Конспект урока по технологии, 5класс, ФГОС
план-конспект урока по технологии (5 класс) на тему

Тема урока: "Строгание заготовок из древесины."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_stroganie_5_kl_fgos.docx53.56 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ  СОШ №4 м.о Барышский район  Князькин П.А.

 Конспект урока ФГОС второго поколения. Технология 5 класс.

Класс: 5

Раздел: Технология обработки конструкционных материалов

Тема урока: Строгание заготовок из древесины

 

Цели урока

1.Предметные цели:

  • Способствовать формированию и развитию  умений и навыков работы с рубанком, и правильным приемам работы при строгании.
  •  Способствовать запоминанию основной терминологии технологических процессов ручной работы с рубанком.
  • Способствовать формированию представления об устройстве рубанка и шерхебеля.
  • Способствовать осознанию существенных  признаков понятий, технологических процессов ручной и станочной обработке древесины.
  • Раскрыть причины приводящие к браку заготовок при строгании.
  1. Личностные цели:
  • Способствовать развитию речи  учащихся,  словарного запаса, новых понятий.
  • Способствовать  развитию  сенсорной сферы учащихся развитие глазомера, ориентировки в пространстве, точности формы.
  • Способствовать  развитию двигательной сферы, овладение моторикой мелких мышц рук, развивать двигательную сноровку, соразмерность движений при строгании.
  •  Способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся при выполнении практических заданий.
  • Осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации в современном обществе.
  • Способствовать к бережному отношению к природным и хозяйственным ресурсам.
  • Способствовать формированию готовности к рациональному ведению домашнего хозяйства.
  1. Метапредметные  цели:
  • Способствовать формированию  и развитию нравственных, трудовых, эстетических, патриотических, экологических, экономических и других качеств личности.
  •  Выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.
  • Соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства.
  1. Профориентационные  цели:
  • Обобщить у учащихся знания в сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере.
  • Способствовать формированию знаний и умений объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально  важных качеств и соотносить их с требованиями профессий.
  • Развивать представление о народном хозяйстве и потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации в трудовой деятельности.
  •  Воспитывать уважение к работающему человеку.
  • Сформировать представление о профессии столяра.

Методическое оснащение урока:

  1. Материально-техническая база:
  1. кабинет  технологии;
  2. столярный верстак
  3. Рубанки,шерхебель, линейка,
  4. Заготовки древесины
  1. Дидактическое обеспечение:
  1. учебник: А.Т.Тищенко, В.Д.Симоненко «Технология. Индустриальные технологии» 5 класс Москва: «Вента-Граф, 2012 рабочая тетрадь для учащегося на печатной основе.
  2. дополнительная литература (словари, справочники): Э.В. Рихвк «Мастерим из древесины» «Объекты труда» Москва Просвещение
  3. плакаты  
  4. учебно-технологическая документация (УТД) 
  • Технологические карты. Эскиз изделия
  • Инструкционные карты.
  1. образцы объектов труда
  2. образцы поузловой обработки изделий
  3. средства контроля (карточки самоконтроля, взаимоконтроля, контроля учителем (карточки-задания, тесты, кроссворд и т.д.)  раб. тетрадь стр.17-18

Тип урока: Комбинированный

Вид урока: Урок практикум

      Словарная работа: рубанок, шерхебель, фуганок, строгание.

Методы обучения:

  • по типу (характеру) познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.
  •  по организации и осуществлению учебно-познавательной деятельности: практические упражнения, трудовые действия, репродуктивные и проблемно-поисковые  методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя

Формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся:  фронтальная, индивидуальная в парах.

Планируемые результаты:

  • Предметные:
  • Овладение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач, элементами научной организации труда, культуре труда, планирование, подбор инструментов и материалов.

 

  • Метапредметные: понимать учебную задачу урока и стремиться к ее выполнению;  применять уже полученные знания при изучении нового материала, уметь самостоятельно работать с источниками знаний, уметь  находить ответ на вопрос в тексте; уметь сравнивать; наблюдать; делать выводы; отвечать на вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
  • Личностные: уметь  сотрудничать; понимать  и осознавать важность изучаемой темы. Развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности, выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей

 


                                                                                        Ход урока

Этап урока

Цели этапа

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

I. Организационно-мотивационный этап

1. Организационный момент

Цель этапа: 

  • настроить учащихся к учебной деятельности и на получение новых знаний;
  • создать условия для мотивации у учащихся внутренней потребности включения в учебный процесс.
  • приветствие
  • проверка явки учащихся
  • заполнение  учителем классного журнала
  • проверка готовности учащихся к уроку
  • настрой учащихся на работу
  • доведение до учащихся плана урока

Личностные УУД

Осуществляемые действия: 

  • эмоциональный настрой на урок и т.д.

Формируемые способы деятельности: 

  • проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности и т.д.

Познавательные УУД

Осуществляемые действия:

  • активное слушание
  • выдвижение  предположений о теме урока и т.д.

Формируемые способы деятельности:

  • формулирование собственных  ожиданий

Коммуникативные УУД

Осуществляемые действия: 

  • слушание собеседника

Формируемые способы деятельности:

  • построение понятных для собеседника высказываний

II. Этап подготовки учащих-ся к созна-тельному усвоению нового материала

2.  Проверка

выполнения учащимися домашнего задания

Цели этапа:

  • установить правильность и осознанность выполнения всеми уча-щимися домашнего задания
  • устранить в ходе проверки обнаруженных пробелов в знаниях
  • выяснить степень усвоения заданного на дом материала
  • определить типичные недостатков в знаниях и их причины
  • ликвидировать обнаруженных недочётов
  • выявление факта выполнения домашнего задания у всего класса, устранение типичных ошибок
  • обнаружение причин невыполнения домашнего задания отдельными учащимися
  • формирование понимания у учащихся связи выполнения домашней работы с результатами своего обучения вообще
  • использование различных форм контроля в зависимости от вида и цели домашнего задания

Личностные УУД

Осуществляемые действия:

  • повторение раннее изученного материала
  • Формируемые способы деятельности:
  • проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности

Регулятивные УУД

Осуществляемые действия:

  • контролируют правильность ответов обучающихся

Формируемые способы деятельности:

  • оценивание результата по алгоритму
  • адекватное восприятие оценки учителя

Познавательные УУД

  • Осуществляемые действия: 
  • взаимоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность
  • Формируемые способы деятельности:
  • развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности

Коммуникативные УУД

Осуществляемые действия:

  • взаимодействуют с учителем во время опроса

Формируемые способы деятельности:

  • продолжение  развития умения  использовать простые речевые средства для передачи своего мнения
  • умение полно и точно выражать свои мысли
  1. Актуализация опорных знаний и практического опыта учащихся.

Постановка учебной задачи.

Цели этапа:

  • организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового знания
  • актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового знания
  • предъявить задания по пилению древесины, близкие жизненному опыту учащихся
  • зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность имеющихся знаний
  • организовать фиксацию затруднений в выполнении учащимися индивидуального задания или в его обосновании
  • эвристическая беседа
  • заслушивание сообщения учащихся по проблемам пиления древесных материалов, устройству инструментов для пиления, способам пиления и правилам безопасности при пилении древесины.

Личностные УУД

Осуществляемые действия:

  • активизация имевшихся ранее знаний
  • активное погружение в тему
  • высказывание различных вариантов решения данной проблемы

Формируемые способы деятельности:

  • умение слушать в соответствии с целевой установкой
  • принимать и сохранять учебную цель и задачу
  • дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания

Познавательные УУД

Осуществляемые действия

  • развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности
  • слушают вопросы учителя
  • отвечают на вопросы учителя 
  • осуществляют актуализацию личного жизненного опыта

Формируемые способы деятельности:

  • формирование умения извлекать информацию из иллюстраций, текстов
  • формирование умения выявлять сущность, особенности объектов;
  • формирование  умения на основе анализа объектов делать выводы
  • формирование умения обобщать и классифицировать по признакам
  • формирование умения находить ответы на вопросы

Коммуникативные УУД

Осуществляемые действия:

  • взаимодействие с учителем во время опроса
  • участие в коллективном обсуждении проблем и принятии решений

Формируемые способы деятельности:

  • формирование компетенции в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности
  • формирование умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения

III. Этап изучения  нового учебного  материала (формирование знаний)

4. Проблемное изложения нового знания

Цели этапа:

  • поставить проблему по теме нового материала;
  • способствовать выдвижению предположений учащихся  о теме предстоящего урока;
  • фиксировать затруднения учащихся;
  • сформулировать и согласовать цели урока;
  • организовать уточнение и согласование темы урока;
  • организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового материала;
  • организовать фиксацию преодоления затруднения;
  • объяснение учителя с опорой на личные знания учащихся
  • заслушивание сообщений учащихся.

Регулятивные УУД

Осуществляемые действия:

  • самостоятельное определение темы урока
  • осознание целей и задач обучения
  • восприятие, осмысление, запоминание учебного материала
  • осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих к усвоению

Формируемые способы деятельности:

  • формирование умения учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника
  • формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей
  • формирование умения прогнозировать предстоящую работу (составлять план)
  • формирование умения слушать и понимать других
  • формирование умения формулировать свои мысли в устной форме
  • формирование умения работать в парах, в группах

Познавательные УУД

Осуществляемые действия:

  • развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности
  • развитие умения получать информацию из рисунка, текста и строить  сообщения в устной форме
  • развитие умения проводить сравнение изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям
  • развитие умения осуществлять поиск необходимой информации, используя дополнительные источники информации
  • развитие умения строить простые рассуждения

Формируемые способы деятельности:

  • формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию

5. Первич-ное закреп-ление зна-ний уча-щихся

Цель этапа:

  • зафиксировать алгоритм выполнения
  • организовать усвоение учащимися нового материала (фронтально, в парах или группах)
  • использование различных способов закрепления знаний, вопросов, требующих мыслительной активности, творческого осмысления материала
  • обращение учителя по поводу ответа ученика к классу с предложением: дополнить, уточнить, исправить, взглянуть на изучаемую проблему с иной стороны.
  • выявление умений у учащихся узнавать и соотносить факты с понятиями, правилами и идеями

Личностные УУД

Осуществляемые действия:

  • осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению
  • применение на практике и последующее повторение нового материала

Формируемые способы деятельности:

  • формирование умения выказывать своё отношение к новому материалу, выражать свои эмоции
  • формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
  • формирование умения оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией

Коммуникативные УУД

Осуществляемые действия:

  • формирование умения учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками

Формируемые способы деятельности:

  • формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами

IV. Этап здоровьесбережения

6. Физкульт-минутка

(Приложение 10)

V. Этап изучения  нового учебного  материала (формирование умений)

7.  Практическая работа «…» с самопроверкой, взаимопроверкой по эталону и проверкой учителем

Цели этапа:

  • тренировать способность к самоконтролю, взаимоконтролю и самооценке
  • проверить умения  работать учащихся по алгоритму
  • организовать самостоятельную работу учащихся
  • организовать самопроверку самостоятельной работы
  • организовать…..по результатам выполнения самостоятельной работы организовать выявление  и исправление допущенных ошибок
  • организовать ситуацию успеха по результатам выполнения самостоятельной работы

7.1. Вводный инструктаж учителя:

  • сообщение учащимся названия практической работы;
  • разъяснение учащимся задач практической работы;
  • ознакомление учащихся с объектом труда - образцом;
  • ознакомление учащихся со средствами обучения, с помощью которых  будет выполняться задание (оборудование, инструменты, приспособления)
  • ознакомление учащихся с учебно-технической документацией (инструктаж  по  ТК, ИК, ИТК) 
  • предупреждение учащихся о возможных затруднениях при выполнении работы);
  • инструктаж по технике безопасности.

7.2. Самостоятельная работа учащихся по УТД.

7.3. Текущий инструктаж учителя (проводится по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы):

7.3.1. Формирование новых умений:

  • проверка организованности начала работы учащихся;
  • проверка организации рабочих мест учащихся (рабочий стол,  инструменты, приспособления);
  • соблюдение правил техники безопасности, санитарии и гигиены труда при выполнении задания

    7.3.2.  Усвоение новых  знаний:

  • проверка правильности использования учащимися учебно-технической документации;
  • инструктирование по выполнению задания в соответствии с  технологической  документацией.

    7.3.3.  Целевые обходы:

  • инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций и задания в целом;
  • концентрация внимания учащихся на наиболее эффективных приемах  выполнения операций;
  • оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся;
  • контроль за бережным отношением учащихся к средствам  обучения;
  • рациональное  использование учебного времени учащимися.

7.4. Заключительный инструктаж учителя:

  • анализ выполнения самостоятельной работы учащимися;
  • разбор  типичных ошибок учащихся;
  • вскрытие причин допущенных учащимися ошибок;
  • повторное объяснение учителем  способов устранения ошибок.

Личностные УУД

Осуществляемые действия:

  • проявление эмоционального отношения и волевых усилий в учебно-познавательной деятельности
  • выдвижение гипотез, основанных на жизненном опыте учащихся
  • восприятие, осмысление, запоминание учебного материала

Формируемые способы деятельности:

  • применение на практике полученных знаний и последующее повторение

Регулятивные УУД

Осуществляемые действия:

  • самоконтроль выполнения задания
  • взаимоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность

Формируемые способы деятельности:

  • планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в т. ч. во внутреннем плане

Познавательные УУД

Осуществляемые действия: 

  • развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности
  • усвоение новых способов   умственной деятельности через разные виды получения информации

Формируемые способы деятельности:

  • умение структурировать знания
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач
  • установление  причинно-следственных связей
  • построение логической цепи рассуждений
  • выдвижение гипотез; их обоснование

VI. Этап «Домашнее задание»

8. Инструктаж учителя по выполнению учащимися домашнего задания

Цели этапа:

  • включить новый способ действий в систему знаний учащихся
  • тренировать способность применять новый алгоритм действий в стандартной и не стандартной ситуации
  • инструктаж учителя по выполнению домашнего задания
  • сообщение о теме следующего урока
  • задание учащимся на подготовку к следующему уроку

Познавательные УУД

Осуществляемые действия:

  • отработка алгоритма по изученной теме …
  • творческая переработка изученной информации
  • поиск    искать в традиционных источниках (в алфавитном, в предметном каталоге, в каталоге вторичных источников, в словарях, в энциклопедиях)
  •  поиск в компьютерных источниках (в сети Интернет, в электронных книгах, в электронных каталогах, архивах, с помощью поисковых программ, в базах данных)
  •  поиск в других источниках (в социуме, в радиовещании, телевещании, в аудио-, видеоисточниках)
  • переработка (на основе анализа, на основе синтеза)

Формируемые способы деятельности:

  • развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности
  • поиск и выделение информации
  • применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств

VII. Этап «Уборка рабочих мест»

9. Уборка коллективных и индивидуальных рабочих мест

Цели этапа: 

  • организовать  уборку рабочих мест с учетом требований санитарии и гигиены
  • предъявление требований санитарной гигиены к уборке рабочих мест

Личностные УУД

Осуществляемые действия:

  • проявление эмоционального отношения к охране труда в мастерской;
  • выдвижение гипотез, основанных на жизненном опыте учащихся;
  • восприятие, осмысление, запоминание учебного материала.

VIII. Рефлексивно-оценоч-ный этап

10. Подведение итогов урока

Цели этапа: 

  • организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке
  • организовать фиксацию степени соответствия результатов деятельности на уроке и поставленных целей в начале урока
  • организовать проведение самооценки учениками работы на уроке
  • по результатам анализа работы на уроке зафиксировать направления будущей деятельности
  •  сообщение о теме следующего урока.
  • рефлексия   учителя  и учащихся о достижении целей урока
  • объективная и комментированная оценка результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке
  • выставление отметок в классный журнал и в дневники учащихся
  • задание учащимся на подготовку к следующему уроку.

Коммуникативные УУД

Осуществляемые действия:

  • оценка и самооценка учебной деятельности
  • обобщение и систематизация знаний
  • учащиеся выражают свои эмоции по поводу урока

Формируемые способы деятельности:

  • формирование умений полно и точно выражать свои мысли



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация и конспект урока русского языка. 5класс (ФГОС)

1.Презентация урока русского языка (5 класс) по УМК: Г. Г. Граник, Н. А. Борисенко. Тема: "Правописание чередующихся гласных е-и корнях слов (блист-блест, стил-стел, жиг-жег, чит-чет)2.Конспект у...

Конспект урока по технологии в 5классе с использованием ИКТ. Тема Что такое творческий проект. Этапы выполнения проекта.

Конспект проведения урока по технологии в 5 классах с использованием ИКТ согласно требований новым ФГОС 2 поколения по теме  Что такое творческий проект. Этапы выполнения проекта....

конспект урока по технологии с соответствии фгос

технологическая карта урока по технологии соответствии фгос...

Рабочая программа по технологии 5класс ФГОС

Рабочая программа по технологии 5класс ( девочки)ФГОС с календарно-тематическим планом...

Анализ урока по технологии 5класс "Сервировка стола к завтраку"

Организовать деятельность учащихся по приобретению знаний и умений сервировки стола к завтраку....

Конспект урока по технологии 5класс "Конструирование фартука"

Работа представляет собой  подробный  проект урока по обозначенной теме «Построение чертежа швейного изделия (фартук и косынка) в М 1:4», где  изложены вс...

Конспект урока в соответствии с ФГОС. Технология. Технологическая карта урока – 5 класс.

В раздел рабочей программы «технологии преобразования древесины и древесных материалов» для 5-х классов включена тема: разметка заготовок.Для организации практических работ был выбран объе...