Урок "Волокна животного происхождения" 6 класс
план-конспект урока по технологии (6 класс) по теме

Притуловская Ольга Викторовна

Разработка урока "Волокна животного происхождения . Этапы урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_volokna_zhivotnogo_prois_doc.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел  Материаловедение.    6 Класс.

Тема: Натуральные волокна и ткани животного  происхождения.

 Цель: Формировать понятия о натуральных волокнах животного происхождения. Различать признаки  определения тканей по внешнему виду.

Результаты:

Предметные: знать получение шерстяных и шёлковых тканей и их свойства. Уметь определять вид ткани  применить свойства при выборе объекта труда

Метапредметные: сопоставление, анализ, умение делать вывод, согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками при выполнении лабораторно-практической работы

Личностные: формирование  проявление познавательного интереса и активности в знакомстве с тканями животного происхождения, используя икт, интернет ресурсы

Тип урока: комбинированный

Межпредметные связи: история, география, литература, биология.

Материально-техническое оснащение:

1 Коллекции: «Ткани, изготовленные из натурального шёлка», «Ткани, изготовленные из натуральной шерсти», «Последовательность обработки шерсти»

2 Алгоритм исследования шерстяных, шёлковых тканей.

3.Презентация  «Животные волокна  - шерсть, шёлк»

4 Мультимедиа  оснащение.

Объект труда: образцы тканей

Оформление доски: тема, цель, опорный конспект с краткой характеристикой свойств волокон

1. Организационная часть урока.

Метод мотивации успеха, желание работать

Приветствие, проверка наличия учащихся в классе, готовности к уроку.

2. Вводный инструктаж. Актуализация знаний.

Словесный метод

Вы уже знакомы с натуральными волокнами.

- На какие группы делятся натуральные волокна? (на растительные и животные)

- Назовите растительные волокна (льняные, хлопчатобумажные)

- Что является сырьём у хлопка? (сырьём является коробочка хлопчатника)

- Что является сырьём у льна? (сырьём являются стебли льна)

- Что получают при скручивании волокон? (скрученные волокна – это пряжа)

- Что такое гигроскопичность ? ( поглощение влаги)

- Как отличить хлопок и лён по горению? (горят как бумага, остаётся пепел)

3. Изучение нового материала

Словесный метод

Метод (беседа)- репродуктивный

Метод опережающего обучения.(сбор информации, подготовка сообщения)

Метод опережающего обучения.(сбор информации, подготовка сообщения)

Элементы проектного обучения: (сбор информации учащимися, презентация)

Элементы проектного метода обучения: (сбор информации учащимися, презентация)

                           

Метод исследований, анализа

Сегодня тема урока «Натуральные волокна и ткани животного  происхождения - шерсть и шёлк». Какая цель урока? Сформулируйте…»Цель – ознакомиться с животными волокнами и научиться определять шерсть  и шёлк».

Как вы думаете, зачем вы изучаете волокна и ткани из них?

-чтобы уметь отличать ткани, знать их свойства и знать какие изделия можно сшить из разных тканей.

Эти ткани являются экологически чистыми и представляют определённую ценность для человека – положительно влияют на здоровье – кожа и тело человека дышат не вызывая аллергии, раздражения, не электрилизуются.

Для производства шерстяных тканей используют сырьё – это волосяной покров животных.  

- Назовите животных, у которых можно использовать волосяной покров. (овца, коза, верблюд, ангорский козёл, кролик) Овцеводством занимаются в  России,средней Азии, Кавказе, Украине, Калмыкии, Башкирии.

(демонстрация слайдов)

Шерсть – это самоё дорогое сырьё. Его производят давно – около 10 000 лет. Но не все страны знали о такой необыкновенной ткани.

Русский путешественник и писатель И.А. Гончаров в своём произведении «Фрегат «Паллада» в 1854 году описывал встречу русских купцов с японцами: « Сукна у японцев нет, и не все знают о его употреблении. Им нарочно дарили его, чтоб они узнавали, что это такое, и привыкали носить. Потребность есть: зимой они носили по три, по четыре халата из льняной материи, которые не заменят и одного суконного. А простой народ ходит, когда солнце греет, совсем нагой, а в холод накидывает на плечи какую-то тряпицу .Жалко было смотреть на бедняков ,как они, с обнажённой грудью, плечами и ногами тряслись, посинелые от холода, ожидая часа по три на своих лодках…

- Почему человек выращивает этих животных и использует их шерсть? (Для того, чтобы делать ткани, которые защищают человека от холода). Поэтому, главное в этих тканях - теплозащитные свойства.

Стригут овец в определенный период, снимают покров целой массой. Называется это масса – руно. О золотом руне говорится в древних мифах. Об этом расскажут девочки. (Задание дано заранее)

 «Золотое руно — в древнегреческой мифологии, золотая шкура барана, посланного богиней облаков Нефелой, , на спине которого дети царя Афаманта — Фрикс и Гелла отправились к берегам Азии, спасаясь от преследований мачехи. По дороге Гелла упала в море, названное после этого Геллеспонт — «море Геллы» (современный пролив Дарданеллы).
Фрикс достиг берега Колхиды (вероятно, современная Западная Грузия). Здесь он принёс барана в жертву Зевсу, а снятое золотое руно подарил царю Колхиды. Золотое руно, охранялось драконом в роще Ареса, откуда оно было похищено и увезено в Грецию аргонавтами под предводительством Ясона.»
Существует  предание, что золото на Кавказе добывали, погружая шкуру барана в воды золотоносной реки; руно, на котором оседали частицы золота, приобретало большую ценность, становилось «золотым»

После стрижки, руно отправляют на прядильную фабрику, где сырьё проходит различные стадии обработки (слайд).

- Какие профессии используются на прядильной фабрике? ( Прядильщица, трепальщица, чесальщица)

-.Какие изделия можно получить из волокон шерсти? ( Пряжу - чтобы связать шарф, носки, варежки, джемпер. Ткань, для пальто, платья, костюмов. Валенки, одеяла, шляпы, ковры. Войлок для производства – утепления, поглотитель шума.

(демонстрация слайдов)

Свойства волокон шерсти (запись в тетрадь): извиты и упруги длиной 2 - 45 см., бывают тонкие и длинные – из них вырабатывают тонкие ткани, а бывают толстые и короткие – из них вырабатывают толстые ткани.

Цвет волокон – белый, серый, чёрный. Они имеют теплозащитные свойства, они гигроскопичны, быстро высыхают, упруги и не мнутся. При горении выделяют запах жжёного пера, плохо горят, оставляют оплавленный шарик, который при нажатии рассыпается.  

Вы получили представление о волокнах шерсти. А могут ли волокна влиять на свойства ткани из этих волокон? – Да, могут. Говорят «Каково волокно – таково  и полотно»

Перед вами образцы тканей из шерсти. Рассмотрите  и исследуйте их. Воспользуйтесь алгоритмом исследования. Сделайте вывод.

Вторая группа волокон - это натуральный шёлк. 

Впервые шёлк был изготовлен в Древнем Китае. За разглашение тайны изготовления шёлковой ткани приговаривали к смерти. Шёлковые ткани вывозили в страны Средиземноморья. Путь, по которому везли ткани, назвали Великий шёлковый путь.

Натуральный шёлк - тонкие нити, которые получают при размотке коконов тутового шелкопряда. Из уроков биологии вы уже знаете какое животное образует кокон.( Демонстрация слайда «кокон, гусеница, бабочка»)

Девочки представляют самостоятельную презентацию о тутовом шелкопряде, сборе коконов (задание целесообразно дать заранее)

Собирают кокон через 8-9 дней, как его совьёт гусеница. Кокон запаривают, чтобы куколка погибла. Иначе бабочка испортит целостность кокона, нить будет короткой. Сухие коконы поступают на фабрику (слайд). Нити очень тонкие, поэтому сматывают несколько коконов в одну нить. Шелководство развито на Кавказе, Средней Азии, Украине, Дальнем Востоке

-Почему человек выращивает гусениц тутового шелкопряда? ( Чтобы получать тонкие, красивые ткани и шить из них красивую одежду)

-Какие профессии используются для производства шёлковых нитей (шелкомотальщица, крутильщица)

Свойства волокон шёлка (запись в тетрадь): 

Нити шёлка тонкие, гладкие, прямые, блестящие, длина 600-900м. Цвет белый, слегка кремовый. Волокна очень гигроскопичны и воздухопроницаемы. Горения, шелка - горит плохо, спекается шарик, при горении запах жжёного пера, рога. Когда шарик остынет – легко рассыпается в руках, остаётся запах жжёного пера.

Рассмотрите образцы тканей из шёлка. Исследуйте их. Воспользуйтесь алгоритмом исследования. Сделайте вывод, по каким признакам можно определить шёлковые ткани.

Сравните образцы шерстяных, шелковых тканей. По каким признакам их можно отличить.

-Производство, каких тканей более трудоёмко? (шерсти)

- Производство, каких тканей будет дорогостоящим? (шерсти, так как в производство вкладывается большие человеческие ресурсы)

- От чего зависит количество и качество волокон животного происхождения? (от природных условий)

2. Самостоятельная работа учащихся. Закрепление знаний.

Метод  проектов

Метод самостоятельной учебной работы: индивидуальная, коллективная

Выполнение лабораторной работы « Определение вида тканей» Раздать 4 образца - шерсть, шёлк, хлопок, лён. Исследовать, проанализировать, сделать вывод и записать его в таблицу, наклеить кусочки образцов в соответствии с их названиями

Признаки внешнего вида

(Шерсть)

Образец №1

(Шёлк)

Образец №2

(Хлопок)

Образец №3

(лён)

Образец №4

гладкость

блеск

 мягкость

Сминаемость

вид ткани

3. Текущий инструктаж.

Метод сотрудничества

Метод контроля

Следить за правильностью выполнения работы.

Оказать помощь при затруднении в работе.

Сравнить выводы с правильными ответами.

Тест (проверка полученных знаний):

1.Сырьём для производства шерсти является:

а) волосяной покров животных

б)  шкура

в) кокон тутового шелкопряда

       (а)

2.   Кокон из шелковой нити сплетает:

а) гусеница        

б) бабочка

в) куколка

 (а)

3. Шерсть дают животные :

а)  собака

б)  овца

в)  лиса

г)  заяц

(б)

4. Шёлковые волокна:

а)  короткие

б)  извитые

в)  длинные

г)  прямые        

(в,г)

5. Шерстяные волокна имеют длину:

а)  2- 45 сантиметров

б)  600 метров

в)  2 метра

(а)

6. Самое главное свойство шерсти:

а) лёгкость

б) теплозащитность

в) гигроскопичность

г) быстро высыхают

(б)

7. Пряжа – это:

а) извитые волокна

б) скрученные волокна

в) расчёсанные волокна        

       (б)

8. Из натуральной шёлковой ткани лучше всего сшить:

А) прямую юбку

Б) домашний халатик

В) летнее платье        

(в)

9. Главное свойство шёлковой ткани:

а) теплозащитность

б) гигроскопичность

в) блеск

г) пропускает воздух

(б,г)

10. Прядильщица:

а) ткёт ткань

б) прядёт пряжу

в) ровняет волокна

(б)

4. Заключительный инструктаж.

Метод создания ситуации успеха

Творческое задание на дом.

Подведение итогов:

  • Проверка правильности заполнения таблицы, правильность выводов («заготовка ключей ответов»)
  • «Ответь на вопросы по презентации волокна животного происхождения» (последний слайд)
  • Отметить лучших. Указать на ошибки.
  • Выставить оценки.
  • Дома –нарисовать эскиз любого изделия из шёлковой или шерстяной ткани: - описать модель

                                       - обосновать  выбор эскиза

                                      -  обосновать назначение.  

Практическая работа:

« Определение вида ткани по внешним признакам»

Материалы и инструменты: по одному образцу шёлковой, шерстяной, хлопчатобумажной, льняной ткани,  тетрадь, таблица для определения вида ткани

Последовательность выполнения работы:

1.Рассмотрите образцы. Определите блеск (или матовость).

2. Определите на ощупь гладкость, мягкость образцов.

3.Определите сминаемость: сомните образец в руке, подержите 30 секунд, расправьте.

4.По полученным данным определить вид ткани, пользуясь таблицей № 2, записать название, признаки ткани в таблицу отчёта.

Признаки внешнего вида

Образец №1

Образец №2

Образец №3

Образец

№4

Гладкость

Блеск

 Мягкость

Сминаемость

 

Вид ткани

Таблица № 2 «Признаки вида ткани»

признак

шерсть

шёлк

блеск

малозаметный

Нерезкий

гладкость

шероховатая

Гладкая

мягкость

Средней жесткости

Мягкая

Сминаемость

малая

малая

Результат горения

Плохо горит, запах жжёного пера, остаётся шарик – при нажатии рассыпается

Плохо горит, запах жжёного пера, остаётся шарик – при нажатии рассыпается

Домашнее задание.

Тема: «Выбор модели к образцу ткани»

Алгоритм работы         

                                        ( работа выполняется в тетради)

           1 нарисуй эскиз модели, который

                   подойдёт к этой ткани,

                   по-твоему замыслу.

                                            2. обоснуй свой выбор:

исследуй ткань.                  - определи вид ткани

                  -  опиши свойства ткани, в виде  доказательства                                            

                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Сказки. Виды сказок. Сказки о животных" 5 класс

В разработке приводятся схемы, удобные для объяснения, закрепления и обобщения материала по теме "Сказки"...

Урок по теме "Животные" 2 класс

Презентация и конспект урока по теме "Животные" 2 класс УМК М.З.Биболетова...

Рабочая программа по курсу "Биология" (животные) 7 класс, линия В.В.Пасечника.

Вданной программе изложены: темы уроков, согласно государственной программе по линии учебников В.В.Пасечника,  определены задачи каждого урока, сформулирован комплекс знаний и умений, которых дол...

Дикие и домашние животные 2 класс

Формирование понятий "дикие" и "домашние" животные, закрепление знаний о живой и неживой природе, обогащение словарного запаса учащихся по данной теме, развитие речи, памяти, мышления, мелкой моторики...

Зачет по курсу «Биология. Животные» 7 класс

Проверка знаний курсу «Биология. Животные» 7 класс....

"Мир животных" 5 класс +презентация

Материал к учебнику "New Millennium English" Дворецкая....

внеклассное мероприятие по английскому языку по теме "Животные"5 класс

данное мероприятие проводилось в школе во время недели педагогического мастерства....