Педагогические технологии организации уроков в свете требований ФГОС основного общего образования
методическая разработка по литературе (6 класс)

Елисеева Людмила Геннадьевна

Выступление на методическом объединении филологов. Проектная деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на школьном методическом объединении

<Педагогические технологии организации уроков в свете требований ФГОС основного общего образования>

(из опыта работы)

                                                                                                                         

      Елисеева Л.Г.,

учитель русского языка и литературы,

 высшей категории,

МОУ СОШ «Перспектива»,

г. о. Власиха

2020 г.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………… 3

Урок – проект «М.Ю. Лермонтов – поэт и художник» …………………….5

Заключение…………………………………………………………………    15

Список использованной литературы

 

Введение

     В рамках модернизации системы образовательных стандартов основным направлением в работе учителя является использование современных образовательных технологий и ведущих методов обучения, как проектная деятельность. Актуальность моего урока в том, что ещё не во всех школах России учащиеся обучаются по новым образовательным программам. Так и наша школа продолжает обучать по традиционным программам. Я сама стараюсь на некоторых уроках в 6 классах давать задания творческие, требующие совместного выполнения в группе, в парах; пытаюсь составлять технологические карты уроков.

Ещё в 5 классе я попробовала с ними сделать надпредметный проект, выходящий за рамки школьного предмета литературы. Проект назывался « В гостях у дедушки Крылова». Участие приняли все ребята (рисовали на уроках ИЗО, шили на уроках труда костюмы девочки, а мальчики изготовили инструменты из фанеры для басен).

  В этой совместной деятельности проявляются во всей полноте такие процессы, как мышление, представление, восприятие и память.

  Значимость данной работы в том, что этот монопредметный урок  вполне укладывается в рамки классно- урочной системы. Урок же на сегодня остаётся основной формой обучения в школе.

 В процессе обучения на уроках выделяю следующие формы работы проектной деятельности:

 • непосредственное применение проектной деятельности при изучения новых тем на уроках;

 • применение проектной деятельности для контроля знаний обучающихся на уроках;

 • применение проектной деятельности для организации самостоятельной работы учащихся;

К наиболее часто используемым мною элементам проектной деятельности в учебном процессе относятся:

 • презентация;

 • представление своих проектов учащимися

Использование проектной деятельности на уроках сочетает в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения школьников. У детей увеличивается познавательная мотивация, овладение сложным материалом проходит гораздо легче.

Урок – проект «М.Ю. Лермонтов – поэт и художник»

Урок литературы в 6в классе по творчеству М.Ю. Лермонтова проходил в 2 этапа и был посвящён 200- летию со дня рождения поэта.

Тема «М. Ю. Лермонтов. Годы жизни и творчества.  Моё  любимое  стихотворение («Тучи», « Бородино», «Парус», «Листок», «Три пальмы»). Иллюстрации к стихотворениям».

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с фактами из биографии М.Ю. Лермонтова, организации и проведения повторения ранее изученных стихотворений поэта, способствовать формированию представления о М.Ю. Лермонтове как великом русском поэте, развить интерес к поэтическому творчеству Лермонтова.

Тип урока: рефлексия (проект)

Методы и формы обучения: фронтальная (практическая работа), индивидуальная (выразительное чтение стихов, иллюстрации к стихам), групповая (практическая работа)

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

  • познавательная сфера: владеть знаниями о жизни и творчестве великого поэта М.Ю. Лермонтова; выявлять в поэтическом тексте изобразительно- выразительные средства языка;
  • ценностно- ориентационная сфера: формировать собственное отношение к произведениям М.Ю. Лермонтова; приобщаться к духовно – нравственным ценностям русской литературы; давать оценку выразительного чтения одноклассников; анализировать формы выражения авторской позиции в стихотворении;
  • коммуникативная сфера: владеть навыками пересказа, выразительного чтения, составлять устные ответы, используя цитаты из стихотворений;
  • эстетическая сфера: определять художественную функцию изобразительно – выразительных языковых средств.

Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию

Метапредметные:

  • познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, ресурсах Интернета;
  • регулятивные: овладеть способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;
  • коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и в группе, формулировать и отстаивать своё мнение; проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению.

Оборудование: портрет М.Ю. Лермонтова, иллюстрации учащихся к стихотворениям  поэта, книжная выставка произведений Лермонтова, презентации « Годы жизни и творчества поэта», «Лермонтов – художник»

На предыдущем уроке была проведена предварительная работа. Домашнее задание выбирала каждая группа самостоятельно. Постоянных групп в классе -  4(средний уровень развития)

Сразу обсудили, где мы сможем использовать изученный материал. В связи с празднованием годовщины Лермонтова решили выступить перед младшими классами (совместное решение)

Цель: вызвать интерес к творчеству поэта и к чтению его стихотворений.

1 группа – прочитать по учебнику с.146-148 биографию М.Ю. Лермонтова и найти другие интересные факты его жизни.

Практическая деятельность: презентация и устное выступление группы «М. Ю. Лермонтов. Годы жизни и творчества».

2 группа – подбор стихотворений. Моё любимое стихотворение Лермонтова. Чем вызван интерес? Выучить наизусть.

Презентация книжной выставки «200-летию Лермонтова посвящается…»

3 группа – подготовить цитаты из стихотворения и вопросы по пройденному стихотворению «Бородино»

Практическая деятельность: презентация и защита проекта «Одно из значимых стихотворений Лермонтова»

4 группа – иллюстрации к произведениям Лермонтова.

Практическая деятельность – защита собственного рисунка, форма выражения авторской позиции в стихотворении.

Сценарий урока.

I. Организационный момент. Постановка целей и задач урока

Со дня рождения М.Ю. Лермонтова прошло 200 лет. Литературное наследие поэта живёт в нашем сознании, оно занимает своё особое место в нашей культуре. Поэзия Лермонтова пленяет нас своей красотой и человечностью. Сегодня тема нашего урока «М.Ю.Лермонтов  - поэт и художник. Защита мини- проектов» Вами проделана достаточно большая работа по подготовке к данному уроку. Самостоятельно изучена биография  поэта, прочитаны и выучены наизусть стихи, проиллюстрированы любимые стихотворения поэта, а также найдены зарисовки  самого Лермонтова. Сегодня состоится презентация и защита коллективных проектов по следующим  темам:

1 группа - презентация и устное выступление «М. Ю. Лермонтов. Годы жизни и творчества».

2 группа – чтение наизусть любимого стихотворения Лермонтова.

Презентация книжной выставки «200-летию Лермонтова посвящается…»

3 группа – Задания и вопросы по пройденному стихотворению «Бородино»

4 группа – иллюстрации к произведениям Лермонтова (защита собственного рисунка)

Оценивать работу будут сами группы,  карты на парте.

Карта оценивания коллективного проекта.

Название:

Презентация проекта

Защита проекта

Итог

Содержательность, соответст

вие темы

Художественное оформление

Устный рассказ

Выразительное чтение

Иллюстрация к стихотворению

- Разрешите сказать несколько слов участникам: выступайте грамотно, эмоционально, показывая глубину знаний , эрудицию и выразительность чтения.

II. Практическая деятельность.

1.Демонстрация электронной презентации «Годы жизни и творчества М.Ю.Лермонтова» и устный рассказ 1 группы.

Слайд 1. Название презентации

Слайд 2. Портрет М.Ю. Лермонтова.

Слайд 3. Юрий Петрович Лермонтов (1787-1831) Отец поэта. Семейная жизнь родителей поэта не была счастливой. После смерти юной жены в 1817г. отношения Юрия Петровича с тещей обострились. Он уехал в свое имение, а сына оставил на воспитание бабушке согласно условию, поставленному ею в завещании.Ссора бабушки с отцом стала одним из самых мучительных воспоминаний Лермонтова, омрачивших счастливые годы детства. Семейная распря закончилась лишь после смерти отца Лермонтова. В 1831 году поэт подвел горький итог:

Ужасная судьба отца и сына

 Жить розно и в разлуке умереть,

И жребий чуждого изгнанника иметь

На родине с названьем гражданина!

 Но ты свершил свой подвиг, мой отец.

Постигнут ты желанною кончиной;

Дай Бог, чтобы, как твой, спокоен был конец

Того, кто был всех мук твоих причиной...

Мария Михайловна Лермонтова (1795-1817) Мать поэта. Единственная дочь в семье Арсеньевых. . Мария Михайловна, родилась "ребенком слабым и болезненным, и взрослою все еще глядела хрупким, нервным созданием... Была одарена душою музыкальною".

Слайд 4. Арсеньева Елизавета Алексеевна (1773-1845) Бабушка Лермонтова по матери. Обладала способностями и природным умом. После смерти единственной дочери, всю свою любовь Арсеньева перенесла на внука, в чем признавалась: "...он один свет очей моих, все мое блаженство в нем".

Слайд 5. Лермонтов в детстве. 1820-1822. Неизвестный художник. На портрете мы видим шести - восьмилетнего мальчика с каштановыми, гладко причесанными волосами, умным сосредоточенным взглядом.

Поэтическое дарование Лермонтова обнаружилось рано, в 14 лет. В Тарханах поэт узнал и полюбил красоту родной природы, русские песни, сказания, былины.

Слайд 6. Лермонтов рос болезненным ребёнком, и Елизавета Алексеевна возила его на кавказские воды, которые совершенно исцелили мальчика.
      Слайд 7. Бабушка сумела дать внуку прекрасное домашнее образование, он свободно овладел немецким и французским языками и подготовился для поступления в Московский университетский благородный пансион, куда и был зачислен 1 сентября 1828г. в 4 класс. Лермонтов учился прилежно.

Слайд 8. Выйдя из пансиона в 1830г., он сразу же поступает в Московский университет.

       Слайд 9-10.Оставив Московский университет, Лермонтов в 1832 переезжает вместе с бабушкой в Петербург. Поступает в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, из которой в 1834 он выпускается корнетом лейб-гвардии гусарского полка.

  Слайд 11. Зимой 1837г., откликаясь на смерть А.С.Пушкина, М.Ю. Лермонтов написал стихотворение «Смерть поэта», мгновенно облетевшее весь Петербург.  Приписанные  к нему вскоре 16 строк (начиная со слов: «А вы, надменные потомки…»)  вызвали неудовольствие царского двора, арест и ссылку поэта на Кавказ, под пули горцев, где пробыл чуть больше года. Слава к Лермонтову приходит в одночасье со стихотворением "Смерть поэта" (1837). Весной 1838 года, благодаря хлопотам бабушки, Лермонтова возвратили в гвардию, в тот же Гусарский полк, откуда он отбывал в ссылку.

Слайды 12. В Петербурге Лермонтов сразу был принят в светском обществе, познакомился с В.А.Жуковским, П.А.Вяземским, П.А.Плетнёвым, В.Ф.Одоевским – писателями пушкинского круга.

Слайд 13. В апреле 1841 г. после неудачных попыток выйти в отставку М.Ю.Лермонтов был вынужден вернуться на Кавказ.

Лермонтов задерживается в Пятигорске для лечения на минеральных водах. Случайная ссора с соучеником по юнкерской школе Н. С. Мартыновым приводит к печальной дуэли и гибели поэта.

2. Презентация книжной выставки «200-летию Лермонтова посвящается…» и чтение наизусть любимого стихотворения Лермонтова.

План проведения презентации (примерный)

  • Чтение наизусть стихотворения
  • Краткий рассказ о времени его создания
  • Книга, из которой взято стихотворение

3. Демонстрация электронной презентации «Бородино».

Задания и вопросы по пройденному стихотворению «Бородино»

Викторина "ПРОДОЛЖИ СТРОЧКИ…"

Слайд 14. Недаром помнит вся Россия про день ... (Бородина)!

Слайд  15.  И вот нашли большое поле:

                    Есть разгуляться, где на воле!

                Построили ... (редут).

Слайд 16. Уж постоим мы головою

                      За ... (Родину свою)!

               Повсюду стали слышны речи:

              "Пора добраться до ... (картечи)!

               Прилег вздремнуть я у... (лафета).

Слайд 17. Вот затрещали барабаны —

               И отступили... (бусурманы).

              Французы двинулись, как тучи,

              И все на наш редут.

              Уланы ... (с пестрыми значками),

              Драгуны с... (конскими хвостами).

               Когда б на то не Божья воля,

                Не отдали б ... (Москвы)!

Слайд 18.  Викторина по стихотворению М. Ю. Лермонтова

1. В каком году происходило сражение, о котором говорится в стихотворении М. Ю. Лермонтова "Бородино"? (В 1812 году.)

2.   Где происходило это сражение? (На Бородинском поле.)

3. С кем сражалась русская армия на Бородинском поле? (С армией Наполеона, с французами.)

4.  Какое укрепление построили на поле солдаты? (Редут.)

5.  Как называли русские солдаты неприятеля? ("Мусью", "бусурманы".)

6.  Сколько дней войска были в перестрелке? (Два дня.)

7.  Что использовали в бою на третий день? (Картечь.)

8.   Что делали русские солдаты во время отдыха? (Кто кивер чистил, кто штык точил, кто дремал у лафета.)

9.   Какой русский город защищала армия на Бородинском поле? (Москву.)

10. Какие рода войск упоминает Лермонтов в своем стихотворении? (Уланы, драгуны, артиллерия.)

11. Как называется бой руками или холодным оружием? (Рукопашный.)

12. Как называется расположение войск под открытым небом, привал? (Бивак.)

4. Демонстрация электронной презентации (иллюстрации к произведениям Лермонтова)

Показ и  защита собственного рисунка по произведению М.Ю.Лермонтова.

Слайд19-21 М.Ю. Лермонтов для нас прежде всего великий писатель и поэт. Но не только этим даром судьба наградила Михаила Лермонтова, также он обладал редкой музыкальностью – играл на рояле, на скрипке, сочинял музыку, он был великолепно образован, знал несколько языков. Превосходно писал картины, о чем и расскажет нам презентация.

 Слайд 22. В 1837-1838 годах Лермонтов создаёт свой автопортрет.

Он изобразил себя в мундире Нижегородского драгунского полка:

в черкеске с газырями на груди, наброшенной на плечо бурке,

с шашкой на поясе, на фоне гор.

Это один из лучших портретов поэта

Слайд 23. Полк, в котором служил Лермонтов, располагался недалеко от Тифлиса - всего в ста верстах.

 И поэт неоднократно бывал в этом замечательно древнем городе.

Так появилась ещё одна замечательная картина Лермонтова "Вид Тифлиса".

Он является отличным образцом романтической живописи, характерной для той эпохи.

Слайд 24. В 1837 году был написан пейзаж маслом "Вид Пятигорска".

"Внизу передо мной пестреет чистенький, новенький городок, шумят целебные ключи, шумит разноязычная толпа, - а там, дальше, амфитеатром громоздятся горы все синее и туманнее, а на краю горизонта тянется серебряная цепь снеговых вершин, начинаясь Казбеком и оканчиваясь двуглавым Эльбрусом"

Учащиеся представляют свои рисунки и рассказывают о событии, которое изображено

 H:\СУББОТНИК 30.10 2014г и ФОТО РИСУНКИ 6в кл\S7307882.JPG    H:\СУББОТНИК 30.10 2014г и ФОТО РИСУНКИ 6в кл\S7307883.JPG

H:\СУББОТНИК 30.10 2014г и ФОТО РИСУНКИ 6в кл\S7307884.JPG

Итог урока. Рефлексия деятельности.

- Хочется поблагодарить всех за плодотворную работу. Защита мини- проекта состоялась и прошла успешно. Каждая группа представила свой материал в электронной презентации. Живо и интересно представлена была книжная выставка. Я надеюсь, что имя М. Ю. Лермонтова ( поэта, художника)  стало ближе, понятнее и роднее каждому из нас.

- На основе мини – проектов будет реализован итоговый проект - устный журнал «200-летию Лермонтова посвящаем…  М. Ю. Лермонтов – поэт и художник», с которым мы будем выступать в 4- 6 классах школы.

Домашнее задание.

Командирам групп собрать в едино весь материал, обработать и представить его к следующему уроку итоговый проект.

Прочитать и поразмышлять над содержанием стихотворений Лермонтова «Листок», «На севере диком…», используя дидактический материал.

Заключение.

Благодаря внедрению элементов проектной деятельности учащиеся, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.  Использование проектной деятельности можно рассматривать как инструмент исследования, как источник получения дополнительной информации по предмету, как способ расширения зоны индивидуальной активности каждого ученика. При этом скорость подачи качественного материала в рамках одного урока увеличивается. Такие умения как умения вести поиск информации, систематизировать и анализировать её, могут помочь в дальнейшем ученикам школы самоутвердиться в жизни, т.е. повысить свой интеллектуальный уровень, самостоятельно добывая знания.

Список использованной литературы:

  1. Новые педагогические и информационные технологии в системе   образования / Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е.Петров; под ред. Е.С.Полат. М.: Академия, 2000. 272с.
  2. Примерная основная  образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е.С. Савинов. М.: Просвещение, 2011. 342с.
  3.  Ступницкая М.А. Проектная деятельность в школе  // Школьный психолог. 2004.  № 46.
  4. Литература. 6 класс: система уроков по учебнику под редакцией                 В.Я. Коровиной/авт-сост. А.Н. Замышляева.- Волгоград: Учитель,2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования универсальных учебных действий по экономике в свете требования ФГОС основного общего образования

Доклад на ГМО учителей  экономики на тему : Осоенности формирования универсальных учебных действий по экономике в свете требований ФГОС основного общего образования...

Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и на основе примерной основной образовательной программы. 5 класс Математика

Примерная программа по математике предназначена для 5 классов общеобразовательных учреждений. Она составлена на основе проекта Федерального государственного образовательного стандарта общего образован...

"Моделирование технологической карты урока географии с учетом требований ФГОС основного общего образования"

Технологическая карта – это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в начальной школе и возможность достижения планируемых результатов о...

Модель организации внеурочной деятельности по предмету с учетом реализации требований ФГОС основного общего образования к результатам освоения ООП (личностных, метапредметных, предметных)

Социализация ребенка в настоящее время признается в качестве одной из  главных задач российского образования. А это означает, что важно вовремя сориентировать ребенка в современной социокультурно...

Современные педагогические технологии, наиболее эффективные для реализации требований ФГОС основного общего образования

Одним из принципиальных вопросов реализации  ФГОС НОО является предъявление требований  Стандарта к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения основной образовательной прог...