Декоративно-прикладное искусство как средство развития творческой и социальной активности подростков
статья по технологии на тему
Методическая статья с обобщением педагогического опыта
Скачать:
Предварительный просмотр:
Виговская Галина Григорьевна
Учитель технологии
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Сайгатинская средняя общеобразовательная школа»
Тюменская область, ХМАО-Югра, Сургутский район, деревня Сайгатина.
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО
КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ
Истоки способностей и дарований
детей – на кончиках их пальцев. От пальцев,
образно говоря, идут тончайшие ручейки,
которые питают источник творческой мысли.
В. А. Сухомлинский
Декоративно-прикладное искусство – вид искусства, имеющий свою декоративную образность, свой особый художественный смысл и вместе с тем обслуживающий бытовые нужды человека. В единстве того и другого его сущность и специфика. Это особый мир художественного творчества, бесконечно разнообразная область художественных предметов, создаваемых на протяжении многовековой истории развития человеческой цивилизации. Это сфера, вне которой невозможно представить жизнь человека. Уходя корнями вглубь веков, декоративно-прикладное искусство является фундаментом современной культуры.
Усвоение социальной роли и специфики образного языка декоративно-прикладного искусства способствует решению труднейших задач в области воспитания подростков: развитию духовных потребностей, эстетического вкуса, творческих способностей, самореализации. В науке всё больше появляется фактов в пользу положительного опыта прошлых знаний в творческой деятельности. Любое новое решение, так или иначе, базируется на прошлом опыте. Следовательно, творческая деятельность детей в области декоративно-прикладного искусства способствует дальнейшему развитию воображения, как познавательного акта любой творческой деятельности; социальной инициативности, проявляющейся в способности к самостоятельным и активным начинаниям.
Особо следует остановиться на развитии эмоционального отношения к художественной деятельности как важнейшему фактору развития творчества и социальной успешности у детей. Известно, что эмоционально-положительное отношение необходимо для осуществления любой деятельности, основывающейся на эмоциях, вызывающих самые разнообразные чувства. Эмоционально-положительному отношению ребенка к действительности способствует удовлетворение его потребностей. И одной из важнейших является потребность в деятельности. Предоставление детям возможности заниматься разнообразными видами творчества на основе народного искусства будет способствовать удовлетворению потребностей ребенка в деятельности, формировать эмоционально-положительное отношение к этим видам деятельности, развивать познавательный интерес к обустройству окружающего мира. Познавая произведения народного искусства, дети усваивают мудрость народа, его духовное богатство, доброту, жизнелюбие, веру и справедливость, необходимость добросовестного труда, уважение и бережное отношение к человеку.
Применение разнообразных видов и форм познавательной и практической деятельности в области декоративно-прикладного искусства является необходимым фактором развития способностей детей к этой деятельности. Опора на принцип положительной мотивации и на повышение уровня самооценки учащихся предполагает активное применение методов, стимулирующих творческую и учебно-познавательную деятельность школьников.
Наиболее эффективными являются диалоговые формы работы: словесно-иллюстративный рассказ, беседа. Система вопросов, которые требуют знания народных традиций, погружения в историю и мифологию способна активизировать образное мышление ребенка. Формулировки вопросов могут быть проще и сложнее в зависимости от возраста детей и степени их готовности.
Например, вопрос «Как называется головной убор женщины в северном народном костюме?» предполагает односложный ответ «Кокошник». Вопрос «Как на Руси, по народным представленьям, головной убор женщины мог защитить ее дом от беды?» сложнее по смыслу. В ответе могут быть использованы такие понятия как «сорока», «кика», «орнамент», «цвет», «оберег» и другие.
Общение должно осуществляться на каждом занятии. Каждый ребёнок должен быть уверен, что его мнение будет услышано. Важно также использовать сведения о жизни детей в другие исторические времена.
Я часто спрашиваю своих учениц, какие мысли посещают их во время творческой деятельности. Как правило, это добрые мысли о человеке, которому предназначено изделие, как подарок, или приятные воспоминания и мечты. Недаром, в старину, считали, что женщина во время занятий художественным рукоделием, «разговаривает с Богом».
Диалоговые формы обучения будут эффективны при использовании наглядных пособий. Важно, чтобы визуальные объекты использовались не только коллективно (фронтально), но и дифференцированно, индивидуально.
Применение наглядных пособий (фоторепродукции, образцы изделий художественных промыслов, рисунки, тематические подборки, видео- и аудиозаписи) сопровождает весь процесс познания ребенка:
- на стадии чувственного созерцания с их помощью в сознании учащихся запечатлеваются чувственно-наглядные образы в народном искусстве;
- на стадии абстрактного мышления наглядные образы поставляют мышлению необходимый информационный материал;
- на стадии ознакомления учащихся с практическим применением полученных знаний невозможно это убедительно показать без применения наглядных пособий.
Чтобы увлечь детей приобретением необходимых знаний необходимо окружить их такой средой, такой системой отношений, которая бы стимулировала их творческую деятельность в этой области. Включение в канву уроков мифов, сказок, загадок, стихов, народных песен, в которых отразились поэтические представления наших предков о мироздании, значительно обогащает восприятие учащихся, дает возможность привлечь знания истории, литературы.
Важнейшим условием развития творчества и социализации учащихся является совместная исследовательская деятельность в рамках выполнения творческих проектов. Творческий проект – это учебно-трудовое задание, в результате которого создается продукт, обладающий субъективной, а иногда и объективной новизной. Творческие проекты в области декоративно-прикладного искусства способствуют самостоятельному приобретению знаний истории и традиций предмета, творческому подходу к решению поставленных задач, усвоению различных способов обработки материалов и информации, а также привлечению к творческой деятельности родителей и других членов семьи ребенка.
Во время летнего отдыха в семье дедушек и бабушек учащиеся исследуют культурные традиции своих предков, умения и навыки ведения домашнего хозяйства, конструкцию и декор предметов народного быта, их назначение. Многие дети приносят в школу переданные им по наследству декоративно-прикладные изделия, ставшие семейной реликвией. Результаты исследовательской деятельности семейных традиций в области декоративно-прикладного искусства обсуждаются в творческих мастерских «Мои творческие каникулы», наиболее ценные идеи служат для разработки объектов практической деятельности школьников в области декоративно-прикладного искусства.
На основе многолетних наблюдений могу утверждать, что такая мотивация, как интерес родителей к творческой деятельности ребёнка, является одним из главных факторов его продвижения к успеху, а также является средством единения поколений, укрепления семейных отношений.
Следует отметить следующие важные моменты развития детей в процессе обучения декоративно-прикладному творчеству.
1. Перед детьми с первых шагов ставится задача на «выразительность» изготовляемых изделий, все более усложняющаяся по содержанию, касающемуся цвета, формы, материала. Решая такие задачи, ребенок развивается творчески.
2. Необходимо пробуждать у ребенка личную заинтересованность в творчестве. В этом могут помочь задания, требующие адекватных знаний, выражения собственного чувства, отношения, настроения, замысла ребенка.
Творческие способности, эстетические чувства, коммуникативная культура учащихся активнее развиваются в процессе творческого труда, в процессе изготовления ими общественно и личностно значимых предметов. Поэтому необходимо особенно тщательно подбирать предметы для изготовления детьми. При выборе предметов для декоративно-прикладного творчества детей учитываются:
- возраст учащихся;
- календарный период учебного процесса;
- тема учебного года;
- уровень подготовки детей;
- последние актуальные тенденции в данном виде художественной деятельности.
Очень важными при выполнении практических работ являются следующие правила:
- доведение каждой начатой работы до конца;
- обязательность ее «внешней отделки», то есть доведение работы до уровня, позволяющего ее демонстрировать;
- поощрение стремления детей к показу результатов своей творческой деятельности.
Особое значение имеют коллективные формы изготовления объектов декоративно-прикладного искусства, поскольку само народное искусство развивается как коллективное творчество на основе преемственности и традиций.
Коллективная творческая работа - один из самых эффективных методов развития творческого и социокультурного потенциала личности так, как в такой работе нет нетворческих детей, каждый что-то делает для общего результата по мере своих сил.
На этапе коллективного планирования работы каждой ученице предоставляется возможность высказать свое мнение по выбору способа изготовления изделия, по выбору материалов, украшений, цветового решения, обсудить организационные вопросы. В это время ученицы с учетом их пожеланий объединяются в группы по 2 -3 человека. Представители каждой группы участвуют в аукционе идей и дальнейшем планировании работы. Определяющую роль на этом этапе играет взаимное убеждение в том, что предстоящее коллективное дело принесет пользу.
Роль учителя заключается в анализе идей, представленных представителями групп. С помощью наводящих вопросов учителя дети обосновывают выдвинутые ими идеи. После окончательного выбора объекта труда учитель конкретизирует задачу и дает задания группам.
На этапе подготовки к выполнению заданий члены групп обсуждают полученное задание и составляют план работы, распределяют между собой обязанности. Одна ученица готовит необходимые инструменты и приспособления, вторая подбирает ткани и другие материалы, готовит их к раскрою, третья делает необходимые выкройки или шаблоны и так далее.
На этом этапе роль учителя заключается в помощи при распределении конкретной работы, поддержке эмоционального фона, осуществлении личностного подхода. На этапе изготовления изделия каждая ученица имеет конкретное задание по заготовке деталей изделия, подбирают декоративные детали и украшения.
Ученицы также готовят доклады для защиты своих творческих работ, где обосновывают потребность в сувенирных изделиях, выбор материалов, цветовое решение. Роль учителя на данном этапе заключается в советах и рекомендациях по технологии изготовления изделия, помощи в распределении времени и сил участников.
На заключительном этапе каждая группа представляет свое изделие и выслушивает мнение о нем всего класса. Коллективный анализ способствует правильной самооценке и помогает ученицам подготовиться к следующему более сложному заданию. Учитель помогает правильно оценить выполненные работы, подчеркивает значимость коллективного творчества, помогает подготовить работы к выставке декоративно-прикладного искусства.
Коллективная работа ускоряет процесс изготовления изделия, дает возможность успевающим ученицам помочь отстающим, что создает ситуацию успеха для всех детей. В своих изделиях ребёнок изливает естественным и спонтанным образом свои чувства и эмоции. Он созидает и разрушает, убивает и воскрешает образы, соответствующие его уровню сознания, его манере чувствовать и объяснять окружающий мир. Благодаря этому он со временем научится выражать в изделиях более развитый взгляд на окружающий мир, делая его более точным и выразительным. Знания, умения и навыки, формируемые в процессе творческой деятельности, оставляют след в жизни каждого воспитанника, определяют и закрепляют его интересы, развивают волю, стремление к преодолению трудностей и творческую направленность любой трудовой деятельности. Творческая деятельность по изготовлению декоративно-прикладных предметов – это начало пути, точка отсчёта, с которой он затем отправится на поиск новых открытий в любой сфере деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторизованная программа по декоративно - прикладному творчеству «Цветы как средство развития творческих способностей воспитанников школы - интерната»
Программ "цветы как средство развития творческих спрсобностей воспитанников школы - интерната" ставит своей целью развитие личностного и творческого потенциала по средствам декоративно - прикладной и ...
Статья "Народное искусство как средство развития творческих способностей учащихся".
1.Сила народного искусства.2.Художественные промыслы-яркая форма народного искусства.3.Приобщение детей к народной культуре.4.Роль народной игрушки в воспитании и творческом развитии учащих...
Проект теоретико-методической деятельности по теме: Методы искусства как средство развития творческих способностей младших школьников.
Термин «способность» или «способный» в повседневной речи имеет достаточно широкий смысл; говорят, что человек способен выполнить то или иное задание, добиться успехов и т.д.Выявление спосо...
Декоративно-прикладное искусство как средство развития творческой личности.
На протяжении многих лет я работаю над проблемой: «Развитие творческой личности на уроках технологии». Наиболее ярким примером в достижении поставленной цели является творческий подход и работа по раз...
«Декоративно-прикладное искусство как средство развития творческих способностей детей»
Творчество, его формирование и развитие – одна из интереснейших и таинственных проблем,привлекающая внимание исследователей разных специальностей.Изучение этой проблемы насущно в связи с тем, что глав...
Народное декоративно-прикладное искусство, как средство развития творческих способностей и патриотического воспитания школьников
С раннего детства мы знакомимся с миром народного декоративно-прикладного искусства. Это мир окружает нас всегда и везде. Очень часто мы не обращаем внимание на него. Но он незаметно приучает нас к кр...
Конкурсы как средство развития творческой и общественной активности обучающихся
С 2006 года являюсь руководителем детского объединении «Лига юных журналистов» МБУ ДО Кагальницкого Центра творчества Азовского района.. До 2006 года вела юнкоровское объединение шко...