Методическая разработка урока "Ажурное вязание по схемам", 7 класс
план-конспект урока по технологии (7 класс) на тему
Актуальность: на занятии девочки приобретают начальные сведения и навыки работы со схемами вязания, у них формируется интерес к декоративно-прикладному творчеству и посредством изготовления цветочного мотива будут видеть красоту окружающего мира.
Цель: формирование творческих способностей учащихся посредством расширения общекультурного кругозора и создание условий для творческой самореализации личности ребенка.
Задача: выявить и развивать творческие способности, воспитать эстетическое и нравственное отношение к окружающим людям, предметам.
Предназначен: для учащихся 7 класса. Могут воспользоваться учителя технологии и педагоги в учреждениях дополнительного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
azhurnoe_vyazanie.pdf | 2.12 МБ |
metodicheskaya_razrabotka_uroka_azhurnoe_vyazanie_po_skhemam.doc | 322.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
МОУ Школа с. Белоярск
Методическая разработка урока
7 класс
Евдокимова Ольга Михайловна,
учитель технологии
с. Белоярск, 2014
План- конспект урока технологии
7 класс
Тема раздела: Рукоделие. Вязание крючком.
Тема урока: Ажурное вязание по схемам.
Тип урока: комбинированный.
Цели:
- Обучающая – способствовать формированию и развитию умений пользоваться схемами описания;
- Развивающая – способствовать развитию двигательной сферы (овладение моторикой мелких мышц рук) и стремления к углублению знаний;
- Воспитывающая – способствовать формированию чувства самоконтроля, взаимопомощи, самостоятельности.
Объект труда: мотив «Цветок».
Материально-техническое оснащение:
- выставка книг и журналов;
- выставка ажурных изделий: салфетки, воротничок, накидка, пончо, шарф, кофточка;
- крючки, пряжа, ножницы, карточки со схемой и описанием вязания цветочного мотива, образец мотива «Цветок»; схемы для выполнения домашнего задания.
- компьютер, мультимедийный проектор, экран; мультимедийная презентация.
Словарь: ажурное вязание, раппорт, салфетка.
Ход урока
Истоки способностей и дарования детей –
на кончиках их пальцев...
В. А. Сухомлинский
- Организационный момент.
- Здравствуйте, дорогие ребята! Добрый день, уважаемые гости! Сегодня наш урок посвящен разделу «Рукоделие». Это последний урок по вязанию крючком.
- Мотивация учебной деятельности.
- Вступительное слово педагога.
Изучив на предыдущих занятиях основные правила вязания крючком, вы приобрели очень ценные и необходимые навыки. Их необходимо совершенствовать, поэтому на сегодняшнем занятии практическое задание будет усложненным. В этом, наверное, и состоит притягательная сила рукоделия – день ото дня, от задания к заданию вы будете стремиться к углублению знаний, добиваться новых успехов и с каждым разом вязать все более сложные и интересные изделия.
Вот и сегодня новая тема нашего занятия…
Слайд №1 «Собери слоги»
Посмотрите, из корзины высыпались не только клубочки, но и слова. Слоги тоже разбежались в разные стороны. Соберите слоги в слова, слова – в предложение, и вы узнаете тему сегодняшнего урока. (Ответ: Ажурное вязание по схемам.)
Слайд №2 «Модели салфеток»
- Посмотрите на экран, сравните два изделия, связанных крючком, подумайте и скажите, чем они отличаются друг от друга, что значит ажурная вязка? (Техникой вязания: одно изделие связано плотной вязкой, а другая легкая, воздушная, с отверстиями: ажурная вязка).
Ажур (фран.) – делать сквозным; 1) тонкая кружевная ткань, н-р, ажурная шаль; 2) искусное плетение из тонких металлических нитей в ювелирной работе, в художественном литье, н-р, ажурная решетка; 3) тонкая, особо тщательная, искусно выполненная работа. (Обращаю внимание на выставку ажурных изделий).
Сегодня мы с вами должны научиться читать и пользоваться схемами описания, опираясь на схему, связать мотив «Цветок».
- Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы понимаете слова В. А. Сухомлинского? (Будем работать пальцами, руками, развивать свои способности).
Изучив сегодняшнюю тему, вам будет намного легче ориентироваться по тем схемам и описаниям, которые даны в журналах и книгах по вязанию. (Обращаю внимание на выставку книг и журналов).
- Актуализация опорных понятий, технологических действий.
Слайд №3 «Опорные понятия»
- Назовите основные виды петель. (Воздушная петля, соединительный столбик, полустолбик, столбик без накида, столбик с накидом).
- Назовите три основные способы вывязывания петли. (Вводя крючок под обе стенки петли; под заднюю стенку петли; под переднюю стенку петли).
- Назовите два способа вязания по кругу. (По спирали, кругами).
- Активизация учебной деятельности.
- Как мы изучали приемы вязания, на что опирались при вязании плотного полотна, круга? (Читали описание последовательности действий в книге и вязали).
Пока мы с вами на практике изучали самые элементарные приемы вязания, которые не требуют больших словесных описаний. Но если вы в дальнейшем будете вязать крупные изделия: шарф, шаль, кофточку, то для их описания может не хватить и нескольких страниц. Как вы думаете, что используют в таких случаях? (Условные обозначения). Гораздо удобнее применять для этого условные обозначения и составлять из них схемы узоров для вязания. Значит, какие две формы может иметь описание работы?
Итак, описание работы может иметь две формы:
Слайд №4 «Две формы описания работы»
- словесные пошаговые указания (то есть словами описывается вся последовательность действий ряд за рядом);
- схематическое изображение.
(Запись в тетради)
Давным-давно какой-то умный человек выдвинул идею воплощать слова в условные знаки, и надо признать, не ошибся со своим изобретением. Многие рукодельницы признают только схемы описания. Им бывает достаточно одного взгляда, чтобы понять всю суть работы над вязаным изделием. Картина становится ясной: сколько петель необходимо набрать, какова форма и размер изделия, будет ли сложной работа по отношению к знаниям и умениям и т.д. Работая со схемой, вы учитесь думать и рассуждать, а это очень важно, потому что поняв, в чем секрет вязания какого-либо изделия, вам захочется побыстрее его сделать.
А словесное описание не дает такой четкой картины. Вчитываясь в строки, необходимо напрягаться, мысленно представлять все этапы работы. Такую форму можно порекомендовать лишь тогда, когда образец или изделие является очень простым, не требующим большого практического опыта и глубоких знаний.
Схематическое изображение очень сильно экономит листы в рабочей тетради, в книгах и журналах.
Чтобы отчетливей понять, что такое схема, откройте журнал. Вы видите какие-то палочки, кружочки, крестики. Мы с вами эти условные знаки записывали в рабочей тетради. Давайте еще раз их посмотрим.
Слайд №5 «Таблица условных знаков»
(Чтение условных знаков. Обратить внимание учащихся на сокращения в условных обозначениях: соед. ст.; в. п.; ст. б/н; ст. с/н; ст. с 2/н)
Сейчас хочется остановиться на таком моменте. Просматривая различные пособия, книги по вязанию крючком, можно обнаружить, что в разных изданиях при описании какого-либо приема вязания используют различное схематическое изображение. Например, столбик без накида может быть представлена знаками I или +, полустолбик – знаками – --- или Т. Но это не принципиально. Четко следуйте инструкциям, и у вас обязательно получится то изделие, над которым вы работаете.
Теперь давайте поговорим о том, каким образом могут располагаться схемы.
Слайд №6 «Прямоугольная схема»
Если вы будете вязать образец или какое-нибудь прямоугольное изделие, то и схематическое изображение будет этой формы. Внимательно посмотрите на схему.
- Как вы думаете, как читается схема при вязании прямоугольного изделия?
- Что обозначают цифры?
Схема обычно читается снизу вверх, вязание нечетных рядов начинается справа налево, а четные слева направо. В других случаях направление вязания показывается стрелками. Цифры на каждом ряду обозначают его номер.
Слайд №7 «Схема круглой салфетки»
Если изделие круглое, например, салфетка, то схематическое изображение также будет круглым.
- Что обозначают цифры на каждом ряду? (Цифры на каждом ряду обозначают его номер). Номера рядов указаны в тех местах, откуда они начинаются. Нельзя пропустить ни одного ряда, иначе весь рисунок собьется и дальнейшая работа может вызвать огромные затруднения. Внимательно посмотрите на схему, подумайте и скажите, как читаются круговые ряды? Все круговые ряды читаются справа налево.
Запись в тетради: Цифры на каждом ряду обозначают номер ряда. Все круговые ряды читаются справа налево. При вязании прямоугольного изделия схема читается снизу вверх.
И еще один важный момент, с которым вы можете сталкиваться при чтении схемы.
Слайд №8 «Раппорт»
- Присмотритесь внимательно к схеме, подумайте и скажите, почему, по вашему мнению, схема дана не полностью? (Определенное количество петель повторяется и соответственно рисунок повторяется)
Правильно, некоторое количество петель постоянно повторятся. Таким повторением создается общий вид рисунка. Эта основная часть называется раппортом узора. При словесном описании вязки раппорт узора отмечается звездочками *.
В рабочую тетрадь запишем определение.
Раппорт узора – это повторение определенного количества петель для создания общего вида рисунка.
Итак, мы разобрали, что такое вязание по схемам, и попробуем теперь связать мотив «Цветок» с помощью схемы (условных знаков) и описания работы. Будет она относительно простой, но постепенно приобретая необходимый опыт, вы научитесь вязать изделия любой сложности, разных форм и размеров. Если соединить цветочные мотивы между собой, то какое изделие может получится? (Салфетка, шарф, шаль, даже кофточка.) Любая салфетка, искусно связанная, всегда может служить не только для украшения дома, но и будет отличным подарком на любой праздник. Тогда частичка вашего душевного тепла перейдет другому человеку. Если открыть словарь В. Даля, то о салфетке там можно прочитать следующее: «Салфетка – от французского кусок (часть) камчатной или браной ткани для утирки за столом или малая скатерть, нередко цветная, на чайный столик».
V. Инструктаж по технике безопасности. Санитарно-гигиенические требования.
Слайд №9 «Правила ТБ, санитарно-гигиенические требования»
Девочки, я напечатала Правила техники безопасности и санитарно-гигиенические требования отдельно, но кто-то пошалил и все правила перемешал. Прочитайте сначала правила ТБ, затем санитарно-гигиенические требования.
- Свет должен падать слева.
- Крючки должны быть хорошо отшлифованы.
- Нельзя делать во время работы резких движений рукой с крючком – можно поранить рядом сидящего.
- Не вязать при плохом освещении.
- Ножницы должны лежать с сомкнутыми лезвиями кольцами к работающему, передавать их кольцами вперед.
- При вязании сидеть нужно на всей поверхности стула.
- Не вязать по несколько часов подряд.
V I. Практическая работа.
- Вводный инструктаж учителя:
- сообщение названия практической работы;
- разъяснение задач практической работы;
- ознакомление с объектом труда (образцом мотива «Цветок»).
Слайд №10 «Схема цветочного мотива»
- работа со схемой цветочного мотива;
- разбор по карточке технологии изготовления цветочного мотива. (Приложение №1).
Для того, чтобы избежать ошибок, постоянно контролируйте свою работу: наличие определенного количества петель, точность и аккуратность выполнения работы и т.д. Самоконтроль поможет избежать большого количества ошибок. Также есть хороший проверенный способ, который помогает быстрей научиться разбираться в схемах – изредка меняйтесь своими изделиями и проверяйте работу другого человека. При этом существует прекрасная возможность сравнить достоинства и недостатки вязания каждого и лучше запомнить различные особенности работы. Помогайте друг другу, подсказывайте, показывайте приемы вязания.
Слайд №11 «Контроль качества выполненной работы»
После выполнения практической работы проверьте качество выполненной работы:
- изделие должно быть плоским;
- рисунок точно соответствует схеме вязания;
- нить после окончания вязания закреплена правильно.
- Самостоятельная работа учащихся.
Если забыли, как выполнить начало вязания - основное кольцо, откройте учебник, с. 150, рис. 98.
Итак, прежде чем мы начнем работать, сядьте поудобнее, выпрямите спину. В таком положении вы будете отдыхать за вязанием. А если будете работать сгорбившись, то быстро устанете, появится сутулость и вязание принесет вам не пользу, а вред.
Делайте все без спешки, так, чтобы движения рук были плавными, равномерными, тогда и вязка будет красивой и ровной.
Выполнение учащимися мотива «Цветок» по схеме. См. Приложение №1.
- Текущий инструктаж учителя (по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы).
- Формирование новых знаний.
- проверка организации рабочих мест учащихся;
- соблюдение правил ТБ, санитарии и гигиены труда при выполнении задания.
- Физкультминутка.
Гимнастика для глаз
Выполнять без напряжения, медленно, каждое упражнение по 5 раз.
- Вертикальные движения глазами вверх (считать до трех), вниз (считать до трех).
- Горизонтальные движения глазами вправо, влево.
- Круговые движения глазами сначала по часовой стрелке, затем против часовой стрелки.
Укрепление вестибулярного аппарата
Упражнение выполняется сидя.
- Наклоны головы вперед и назад до касания затылком спины.
- Повороты головы вправо и влево до упора.
Профилактика нарушений осанки
- Исходное положение – стоя. Правую руку поднять вверх, согнуть в локте и завести за спину. Левую руку опустить вниз, согнуть в локте и завести за спину. Коснуться или сцепить пальцы правой и левой руки у правой лопатки. Плечи слегка отвести назад. Подбородок поднять и вытянуть вперед. Повторить упражнение, начиная с левой руки.
- Усвоение новых знаний.
- о профессии вязальщицы;
Владение технологией вязания крючком является составной частью профессии вязальщицы трикотажных изделий вручную. Профессионально важными качествами вязальщицы являются: хорошее зрение и цветовосприятие, пространственное воображение, зрительно-моторная память. Устойчивость к монотомии, усидчивость, аккуратность, стремление к творчеству.
Медицинские противопоказания: плохое зрение, пониженное цветоощущение, болезни опорно-двигательного аппарата.
- проверка правильности использования учащимися учебно-технической документации;
- инструктирование по выполнению задания в соответствии схемы и описания работы.
- Целевые обходы.
- оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся;
- Заключительный инструктаж.
- анализ выполнения самостоятельной работы учащимися;
- разбор типичных ошибок;
- вскрытие причин допущенных учащимися ошибок;
- повторное объяснение способов устранения ошибок.
VII. Закрепление усвоенных знаний.
- Какие формы описания работы используют при изготовлении изделия? (Словесные пошаговые указания и схематическое изображение.)
- Почему вязание по схемам пользуется большей популярностью, чем словесные указания? (Одного взгляда на схему бывает достаточно, чтобы понять, в чем суть работы над изделием: сколько петель нужно набрать, каковы его форма и размер, будет ли сложной работа по отношению к знаниям и умениям.)
- Что обозначают цифры на каждом ряду любой схемы? (Номер ряда.)
- Как читаются круговые ряды? (Справа налево.)
- Как читается схема при вязании прямоугольного изделия? (Снизу вверх.)
- Что такое раппорт узора? (Повторение определенного количества петель для создания общего вида рисунка.)
VIII. Домашнее задание
Выполнить мотив по одной из схем Приложений (см. Приложение №2, Приложение №3). Схемы разной сложности, поэтому домашнее задание будет дано с учетом ваших индивидуальных знаний, умений, навыков, приобретенных на уроках по вязанию крючком.
IX. Подведение итогов урока.
Вот и закончились наши несколько занятий по основным приемам вязания крючком. Надеюсь, что работа доставила вам удовольствие и занятия по вязанию крючком вдохновили вас на самостоятельное выполнение более сложных и интересных работ. В свободное время отработайте еще раз приемы вязания. Когда ваша рука будет уверенно держать крючок, вязать ровные и аккуратные образцы, этот вид рукоделия будет приносить вам огромное удовлетворение! И, может быть, кто-то из вас темой проектной работы выберет изделие, связанное крючком.
А сейчас проведем анализ выполненных работ – разберем недостатки и отметим лучшие изделия. (Оценка результатов труда учащихся на уроке; выставление отметок в классный журнал и в дневники учащихся.)
- Почему цветочки получились разных размеров, хотя все работали по одной и той же схеме? (Каждый человек вяжет с разной плотностью; разный номер крючка; толщина пряжи разная.)
- сообщение о теме следующего урока: «Технология производства химических волокон»
- задание учащимся на подготовку к следующему уроку. (Принести лоскутки тканей: трикотажа, кружев из хлопка, натурального шелка, шелка из искусственных и синтетических волокон.
X. Уборка рабочих мест
Заключительное слово учителя.
Урок хочется закончить словами (читает ученица):
Я возьму в руки нить и простой крючок,
И немножко фантазии и мастерства.
И свяжу я такое, что вам и не снится
Только чтобы жила на земле красота!
Я думаю, что после сегодняшнего урока каждый из вас может подписаться под этими словам
Литература:
- Технология. Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательной школы/ Под ред. В. Д. Симоненко – М.: Вентана-Графф, 2006.
- Журнал «Валя-Валентина», №2 (231)/ 2010, с. 16-17.
- Журнал «Валя-Валентина», №9 (238)/2010, с. 8, 22.
- Большая советская энциклопедия, М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1969.
- С. А. Ракова. Вязание крючком. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2003.
- Словарь В. Даля.
Приложение № 1.
Схема мотива «Цветок»
Условные обозначения | |
- соед.ст. | |
● - в.п. | |
׀ - ст.б/н | |
† - ст.с/н | |
‡ - ст.с 2/н |
Описание работы
Набрать цепочку из 8 в.п. и замкнуть в круг с помощью соед.ст.
1-й р.: 1 в.п. подъёма, 11 ст.б/н в получившееся кольцо. Ряд закончить соед.ст.
2-й р.: 6 в.п. (1 в.п. подъёма +5 в.п.), *1 ст.б/н во 2-ой ст.б/н предыдущего ряда от крючка, 5 в.п. *, повторить от * до * 4 раза, всего 6 раз. Ряд закончить с помощью соед.ст.
3-й р.: 1 в.п. подъема, 1 ст.б/н, 2 ст.с/н, 1 ст.с 2/н, 1 в.п., 1 ст. с 2/н, 2 ст. с/н, 2 ст. б/н в арку из 5 в.п. предыдущего ряда, * 2 ст. б/н, 2 ст. с/н, 1 ст. с 2/н, 1 в.п., 1 ст. с 2/н, 2 ст. с/н, 2 ст. б/н в следующую арку из 5 в.п. предыдущего ряда от крючка *, повторить от * до * 4 раза, всего 6 раз. Ряд закончить с помощью соед.ст.
Приложение № 2.
«Ажурное вязание мотива»
Условные обозначения | |
- соед.ст. | |
● - в.п. | |
׀- ст.б/н | |
‡ - ст.с 2/н | |
Описание работы
Набрать цепочку из 5 в.п. и замкнуть в круг с помощью соед.ст.
1-й р.: 7 в.п. (4 в.п. подъёма + 3 в.п.), * 1 ст.с 2/н в получившееся кольцо, 3 в.п. *, повторить от * до * 10 раз, всего 12 раз. Ряд закончить с помощью соед.ст.
2-й р.: 5 в.п. (1 в.п. подъёма + 4 в.п.), 1 ст.б/н в арку из 3 в.п., * 2 ст.б/н в следующую арку из 3 в.п. предыдущего ряда от крючка, между ст.б/н арка из 4 в.п. *, повторить от * до * 10 раз, всего 12 раз. Ряд закончить с помощью соед.ст.
Работу продолжить согласно схеме основного мотива по 4-й ряд включительно. Каждый ряд заканчивать соед.ст.
Приложение № 3.
Схема цветка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ФИЗИКИ В 7 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «Под водой, на воде, в воздухе: плавание человека, животных, воздухоплавание» УЧЕБНИК « ФИЗИКА 7 КЛАСС» ГРОМОВ С.В., РОДИНА Н.А. ПРОГРАММА КОРОВИН В.А., ДИК Ю.И.
Тема: «Под водой, на воде, в воздухе: плавание человека, животных, воздухоплавание». Цель: 1. Обобщить, систематизировать знания учащихся по теме «Плавание тел. Во...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ФИЗИКИ В 11 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ВЕЛИКИЕ ОТКРЫТИЯ И ИЗОБРЕТЕНИЯ, ИЗМЕНИВШИЕ МИР» УЧЕБНИК « ФИЗИКА 11 КЛАСС» МЯКИШЕВ Г.Я.
Тема: Великие открытия и изобретения, изменившие мир.Цель урока: 1. -Обобщить и систематизировать знания, полученные учащимися за курс...
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
Методическая разработка "Электрическая цепь. Электрическая схема. условные обозначения элементов электрической цепи"
Методическая разработка ориентирована на изучение электротехники в 5-х классах и содержит основные знания по устройству электрической цепи....
Методическая разработка «История вязания спицами и крючком»
Методическая разработка «История вязания спицами и крючком»...
Методическая разработка урока "В зоопарке" методическая разработка по английскому языку (5 класс)
Данный урок основан на учебнике Spotlight 5. Тема урока: В зоопарке . УМК: «Английский в фокусе» (Spotlight- 5) Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс. Тип урока: урок актуализ...
Методическая разработка урока «Построение блок-схем алгоритмов на примере пословиц и стихов»
Методическая разработка урока «Построение блок-схем алгоритмов на примере пословиц и стихов»...