Тема урока: «Схемы расположения отклонений для валов и отверстий»
методическая разработка по технологии по теме
ПЛАН - КОНСПЕКТ
Профессия: Станочник широкого профиля.
Дисциплина: Технические измерения
Образовательное учреждение: СПб ГБПОУ КСиПТ
Преподаватель – Боталова Яна Викторовна
Раздел 1 . «Общие сведения о размерах и сопряжениях»
Тема урока: «Схемы расположения отклонений для валов и отверстий»
Тип урока: комбинированный урок.
Цель урока:
Обучающая: Сформировать знания и умения при выполнении расчетов величин предельных размеров и допуска по данным чертежа и определять годность заданных размеров
Задачи:
Образовательные:
- формирование знаний правил чтения технической документации;
- активизировать познавательную деятельность обучающихся.
Развивающие:
1. формирование умений применять теоретические знания в расчетах.
Воспитывающие:
1. воспитывать интерес к изучению предмета и осознание ее важности в профессии.
Вид проверки: индивидуальный, фронтальный Метод контроля: устный , письменный.
Средства контроля: устные вопросы, письменная работа
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, демонстрационный, проблемно-развивающий.
Ожидаемый результат:
Уметь:
- выполнять расчеты величин предельных размеров и допуска по данным чертежа и определять годность заданных размеров
Знать:
- основные термины и определения линейных размеров и отклонений;
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Межпредметные связи: техническое черчение , математика
Методическое оснащение урока: компьютер, проектор, демонстрационный экран.
Инструменты и принадлежности для работы:
Для преподавателя:
Учебно – методическая документация: план – конспект урока, презентация.
Для обучающихся: рабочая тетрадь, раздаточный материал
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_3._skhemy_raspolozheniya_otkloneniy_dlya_valov_i_otverstiy.docx | 174.69 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН - КОНСПЕКТ
Профессия: ОКПР 18809 Станочник широкого профиля.
Дисциплина: Технические измерения
Образовательное учреждение: СПб ГБПОУ КСиПТ
Преподаватель – Боталова Яна Викторовна
Раздел 1 . «Общие сведения о размерах и сопряжениях»
Тема урока: «Схемы расположения отклонений для валов и отверстий»
Тип урока: комбинированный урок.
Цель урока:
Обучающая: Сформировать знания и умения при выполнении расчетов величин предельных размеров и допуска по данным чертежа и определять годность заданных размеров
Задачи:
Образовательные:
- формирование знаний правил чтения технической документации;
- активизировать познавательную деятельность обучающихся.
Развивающие:
1. формирование умений применять теоретические знания в расчетах.
Воспитывающие:
1. воспитывать интерес к изучению предмета и осознание ее важности в профессии.
Вид проверки: индивидуальный, фронтальный Метод контроля: устный , письменный.
Средства контроля: устные вопросы, письменная работа
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, демонстрационный, проблемно-развивающий.
Ожидаемый результат:
Уметь:
- выполнять расчеты величин предельных размеров и допуска по данным чертежа и определять годность заданных размеров
Знать:
- основные термины и определения линейных размеров и отклонений;
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Межпредметные связи: техническое черчение , математика
Методическое оснащение урока: компьютер, проектор, демонстрационный экран.
Инструменты и принадлежности для работы:
Для преподавателя:
Учебно – методическая документация: план – конспект урока, презентация.
Для обучающихся: рабочая тетрадь, раздаточный материал
Ход урока
Этапы урока | Время | Деятельность мастера | Деятельность обучающихся | Методы обучения |
| 2 мин. | Проверка присутствующих обучающихся на уроке, выяснение причин отсутствия. | Староста докладывает о готовности группы к уроку. | Словесный |
-Актуализация опорных знаний; -Объявление темы и обучающей цели урока; -Изложение нового материала | 23мин. 10мин. 1мин.
12мин | Проверка материала по пройденной теме «Понятие о линейных размерах и отклонениях» Сообщение темы урока, его цели и задач; Высвечивание на экране через проектор тему и цели урока Изложение нового материала. Объявление ожидаемых результатов по итогам урока. | Отвечают на вопросы в устной форме Слушают, вникают, записывают в рабочих тетрадях. Слушают, вникают, записывают в рабочих тетрадях. | Словесный Словесный, наглядный, мультимедийное оборудование Словесный, наглядный, мультимедийное оборудование |
3.Текущий инструктаж -Первичная проверка усвоения знаний и умений. | 15мин | Раздача карточек-заданий. | Обучающиеся в рабочей тетради заполняют таблицу, делая расчеты. Делают схемы расположения поля допуска. По приглашению преподавателя один обучающийся выходит к доске. Проверяют ошибки, сверяются с ответами с доски. | Практический |
4. Заключительный инструктаж Рефлексия | 3мин | Анализ выполнения плана урока и достижение его цели. Подведение итогов урока. Выставление оценок. Комментарии.
Что вы хотите пожелать преподавателю? | Принимают активное участие в анализе самостоятельной работы по тематике урока Слушают, запоминают. Отвечают, благодарят за урок, высказывают пожелания. | Анализ проявления инициативности, самооценка по этапам проведения урока: - орг. момент; - обобщение изученного материала; - изучение нового материала; - закрепление; - подведение итогов; - домашнее задание. |
5.Домашнее задание Завершение урока | 2мин | 1. Параграф 3.3. 2. Конспект урока. 3. Литература – учебная, информационная, справочная, техническая. 4. Самостоятельная работа: составить таблицу основных терминов и их определений. | Записывают задания в тетрадях. | Частично-поисковый |
Ход урока
I. Организационный момент. (2 мин.)
• приветствие;
• проверка явки обучающихся;
• проверка готовности обучающихся к уроку.
I I. Сообщение темы и цели урока. (1 мин.) слайд (1)
Тема урока: «Схемы расположения отклонений для валов и отверстий »
Цель урока: Формирование профессиональных знаний и навыков о линейных размерах, отклонениях .
III. Актуализация знаний обучающихся (10 мин.)
Устный опрос (слайд 2)
- Почему при изготовлении изделий неизбежны погрешности размеров?
- В чём разница между номинальным и действительным размерами?
- Какие размеры называют предельными?
- Как связаны между собой предельный размер, номинальный размер и предельное отклонение?
- Что определяет допуск?
- Как связаны между собой предельные размеры и допуск?
- Как связаны между собой предельные отклонения и допуск?
- Как понимать обозначение 50-0.39 на чертеже? Чему в этом случае равно верхнее отклонение?
- Как понимать обозначение 75+0.030 на чертеже? Чему в этом случае равно нижнее отклонение?
- Какие элементы деталей имеют обобщённое название «отверстие»? Приведите конкретные примеры.
- Какие элементы деталей имеют обобщенное название «вал»? Приведите конкретные примеры.
- Как графически изображаются размеры, отклонения и поле допуска? Что на схеме обозначает нулевая линия?
- В чём различие между понятиями «допуск» и «поле допуска»?
- Сформулируйте условия годности действительного размера вала.
- Сформулируйте условия годности действительного размера отверстия.
IV. Изложение нового материала. (12 мин.)
(слайд 3)Размер – числовое значение линейной величины (диаметра, длины, высоты и т.п.) в выбранных единицах. Размеры разделяются на свободные и сопрягаемые. Свободные – конструктивно необходимые поверхности, не предназначенные для соединения с поверхностями других деталей. Сопрягаемые детали – две или несколько подвижно или неподвижно соединяемых деталей.
Сопрягаемые поверхности – поверхности, по которым происходит соединение деталей.
Несопрягаемые (свободные) поверхности – это конструктивно необходимые поверхности, не предназначенные для соединения с поверхностями других деталей.
В соединении деталей различают:
— охватываемые (наружные) поверхности, для обозначения которых введён специальный термин «вал»;
— охватывающие (внутренние) поверхности, для обозначения которых введён специальный термин «отверстие».
(слайд 4,5) Эти термины относятся не только к цилиндрическим деталям, но и к элементам деталей другой формы: резьбовых, шлицевых, плоских и т. д.
Примеры охватываемой и охватывающей поверхностей
Основной вал – это вал, верхнее предельное отклонение которого равно нулю (еs = 0).
Основное отверстие – это отверстие, нижнее предельное отклонение которого равно нулю (EI = 0).
Основной вал (а), основное отверстие (б)
Допуски размеров охватывающих поверхностей принято сокращённо называть допуском отверстия и обозначать ТD. (слайд 6)
Допуски размеров охватываемых поверхностей принято сокращённо называть допуском вала и обозначать Td.
Поле допуска – зона между наибольшим и наименьшим предельным размерами, изображенная графически.
Нулевая линия – линия на схеме поля допуска, соответствующая номинальному размеру или номинальному контуру.
Будем откладывать отклонения по оси у. Это будут координаты относительно нулевой линии предельных контуров. Отклонения могут иметь знак «+» и «-», поле допуска относительно нулевой линии расположится по-разному. (Пример для вала)
Величину допуска можно определить через отклонения:
Допуск – алгебраическая разность верхнего и нижнего отклонения (>0)
Отклонения могут быть е>0, е<0, е=0
Схематическое изображение полей допусков. (слайд 7)
Построение полей допуска ведется в масштабе. Поля допусков изображаются прямоугольниками. Относительно нулевой линии прямоугольник расположен так, что верхняя сторона определяет верхние отклонение, нижние – нижнее. Величины отклонений со знаками проставляют у вершин двух правых углов прямоугольников (мкм). Графически высота прямоугольника изображает величину допуска. Длина прямоугольника произвольна.
Нулевая линия, определяет номинальный размер ( в мм)
В справочниках d, D – в мм; отклонения es, ei, ES, EJ и допуски TD, Td в мкм, 1 мкм = 10-6 м = 10-3 мм.
Пример. Построить поле допуска и проставить отклонения, определить предельные размеры.
d = 40 мм; EJ = 0; TD = 39 мкм (H8); es = -25 мкм; Td = 25 мкм
Отверстие
Вал
V. Первичное закрепление знаний. (15мин)
Индивидуальная работа обучающихся. (слайд 8)
Основные понятия, выявленные при чтении размера | Обозначение размеров, мм | |||||
30±0,007 | ||||||
Номинальный размер, мм | ||||||
Верхнее предельное отклонение, мм | ||||||
Нижнее предельное отклонение, мм | ||||||
Наибольший предельный размер, мм | ||||||
Наименьший предельный размер, мм | ||||||
Допуск, мм |
Эталон ответов:
Основные понятия, выявленные при чтении размера | Обозначение размеров, мм | |||||
30±0,007 | ||||||
Номинальный размер, мм | 30,0 | 30,0 | 30,0 | 30,0 | 30,0 | 30,0 |
Верхнее предельное отклонение, мм | +0,050 | +0,040 | +0,007 | 0,045 | 0 | -0,040 |
Нижнее предельное отклонение, мм | +0,010 | -0,010 | -0,007 | 0 | -0,050 | -0,050 |
Наибольший предельный размер, мм | 30,050 | 30,040 | 30,007 | 30,045 | 30,0 | 29,960 |
Наименьший предельный размер, мм | 30,010 | 29,990 | 29,993 | 30,0 | 29,950 | 29,950 |
Допуск, мм | 0,040 | 0,050 | 0,014 | 0,045 | 0,050 | 0,010 |
VI. Подведение итогов урока (3 мин.)
• Выставление оценок обучающимся.
• Оценивание урока обучающимися.
VII. Домашнее задание : ( 2 мин.) ( слайд 9)
1. Параграф 3.3.
2. Конспект урока.
3. Литература – учебная, информационная, справочная, техническая.
4. Самостоятельная работа: составить таблицу основных терминов и их определений.
Использованные ресурсы. (слайд 10)
• Сергей Алексеевич Зайцев, Алексей Куранов, Андрей Толстов «Допуски и технические измерения», серия: "Профессиональное образование (Академия)". Учебник для учащихся НПО. Издательство "Академия", 2014г.
• Багдасарова Татьяна Ануфриевна. Допуски и технические измерения. Рабочая тетрадь. Издательство "Академия", 2014г.
Вышнепольский И.С. Техническое черчение. Учебник для учащихся НПО. Издательство Москва, 2009 г.
• http://studme.org/13250209/tovarovedenie/ponyatie_razmerah_otkloneniyah - сайт «Понятие о размерах и отклонениях»
Приложение:
• план – конспект открытого урока;
• презентация урока;
• карточки – задания для выполнения письменной работы на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта дистанционного урока.Тема урока: «Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности».
Метод проблемного обучения при проведении дистанционных уроков....
Урок технологии по теме "УСТРОЙСТВО И НАЗНАЧЕНИЕ СВЕРЛИЛЬНОГО СТАНКА. ПРИЁМЫ СВЕРЛЕНИЯ ОТВЕРСТИЙ. ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОЙ РАБОТЫ." 7 класс
Цель: ознакомить с устройствами и приемами работы на настольном сверлильном станке....
Технологическая карта урока трудового обучения по ФГОС НОО обучающихся с умственной отсталостью (5 класс, тема урока "Пришивание пуговиц с четырьмя сквозными отверстиями")
Технологическая карта составлена методически грамотно, что способствует продуктивной работе учителя и обучающихся....
Технологическая карта по технологии Тема урока «Сверление отверстий в деталях из древесины»
В материалах представлена развёрнутая технологическач карта урока и презентация к уроку...
6 класс ИЗО. Урок 17.ТЕМА УРОКА: «Рисование с натуры предметов цилиндрической формы, расположенных ниже уровня зрения (эмалированная кастрюля и кружка).
Поурочное планирование по ИЗО 6 клас 8 вид....
Методическая разработка. Конспект логопедического занятия с детьми с отклонениями в умственном развитии. Тема урока: «Звук и буква «А»
Предлагаю вашему вниманию методическую разработку логопедического занятия с применением здоровьесберегающих технологий. Данное логопедическое занятие можно рекомендовать для внедрения в практику други...