Интеллектуально-познавательная игра, посвящённая творчеству М.В.Ломоносова
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме

Игнатьева Тамара Петровна

В игровой форме учащиеся закрепляют знания по творчеству М.В. Ломоносова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lomonosov.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интеллектуально-познавательная игра, посвящённая творчеству М.В.Ломоносова, для учащихся 9 классов.

Цель игры: повторить сведения из биографии М.В.Ломоносова, закрепить знание творчества поэта.

Условия игры:

- необходимо разделить учащихся на 3 группы;

- каждая группа получает карточки с ответами;

- нужно выбрать один ответ из предложенных трёх и т.д.

Выигрывает команда, набравшая большее количество карточек с правильными ответами.

1 тур

Разминка

Продолжите строки:

  1. Ломоносов Михаил…
  2. Ломоносов родился в деревне Денисовка около города…
  3. В декабре 1730 года Ломоносов ушёл в Москву без ведома …
  4. «Ломоносов – сам творец своей…»
  5. В.Г.Белинский назвал М.Ломоносова «отцом» нашей литературы, «её Петром…»
  6. Тема величия России сочетается в поэзии Ломоносова с прославлением…
  7. Основной лирический тон произведений Ломоносова…
  8. «Ода на день восшествия на всероссийский престол её Величества государыни… … …»
  9. «Науки пользуют везде:

       Среди народов и в пустыне,

       В градском шуму и наедине,

       В покое сладки… … …»

10)Все заработанные средства Ломоносов тратил на создание лабораторий, поэтому одежда его иногда была рваной. Один из завистников хотел унизить Ломоносова, показав дыру на рубахе:«Мудрость выглядывает оттуда?» На что Ломоносов спокойно ответил : «Нет, это глупость… …»

11) Иногда Ломоносову было безмерно трудно, и тогда у него рождались грустные стихи. Так, он с грустным юмором пишет о кузнечике, который счастлив тем, что «свободен, беззаботен»: «Не просишь ни о чём, не должен …»

2 тур

Игра

Ведущий 1.

Михаил Ломоносов родился в 1711 году в семье государственного крестьянина, который занимался земледелием и рыбным промыслом. Ломоносов помогал отцу и выходил с ним в океан на небольшом судне. В детские  годы он выучился грамоте. Юношей ушёл в Москву и поступил в Славяно-греко-латинскую академию.

1вопрос.Сколько лет ему было в это время?

Выберите правильный ответ.

16 лет

17 лет

19 лет

Ведущий 2.

За 5 лет Ломоносов прошёл восьмилетний курс обучения, овладел латынью, успешно освоил науки. В 1736 году после завершения обучения он был послан в Германию для изучения астрономии, механики, физики, химии, горного дела и языков.

2вопрос. Какой из перечисленных наук Ломоносов не занимался в Германии?

Ведущий 3.

В июне 1741 года Ломоносов вернулся в Петербург. С этого времени началась его блестящая академическая деятельность. Нет, пожалуй, такой области знания, куда бы ни проник светлый ум Ломоносова. По его инициативе был открыт в 1755 году Московский университет.

3 вопрос. Как А.С.Пушкин назвал самого М.Ломоносова?

1) «первый российский университет»;

2) «первый наш университет»;

3) «первый государственный университет».

Ведущий 4.

4 вопрос. В 1757 году Ломоносов пишет предисловие к собранию сочинений. Как называлось это собрание сочинений:

1) «О пользе книг»;

2) «О пользе церковных книг»;

3) «О пользе книг церковных в российском языке»?

Ведущий 5.

В этом предисловии Ломоносов изложил знаменитую теорию «трёх штилей» : высокого, среднего, низкого.

5 вопрос. Какие слова соответствовали «среднему штилю»?

1) русские слова с небольшой примесью церковнославянских;

2) церковнославянские слова;

3) русские слова.

Ведущий 6.

Каждому «штилю» соответствуют свои жанры:

«высокому» - героические поэмы, оды, трагедии;

«среднему» - драмы, сатиры, дружеские письма;

«низкому» - комедии, песни, басни.

6 вопрос. Какому жанру соответствует изображение уединённой мирной жизни среди природы, в кругу близких и любимых людей?

1) драма;

2) эклога;

3)дружеское письмо.

Ведущий 7.

Для России было счастьем, что столь деятельный, столь гениальный ум оказался направлен в сторону наук, наиболее нужных в то время стране и народу …

Живой творческий ум и учёная любознательность Ломоносова не имели границ. По монастырским книгохранилищам разыскивал он древнерусские летописи. По ним составил историю, которую назвал…

7 вопрос. Как назвал Ломоносов свою книгу:

1) «История Российская»;

2) «История государства Российского»;

3) «История России»?

3 тур

Победителям

  1. Все выдающиеся русские  люди высоко ценили М.Ломоносова. Радищев писал : «Доколе слово российское ударять будет слух, ты жив будешь и …»

1) славен;

2) не умрёшь;

3) будешь воспевать Россию.

  1. Ломоносов организует первую в России мозаичную мастерскую, где создаёт мозаику… 1) «Полтава»; 2) «Полтавский бой»; 3) «Полтавская баталия».
  2. Ломоносов долгое время жил и в Москве, и в Петербурге, а родился в Архангельской губернии. Где он похоронен:
  1. в Москве;
  2. в Петербурге, в Некрополе;
  3. в Архангельске?

Ответы

1 тур

Разминка

  1. Васильевич;
  2. Архангельска;
  3. отца;
  4. судьбы;
  5. великим;
  6. Петра I;
  7. торжественный;
  8. Императрицы Елисаветы Петровны;
  9. и в труде;

10)заглядывает туда;

11)никому.

2 тур

Игра

  1. 19 лет;
  2. астрономия;
  3. « первый наш университет»;
  4. « О пользе книг церковных в российском языке»;
  5. российские слова с небольшой примесью церковнославянских;
  6. эклога;
  7. «История Российская».

3 тур

Победителям

  1. «не умрёшь»;
  2. « Полтавская баталия»;
  3.  В Петербурге, в Некрополе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра "Большие буквы", посвященная жизни и творчеству М.В. Ломоносова

Большие буквы   «М. В. Ломоносов» Не для того мы живем на свете, чтобы насыщаться, но для того насыщаемся, чтобы жить.М.В. ЛомоносовЦель:пробуждение у детей чувства гордости, восх...

Урок-игра по литературе 9 класс по творчеству М.В.Ломоносова

Цели  урока:  - обобщить и закрепить знания учащихся о творчестве  М.В.Ломоносова – реформаторе русского языка и литературы;-  воспитывать любовь к Родине и гордость за ...

Интеллектуально – познавательная программа, посвящённая году Русского языка «Путешествие в королевство Буковки»

Популяризация русского языка и культуры.               Приобщение любви к русской культуре....

Вебинар: Формирование личностных результатов образования по ФГОС: интеллектуально-познавательные и интеллектуально-подвижные игры во внеурочной деятельности

Цель вебинара: представление опыта формирования личностных результатов через игру посредством организации интеллектуально-познавательных и интеллектуально-подвижных игр во внеурочной деятельности. ...

Конкурс -игра "Умники и умницы"(о жизни и творчестве М.В. Ломоносова)

Игра позволяет проверить знания о жизни и творчестве великого учёного М.В. Ломоносова...

Интеллектуально-познавательная новогодняя игра

Игра предназначена для создания новогоднего настрония....

интеллектуально- познавательная "Своя Игра" по биологии

Разработка интеллектуально- познавательной "Своей Игры" как внеклассного мероприятия в рамках недели биологии....