Программа элективного курса "Слесарное дело"
элективный курс по технологии (9 класс) на тему

Бугров Алексей Васильевич
Данный курс  имеет своей целью познакомить учащихся с одной из ведущих профессий на предприятиях
машиностроительной и металлообрабатывающей промышленности. Дать понятие сущности механической
обработки металлов со снятием стружки, иметь отчётливые и современные представления о строении 
металлического вещества, механических, физико-химических и технологических свойствах металлов и сплавов.

В процессе прохождения программы ученики не только получат необходимые сведения по слесарному делу, но
и столкнутся с такими вопросами, которые заставляют  и рабочего и инженера постоянно увеличивать объём 
знаний, самостоятельно изучать литературу и производственный опыт.

Основные учебно-воспитательные задачи курса:

-дать необходимый объём сведений и практическую направленность, позволяющих почувствовать интерес к профессии;

-выполнять работу самостоятельно, а также на основе делового общения и сотрудничества в коллективе;

-умение оценивать возможную экономическую эффективность конструкций материальных объектов и технологий их изготовления;

-умение находить, обрабатывать и использовать необходимую информацию;

-умение читать и выполнять несложную конструкционную и технологическую документацию;

-ориентация в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы,  составлять жизненные и профессиональные планы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_elek._kursa_slesarnoe_delo.docx21.77 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа элективного курса «Слесарное дело»

Пояснительная записка.

        Данная программа 2 вида составлена на основе учебной литературы. Основное предназначение- профессиональное самоопределение учащихся в условиях рынка труда.                            

       Профессия слесаря на современном предприятии является одной из наиболее распространенных профессий. Труд слесаря на современном предприятии – это творческий труд. Слесарные работы встречаются во всех отраслях промышленности. Круг работ на столько разнообразен, что слесари, как правило, специализируются по одному из видов работ. Но основным для слесаря является выполнение операций: разметки, рубки, правки, гибки, резки, опиливания, сверления, зенкерования и развёртывания отверстий, нарезания резьбы шабрения, притирки и доводки, клёпки и паяния.                                                                                                                                                  В процессе прохождения программы ученики познакомятся с различными металлами и металлическими материалами, их свойствами. Получат знания о способах обработки металла, об инструментах, которые применяются. Научатся практически обрабатывать металлы.

       Основные учебно – воспитательные задачи курса:  

-дать необходимый объём сведений и практическую направленность, позволяющих почувствовать интерес к профессии;

-развитие пространственного воображения, технического мышления;

-развитие качеств личности, уважение к людям труда, проявление инициативы, самооценки и самоконтроля;

-умение оперативно решать возникающие в процессе работы задачи, оценивать возможную экономическую эффективность слесарных работ;

-умение ориентироваться в мире профессий, составлять жизненные и профессиональные планы.

        В результате изучения данного курса ученик должен: знать/понимать  назначение и технологические свойства металлов, назначение и устройство применяемых ручных слесарных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; виды, приёмы и последовательность выполнения технологических операций по обработке металлов; методы защиты металлов от воздействия окружающей среды;

    уметь выполнять разметку деталей на основе технической документации; проводить технологические операции , связанные с обработкой металлов резанием, рубкой, опиливанием; выполнять рихтовочные работы и заклёпочные соединеия; нареать резьбу; выполнять работы шабрения, распиливания и припасовки, притирки и доводки; пользоваться штангенинструментами,щюпами, шаблонами.

Содержание программы

 Основы материаловедения (2ч). 

Сведения о металлах и сплавах. Железоуглеродистые сплавы. Цветные металлы и их сплавы. Основы термической обработки. Коррозия металлов и сплавов. Основные методы изготовления заготовок. Сварка и резка металла.

  Техника измерений, допуски и посадки. Основы измерений (2ч)

Штангенинструменты. Шаблоны. Щупы. Точность обработки. Шероховатость поверхности. Понятие о допуске.

  Слесарное дело (11ч).

Общие сведения о слесарном деле. Техника безопасности , противопожарные мероприятия , санитарная и личная гигиена. Разметка. Приёмы плоскостной разметки. Рубка металла. Техника рубки металла. Приёмы рубки металла. Правка и рихтовка металла. Техника правки. Гибка металла. Резка металла. Опиливание. Техника и приёмы опиливания. Сверление. Зенкерование. Зенкование и развёртывание. Нарезание резьбы. Инструменты для нарезания резьбы. Способы удаления поломанных метчеков. Клёпка. Ручная клёпка. Шабрение. Основные приёмы шабрения. Распиливание и припасовка. Притирка и доводка.

  Итоговая работа (2ч)

Изготовление детали по чертежу с элементами резки, опиливания, нарезания резьбы.

 

                                  Таблица тематического распределения часов рабочей программы

№ п/п

                                       Разделы, темы

  Количество часов

Основы материаловедения

                2        

Техника измерений, допуски и посадки. Основы измерений.

                2

Слесарное дело

                11

Итоговая работа

                2

                                      Итого                                                                                                               17

 Список рекомендуемой учебно-методической литературы.

Н. И. Микиенко . Слесарное дело с основами материаловедения. Москва. Просвещение, 1976г.

В. А. Скакун. Руководство по обучению слесарному делу. Москва. Просвещение, 1986г.

Е. М. Муравьёв. Слесарное дело, учебное пособие для учащихся 8-11 классов средней школы,    2-е издание, доработанное и дополненное. Москва. Просвещение, 1990г.

Е. М. Муравьёв Технология обработки металлов. Москва. Просвещение, 1995.

Справочник по техническому труду, под редакцией А. Н. Ростовцева.

Календарно-тематическое планирование

  № урока

Содержание (разделы, темы)

Кол-во часов

Даты проведения

Оборудование                    

       урока

План

Факт

    1

Основы материаловедения.

Сведения о металлах и сплавах. Механические технологические свойства. Железоуглеродистые сплавы. Цветные металлы и сплавы.

     2

     1

    2

Основы термической обработки. Коррозия металлов и сплавов. Основные методы изготовления заготовок. Сварка и резка металла.

     1

    3

Техника измерений, допуски и посадки. Основы измерения.

Штангенинструменты. Шаблоны. Щупы.

     2

     1

   

    4

Точность обработки. Шероховатость поверхности. Понятие о допуске.

     

     1

    5

Слесарное дело.

Общие сведения о слесарном деле. Техника безопасности при выполнении слесарных работ. Противопожарные мероприятия и личная гигиена.

     11

      1

    6

Разметка. Приёмы плоскостной разметки. Рубка металла. Техника рубки. Приёмы рубки.

      1

    7

Правка и рихтовка металла. Техника правки. Гибка металла.

      1

   8

Резка металла. Опиливание. Техника и приёмы опиливания.

      1

   9

Сверление. Зенкерование. Зенкование и развертывание.

      1

   10

Нарезание резьбы. Инструменты для нарезания резьбы.

      1

   11

Способы удаления поломанных метчиков.

      1

   12

Клёпка. Ручная клёпка.

      1

   13

Шабрение. Основные приёмы шабрения.

      1

   14

Распиливание и припасовка

      1

   15

Притирка и доводка. Техника притирки.

      1

   16

Итоговая работа

Изготовление детали по чертежу с элементами резки, опиливания.

      2

      1

   17

Нарезание резьбы

      1

                            Итого                                                                       17  п.р. 15  

Составил: учитель технологии Бугров А. В.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса по биологии "Лечебное дело"

Цель: создание ориентационной и мотивационной основыдля осознанного выбора медицинского профиля обучения Для ее достижения предполагается ознакомить девятиклассников со спецификой видов дея...

Программа элективного курса "Основы издательского дела. Создание школьной газеты в издательской системе Scribus"

Программа элективного курса "Основы издательского дела. Создание школьной газеты в издательской системе Scribus" содержит пояснительную записку, в которой рассматриваются: цели и задачи курса, методы ...

Программа элективного курса "Швейное дело" 9 класс

активизировать самоопределение учащихся в процессе профессионального выбора...

Программа элективного курса "Компьютер в издательском деле"

Курс «Компьютер в издательском деле» позволит учащимся почувствовать себя представителями различных профессий журналистики. Освоив материал курса, учащиеся самостоятельно смогут подготовить к изданию ...

Программа элективного курса "Токарное дело"

Данный курс имеет своей целью познакомить учащихся с одной из ведущих профессий на предприятиях машиностроительной и металлообрабатывающей промышленности. Дать понятие сущности механической обработ...

Программа элективного курса для 9 класса "Математика в экономике и банковском деле"

Программа элективного курса по математике для 9 класса...

Рабочая программа элективного курса «Организация и бизнес-планирование собственного дела»

Рабочая программа элективного курса «Организация и бизнес-планирование собственного дела» разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования...