Интеллектуально-познавательная игра, посвящённая творчеству М.В.Ломоносова
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме
В игровой форме учащиеся закрепляют знания по творчеству М.В. Ломоносова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lomonosov.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Интеллектуально-познавательная игра, посвящённая творчеству М.В.Ломоносова, для учащихся 9 классов.
Цель игры: повторить сведения из биографии М.В.Ломоносова, закрепить знание творчества поэта.
Условия игры:
- необходимо разделить учащихся на 3 группы;
- каждая группа получает карточки с ответами;
- нужно выбрать один ответ из предложенных трёх и т.д.
Выигрывает команда, набравшая большее количество карточек с правильными ответами.
1 тур
Разминка
Продолжите строки:
- Ломоносов Михаил…
- Ломоносов родился в деревне Денисовка около города…
- В декабре 1730 года Ломоносов ушёл в Москву без ведома …
- «Ломоносов – сам творец своей…»
- В.Г.Белинский назвал М.Ломоносова «отцом» нашей литературы, «её Петром…»
- Тема величия России сочетается в поэзии Ломоносова с прославлением…
- Основной лирический тон произведений Ломоносова…
- «Ода на день восшествия на всероссийский престол её Величества государыни… … …»
- «Науки пользуют везде:
Среди народов и в пустыне,
В градском шуму и наедине,
В покое сладки… … …»
10)Все заработанные средства Ломоносов тратил на создание лабораторий, поэтому одежда его иногда была рваной. Один из завистников хотел унизить Ломоносова, показав дыру на рубахе:«Мудрость выглядывает оттуда?» На что Ломоносов спокойно ответил : «Нет, это глупость… …»
11) Иногда Ломоносову было безмерно трудно, и тогда у него рождались грустные стихи. Так, он с грустным юмором пишет о кузнечике, который счастлив тем, что «свободен, беззаботен»: «Не просишь ни о чём, не должен …»
2 тур
Игра
Ведущий 1.
Михаил Ломоносов родился в 1711 году в семье государственного крестьянина, который занимался земледелием и рыбным промыслом. Ломоносов помогал отцу и выходил с ним в океан на небольшом судне. В детские годы он выучился грамоте. Юношей ушёл в Москву и поступил в Славяно-греко-латинскую академию.
1вопрос.Сколько лет ему было в это время?
Выберите правильный ответ.
16 лет
17 лет
19 лет
Ведущий 2.
За 5 лет Ломоносов прошёл восьмилетний курс обучения, овладел латынью, успешно освоил науки. В 1736 году после завершения обучения он был послан в Германию для изучения астрономии, механики, физики, химии, горного дела и языков.
2вопрос. Какой из перечисленных наук Ломоносов не занимался в Германии?
Ведущий 3.
В июне 1741 года Ломоносов вернулся в Петербург. С этого времени началась его блестящая академическая деятельность. Нет, пожалуй, такой области знания, куда бы ни проник светлый ум Ломоносова. По его инициативе был открыт в 1755 году Московский университет.
3 вопрос. Как А.С.Пушкин назвал самого М.Ломоносова?
1) «первый российский университет»;
2) «первый наш университет»;
3) «первый государственный университет».
Ведущий 4.
4 вопрос. В 1757 году Ломоносов пишет предисловие к собранию сочинений. Как называлось это собрание сочинений:
1) «О пользе книг»;
2) «О пользе церковных книг»;
3) «О пользе книг церковных в российском языке»?
Ведущий 5.
В этом предисловии Ломоносов изложил знаменитую теорию «трёх штилей» : высокого, среднего, низкого.
5 вопрос. Какие слова соответствовали «среднему штилю»?
1) русские слова с небольшой примесью церковнославянских;
2) церковнославянские слова;
3) русские слова.
Ведущий 6.
Каждому «штилю» соответствуют свои жанры:
«высокому» - героические поэмы, оды, трагедии;
«среднему» - драмы, сатиры, дружеские письма;
«низкому» - комедии, песни, басни.
6 вопрос. Какому жанру соответствует изображение уединённой мирной жизни среди природы, в кругу близких и любимых людей?
1) драма;
2) эклога;
3)дружеское письмо.
Ведущий 7.
Для России было счастьем, что столь деятельный, столь гениальный ум оказался направлен в сторону наук, наиболее нужных в то время стране и народу …
Живой творческий ум и учёная любознательность Ломоносова не имели границ. По монастырским книгохранилищам разыскивал он древнерусские летописи. По ним составил историю, которую назвал…
7 вопрос. Как назвал Ломоносов свою книгу:
1) «История Российская»;
2) «История государства Российского»;
3) «История России»?
3 тур
Победителям
- Все выдающиеся русские люди высоко ценили М.Ломоносова. Радищев писал : «Доколе слово российское ударять будет слух, ты жив будешь и …»
1) славен;
2) не умрёшь;
3) будешь воспевать Россию.
- Ломоносов организует первую в России мозаичную мастерскую, где создаёт мозаику… 1) «Полтава»; 2) «Полтавский бой»; 3) «Полтавская баталия».
- Ломоносов долгое время жил и в Москве, и в Петербурге, а родился в Архангельской губернии. Где он похоронен:
- в Москве;
- в Петербурге, в Некрополе;
- в Архангельске?
Ответы
1 тур
Разминка
- Васильевич;
- Архангельска;
- отца;
- судьбы;
- великим;
- Петра I;
- торжественный;
- Императрицы Елисаветы Петровны;
- и в труде;
10)заглядывает туда;
11)никому.
2 тур
Игра
- 19 лет;
- астрономия;
- « первый наш университет»;
- « О пользе книг церковных в российском языке»;
- российские слова с небольшой примесью церковнославянских;
- эклога;
- «История Российская».
3 тур
Победителям
- «не умрёшь»;
- « Полтавская баталия»;
- В Петербурге, в Некрополе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра "Большие буквы", посвященная жизни и творчеству М.В. Ломоносова
Большие буквы «М. В. Ломоносов» Не для того мы живем на свете, чтобы насыщаться, но для того насыщаемся, чтобы жить.М.В. ЛомоносовЦель:пробуждение у детей чувства гордости, восх...
Интеллектуально-познавательная игра по тепловым явлениям для 8 классов "Своя игра"
Игра предназначена для закрепления и проверки знаний учащихся по теме "Тепловые явления".Данная игра проводится в виде командных соревнований, класс делится на 3 группы,цель которых ответить на ...
Урок-игра по литературе 9 класс по творчеству М.В.Ломоносова
Цели урока: - обобщить и закрепить знания учащихся о творчестве М.В.Ломоносова – реформаторе русского языка и литературы;- воспитывать любовь к Родине и гордость за ...
Интеллектуально – познавательная программа, посвящённая году Русского языка «Путешествие в королевство Буковки»
Популяризация русского языка и культуры. Приобщение любви к русской культуре....
Вебинар: Формирование личностных результатов образования по ФГОС: интеллектуально-познавательные и интеллектуально-подвижные игры во внеурочной деятельности
Цель вебинара: представление опыта формирования личностных результатов через игру посредством организации интеллектуально-познавательных и интеллектуально-подвижных игр во внеурочной деятельности. ...
Конкурс -игра "Умники и умницы"(о жизни и творчестве М.В. Ломоносова)
Игра позволяет проверить знания о жизни и творчестве великого учёного М.В. Ломоносова...
Интеллектуально-познавательная новогодняя игра
Игра предназначена для создания новогоднего настрония....