудового процесса (осознание целей предстоящей работы, анализ задачи и условий ее решения, составление плана и графика выполнения работы, подготовка материалов и инструментов, тщательный контроль качества работы, анализ выводов).

Конструирование - основной метод, используемый в процессе трудового обучения учащихся всех возрастных групп. Он связан не только с решением творческой задачи на конструирование или моделирование изделий труда, но и с необходимостью технологической разработки и изготовления данного объекта. На передний план здесь выдвигается творческое применение знаний на практике.

Решение творческих задач - самостоятельное определение способа решения, поиск и нахождение закономерностей, ранее не известных, но необходимых при проектировании, а в дальнейшем и при изготовлении того или иного объекта, решения задач, содержащие поисковые творческие элементы, - побуждает искать и изучать необходимый теоретический материал.

            Творческие задания частного характера (например, по увеличению или уменьшению размеров объекта, изменению (улучшению) изделия путем замены деталей, улучшению внешнего оформления готового объекта и т.д.) способствуют включению учащихся в творческий процесс, связанный с обоснованием идеи и конструктивной разработкой изготавливаемого изделия. Такие задания могут быть предложены учащимися и на этапе изготовления изделия.

            Основной формой организации  работы по технологии является урок.
Приоритетными видами практических работ на уроках являются упражнения, лабораторно-практические, практические работы, выполнение проектов. Все виды практических работ в примерной программе направлены на освоение различных технологий.

         Для практических работ учитель в соответствии с имеющимися возможностями выбирает такой объект, процесс или тему проекта для учащихся, чтобы обеспечить охват всей совокупности рекомендуемых в программе технологических операций. При этом педагог должен учитывать посильность объекта труда для школьников соответствующего возраста, а также его общественную или личную ценность.

          В методическом письме о преподавании учебного предмета «Технологии» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования говорится, что именно в образовательной области «Технология», успешно реализуется самостоятельная работа с ее большими возможностями творческого развития учащихся, их самостоятельного продвижения от возникновения идеи до выпуска готовых изделий и их реализации.

         На базовом уровне обучения в школе происходит дальнейшее формирование способности школьников самостоятельно определять свои жизненные и профессиональные планы. Приучать школьников к самостоятельной работе является важным не только для общества, но и для формирования полноценной личности, готовой к вступлению во взрослую жизнь.

         Одним из важнейших направлений деятельности педагога в условиях общеобразовательного учреждения является профориентационная работа с учениками, которая призвана способствовать решению вопросов социализации личности подростка.

         Профессиональная ориентация рассматривается как сложный динамический процесс формирования личностью системы своих основополагающих отношений к профессионально-трудовой среде, развитию и самореализации духовных и физических возможностей, формирования адекватных им профессиональных планов и намерений, реалистичного образа себя как профессионала. Профессиональное самосознание является одним из важнейших компонентов самосознания человека, как субъекта деятельности. Именно поэтому изучение и проведение профориентации детей подросткового возраста в общеобразовательных учреждениях стала наиболее актуальной на сегодняшний момент.

        Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, что в свою очередь составляет основу развития ключевых компетенцией, определяющих современное качество содержания образования.

         В современных условиях важнейшей задачей образования является формирование у школьников самостоятельности, ответственности и правового самосознания, духовности и культуры инициативности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

В современной школе существует множество трудностей, среди которых можно выделить одну из важнейших – проблему низкой учебной мотивации. Она затрагивает не только каждого учителя, но и учащихся и их родителей, так как является одним из главных условий успешного обучения.

«Мотив – это направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением ученика к ней».
Снижение мотивации в подростковом возрасте  относятся в полной мере и к предмету «Технология». Большинство пятиклассников испытывают интерес к предмету, их легко вовлечь в процесс создания изделия, но в подростковом возрасте часть детей теряет желание учиться, а в 8 классах учителю приходится прилагать много усилий, чтобы поддержать интерес к учебе. В этом возрасте у подростков расширяются связи с окружающим миром и людьми, возрастает важность общения со сверстниками. Для многих школа становится лишь местом общения друг с другом. К тому же у подростка появляются личные интересы, любимые занятия и увлечения. Разнообразная, интересная информация, которую поглощает подросток из разных источников, конкурирует со знаниями, получаемыми на уроке. Возникает проблема низкой мотивации детей к обучению. Инновационный поиск новых средств обучения привел меня к пониманию того, что на уроках
технологии необходимо применять проектные и информационные технологии, а также групповые, игровые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие методы обучения.
Кроме этого, для повышения уровня учебной мотивации педагогу необходимо создавать
благоприятную общую обстановку и приятное эмоциональное сопровождение (похвала, поощрение), создавать условия, которые способствуют возникновению интереса к предмету, а также приучать учеников к самостоятельной работе.

 Резервами становления мотивации в среднем школьном возрасте является интерес к совместным коллективным формам работы, к использованию результатов работы в социально-значимых видах деятельности. ( 6А, 6Б, 7г)

Материально-техническое обеспечение учебного процесса. Не последняя роль в формировании учебной мотивации к изучению предмета отводится условиям, в которых проходит урок.

Мотивы, побуждающие к приобретению знаний, могут быть различными. Однако, как показывают исследования, среди всех мотивов обучения самым действенным является познавательный интерес к предмету. Важнейшие предпосылки формирования у школьника познавательного интереса к учению:
1. Понимание им смысла учебной деятельности.
2. Новизна учебного материала и его разнообразие, а также разнообразие методов преподавании.
3. Эмоциональная окраска преподавания.

Условия формирования учебной мотивации современного школьника:
1.Предоставление свободы выбора. 

2. Максимально возможное снятие внешнего контроля. Не должно быть наказания за неудачи, неудача сама по себе является наказанием.
3. Задачи обучения должны исходить из запросов, интересов и устремлений ученика. 

4. Урок следует организовать так, чтобы ученику было интересно от самого процесса учения и радостно от общения с учителем, одноклассниками.

5. Ориентация учителя при обучении на индивидуальные стандарты достижений учеников.

6. Личность учителя и характер его отношения к ученику. 

7. Материально-техническое обеспечение учебного процесса

В формировании мотивации невозможно отдать предпочтение тому или иному приему, методу или средству. Для достижения наилучшего результата необходимо рациональное использование таких приемов, методов и средств и их сочетаний, которые за малый промежуток времени могут обеспечить максимальный в данных условиях результат. 
Материально-техническое обеспечение учебного процесса .Не последняя роль в формировании учебной мотивации к изучению предмета отводится условиям, в которых проходит урок. Ведь от того, насколько органично, комфортно ощущают себя ученики на уроках технологии, в оборудованных для этой цели помещениях, зависит развитие их интересов, а также результаты и качество обучения по предмету.

Таким образом, учитывая все вышесказанное, можно сделать вывод, что именно от учителя, используемых им приемов, методов и средств, его умения отбирать содержание учебного материала зависит успешность формирования учебной мотивации учащихся.

Как  изучаемый материал по предмету «Технология» может пригодиться в жизни?

А теперь рассмотрим возможные варианты использования УУД  по технологии в реальной жизни.

На наших занятиях обучающиеся привыкают работать в коллективе. На первом занятии у нас происходит ознакомление ребят с нашим предметом, с правилами работы и ТБ.  Класс делится на бригады, бригадира ребята выбирают самостоятельно, каждый урок назначается дежурный, на уроке должны соблюдаться правила ТБ, порядок на рабочем месте, бережное отношение к оборудованию, рациональную организацию рабочего пространства( постоянно обращаю внимание  на это во время урока). Такая направленность работы в дальнейшем отразится па профессиональной деятельности. Бригадная форма учит работать в коллективе, развивает у учащихся такие качества, как ответственность, коммуникабельность, способность принять чужую точку зрения или отстоять свою, учит  толерантности, приближает ребят к реальным условиям труда (5-е классы ).

Изготавливая изделия из различных конструкционных материалов (древесина, фанера, тонколистовой металл и др.) ребята выполняют определённые этапы и технологические операции в работе (разметка, выпиливание, строгание, зачистка, правка,  отделка и др.), сравнивают и делают вывод о том, что технологии изготовления изделий схожи ( всегда  соблюдается выполнение определённых этапов в работе). В дальнейшем каждый обучающийся может разработать технологию изготовления любого изделия из любого материала или даже какой-то технологический процесс.

Выполняя разметку деталей изделия из любого конструкционного материала, ребята учатся быть экономными,- а разве это не пригодится в жизни? При чём, очень часто принесённого материала для работы не хватает, учащимся необходимо достаточно быстро сориентироваться и изменить конструкцию своего изделия

Кроме того, осваивая базовые приёмы обработки конструкционных материалов, ребята могут дома забить гвоздь, выполнить мелкие ремонтные работы, закрепить настенные предметы, подтянуть петли у шкафа.

Особое внимание при работе я уделяю разработке графической документации. Умения в этой области нужны  мальчикам, т.к. чертёж-это язык техники. И наверняка, у многих ребят будущая работа будет связана с техникой. Умение строить чертежи необходимо при выполнении проектной работы,  при разработке конструкции своего изделия. Умение конструировать и моделировать важны для человека не только в будущей профессии, но так же они развивают пространственное воображения. Так же можно упомянуть , что эти  конструкторские умения пригодятся на уроках физики и математики.

Другой пример. Очень часто принесённого материала не хватает для изготовления изделия- как быть в такой ситуации? А можно, применив масштаб, уменьшить размеры деталей изделия и тогда материала хватит. Полученные знания применили при изготовлении конкретного изделия. На передний план здесь выдвигается творческое применение конструкторских  знаний на практике.

Культура и эстетика труда.Хотелось бы обратить внимание на такую тему, как «Отделка изделий из различных конструкционных материалов». Отделка – это одна из технологических операций, от её выполнения зависит внешний вид изделия.  Применяя различные варианты отделки, получаются совершенно непохожие друг на друга изделия; у ребят всегда есть выбор. Многие пятиклассники поначалу пренебрегают отделочными операциями,в погоне за количеством поделок,но потом понимают , что некрасивую  вещь никому не подаришь и мало кто восхищается твоими работами( ну и что, что делал сам?). И уже через какое- то время ребёнок понимает, что зря потрачены силы, материал–необходимо более серьёзно подойти к своей работе, чтобы  доделать изделие.  Наверное, вы со мной согласитесь, что доводить начатое дело до конца – это важно для каждого  человека.

Например, ученики 6Б класса в этом году при выполнении подарков для  мам ( разделочная доска)использовали  различные варианты отделки ( декупаж, выжигание). Хотелось бы отметить Меркулова Никиту, который творчески подошёл  к варианту отделки (он, используя свои художественные навыки, расписал разделочную доску). В основном, все ребята отлично справились с работой (т. к. была хорошая мотивация – подарок для мамы), многие ребята были очень активны в работе, приходили после уроков, чтобы  успеть доделать работу и сделать её качественно.

ФГОС требует развивать коммуникационные компетентности. Групповая работа- одна из главных форм для их формирования. В связи с этим, мне бы хотелось, привести пример с обучающимися  6А класса. Здесь мы пошли другим путём, в отличие от 6Б класса. Перед ребятами тоже встала проблема изготовления подарка для девочек из класса.  В своём коллективе они обсудили, выбрали вариант подарка. В 6-ом классе одна из изучаемых тем «Соединение брусков «вполдерева» (на уроках мы изготавливаем подставку под книги).  При выборе своей работы обучающиеся применили знания на практике (они выбрали вариант изготовления цветка, используя соединение «в полдерева»). Здесь опять важную роль сыграла мотивация. Ребята работали группами, проявляли активность, помогали друг другу, не считались с тем, кто сделал больше, а кто меньше - главное, чтобы была качественно выполнена работа.

 Знакомство с миром профессий, выбор жизненных, профессиональных планов учащимися.

Считаю, что одним из важных разделов программы «Профессиональное самоопределение». Как показывает практика– ребята в нашей школе  мало осведомлены в этом вопросе. А ведь выбирая профессию, выбираешь, можносказать, судьбу. А чтобы не ошибиться в выборе, нужно учесть не только собственные таланты и предпочтения, карьерные возможности и уровень оплаты, но и попытаться просчитать: станет ли моя специальность востребованной через 5 лет, а мой диплом - весомым  в глазах работодателя?

Профориентационные мероприятия среди подростков в  школе обусловили проблему исследования: каковы наиболее оптимальные пути осуществления профориентации подростков, способствующих развитию личности, её профессиональных ценностей и знаний в общеобразовательном учреждении.

Элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства. Изучение домашней экономики помогает понять основные экономические характеристикитехнологий и трудовой деятельности, базовых понятий маркетинга, менеджмента, предпринимательской деятельности; овладение основами планирования семейного бюджета, правила рационального поведения на рынке товаров и услуг. При изучении данного   раздела программы часто сталкиваемся с тем, что  большинство ребят не причастны к ведению своего домашнего хозяйства, не имеют постоянных обязанностей в семье, а вести домашнее хозяйство- «ума не надо». Получив определённый багаж знаний, ребята смогут управлять экономической жизнью семьи, вести учёт доходов и расходов, уметь делать правильный  выбор при покупке вещей, смогут определить подлинность товара,  смогут  защитить свои права , как покупателя, рационально вести домашнее хозяйство.

Цель школьного образования становится в развитии способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря,  умение учиться.

 Активизируя    стремление   ребенка   к  постоянной   творческой  деятельности,  можно   создать  основу  для   развития   природных   качеств   человека   и   совершенствовать их; воспитывать в  детях  потребность  трудиться,  показать  каждому  ученику,  что  труд  человека – это источник  его  физического  и духовного  здоровья, основа  жизни  человека.  Важно чтобы  ученик мог порадоваться  своей  работе, успеху, чтобы  он  знал, что  его  труд  необходим.

Изучаемый на уроках технологии учебный материал затрагивает темы, жизненно важные для учащихся. На занятиях по созданию изделий из конструкционных и поделочных материалов ученики часто делятся своими семейными традициями. Опытом родителей в изготовлении изделий из различного материала. При изучении тем по оформлению и дизайну помещения ученики с научной точки зрения подходят к организации собственного жилого пространства, размышляют на тему своего будущего семейного быта. Может быть, кому-то эти рассуждения покажутся наивными. Но, пережив это, пройдя через элемент игры, детям проще будет в дальнейшем реализовывать свои жизненные планы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно-деятельностный подход на уроках технологии

Цель деятельностного подхода уроков технологии является развитие творческих способностей учащихся, понимание нравственной ценности трудовой деятельности, испытание радости от процесса и результата тру...

Преподавание технологии в условиях модернизации общего образования Конструкт урока в соответствии с требованиями ФГОС Использование системно-деятельностного подхода на уроке технологии в 5 класс «Приготовление блюд из овощей»

Сохранение здоровья подрастающего поколения всегда было важнейшей задачей любого государства. Одним из результатов изучения предмета «Технология» является формирование ответственного отношения к сохра...

«Деятельностный подход на уроках технологии как основа формирования практических навыков рамках перехода на ФГОС» (индивидуальный план саморазвития учителя технологии)

Необходимо отметить, что умение учиться, прежде всего, связано с «автономным действием» человека. Осмысленное и ответственное выстраивание личной  жизненной траектории  связаны со  скво...

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках технологии

Современный учитель, если он всерьёз задумывается о реализации задачи доступности качественного образования, не может замыкаться только в круге проблем своего предмета. Ведь качество образования – это...

ПРЕДМЕТ: ТЕХНОЛОГИЯ Системно-деятельностный подход на уроках технологии.

Системно-деятельностныйподход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной  познавательной  деятел...

«Системно – деятельностный подход на уроках технологии»

Системно- деятельностный подход – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, самостоятельной, познавательной деятельности школьника....

Системно-деятельностный подход на уроках технологии.

Нашей стране требуется гражданин, умеющий сочетать теоретические знания с умением работать руками, создавать и совершенствовать материальные ценности, работать на высокотехнологическом оборудовании, у...