Статья "Народное искусство как средство развития творческих способностей учащихся".
статья по теме

1.Сила народного искусства.

2.Художественные промыслы-яркая форма народного искусства.

3.Приобщение детей к народной культуре.

4.Роль народной игрушки в воспитании и  творческом развитии учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_o_narodnom_iskusstve.odt26.38 КБ

Предварительный просмотр:

Народное искусство,

как средство развития творческих способностей учащихся.

«Уважение к минувшему-вот черта,

отличающая образованность от дикости»

 А.С.Пушкин

    Память –  это мост, соединяющий  настоящее с прошлым.

Народное искусство – великая сила, которая связывает прошлое, настоящее и будущее. Все, что оставили нам наши предки: народные песни, былины, сказки, игры,промыслы  должно остаться в нашей памяти.

     Художественные промыслы - одна из наиболее ярких форм народного искусства, непреходящая ценность духовной культуры народа.

 Всегда русская земля славилась своими мастерами, создавшими яркое самобытное искусство.
   Знакомить детей с народными традициями нужно  как можно раньше.

Развитие способности к творчеству в детстве – залог будущих успехов.

Определенным потенциалом художественного развития обладает каждый вступающий в мир ребенок, и этот потенциал надо раскрыть.А для этого нет лучше пути, чем знакомить детей с народными промыслами России, мастерством народных умельцев и русским фольклором.

Это позволит  детям почувствовать себя частью  народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.

    Радость познания и творчества в искусстве связаны воедино.

Приобщение детей  к восприятию красоты,  к процессу создания своими руками полезного и красивого имеет большую воспитательную ценность, нравственно-эстетическое значение.

 Народное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощённость, индивидуальность, умение наблюдать.

Как писал Н.Д. Бартрам, «вещь», сделанная самим ребенком соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизменно живее, интенсивнее, глубже и прочнее».

    Народное искусство тесно связано с фольклором, обычаями и обрядами, народными праздниками и народными играми. Следовательно, знакомить детей с народным искусством можно через все эти виды деятельности.

      Сегодня к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам и традициям, фольклору, художественным промыслам, прикладному искусству.

    Культура является одним из фундаментальных понятий.

 Народное и декоративно-прикладное искусство являются неотъемлемой частью художественной культуры,поэтому  необходимо приобщать детей к этим общечеловеческим ценностям.

Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности.

     Воспитание гражданина и патриота, любящего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня.  

     Народное искусство близко и понятно ребенку, учит видеть и понимать окружающую жизнь. Народное творчество способно пробудить в ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, приносит детям радость.

    Народная игрушка является замечательным культурным наследием, она тысячелетиями воспитывала ребенка.     На Руси игрушки имели серьезное значение. С игрушками передавалось по наследству мастерство, они готовили к жизни, развивали физически и духовно

     «Величайшая правда и простота народной игрушки, пишет Е.А. Флерина, – ее выразительность и целесообразность сделали ее полезной

для воспитания детей».

Смысл народной игрушки – развить, занять, повеселить, порадовать ребенка.    Первые игрушки вешали над зыбкой. Это были колокольчики, подвески с шумом, пестрые лоскуты, трещетки. А потом ребенок получал мячи, луки, волчки, кубарики, дудки, свистульки, куклы.

   Русская народная игрушка яркая и самобытная, тесно связана с народным искусством, она не потеряла своей привлекательности для детей и до наших дней.    Никакой другой вид народного творчества так активно и глубоко не воспитывает в ребенке национальных черт эстетического чувства, как народная игрушка, которую ребенок любит, с которой он активно и творчески действует.

 Техника народной игрушки всегда простая, доступная детскому разумению и часто очень остроумная, построена на простейших законах техники и механики. Это возбуждает в детях большой интерес и толкает на техническое изобретательство.

   Сохранение исторических и национальных корней зависит от того как  мы научимся понимать и ценить те духовные и нравственные традиции, которые достались нам в наследство от предыдущих поколений. А сколько всего передали нам в наследство мудрые наши предки! Но чтобы обрести это богатство, постичь науку добра, испытать радость от встречи с прекрасным, необходимо обладать чуткой душой и отзывчивым сердцем.

  Именно поэтому родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий отчет по теме "игра как одно из средств развития творческих способностей учащихся" и разработка урока для 7 класса по этой теме.

Работа готовилась к школьной НПК. К творческому отчету была приложена презентация ( к сожалению не могу загрузить)...

"Музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей учащихся школы искусств младшего возраста"

Анализ педагогической деятельности по развитию творческих способностей учащихся младшего возраста, посредством фольклора, анализ внешних условий протекания педагогического процесса, проблемы и противо...

Нетрадиционные техники изобразительного искусства, как средство развития творческих способностей учащихся

презентация: рисунки детей с использованием нетрадиционных техник рисования....

Эвристические методы поиска творческого решения задач как средство развития творческих способностей учащихся на уроках технологии

Данная работа раскрывает возможности применения эвристических методов решения творческих задач, поиска новых решений.Это рациональные или логические методы решения изобретательских задач. Метод морфол...

Проектный метод обучения на уроках изобразительного искусства, как средство развития творческих способностей учащихся средних классов

Актуальность проекта      В современном мире стремительного развития техники и информационных технологий самой актуальной и ответственной функцией общества остается воспитание...

Проектный метод обучения на уроках изобразительного искусства, как средство развития творческих способностей учащихся средних классов

Актуальность проекта      В современном мире стремительного развития техники и информационных технологий самой актуальной и ответственной функцией общества остается воспитание...