Урок для 5 класса "Рыцарский турнир". Урок контроля и закрепления знаний.
план-конспект урока по технологии (5 класс) на тему

косенчук ирина александровна

Урок "Рыцарский турнир" для 5  класса. Урок контроля и закрепления знаний по разделу "Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов. Технология создания изделий из древесины". 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология. Технологическая карта урока

Учитель технологии Косенчук И.А.

Предмет: технология      Класс: 5     Учебник: В.Д. Симоненко,  А.Т. Тищенко, П.С. Самородский,  «Технология».

Тема урока: «Рыцарский турнир»   Тип урока: урок контроля и  повторения предметных знаний

 Оборудование: образцы пиломатериалов и древесных материалов, готовые изделия, материалы  для контроля знаний учащихся, карточки-задания,  тесты,  чистые листы бумаги.

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:

предметные результаты – умение разметки; прямой угол; строение древесины; основные разрезы ствола, понятие волокна, пиломатериалы и древесные материалы, чертеж детали, этапы создания изделий из древесины; пиление столярной ножовкой, сверление отверстий, зачистка поверхностей деталей, выпиливание лобзиком.

 Деятельностная цель: организация работы в малых группах по закреплению  знаний раздела «Создание изделий из конструкционных  и поделочных материалов. Технология создания изделий из древесины».  

Тема

 Рыцарский турнир

Цель урока

Контроль и  закрепление предметных знаний  по разделу «Создание изделий из конструкционных  и поделочных материалов. Технология создания изделий из древесины»;  формирование УУД

Основное содержание темы, термины и понятия

 умение разметки; прямой угол; строение древесины; основные разрезы ствола, понятие волокна, пиломатериалы и древесные материалы, чертеж детали, этапы создания изделий из древесины; пиление столярной ножовкой, сверление отверстий, зачистка поверхностей деталей, выпиливание лобзиком.

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

 

 Выполнение упражнений, решение задач отдельными учениками, малой группой, коллективом класса; устные ответы; умение находить и исправлять ошибки, оказывать взаимопомощь

  1. Предметные - Способствовать осознанию основного технологического материала.

Способствовать осознанию существенных признаков понятий, технологических процессов технологических операций.

Регулятивные  - определение последовательности операций с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

Познавательные - выбор наиболее оптимальных средств и способов решения задач

Коммуникативные - умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и коллективе.

  1. Личностные - умение провести самооценку, организовать взаимооценку и взаимопомощь  в группе. Способствовать развитию речи учащихся (обогащение и усложнение словарного запаса новыми техническими словами, ее выразительности и оттенков).

Способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету «Технология».

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

 Черчение, литература, биология

 Малые группы

   образцы объектов труда, готовые изделия, материалы  для контроля знаний учащихся , карточки-задания,  тесты:  чистые листы бумаги,

Этап урока

Цели этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Задания, приводящие к результату

УУД

предметные

метапредметные

Мотивация к деятельности

Для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс Формирование положительного настроя в коллективе.

Приветствие

проверка явки учащихся

заполнение учителем классного журнала

проверка готовности учащихся к уроку

настрой учащихся на работу

  и создание интриги. Учитель предлагает узнать, уровень знаний  и умений  по технологии, а для этого провести «Рыцарский турнир».

Учащиеся  настраиваются на урок

Ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда.

Самостоятельное определение цели своего обучения и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности

Актуализация знаний, выявление затруднений

Фиксирование проблемных направлений урока

В ходе беседы выводит учащихся на правила игры, решение заданий, которые помогут выявить уровень знаний. Предлагает разделится на группы.

предлагают варианты деления на группы.

Проблемная беседа

Оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности, осознание ответственности за качество результатов труда всей команды.

Планирование и регуляция своей деятельности

Открытие нового

Обеспечить овладение новым опытом деятельности.

Предлагает обсудить  основные цели урока, правила игры, задания для команды. Помогает учащимся,  определится с выбором капитана команды. С выбором эмблемы, девиза, задания.

Смотрят задания составляют свой план урока,

Обсуждение заданий.

Составление личного плана на урок.

Овладение средствами и формами графического отображения объектов.

Оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения.

Первичное закрепление

Обеспечить закрепление нового опыта

Предлагает разделить вопросы и задания между всеми членами  команды. Консультирует учащихся, помогает оценить свои силы

Работая в группах, выполняют задания. Капитаны  групп дают оценку участия каждому члену группы. Представляют эмблему и девиз команды.

Выполнение заданий. Выбор эмблемы, девиза, представление  команд

Организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками

Самостоятельная работа

Получение опыта и перенос на практику.

Мотивирует учащихся на продолжение выполнения работы над выбранным  заданием.

Работают над объектом своего труда, составляют алгоритм выполнения задания.

Практическая работа над выполнением  заданий.

Освоение обучающимися основ работы в группе.

Организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками.

Рефлексия деятельности. Итог урока.

Подвести к осмыслению нового опыта.

Подводит итог урока, подсчитывает баллы,  оценивая деятельность учащихся

 Выступления команд. Ответы на вопросы. Подсчет баллов Озвучивают интересные моменты урока, отмечают лучшие ответы учащихся, оценивают продуктивность работы групп. Заполняют  оценочный лист.

Правильная постановка вопросов рефлексивно го характера (Анкета)

Формирование индивидуально- личностных позиций учащихся.

Оценивание своей познавательно- трудовой деятельности с точки зрения нравственных, эстетических ценностей по принятым в коллективе требованиям и принципам.

  



Предварительный просмотр:

Конспект урока

Имя урока: «Рыцарский турнир»

Тип урока: урок контроля и  повторения предметных знаний.

 Оборудование: кабинет технологии, карточки - задания, листы самооценки, листы бумаги, образцы пиломатериалов,  образцы изделий, инструменты, заготовки.

Деятельностная цель: организация работы в малых группах по закреплению  знаний раздела ««Создание изделий из конструкционных  и поделочных материалов. Технология создания изделий из древесины».  

Планируемые результаты: учащиеся закрепят, полученные знания.

Личностные УУД: Понимание необходимости учения; Вырабатывание уважительно-доброжелательного отношения к непохожим на себя, идти на взаимные уступки в разных ситуациях.

Регулятивные УУД: Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально; Работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки.

Коммуникативные УУД:  Установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы; Построение монологических высказываний и участие в дискуссии.

Познавательные УУД: Формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения учебных задач

Ход урока.

Организационный момент - отметка отсутствующих в журнале,       (2 мин)

                                                  проверка готовности к уроку

 Здравствуйте, уважаемые гости, ребята!  В средние века, в эпоху рыцарства, часто проводились турниры. На них рыцари могли  показать свою удаль, свое воинское  мастерство, помериться силой. Давно минули те времена.., но осталось стремление встретиться с достойным соперником в честном и благородном поединке. Конечно, вы  не услышите сегодня топота боевых коней и звона мечей. Ведь мы собрались для того, чтобы показать свои знания, смекалку, умение владеть инструментами. А право определять победителя доверено жюри.  Представление жюри.   Команда-победительница заслуженно получит за знания по теме «Технология создания изделий из древесины»  оценку «отлично», а  вторая команда - оценку «хорошо».

 «Рыцарский турнир» за отличные знания и за хорошие знания  на уроке  по теме «Технология создания изделий из древесины»  – начинается.

Деление на команды. Учащиеся разделяются и образуют  команды.     (1 мин) Хочу напомнить  правила работы в команде. (На доске, стихотворение В. Маяковского на столах)

На столах лежат ручки, листы бумаги, а также карточки для работы,  но главный  предмет на сегодня – рука – символ знания правильного ответа. Её  поднимает после совещания с командой капитан. Прошу вас выбрать капитанов.(1 мин)

Прошу представиться капитанов команд……………….(1 мин)

Разрешите напомнить, что на ответ команде даётся определённое время и ответ может быть только один!

Соперникам выкрикивать и подсказывать запрещается!!!

Первый конкурс  - «Команда». Каждая команда придумает  себе эмблему, девиз название. (10мин)

Будут оцениваться эмблема, выход команды, ее название,  девиз, приветствие.   (5 мин)

Следующий конкурс – «Дерево».  (12 мин)

  1. За счет чего дерево растет в толщину?  (Между корой и древесиной находится слой клеток – камбий.  Они способны делиться, откладывая внутрь клетки древесины, а наружу – клетки луба.)
  2. Каково назначение коры? (Она предохраняет дерево от повреждений  и неблагоприятных  погодных условий)
  3. Как вы думаете почему кора растрескивается?  
  4. Где расположен луб и каково его назначение? ( Луб расположен под пробковой частью коры и предназначен для  прохождения  питательных соков)
  5. Как вы думаете, почему погибнет дерево, если срезать кору по кольцу?  (Полностью нарушится работа луба и камбия)
  6. Что такое текстура? (Естественный рисунок разреза древесины?)

Новый конкурс  «Материал и инструменты».  (13 мин )

 Но прежде чем его начать, послушаем стихотворение  Н. Алтухова «На лесопилке»

Пила сверкает синим глянцем,

Ствол

        золотисто – желтоват.

Опилки, как протуберанцы,

От диска весело летят.

Блеснуло солнце внешним светом,

Вернулась звонкая весна,

Что сконденсирована в этом

Стволе,

         певучем, как струна.

Похоже –

Кольца накрутило

На ствол, как на веретено,

И много  - много раз светило

На срезе запечатлено.

Смолой пропахшие сосновой,

Пыльцой покрыты, как мукой,

Рабочие,

Народ толковый,

Сроднились с солнцем и весной.

Лучатся руки золотые,

Растут сияя, штабеля,

Где доски,

Как лучи прямые

Теплы, как вешняя земля.

Их повезут дорогой длинной,

И осень будет, и зима,

Но солнце

Вместе с древесиной

Заселит новые дома.  

  1. Какую операцию имел в виду поэт, когда писал: «Опилки, как протуберанцы , от диска весело летят?» (Операция  - поперечное пиление)
  2. Какие пиломатериалы вы знаете? (Доска обрезная и необрезная,, брусок, рейка, брус)
  3. Перед вами образцы   пиломатериалов. Какой из них  - доска, а какой брус, брусок? Объясните свое решение. (У досок ширина больше двойной толщины, а у брусков равна или меньше)
  4.  Кто сможет расшифровать эти загадочные  надписи? ДСП   ДВП  ( древесно – стружечная плита, древесно-волокнистая плита)
  5. Назвать инструмент и операцию по разделению древесины ( Пила. Пиление).            Собрать определение из слов. Пила́ — инструмент со множеством резцов, обычно зубьев, для разрезания (распиловки) различных материалов: древесины, металла, пластика, камня и других.
  6. Ударный инструмент, применяемый для забивания гвоздей, разбивания предметов и других работ (Молоток — один из древнейших инструментов, используемых человеком)

                         

Конкурс «Чертеж»  (15 мин)

1 Задание. В чем проставляют размеры  над размерной линией?

2.Основными размерами детали являются ее «габаритные» размеры, назовите.

3. Назвать условные обозначения: диаметра, радиуса, масштаба.

4 .Выполнить разные наглядные изображения  по словесному описанию.

 «В зоопарк привезли новое животное. Вот как оно выглядит: туловище –  конус, на вершине которого голова в виде правильной треугольной призмы; на ее смежных гранях  - два шарообразных глаза. У него также два цилиндрических рога, уши – полуовальные пластины, а ноги – высокие параллелепипеды»

Конкурс « Пантомима или физкультминутка»      (5 мин)

Необходимо придумать и показать  вид трудовой деятельности (дворник, спортсмен, хореограф, маляр и т.д.)

Или показать движения для разгрузки мышц спины, плечевого пояса.

Конкурс « ПОСЛОВИЦЫ о труде»   (5 мин)

На стол команде кладутся карточки с ребусами,  в наборе по 3 пословице. Выполнив задание, команда зачитывает пословицу и правильный ответ.

  Это был последний конкурс нашей викторины. Вы все хорошо работали, но всё же, необходимо узнать, чьи знания и умения были лучше. Предоставим слово жюри.

Жюри  подводит итоги.   (5 мин)

 Вручает сладкие призы:  команде-победительнице («за отличные знания, проявленные уроке -  «Рыцарский турнир») и команде участнице («за хорошие знания, проявленные на уроке  «Рыцарский турнир»).

 

 Я благодарю всех за работу. Команда-победительница заслуженно получает за знания по теме «Технология создания изделий из древесины»  оценку «отлично», а  вторая команда -  «хорошо».

 Также я прошу вас оценить свою работу в команде, заполнить оценочный лист –  по пятибалльной системе. (1мин)

 Также я прошу вас оценить  мою работу-этот урок, с помощью смайликов: если вам понравился урок – нарисуйте  смайлик с улыбкой. И  если не понравился   - смайлик грустный. (1мин)



Предварительный просмотр:

Бланк  члена ЖЮРИ

конкурсы

команды

Итог

(в баллах)

место

Оценочный лист    команды                                                                                                                                    дата

п/п

ФИ

капитан

эмблема

девиз

дерево

чертеж

практика

самооценка

Оценка учителя

итог

1

2

3

4

5

Оценочный лист  команды                                                                                                                                       дата

п/п

ФИ

капитан

эмблема

девиз

дерево

чертеж

практика

самооценка

Оценка учителя

итог

1

2

3

4

5



Предварительный просмотр:

Раздаточный материал

команда (отгадайте зашифрованную пословицу о труде)

команда(отгадайте зашифрованную пословицу о труде)

команда(отгадайте зашифрованную пословицу о труде)



Предварительный просмотр:

Конкурс – «Дерево».  

  1. За счет чего дерево растет в толщину
  2. Каково назначение коры?
  3. Как вы думаете почему кора растрескивается?  
  4. Где расположен луб и каково его назначение?
  5. Как вы думаете, почему погибнет дерево, если срезать кору по кольцу?  
  6.  Что такое текстура?

Конкурс «Чертеж»  

1 Задание. В чем проставляют размеры  над размерной линией?

2.Основными размерами детали являются ее «габаритные» размеры, назовите.

3. Назвать условные обозначения: диаметра, радиуса, масштаба.

4. Выполнить разные наглядные изображения  по словесному описанию.

 «В зоопарк привезли новое животное. Вот как оно выглядит: туловище –  конус, на вершине которого голова в виде правильной треугольной призмы; на ее смежных гранях  - два шарообразных глаза. У него также два цилиндрических рога, уши – полуовальные пластины, а ноги – высокие параллелепипеды»

Конкурс « Пантомима или физкультминутка»     

Необходимо придумать и показать  вид трудовой деятельности (дворник, спортсмен, хореограф, маляр и т.д.)

Или показать движения для разгрузки мышц спины, плечевого пояса.

Конкурс « ПОСЛОВИЦЫ о труде»  

На столе - карточки с ребусами,  в наборе по 3 пословице. Выполнив задание, команда зачитывает пословицу и правильный ответ

Конкурс -  «Материал и инструменты

Но прежде чем его начать, послушаем стихотворение  Н. Алтухова «На лесопилке»

Пила сверкает синим глянцем,

Ствол

        золотисто – желтоват.

Опилки, как протуберанцы,

От диска весело летят.

Блеснуло солнце внешним светом,

Вернулась звонкая весна,

Что сконденсирована в этом

Стволе,

         певучем, как струна.

Похоже –

Кольца накрутило

На ствол, как на веретено,

И много  - много раз светило

На срезе запечатлено.

Смолой пропахшие сосновой,

Пыльцой покрыты, как мукой,

Рабочие,

Народ толковый,

Сроднились с солнцем и весной.

Лучатся руки золотые,

Растут сияя, штабеля,

Где доски,

Как лучи прямые

Теплы, как вешняя земля.

Их повезут дорогой длинной,

И осень будет, и зима,

Но солнце

Вместе с древесиной

Заселит новые дома.  

  1. Какую операцию имел в виду поэт, когда писал: «Опилки, как протуберанцы, от диска весело летят?»
  2. Какие пиломатериалы вы знаете?
  3. Перед вами образцы   пиломатериалов. Какой из них  - доска, а какой брус, брусок? Объясните свое решение.
  4.  Кто сможет расшифровать эти загадочные  надписи? ДСП ,  ДВП 
  5. Назвать инструмент и операцию по разделению древесины             Собрать определение из слов.
  6. Ударный инструмент, применяемый для забивания …… разбивания предметов и других работ

   

     Плохо человеку,

                                      когда он один.

          Горе одному,

                         один не воин  -

каждый дюжий

                         ему господин

и даже слабые,

                         если двое.                          

                                                                    (Владимир Маяковский)        

       Плохо человеку,

                                      когда он один.

          Горе одному,

                         один не воин  -

каждый дюжий

                         ему господин

и даже слабые,

                         если двое.      

                                                        (Владимир Маяковский )      



Предварительный просмотр:

Молото́к — небольшой молот, ударный

инструмент, применяемый для

забивания гвоздей, разбивания предметов

и других работ. Молоток — один из

древнейших инструментов,

 используемых человеком.

Пила́ — инструмент со множеством

 резцов, обычно зубьев, для разрезания

(распиловки) различных материалов:

древесины, металла, пластика, камня и

других.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обобщения и закрепления знаний по теме "Импульс.Энергия.Законы сохранения"10 класс.

Идея урока: Учащиеся выбирают свою индивидуальную траектории работы на уроке, выбирая задания по силам,, результатом ,которой будет набранное определённое количество баллов.. Эста­фета состоит из неск...

Посвящение в юные строители. Урок обобщения и закрепления знаний.

Посвящение в юные строители. Закрепление знаний по штукатурно-малярному делу....

Разработка урока обобщения и закрепления знаний, полученных при изучении курса «Информатики» в форме телевизионной игры «Своя игра»

Разработка урока обобщения и закрепления знаний, полученных при изучении курса «Информатики» в форме телевизионной игры  «Своя игра»Цели урока: Углубление, обобщение и систематизация знаний ...

Конспект урока по физике 8 класса на тему: "Закрепление знаний по теме "Тепловые явления"

Тема: “Җылылык күренешләре” темасын кабатлау.         Максат: “Җылылык күренешләре” бүлегендә алган белемнәрне...

Урок обобщения и закрепления знаний по теме "Поездка в Брайтон" (5 класс)

Урок обобщения и закрепления знаний по теме "Поездка в Брайтон" . Обобщение  и закрепление формообразования глаголов в Past Simple, Past Continuous, Present Perfect...

Конспект-презентация урока русского языка "Закрепление знаний об имени существительном и имени прилагательном".

Конспект - презентация урока русского языка разработан для учащихся коррекционных школ VIII вида 9 класс по учебнику Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. "Русский язык 9 класс", Москва, "Просвещение", 20...