Перечень учебного и компьютерного оборудования
учебно-методический материал по технологии на тему

Ворожцова Наталья Николаевна

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Нормативные и распорядительные документы 2005-04-25 16:36:13

1 апреля 2005 г. N 03-417 О Перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Нормативные и распорядительные документы 2005-04-25 16:36:13

1 апреля 2005 г. N 03-417 О Перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений

01.04.2005    N03-417

Органы управления образования субъектов Российской Федерации

О Перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений

Департамент государственной политики в образовании Минобрнауки России направляет для использования в работе согласованный с Российской Академией Образования Перечень учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений (далее Перечень).

Данный Перечень не является обязательным, он выполняет функцию ориентира при оснащении школ нормативной документацией, учебно- методическими комплектами, печатной продукцией, техническими средствами обучения, необходимыми для перехода школ на организацию процесса обучения в соответствии с требованиями образовательных стандартов, поскольку разработан на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования.

При формировании содержания Перечня исходили из задач комплексного использования материально-технических средств обучения, перехода от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, поисково-исследовательским видам работы, переноса акцента на аналитический компонент учебной деятельности, формирование коммуникативной культуры учащихся и развитие умений работы с различными видами информации и ее источниками. Материально-техническое обеспечение учебного процесса должно быть достаточным для эффективного решения этих задач, именно поэтому Перечень включает не только объекты, выпускаемые в настоящее время, но и перспективные, создание которых необходимо для обеспечения введения государственного стандарта общего образования.

В Перечне представлены не конкретные названия, а, прежде всего, общая номенклатура объектов и средств материально-технического обеспечения, что объясняется особенностью современного этапа развития сектора, обеспечивающего материальные потребности школы, а также существенными изменениями, которым должны подвергнуться учебно- методические пособия в связи с введением государственного образовательного стандарта. Кроме того, в школьную практику преподавания постепенно вводятся новые носители информации, в том числе мультимедийные, что также потребует пересмотра сложившейся системы материально-технического обеспечения учебного процесса.

В описании приводятся рекомендованные технические характеристики средств информационных и коммуникационных технологий. Это вызвано их быстрым развитием на современном этапе, а также снижением стоимости на фоне повышения стоимости традиционного учебного оборудования. Значительная часть учебных материалов, входящих в данный перечень, в том числе тексты, комплекты иллюстраций, схемы, таблицы, диаграммы могут быть представлены не на полиграфических, а на цифровых (электронных) носителях. Использование цифровых образовательных ресурсов повышает эффективность учебных материалов, прежде всего за счет использования интерактивности и возможностей деятельностного подхода. Широкое использование цифровых ресурсов позволяет снизить стоимость затрат на размножение и доставку за счет низкой стоимости копирования и использования Интернет для распространения.

Количество учебного оборудования приводится в требованиях в расчете на один учебный кабинет. При этом использование значительной части указанных технических средств связано с решением не только внутрипредметных, но и общеучебных задач. Конкретное количество указанных средств и объектов материально-технического обеспечения учитывает средний расчет наполняемости класса (25 учащихся).

Для отражения количественных показателей в рекомендациях используется следующая система символических обозначений:

Д - демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев),

К - полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса),

Ф - комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся),

П - комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по нескольку учащихся (6-7 экз.)

Выбор помещения, его рациональная планировка определяется санитарно-эпидемиологическими нормами (СанПиН 2.4.2. 178-02).

Департамент государственной политики в образовании рекомендует использовать данный Перечень при решении вопросов оснащения общеобразовательных учреждений, а также для расчета нормативов финансирования обучающихся.

Директор

И.И.Калина


ТЕХНОЛОГИЯ

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Необходимое количество

Примечания

Основная школа.

Старшая школа

Направления технологической подготовки

Базовый уровень

Профильный уровень

Технический труд

Обслуживающий труд

Сельскохозяйственный труд

  БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (книгопечатная продукция)

Стандарт основного общего образования по технологии

М

М

М

Стандарт по технологии, примерные программы, рабочие программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения мастерских технологии.

В библиотечный фонд входят комплекты учебников, рекомендованных (допущенных).

При комплектации библиотечного фонда полными комплектами учебников целесообразно включить в состав книгопечатной продукции, имеющейся в кабинете технологии, и по несколько экземпляров учебников из других УМК по основным разделам предмета технологии. Эти учебники могут быть использованы учащимися для выполнения практических работ, а также учителем как часть методического обеспечения кабинета.  

Стандарт среднего (полного) общего образования по технологии (базовый уровень)

М

Стандарт среднего (полного)  общего образования по технологии (профильный уровень)

М

Примерная программа основного общего образования по технологии

М

М

М

Примерная программа среднего (полного) общего образования на базовом уровне по технологии

М

Примерная программа среднего (полного) общего образования на профильном уровне по технологии

М

Рабочие программы по направлениям технологии

М

М

М

М

М

Учебники по технологии для 5, 6, 7, 8, 9 , 10, 11 класса

К

К

К

К

К

Учебники для начального профессионального образования

К

К

В соответствие с профилем технологической подготовки

Рабочие тетради  для 5, 6, 7, 8, 9 класса

К

К

К

Комплект дневников наблюдений за развитием сельскохозяйственных растений и животных

К

Другие дидактические материалы по всем разделам каждого направления технологической подготовки учащихся

М

М

М

М

М

Сборники учебных проектов, познавательных и развивающих заданий, а  также контрольно-измерительные материалы по отдельным разделам и темам.

Научно-популярная и техническая литература по темам учебной программы.

Д

Д

Д

Д

Д

Научно-популярные и технические периодические издания и литература, необходимая для подготовки творческих работ и проектов должны содержаться в кабинетах технологии и в фондах школьной библиотеки

Нормативные материалы (ГОСТы, ОСТы, ЕТКС и т.д.) по разделам технологической подготовки

М

М

М

М

М

2 экз. на мастерскую

Справочные пособия по разделам и темам программы

М

М

М

М

М

2 экз. на мастерскую

Методические пособия для учителя (рекомендации к проведению уроков)

М

М

М

М

М

Методические рекомендации по оборудованию кабинетов и мастерских

М

М

М

М

М

ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ

Таблицы (плакаты) по  безопасности труда ко всем разделам технологической подготовки

М

М

М

М

М

Таблицы (плакаты) по  основным темам всех разделов каждого направления технологической подготовки учащихся

М

М

М

М

М

При  выделении основных тем раздела следует ориентироваться на примерные программы по направлениям технологической подготовки

Раздаточные дидактические материалы по темам всех разделов каждого направления технологической подготовки учащихся

К,

П

К,

П

К,

П

К,

П

К,

П

Технологические карты, схемы, альбомы и другие материалы для индивидуального, лабораторно-группового или бригадного  использования учащимся

Раздаточные контрольные задания

К

К

К

К

К

Портреты выдающихся деятелей науки и техники

М

М

М

М

М

Комплекты портретов для различных разделов направлений технологической подготовки

Плакаты и таблицы по профессиональному самоопределению

М

М

М

М

М

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

Цифровые компоненты учебно-методического комплекса по основным разделам технологии, в том числе с элементами автоматизированного обучения, тренинга, моделирующие, контролирующие

Ф

Ф

Ф

Ф

Ф

Цифровые компоненты учебно-методического комплекса могут быть ориентированы на систему дистанционного обучения, различные формы учебной деятельности (в том числе игровую), носить проблемно-тематический характер и обеспечивать дополнительные условия для изучения отдельных предметных тем и разделов стандарта. В любом случае эти пособия должны предоставлять техническую возможность построения системы текущего и итогового контроля уровня подготовки учащихся (в т.ч. в форме тестового контроля).

Коллекция цифровых образовательных ресурсов по технологии. в том числе цифровые энциклопедии.

Ф

Ф

Ф

Ф

Ф

Коллекция образовательных ресурсов включает комплекс информационно-справочных, иллюстративных материалов,  объединенных единой системой навигации и ориентированных на различные формы познавательной деятельности, в т.ч. исследовательскую проектную работу. В состав коллекции могут входить тематические базы данных, фрагменты исторических источников и текстов из научных и научно-популярных изданий, фотографии, анимация, таблицы, схемы, диаграммы и графики, иллюстративные материалы, аудио- и видеоматериалы, ссылки на внешние источники. Коллекция образовательных ресурсов может размещаться на CD, или создаваться в сетевом варианте (в т.ч. на базе образовательного учреждения).

Комплект заданий для создания тематических и итоговых разноуровневых тренировочных и проверочных материалов для организации фронтальной и индивидуальной работы.

Ф

Ф

Ф

Ф

Ф

Цифровой компонент учебно-методического комплекса, включающий обновляемый набор заданий по технологии, а также системы комплектования тематических и итоговых работ с учетом вариативности, уровня усвоения знаний и особенностей индивидуальной образовательной траектории учащихся.

Общепользовательские цифровые инструменты учебной деятельности

Ф

Ф

Ф

Ф

Ф

К общепользовательским цифровым инструментам учебной деятельности, используемым в курсе технологии, относятся, в частности, текстовый редактор, редактор мультимедиа презентаций, система обработки и представления массивов числовых данных.

Специализированные цифровые инструменты учебной деятельности

Ф

Ф

Ф

Ф

Ф

К специализированным цифровым инструментам учебной деятельности, используемым в курсе технологии, относятся, в частности, системы автоматизированного проектирования, инструменты, позволяющие моделировать технологические процессы.

ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ (могут быть в цифровой форме)

Видеофильмы по основным разделам и темам программы

М

М

М

М

М

Видеофильмы по современным направлениям развития технологий, материального производства и сферы услуг.

М

М

М

М

М

Таблицы-фолии и транспоранты-фолии по основным темам разделов программы

М

М

М

М

М

Могут использоваться специальные подборки иллюстративного материала, учитывающие особенности авторских программ

Комплекты диапозитивов (слайдов) по различным темам и разделам программы

М

М

М

М

М

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ (средства ИКТ)

Экран на штативе или навесной

М

М

М

М

М

С размерами сторон не менее 1,5х1,5 м.

Видеомагнитофон (видеоплейер) 

М

М

М

М

М

Диагональ телевизора – не менее 72 см. Возможно использования «видеодвойки».

Телевизор с универсальной подставкой 

М

М

М

М

М

Цифровой фотоаппарат

М

М

М

Мультимедийный  компьютер

М

М

М

М

М

Тех. требования: графическая операционная система, привод для чтения-записи компакт дисков, аудио-видео входы/выходы, возможность выхода в Интернет. С пакетами прикладных программ (текстовых, табличных, графических и презентационных).

Сканер

М

М

М

М

М

Принтер

М

М

М

М

М

Мультимедийный проектор

М

М

М

М

М

Возможно использование одного экземпляра оборудования для обслуживания нескольких мастерских и кабинетов технологии

Плоттер

М

М

Графопроектор (Оверхед-проектор)

М

М

М

М

М

Диапроектор

М

М

М

М

М

Средства телекоммуникации

М

М

М

М

М

УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО-ЛАБОРАТОРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Халаты

К

К

К

К

К

Должны выдаваться учащимся во всех мастерских при проведении практических работ

Очки защитные

К

К

К

К

К

Должны выдаваться учащимся при проведении работ, требующих защиты глаз

Раздел: Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов

Верстак столярный в комплекте

К

Набор для выпиливания лобзиком

К

Набор столярных инструментов школьный

К

Конструкторы для моделирования простых машин и механизмов

Ф

Конструкторы с исполнительным блоком и датчиками для моделирования компьютерного управления

Ф

Конструкторы для моделирования технологических машин и механизмов

Ф

Наборы сверл  по дереву и металлу

М

Два набора на мастерскую. В соответствие с профилем работ, выполняемых в мастерской

Прибор для выжигания

К

Набор инструментов для резьбы по дереву

К

Наборы контрольно-измерительных и разметочных инструментов по дереву и металлу

К

В соответствие с профилем работ, выполняемых в мастерской

Стусло поворотное

М

Струбцина металлическая

К

Колода

М

Верстак слесарный в комплекте

К

Набор слесарных инструментов школьный

К

Набор напильников школьный:

К

Набор резьбонарезного инструмента

П

Набор обжимок, поддержек, натяжек для клепки

П

Ножницы по металлу рычажные

М

Печь муфельная

М

Может использоваться для закалки и отпуска инструмента и заготовок

Приспособление гибочное для работы с листовым  металлом

М

Наковальня 30кг

М

Электроинструменты и оборудование для заточки инструментов

М

Демонстрационный комплект электроинструментов и оборудования используется учителем для объяснения теоретического материала и подготовки заготовок к урокам. Учащиеся могут быть допущены только к работе с оборудованием, сертифицированным для использования школьниками соответствующего возраста.

Электроинструменты и оборудование для сверления отверстий

М, П

Электроинструменты и оборудование для точения заготовок из дерева и металла

М, П

Электроинструменты и оборудование для фрезерования заготовок из дерева и металла

М, П

Электроинструменты и оборудование для шлифования поверхностей

М, П

Электроинструменты и оборудование для заготовки материалов (роспуск, фугование)

М

Раздел: Технологии ведения дома

Комплект инструментов для санитарно- технических работ

П

П

П

Сантехнические установочные изделия

Ф

Ф

Ф

Комплект бытовых приборов и оборудования для ухода за жилищем, одеждой и обувью

М

М

М

Подбор приборов и оборудования должен отражать передовые технологии

Раздел: Создание изделий из текстильных и поделочных материалов

Станок ткацкий учебный

М

Манекен 44 размера (учебный, раздвижной)

М

Стол рабочий универсальный

К

Машина швейная бытовая универсальная

К

Оверлок

М

Два экз. на мастерскую.

Комплект оборудования и приспособлений для влажно-тепловой обработки

М

Два комплекта на мастерскую.

Комплект инструментов и приспособлений для ручных швейных работ

К

Комплект инструментов и приспособлений для вышивания

К

Комплект для вязания крючком

К

Комплект для вязания на спицах

К

Набор шаблонов швейных изделий в М 1:4 для моделирования

П

Набор приспособлений для раскроя косых беек

М

Пять  экз. на мастерскую.

Набор санитарно-гигиенического оборудования для швейной мастерской

К

Шаблоны стилизованной фигуры

П

Набор измерительных инструментов для работы с тканями

К

Раздел: Кулинария

Санитарно-гигиеническое оборудование кухни и столовой

М

Фильтр для воды

М

Четыре экз. на мастерскую.

Холодильник

М

Печь СВЧ

М

Весы настольные

М

Два экз. на мастерскую.

Комплект кухонного оборудования на бригаду (мойка, плита, рабочий стол, шкаф, сушка для посуды)

П

Электроплиты

П

Набор кухонного электрооборудования

П

Набор инструментов и приспособлений для механической обработки продуктов

П

Комплект кухонной посуды для тепловой обработки пищевых продуктов

П

Набор инструментов и приспособлений для тепловой обработки пищевых продуктов

П

Набор инструментов для разделки рыбы

П

Набор инструментов для разделки мяса

П

Мясорубка (электромясорубка)

П

Набор инструментов и приспособлений для разделки теста

П

Комплект разделочных досок

П

Набор мисок

П

Набор столовой посуды из нержавеющей стали

К

Сервиз столовый

М

Два сервиза на 6 персон на мастерскую.

Сервиз чайный

М

Два сервиза на 6 персон на мастерскую.

Набор оборудования и приспособлений для сервировки стола

М

Два экз. на мастерскую.

Разделы: Растениеводство. Животноводство.

Весы технические с разновесами

М

Весы аналитические с разновесами

М

Лупа

Ф

pH- метр

М

прибор для демонстрации водных свойств почвы

М

Сушильный шкаф

М

Термометры для измерения температуры воздуха и почвы

П

Барометр

Ф

Часы

М

Лотки для сортировки семян

Ф

Наборы сит

П

Планшеты

Ф

Мерительные и разметочные инструменты и приспособления

П

Горшки цветочные

50М

Чашки Петри

20М

Очки защитные

Фартуки

К

Разборная Теплица

М

Инкубатор на 50 яиц

М

Овоскоп

М

Комплект инструментов и оборудования для работы на школьном учебно-опытном участке

Комплект малогабаритной сельскохозяйственной техники (мини трактор или мотоблок с комплектом навесных орудий)

Раздел: Электротехнические работы

Демонстрационный комплект электроизмерительных приборов

М

М

М

Демонстрационный комплект радиоизмерительных приборов

М

М

М

Демонстрационный комплект источников питания

М

М

М

Демонстрационные комплекты электроустановочных изделий.

М

М

М

Демонстрационный комплект радиотехнических деталей

М

М

М

Демонстрационный комплект электротехнических материалов

М

М

М

Демонстрационный комплект проводов и кабелей

М

М

М

Лабораторный комплект электроизмерительных приборов

Ф

Ф

Ф

Лабораторный комплект радиоизмерительных приборов

Ф

Ф

Ф

Лабораторный набор электроустановочных изделий

Ф

Ф

Ф

Конструктор «Энергия, работа, мощность»

К

К

К

Конструктор для сборки электрических цепей

К

К

К

Конструктор для моделирования подключения коллекторного электродвигателя, средств управления и защиты

К

К

К

Конструктор для сборки моделей простых электронных устройств

К

К

К

Ученический набор инструментов для выполнения электротехнических работ

К

К

К

Провода соединительные

К

К

К

Раздел: Черчение и графика

Ученический набор чертежных инструментов

К

К

К

Может быть реализован на базе компьютерного класса

Прибор чертежный

К

К

К

Набор чертежных инструментов для выполнения изображений на классной доске

М

М

М

М

М

Комплект инструментов и оборудования для выполнения проектных работ по профилю обучения

М, У

М, У

Проектные работы и изучение специальных технологий может осуществляться на базе профильных кабинетов и мастерских школы, межшкольных учебных комбинатов, учебно-опытных участков или школьных ферм.

Комплект оборудования и инструментов для начальной профессиональной подготовки учащихся в рамках предмета или технологического профиля

К, М

К, М

МОДЕЛИ (или натуральные образцы)

Динамическая модель школьного учебно-опытного участка

М

Модели сельскохозяйственных орудий труда и техники

М

Модели электрических машин

М

Комплект моделей механизмов и передач

М

М

М

Модели для анализа форм деталей

М

М

М

Модели для демонстрации образования аксонометрических проекций

М

М

М

Модели образования сечений и разрезов

М

М

М

Модели разъемных соединений

М

М

М

Раздаточные модели деталей по различным разделам технологии

К

К

К

НАТУРАЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ

Коллекции изучаемых материалов

М

М

М

Расходные материалы (пиломатериалы, фанера, красители, метизы, шкурка, металлопрокат, ножовочные полотна, пилки для лобзика, материалы для ремонтно-отделочных работ, удобрения, средства защиты растений, пленка полиэтиленовая, бумага фильтровальная, горшочки и кубики торфяные и т.д.)

М

М

М

М

М

Количество расходных материалов определяется исходя из выбранных объектов труда школьников

Комплект образцов материалов и изделий для санитарно-технических работ

М

М

М

Комплект образцов материалов  для ремонтно-отделочных работ

М

М

М

Для отражения количественных показателей в требованиях используется следующая система символических обозначений:

К для каждого ученика (15 ученических комплектов на мастерскую плюс один комплект для учителя);

М – для мастерской (оборудование для демонстраций или использования учителем при подготовке к занятиям, редко используемое оборудование);

Ф – для фронтальной работы (8 комплектов на мастерскую, но не менее 1 экземпляра на двух учеников,);

П – комплект или оборудование, необходимое для практической работы в группах, насчитывающих несколько учащихся (4-5 человек);


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перечень учебного оборудования (оснащения), необходимого образовательным учреждениям для реализации образовательных программ начального профессионального образования по профессии "Мастер производства молочной продукции"

Сборник содержит перечень обязательного и рекомендуемого оснащения учебных кабинетов и предназначен для проведения экспертизы при аккредитации и лицензировании образовательных учреждений...

Занимательные факты о компьютерном оборудовании

Занимательные факты о компьютерном оборудовании...

Оценка качества индивидуальных достижений учащихся на уроке с помощью современного компьютерного оборудования.

         Мы живем в веке компьютерных технологий, когда уже, пожалуй, нет ни одной области человеческой деятельности, где они не нашли бы свое применение. Развитие техн...

Перечень ссылок на компьютерные развивающие программы.

http://obuchonok.ru/node/2126http://obuchonok.ru/node/265http://detskieradosti.ru/load/10-1-0-36262http://detskieradosti.ru/load/10-1-0-35881...

Перечень учебных материалов для преподавателя

В данном перечне содержится информация, что должен иметь преподаватель на своем рабочем месте, организуя учебных процесс...

Перечень учебных материалов для мастера производственного обучения

в перечне предсавлены учебные документы, необходимые для работы мастеру производственного обучения...

статья "Предметно-развивающая среда в работе учителя (компьютерное оборудование)

Предметно-развивающая среда  - это специальное оборудование для обучения и развития обучающихся.  Я хочу остановиться на роли компьютерного оборудования в развитии обучающихся.Использование ...