интеллектуально-познавательная игра "Знатоки"
методическая разработка по технологии (5 класс) на тему

Сказкина Ольга Александровна

интеллектуально-познавательная игра "Знатоки". Задания с программным материалом по технологии, рассчитаны на проверку общего кругозора учащихся, на проявление смекалки, находчивости, быстроты мышления. Все задания в конкурсах расположены «от простого к сложному», для учащихся 5- 8 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл intellektualno-poznavatelnaya_igra_umnitsa.docx32.1 КБ

Предварительный просмотр:

Интеллектуально-познавательная игра по технологии «Знатоки».

    Интеллектуальные игры – это не только источник знаний, но и радость, удовольствие от побед, от своего умения показать запас знаний, быть находчивым и разгадывать трудное.

   Интеллектуально – познавательная  игра «Знатоки» составлена исходя из возрастных особенностей детей. При разработке этой игры я учитывала объем фактических знаний учащихся  и уровень интеллектуального развития.

   Задания имеют тесную связь с программным материалом, задания рассчитаны на проверку общего кругозора учащихся, на проявление смекалки, находчивости, быстроты мышления. Все задания в конкурсах расположены «от простого к сложному», что способствует активизации учащихся на мыслительную деятельность.

Состав: 2 команды в количестве 6-7 учащихся 5- 8 класса.

 В каждой команде выбирается капитан и садится на стул с надписью «капитан».

После каждого конкурса участники пересаживаются на 1 стул вперед, таким образом, все участники игры будут в роли капитана неединажды.

 Цели мероприятия:

1. Способствовать повышению общего кругозора учащихся посредством игровых технологий;

2.Способствовать формированию и развитию познавательного интереса к предмету;

3.Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности    (анализировать, обобщать, опровергать);

4.Развивать смекалку, находчивость, быстроту мышления;

5.Воспитывать коммуникативные качества, чувство коллективизма.

Межпредметные связи :

с литературой - использование народного фольклора (пословицы и поговорки, загадки);

с  историей - закрепление знаний по истории через изучение истории моды, вещей, предметов быта;

 с русским языком - закрепление знаний по русскому языку (омонимы).

Материалы и оборудование.

   -компьютер, мультимедийное оборудование;

   -таблички с названиями команд, чистые листы, ручки;

   -листы с ребусами, оценочные таблицы;

   -таблица для игры «крестики-нолики»;

   -дипломы.

Задание учащимся: сформировать команду, придумать название команды, приветствие.

Ход игры.

Ведущий:

 - Добрый день, дорогие друзья!

Вы присутствуете на Интеллектуально-познавательной игре «Знатоки».

в которой будут соревноваться 2 команды :

 -  А судить их выступление будет компетентное жюри в составе

( представление жюри).

- Итак, мы начинаем!

1.Конкурс «Приветствие».

Участницы представляют членов своей команды, озвучивают название, приветствие.

2.Конкурс «Разминка».

Каждой команде будет задано по 10 вопросов. За правильный ответ 1 очко.

Вопросы:

1.Какая из нот не нужна для компота? (соль).

2.Фамилия какого композитора похожа на выстрел охотника? (Бах).

3.Какое колесо не вертится в автомобиле во время движения? (запасное).

4.Какой город летает? (орел).

5.Какую часть слова можно найти в земле? (корень).

6.Какое русское слово состоит из трех слогов, а указывает на 33 буквы? (азбука).

7.Хищная ночная птица? (сова).

8.Плод тропической пальмы? (кокос).

9.Корзина из бересты? (лукошко).

10.Гладкая блестящая поверхность, дающая отражение? (зеркало).

11.Женское платье без рукавов? (сарафан).

12.Шуба из шкуры как мехом наружу, так и внутрь? (дубленка, тулуп).

13.Жидкость, придающая блеск обрабатываемой поверхности? (лак).

14.Вода в газообразном состоянии? (пар).

15.Спрятанные сокровища? (клад).

16.Наружный слой плодов цитрусовых растений? (корка).

17.Квашеное топленое молоко? (ряженка).

18.Герой русских народных представлений? (петрушка).

19.Садовое луковичное растение с узкими листьями и крупными белыми или желтыми цветами? (нарцисс).

20.Одноклеточные грибки, используемые в виноделии, пивоварении, хлебопечении? (дрожжи).

3.Конкурс «Закодированные слова»

 Учащимся необходимо раскодировать слова  за 2 мин.

В приведенных ниже таблицах закодированы слова:

   -ребус по кулинарии: пшено, кефир, дуршлаг, тарелка, обед, кисель, хлеб, варенье, уха.

   -ребус по обработке материалов: вышивка, игла, стежок, кромка, челнок, уток, изнанка, шов, атлас

п

р

е

л

к

а

ш

а

б

е

к

в

е

т

о

д

и

а

н

ш

л

е

с

р

о

р

а

л

у

е

к

у

г

ь

х

н

е

д

х

л

а

ь

ф

и

р

е

б

е

Ребус по кулинарии

в

ы

ш

к

р

о

и

с

и

ч

е

м

г

т

в

у

л

к

л

е

к

т

н

а

а

ж

а

о

о

к

к

о

с

к

ш

и

т

л

а

в

о

з

а

а

к

н

а

н

Ребус по обработке материалов

4.Конкурс «Пословицы и поговорки»

Участникам раздаются карточки с перепутанными поговорками и пословицами (3шт. с началом ,6шт. с окончание пословиц и поговорок).. Чтобы прочесть их нужно восстановить порядок слов. После каждого ответа учащихся на экране появляется правильный ответ.

За правильный ответ 1 очко. Если 1 команда ошибается, то 2 команда предлагает свой вариант  ответа, таким образом, каждая команда может заработать дополнительное очко.

1.Смело, сделал, дело, гуляй    (сделал дело – гуляй смело)

2.Хвалит, работа, мастера, всякая   (всякая работа мастера хвалит)

3.Хило, никому, не, когда, мило, дело    (никому не мило, когда дело хило)

4.Тем, науки, руки, больше, чем, умнее   (чем больше науки, тем умнее руки)

5.Небо, жить, без, дела, коптить, только    (без дела жить – только небо коптить)

6.Безделья, дело, большого, маленькое, лучше    (маленькое дело лучше большого безделья)

5.Конкурс «Верю – не верю»

Каждая команда по очереди слушает ряд сообщений и должна  определить: верить в это или нет. За правильный ответ 1 очко.

Верите ли вы, что:

1.Пастила – это шелковая ткань с набивным рисунком. (Нет)

2. Канитель – металлическая нить, имитирующая серебро или золото. (Да)

3.Первую фарфоровую тарелку изобрели европейцы в IV веке. (Нет, это были китайцы, европейцы изобрели в 18 веке)

4. Шапокляк – это мужской головной убор? ( Да. Появилась в 30 г 19 века в Париже. Складной цилиндр,  имевший специальный механизм внутри, который позволял складывать шляпу)

5.Первый блин всегда комом. (Нет, только когда сковорода не прогрета или плохо смазана маслом)

6.Сырники в Древней Руси готовили из сыра? (Нет, сыром называли в старину творог)

7.Японские ученые изобрели швейную машину, встроенную в мобильный телефон, которая выполняет мелкий ремонт одежды. ( Нет, это выдумка)

8.По окончании работы иглу необходимо вколоть в одежду? (Нет.)

6. Конкурс «Своя игра»

На экране появляется таблица с названием тем и количеством очков за правильно данный ответ. Каждая команда по очереди выбирает тему и стоимость вопроса. Все подробности комментирует учитель.

Головной убор

1

2

3

4

5

Горшочек каши

1

2

3

4

5

Съедобные загадки

1

2

3

4

5

Одежда народов мира

1

2

3

4

5

Вопросы.

Головной убор:

1. Летняя широкополая шляпа из соломки или ткани типа жесткого полотна. Название связано с одной из стран Америки. (Панама)

2.  Мягкий плоский головной убор различной величины, круглой формы, деталь женской и мужской одежды. В XV веке изготавливался из бархата, позже становится популярным среди представителей искусства, актуален и в наше время. (Берет)

3. Старинный головной убор из твердого материала, обтянутый золотой тканью, расшитый жемчугом, лентами, аппликацией из парчи и бархата. (Кокошник)

4. Высокая шляпа, XV в. составляющая часть мужской одежды. В качестве повседневного предмета одежды был введен англичанами незадолго до Французской революции, когда фрак стал повседневной одеждой, а он его дополнением (Цилиндр)

5. Конусообразный головной убор. Шили его из войлока, из четырех клиньев, расширяющихся книзу. Верх украшали кисточкой. (Колпак)

Горшочек каши:

 1.Из чего готовят попкорн (кукуруза)

2.Самая сильная каша (геркулес)

3.Из семян, какого растения получают пшено? (просо)

4.Как называется каша из зерен ячменя (ячневая, перловая)

5.В каком веке на Руси появилась гречиха? (XV веке)

Съедобные загадки:

1.Сидит барыня в ложке, свесив ножки. (Лапша)

2.Белый тулупчик, сшит без рубчика (яйцо)

3.Иван – в белое убран, в белое он снарядился, и под землю провалился (чеснок)

 4. Мала малышка, золота кубышка (просо)

5.Как на поле, на кургане стоит курочка с серьгами (овес)

Одежда народов мира:

1.Традиционная женская одежда Индии. (Сари)

2.Национальная японская одежда с расписными или вышитыми рисунками. (Кимоно)

3.Элемент национальной русской одежды – платье без рукавов. (Сарафан)

4.Клетчатая рубашка с длинными рукавами – одежда пастухов на Западе США. (Ковбойка)

5.Клетчатая юбка, запахивающаяся спереди со складками, является национальной одеждой горцев Шотландии. (килт)

.

7.Конкурс «Колесо истории»

Каждой  команде по очереди задается по 3 вопроса из истории моды, вещей. Одна команда выбирает и передает вопросы другой команде в конверте.

Если команда не отвечает или дает неверный ответ, у команды, задававшей вопрос, есть возможность ответить и заработать дополнительное очко.

Вопросы для 1 команды:

1.Домашняя одежда римлян, изготовленная из шерстяных или льняных тканей различных цветов. Она имела символическое значение, например, оранжевый цвет, означал страдания. Эту одежду надевали одну на другую. Так, император Август носил их сразу четыре. Эта одежда, немного измененная, дошла и до наших дней. (Туника)

2. Декоративный предмет и одновременно элемент прически. Они были популярны в древние века среди египтянок, гречанок. (Диадема)

3. Первый примитивный аппарат появился в конце 18 века. По модели французского портного было сделано 80 деревянных аппаратов для работы в мастерских. В 1848 году американец ГАУ сделал его из металла.  (Швейная машина)

 Вопросы для 2 команды:

1.Этот предмет появился в 80-х годах 17 века. Один ювелир в Амстердаме сделал его первым, желая подарить своей знакомой в день рождения предмет, который защищал бы ее трудолюбивые руки. В те времена на этот предмет женщины смотрели, прежде всего, как на украшение, потому, что его делали из серебра, золота, украшали драгоценными камнями.  (Перчатки)

2.Эта деталь одежды во французском языке означает  «рукавчик». Когда-то это выражение означало «бояться». Впервые эта деталь одежды появилась в 14 веке во Франции в виде кружевной оборки на рукавах. В конце 14 века из Франции она распространилась по всей Европе. Эта деталь одежды модна и до сих пор: принято считать, что она создает элегантный вид. (Манжета)

3.Это слово происходит от немецкого «шейный платок». Впервые он появился у римских легионеров и служил для защиты шеи от холода. Вновь его начали носить, но как украшение, солдаты при Людовике 14-м. Очень сложным способом завязывания он появился в первой половине 19 века. (Галстук)

8.Конкурс «Крестики – нолики»

На экране таблица из 9 клеток. Представителям каждой из команд необходимо ответить на вопросы, которые закодированы в клетках. Команда выбирает номер клетки, читает вопрос. Если ответ верный – ставится свой знак, если неверный ставится знак соперника. Выигрывает та команда, которая первой выставит три своих знака на одной линии или получит наибольшее число знаков своей команды.

 В каждом вопросе по два определения, которые имеют разные значения, но они совпадают по написанию и произношению (омонимы)

   1.Приспособление для прядения или непоседливый карапуз? (Веретено)

   2.Девичья краса или сельскохозяйственное орудие. (Коса)

   3.Теплый легкий ветер или род пастилы или тонкая хлопчатобумажная ткань. (Зефир)

   4.Мягкая ворсистая хлопчатобумажная ткань или побасенка, выдумка. (Байка)

   5.Крупная южноамериканская змея или женский шарф из меха или перьев. (Боа)

   6.Вид спорта или мужская короткая стрижка. (Бокс)

   7.Легкий мячик с перьями или деталь одежды в виде оборок. (Волан)

   8.Шелковая прозрачная ткань или может быть выхлопным в машине. (Газ)

   9.Полное спокойствие на воде или вид вышивки. (Гладь)

9.Конкурс «Хорошие манеры».

 Будет задан  вопрос, а команды должны дать правильный вопрос.

За правильный ответ 1 очко. Если 1 команда ошибается, то 2 команда предлагает свой вариант  ответа, таким образом, каждая команда может заработать дополнительное очко.

1.Телефонный разговор оканчивает тот…(кто его начал).

 2.С какой стороны следует подавать блюда?  (С левой.)

3.Когда должен сесть гость?   (После того, как хозяйка заняла свое место.)

4.Может ли хозяйка пригласить гостей к столу, если не все гости собрались?  (Да, если после назначенного срока прошло 15 минут.)

5.Приняв подарок, следует   (развернуть его, поблагодарить)

6.Когда можно приступить к еде?  (когда угощение подано всем гостям и хозяйка наполнила свою тарелку).

7. Если не знаешь, как справится с блюдом   (посмотри, как это делает сосед).

8.Если письмо передают через знакомых, то конверт     (не запечатывают).

10.конкурс «Доскажи словечко»

Для каждой команды раздаются листочки с началом пословицы по 5 штук, а окончания пословиц обоим командам все.

Не потрудиться, так и хлеба (не добиться).

Кто хорошо трудится, тому есть чем (хвалиться).

Труд человека кормит, а ( лень портит).

Кто трудится, тот и (пользуется).

Без труда нет (добра).

Встанешь пораньше - (шагнешь подальше).

Где работа, там и густо, а в ленивом доме (пусто).

Дитя любит ласку, а (станок смазку).

Всякий дом хозяином (хорош).

Обед не в обед, как (хозяина нет).

Жюри подсчитывает общее количество очков, набранных командами. Победителям вручается диплом.

   Подведение итогов игры.

Список используемой литературы.

1.Арефьев И.П. Занимательные задания по технологии. Обработка конструкционных материалов.//Школа и производство, 2004. - № 8. с.21

2.Атаулова О.В., Савушкина Е.А. Словарь по технологии. – Ульяновск: ИПК ПРО, 2001.

3. Атаулова О.В. и др. Неделя технологии в школе: Методическое пособие. Выпуск №1. – Ульяновск: ИПК ПРО, 2001.

4.Корнейчук З.Н. Игра – соревнование «Искусство кройки и шитья». //Школа и производство, 2006. - №7. с.32

5.Крапивина Н.Ю. Технология. 7 класс. Вариант для девочек. Рабочая тетрадь. – Саратов: Лицей, 2005. – Ч.1.

6.Левчук Н.В. Веселая викторина. //Школа и производство. 2004. – №2, с.19.

7.Мятина Н.П. Горшочек каши. //Школа и производство. 2007. - № 4.с.78.

8.Нерсесов. Я.Н. Я познаю мир: Детская энциклопедия: История моды. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ». ООО «Астрель», 1998.

9.Оглоблина Н.М. Игра – соревнование «Дело мастера – боится». //Школа и производство, 1989. - № 2. – с.53.

10.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: Азбуковник, 1997.

11.Орлов. Н Я познаю мир: Детская энциклопедия: История вещей. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ». ООО «Астрель», 1998.

12.Пичугина Г.В. Это интересно. //Школа и производство. 2007. № 6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуально-познавательная игра "Искусство во мне"

Внеклассное мероприятие по ИЗО в 6 классе...

«Колыбель Екатеринбурга» - интеллектуально-познавательная игра - путешествие для учащихся 4-5 классов.

Интеллектуально-познавательная игра - «Колыбель Екатеринбурга» разработана для  учащихся 4-5 классов.Цель игры - развитие интереса учащихся к прошлому и настоящему родного города Екатеринбу...

Интеллектуально-познавательная викторина "Любимый город"

Мероприятие проходит в форме интеллектуально-познавательной викторины, относится к историческому краеведению и направлено на воспитание интереса, уважения к истории родного города, развитие тв...

Интеллектуально-познавательная игра для учащихся 10–11-х классов, посвященная празднику Победы

Интеллектуально-познавательная игра для учащихся 10–11-х классов, посвященная празднику Победы...

Интеллектуально-познавательная игра "История - дорога во времени"

Игра для учащихся 7 - 8 классов по истории России для недели истории в школе...

Интеллектуально-познавательная игра «Твои соседи по планете» для 8-11 классов

Данное мероприятие позволяе вспомнить,  а  может  быть,  узнать  впервые,  кто  сильнее  в  царстве  зверей,  кто  самый  маленький,...

Интеллектуально-познавательная игра, посвящённая творчеству М.В.Ломоносова

В игровой форме учащиеся закрепляют знания по творчеству М.В. Ломоносова....