Конспект-урока и презентация "Изготовление декоративной заплаты-аппликации", 5 класс, специальная (коррекционная) школа VIII вид
план-конспект урока по технологии (5 класс) на тему
Конспект-урока и презентация "Изготовление декоративной заплаты-аппликации", 5 класс, специальная (коррекционная) школа VIII вид
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izgotovlenie_dekorativnoy_zaplaty-applikatsii_v_5_klasse.docx | 29.7 КБ |
izgotovlenie_dekorativnoy_zaplaty-applikatsii.ppt | 1.29 МБ |
Предварительный просмотр:
5 класс учитель: Дебольская И Н
Предмед: трудовое обучение
Тема: «Изготовление декоративной заплаты-аппликации»
Цель:
- Ознакомить с историей происхождения, конструктивными особенностями и технологией выполнения декоративной заплаты-аппликации;
- Способствовать развитию мышления, речи на основе устных ответов и знакомства с новыми понятиями (расширение словаря); развивать зрительное восприятие , мелкую моторику рук в процессе практической деятельности.
- Содействовать воспитанию трудолюбия, бережного отношения к одежде.
Оборудование:
- ножницы,
- иглы для ручных швов,
- игольница,
- нитки,
- булавки, наперсток
- ткани для образца и для заплаты
- аппликация
- утюг.
Наглядные пособия:
- виды декоративных заплат
- рисунки аппликации
- электронная презентация
Ход урока:
I. Организационный момент. (1 слайд)
1. Приветствие учащихся, проверка готовности учащихся к уроку;
2. Коррекционное упражнение с цифрами. Задание: посчитай количество 5 и 4
II. Актуализация знаний учащихся (беседа по слайдам)
- Почему надо следить за своей одеждой, беречь её? (Для того чтобы сохранить одежду в хорошем состоянии, чтобы выглядеть опрятным и аккуратным)
- Почему надо учиться ремонтировать одежду? (Чтобы уметь выполнить ремонт самостоятельно следует приучать себя к бережному отношению к вещам).
- Какие виды ремонта мы изучили на прошлых уроках?
Пришивание пуговиц, ремонт одежды по распоровшемуся шву, ремонт в месте разрыва ткани, замена вешалки. (2 слайд)
III. Сообщение нового материала
3.1. Сообщение темы и цели урока Сегодня мы познакомимся ещё с одним способом ремонта одежды и тема нашего урока «Изготовление декоративной заплаты-аппликации». (3 слайд) Запись числа и темы урока в тетрадях. 3.2. Работа с пословицей и новыми терминами ( по слайдам и в рабочих тетрадях)
Учащимся предлагается прочитать пословицу и объяснить её смысл «Не всё ходить в заново строченом, а иногда и в платаном» (4 слайд) Какое слово напоминает слова «Платанный»? Девочки подбирают однокоренное слово «заплата». Происхождение слово «заплата» древнерусское – «платъ» (кусок материи), (5 слайд) производное от «платити» (латать, чинить). Таким образом, определение понятия заплата звучит следующим образом. Заплата - кусочек материи, пришиваемый на одежду в том месте, где она прохудилась. (6 слайд) Запись в тетрадях. Заплата может быть декоративной, в виде аппликации. Аппликация - с латинского «прикладывание» (7 слайд) Так называется приём отделки, когда на ткань нашивается узор или рисунок, выполненный из другого материала, который будет выделяться на фоне основного. – Как, вы думаете, какую форму может иметь заплата-аппликация? (8 слайд) По форме заплата-аппликация может быть круглая, овальная, прямоугольная, квадратная, в виде цветка, листочка, фигурки животных. - Рассмотрите следующий (9 слайд) и скажите, с помощью каких стежков прикреплены заплаты-аппликации? (косыми и петельными стежками; машинной строчкой) Пришивать их можно на машине или вручную. Обычно ткань для заплаты должна иметь те же рисунки и направления долевой нити, что и ткань изделия. У декоративной накладной заплаты цвет, рисунок и форма подбираются по желанию. (10 слайд)
- Как вы считаете, от чего зависит выбор рисунка для аппликации? (11 слайд) (От размера изношенного места, от цвета изделия и предпочтений хозяина ремонтируемой вещи)
Физминутка для глаз
- Чтение рассказа учителем, беседа по содержанию
«Брюки превращаются…»
Оля стояла у окна и смотрела на улицу. Во дворе мальчишки играли в футбол. Среди них был и её младший брат Митька. Погода была замечательная, и Оля решила тоже прогуляться. Не успела она собраться, как в комнату вбежал Митька. У него было испуганное лицо: «Оля, я упал и порвал брюки! Мама будет ругаться!» «Ладно, не бойся, я сейчас тебе их зашью» - сказала Оля.
Она взяла нитки, иголку и зашила дырку косыми стежками: дырка была круглая и на брюках образовалась складка. Мама это сразу заметит! «Нужно сделать заплатку!» - подумала Оля, распорола дырку, взяла кусочек ткани, обвела края дырки и вырезала заплатку точно по линии. Попыталась пришить заплатку к дырке, но у неё ничего не получилось: заплатка оказалась мала.
Митька совсем расстроился: « Теперь точно от мамы попадёт» - подумал он. «Ладно, не унывай» - сказала Оля. «Сейчас мы из твоих брюк шорты сделаем, а маме скажем, что тебе жарко стало, лето на дворе!» Она взяла ножницы и отрезала штанины брюк выше колена. Вот видишь, замечательные шорты! Митька натянул новые шорты и радостный побежал на улицу.
Подумай и ответь:
- Почему у Оли не получилось отремонтировать брюки?
- Какие ошибки она совершила?
- Как поступили бы вы в такой ситуации?
3.4. Последовательность выполнения заплаты-аппликации (12 слайд)
Сегодня на уроке вы должны выполнить ремонт одежды с помощью декоративной накладной заплаты-аппликации. Для этого надо:
-Рассказ учителя с демонстрацией технологии выполнения
-Чтение технологической карты обучающимися
Изготовление декоративной заплаты-аппликации
1.Выполнить ремонт в месте разрыва ткани с лицевой стороны. 2.Раскроить деталь заплаты. 3.Наложить деталь заплаты изнаночной стороной на лицевую сторону ткани, закрыв место ремонта, приколоть булавками, наметать. 4. Прикрепить заплату к ткани с лицевой стороны частыми косыми или петельными стежками, удалить нитки строчек временного назначения. Приутюжить образец.
5. Оформить образец в альбом.
3.5. Повторение правил техники безопасности
- Где нужно хранить иголки и булавки?
- Как нужно передавать ножницы? - Где нужно хранить ножницы?
- Каким образом определяют длину рабочей нити? - Как нужно подбирать нитки?
IV. Самостоятельная практическая работа
Учащиеся самостоятельно выполняют практическую работу, используя технологическую карту с этапами выполнения , а учитель, обходя рабочие места, контролирует правильность выполнения работы, технологическую последовательность, соблюдение правил техники безопасности.
По окончании практической работы учащиеся производят самоконтроль выполненной работы. (13 слайд)
V. Проговаривание ученицами хода выполнения своей работы (2чел)
VI. Подведение итогов урока
- Ответьте на следующие вопросы: (14 слайд)
- На уроке я узнала…
- На уроке я научилась…
Уборка рабочих мест. Оценивание работы учащихся на уроке и выставление отметок в журнал.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Виды ремонта одежды Пришивание пуговиц. Ремонт одежды по распоровшемуся шву. Ремонт в месте разрыва ткани. Изготовление и замена вешалки. /
«Изготовление декоративной заплаты-аппликации»
«Не всё ходить в заново строченом, но иногда и в платаном»
ЗАПЛАТА Древнерусское – «платъ» (кусок материи). Слово славянского происхождения, производное от «платити» (латать, чинить).
- кусочек материи, пришиваемый на одежду в том месте, где она прохудилась. Заплата -
Аппликация - с латинского « прикладывание » Так называется приём отделки, когда на ткань нашивается узор или рисунок, выполненный из другого материала, который будет выделяться на фоне основного
По форме заплата-аппликация может быть
Способы прикрепления заплаты-аппликации из ткани : а)косыми стежками б)петельными стежками в)машинной строчкой
От чего зависит выбор рисунка для аппликации?
Последовательность выполнения заплаты-аппликации 1.Выполнить ремонт в месте разрыва ткани с лицевой стороны. 2.Раскроить деталь заплаты. 3.Наложить деталь заплаты изнаночной стороной на лицевую сторону ткани, закрыв место ремонта, приколоть булавками, наметать. 4.Прикрепить заплату к ткани с лицевой стороны частыми косыми или петельными стежками, удалить нитки строчек временного назначения. Приутюжить образец. 5. Оформить образец в альбом. 1 2 3 4
Проверка качества работы Заплата имеет красивый контур, не стягивает ткань Ручные стежки ровные, частые Образец хорошо приутюжен
Последовательность выполнения заплаты-аппликации 1.Выполнить ремонт в месте разрыва ткани с лицевой стороны. 2.Раскроить деталь заплаты. 3.Наложить деталь заплаты изнаночной стороной на лицевую сторону ткани, закрыв место ремонта, приколоть булавками, наметать. 4.Прикрепить заплату к ткани с лицевой стороны частыми косыми или петельными стежками, удалить нитки строчек временного назначения. Приутюжить образец. 5. Оформить образец в альбом. 1 2 3 4
Закончи предложение : На уроке я узнала… На уроке я научилась… На уроке мне было…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока для 6 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида "Безударные гласные в корне слова".
В ходе урока у учащихся формировались общеучебные навыки, умение работать самостоятельно, внимательно слушать, применять полученные знания....
Конспект урока для 8 класса специальной(коррекционной) школы VIII вида "Различение окончаний глаголов I и II спряжения".
С целью привития интереса к данной теме на уроке использован прием активизации учащихся - путешествие в сказочную страну....
Конспект урока чтения и развития речи для 6 класса специальной(коррекционной) школы VIII вида "Г.Скребицкий "Весенняя песня".
Одна из поставленных педагогом целей урока - воспитание у учащихся любви к родной природе....
Конспект урока географии в 9-м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме «Германия (Федеративная Республика Германия)»
Данный материал предназначен для проведения уроков географии в 9-м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида...
конспект урока математики "Сложение и вычитание в пределах 1000 с переходом через разряд" 5 класс специальной(коррекционной) школы VIII вида
Конспект урока математики в 5 классе коррекционной школы 8 вида...
Конспект урока по ритмике в 3 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида
Развернутый конспект урока по ритмике...
План - конспект урока делового и творческого письма в 10 классе специальной (коррекционной) школы. Тема урока: "Письмо".
Знакомство учащихся с понятием “письмо”; видами писем. Учить правильному написанию личного письма, правилам заполнения конверта; расширять словарный запас и кругозор об...