Методическая разработка урока "Ажурное вязание по схемам", 7 класс
план-конспект урока по технологии (7 класс) на тему

Актуальность:  на занятии девочки приобретают начальные сведения и навыки работы со схемами вязания, у них формируется интерес к декоративно-прикладному творчеству и посредством изготовления цветочного мотива будут видеть красоту окружающего мира.

Цель: формирование творческих способностей учащихся посредством расширения общекультурного кругозора и создание условий для творческой самореализации личности ребенка.

Задача: выявить и развивать творческие способности, воспитать эстетическое и нравственное отношение к окружающим людям, предметам.

Предназначен: для учащихся 7 класса. Могут воспользоваться учителя технологии и педагоги в учреждениях дополнительного образования.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

МОУ Школа с. Белоярск

Методическая разработка урока

7 класс

Евдокимова Ольга Михайловна,

учитель технологии

с. Белоярск, 2014


План- конспект урока технологии

7 класс

Тема раздела: Рукоделие. Вязание крючком.

Тема урока: Ажурное вязание по схемам.

Тип урока: комбинированный.

Цели:

  • Обучающая – способствовать формированию и развитию умений пользоваться схемами описания;
  • Развивающая – способствовать развитию двигательной сферы (овладение моторикой мелких мышц рук) и стремления к углублению знаний;
  • Воспитывающая – способствовать формированию чувства самоконтроля, взаимопомощи, самостоятельности.

Объект труда: мотив «Цветок».

Материально-техническое оснащение:

  • выставка книг и журналов;
  • выставка ажурных изделий: салфетки, воротничок, накидка, пончо, шарф, кофточка;
  • крючки, пряжа, ножницы, карточки со схемой и описанием вязания цветочного мотива, образец мотива «Цветок»; схемы для выполнения домашнего задания.
  • компьютер, мультимедийный проектор, экран; мультимедийная презентация.

Словарь: ажурное вязание, раппорт, салфетка.

Ход урока

Истоки способностей и дарования детей –

на кончиках их пальцев...

В. А. Сухомлинский

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, дорогие ребята! Добрый день, уважаемые гости! Сегодня наш урок посвящен разделу «Рукоделие». Это последний урок по вязанию крючком.

  1. Мотивация учебной деятельности.
  1. Вступительное слово педагога.

Изучив на предыдущих занятиях основные правила вязания крючком, вы приобрели очень ценные и необходимые навыки. Их необходимо совершенствовать, поэтому на сегодняшнем занятии практическое задание будет усложненным. В этом, наверное, и состоит притягательная сила рукоделия – день ото дня, от задания к заданию вы будете стремиться к углублению знаний, добиваться новых успехов и с каждым разом вязать все более сложные и интересные изделия.

Вот и сегодня новая тема нашего занятия…

Слайд №1 «Собери слоги»

Посмотрите, из корзины высыпались не только клубочки, но и слова. Слоги тоже разбежались в разные стороны. Соберите слоги в слова, слова – в предложение, и вы узнаете тему сегодняшнего урока. (Ответ: Ажурное вязание по схемам.)

Слайд №2  «Модели салфеток»

- Посмотрите на экран, сравните два изделия, связанных крючком, подумайте и скажите, чем они отличаются друг от друга, что значит ажурная вязка? (Техникой вязания: одно изделие связано плотной вязкой, а другая легкая, воздушная, с отверстиями: ажурная вязка).

Ажур (фран.) – делать сквозным; 1) тонкая кружевная ткань, н-р, ажурная шаль; 2) искусное плетение из тонких металлических нитей в ювелирной работе, в художественном литье, н-р, ажурная решетка; 3) тонкая, особо тщательная, искусно выполненная работа. (Обращаю внимание на выставку ажурных изделий).

Сегодня мы с вами должны научиться читать и пользоваться схемами описания, опираясь на схему, связать мотив «Цветок».

- Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы понимаете слова В. А. Сухомлинского? (Будем работать пальцами, руками, развивать свои способности).

Изучив сегодняшнюю тему, вам будет намного легче ориентироваться по тем схемам и описаниям, которые даны в журналах и книгах по вязанию. (Обращаю внимание на выставку книг и журналов).

  1. Актуализация опорных понятий, технологических действий.

Слайд №3  «Опорные понятия»

- Назовите основные виды петель. (Воздушная петля, соединительный столбик, полустолбик, столбик без накида, столбик с накидом).

- Назовите три основные способы вывязывания петли.  (Вводя крючок под обе стенки петли; под заднюю стенку петли; под переднюю стенку петли).

- Назовите два способа вязания по кругу. (По спирали, кругами).

  1. Активизация учебной деятельности.

- Как мы изучали приемы вязания, на что опирались при вязании плотного полотна, круга? (Читали описание последовательности действий в книге и вязали).

Пока мы с вами на практике изучали самые элементарные приемы вязания, которые не требуют больших словесных описаний. Но если вы в дальнейшем будете вязать крупные изделия: шарф, шаль, кофточку, то для их описания может не хватить и нескольких страниц. Как вы думаете, что используют в таких случаях? (Условные обозначения). Гораздо удобнее применять для этого условные обозначения и составлять из них схемы узоров для вязания. Значит, какие две формы может иметь описание работы?

Итак, описание работы может иметь две формы:

Слайд №4   «Две формы описания работы»

  • словесные пошаговые указания (то есть словами описывается вся последовательность действий ряд за рядом);
  • схематическое изображение.

(Запись в тетради)

Давным-давно какой-то умный человек выдвинул идею воплощать слова в условные знаки, и надо признать, не ошибся со своим изобретением. Многие рукодельницы признают только схемы описания. Им бывает достаточно одного взгляда, чтобы понять всю суть работы над вязаным изделием. Картина становится ясной: сколько петель необходимо набрать, какова форма и размер изделия, будет ли сложной работа по отношению к знаниям и умениям и т.д. Работая со схемой, вы учитесь думать и рассуждать, а это очень важно, потому что поняв, в чем секрет вязания какого-либо изделия, вам захочется побыстрее его сделать.

А словесное описание не дает такой четкой картины. Вчитываясь в строки, необходимо напрягаться, мысленно представлять все этапы работы. Такую форму можно порекомендовать лишь тогда, когда образец или изделие является очень простым, не требующим большого практического опыта и глубоких знаний.

Схематическое изображение очень сильно экономит листы в рабочей тетради, в книгах и журналах.

Чтобы отчетливей понять, что такое схема, откройте журнал. Вы видите какие-то палочки, кружочки, крестики. Мы с вами эти условные знаки записывали в рабочей тетради. Давайте еще раз их посмотрим.

Слайд №5  «Таблица условных знаков»

(Чтение условных знаков. Обратить внимание учащихся на сокращения в условных обозначениях: соед. ст.;   в. п.;     ст. б/н;     ст. с/н;     ст. с 2/н)

Сейчас хочется остановиться на таком моменте. Просматривая различные пособия, книги по вязанию крючком, можно обнаружить, что в разных изданиях при описании какого-либо приема вязания используют различное схематическое изображение. Например, столбик без накида может быть представлена знаками I или +, полустолбик – знаками –   --- или Т. Но это не принципиально. Четко следуйте инструкциям, и у вас обязательно получится то изделие, над которым вы работаете.

Теперь давайте поговорим о том, каким образом могут располагаться схемы.

Слайд №6  «Прямоугольная схема»

Если вы будете вязать образец или какое-нибудь прямоугольное изделие, то и схематическое изображение будет этой формы. Внимательно посмотрите на схему.

- Как вы думаете, как читается схема при вязании прямоугольного изделия?

- Что обозначают цифры?

 Схема обычно читается снизу вверх, вязание нечетных рядов начинается справа налево, а четные слева направо. В других случаях направление вязания показывается стрелками. Цифры на каждом ряду обозначают его номер.

Слайд №7  «Схема круглой салфетки»

Если изделие круглое, например, салфетка, то схематическое изображение также будет круглым.

- Что обозначают цифры на каждом ряду? (Цифры на каждом ряду обозначают его номер). Номера рядов указаны в тех местах, откуда они начинаются. Нельзя пропустить ни  одного ряда, иначе весь рисунок собьется и дальнейшая работа может вызвать огромные затруднения. Внимательно посмотрите на схему, подумайте и скажите, как читаются круговые ряды? Все круговые ряды читаются справа налево.

Запись в тетради: Цифры на каждом ряду обозначают номер ряда. Все круговые ряды читаются справа налево. При вязании прямоугольного изделия схема читается снизу вверх.

И еще один важный момент, с которым вы можете сталкиваться при чтении схемы.

Слайд №8   «Раппорт»

- Присмотритесь внимательно к схеме, подумайте и скажите, почему, по вашему мнению, схема дана не полностью? (Определенное количество петель повторяется и соответственно рисунок повторяется)

Правильно, некоторое количество петель постоянно повторятся. Таким повторением создается общий вид рисунка. Эта основная часть называется раппортом узора. При словесном описании вязки раппорт узора отмечается звездочками *.

В рабочую тетрадь запишем определение.

Раппорт узора – это повторение определенного количества петель для создания общего вида рисунка.

Итак, мы разобрали, что такое вязание по схемам, и попробуем теперь связать мотив «Цветок» с помощью схемы (условных знаков) и описания работы. Будет она относительно простой, но постепенно приобретая необходимый опыт, вы научитесь вязать изделия любой сложности, разных форм и размеров. Если соединить цветочные мотивы между собой, то какое изделие может получится? (Салфетка, шарф, шаль, даже кофточка.) Любая салфетка, искусно связанная, всегда может служить не только для украшения дома, но и будет отличным подарком на любой праздник. Тогда частичка вашего душевного тепла перейдет другому человеку. Если открыть словарь В. Даля, то о салфетке там можно прочитать следующее: «Салфетка – от французского кусок (часть) камчатной или браной ткани для утирки за столом или малая скатерть, нередко цветная, на чайный столик».

V.  Инструктаж по технике безопасности. Санитарно-гигиенические требования.

Слайд №9  «Правила ТБ, санитарно-гигиенические требования»

Девочки, я напечатала Правила техники безопасности и санитарно-гигиенические требования отдельно, но кто-то пошалил и все правила перемешал. Прочитайте сначала правила ТБ, затем санитарно-гигиенические требования.

  • Свет должен падать слева.
  • Крючки должны быть хорошо отшлифованы.
  • Нельзя делать во время работы резких движений рукой с крючком – можно поранить рядом сидящего.
  • Не вязать при плохом освещении.
  • Ножницы должны лежать с сомкнутыми лезвиями кольцами к работающему, передавать их кольцами вперед.
  • При вязании сидеть нужно на всей поверхности стула.
  • Не вязать по несколько часов подряд.

V I.  Практическая работа.

  1. Вводный инструктаж учителя:
  • сообщение названия практической работы;
  • разъяснение задач практической работы;
  • ознакомление с объектом труда (образцом мотива «Цветок»).

Слайд №10  «Схема цветочного мотива»

  • работа со схемой цветочного мотива;
  • разбор по карточке технологии изготовления цветочного мотива. (Приложение №1).

Для того, чтобы избежать ошибок, постоянно контролируйте свою работу: наличие определенного количества петель, точность и аккуратность выполнения работы и т.д. Самоконтроль поможет избежать большого количества ошибок. Также есть хороший проверенный способ, который помогает быстрей научиться разбираться в схемах – изредка меняйтесь своими изделиями и проверяйте работу другого человека. При этом существует прекрасная возможность сравнить достоинства и недостатки вязания каждого и лучше запомнить различные особенности работы. Помогайте друг другу, подсказывайте, показывайте приемы вязания.

Слайд №11  «Контроль качества выполненной работы»

После выполнения практической работы проверьте качество выполненной работы:

  • изделие должно быть плоским;
  • рисунок точно соответствует схеме вязания;
  • нить после окончания вязания закреплена правильно.
  1. Самостоятельная работа учащихся.

Если забыли, как выполнить начало вязания - основное кольцо, откройте учебник, с. 150, рис. 98.

Итак, прежде чем мы начнем работать, сядьте поудобнее, выпрямите спину. В таком положении вы будете отдыхать за вязанием. А если будете работать сгорбившись, то быстро устанете, появится сутулость и вязание принесет вам не пользу, а вред.

Делайте все без спешки, так, чтобы движения рук были плавными, равномерными, тогда и вязка будет красивой и ровной.

Выполнение учащимися мотива «Цветок» по схеме. См. Приложение №1.

  1. Текущий инструктаж учителя (по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы).
  2. Формирование новых знаний.
  • проверка организации рабочих мест учащихся;
  • соблюдение правил ТБ, санитарии и гигиены труда при выполнении задания.
  1. Физкультминутка.

Гимнастика для глаз

Выполнять без напряжения, медленно, каждое упражнение по 5 раз.

  1. Вертикальные движения глазами вверх (считать до трех), вниз (считать до трех).
  2. Горизонтальные движения глазами вправо, влево.
  3. Круговые движения глазами сначала по часовой стрелке, затем против часовой стрелки.

Укрепление вестибулярного аппарата

Упражнение выполняется сидя.

  1. Наклоны головы вперед и назад до касания затылком спины.
  2. Повороты головы вправо и влево до упора.

         Профилактика нарушений осанки

  1. Исходное положение – стоя. Правую руку поднять вверх, согнуть в локте и завести за спину. Левую руку опустить вниз, согнуть в локте и завести за спину. Коснуться или сцепить пальцы правой и левой руки у правой лопатки. Плечи слегка отвести назад. Подбородок поднять и вытянуть вперед. Повторить упражнение, начиная с левой руки.
  1. Усвоение новых знаний.
  • о профессии вязальщицы;

Владение технологией вязания крючком является составной частью профессии вязальщицы трикотажных изделий вручную. Профессионально важными качествами вязальщицы являются: хорошее зрение и цветовосприятие, пространственное воображение, зрительно-моторная память. Устойчивость к монотомии, усидчивость, аккуратность, стремление к творчеству.

Медицинские противопоказания: плохое зрение, пониженное цветоощущение, болезни опорно-двигательного аппарата.

  • проверка правильности использования учащимися учебно-технической документации;
  • инструктирование по выполнению задания в соответствии схемы и описания работы.
  1. Целевые обходы.
  • оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся;
  1. Заключительный инструктаж.
  • анализ выполнения самостоятельной работы учащимися;
  • разбор типичных ошибок;
  • вскрытие причин допущенных учащимися ошибок;
  • повторное объяснение способов устранения ошибок.

VII.  Закрепление усвоенных знаний.

- Какие формы описания работы используют при изготовлении изделия? (Словесные пошаговые указания и схематическое изображение.)

- Почему вязание по схемам пользуется большей популярностью, чем словесные указания? (Одного взгляда на схему бывает достаточно, чтобы понять, в чем суть работы над изделием: сколько петель нужно набрать, каковы его форма и размер, будет ли сложной работа по отношению к знаниям и умениям.)

- Что обозначают цифры на каждом ряду любой схемы? (Номер ряда.)

- Как читаются круговые ряды? (Справа налево.)

- Как читается схема при вязании прямоугольного изделия? (Снизу вверх.)

- Что такое раппорт узора? (Повторение определенного количества петель для создания общего вида рисунка.)

VIII.  Домашнее задание   

Выполнить мотив по одной из схем Приложений (см. Приложение №2, Приложение №3). Схемы разной сложности, поэтому домашнее задание будет дано с учетом ваших индивидуальных знаний, умений, навыков, приобретенных на уроках по вязанию крючком.

IX.  Подведение итогов урока.

Вот и закончились наши несколько занятий по основным приемам вязания крючком.  Надеюсь, что работа доставила вам удовольствие и занятия по вязанию крючком вдохновили вас на самостоятельное выполнение более сложных и интересных работ. В свободное время отработайте еще раз приемы вязания. Когда ваша рука будет уверенно держать крючок, вязать ровные и аккуратные образцы, этот вид рукоделия будет приносить вам огромное удовлетворение! И, может быть, кто-то из вас темой проектной работы выберет изделие, связанное крючком.

А сейчас проведем анализ выполненных работ – разберем недостатки и отметим лучшие изделия. (Оценка результатов труда учащихся на уроке; выставление отметок в классный журнал и в дневники учащихся.)

- Почему цветочки получились разных размеров, хотя все работали по одной и той же схеме? (Каждый человек вяжет с разной плотностью;  разный номер крючка; толщина пряжи разная.)

- сообщение о теме следующего урока: «Технология производства химических волокон»

- задание учащимся на подготовку к следующему уроку. (Принести лоскутки тканей:  трикотажа, кружев из хлопка, натурального шелка, шелка из искусственных и синтетических волокон.

X.  Уборка рабочих мест

Заключительное слово учителя.

Урок хочется закончить словами (читает ученица):

Я возьму в руки нить и простой крючок,

И немножко фантазии и мастерства.

И свяжу я такое, что вам и не снится

Только чтобы жила на земле красота!

Я думаю, что после сегодняшнего урока каждый из вас может подписаться под этими словам

Литература:

  1. Технология. Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательной школы/ Под ред. В. Д. Симоненко – М.: Вентана-Графф, 2006.
  2. Журнал «Валя-Валентина», №2 (231)/ 2010, с. 16-17.
  3. Журнал «Валя-Валентина», №9 (238)/2010, с. 8, 22.
  4. Большая советская энциклопедия, М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1969.
  5. С. А. Ракова. Вязание крючком. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2003.
  6. Словарь В. Даля.


Приложение № 1.

Схема мотива «Цветок»

Условные обозначения

- соед.ст.

● - в.п.

׀ - ст.б/н

† - ст.с/н

‡ - ст.с 2/н

Описание работы

Набрать цепочку из 8 в.п. и замкнуть в круг с помощью соед.ст.

1-й р.: 1 в.п. подъёма, 11 ст.б/н в получившееся кольцо. Ряд закончить соед.ст.

2-й р.: 6 в.п. (1 в.п. подъёма +5 в.п.), *1 ст.б/н во 2-ой ст.б/н  предыдущего ряда от крючка, 5 в.п. *, повторить от * до * 4 раза, всего 6 раз. Ряд закончить  с помощью соед.ст.

3-й р.: 1 в.п. подъема, 1 ст.б/н, 2 ст.с/н, 1 ст.с 2/н, 1 в.п., 1 ст. с 2/н, 2 ст. с/н, 2 ст. б/н в арку из 5 в.п. предыдущего ряда, * 2 ст. б/н, 2 ст. с/н, 1 ст. с 2/н, 1 в.п., 1 ст. с 2/н, 2 ст. с/н, 2 ст. б/н в следующую арку из 5 в.п. предыдущего ряда от крючка *,  повторить от * до * 4 раза, всего 6 раз. Ряд закончить с помощью соед.ст.


Приложение № 2.

«Ажурное вязание мотива»

Условные обозначения

        - соед.ст.

● - в.п.

׀- ст.б/н

‡ - ст.с 2/н

Описание работы 

Набрать цепочку из 5 в.п. и замкнуть в круг с помощью соед.ст.

1-й р.: 7 в.п. (4 в.п. подъёма + 3 в.п.),  * 1 ст.с 2/н в получившееся  кольцо, 3 в.п. *, повторить от * до * 10 раз, всего 12  раз. Ряд закончить с помощью соед.ст.

2-й р.: 5 в.п. (1 в.п. подъёма  + 4 в.п.), 1 ст.б/н в арку из 3 в.п.,  * 2 ст.б/н в следующую арку из 3 в.п. предыдущего ряда от крючка, между ст.б/н арка из 4 в.п. *, повторить от  * до * 10 раз, всего 12 раз. Ряд закончить с помощью соед.ст.

Работу продолжить согласно схеме основного мотива по 4-й ряд включительно. Каждый ряд заканчивать соед.ст.


Приложение № 3.

Схема цветка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ФИЗИКИ В 7 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «Под водой, на воде, в воздухе: плавание человека, животных, воздухоплавание» УЧЕБНИК « ФИЗИКА 7 КЛАСС» ГРОМОВ С.В., РОДИНА Н.А. ПРОГРАММА КОРОВИН В.А., ДИК Ю.И.

Тема: «Под водой, на воде, в воздухе: плавание человека, животных, воздухоплавание».   Цель: 1. Обобщить, систематизировать знания учащихся по теме «Плавание тел.  Во...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ФИЗИКИ В 11 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ВЕЛИКИЕ ОТКРЫТИЯ И ИЗОБРЕТЕНИЯ, ИЗМЕНИВШИЕ МИР» УЧЕБНИК « ФИЗИКА 11 КЛАСС» МЯКИШЕВ Г.Я.

Тема: Великие открытия и изобретения, изменившие мир.Цель урока: 1. -Обобщить и систематизировать знания, полученные учащимися за курс...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка "Электрическая цепь. Электрическая схема. условные обозначения элементов электрической цепи"

Методическая разработка ориентирована на изучение электротехники в 5-х классах и содержит основные знания по устройству электрической цепи....

Методическая разработка «История вязания спицами и крючком»

Методическая разработка «История вязания спицами и крючком»...

Методическая разработка урока "В зоопарке" методическая разработка по английскому языку (5 класс)

Данный урок основан на учебнике Spotlight 5. Тема урока: В зоопарке . УМК: «Английский в фокусе» (Spotlight- 5) Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс. Тип урока: урок актуализ...

Методическая разработка урока «Построение блок-схем алгоритмов на примере пословиц и стихов»

Методическая разработка урока «Построение блок-схем алгоритмов на примере пословиц и стихов»...